Культура и искусство - рубрика Историческая культурология и история культуры
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Историческая культурология и история культуры"
Историческая культурология и история культуры
Михайлов А.Ю. - «Классическое как русское» или «классическое vs. русское»: проблемы «национализации» классицизма и формулирования национального стиля в архитектуре России XVIII – XX вв.
Аннотация: В данной статье, используя методологию архитектурной (В. Паперный, Б. Вильковский), искусствоведческой (Э. Панофский) и в целом гуманитарной науки (М.Фуко) предпринята попытка рассмотреть классицизм как один из вариантов «национального» стиля России, формулирование которого было одной из главных задач российской власти в области архитектуры XVIII – XX вв. Предметом исследования является процесс «национализации» европейского классицизма и выстраивании на его основе «национальной» версии глобального стиля. В фокусе внимания автора всевозможные трансформации/мутации, связанные с использованием идеологического и формотворческого потенциала классицизма в формулировании различных версий «национального» стиля. Осуществляется это на примере трех периодов российской истории – эпох актуализации классицизма как идеологии и архитектурного стиля: собственно, классицизма (неоклассицизма) 1770 – 1820 гг., неоклассицизма 1900 – 1910-х гг. и советского неоклассицизма 1930 – 1950-х гг.
Листов В.С. - "Летит орел, тяжел и страшен". Об одном историческом мотиве в поэме А.С.Пушкина "Езерский"
Аннотация: Статья посвящена строфе /Х111/ поэмы «Езерский» - «Зачем крутится ветр в овраге… ?». Эта строфа, наполненная глубоким философским смыслом, имеет, по мнению автора, и конкретно-исторический подтекст. В ней отражены события 1815 года – побег Наполеона с острова Эльба, движение императора на Париж, идейная эволюция Бонапарта и возвращение его к власти. Строфа подтверждает стремление Пушкина «пародировать историю и Шекспира».
Шапинская Е.Н. - Образы прошлого в культуре постмодернизма: репрезентация или пастиш?
Аннотация: В статье рассмотрена проблема репрезентации прошлого в постмодернистской культуре. Наиболее характерной формой обращения к прошлому стал пастиш, который, являясь мимикрией под ушедшее», не имеет исторических референтов. Основываясь на положении теории постмодернизма Ф.Джеймисона, автор анализирует ряд культурных текстов и практик современности, показывая утрату чувства истории в культуре постмодернизма и в то же время популярность исторических сюжетов в массовой культуре, в особенности в экранных искусствах. Для постмодернистских художественных практик в области исторических сюжетов характерны такие приемы как смешивание фрагментов различных эпох, присутствие как реальных, так и фикциональных персонажей. Одной из форм таких художественных праткик являются интерпретации классических сюжетов, лишенные каких-либо темпоральных признаков. Признавая неоднозначность постмодернистской трактовки истории, автор делает вывод, что стремление постичь прошлое характерно для человека «посткультуры», несмотря на изменения в понимании истории, произошедшие в конце ХХ – начале ХХ1 века.
Северюхин Д.Я. - «Человек с несгибаемым свяастливым характером..." О Книге: «Василий Шухаев. Жизнь и творчество"
Аннотация: Статья представляет собой рецензию на книгу: Василий Шухаев. Жизнь и творчество. М., 2009. Отмечается важность и своевременность выхода книги о крупном и все еще недооцененном русском художнике Василии Ивановиче Шухаеве (1887–1973). Дается высокая оценка подготовленному Е. П. Яковлевой научно-справочному аппарату к книге. Отмечаются и некоторые недостатки книги. В приложении приводится развернутая биографическая справка о В. И. Шухаеве.
Михайлов А.Ю., Искандаров М.М. - Национальная версия советского неоклассицизма в Казани: проблемы формулирования национальной архитектуры в СССР 1920 – 1950-х гг.
Аннотация: Статья, написанная на основе натурного и историографического анализа, посвящена проблемам разработки национальной архитектуры в СССР 1930-х гг. Осуществлено это на опыте Татарской АССР, а именно, на примере Казани 1920 – 1930-х гг.c акцентом на жилой архитектуре. В статье реконструирован общесоюзный фон формирования национальных стилей в СССР, а так же проанализированы основные достижения (постройки) в Казани. Сформулирована авторская исследовательская рамка проблем синтеза национальной архитектуры в регионах по трем сценариям: отсутствия, дискретности и преемственности национальной традиции в архитектуре регионов СССР.
Чернявская Е.Н. - Великая дорога России на Богородской земле

