Философия и культура - рубрика Герменевтика
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Герменевтика"
Герменевтика
Орлова О.В. - Знаковость и значение процесса общения
Аннотация: Аннотация: статья посвящена проблемам знаковости, значения и толкования процесса общения в различных культурах. Культура и язык, являясь знаковыми системами, неразрывны в своем существовании. Язык, как средство развития культуры, приобщает человека к прошлой, настоящей и будущей культуре. Структура уровня значений своеобразна в каждой лингвокультуре и связа¬на с особенностями строя языка. Структура уровня понятий одина¬кова у всех людей и не зависит от конкретного языка. Наличие универсаль¬ного понятийного уровня во всех культурах обеспечивает успешность межкультурного общения и дает возможность людям, говорящим на разных языках с раз¬ными системами значений, понимать друг друга.
Орлова О.В. - Восприятие "чужой" картины мира
Аннотация: Аннотация: статья посвящена особенностям восприятия другой картины мира. Поведение людей определенной культуры зависит от восприятия своей картины мира. Язык как средство общения, образ мышления определяются культурой национального сообщества. Вербальное общение остается самой эффективной формой, но оно является только частью общения. Более важную роль играет невербальная коммуникация. В качестве основных параметров национальной культуры выделяют культурные ценности и установки. Культурные ценности относительно конкретны и специфичны. Установки более абстрактны и воспринимаются на подсознательном уровне. Они представляют собой склонность к восприятию мира по определенному образцу и обычно рассматриваются индивидом как часть самого мира.
Бабич И.А. - Герменевтика музыкальной коммуникации: пространственно-временной контекст интерпретации
Аннотация: В статье рассматриваются онтологические основания музыкальной коммуникации с точки зрения пространственно-временного континуума как социокультурного образования и архетипа телесности как скрытой жесто - пластической природы музыкального феномена.
Сретенская С.В. - О феномене понимания
Аннотация: Проблемное поле данного исследования – феномен понимания как предмет герменевтики. В статье освещены вопросы о причинах артикуляции понятия понимание в западной философии XIX – XX веков и особенностях рассмотрения проблемы понимания русскими мыслителями – И. В. Киреевским, Н. Ф. Фёдоровым, В. В. Розановым.
Чеснов Я.В. - Экзистенции: истоки зла
Аннотация: Предметом статьи является анализ порождения зла, она ограничена магической практикой. Привлекается большой философский и антропологический материал, а также собственные этнографические данные автора, собранные на Кавказе, в Средней Азии, центральных областях России и за рубежом. Уделено внимание концепциям злокозненной магии, развитым учёными от Эдуарда Тейлора до Поля Рикёра. Целью исследования поставлен герменевтический анализ зла как человеческой экзистенции. Иерархия философско-антропологических реконструкций позволила сойти с рассмотрения высоких уровней структуризации общества на базовые уровни одомашнивания времени, где обнаружены истоки страха, зла и магической агрессии. В результате, зло теряет прочное онтологические основания и выступает как социальная и культурная редукция, возникающая при ограниченности ресурсов обеспечения.
Сретенская С.В. - "Герменевтика": этимология и семантика термина
Аннотация: Наличие этимологической и семантической связи между однокоренными словами – герма, Гермес и герменевтика, позволило сформулировать положения, согласно которым герменевтика имеет отношение к метафизической истине, к опыту теории (ratio), к жиз-ни-смерти (смерти-возрождению) как онтологическому основанию герменевтического круга. Основным моментом исследования стал вопрос о прояснении природы Гермеса как трикстера, метафизическая функция которого – медиация между божественным и человеческим, макрокосмом и микрокосмом, жизнью и смертью. Соединяя в себе два мира и, как следствие, обладая двойственной природой, Гермес предполагает границу и её преодоление.
Чеснов Я.В. - экзистенции: низ тела
Аннотация: Отправляясь от анальной стадии, выделенной Зигмундом Фрейдом, автор определяет философские и антропологические основания своей теории экзистенции низа тела. Он исследует мифологический материал с точки зрения возрастных стадий. Он показывает, что, несмотря на разнообразие обрядов и верований, человечество удивительно однородно в его внимании к дефекации и уринации. Это недвусмысленно наличествует в современных цивилизациях.
Чеснов Я.В. - От витальности к долголетию
Аннотация: Движение – здоровье не только в физическом, но и метафизическом смысле. Человек в движении увеличивает свою жизнедеятельность до уровня витальности, то есть единения со Вселенной. Обряды запасения здоровьем нацелены на увеличение витальности. Этому содействуют эмбриологические представления и табу. Показано на примере обращения с выпавшим детским зубом, что является на деле заклинанием долголетия. Это долголетие в Абхазской геронтологической культуре рассматривается как последствие центростремительной концентрации сил Вселенной.
Апресян Р.Г. - Слова любви: eros, philia, agape
Аннотация: На основе контекстно-семантического анализа слов древнегреческого языка «эрос/eros», «филия/philia», «агапэ/agape» (на материале мифологии, философских и библейских текстов) делается следующий вывод: если принимать во внимание, что практики языка, в различные эпохи (классической античности, позднего эллинизма, раннего христианства) имеют отличия, и эти отличия касаются прежде всего сферы значений, то часто встречающееся утверждение о наличии в греческом языке разных слов для обозначения любви и тем более фиксирующих разные виды любви, можно считать своего рода лексически-семантической мифом. Не было в древности такого греческого, в котором бы актуально сосуществовали эти слова с фиксируемым сегодня определенным и строгим разделением указанных значений. Соприсутствие этих слов, представляющихся строго дифференцированными в своем предметном значении, не выходит за рамки неспециализированных словарей.
Чеснов Я.В. - Игра, женщина и математика

