по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 07, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 03-08-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2022
История идей и учений
Скороходова Т.Г. - Мечта о лучшей судьбе родины: идея будущей Индии в стихотворении Рабиндраната Тагора «Там, где разум бесстрашен…» c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38372

EDN: SHLYDF

Аннотация: Среди ключевых идей Бенгальского Возрождения XIX–начала XX в. есть идея будущей Индии, рассматриваемая с позиций её блага. В статье анализируется творческое воплощение этой идеи в стихотворении Рабиндраната Тагора «Там, где разум бесстрашен…» (1901). На основе герменевтического подхода автор прослеживает происхождение идеи, её эволюцию в творческой мысли национально-культурного ренессанса в Индии Нового времени и воплощение её содержания в мысли Р. Тагора. Применение принципа историзма позволило показать появление идеи «страны мечты» в поэзии Майкла Модхушудона Дотто, её «антитезиса» в философии Свами Вивекананды и превращение в образ будущей свободной Индии в стихотворении Р. Тагора.    Впервые «Там, где разум бесстрашен…» философски рассматривается в широком контексте истории мысли и культуры Индии от Раммохана Рая до Рабиндраната Тагора. Стихотворение являет собой приложение социального идеала свободного общества к будущей перспективе Индии; его практическое воплощение возможно, однако зависит от позитивной деятельности народа Индии. В поэме представлен комплекс ключевых идей эпохи: обновление духовной жизни, преодоление мёртвых правил, рациональное мышление во всех областях жизни, освобождение человека от традиционных форм зависимости, обретение достоинства и открытие новых путей развития. Более того, Тагор выражает всеобщую человеческую проблематику свободы и обстоятельств её воплощения в жизни народа.
Актуальный вопрос
Баринов Н.Н. - Марксизм-ленинизм и христианство: продолжение исследования И. Восторгова c. 15-43

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38417

EDN: KIPUMV

Аннотация: Настоящая статья представляет собой исследование совместимости теории и практики марксизма-ленинизма и православного христианства. Большое значение данной темы обусловлено непосредственной ее связью с благоустройством общества и ведущейся полемикой по данной проблеме с попытками интеграции коммунизма с христианством. В работе даётся историко-богословский анализ на основе критического исследования работ основоположников марксизма-ленинизма, их сподвижников, историко-богословских трудов, а также исторических документов по данному вопросу. В статье исследуются подходы учения православного христианства, а также марксизма-ленинизма к атеизму, материализму, религии и Церкви. Для этого изучаются соответствующие тексты Священного Писания, мнения отцов Церкви и взгляды основателей и последователей марксизма-ленинизма. Новизна данного исследования состоит в том, что некоторые документы впервые рассматриваются в контексте изучаемой проблемы. Кроме того, более развернуто и систематично, по сравнению с имеющимися трудами выполняется историко-богословский анализ сравнения учений марксизма-ленинизма и православного христианства по данной теме. Целью работы является изучение историко-богословских трудов, а также исторических документов, касающихся исследуемой проблемы. В статье делается вывод, что марксизм-ленинизм в данном вопросе не совместим с христианством и прямо ему противоположен. Начиная с ВОВ в СССР отношения государства и Церкви временами улучшались, но официальный государственный курс на марксизм-ленинизм не оставлял возможности их примирения. В настоящее время существуют попытки произвести симбиоз этих двух учений. Многие коммунисты положительно относятся к Церкви, поэтому диалог между ними возможен и необходим. Но пока идеологией коммунистов остаётся марксизм-ленинизм, антагонистичный христианству и любой религии вообще, в их рядах всегда будут оставаться враждебно действующие по отношению к религии. Поэтому синтез этих учений невозможен.
Онтология: бытие и небытие
Качай И.С. - Онтологическая детерминанта феномена творчества в концептуальном пространстве неклассической философии c. 44-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38434

