Статья 'Философская интерпретация геральдических символов Руси периода Монголо-татарского ига' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Философская интерпретация геральдических символов Руси периода Монголо-татарского ига

Шиповская Людмила Павловна

кандидат философских наук

профессор, кафедра Кафедра философии и социологии, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, Россия

Адрес: 127550 г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

Shipovskaya Lyudmila Pavlovna

PhD in Philosophy

Adres: 127550 g. Moscow, ul. Timiryazevskaya, 49

Shlр8@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Гемонов Александр Владимирович

студент, кафедра ., Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, Россия

Адрес: 127550 г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

Gemonov Aleksandr Vladimirovich

Adres: 127550 g. Moscow, ul. Timiryazevskaya, 49

agemonov@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2013.12.10195

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-5.76-2013


Аннотация: Аннотация. Данное научное исследование посвящено актуальной проблеме современного социогуманитарного знания, носящего междисциплинарный характер, и является логическим продолжением и развитием фундаментальных научных идей, которые нашли свое воплощение в трудах отечественных и зарубежных философов, криптографов, историков и культурологов. Важным аспектом статьи является рассмотрение роли геральдики и философской интерпретации символа на Руси, в период двухсот сорока летней зависимости русских земель от ханов Монгольской империи. Каждая национальная культура существует настолько, насколько она отличается от других культур. Семиотика позволяет сформировать особый угол зрения на социальную жизнь Руси в период монголо-татарского ига и выявить знаково-символические основы его материальной и духовной жизни, показать, как знаки и символы данного общества влияют на сознание и поведение индивидов, его составляющих. Важнейшим инструментом семиотического анализа является представление о связи между символом и референтом и о том, как эта связь, называемая референцией и существующая в абстрактно-понятийной сфере, влияет на сознание и поведение индивидов.


Ключевые слова:

социокультурное пространство, символизм, геральдические символы, национальный менталитет, символ, референт, «национальность» культуры, геральдика, герб, знак

