Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Contents of Issue 09/2021
Contents of Issue 09/2021
Linguistics
Zinov'eva I.V. - Rein Müllerson in the international law: retrospectives and prospects pp. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36353

Abstract: This article is dedicated to reconsideration of the ideas of the prominent Soviet, Russian, Estonian and international legal expert Rein Müllerson, which he introduced to the theory and practice of international law. The relevance of this research is substantiated by the contribution made by Professor Rein Müllerson to the Soviet system, as well as the contribution he continues to make to the modern domestic, foreign, and universal doctrine of international law. In 201, the author of multiple articles and monographs that are published in different languages and countries, Professor Rein Müllerson released his summarizing work – the autobiography “Living In Interesting Times: Curse or Chance?”, which in reality is not an autobiography. This monograph, which determines the topic of this research, is dedicated to the most relevant issues of international law and international relations, which underlie the scientific reflections in the latest published work of Professor Müllerson. The goal of this article lies in the analysis of manifestation of subjective realism and new philosophy of modern international law declared in the 2021 monograph. Using such instruments of the modern researcher of international relations as liberalism and democratization, globalization and regionalization, correlating the theory built in the Soviet scientific paradigm with the practice tested in the UN structures, he brought the international law to a higher level of comprehension, as a complex system of regulators of multinational behavior. The neutral and non-politicized views of Professor Müllerso answers on the majority of modern international problems, along with his vast experience in practical implementation of legal norms, should be duly appreciated by present and future generations of researchers interested in building a new world – free from warfare and confrontations.
Linguistics
Xu M. - Nonverbal communication in the process of teaching Russian as a foreign language pp. 11-18

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36113

Abstract: The command of nonverbal communication skills contributes to the establishment of interpersonal contact, creating a favorable atmosphere, including during the classes “Russian as a Foreign Language”. In the context of teaching Russian as a foreign language, nonverbal communication plays a significant role in the communication process. The subject of theis research is the peculiarities of nonverbal communication in the process of teaching Russian as a foreign language. The object of this research is the process of teaching Russian as a foreign language. The article employs comparative, descriptive and analytical methods of research. Methodology is based on the works of the  Russian authors (T. A. Gridina, V. N. Kunitsyn, V. U. Nogaev, and others). Practical importance lies in applicability of the acquired results to the development of textbooks on the topic, as well as “Russian as a Foreign Language” classes. The author examines various aspects of nonverbal communication and determines the means that may complement verbalization, thereby improving the learning efficiency. The novelty of this paper consists in the attempt to broaden didactic methods of teaching Russian as a foreign language from the perspective of effectiveness of nonverbal means of communication as a didactic instrument. The conclusion is made that flexible use of nonverbal communication in teaching Russian as a foreign language may enhance motivation of students; improve the learning process alongside professional competencies of the pedagogue.
Question at hand
Shagbanova K.S. - Analysis of personality of the hero on the example of hagiography of Grand Prince Alexander Nevsky pp. 19-27

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36398

Abstract: The article discusses the problem of depicting personality of the hero based on the hagiographic material of Grand Prince Alexander Nevsky. The author outlines the genre peculiarities of “The Tale of the Life of Alexander Nevsky”. The author actualizes the role of personality of Grand Prince Alexander Nevsky in formation of the value attitudes of our contemporaries. Depiction of the real historical figure is the foundation for the development of image of the hero as a spiritually whole person in literature. Multifacetedness and complexity of the phenomenon of heroism are revealed through the behavioral model of Grand Prince Alexander Nevsky, through people’s perception of the results of his rule, through the characteristic of the unchangeable constants of heroic traits demonstrated by him. In the context of patriotic education, special place belongs to the broad term “heroism”, which since olden days expresses high morale, loyalty to duty, unconquerable will, national and personal dignity, willingness to self-sacrifice in the name of the Homeland. The article offers possible ways to improve the educational work among younger generation based on the literary heritage dedicated to the image of our outstanding compatriot. The importance of the impact of Russian literary works upon the formation of patriotic qualities of the Russians is underlined.
Malakhovskii A.K., Durgam N. - Peculiarities of the Syrian media space in the time of armed conflict pp. 28-36