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7299

Аннотация: Проанализировано философское значение кавказского охотничьего мифа о сожительстве охотника с богиней охоты. Для раскрытия содержания мифа привлечены данные культур древнего Египта, Рима, обычаи и верования современных народов. Из подобных мифов выведено происхождение игры в кости. Само нумерологическое сведение женщины к единице характеризует то философское напряжение мысли, которое вело к появлению математического вычитания. Представление о нуле и сложении видится более поздним результатом патриархальных нравов.
Чеснов Я.В. - Герменевтика скрытых текстов: миф, титанизм и долгожительство

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.7704

Аннотация: Особенность статьи в том, что в ней герменевтика обращена не к письменному источнику, а к устному, т. е. к народной культуре. Герменевтическое средство, которое преимущественно используется, - понятие генотекста, введенное Джулией Кристевой (Julia Kristeva) с опорой на русскую семиотику. Показано значение герменевтических идей М.М. Бахтина и В.С. Библера. Общее определение культуры принято в формулировке П.С. Гуревича. Освобождение генотекста от оболочки фенотекста раскрыло роль сакральности культуры, титаническую составляющую в самоопределении человека и восхождение к этим началам поведения долгожителей (на примере абхазской популяции, долгие годы изучавшейся автором)
Э.М. СПИРОВА - СООТНОШЕНИЕ ЗНАКА И СИМВОЛА c. 0-0
Аннотация: В теории символа его соотношение со знаком является едва ли не главной теоретической проблемой. Во многих философских текстах эти понятия даются без необходимого различения. Между тем только через последовательное разведение заключенного в них содержания можно понять суть символа. В статье Э.М. Спировой делается попытка раскрыть эту проблему, опираясь на труды крупных европейских философов.
И.М. Ильинский - «Сейчастность» писем Бунина. c. 0-0
Аннотация: В статье рассказывается о нарастании интереса к И. Бунину в СССР и в «новой» России. Автор развенчивает различные упрощенные представления о великом русском писателе. Отмечается, что Бунин не стоял вне политики. Подчеркивается актуальность его поэзии и публицистики.
Ж.В. Спиридонова - Чудо понимания c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Задача герменевтики – прояснить чудо понимания, а чудо понимания заключается не в том, что души таинственно сообщаются между собой, а в том, что они причастны к общему для них смыслу. Как возможно понимание? Это и есть основной вопрос герменевтики. Понимание - это всегда понимание другого.
Я.В. Чеснов - Как мыслить антропологически? c. 15-28
Аннотация: витальное антропологическое мышление одинаково присуще носителям культуры и антропологу. Из этого исходит этика полевого (этнографического) наблюдения. Эмпирические факты организованы жанром. Философия даёт антропологии логику герменевтических средств, а также вектор гуманитарных экспертиз.
Я.В. Чеснов - От витальности к долголетию c. 23-33
Аннотация: Движение — здоровье не только в физическом, но и метафизическом смысле. Человек в движении увеличивает свою жизнедеятельность до уровня витальности, то есть единения со Вселенной. Обряды запасения здоровьем нацелены на увеличение витальности. Этому содействуют эмбриологические представления и табу. Показано на примере обращения с выпавшим детским зубом, что является на деле заклинанием долголетия. Это долголетие в Абхазской геронтологической культуре рассматривается как последствие центростремительной концентрации сил Вселенной.
Р.Г. Апресян - Слова любви: Eros, Philia, Agape c. 27-40
Аннотация: На основе контекстно-семантического анализа слов древнегреческого языка «эрос/eros», «филия/philia», «агапэ/agape» (на материале мифологии, философских и библейских текстов) делается следующий вывод: если принимать во внимание, что практики языка, в различные эпохи (классической античности, позднего эллинизма, раннего христианства) имеют отличия, и эти отличия касаются прежде всего сферы значений, то часто встречающееся утверждение о наличии в греческом языке разных слов для обозначения любви и тем более фиксирующих разные виды любви, можно считать своего рода лексически-семантической мифом. Не было в древности такого греческого, в котором бы актуально сосуществовали эти слова с фиксируемым сегодня определенным и строгим разделением указанных значений. Соприсутствие этих слов, представляющихся строго дифференцированными в своем предметном значении, не выходит за рамки неспециализированных словарей.
С.В. Сретенская - О феномене понимания c. 31-37
Аннотация: Проблемное поле данного исследования — феномен понимания как предмет герменевтики. В статье освещены вопросы о причинах артикуляции понятия понимание в западной философии XIX-XX вв. и особенностях рассмотрения проблемы понимания русскими мыслителями — И.В. Киреевским, Н.Ф. Фёдоровым, В.В. Розановым
С.В. Сретенская - «Герменевтика»: этимология и семантика термина. c. 36-48
Аннотация: наличие этимологической и семантической связи между однокоренными словами — герма, Гермес и герменевтика, позволило сформулировать положения, согласно которым герменевтика имеет отношение к метафизической истине, к опыту теории (ratio), к жиз-ни-смерти (смерти-возрождению) как онтологическому основанию герменевтического круга. Основным моментом исследования стал вопрос о прояснении природы Гермеса как трикстера, метафизическая функция которого — медиация между божественным и человеческим, макрокосмом и микрокосмом, жизнью и смертью. Соединяя в себе два мира и, как следствие, обладая двойственной природой, Гермес предполагает границу и её преодоление.
Я.В. Чеснов - Экзистенции: истоки зла c. 38-47
Аннотация: предметом статьи является анализ порождения зла, она ограничена магической практикой. Привлекается большой философский и антропологический материал, а также собствен- ные этнографические данные автора, собранные на Кавказе, в Средней Азии, центральных областях России и за рубежом. Уделено внимание концепциям злокозненной магии, развитым учёными от Эдуарда Тейлора до Поля Рикёра. Целью исследования поставлен герменевтический анализ зла как человеческой экзистенции. Иерархия философско-антропологических реконструкций позволила сойти с рассмотрения высоких уровней структуризации общества на базовые уровни одомашнивания времени, где обнаружены истоки страха, зла и магической агрессии. В результате, зло теряет прочное онтологические основания и выступает как социальная и культурная редукция, возникающая при ограниченности ресурсов обеспечения.
Кузьмин В.Г. - Язык живописи и герменевтика цвета: феноменологический аспект c. 40-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.9.30948