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.7429

Аннотация: В пределах восточного Подмосковья рассмотрена дорога, ведущая из Москвы на восток страны. Определена ее историческая роль в разных сферах жизни государства и территории Богородской земли (Богородского уезда Московской губернии), по которой она проходит. Она представлена как ямская, почтовая, торговая дорога, дорога ссыльных и дорога войны, а также дорога, частных путешественников. Установлены наиболее яркие события и факты, связанные с разными функциями перемещений по ней. Отмечено поэтапное изменение трассы и облика дороги; ее отражение в художественном творчестве. Таким образом зафиксирован историко-культурный потенциал дороги как объекта наследия. Предлагается видеть в нем ресурс развития территорий. Намечаются пути превращения забытых явлений, событий и мест в достояние современной культуры, развитие на их базе туризма и связанной с туризмом возможности создавать новые экономически рентабельные объекты придорожного туристического сервиса.
Васильев А.Г. - История и культурология: ранкеанские фантомы и гирцевские фобии
Аннотация: Статья представляет собой текст доклада на конференции «История — история культуры — историческая культурология — cultural history: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» (Москва, апрль 2012) и посвящена роли концепта культуры и культурологических подходов в историографии. В статье ставится вопросы о междисциплинарности современного социо-гуманитарного знания, границах и взаимодействии истории, истории культуры и культурологии.
В. С. Жидков - О специфике исторического исследования культуры c. 0-0
Аннотация: статья посвящена рассмотрению требования научности в социальной теории. С этой целью исторический процесс, в том числе история культуры, анализируются в парадигме системно-синергетического подхода. Исследуется роль ментальности в историческом процессе, затрагиваются разные аспекты вопроса о наличии или отсутствии закономерностей в историческом развитии социума.
Розин В.М. - Предоставление свободы человеку как условие становления античной демократии и личности c. 7-15

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.1.25122

Аннотация: В статье рассматривается трансформация представлений, в которых были выражены отношении людей и богов, на рубеже VI -V веков до н.э. Автор утверждает, что становление античной культуры сопровождалось и обеспечивалось переходом человека к самостоятельному поведению. Хотя человек по-прежнему рассчитывал на божественную помощь и поддержку, в обычной жизни и ситуациях он считал, что может действовать самостоятельно и сам выстраивать свою жизнь. Анализируются следствия, которые повлекла за собой подобная трансформация: становление личности и творчества, уход со сцены истории царей, ранее понимаемых как живые боги, формирование в античных полисах демократических форм правления. При этом была реализована следующая методология: постановка проблем, ситуационный анализ, сравнительно-историческое исследование, концептуализация. Данная методология была поддержана результатами анализа и реконструкции исторического материала. В результате проведенного исследования удалось объяснить, какие факторы повлекли за собой переход от культуры древних царств к античности и, в том числе, обусловили формирование личности и демократических форм правления. В плане сознания главным здесь было новое понимание отношений людей с богами.
Покатилова И.В., Ядреева А.П. - Архитектонический метод в изучении культуры Якутии c. 11-18

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34490

Аннотация: Предметом исследования является художественная культура города Якутска. Несмотря на обилие краеведческих, исторических, социологических, экономических исследований, посвященных истории Якутска, мало работ культурологического характера. Одним из актуальных методов исторической культурологии начала XXI в. становится архитектонический, разработанный И.В. Кондаковым(1998). Предложенная автором, архитектоника русской культуры состоит из двух уровнего механизма циклов: 1) кумуляции/дивергенции и 2) селекции/конвергенции, которая носит универсальный характер. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью художественной культуры Якутии в целом. Целью статьи является использование архитектонического метода изучения культуры Якутии, на примере города Якутска. Новизна исследования показывает результативность применения архитектонического метода в изучении культуры Якутии в целом.1)На кумулятивном этапе XVII-XIXвв. архитектоника культуры города Якутска является смысловым ядром культурной целостности. 2) На уровне дивергентном со 2 половины XIX – нач. XX вв. – это ядро дробится, постепенно утрачивая целостность. 3) Начало ХХ в. – синтезирующий уровень, просветительский этап якутской культуры сосредоточен в городе Якутске. 4) Селекционный уровень - 1920- сер.1980-х гг. настроен на достижении культурной целостности и цивилизационной идентичности за счет насилия, селекции вокруг ценностей советской культуры. 5) Конвергентный уровень – предполагает условный синтез - 1990-2020гг., одним из компонентов, которого является «реинтерпретация и модернизация архаики», принимая условный и игровой характер.
Кирюшкина В.В. - «Автор», «гений», «поэт» как категории авторского самосознания английских писателей XVIII века c. 16-23

