Статья 'Культурно-исторический процесс и аккультурация' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Культурно-исторический процесс и аккультурация

Сокольская Людмила Викторовна

кандидат юридических наук

доцент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Московский государственный областной гуманитарный институт

142605, Россия, г. Орехово-Зуево, ул. Лопатина, 16

Sokol'skaya Lyudmila Viktorovna

PhD in Law

associate professor of the Department of Civil Disciplines at Moscow State Regional Institute for the Humanities

142605, Russia, Orekhovo-Zuyevo, str. Lopatina, 16

law2012@mgogi.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.7.11978

Дата направления статьи в редакцию:

07-07-2015


Дата публикации:

05-09-2015


Аннотация: В статье исследуется роль аккультурации, как формы межкультурного контакта, в историческом процессе. Исторический процесс - это поступательный процесс развития культуры общества от низших форм ее состояний к высшим. Историческая реальность, заключенная в определенные пространственные и временные границы, изучается в работе как сложная структурная целостность, которая определяется взаимодействием множества культурных явлений и процессов. Если процесс развития и функционирования культуры любого социума представляет собой взаимодействие собственных культурных достижений с культурными элементами, выработанными иными народами. То аккультурация выполняет функцию спускового механизма, который выводит культуру социума на аттрактор (стремление культуры к устойчивости) своей собственной организации, на тенденции своего внутреннего развития. При исследовании применялись общенаучные и частнонаучные методы: анализа и синтеза, сравнительный, структурно-функциональный, исторический, системный, синергетический. Межкультурный контакт различных социумов принципиально неисчерпаем. Он может осуществляться как бесконечное развертывание и формирование все новых смыслов каждого, вступающего в контакт представителя культуры. На основе проведенного исследования автор формулирует вывод о том, что аккультурация – это длительный межкультурный контакт различных социумов, при котором контактируемые культурные системы вос-принимают свойства друг друга, в результате чего формируется некая «одинаковость» обеих культур и возникает новая целостность, обладающая качественно новыми характеристиками.


Ключевые слова:

культурно-исторический процесс, межкультурный контакт, аккультурация, взаимодействие культур, ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция, культура, культура социума

Abstract: In her article Sokolskaya studies the role of acculturation as a form of cross-cultural contact in the historical process. Historical process is defined as a progressive process of the development of culture from the lowest to the highest forms. Historical reality confined in particular spatial and time limits is being studied by the researcher as a complex structural integrity determined by the interaction of the variety of cultural phenomena and processes. Providing that the process of the development and functioning of culture of any community is the interaction of cultural achievements with cultural elements of other nations than acculturation is the trigger of cultural sustainability and self-development. In her research Sokolskaya has applied general and specific scientific methods such as analysis and synthesis, comparative, structure-functional, historical, systems and synergetic methods. According to the researcher, the cross-cultural communication of different societies and communities is in fact unlimited. It can unfold as a neverending development and creation of new meanings in the mind of everyone who gets in contact with a representative of this or that cultural community. Based on the results of the research, the author of the article concludes that acculturation is a durable cross-cultural interaction of different societies when cultural systems take each other's features, become somewhat 'alike' and create a new integrity with absolutely new features. 


Keywords:

culture-historical process, cross-cultural contacts, acculturation, cultural interaction, assimilation, separation, marginalization, integration, culture, culture of a community