Аннотация: Последовательно излагаются основные положения герменевтики цвета. Её своеобразие основано на субъективности восприятия цвета познающими субъектами. Благодаря «зазору» в понимании, обусловленному субъективностью зрителя, возникает эстетический момент в восприятии визуального. Изложение основано на анализе особенностей цветовых текстов, своеобразных «атомов» цветовой реальности (феноменологического обобщения концепта «цвет») и сопровождается применением полученных выводов к анализу языка живописи. Понимание цветового текста производится как соотношение внутреннего и внешнего контекстов. Первый включает в себя константное содержание, второй – все те аспекты, которые обусловлены ситуацией и состоянием самого зрителя. Смысл цветовых текстов определён как результат «цветового вывода»: полученное впечатление, созданный образ. Зритель наделён функцией завершения. В коммуникации понимание цветового текста основано на категориях цвета: лингвистических (вербальных) и базисных (цветовых). В рамках философии Другого актуален вопрос об адекватности передачи «цветового смысла» от «Я» к Другому. Такая адекватность может быть вариативной и во многом зависеть от принятых правил языковой игры (по Л. Витгенштейну). Язык живописи представлен в процессуальном плане и бывает в двух формах: собственно язык живописи (основан на дифференциации деятельности художника на неделимые составляющие) и метаязык живописи, конституируемый в сознании художника или зрителя на основе создания образов. Даётся анализ процесса интерпретации произведений живописи как в рамках языка живописи, так и в рамках метаязыка.
И.А. Бабич - Герменевтика музыкальной коммуникации: пространственно-временной контекст интерпретации c. 44-49
Аннотация: в статье рассматриваются онтологические основания музыкальной коммуникации с точки зрения пространственно-временного континуума как социокультурного образования и архетипа телесности как скрытой жесто - пластической природы музыкального феномена
Я.В. Чеснов - Экзистенция: низ тела c. 46-57
Аннотация: отправляясь от анальной стадии, выделенной Зигмундом Фрейдом, автор определяет философские и антропологические основания своей теории экзистенции низа тела. Он исследует мифологический материал с точки зрения возрастных стадий. Он показывает, что, несмотря на разнообразие обрядов и верований, человечество удивительно однородно в его внимании к дефекации и уринации. Это недвусмысленно наличествует в современных цивилизациях.
Я.В. Чеснов - Игра, женщина и математика c. 182-196

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62329

Аннотация: Проанализировано философское значение кавказского охотничьего мифа о сожительстве охотника с богиней охоты. Для раскрытия содержания мифа привлечены данные культур древнего Египта, Рима, обычаи и верования современных народов. Из подобных мифов выведено происхождение игры в кости. Само нумерологическое сведение женщины к единице характеризует то философское напряжение мысли, которое вело к появлению математического вычитания. Представление о нуле и сложении видится более поздним результатом патриархальных нравов.
Пилюгина М.А. - Постановка проблемы интерпретации в античной философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.13307

Аннотация: В статье анализируются условия и формирование методов истолкования в период античности. Проблема интерпретации с самых ранних этапов получает своё развитие в связи с познанием и пониманием. Истолкование как условие правильного понимания может быть успешным благодаря использованию определенных методов и приемов. Задача исследования состоит в поиске ответа на вопрос о том, каковы истоки интерпретации и как складывалась её методология. Проблема интерпретации рассматривается в контексте формирования гуманитарных областей знания, где понимание является необходимой составляющей, и развития философского знания. Исследование основано на методологии историко-философского анализа. Использовался герменевтический метод, как основной подход к анализу проблемы интерпретации. Разрабатываемая проблематика потребовала междисциплинарного подхода с привлечением работ по истории философии, герменевтике, теории аргументации, филологии. Показано, что появление данной проблематики было вызвано практическими запросами и её развитие связано с естественными социально-культурными условиями. Разработка проблемы интерпретации, в свою очередь, стимулировала появление специальных областей знания, которые со временем получили особый научный статус и оформились в гуманитарные направления и дисциплины. С развитием философского знания, проблема интерпретации получает своё осмысление в контексте познания и понимания. Именно с Античности начинается формулирование и развитие конкретных методов и приёмов интерпретации, которые являются эффективными по настоящее время.
Пилюгина М.А. - Постановка проблемы интерпретации в античной философии c. 269-279