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.1.25366

Аннотация: Акцентируется внимание на изучении авторского самосознания творческой личности в истории культуры, понимаемого как осмысление личностью себя в авторском качестве. Оценивается потенциал этого подхода для истории эстетической мысли. В центре внимания - авторское самосознание английских просветителей - Александра Поупа, Энтони Эшли Шефтсбери, Джона Аддисона, Эдварда Юнга и др. В фокусе исследования - концепты, обозначающие в авторском самосознании просветителей саму творческую личность - "автор", "гений", "поэт", которые используются как категории анализа высказываний английских авторов о творчестве. На основе категориального анализа формулируется тезаурус авторского самосознания творческой личности в культуре английского Просвещения. В качестве категорий авторского самосознания просветителей используются понятия, обозначающие субъекта творчества: «автор», «гений», «поэт». Делается вывод об оптимальности аутентичных категорий для изучения авторского самосознания как акцентирующих те ценности, которые были осознанны английскими поэтами как основа творчества. Анализ данных категорий позволяет расширить наше понимание классицизма, высветив те концепты, которые становятся динамичными точками культуры, пунктами рождения новых тенденций в развитии эстетической мысли.
Алексеев А.В. - Прогресс технологий в спортивных военных костюмах российских военнослужащих: история использования материалов и тканей с конца 19 века до начала 21 века c. 25-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.5.70579

EDN: QXYFGM

Аннотация: Предметом исследования являются технологии в спортивных военных костюмах российских военнослужащих. Объектом исследования является прогресс в технологиях производства спортивных военных костюмов. Автор подробно рассматривает историю использования различных материалов и тканей для производства спортивных военных костюмов, начиная с конца 19 века и до начала 21 века. Особое внимание уделяется анализу свойств различных материалов. Автор показывает, что для спортивных военных костюмов российских военнослужащих наиболее подходят ткани с высокой прочностью, износостойкостью и хорошей воздухопроницаемостью. Ткани, используемые для производства военной формы, должны соответствовать ряду требований. При этом должны учитываться такие свойства тканей, как сминаемость, драпируемость, гидроскопичность, пылеемкость, теплозащитные свойства, усадка, осыпаемость нитей, раздвижение нитей в швах, скольжение.  В качестве основных методов исследования выступали теоретические методы – метод анализа, обобщения, систематизации, классификации литературных источников по теме исследования. Новизна исследования состоит в комплексном анализе основных свойств, характеристик и требований к тканям, используемым для изготовления военных костюмов. Проведен ретроспективный анализ, сравнение костюмов различных эпох. Основными выводами проведенного исследования являются выводы о том, что с конца 19 века до 21 века применение тканей для военной одежды претерпело значительные изменения. Показано, что в конце 19 века военная одежда в основном изготавливалась из натуральных тканей, таких как хлопок, шерсть и лен. С появлением синтетических волокон в 20 веке ткани стали более прочными, легкими, быстросохнущими и стойкими к воздействию внешних факторов. В 21 веке с развитием технологий производства тканей для военной одежды стали использоваться специальные смеси натуральных и синтетических волокон, а также мембранные материалы для обеспечения высокой защиты, комфорта и функциональности для военнослужащих. Особым вкладом автора в исследование является обобщение результатов различных исследований, сравнение основных характеристик тканей, используемых в различные исторические времена с современными тканями и материалами.
Кыргыс З.К., Ондар Б.В. - Колыбельная песня «өпей хөөмей» как историко-культурная память тувинского народа c. 30-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.37288