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36417

Abstract: The subject of this research is the Syrian mass media at the current stage. The object is the Syrian media space in the time of armed conflict (2011 – to the present). The goal lies in determining the peculiarities of functionality of the Syrian media during the armed conflict. The authors traces the path of establishment of the Syrian modern mass media system, to examines its peculiarities prior to the conflict and at the time of its escalation, examines the key groups of mass media that became parties to the conflict. Such aspect as the fragmentation of the Syrian media space by military-political grounds is discussed. The conclusion is made that throughout several decades of the rule of the Ba'ath Party under the leadership of Hafez al-Assad, the country has established the single-party system of control over mass media; slow transformations have been noticed after his son Bashar al-Assad came to power. The armed conflict that began in 2011 divided the country and its media space into three areas: governmental, oppositional, and Kurdish. It is extremely difficult to overcome such fragmentation of media space with its versatile narrative and agendas in the conditions of protracted armed conflict.
Literary criticism
Volkova K.B. - The evolution of female image in the works of Vajiravudh pp. 37-44

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36391

Abstract: The object of this research is the evolution of female image in the works of King Vajiravudh of Siam, who is considered the father of modern Thai literature. The subject of this research is the portraits of heroines in the original Thai-language works of the monarch, both dramatic and epic, which allow us tracing the artistic transformations of female images. The historical and biographical methods reveal the status of women in the new Thai society of the early XX century and how it affect the author’s views. The problematic of the “feminine” was associated with the author’s pursuit of ideal of Thai woman from ethical perspective. This is the first research on the topic within Thai or foreign historiography. The female images, the role of women in society and fate of the nation is the pervasive theme in all works by King Vajiravudh. The author disrupts the traditional canon and depicts a new woman, who claims her rights to the freedom of choice despite the patriarchal principles. At the same time, the entire gallery of female images is an attempt to find compromise between the progress and traditional values, to create the ideal of Thai woman, which could find realization in real life.
Linguistics
Grudeva E.A. - The reflection of Russian mentality in proverbs (on the example of proverbs with the semantic component summer and autumn) pp. 45-55

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.33990

Abstract: The subject of this research is the interrelation between mentality and language. Mentality is conventionally understood as subconscious, archetypal manifestation of the system of values and attitudes of ethnolinguistic consciousness. National mentality is traced in the process of studying the semantics of idioms and paroemias of the language. The genre of proverbs, due to its semantic peculiarities, is characterized by various means of expression of mental groups, which corresponds to their cognitive-pragmatic status. Idioms and paroemias play the role of representatives of the mental characteristics of the ethos, which contribute to preservation of cultural distinctness and affect the mentality of native speakers, lead to the behavior stereotypical to the Russian culture and allow assessing life situations from the perspective of stereotypes. The main conclusion of the analysis conducted on paremiological units indicates that national mentality traits reflected in proverbs and idioms are associated with certain stereotypes in perception of the surrounding world, assessment of life situations, reconsideration of the essence of the phenomena, response to the ongoing transformations and events. All of the listed above fully corresponds to the main edificatory, didactic function of paroemias and idioms, as well as the key purpose of proverbs – enculturation of a person in the process of familiarizing with behavioral norms and riles, recommendations, dogmas and basic stereotypical models of perception of the surrounding worlds and the phenomena occurring therein.
Xiao D. - Specificity of representation of the dichotomy young age senior age in the Russian and Chinese worldviews pp. 56-65

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36435

Abstract: The goal of this research is to determine the specificity of representation of the dichotomy “young age – senior age” in the cultural-linguistic space of Russia and China. The article explores the peculiarities of the representation of the dichotomy “young age – senior age” in the Russian and Chinese folk tales as the texts that reflect mentality and folk traditions. In the context of dynamic globalization processes, increase of migration processes, and development of the new transcultural linguistic personality, which encompasses ethno-linguocultural distinctness of both countries, the author determines the specificity of representation of the dichotomy “young age – senior age” in the Russian and Chinese languages within the framework of lexical-semantic space of phraseology. Special attention is given to synergy of the linguistic and cultural worldview. This is the first comparative analysis conducted on the topic that allows revealing the specificity of representation of the dichotomy “young age – senior age” in the Russian and Chinese worldviews, which defines the novelty of this work. It is proven that the reflection of the dichotomy “young age – senior age” in the worldview of both nations (Russian and Chinese) was largely affected by folk and historical tradition. In the Chinese worldview, a senior person is much regarded, while in the Russian language it is more commonly to come across such representations as worsening of mental and physical abilities, as well as uselessness of senior people.
Borisova I.V. - Fulfillment of stylistic potential of the English-language advertising slogans in the Internet discourse pp. 66-81