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.66250

Аннотация: В статье анализируются условия и формирование методов истолкования в период античности. Проблема интерпретации с самых ранних этапов получает своё развитие в связи с познанием и пониманием. Истолкование как условие правильного понимания может быть успешным благодаря использованию определенных методов и приемов. Задача исследования состоит в поиске ответа на вопрос о том, каковы истоки интерпретации и как складывалась её методология. Проблема интерпретации рассматривается в контексте формирования гуманитарных областей знания, где понимание является необходимой составляющей, и развития философского знания. Исследование основано на методологии историко-философского анализа. Использовался герменевтический метод, как основной подход к анализу проблемы интерпретации. Разрабатываемая проблематика потребовала междисциплинарного подхода с привлечением работ по истории философии, герменевтике, теории аргументации, филологии. Показано, что появление данной проблематики было вызвано практическими запросами и её развитие связано с естественными социально-культурными условиями. Разработка проблемы интерпретации, в свою очередь, стимулировала появление специальных областей знания, которые со временем получили особый научный статус и оформились в гуманитарные направления и дисциплины. С развитием философского знания, проблема интерпретации получает своё осмысление в контексте познания и понимания. Именно с Античности начинается формулирование и развитие конкретных методов и приёмов интерпретации, которые являются эффективными по настоящее время.
Чеснов Я.В. - Герменевтика знания в народной культуре (специальная теория антропоценоза)

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.3.10689

Аннотация: Реконструкция антропоценоза средствами народной культуры с тем, чтобы установить роль двух видов примордиального знания: локусного и маршрутного. Особое значение придано феномену наименования. Оказывается, он лежит в основе как архаического мышления, так и современного научного. Частным случаем наречения имён является молчание. Именно оно в гораздо большей мере характеризует народную культуру, чем её устные тексты. Молчание сопряжено с особым типом примордиального знания, которое, собственно, и структурирует антропоценоз. В качестве методологии исследования применена герменевтическая процедура, состоящая из экспозиции (фиксация-описание), понимания и толкования и, наконец, объяснения, которое в нашем случае сведено к уточнённому определению антропоценоза. Современная гуманитарная теория привычно обращена к анализу к анализу макрообщности типа государства, цивилизаций и т.д. Гуманитария проходит мимо интимного мира человека, который, в нашем случае, стал центром герменевтического анализа. Наш вывод неожиданен: структура архаического знания оказалась идентичной современной организации науки.
Чеснов Я.В. - Герменевтика знания в народной культуре (специальная теория антропоценоза) c. 413-425

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.3.64171

Аннотация: Реконструкция антропоценоза средствами народной культуры с тем, чтобы установить роль двух видов примордиального знания: локусного и маршрутного. Особое значение придано феномену наименования. Оказывается, он лежит в основе как архаического мышления, так и современного научного. Частным случаем наречения имён является молчание. Именно оно в гораздо большей мере характеризует народную культуру, чем её устные тексты. Молчание сопряжено с особым типом примордиального знания, которое, собственно, и структурирует антропоценоз. В качестве методологии исследования применена герменевтическая процедура, состоящая из экспозиции (фиксация-описание), понимания и толкования и, наконец, объяснения, которое в нашем случае сведено к уточнённому определению антропоценоза. Современная гуманитарная теория привычно обращена к анализу к анализу макрообщности типа государства, цивилизаций и т.д. Гуманитария проходит мимо интимного мира человека, который, в нашем случае, стал центром герменевтического анализа. Наш вывод неожиданен: структура архаического знания оказалась идентичной современной организации науки.
Скиперских А.В. - Политизация гардероба: одежда бунтующего человека как поверхность протеста.

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.13905

Аннотация: Предметом исследования автора являются гардеробные предпочтения бунтующего человека. Субъекта протеста отличают не только склонность к политическому оппонированию и активная оппозиционная деятельность. Субъект протеста манифестирует своё право на альтернативное мнение в собственном гардеробе, который отличает, подчас, довольно неожиданное позиционирование и вызов общественному вкусу. В данной статье автор пытается обнаружить соотношение между протестной гражданской активностью конкретного субъекта и его гардеробными предпочтениями, маркирующими его в протестном политическом контексте. Субъект протеста, использующий одежду в качестве поверхности для нанесения протестного политического письма, создаёт тем самым протестный политический текст (одну из его разновидностей). С точки зрения автора, оптимальным методом исследования стал метод политической герменевтики, представляющий собой искусство толкования политического текста. Новизна данного исследования раскрывается в том, что тяготение человека к протесту может эстетизироваться в дискурсе гардероба, где склонный к эпатажу человек убедительно манифестирует свои страсти и эмоции. Одежда сама по себе является оптимальной поверхностью представления протестных политических месседжей, потому как принадлежит самому человеку. Именно субъект протеста и принимает на себя ответственность за их содержание. Приведённые примеры показывают вневременной характер эстетизации протеста, отмечавшегося во всех культурах, потому как во всех культурах власть и сопротивление представлены в целостном, диалектическом единстве.
Скиперских А.В. - Политизация гардероба: одежда бунтующего человека как поверхность протеста. c. 430-437

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66387

Аннотация: Предметом исследования автора являются гардеробные предпочтения бунтующего человека. Субъекта протеста отличают не только склонность к политическому оппонированию и активная оппозиционная деятельность. Субъект протеста манифестирует своё право на альтернативное мнение в собственном гардеробе, который отличает, подчас, довольно неожиданное позиционирование и вызов общественному вкусу. В данной статье автор пытается обнаружить соотношение между протестной гражданской активностью конкретного субъекта и его гардеробными предпочтениями, маркирующими его в протестном политическом контексте. Субъект протеста, использующий одежду в качестве поверхности для нанесения протестного политического письма, создаёт тем самым протестный политический текст (одну из его разновидностей). С точки зрения автора, оптимальным методом исследования стал метод политической герменевтики, представляющий собой искусство толкования политического текста. Новизна данного исследования раскрывается в том, что тяготение человека к протесту может эстетизироваться в дискурсе гардероба, где склонный к эпатажу человек убедительно манифестирует свои страсти и эмоции. Одежда сама по себе является оптимальной поверхностью представления протестных политических месседжей, потому как принадлежит самому человеку. Именно субъект протеста и принимает на себя ответственность за их содержание. Приведённые примеры показывают вневременной характер эстетизации протеста, отмечавшегося во всех культурах, потому как во всех культурах власть и сопротивление представлены в целостном, диалектическом единстве.
Я.В. Чеснов - Герменевтика скрытых текстов: миф, титанизм и долгожительство c. 680-691