Аннотация: В настоящей статье в научный оборот вводится понятие ʻөпей хөөмейʼ – мужская колыбельная песня, исполняемая субстилем хөөмей, исходя из базового вида тувинского горлового пения. Вид народного музицирования, бытующий в традиционной культуре, рассматривается авторами в историко-музыковедческом, психологическом и этнопедагогических аспектах. Цель статьи – определить сущностные смыслы колыбельного хөөмея, отражающего мировоззрение, тип хозяйствования, религию; поэтическое мышление, передающее отношение к ребенку как высшей ценности семьи. В статье показаны исполнительские традиции колыбельного хөөмея (напевы и распевы, вербальные тексты, специфические тембровые признаки и др.). Авторы обращают внимание на наличие единой связующей в системе исполнительской традиции тувинцев (горловое пение, шаманские камлания, приучение маток домашних животных), в основе которых лежит вера в магическую силу слов (заговоров, обращений, благопожеланий). При изучении данного феномена использован комплекс методов: системного, историко-типологического, культурно-исторического, этнокультурологического. В системе горлового пения тувинцев, отличающегося многообразием видов и их разновидностей, колыбельный хөөмей полностью сохранил свое первоначальное значение и функцию, как форма звукотворчества с оригинальным способом звукоизвлечения. Углубленный анализ этого явления в тувинской культуре показал, что его структурными компонентами являются собственные исполнительские традиции (напевы и распевы, вербальные тексты, тембровые окраски и др.); смыслы, характеризующие традиционное мировоззрение, тип хозяйствования, этно- и культурогенез, духовный элемент сознания, религию, этикет и др. Исследование и популяризация колыбельного хөөмея востребованы в современном обществе в решении проблем воспитания в раннем возрасте, когда значимость приобретает учёт закономерностей рефлексии сознания, связанного с ареалом развития и ландшафтом, мировоззрением и ценностными ориентациями семьи, рода и народа.
Розин В.М. - Особенности поэтики средневекового сборника прозы «Римские деяния» (читаем новую книгу Светланы Неретиной «“Ни одно слово не лучше другого”. Философия и литература») c. 35-45

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.38564

EDN: VRNGPO

Аннотация: В статье предлагается анализ поэтики сборника прозы «Римские деяния», который автор рассматривает как дополнение к исследованию С.С. Неретиной. Вначале кратко характеризуется методология изучения средневековых текстов, которая обсуждается в «Предисловии» к книге, и приводятся как кейсы две истории из сборника. Неретина утверждает, что в «Римских деяниях» выражен мир средневековой культуры и внутри ее реальность высказываний, относящаяся к философии и тому, что мы могли бы назвать средневековым искусством. Разбирается механизм создания новелл из «Римских деяний», включающий, во-первых, высказывание, начинающееся со звука, открывающее путь значению и вещи, во-вторых, раскрытие потаенного как творение самостоятельной реальности (науки, искусства и пр.), в-третьих, использование тропов в ходе построения многозначной средневековой действительности. Автор показывает, что нарисованная Неретиной картина хорошо объясняет важную для средневекового мышления многозначность реальности, однако, объяснение особенностей содержания историй «Римских деяний» осмысляется ею не на основе картины, нарисованной в «Предисловии»; они истолковываются и осмысляются с точки зрения строения средневековой культуры. Затем автор обсуждает вызвавшие у него интерес понятия реальности и дву-о-смысленности. При этом он использует уже свои представления, полученные при анализе искусства. Различия в истолковании «Римских деяний» автор объясняет несовпадением дискурсов и взглядов исследователей, что, на его взгляд, совершенно нормально и служит на благо мышлению.
Шульгина О.В., Шульгина Д.П. - Историко-географические аспекты мемориализации пушкинского наследия (к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина) c. 37-51

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.7.29120

Аннотация: Объектом данного исследования является пушкинское наследие. Предметом исследования – историко-географические особенности формирования и распространения по территории страны мемориальных объектов, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в России дореволюционного и советского периодов. Значительное внимание уделено сохранению пушкинского наследия. Изучены памятные места, связанные с А.С. Пушкиным; процессы создания выдающихся монументов, посвященных поэту; увековечивания его имени в названиях городов и улиц, в развитии туристских маршрутов Главным методом исследования выбран историко-географический, использовались также историко-сравнительный, историко-системный, статистический и картографический методы Основные выводы проведенного исследования являются: мемориализации пушкинского наследия уделялось пристальное внимание на всех этапах развития российской государственности. Большая часть мемориальных объектов, туристских маршрутов по пушкинским местам расположена в европейской части России. Имя Пушкина является одним из распространенных в топонимике страны.
Лестев А.Е. - Формирование этикета и его роль в контексте эволюции воинской культуры Японии c. 47-59