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36239

Abstract: The article examines the English-language advertising content of modern Internet discourse (2010–2021). Leaning on the existing theoretical postulates of Russian and foreign scholars in the area of advertising business and taking into account the accumulated discursive practices of scientific research, the author analyzes the examples of the authentic English-language advertising slogans for the purpose of determining most common and effective stylistic techniques. The validity of the acquired results is substantiated by scientific rigor in selecting the methods of research that correlate with the goals and tasks set by the author: continuous sampling, contextual analysis, statistical data analysis, descriptive and comparative methods. The results presented as a diagram most vividly demonstrate the current trends in fulfilling stylistic potential of the English-language advertising slogans to influence the Internet communicants in the most effective way. The specifics of the online advertising discourse is defined by the fact that Internet is an experimental platform for language artistry of the communicants, who are able to appreciate the nonstandard linguistic intentions of the advertiser and their creative implementation. The author offers to continue the analysis of the stylistic component of the online advertising discourse, as well as trace the dependence of the success of realization of the tactics and strategies of the advertisers on the use of certain stylistic techniques in advertising slogans.
Arsentyeva Y.S. - The peculiarities of euphemistic nomination of phraseologisms-euphemisms that denote poverty in the Russian and English languages pp. 82-88

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36436

Abstract: The object of this research is the Russian and English phraseologisms-euphemisms that denote poverty as one of the concepts of euphemistic reflection of the real world. The subject of this research is the peculiarities of euphemistic nomination of phraseologisms-euphemisms with the meaning of poverty in the Russian and English languages. This article is first to examine the Russian and English phraseologism-euphemisms that denote poverty from the perspective of expressing the pejorative real denotation using euphemistic units, the key goal of which is mitigation and hazing of the concept of “poverty”. Such phraseologisms-euphemisms are characterized by pejorative assessment that can be “improved” by neutral or humorous affective evaluation. In conclusion, the author proves that in both languages the key role in better pejorative assessment of poverty is played by figurativeness and prototype of the analyzed phraseologisms-euphemisms. In both languages, a number of phraseologisms-euphemisms are characterized by ameliorative-evaluative prototypes, which in turn, lead to neutralization of pejorative rational assessment. The scientific novelty consists in application of the new approach towards analyzing the phraseological meaning of a peculiar type of phraseological units based on euphemistic nomination. The acquired results can be used in studying the semantics of phraseological units, lexical and phraseological euphemisms, including in the comparative aspect.
Interpretation
Cheng S. - Mythical images in the novel The Great Wang by N. A. Baykov pp. 89-96

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36348

Abstract: This article analyzes the mythical images in the novel “The Great Wang” by N. A. Baykov. In this work, the writer depicts such mythical images as the tiger – Great Wang, the wise old man – Tong Li, and the lotus flower. The tiger is assigned a significant role in many works by N. A. Baykov – the novels “The Great Wang”, “Tigress”, “The Black Captain”, “On The Hills and Woods of Manchuria”, as well as the scientific articles “The Manchurian Tiger”, “Tigers in The Far East”, "Tiger Hunting" , etc. The unique peculiarity of the novel under review lies in combination of the expressive techniques of Western literature with the exotic themes of Eastern nature, simple natural worldview of inhabitants of the East. The specifics of the novel lies in the fact that the idea “The Great Wang” is based on the Chinese folk myths and legends, which attach a rather mystical and mythical hue. All forest animals anthropomorphized by the writer have their own thoughts and emotions. The conclusion is made that using mythical images, the well versed in the Chinese culture and folklore writer, combined mythical images with his narrative, and expressed his opinion on the man – nature relations. N. A. Baykov was against anthropocentrism, and advocated for the harmonious coexistence of man and nature. In the current context of deterioration of environmental situation, the reflected in “The Great Wang” ecological problems deserve attention of each one of us. The name of N. A. Baykov should be inscribed in the history of the world ecological literature.
Linguistics
Liu M. - Conceptual reconsideration of nominations of limbs in the paremiological fund of the Chinese language pp. 97-106