Библиография
1. Acculturation in seven American Indian tribes, ed. R. Linton, N. Y.–L., 1940.
2. Acculturation: An exploratory formulation. N.Y., 1954
3. Beals R.L. Aboriginal Survivals in Mayo Culture // American Anthropolo-gist. V. XXXIV, 1932, p. 28-39.
4. Boas F. The Methods of Ethnology // American Anthropologist. 1920. N.S. Vol. 22, P. 311-322,
5. Foster G.M. Culture and Conquest. America's Spanish Heritage. NY., 1960.
6. Herskovits M.J. African Gods and Catholic Saints in New World Negro Be-lief // American Anthropologist. New Series. Menasha, 1937. Vol. 39. № 4.
7. Kroeber A.L. Anthropology: Race, Language, Culture, Psychology, Prehis-tory. N.Y.; Burlingame, 1948.
8. Mannoni O. Prospero and Coliban. The Psychology of Colonisation. New York, 1950.
9. Parsons E.С. Some Aztec and Pueblo Parallels // American Anthropologist. V. XXXV, 1933, p. 611-631.
10. Redfild R., Linton R., Herskovits M., Memorandum for the study of accul-turation // American Anthropologist. 1936, Vol. 38. №1.
11. Rudolf W. Der kulturelle Relativismus: Kritische Analyse einer Grund-satzfragen-Diskussion in der amerikanischen Ethnologie. – Berlin, 1968.
12. Stonequist E. The Marginal Man: A study in personality and conflict. N.Y., 1937.
13. Thurnwald R. The Psychology of Acculturation // American Anthropologist. 1932. V. XXXIV. P. 557–569.
14. Арутюнов С.А. Билингвизм и бикультурализм // Советская этнография. – 1978.-№ 2.
15. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Париж, 1969. Режим доступа http://www.odinblago.ru/smisl_istorii
16. Бери Д.В. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор пробле-мы / пер. с англ. – М., 2004.
17. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в ХХI век. – М., 1990.
18. Вахта В.М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США / Современная американская этнография: Теоретические направления и тенденции. – М., 1963.
19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
20. Докучаев И.И. Сетевая культура как исторический тип // Ученые за-писки. – К-на-А.: ГТУ. – 2012.-№ 4.
21. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. – М., 2007.
22. Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. – СПб, 1993.
23. Клейн Л.С. Персонализм: Культура и личность // Развитие личности. – 2005.-№2.
24. Маликов А.В Проблемы типологии государства: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 1998.
25. Марков Г.Е. Развитие современной германской буржуазной этнологии // Этнография за рубежом (историографические очерки). – М., 1979.
26. Сафиуллина М.И. Синергетический подход к изучению культурных контактов в этногенезе // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: материалы междунар. науч. конф. (18 мая 2001 г. Санкт-Петербург) к 80-летию проф. М.С. Кагана. Сер.: «Symposium». – СПб., 2001. – Вып. 12.
27. Соболев В.Г. Мусульманские общины в государствах Европейского союза: Проблемы и перспективы.– СПб., 2003.
28. Сокольская Л.В.Рецепция как историческая форма правовой аккультурации // Актуальные проблемы российского права.-2014.-1.-C. 47-56.
29. Сухарев М.В. Движение цивилизаций: Россия и Запад // Политические исследования. –2005.-№ 1.
30. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. – М., 1996.
31. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. – М., 1978.
32. Ушанова И.А. Перспективы развития теории аккультурации в глобали-зованном мире // Вестник Новгородского университета. – 2003.-№ 4. – С. 65-70; Петручак Л.А. Правовая культура России и межкультурный диалог в условиях глобализации // Актуальные проблемы российского права. –2011.-№ 4. –
33. Чучин-Русов А.Е. Конвергенция культур. – М., 1997.
34. Чучин-Русов А.Е. Культурно-исторический процесс: формы и содержание // Вопросы философии. – 1996.-№ 4.
35. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993. – Т. 1
36. Янкина Н.В. Межкультурная толерантность как компонент межкультурной коммуникации // Вестник Оренбургского государственного университета. Гуманитарные науки – 2006.-№ 1.
37. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Режим доступа: http://gendocs.ru/v1517/карл_ясперс
References
1. Acculturation in seven American Indian tribes, ed. R. Linton, N. Y.–L., 1940.