EDN: JOEZEY

Аннотация: Предметом исследования выступает онтологическая природа феномена творчества в контексте концептуальных построений важнейших именных пластов неклассической философии. Цель работы – раскрыть онтологическую сущность творчества в контексте европейской философии XIX–XX столетий на материале трудов А. Шопенгауэра, А. Бергсона, Ж.-П. Сартра, А. Камю и М. Хайдеггера. Теоретико-методологической основой исследования являются произведения представителей неклассического периода развития философской мысли, а также труды современных отечественных и зарубежных исследователей, в своих работах прямо или косвенно затрагивающих проблему онтологической детерминанты творчества. Центральными методами исследования предстают сравнительный и комплексный методы для установления связей и отношений между явлениями, входящими в сферу бытия творчества, а также аналитико-интерпретативный метод для анализа существующих трактовок изучаемого феномена и представления авторской позиции.   Научная новизна исследования состоит в выявлении и систематизации философских представлений относительно онтологической детерминанты творчества в концептуальном поле западноевропейской неклассической философии XIX–XX столетий. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что в рамках неклассической философии онтологическая природа творчества раскрывается как на уровне объективной реальности (порождение и изменение наличествующего бытия), так в экзистенциально-личностном пространстве субъекта (самосозидание и самотрансцендирование посредством реализации иррационально-волевых интенций и смысложизненных ориентаций). В отличие от классической традиции философствования, абсолютизирующей гносеологический компонент творчества субъекта, в предметном поле неклассической философии творчество возвращает себе онтологическую укоренённость, поскольку выступает генеральным экзистенциальном человеческого бытия, раскрываясь сквозь призму таких понятий, как Воля к жизни, чистая длительность, творческая эволюция, Жизненный порыв, воображающее сознание, бунт против абсурда, выдвижение истины и выход из неподлинности.
Актуальный вопрос
Цяньпин Г. - М.А. Балакирев: путь к созданию новой композиторской школы c. 56-65

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38451

EDN: DSXTHL

Аннотация: Предметом статьи является роль М.А. Балакирева в развитии русской музыкальной культуры. Цель статьи заключается в анализе многогранной деятельности М.А. Балакирева, которого сама история выдвинула на свершение великих дел во благо музыкальной культуры и музыкального образования в России. В соответствии с темой и целью, использовались методы: ретроспективного анализа музыкальной жизни России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.; анализ мемуарных источников современников М.А. Балакирева; обобщение современных научных исследований по заявленной в статье теме. Методологию исследования составляют труды: воспоминания учеников и соратников М.А. Балакирева – Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков, В.В. Стасов российских исследователей – П.Д. Бобрыкин, Ю.В. Васильев, Е.М. Гордеева, Ю.В. Келдыш, И.Ф. Кунин. Новизна исследования заключается в выявлении эстетических противоречий между сложившимся подходом не только в творческом объединении композиторов, но и в музыкальном искусстве той эпохи. Материалы статьи могут быть включены в курс лекций и семинарских занятий по истории русской музыки, курсы повышения квалификации учителей музыки, преподавателей средних специальных и высших учебных заведений. Выводы проведенного исследования заключаются в следующем: охарактеризована цель и творческая деятельность композиторов «Могучей кучки» под руководством М.А. Балакирева как отражение русской демократической культуры эпохи революционного народничества; деятельность творческого содружества «Могучая кучка» представлена как олицетворяющая собой идейную платформу нового русского направления в музыке XIX века; охарактеризованы основные методы «композиторского» обучения и воспитания, применяемые М.А. Балакиревым.
Традиции и инновации
Се Ц. - Происхождение и развитие примитивного «фарфора» (протофарфора) в Китае c. 66-75