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36073

Abstract: This article is dedicated to reconsideration of nominations of limbs reflected in the phraseological fund of the Chinese language. The goal of this work consist in determination of the conceptual attributes of nominations of human limbs in the Chinese linguistic worldview by analyzing their linguistic representation in the paremiological fund of the language. The author leans on the vast theoretical material, gradually describing the key approaches towards the analysis of “bodily concepts” and the study of phraseologisms of the Chinese language in the conceptual paradigm. The author reveals several primary and secondary meanings of words that represent limbs in the Chinese language, demonstrating the interrelation between the origin of the word and the number of its secondary conceptual meanings. For example, the hieroglyph 脚 (foot) is the “youngest” and most commonly denominates part of the body. The article also proves the possibility of actualization of cognitive meanings of particular linguistic concepts through the analysis of paremias. Namely, the concept “arm” implies the meanings of “mastery”, “distance”, “tool” and “weapon”, while the concept  “foot” – the meanings of “foundation”, “motion”, “prosperity”. The author comes to the conclusion that the ways of reconsideration of human body and its parts in descriptive and comparative terms of different cultures is one of the most effective instruments for cognizing the fundamental of the linguistic worldview.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 09, 2021
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 15-09-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2021
Лингвистика
Зиновьева И.В. - Семантические классы глаголов английского языка медицины и общенационального языка: интегральные и дифференциальные свойства c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36353

Аннотация: Современное развитие общества приводит к возникновению и интенсивному развитию языковых подсистем, использующихся в специальных областях знаний и получивших название языков для специальных целей (languages for special purposes, или LSP). Одним из наиболее важных вопросов, относящихся к развитию и структуре таких языков, является определение степени сходства их структур с общенациональными языками, на базе которых они возникли. Задача данного исследования состоит в сопоставлении семантических систем глагольной лексики в английском языке медицины и в общенациональном английском языке. Для выявления сходства этих систем, а также их различий используются коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент для качественных дихотомических признаков Коула и мера сходства Серенсена     В результате исследования было установлено, что пропорции семантических классов в обоих языках достаточно сходны. Мера Пирсона показала высокую степень коррелированности семантических схем в обоих языках. В языке медицины процентное содержание глаголов энергетического комплекса больше, чем в общеязыковой системе. Напротив, глаголы информационного комплекса в общенациональном языке представлены в большей степени, чем в языке медицины. При учете соотношений семантических признаков внутри каждого языка был выявлен ряд существенных различий. Наибольшее сходство двух семантических систем отмечено у глаголов онтологического комплекса (экзистенция, количество), наибольшие различия наблюдаются в комплексе информационных глаголов (глаголы речи, сенсорного восприятия, эмотивные глаголы).
Языкознание
Сюй М. - Невербальная коммуникация в процессе обучения русскому языку как иностранному c. 11-18

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36113

Аннотация: Владение невербальными средствами коммуникации способствует установлению межличностного контакта, создавая благоприятную атмосферу, в том числе во время уроков РКИ. Невербальные средства общения в контексте преподавания РКИ играют значимую роль в процессе коммуникации. Предметом исследования выступают особенности невербальной коммуникации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Объектом исследования является процесс обучения РКИ. В ходе выполнения работы применялись сравнительные, описательные и аналитические методы исследования. Методологической основой работы послужили труды российских авторов (Т.А. Гридина, В.Н. Куницына, В.У. Ногаева и др.). Практическая значимость работы состоит в применении результатов исследования для создания пособий по обучению РКИ, а также в возможности использования результатов исследования на занятиях по РКИ. В статье рассмотрены различные аспекты невербальной коммуникации, что позволило автору определить средства, которые могут дополнить вербализацию, тем самым способствуя повышению эффективности обучения. Новизна исследования заключается в попытке пополнения дидактических приёмов преподавания РКИ с точки зрения эффективности невербальных средств коммуникации как дидактического инструмента. Сделан вывод о том, что гибкое применение невербальных средств общения в ходе обучения РКИ может способствовать повышению мотивации обучающихся, улучшению процесса обучения и совершенствованию профессионального мастерства самого преподавателя.
Актуальный вопрос
Шагбанова Х.С. - Анализ сферы личности героя на примере жития великого князя Александра Невского c. 19-27