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62668

Аннотация: Особенность статьи в том, что в ней герменевтика обращена не к письменному источнику, а к устному, т.е. к народной культуре. Герменевтическое средство, которое преимущественно используется, — понятие генотекста, введенное Джулией Кристевой (Julia Kristeva) с опорой на русскую семиотику. Показано значение герменевтических идей М.М. Бахтина и В.С. Библера. Общее определение культуры принято в формулировке П.С. Гуревича. Освобождение генотекста от оболочки фенотекста раскрыло роль сакральности культуры, титаническую составляющую в самоопределении человека и восхождение к этим началам поведения долгожителей (на примере абхазской популяции, долгие годы изучавшейся автором).
Лановский М.Ф. - Жизненный мир как "медиум" социально-антропологического взаимодействия

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12186

Аннотация: В настоящей статье автор обращается к философской концепции жизненного мира и предлагает её философско-антропологическую интерпретацию. В первую очередь дан обзор трактовок концепта "жизненный мир" с целью показать различные его аспекты. Главное внимание в статье уделено пониманию жизненного мира Юргеном Хабермасом. Концепция "жизненного мира" является одним из главных элементов социально-философской и социально-этической теории этого немецкого философа и связана с критикой технократизма и "онаученной цивилизации". Основной замысел статьи состоит в том, чтобы, во-первых, показать современные трансформации жизненного мира в контексте экспансии биотехнологий и, во-вторых, показать как посредническая функция жизненного мира может интенсифицировать антропологические риски конструктивистских утомий 21 века. В основном автор применял интерпретативный метод, а также общенаучные методы анализа и синтеза. При обращении к социально-философской проблематике автор опирался на диалектический подход и гуманитарную критику. Научная новизна статьи заключается в том, что мы обратились к тем идеям Юргена Хабермаса, которые не получают достаточного освещения в отечественных гуманитарных исследованиях. По мнению автора, теоретизации этого немецкого философа, касающиеся жизненного мира, имеют эвристический потенциал при решении философско-антропологических проблем. На основании этого автором статьи совершена попытка критического рассмотрения функций жизненного мира в современной социокультурной ситуации.
Лановский М.Ф. - Жизненный мир как "медиум" социально-антропологического взаимодействия c. 1020-1027

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65293

Аннотация: В настоящей статье автор обращается к философской концепции жизненного мира и предлагает её философско-антропологическую интерпретацию. В первую очередь дан обзор трактовок концепта "жизненный мир" с целью показать различные его аспекты. Главное внимание в статье уделено пониманию жизненного мира Юргеном Хабермасом. Концепция "жизненного мира" является одним из главных элементов социально-философской и социально-этической теории этого немецкого философа и связана с критикой технократизма и "онаученной цивилизации". Основной замысел статьи состоит в том, чтобы, во-первых, показать современные трансформации жизненного мира в контексте экспансии биотехнологий и, во-вторых, показать как посредническая функция жизненного мира может интенсифицировать антропологические риски конструктивистских утомий 21 века. В основном автор применял интерпретативный метод, а также общенаучные методы анализа и синтеза. При обращении к социально-философской проблематике автор опирался на диалектический подход и гуманитарную критику. Научная новизна статьи заключается в том, что мы обратились к тем идеям Юргена Хабермаса, которые не получают достаточного освещения в отечественных гуманитарных исследованиях. По мнению автора, теоретизации этого немецкого философа, касающиеся жизненного мира, имеют эвристический потенциал при решении философско-антропологических проблем. На основании этого автором статьи совершена попытка критического рассмотрения функций жизненного мира в современной социокультурной ситуации.
Веронезе М., Римонди Д. - М. Фуко и "исходное пространство различия". Открытая рана в сердце западной эпистеме

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.16774

Аннотация: Цель статьи состоит в том, чтобы показать актуальность мышления Мишеля Фуко в трактовке эпистемологических вопросов, которые в последнее время снова стали предметами обсуждения, в частности, вопрос о процессах дифференциации знаний и их основаниях. Если обратиться к анализу философии Фуко с целью уточнения этого вопроса, обнаруживается специфическая диалектика, опирающаяся на понятие "исходного пространства различия", в рамках которого положить основания можно только путем конститутивного исключения его отрицательного полюса. При этом, снова поднимается вопрос, который ставился в начале Кризиса Эдмунда Гуссерля: возможно ли, что происхождение таких оснований нет ничего более, кроме чистой случайности? Автор стремится проследить этапы разработки основных понятий философии Фуко в его ранних работах. Методологической и теоретической базой также служит совокупность принципов, выработанных в сфере французской критической эпистемологии и психоанализа. Автор приходит к выводу, что диалектическое понятие «исходного пространство различия» служит у Фуко путеводной нитью эпистемологичческого анализа, при помощи которой можно уточнить вопрос об основаниях гуманитарных наук. На основании толкования проблемы конституции наук, также устанавливается мост между Фуко и поздним Гуссерлем.
Веронезе М., Римонди Д. - М. Фуко и "исходное пространство различия". Открытая рана в сердце западной эпистеме c. 1313-1322