2. Acculturation: An exploratory formulation. N.Y., 1954
3. Beals R.L. Aboriginal Survivals in Mayo Culture // American Anthropolo-gist. V. XXXIV, 1932, p. 28-39.
4. Boas F. The Methods of Ethnology // American Anthropologist. 1920. N.S. Vol. 22, P. 311-322,
5. Foster G.M. Culture and Conquest. America's Spanish Heritage. NY., 1960.
6. Herskovits M.J. African Gods and Catholic Saints in New World Negro Be-lief // American Anthropologist. New Series. Menasha, 1937. Vol. 39. № 4.
7. Kroeber A.L. Anthropology: Race, Language, Culture, Psychology, Prehis-tory. N.Y.; Burlingame, 1948.
8. Mannoni O. Prospero and Coliban. The Psychology of Colonisation. New York, 1950.
9. Parsons E.S. Some Aztec and Pueblo Parallels // American Anthropologist. V. XXXV, 1933, p. 611-631.
10. Redfild R., Linton R., Herskovits M., Memorandum for the study of accul-turation // American Anthropologist. 1936, Vol. 38. №1.
11. Rudolf W. Der kulturelle Relativismus: Kritische Analyse einer Grund-satzfragen-Diskussion in der amerikanischen Ethnologie. – Berlin, 1968.
12. Stonequist E. The Marginal Man: A study in personality and conflict. N.Y., 1937.
13. Thurnwald R. The Psychology of Acculturation // American Anthropologist. 1932. V. XXXIV. P. 557–569.
14. Arutyunov S.A. Bilingvizm i bikul'turalizm // Sovetskaya etnografiya. – 1978.-№ 2.
15. Berdyaev N.A. Smysl istorii. Opyt filosofii chelovecheskoi sud'by. Parizh, 1969. Rezhim dostupa http://www.odinblago.ru/smisl_istorii
16. Beri D.V. Akkul'turatsiya i psikhologicheskaya adaptatsiya: obzor proble-my / per. s angl. – M., 2004.
17. Bibler V.S. Ot naukoucheniya – k logike kul'tury: Dva filosofskikh vvedeniya v KhKhI vek. – M., 1990.
18. Vakhta V.M. Problema akkul'turatsii v sovremennoi etnograficheskoi literature SShA / Sovremennaya amerikanskaya etnografiya: Teoreticheskie napravleniya i tendentsii. – M., 1963.
19. Danilevskii N.Ya. Rossiya i Evropa. – M., 1991.
20. Dokuchaev I.I. Setevaya kul'tura kak istoricheskii tip // Uchenye za-piski. – K-na-A.: GTU. – 2012.-№ 4.
21. D'yakonov I.M. Puti istorii. Ot drevneishego cheloveka do nashikh dnei. – M., 2007.
22. Ikonnikova S.N. Istoriya kul'turologii: Idei i sud'by. – SPb, 1993.
23. Klein L.S. Personalizm: Kul'tura i lichnost' // Razvitie lichnosti. – 2005.-№2.
24. Malikov A.V Problemy tipologii gosudarstva: avtoref. diss. … kand. yurid. nauk. – M., 1998.
25. Markov G.E. Razvitie sovremennoi germanskoi burzhuaznoi etnologii // Etnografiya za rubezhom (istoriograficheskie ocherki). – M., 1979.
26. Safiullina M.I. Sinergeticheskii podkhod k izucheniyu kul'turnykh kontaktov v etnogeneze // Metodologiya gumanitarnogo znaniya v perspektive XXI veka: materialy mezhdunar. nauch. konf. (18 maya 2001 g. Sankt-Peterburg) k 80-letiyu prof. M.S. Kagana. Ser.: «Symposium». – SPb., 2001. – Vyp. 12.
27. Sobolev V.G. Musul'manskie obshchiny v gosudarstvakh Evropeiskogo soyuza: Problemy i perspektivy.– SPb., 2003.
28. Sokol'skaya L.V.Retseptsiya kak istoricheskaya forma pravovoi akkul'turatsii // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava.-2014.-1.-C. 47-56.
29. Sukharev M.V. Dvizhenie tsivilizatsii: Rossiya i Zapad // Politicheskie issledovaniya. –2005.-№ 1.
30. Toinbi A.Dzh. Tsivilizatsiya pered sudom istorii. – M., 1996.
31. Tokarev S.A. Istoriya zarubezhnoi etnografii. – M., 1978.
32. Ushanova I.A. Perspektivy razvitiya teorii akkul'turatsii v globali-zovannom mire // Vestnik Novgorodskogo universiteta. – 2003.-№ 4. – S. 65-70; Petruchak L.A. Pravovaya kul'tura Rossii i mezhkul'turnyi dialog v usloviyakh globalizatsii // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. –2011.-№ 4. –
33. Chuchin-Rusov A.E. Konvergentsiya kul'tur. – M., 1997.
34. Chuchin-Rusov A.E. Kul'turno-istoricheskii protsess: formy i soderzhanie // Voprosy filosofii. – 1996.-№ 4.
35. Shpengler O. Zakat Evropy. – M., 1993. – T. 1
36. Yankina N.V. Mezhkul'turnaya tolerantnost' kak komponent mezhkul'turnoi kommunikatsii // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki – 2006.-№ 1.
37. Yaspers K. Istoki istorii i ee tsel'. Rezhim dostupa: http://gendocs.ru/v1517/karl_yaspers
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.