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36398

Аннотация: В статье представлена интерпретация проблемы изображения личности героя на основе житийного материала великого князя Александра Невского. Обозначаются жанровые особенности «Повести о житии Александра Невского». Автором актуализируется роль личности великого князя Александра Невского в формировании ценностных ориентаций для наших современников. Изображение реального исторического деятеля служит основой для формирования образа героя как духовно цельной личности в последующем развитии литературного творчества. Для анализа нам необходима комплексная методика исследования, объединяющая дефиниционный, описательный, контрастивный, компонентный, контекстуальный и интерпретативный виды анализа. Многогранность и сложность феномена героизма   раскрыты через поведенческую модель вел. кн. Александра Невского, через отношение общества к результатам его правления, через характеристику неизменных констант героических качеств, проявленных им. В контексте патриотического воспитания особое значение имеет огромное по содержанию слово героизм, издревле выражающее высокий моральный дух, верность долгу, несгибаемая воля, национальное и собственное достоинство, готовность к самопожертвованию во имя Отчизны. Предлагаются возможные пути улучшения воспитательной работы среди подрастающего поколения на примере литературного наследия, посвященного образу нашего великого соотечественника. Констатируется важность воздействия произведений отечественной художественной литературы на процесс формирования патриотических качеств россиян.
Малаховский А.К., Дургам Н. - Особенности сирийского медиапространства в годы конфликта c. 28-36

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36417

Аннотация: Предметом исследования статьи являются средства массовой информацииСирии на современном этапе. Объектом статьи является медиапространство Сирии в годы вооруженного конфликта, который длится с 2011 г. по настоящее время. Целью статьи является выяснение особенностей функционирования сирийских СМИ в ходе конфликта. Авторами ставится задача проследить путь формирования современной системы СМИ Сирии, исследовать ее особенности накануне и в период обострения ситуации в стране, рассмотреть основные группы масс-медиа, ставшими сторонами конфликта. Авторы рассматривают такие аспекты как фрагментация сирийского медиапространства по военно-политическому признаку.    В результате проведенного анализа авторы приходят к выводу о том, что на протяжении нескольких десятилетий пребывания у власти партии «Баас» под руководством Хафеза аль-Асада в стране сложилась однопартийная система контроля над СМИ, которая начала медленно реформироваться после прихода к власти в стране его сына, Башара аль-Асада. Начавшийся в 2011 г. вооруженный конфликт разделил страну и ее медиапространство на три сферы: правительственную, оппозиционную и курдскую. В условиях затяжного конфликта данная фрагментация медиапространства с ее различными нарративами и повестками дня крайне труднопреодолима.
Литературоведение
Волкова К.Б. - Эволюция образа женщины в творчестве Вачиравуда c. 37-44

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36391

Аннотация: Объектом исследования статьи стал анализ эволюции образа женщины в творчестве тайского короля Рамы VI Вачиравуда, стоявшего у истоков современной тайской литературы. Предметом оценки выступают портреты героинь в оригинальных тайскоязычных произведениях монарха-сочинителя – как драматургических, так и эпических, позволяющих проследить художественные изменения женских образов. Используемые исторический и биографический методы дают ключ к пониманию положения женщины в новом тайском обществе в начале XX в. и демонстрируют трансформацию во взглядах самого автора. Проблематика «женственного» была связана с поиском автора нравственного идеала для тайской женщины. Подобного исследования на данный момент не предпринималось ни в тайской, ни в зарубежной историографии. Женский образ является сквозным во всех произведениях Вачиравуда – в них король поднимает вопрос о роли женщины в обществе и судьбе нации. Автор порывает с установленным каноном и представляет читателю новую женщину, которая, вопреки патриархальным устоям, заявляет о своих правах на свободу выбора. В то же время вся галерея женских образов – это попытка найти компромисс между прогрессом и традиционными ценностями и создать идеал тайской женщины, который наиболее ярко мог воплотиться в реальной жизни.
Лингвистика
Грудева Е.А. - Выражение русской ментальности в пословицах (на примере пословиц с семантическим компонентом «лето» и «осень») c. 45-55