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.18508

Аннотация: Предметом исследования является японский этикет, являющийся важной частью культуры японского общества. Этикет пронизывает все сферы общественной жизни современного японца. Как часть культурной традиции он является неотъемлемой составляющей практики боевых искусств. Именно изучение сохранившихся в школах боевых искусств форм этикета позволяет раскрыть его истинную сущность и роль в развитии воинской культуры Японии. Кратко рассмотрев процесс эволюции воинской культуры, можно раскрыть основные причины разработки и внедрения сложной системы этикета в японском обществе. Исследование произведено с использованием исторического и логического методов для выявления процесса культурно-исторического развития. В процессе изучения этикета в школах японских боевых искусств также использовался эмпирический метод исследования. В статье сделан вывод о том, что этикет является специальным культурным механизмом ограничения насилия в воинском сообществе. Разработка данного механизма позволила свести к минимума ситуации, в которых честь и достоинство воина могли быть задеты или оскорблены, что, в свою очередь, оказало влияние на стабильность общественных отношений и развитие культуры.
В. С. Листов - «Летит орел, тяжел и страшен»: об одном историческом мотиве в поэме А. С. Пушкина «Езерский» c. 50-57
Аннотация: статья посвящена строфе XIII поэмы «Езерский» — «Зачем крутится ветр в овраге…». Эта строфа, наполненная глубоким философским смыслом, имеет, по мнению автора, и конкретно-исторический подтекст. В ней отражены события 1815 г. — побег Наполеона с острова Эльбы, движение императора на Париж, идейная эволюция Бонапарта и возвращение его к власти. Строфа подтверждает стремление Пушкина «пародировать историю и Шекспира».
А. Ю. Михайлов - «Археология культуры»: применение методологии М.Фуко к изучению и преподаванию истории культуры (на примере Российской империи) c. 54-60
Аннотация: автор статьи применяет методологию М. Фуко к изучению и преподаванию российской культуры. Археология знания в совокупности с другими методологическими установками (Т. Кун, И. Локатос, Э. Панофский и Н. Певзнер) позволяет выработать исследовательскую рамку анализа механизмов взаимодействия и взаимовлияния исторической эпохи и конкретных сфер культуры. Для изложения авторского видения развития культуры разработан понятийный аппарат, помогающий избежать дискриминационного описания культурно-исторического процесса (дух эпохи, культурно-историческая парадигма, ведущая культурная практика).
Э. А. Шулепова - Отечественная культура в очень сложный и плодотворный период c. 55-56
Аннотация: в статье дан анализ содержания фундаментального исследовательского проекта в том виде, в каком оно запечатлено в итоговом документе первого этапа проекта — в издании открывающего серию тома «Очерков истории русской культуры»; показаны сильные стороны проекта и сложность изучаемых проблем, их актуальность для современного социокультурного контекста. Проект осуществляется лабораторией истории культуры Исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова при поддержке РГНФ.
Шигурова Т.А. - Народная одежда в жизни общества c. 62-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28482

Аннотация: Предметом исследования статьи является функционирование традиционного мордовского костюма в повседневной культуре этноса. Рассматриваются этапы приближения костюма не только к телу, но и к душе человека, постепенное формирование дополнительного значения, обогащение функций, выполняемых в культуре. В качестве основного источника работы использованы материалы Русского географического общества, а также устного народного творчества мордовского народа. Изучение традиционной одежды мордвы че¬рез призму ее социального бытования концентрирует внимание на человеке – создателе и носителе костюма, позволяет рассмотреть его отношение к одежде и отдельным элементам. В работе использованы общенаучные методы на базе информационно-семиотического подхода к анализу культурного феномена, что дает возможность наблюдать, как элементы традиционного костюма получают смысловое наполнение уже в процессе их создания. Новизна исследования заключается в определении традиционного костюма мордвы как результата творческой активности мастерицы, преобразуемой в предмете благодаря внимательному наблюдению и оценке общества. Сложные социокультурные процессы отражены в ментальности народа, в пословицах и поговорках, сохранивших представления о наиболее ценных свойствах человека.
А. Ю. Михайлов - «Классическое как русское» или «классическое vs. русское»: проблема «национализации» классицизма и формулирования национального стиля в архитектуре России XVIII – XX веков c. 62-69
Аннотация: используя методологию архитектурной (В. Паперный, Б. Вильковский), искусствоведческой (Э. Панофский) и в целом гуманитарной науки (М. Фуко), автор предпринял попытку рассмотреть классицизм как один из вариантов «национального» стиля России, формулирование которого было одной из главных задач российской власти в области архитектуры XVIII–XX вв. Предметом исследования является процесс «национализации» европейского классицизма и выстраивания на его основе «национальной» версии глобального стиля. В фокусе внимания автора всевозможные трансформации/мутации, связанные с использованием идеологического и формотворческого потенциала классицизма в формулировании различных версий «национального» стиля. Анализ осуществляется на примере трех периодов российской истории — эпох актуализации классицизма как идеологии и архитектурного стиля: собственно классицизма (неоклассицизма) 1770–1820 гг., неоклассицизма 1900–1910-х гг. и советского неоклассицизма 1930–1950-х гг.
Лестев А.Е. - Категории "сущность" и "явление" в философии школ японских боевых искусств