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.68208

Аннотация: Цель статьи состоит в том, чтобы показать актуальность мышления Мишеля Фуко в трактовке эпистемологических вопросов, которые в последнее время снова стали предметами обсуждения, в частности, вопрос о процессах дифференциации знаний и их основаниях. Если обратиться к анализу философии Фуко с целью уточнения этого вопроса, обнаруживается специфическая диалектика, опирающаяся на понятие "исходного пространства различия", в рамках которого положить основания можно только путем конститутивного исключения его отрицательного полюса. При этом, снова поднимается вопрос, который ставился в начале Кризиса Эдмунда Гуссерля: возможно ли, что происхождение таких оснований нет ничего более, кроме чистой случайности? Автор стремится проследить этапы разработки основных понятий философии Фуко в его ранних работах. Методологической и теоретической базой также служит совокупность принципов, выработанных в сфере французской критической эпистемологии и психоанализа. Автор приходит к выводу, что диалектическое понятие «исходного пространство различия» служит у Фуко путеводной нитью эпистемологичческого анализа, при помощи которой можно уточнить вопрос об основаниях гуманитарных наук. На основании толкования проблемы конституции наук, также устанавливается мост между Фуко и поздним Гуссерлем.
Апаева А.Ю. - М. Хайдеггер о поэзии бытия и о бытии поэзии Ф. Гёльдерлина

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.9.12433

Аннотация: В статье автор исследует проблематику работы философа Мартина Хайдеггера с поэзией Фридриха Гёльдерлина. Предметом рассмотрения стало его толкование стихотворения «Германия». Истолковывая отдельное произведение Гёльдерлина, Хайдеггер ищет новые пути для интерпретации поэтических произведений в целом. Постижение собственно поэтического в поэзии и его отличение от непоэтического происходит как феноменологическая редукция сложившейся традиции толкования стихотворений. Вводимый Хайдеггером оригинальный метод феноменологической герменевтики с его новым понятийным аппаратом может быть интересен как философам, так и филологам. Проблемы фундаментальной онтологии, которые занимали Хайдеггера в период написания книги «Бытие и время», остаются актуальными для него и в период занятия проблемами языка и искусства. Хайдеггер исследует онтологические структуры поэзии. В поэзии Гёльдерлина, открывшегося божественному бытию, учреждается историческое бытие народа. Автор в статье проводит историко-философский анализ текстов Хайдеггера, рефлексируя над поднятыми философом проблемами герменевтики поэзии. Но автор не только эксплицирует суждения Хайдеггера. Применяя собственную философскую интуицию к анализу поднятых Хайдеггером проблем, автор представляет уже новое философское видение, которое есть расширение хайдеггеровских идей в мире. Автор внимательно подходит и к вопросу о том, когда и почему Хайдеггер выбирает творчество Гёльдерлина для постижения сущности поэзии, для открытия пространства поэзии. Хайдеггеру удалось войти в его пространство поэзии и распознать в нем божественный слог. Размышления Хайдеггера о поэзии Гёльдерлина в частности и о поэзии в целом стали новым словом в истории философской мысли.
Апаева А.Ю. - М. Хайдеггер о поэзии бытия и о бытии поэзии Ф. Гёльдерлина c. 1334-1343

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.9.65495

Аннотация: В статье автор исследует проблематику работы философа Мартина Хайдеггера с поэзией Фридриха Гёльдерлина. Предметом рассмотрения стало его толкование стихотворения «Германия». Истолковывая отдельное произведение Гёльдерлина, Хайдеггер ищет новые пути для интерпретации поэтических произведений в целом. Постижение собственно поэтического в поэзии и его отличение от непоэтического происходит как феноменологическая редукция сложившейся традиции толкования стихотворений. Вводимый Хайдеггером оригинальный метод феноменологической герменевтики с его новым понятийным аппаратом может быть интересен как философам, так и филологам. Проблемы фундаментальной онтологии, которые занимали Хайдеггера в период написания книги «Бытие и время», остаются актуальными для него и в период занятия проблемами языка и искусства. Хайдеггер исследует онтологические структуры поэзии. В поэзии Гёльдерлина, открывшегося божественному бытию, учреждается историческое бытие народа. Автор в статье проводит историко-философский анализ текстов Хайдеггера, рефлексируя над поднятыми философом проблемами герменевтики поэзии. Но автор не только эксплицирует суждения Хайдеггера. Применяя собственную философскую интуицию к анализу поднятых Хайдеггером проблем, автор представляет уже новое философское видение, которое есть расширение хайдеггеровских идей в мире. Автор внимательно подходит и к вопросу о том, когда и почему Хайдеггер выбирает творчество Гёльдерлина для постижения сущности поэзии, для открытия пространства поэзии. Хайдеггеру удалось войти в его пространство поэзии и распознать в нем божественный слог. Размышления Хайдеггера о поэзии Гёльдерлина в частности и о поэзии в целом стали новым словом в истории философской мысли.
Шугуров М.В. - Соотношение смысла и небытия в антропологической онтогерменевтике: культуро-философские проекции c. 1353-1367

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.63410

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса онтологического статуса небытия в культуро-философской проекции антропологической онто-герменевтики. Автор предлагает рассматривать небытие в качестве кон-текста понимания феномена смысла, что позволяет выйти на уровень предельных условий человеческого смыслообразования. Небытие представлено как содержание опыта-предела, в котором совершается смыслообразование, составляющее ткань человеческого понимания, находящего свое закрепление в различных явлениях культуры. По мысли автора, онтогерменевтический подход к небытию в аспекте акцента на культурном бытии человека позволяет лучше понять сущность и предназначение культуры и детализировать тонкости присущего ей смыслообразования. Небытие показано как та величина, через сопро-тивление которой рождается энергийность смыслового бытия. Данное бытие обосновано как изначально плюралистическое и содержащие моменты внут-ренней негации, описываемой как небытие внутри смысла. Поэтому речь в этом случае может идти уже не просто о небытии как абсолютной смысловой незаполненности, разряжении и вакууме, а о пустоте как о недоосмысленности подавляющего воздействия чужого смысла, воспринимаемого как полное отсутствие нашего или моего смысла. Выход из ситуации усматривается автором в толерантном признании права на существование различных культурных смыслов в русле диалога культур.
Губман Б.Л., Ануфриева К.В. - Герменевтика П. Рикёра и аналитическая философия: проблема нарративной самоидентичности личности