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.33990

Аннотация: Предметом исследования данной работы является взаимосвязь ментальности народа и языка. Под ментальностью принято понимать подсознательное, архетипическое проявление системы ценностей и установок этноязыкового сознания. Национальная ментальность прослеживается в процессе изучения семантики идиом и паремий языка. Жанр пословиц в силу своих семантических особенностей характеризуются многочисленными средствами выражения ментальных групп, что соответствует их когнитивно-прагматическому статусу. Идиомы и паремии играют роль репрезентаторов ментальных характеристик этноса, способствующих сохранению самобытности культуры и влияют на сознание носителей языка, способствуют проявлению стереотипичного для русской культуры поведения и также стереотипично оценивать жизненные ситуации. В качестве основного вывода предпринятого анализа паремиологических единиц можно сказать, что показанные в данной работе черты национального менталитета, отраженные в пословицах и идиомах, связаны с определенными стереотипами в восприятии окружающего мира, в оценке жизненных ситуаций, в переосмыслении сущности явлений, в реакции на происходящие вокруг изменения и события. Всё это в полной мере соответствует основной назидадельной, дидактической функции паремий и идиом, а также основному назначению пословиц – инкультурации личности в процессе освоения свода норм и правил поведения, советов и рекомендаций, догм и основных стереотипных моделей восприятия окружающего мира и происходящих в нем явлений.
Сяо Д. - Специфика репрезентации дихотомии «молодость-старость» в русской и китайской картине мира c. 56-65

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36435

Аннотация: Цель исследования - выявить специфику репрезентации дихотомии «молодость-старость» в культурно-языковом пространстве России и Китая. В статье рассматриваются особенности репрезентации дихотомии «молодость-старость» в русских и китайских народных сказках как текстах, отражающих менталитет и народные традиции; в контексте мощных процессов глобализации, роста миграционных процессов и формирования языковой личности нового транскультурного типа, которая включает в себя этнолингвокультурную специфику обеих стран определяется специфика репрезентации дихотомии «молодость-старость» в русском и китайском языках в рамках лексико-семантического пространства фразеологии. Особое внимание уделяется тесному взаимодействию языковой и культурной картины мира.   Научная новизна исследования заключается во впервые проведенном компаративистском анализе, позволившем выявить специфику репрезентации дихотомии «молодость-старость» в русской и китайской картинах мира. В результате доказано, что на картину мира обоих народов (русского и китайского) в отражении дихотомии «молодость-старость» большое влияние оказали народная и историческая традиция. В китайской картине мира старый человек более ценен, тогда как в русском языке большое количество выражений приходится на передачу представлений об ухудшении умственных и физических способностей старого человека, а также о ненужности старого поколения.
Борисова И.В. - Реализация стилистического потенциала англоязычных рекламных слоганов в интернет-дискурсе c. 66-81

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36239

Аннотация: В статье исследуется англоязычный рекламный контент современного интернет-дискурса (2010-2021 гг.). Опираясь на существующие теоретические постулаты российских и зарубежных учёных в области изучения рекламного бизнеса и принимая во внимание наработанные дискурсивные практики научного исследования, автор анализирует конкретные примеры аутентичных англоязычных рекламных слоганов с целью выявления наиболее частотных и действенных стилистических приёмов. Валидность достигнутых результатов обусловлена строгой научностью в отборе методов исследования, коррелирующих с целями и задачами, которые ставит перед собой автор статьи: метод сплошной выборки, метод контекстуального анализа, метод статистического анализа данных, а также описательный и сравнительный методы. Особую значимость исследованию придают результаты, представленные в виде диаграммы, наглядно демонстрирующей современные тенденции реализации стилистического потенциала англоязычных рекламных слоганов с целью наибольшее эффективного воздействия на интернет-коммуникантов. Специфика рекламного интернет-дискурса обусловлена тем, что интернет по сути своей является экспериментальной площадкой для языкового творчества коммуникантов, которые способны по достоинству оценить нестандартные языковые намерения рекламодателя и их креативное воплощение. В качестве дальнейших направлений исследований предлагается продолжать анализ стилистической составляющей рекламного интернет-дискурса, а также проследить зависимость успешности реализации тактик и стратегий рекламодателей от использования конкретных стилистических приёмов в рекламных слоганах.
Арсентьева Ю.С. - Особенности эвфемистической номинации фразеологизмов-эвфемизмов, обозначающих бедность в русском и английском языках c. 82-88

