Статья 'Nil novi sub sole, или эпикуреизм как древний позитивизм ' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Nil novi sub sole, или эпикуреизм как древний позитивизм

Гусев Дмитрий Алексеевич

доктор философских наук

профессор, Московский педагогический государственный университет; Московский университет им. С.Ю. Витте; Институт права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

115432, Россия, г. Москва, 2-й Кожуховский проезд, 12, стр. 1, оф. 317

Gusev Dmitrii Alekseevich

Doctor of Philosophy

Doctor of Philosophy, professor of the Philosophy Department at Moscow State Pedagogical University

115432, Russia, g. Moscow, ul. 2-Oi kozhukhovskii proezd, d. 12, str. 1, of. 317

gusev.d@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.5.17840

Дата направления статьи в редакцию:

03-02-2016


Дата публикации:

30-06-2016


Аннотация: Существует ли в истории философской мысли прогресс? Преодолены ли прежние философские идеи и системы в координатах нынешнего состояния философии, или же следует говорить только о многообразных вариациях одного и того же, по крупному счету, содержания? Предметом исследования является эллинистическая философия в ее соотнесенности с современными эпистемологическими построениями. Объектом исследования являются философские идеи эпикурейской школы, рассмотренные к качестве отдаленного предшественника позитивизма рубежа Нового и Новейшего времени. Особенное внимание уделяется сравнительному и кросс-культурному анализу рефлексии теоретического знания в эпикуреизме и позитивизме. Проведение такого рода анализа осуществляется на основе единства этимологического, логического и исторического подходов, а также принципа системности и некоторых герменевтических приемов (в частности, интерпретации и понимания), используется метод историко-философской реконструкции, методы имманентного интерпретирующего анализа и компаративистского анализа и метод синтеза как соединения интерпретированного материала в новом качестве. Основными выводами проведенного исследования, составляющими его научную новизну является комплекс утверждений, согласно которому философские конструкции, которые вроде бы, безусловно исторически принадлежат Новому и Новейшему времени, были созданы и высказаны приблизительно на две тысячи лет раньше. Античный эпикуреизм не просто предвосхищает позитивистскую традицию в истории философии, начало которой традиционно относят к исходу Нового времени, но и достаточно детально прорабатывает ее, нисколько не уступая по своему философскому содержанию «настоящему» позитивизму.


Ключевые слова:

античный скептицизм, эллинистическая цивилизация, философия науки, позитивизм, научное мышление, эпикурейцы, минимализм, эмпирический уровень познания, теоретический уровень познания, истина

Abstract: Is there progress in the history of philosophical thought? Have the previous philosophical ideas and systems within the coordinates of the current state of philosophy been overcome, or we should talk only about the multiple variations of one and the same, on the grand scale, content? The subject of this research is the Hellenistic philosophy in its correlation with the modern epistemological constructs. The object is the philosophical ideas of the Epicurean school considered as a remote predecessor of positivism of the brink of the modern era and contemporary history.  Special attention is given to the comparative and cross-cultural analysis of reflection of the theoretical knowledge on Epicureanism and positivism. The main conclusion consists in the complex of statements, according to which the philosophical constructs that most certainly historically belong to modern era and contemporary history, have been created and expressed approximately two thousand years earlier. The antique Epicureanism not just supersedes the positivistic tradition in the history of philosophy, the beginning of which is traditionally attributed to the origin of the modern era, but it also fairly thoroughly covers it, not yielding in its philosophical content to the “genuine” positivism.


Keywords:

Truth, Theoretical level of cognition, Empirical level of cognition, Minimalism, Epicureans, Scientific thinking, Positivism, Philosophy of science, Hellenistic civilization, Antique skepticism