Библиография
1. Аверинцев С.С., Давыдов Ю.Н., Турбин В.Н., и др. М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / Рос. академия наук, Институт философии.-М.: Наука, 1992.-С. 111-115.
2. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1979. — 424 с. с. 301.
3. Библер В.С. От наукоучения-к логике культуры : Два философских введения в двадцать первый век: М.: Политиздат, 1991. 413 с. с. 19.
4. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура (идея культуры в работах М.М. Бахтина) / В.С. Библер // Одиссей. Человек в истории. — М.: Наука, 1989. С. 23.
5. Белецкий С.Д. Древнейшая геральдика Руси // «Повесть временных лет». СПб., Вита Нова, 2012. стр. 431 – 463.
6. Белый А. Символизм как миропонимание/Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай.-М.: Республика, 1994.-528с. – (Мыслители XX в.)
7. Галанин А.В. Арийские традиции // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2012-2013. Адрес доступа:http://ukhtoma.ru/traditions1.htm
8. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 с.
9. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 2001.
10. Иванов М.К. Образ всадника в искусстве: иконографический архетип. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.ibif.org.ru/articles/nachalo01/01-03.pdf С. 32
11. Иванов С.А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара»христианина?. М., 2003.
12. Каргер М.К. Древний Киев // По следам древних культур: Древняя Русь / науч. ред и сост. Фёдоров Г. Б. М., 1953.
13. Кожинов В. Грех и святость русской истории. – М.: Эксмо, Яуза, 2006. – 480 с.
14. Лакиер А.Б. Русская геральдика [Электронный ресурс]. Адрес доступа: .http://www.heraldrybooks.ru/text.php?id=90
15. Литаврин Г.Г. Введение христианства в Болгарии (IX – начало X в.) // Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988. С. 58-59;
16. Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: «Лабиринт», 1996. С. 13-19.
17. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры.-М.: Университетская книга. 2012. 406 с. С. 311.
18. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
19. Присёлков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 2003.
20. Самохвалов В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий. — Симферополь: СОНАТ, 1999. — с. 184
21. Свердлов М.Б. Киевский собор св. Софии как источник исторической информации // ТОДЛ. Т. 55..
22. Соболева Н. А. Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета-М.: Языки славянских культур: Знак, 2006.-487 с.
23. Чумакова Т.В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси.-СПб., 2001
24. Чумакова Т.В. Образ человека в культуре Древней Руси: опыт философско-антропологического анализа: дис. ..канд. филос. наук: 09.00.13. – СПб., 2002.
25. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ.– К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. – 384 с. С. 216
26. Юнг К.Г. Нойманн Э. Психоанализ и искусство – М.: Ваклер, 1998. 306 с. с. 26.
27. Юнг К.Г. Человек и его символы – М.: Серебряные нити, 2011. 352 с.
28. Эко. У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию – СПБ.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 432 с. С. 51
29. Элиас Н. Придворное общество. М.: Языки славянской культуры, 2002. 314 с.
30. Бiлоус О.М. Державно-церковнi вiдносини як об’єкт полiтологiчного аналiзу: Автореф. дис. … к.полiт.н. Киïв, 2004. С. 2.
31. Kalevi Kull: Vegetative, Animal, and Cultural Semiosis: The semiotic threshold zones // Cognitive semiotics. Issue 4-Spring 2009-Anthroposemiotics vs. Biosemiotics
32. Schütz Alfred Scheler’s Theory of Intersubjectivity and the General Thesis of the Alter Ego» // Philosophy and Phenomenological Research, March, 1942, c. 323—347
33. Ottfried Neubecker Heraldry: Sources, Symbols and Meaning. Tiger Books International (1997). 288 pages.
34. «The quest for meaning». University of Toronto Press Incorporated, 2007, Toronto Buf-folo London. С. 153
References
1. Averintsev S.S., Davydov Yu.N., Turbin V.N., i dr. M.M. Bakhtin kak filosof: Sb. statei / Ros. akademiya nauk, Institut filosofii.-M.: Nauka, 1992.-S. 111-115.