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.14163

Аннотация: Автор пытается решить проблемы нарративной самоидентичности личности в герменевтической феноменологии П. Рикёра, рассмотрение предложенной им платформы выявления единства тождественности и самости в процессе конструирования рефлексивного образа "Я" в диалоге с аналитической философией. В этой перспективе должны быть выявлены особенности его полемики с различными вариантами объективистского рассмотрения личности и ее проявления в языковых актах, деятеля и действия в ракурсе семантики и прагматики, сложившимися в аналитической философии и приводящими к своеобразной ликвидации "Я" в реальности его уникального единства и становления во времени. В контексте статьи используется герменевтическая стратегия интерпретации рассматриваемой темы, применяется широкий спектр методов историко-философского анализа. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что демонстрируется специфика конструктивного диалога, осуществляемого Рикёром с ведущими представителями современной аналитической философии в процессе создания им собственной концепции нарративной идентичности личности. Предложенная им программа синтеза аналитической философии и герменевтики рассматривается как вполне действенная и реализуемая в подходе к проблеме нарративной идентичности как выражения единства жизни личности.
Губман Б.Л., Ануфриева К.В. - Герменевтика П. Рикёра и аналитическая философия: проблема нарративной самоидентичности личности c. 1371-1382

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.67051

Аннотация: Автор пытается решить проблемы нарративной самоидентичности личности в герменевтической феноменологии П. Рикёра, рассмотрение предложенной им платформы выявления единства тождественности и самости в процессе конструирования рефлексивного образа "Я" в диалоге с аналитической философией. В этой перспективе должны быть выявлены особенности его полемики с различными вариантами объективистского рассмотрения личности и ее проявления в языковых актах, деятеля и действия в ракурсе семантики и прагматики, сложившимися в аналитической философии и приводящими к своеобразной ликвидации "Я" в реальности его уникального единства и становления во времени. В контексте статьи используется герменевтическая стратегия интерпретации рассматриваемой темы, применяется широкий спектр методов историко-философского анализа. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что демонстрируется специфика конструктивного диалога, осуществляемого Рикёром с ведущими представителями современной аналитической философии в процессе создания им собственной концепции нарративной идентичности личности. Предложенная им программа синтеза аналитической философии и герменевтики рассматривается как вполне действенная и реализуемая в подходе к проблеме нарративной идентичности как выражения единства жизни личности.
Недугова И.А. - Интенциональная структура опыта

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.11.17495

Аннотация: Предметом исследования является предметно-энергийная структура сознания. Целью работы является разработка механизма выявления онто-гносеологических оснований предметного сознания как средства конструктивного преодоления искаженных форм Я в человеческом бытии. Построение целостной структуры сознания представит возможность проведения гносеологического и онтологического анализа предметного детерминизма культуры и сознания. Определено, что формирование целостного ядра идентичности человеческого Я должно быть сформировано на учитывании «здесь-бытие», т.е. должно быть построенно на базисе рефлексии учитывающей контекст, включающей в себя масимально идеальное, отстраненное от привычного понимания мышления. Идентичность предполагает преодоление «притяжения предмета» и при этом становления Я над ним как постоянное нахождение и высшего порядка (идентичности четвертого порядка). Методологическими основаниями исследования выступают: феноменологический метод (М. Хайдеггер), метод герменевтического круга (Э. Гуссерль), диалектический метод, метод системного анализа. Результат исследования включает в себя выявление форм искажения предметного ядра идентичности человеческого Я как условие формирования иллюзорного сознания. В качестве вывода представлена модель философской рефлексии над иллюзорным сознанием. Сформирована модель концепцию предметно определенного бытия, применимую в философских, культурологических, социально-философских и других гуманитарных исследованиях для анализа культурных процессов и процессов, происходящих в трансформации предметной идентичности человеческого Я.
Саврей В.Я. - Притча в герменевтике сакрального текста (на примере изучения евангельских притчей)

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.11.13142

Аннотация: Задача аутентичного восприятия сакрального библейского текста ставит на первый план проблему постижения природы притчи как особого литературного жанра, заключающего в своем содеражании нравственно-дидактический смысл и ориентирующего слушателя или читателя к постижению запредельной реальности, имеющей место быть в профетичкски возвещаемой эсхатологической перспективе. Как в прошлом так и в настоящем для большинства исследователей евангельского сакрального текста притча остается загадкой, анигмой, неподдающейся традиционной рациональной интерпритации. С точки зрения научно обоснованного методологического подхода, любое понятие нуждается в предельно точной дефиниции. Автор настоящей статьи на основании работ отечественных и зарубежных исследователей представляет основую версию определения понятия "притча", раскрывающую сущностно-смысловую природу этого важнейшего библейского понятия и дающего ключ к постижению притчи в религиозно-онтологическом, этическом, аксиологическом и религиоведческом аспектах. В статье нашла свое отражение стратегия научной методологии в подходе к изучению феномена евангельской притчи. Автором были применены сравнительно-лингвистический, аналитический, историко-культурный, этико-психологический, герменевтический и экзегетический методы. Раскрытие логико-диалектического и этико-дидактического смысла в интерпретации природы притчи, ее основных функционально-сущностных характеристик и ее этико-аксиологической и психологической предназначенности представляется существенно важным в мировоззренческом, философском, религиоведческом и учебно-методологическом отношениях. Цикл статей, посвященных исследованию феномена притчи, был основан на материалах спецкурса "Притчи в религиях мира: сравнительный анализ источников", читаемого автором на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Саврей В.Я. - Притча в герменевтике сакрального текста (на примере изучения евангельских притчей) c. 1618-1633