Библиография
1. Гусев Д.А. Античный скептицизм в истории становления научного мышления. М., 2013. С. 23.
2. Гусев Д.А. Скептицизм как философский реализм // Философия и культура. 2015. № 1. С. 20-28.
3. Гегель Г.Ф.В. Лекции по истории философии. Пер. Б.Столпнера. Кн. 2 // Гегель Г.Ф.В. Сочинения. Т. 10. М., 1932.
4. Pippin R.B. Kant on empirical concepts // Studies in history a. philosophy of science. L., 1979. Vol. 10, № 1.
5. Diogenes Laertius. De vitis, dogmatis et apophthegmatis clarorum philosophorum libri X. Vol. I-II. Lipsiae, 1828-1831; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. М.Л. Гаспарова. М.: Мысль, 1979. С. 65.
6. Гусев Д.А. Античный скептицизм и современная философия науки // Преподаватель. XXI век. 2014. № 3. Часть 2. С. 219-225.
7. Счастливцев Р.А. Параллелизм сознания в феноменологии Э.Гуссерля // Преподаватель XXI век. 2010. № 1. С. 305-310.
8. Seneca. De vita beata // Seneca. Collected works in ten volumes. II. Moral essays with an English translation by John W. Basore in three volumes. Vol.II. Camb-Lond. 1979. P. 98-180; Сенека Л.А. О блаженной жизни // Сенека Л.А. Философские трактаты. Пер. Т.Ю. Бородай. Изд. 2-е. СПб., 2001. С. 12-39. XIII. 4-6.
9. Sextus Empiricus. Adversus mathematicos sive disciplinarum professores libri VI et Adversus philosophos libri V // Sextus Empiricus. Opera Graece et Latine. Tom II. Lipsiae, 1841; Секст Эмпирик. Против ученых. Пер. А.Ф. Лосева // Секст Эмпирик. Сочинения в 2 томах. М.: Мысль, 1976. Т. 1. Т. 2. С. 7-204.
10. Sextus Empiricus. Pyrrhoniarum institutionum Libri III // Sextus Empiricus. Opera... Tom. I. Lipsiae, 1840; Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений. Пер. Н.В. Брюлловой-Шаскольской // Секст Эмпирик. Сочинения... Т. 2. С. 205-380.
11. Гусев Д.А. Скептические элементы стоической теории познания и становление научного мышления в контексте эллинистической философии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2010. № 4. С. 38-45.
References
1. Gusev D.A. Antichnyi skeptitsizm v istorii stanovleniya nauchnogo myshleniya. M., 2013. S. 23.
2. Gusev D.A. Skeptitsizm kak filosofskii realizm // Filosofiya i kul'tura. 2015. № 1. S. 20-28.
3. Gegel' G.F.V. Lektsii po istorii filosofii. Per. B.Stolpnera. Kn. 2 // Gegel' G.F.V. Sochineniya. T. 10. M., 1932.
4. Pippin R.B. Kant on empirical concepts // Studies in history a. philosophy of science. L., 1979. Vol. 10, № 1.
5. Diogenes Laertius. De vitis, dogmatis et apophthegmatis clarorum philosophorum libri X. Vol. I-II. Lipsiae, 1828-1831; Diogen Laertskii. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov. Per. M.L. Gasparova. M.: Mysl', 1979. S. 65.
6. Gusev D.A. Antichnyi skeptitsizm i sovremennaya filosofiya nauki // Prepodavatel'. XXI vek. 2014. № 3. Chast' 2. S. 219-225.
7. Schastlivtsev R.A. Parallelizm soznaniya v fenomenologii E.Gusserlya // Prepodavatel' XXI vek. 2010. № 1. S. 305-310.
8. Seneca. De vita beata // Seneca. Collected works in ten volumes. II. Moral essays with an English translation by John W. Basore in three volumes. Vol.II. Camb-Lond. 1979. P. 98-180; Seneka L.A. O blazhennoi zhizni // Seneka L.A. Filosofskie traktaty. Per. T.Yu. Borodai. Izd. 2-e. SPb., 2001. S. 12-39. XIII. 4-6.
9. Sextus Empiricus. Adversus mathematicos sive disciplinarum professores libri VI et Adversus philosophos libri V // Sextus Empiricus. Opera Graece et Latine. Tom II. Lipsiae, 1841; Sekst Empirik. Protiv uchenykh. Per. A.F. Loseva // Sekst Empirik. Sochineniya v 2 tomakh. M.: Mysl', 1976. T. 1. T. 2. S. 7-204.
10. Sextus Empiricus. Pyrrhoniarum institutionum Libri III // Sextus Empiricus. Opera... Tom. I. Lipsiae, 1840; Sekst Empirik. Tri knigi pirronovykh polozhenii. Per. N.V. Bryullovoi-Shaskol'skoi // Sekst Empirik. Sochineniya... T. 2. S. 205-380.
11. Gusev D.A. Skepticheskie elementy stoicheskoi teorii poznaniya i stanovlenie nauchnogo myshleniya v kontekste ellinisticheskoi filosofii // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Filosofiya». 2010. № 4. S. 38-45.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.