2. Bakhtin M.M. Problema teksta v lingvistike, filologii i drugikh gumanitarnykh naukakh. Opyt filosofskogo analiza // Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva / Sost. S. G. Bocharov; Tekst podgot. G. S. Bernshtein i L. V. Deryugina; Primech. S. S. Averintseva i S. G. Bocharova. — M.: Iskusstvo, 1979. — 424 s. s. 301.
3. Bibler V.S. Ot naukoucheniya-k logike kul'tury : Dva filosofskikh vvedeniya v dvadtsat' pervyi vek: M.: Politizdat, 1991. 413 s. s. 19.
4. Bibler V.S. Dialog. Soznanie. Kul'tura (ideya kul'tury v rabotakh M.M. Bakhtina) / V.S. Bibler // Odissei. Chelovek v istorii. — M.: Nauka, 1989. S. 23.
5. Beletskii S.D. Drevneishaya geral'dika Rusi // «Povest' vremennykh let». SPb., Vita Nova, 2012. str. 431 – 463.
6. Belyi A. Simvolizm kak miroponimanie/Sost., vstup. st. i prim. L.A. Sugai.-M.: Respublika, 1994.-528s. – (Mysliteli XX v.)
7. Galanin A.V. Ariiskie traditsii // Vselennaya zhivaya [Elektronnyi resurs] – Vladivostok, 2012-2013. Adres dostupa:http://ukhtoma.ru/traditions1.htm
8. Gerder I. Idei k filosofii istorii chelovechestva. M.: Nauka, 1977. 703 s.
9. Danilevskii I.N. Drevnyaya Rus' glazami sovremennikov i potomkov (IX-XII vv.). M., 2001.
10. Ivanov M.K. Obraz vsadnika v iskusstve: ikonograficheskii arkhetip. Internet-resurs. Rezhim dostupa: http://www.ibif.org.ru/articles/nachalo01/01-03.pdf S. 32
11. Ivanov S.A. Vizantiiskoe missionerstvo: Mozhno li sdelat' iz «varvara»khristianina?. M., 2003.
12. Karger M.K. Drevnii Kiev // Po sledam drevnikh kul'tur: Drevnyaya Rus' / nauch. red i sost. Fedorov G. B. M., 1953.
13. Kozhinov V. Grekh i svyatost' russkoi istorii. – M.: Eksmo, Yauza, 2006. – 480 s.
14. Lakier A.B. Russkaya geral'dika [Elektronnyi resurs]. Adres dostupa: .http://www.heraldrybooks.ru/text.php?id=90
15. Litavrin G.G. Vvedenie khristianstva v Bolgarii (IX – nachalo X v.) // Prinyatie khristianstva narodami Tsentral'noi i Yugo-Vostochnoi Evropy i kreshchenie Rusi. M., 1988. S. 58-59;
16. Mamardashvili M.K. Vvedenie v filosofiyu // Mamardashvili M.K. Neobkhodimost' sebya. M.: «Labirint», 1996. S. 13-19.
17. Mezhuev V.M. Ideya kul'tury. Ocherki po filosofii kul'tury.-M.: Universitetskaya kniga. 2012. 406 s. S. 311.
18. Pashuto V.T. Vneshnyaya politika Drevnei Rusi. M., 1968.
19. Priselkov M.D. Ocherki po tserkovno-politicheskoi istorii Kievskoi Rusi X-XII vv. SPb., 2003.
20. Samokhvalov V. P. Psikhoanaliticheskii slovar' i rabota s simvolami snovidenii i fantazii. — Simferopol': SONAT, 1999. — s. 184
21. Sverdlov M.B. Kievskii sobor sv. Sofii kak istochnik istoricheskoi informatsii // TODL. T. 55..
22. Soboleva N. A. Ocherki istorii rossiiskoi simvoliki. Ot tamgi do simvolov gosudarstvennogo suvereniteta-M.: Yazyki slavyanskikh kul'tur: Znak, 2006.-487 s.
23. Chumakova T.V. «V chelovecheskom zhitel'stve mnozi obrazy zryatsya». Obraz cheloveka v kul'ture Drevnei Rusi.-SPb., 2001
24. Chumakova T.V. Obraz cheloveka v kul'ture Drevnei Rusi: opyt filosofsko-antropologicheskogo analiza: dis. ..kand. filos. nauk: 09.00.13. – SPb., 2002.
25. Yung K.G. Dusha i mif: shest' arkhetipov. Per. s angl.– K.: Gosudarstvennaya biblioteka Ukrainy dlya yunoshestva, 1996. – 384 s. S. 216
26. Yung K.G. Noimann E. Psikhoanaliz i iskusstvo – M.: Vakler, 1998. 306 s. s. 26.
27. Yung K.G. Chelovek i ego simvoly – M.: Serebryanye niti, 2011. 352 s.
28. Eko. U. Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu – SPB.: TOO TK «Petropolis», 1998. – 432 s. S. 51
29. Elias N. Pridvornoe obshchestvo. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2002. 314 s.
30. Bilous O.M. Derzhavno-tserkovni vidnosini yak ob’єkt politologichnogo analizu: Avtoref. dis. … k.polit.n. Kiïv, 2004. S. 2.
31. Kalevi Kull: Vegetative, Animal, and Cultural Semiosis: The semiotic threshold zones // Cognitive semiotics. Issue 4-Spring 2009-Anthroposemiotics vs. Biosemiotics
32. Schütz Alfred Scheler’s Theory of Intersubjectivity and the General Thesis of the Alter Ego» // Philosophy and Phenomenological Research, March, 1942, c. 323—347
33. Ottfried Neubecker Heraldry: Sources, Symbols and Meaning. Tiger Books International (1997). 288 pages.
34. «The quest for meaning». University of Toronto Press Incorporated, 2007, Toronto Buf-folo London. S. 153
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.