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.11.65727

Аннотация: Задача аутентичного восприятия сакрального библейского текста ставит на первый план проблему постижения природы притчи как особого литературного жанра, заключающего в своем содеражании нравственно-дидактический смысл и ориентирующего слушателя или читателя к постижению запредельной реальности, имеющей место быть в профетичкски возвещаемой эсхатологической перспективе. Как в прошлом так и в настоящем для большинства исследователей евангельского сакрального текста притча остается загадкой, анигмой, неподдающейся традиционной рациональной интерпритации. С точки зрения научно обоснованного методологического подхода, любое понятие нуждается в предельно точной дефиниции. Автор настоящей статьи на основании работ отечественных и зарубежных исследователей представляет основую версию определения понятия "притча", раскрывающую сущностно-смысловую природу этого важнейшего библейского понятия и дающего ключ к постижению притчи в религиозно-онтологическом, этическом, аксиологическом и религиоведческом аспектах. В статье нашла свое отражение стратегия научной методологии в подходе к изучению феномена евангельской притчи. Автором были применены сравнительно-лингвистический, аналитический, историко-культурный, этико-психологический, герменевтический и экзегетический методы. Раскрытие логико-диалектического и этико-дидактического смысла в интерпретации природы притчи, ее основных функционально-сущностных характеристик и ее этико-аксиологической и психологической предназначенности представляется существенно важным в мировоззренческом, философском, религиоведческом и учебно-методологическом отношениях. Цикл статей, посвященных исследованию феномена притчи, был основан на материалах спецкурса "Притчи в религиях мира: сравнительный анализ источников", читаемого автором на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Фетисова Е.Э. - Философская герменевтика как ключ к универсальной парадигме неоакмеизма: европейское Возрождение и русский Ренессанс

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.12.10816

Аннотация: Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах универсализм неоакмеизма как философско-культурной парадигмы и как феномена русского «ренессанса» в сопоставительном аспекте с традиционным (классическим) акмеизмом и культурой европейского Возрождения. Выявляется фундамент неоакмеизма, его «семантическая поэтика», специфическая мифология неоакмеизма, выстраивающая, поэтическую миромодель, анализируется разнообразие исканий, обусловливающих перспективу новых открытий на путях философии, отечественной и мировой литературы. Анализируется пространственно-временной континуум, его координаты, художественное пространство и время рассматриваются как особый эстетический и вербальный феномен, способствующий консолидации российского общества в постсовестском парадигматическом ряду. Также проводится сопоставительный анализ «Божественной комедии» Данте и поэзии неоакмеизма. Для раскрытия содержания неоакмеизма как культурной парадигмы привлечены особенности функционирования неоакмеизма во внешней коммуникации с традиционным акмеизмом. Философская методология служит ключом к пониманию внутренних структур неоакмеистической парадигмы. В рассматриваемом феномене имеются устойчивые и гармонично сочетающиеся черты, образующие ментальный код русской культуры, который стал ее ценностно-смысловой константой и обусловлил уникальность и преемственность ее развития как исследовательская стратегия, позволяющая реконструировать ее в новом историческом контексте. В центре сопоставительного подхода - подобие выразительных средств и авторской стилистики – от литературоведческих приемов, общих фраз, цитат вплоть до общности концепции акмеизма, сходным образом представленной в «Божественной комедии» Данте и поэзии неоакмеизма.
Фетисова Е.Э. - Философская герменевтика как ключ к универсальной парадигме неоакмеизма: европейское Возрождение и русский Ренессанс c. 1811-1820

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.12.65975

Аннотация: Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах универсализм неоакмеизма как философско-культурной парадигмы и как феномена русского «ренессанса» в сопоставительном аспекте с традиционным (классическим) акмеизмом и культурой европейского Возрождения. Выявляется фундамент неоакмеизма, его «семантическая поэтика», специфическая мифология неоакмеизма, выстраивающая, поэтическую миромодель, анализируется разнообразие исканий, обусловливающих перспективу новых открытий на путях философии, отечественной и мировой литературы. Анализируется пространственно-временной континуум, его координаты, художественное пространство и время рассматриваются как особый эстетический и вербальный феномен, способствующий консолидации российского общества в постсовестском парадигматическом ряду. Также проводится сопоставительный анализ «Божественной комедии» Данте и поэзии неоакмеизма. Для раскрытия содержания неоакмеизма как культурной парадигмы привлечены особенности функционирования неоакмеизма во внешней коммуникации с традиционным акмеизмом. Философская методология служит ключом к пониманию внутренних структур неоакмеистической парадигмы. В рассматриваемом феномене имеются устойчивые и гармонично сочетающиеся черты, образующие ментальный код русской культуры, который стал ее ценностно-смысловой константой и обусловлил уникальность и преемственность ее развития как исследовательская стратегия, позволяющая реконструировать ее в новом историческом контексте. В центре сопоставительного подхода - подобие выразительных средств и авторской стилистики – от литературоведческих приемов, общих фраз, цитат вплоть до общности концепции акмеизма, сходным образом представленной в «Божественной комедии» Данте и поэзии неоакмеизма.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.