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38429

EDN: ACRXKY

Аннотация: В статье рассмотрены особенности развития китайского примитивного фарфора (протофарфора). Цель статьи – выявить периодизацию развития китайского фарфора на ранних этапах его истории и влияние протофарфора на так называемый «зрелый» фарфор более поздних периодов. Примитивный фарфор, являющийся переходным этапом от глиняной посуды к производству настоящего фарфора, относится к эпохе между правлением династии Шан и восточной династии Хань. Исследование проводилось с помощью исторического и сравнительного методов, а также метода формально-стилистического анализа. Важно было определить характеристики примитивного фарфора и выявить его роль в развитии общемирового искусства производства фарфора. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём не только выявлены временные рамки производства примитивного фарфора в Китае и определены его технологические и химические свойства, но и отмечены факторы влияния примитивного фарфора на историческое развитие китайского и мирового фарфора. Выявлено, что зарождение примитивного фарфора относится к XVI–XI векам до н. э., его развитие происходило в XI–II веках до н. э., а конец эпохи примитивного фарфора относится к II–III векам до н. э. Примитивный фарфор развивался в течение почти двух тысячелетий. Достигнув расцвета, технология его изготовления обеспечила технологическую базу для создания «зрелого» фарфора. Делается вывод о значительном влиянии, которое оказал примитивный фарфор на китайский, а посредством него – на мировой фарфор, во многом определив формирование данного значимого явления материальной культуры.
Диалог культур
Ма Ц. - Переосмысление творчества Чехова в современных китайских постановках c. 76-86

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38398

EDN: BNVBNA

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению ряда сценических проектов китайских режиссеров, в которых происходит переосмысление творчества выдающегося русского литератора Антона Павловича Чехова. Анализ таких постановок и проектов, как международный драматический фестиваль «Чехов навсегда» 2004 г., гибридное произведение по рассказу Чехова «Три сестры» и роману Беккета «В ожидании Годо» Линь Чжаохуа 1998 и 2018 гг., сдвоенного спектакля Стэна Лая по мотивам произведений «Я беру тебя за руку» Кэрол Рокамора и «Чайка» Чехова 2014 г. и др. позволяет проследить новаторские подходы к прочтению чеховских произведений в контексте жизни современного китайского общества.   Эти произведения вызывают большой резонанс не только в профессиональной среде, но и у массового зрителя, который неизменно проникается глубиной чеховских образов, тончайшими оттенками эмоциональных переживаний; китайскому зрителю оказываются близки проблемы, надежды и устремления героев, талантливо перенесенные в актуальную социокультурную среду Китая, всегда злободневные и узнаваемые. Научная новизна статьи связана с тем, что характер освоения творчества русского драматурга в театре Востока представляет собой достаточно новую и в то же время перспективную тему для исследования. Выводы и результаты исследования могут стать основой для дальнейших изучений специфики адаптации зарубежной драматургии в национальной театральной традиции на примере других стран и регионов.
Философская антропология
Розин В.М. - Опыт рационального осмысления жизни и смерти (биологический и социальный планы эволюционного развития) c. 87-95

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38501

EDN: BQPHZS

Аннотация: В статье предлагается рассмотреть феномены жизни и смерти в рамках философско-научного дискурса. Автор не ставит своей целью объяснить происхождение жизни, он стремится помыслить жизнь и смерть на основе разработанной им методологии и проведенных исследований. Основной способ осмысления этих явлений – гипотеза о природе механизма жизни (вводится предположение о «витальной организации», отвечающий за активность и другие жизненные реакции), а также культурно-исторический и семиотический анализ эволюции жизни. В эволюции автор различает три основные этапа: становление жизни, биологическую эволюцию и эволюцию социальной жизни. Важная роль в последней отводится, с одной стороны, использованию знаков, обозначающих не наблюдаемые реалии, а нужные для управления «первичным коллективом», с другой − технике.   Техника выполняла две основные функции: расширяла возможности гоминид в плане создания нужной среды (огонь, орудия, одежда, жилище и т.д.) и подтверждала использование знаков, поскольку с ее помощью создавалась реальность, соответствующая их значениям. В социальной жизни также как и в биологической в витальной организации нужно различать две сферы: одна принадлежит индивидам (психика, деятельность, телесность и пр.), а другая, собственно социальная (культура, социальность с ее институтами, коммуникация, коллективы, в которые входят индивиды), объемлющая, без которой первая не может существовать и функционировать. Задав указанные здесь положения, автор характеризует, что такое смерть и рассматривает когнитивный диссонанс, возникающий, когда мы пытаемся рационально помыслить эти явления.
Философия культуры
Абрамычев М.М., Громов Б.Ю. - Кризис идентичности и социальная диссоциация в обществах контроля c. 96-108