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36436

Аннотация: Объектом исследования являются русские и английские фразеологизмы-эвфемизмы, которые обозначают бедность как одно из понятий эвфемистического отображения реального мира. Предметом исследования являются особенности эвфемистической номинации фразеологизмов-эвфемизмов со значением бедности в русском и английском языках. Впервые исследованию были подвергнуты русские и английские фразеологизмы-эвфемизмы, обозначающие бедность, с точки зрения особенностей выражения пейоративного реального денотата с помощью эвфемистических единиц, основной целью которых является смягчение и вуалирование понятия «бедность». Подобные фразеологизмы-эвфемизмы характеризуются пейоративной объективной оценкой, которая может быть "улучшена" нейтральной или шутливой эмоциональной оценкой.     Основными выводами проведенного исследования являются доказательства того, что в обоих языках основную роль в улучшении обозначения пейоративно оцениваемого состояния бедности играют образность и прототип подвергнутых анализу фразеологизмов-эвфемизмов. И в русском и в английском языках ряд фразеологизмов-эвфемизмов характеризуется мелиоративно-оцениваемыми прототипами, которые в свою очередь приводят к нейтрализации пейоративной рациональной оценки. Научная новизна работы заключается в том, что в ней применен новый подход к анализу фразеологического значения особого типа фразеологических единиц, основанных на эвфемистической номинации. Результаты исследования могут быть использованы при исследовании семантики фразеологических единиц, лексических и фразеологических эвфемизмов, в том числе в сопоставительном аспекте.
Интерпретация
Cheng S. - Мифические образы в повести «Великий Ван» Н.А. Байкова c. 89-96

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36348

Аннотация: В статье анализированы мифические образы в повести Н. А. Байкова «Великий Ван». В этом произведении писателем изображены такие мифические образы, как тигр - Великий Ван, мудрец-старик - Тун Ли, и цветок лотоса. Тигр занимает важное место во многих произведениях писателя, не только в литературных работах «Великий Ван», «Тигрица», «Чёрный капитан», «В горах и лесах Маньчжурии », но и в научно-исследовательских статьях «Маньчжурский тигр», «Тигры на Дальнем востоке», «Охота на тигра» и т.д. Уникальной особенностью повести было совмещание выразительных приёмов западной литературы с экзотическими темами восточной природы, простым естественным мировоззрением жителей Востока. Спецификой произведения является не только то, что это отличная повесть о тигре, отражающая отношения между человеком и природой, что размышления писателя по этому вопросу имеют глубокий философский смысл, но и то, что замысел произведения «Великий Ван» основан на китайских народных мифах и преданиях, которые делают повесть более мистической и мифической. Природный мир под пером писателя подобен сказке, что все животные, антропоморфизированные писателем в лесу имеют свои собственные мысли и эмоции. Основными выводами проведенного исследования являются то, что используя мифические образы, хорошо разбирающийся в китайской культуре и фольклоре писатель сочетал мифические образы со своей повестью и вызазил своё мнение об отношениях между человеком и природой. Н.А.Байков выступал против антропоцентризма и ратовал за гармоничное сосуществование человека и природы. В настоящее время, когда экологическая среда ухудшается, проблемы естественной экологии, отраженные в произведении «Великий Ван» заслуживают того, чтобы над ними задумался каждый из нас. Имя Н.А. Байкова по праву должно войти в историю мировой экологической литературы.
Языкознание
Лю М. - Концептуальное переосмысление наименований конечностей в паремиологическом фонде китайского языка c. 97-106

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.9.36073

Аннотация: Статья посвящена исследованию переосмысления наименований конечностей, отраженному в фразеологическом фонде китайского языка. Целью работы является выявление концептуальных признаков наименований конечностей человека в китайской языковой картине мира посредством анализа их языковой репрезентации в паремическом фонде языка. Автор опирается на объемный теоретический материал, последовательно описывая основные подходы к анализу «телесных концептов» и изучение фразеологизмов китайского языка в концептуальной парадигме. В качестве методов практического исследования выбран классический концептуальный анализ, который включает в себя этимологический, дефиниционный, семантический виды анализа и сопоставительное количественное выявление ключевых номинативных признаков исследуемых соматизмов. Исследование позволило выделить несколько основных и вторичных значений слов-репрезентантов конечностей в китайском языке, продемонстрировав зависимость между происхождением слова и количеством его вторичных концептуальных значений. Например, иероглиф 脚 (стопа) является наиболее «молодым», и большая часть случаев его употребления связана непосредственно со значением «часть тела». Работа также подтвердила возможность актуализации когнитивных значений отдельных концептов языка посредством анализа паремий. В частности, концепт рука позволяет актуализировать значения «мастерство», «расстояние», «орудие» и «оружие», а концепт нога – значения «основание», «движение», «достаток». В результате автор приходит к выводу, что изучение способов переосмысления тела человека и его частей в разных культурах в дескриптивном и сопоставительном ключах – один из действенных инструментов познания основ языковой картины мира.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"