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38362

EDN: BJLPOL

Аннотация: Статья посвящена проблеме кризиса именования современного общества. Последовательности, которыми упорядочена социальная и культурная история Запада, представленные эволюцией экономики, технологий, религии, форм капитала и богатства, коммуникаций, следом за технологическим ускорением времени, сосуществуют друг с другом, конкурируют за первенство, создавая общество атомизированных субъектов, переставших понимать свое место в истории общества. Такая ситуация описывается в статье в качестве кризиса идентичности. Цель настоящей работы состоит в демонстрации открывшихся в попытках индентификации общества лакун, являющихся объектом критики. Статья обращается к традиции объяснительного моделирования социальных взаимодействий в терминах психопатологии и психиатрии. Кризис идентичности общества проиллюстрирован через образы безумия в современной художественной культуре. В статье высказывается гипотеза о наличии невысказанного запрета на именование общества, связанного с кризисом капитализма в переходе от дисциплинарных обществ к обществам контроля. Интерес культуры к безумию служит индикатором социального кризиса. Показана эволюция культурного интереса к фигуре безумца от пугающего «изгоя» к привлекательному «бунтарю». Статья предлагает задачи критической философии, совпадающие с задачами заботы о социальном здоровье. Высказывается мысль о необходимости деприватизации психической болезни. Забота о психическом здоровье рассмотрена в качестве социальной задачи.
Мысовских Л.О. - Симбиоз конформизма и социалистического реализма как основание творческой деятельности советского художника c. 109-116

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38449

EDN: BLSIDJ

Аннотация: В статье рассматривается феномен конформизма в контексте социалистического реализма, долгое время являвшегося основным направлением для советской художественной сферы. Конформизм трактуется как эффективный для художника способ оптимизации отношений с властью и обществом, дающий возможность социального самосохранения. Конформизм является для художников своеобразной стратегией, благодаря которой им удается достигать поставленных перед собой творческих целей и успешно существовать в установленных культурных рамках. Автор статьи утверждает, что конформизм помогал художникам, поставившим свое творчество на службу социалистическому реализму, обрести некое основание для своей деятельности, ибо социалистический реализм таким основанием изначально не обладал. Автор приходит к выводу, что в условиях постоянной трансформации требований к культуре и необходимости им в полной мере соответствовать конформизм становится для художника не просто тактикой в достижении творческих целей, но и своеобразным механизмом самозащиты, позволяющим сохранить душевное и физическое здоровье. Наиболее успешные советские художники смогли реализовать свой талант, создав множество ярких произведений искусства по причине того, что творили они именно в русле социалистического реализма, и не будь его, возможно, мир никогда бы не узнал о некоторых выдающихся советских художниках, равно как и не увидел их произведения искусства, так как реализация советских художников в иной культурной среде вполне могла бы не состояться.
Философия и искусство
Юй В. - Нарративная стратегия выставок на тему «Красного Китая»: на примере выставки «столетие со дня основания коммунистической партии Китая» c. 117-123

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38400

EDN: CAOTDZ

Аннотация: Выставки, посвященные теме «Красного Китая», занимают важное место в распространении «красной» культуры, преемственности «красного» гена и интенсификации «красного» образования. Они отражают политическую повестку, обладают отчетливостью содержания и уникальностью текстового материала. Являясь важным элементом распространения «красной» культуры, выставки на тему «Красного Китая» интегрируют элементы данной культуры в повседневную жизнь людей и играют активную роль сохранении и приумножении «красного» гена. В данной статье проводится систематизация и обобщение знания в области повествовательной стратегии выставок на тему «Красного Китая» с точки зрения онтологии, структуры и носителя нарратива, что на современном этапе имеет важное значение для построения сильной социалистической идеологии. Выставки на тему «Красного Китая» – важный способ материализации, визуализации и распространения «красной» культуры, а также эффективное средство ее популяризации. В ходе исследования установлено, что «Красные» выставки должны обладать «революционным содержанием», носить «политический характер», быть «взаимно признаваемыми властью и народом», брать на себя основную ответственность за обеспечение людей общим доступом к материальной и духовной культуре. С точки зрения коммуникационной функции «красных» выставок, они являются важным средством организации Коммунистической партией Китая идейно-политического воспитания, укрепления общественного согласия и пропаганды базовых ценностей.
Чжэн Ц. - «Нефритовые» узоры на расписной керамике эпохи неолита c. 124-138

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38404

EDN: CLYHES

Аннотация: Расписная керамика занимает важное место в древнекитайском искусстве и является результатом творческой деятельности людей первобытного общества. Большое число неолитических узоров на керамике подобно тем знакам и символам, что выполнялись на изделиях из нефрита того же периода. Такие узоры напоминали рисунки, выполненные вручную и представляли собой реалистичные и абстрактные орнаменты, растительные, зооморфные узоры и т.д. Таким образом, предметом настоящего исследования являются так называемые «нефритовые» узоры на расписной керамике эпохи неолита. Объектом исследования выступают предметы расписной керамики эпохи неолита в Китае. Особое внимание уделяется рассмотрению специфики керамических изделий, а также особенностям их декоров.   Семантика изображений на предметах китайской расписной керамики сложна и неоднозначна. В ходе исследования было выявлено, что она связана с развитием человеческого мышления, пониманием людьми природных явлений, осознанием смены времен года, а также зарождением анимизма и тотемной культуры. Данные узоры имели разные толкования, при этом являлись не только способом выражения ощущений и переживаний первобытных людей, но и способом фиксации ими важных событий из жизни, подобных современным мемуарам. Таким образом, новизной настоящей статьи является ее сравнительный характер, проявляющийся в сопоставлении орнаментов расписной керамики и древнекитайских нефритовых изделий.
Лу С. - Роль «цветущей сливы» в развитии традиционной пейзажной живописи Китая c. 139-147

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38534

EDN: CNQZVP

Аннотация: В статье анализируются работы китайских художников различных исторических эпох, использовавших стилистико-тематическое направление с изображением цветущей сливы. Обращение художников к образам природы для передачи чувств и переживаний способствовало возникновению данного образа и его становлению как символа стойкости и несгибаемости характера. Таким образом, предметом предлагаемого исследования является китайская живопись, объектом — становление такого распространенного мотива, как цветущая слива. Целью настоящей публикации является определение основных типов изображения указанного образа в китайской традиционной живописи на временном промежутке от VI века до конца XIV столетия — наиболее плодотворного периода его становления и развития. Цветущая слива имеет большее значение в развитии традиционной пейзажной живописи Китая. На протяжении почти тысячелетия менялась трактовка, композиционное решение, а также техника изображения данного образа. Авторским вкладом в разработку проблематики является комплексный анализ изображений цветущей сливы в пейзажных картинах китайских художников различных исторических эпох, а также характеристика процесса эволюции и особенностей воплощения данного образа. В работе прослежены истоки зарождения данного сюжета в творчестве китайских художников, проанализированы процессы изменения и развития изображений, а также охарактеризована специфика его внешнего выражения и внутреннего содержания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.