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.1.14853

Аннотация: Предметом исследования является философия японских школ боевых искусств. В статье рассматриваются философские категории «сущность» и «явление», как наиболее подробно разработанные составляющие философской системы японских школ боевых искусств. На основании воспринятых от учителей дзэн неоконфуцианских и буддистских концепций мастера боевых искусств и основатели школ разрабатывали собственную философскую систему, направленную прежде всего, на практическую реализацию философских принципов в практике боевых искусств и на воинском пути в целом. Исследование произведено на основании изучения исторических источников, сочинений мастеров боевых искусств, а также статей и научных работ ведущих специалистов в этой области. В статье продемонстрировано, что на основании понимания категориальной системы «сущность – явление» мастерами и основателями школ японских боевых искусств были разработаны стратегические принципы и тактические приемы, реализующие применение теоретических философских концепций в ежедневной практике и обучении воина. Кроме того, интерес представляет и теоретическое описание данных категорий.
Лестев А.Е. - Категории "сущность" и "явление" в философии школ японских боевых искусств c. 65-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.1.67329

Аннотация: Предметом исследования является философия японских школ боевых искусств. В статье рассматриваются философские категории «сущность» и «явление», как наиболее подробно разработанные составляющие философской системы японских школ боевых искусств. На основании воспринятых от учителей дзэн неоконфуцианских и буддистских концепций мастера боевых искусств и основатели школ разрабатывали собственную философскую систему, направленную прежде всего, на практическую реализацию философских принципов в практике боевых искусств и на воинском пути в целом. Исследование произведено на основании изучения исторических источников, сочинений мастеров боевых искусств, а также статей и научных работ ведущих специалистов в этой области. В статье продемонстрировано, что на основании понимания категориальной системы «сущность – явление» мастерами и основателями школ японских боевых искусств были разработаны стратегические принципы и тактические приемы, реализующие применение теоретических философских концепций в ежедневной практике и обучении воина. Кроме того, интерес представляет и теоретическое описание данных категорий.
А. Г. Васильев - История и культурология: ранкеанские фантомы и гирцевские фобии c. 68-74
Аннотация: в статье рассматривается роли концепта культуры и культурологических подходов в историографии. В ней ставятся вопросы о междисциплинарности современного социогуманитарного знания, о границах и взаимодействии истории, истории культуры и культурологии.
Сорочинский Г.Р. - Семантика и функция стел в древней архитектуре Ближнего Востока в эпоху от неолитического человека до эпического Гильгамеша и библейского Иакова c. 74-85

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.39760

EDN: VRGJVB

Аннотация: Предметом исследования является такой феномен в культовой архитектуре ближневосточного региона (Левант, Месопотамия, Анатолия, Элам), как возведение стел. Особое внимание уделяется семантике стел, которые имели сакральное значение для древнего человека. Цель исследования заключается в выявлении основных функций и значений, характерных для такой типологической единицы в архитектуре Ближнего Востока, как стела. Актуальность исследования определяется развитием междисциплинарного дискурса в данной проблематике среди отечественных (Н. Я. Мерпет, Е. В. Антонова, А. Б. Зубов, Т. В. Корниенко, В. В. Емельянов) и зарубежных (Дж. Мелларт, К. Шмидт) учёных. Научные изыскания статьи базируются на архитектурно-онтологическом методе исследования: анализ памятников архитектуры (Гёбекли-Тепе, Невали-Чори) с выявлением типологических и композиционных особенностей, анализ литературных источников в виде сакральных текстов (Эпос о Гильгамеше, Библия) с выявлением семантического поля значений и смыслов. Новизна исследования определяется выявлением архитектурно-онтологической роли стел в древнем зодчестве региона. В результате исследования приводится ряд основных семантических значений и функций, характерных для такой типологической единицы в архитектурной традиции Ближнего Востока, как стела. Данные выводы могут быть применены в таких областях гуманитарного знания, как история, философия, культурология, религиоведение, искусствоведение, архитектура, археология и других науках.
Бабенко О.В. - Истоки русской оперы как ключ к пониманию современного оперного искусства c. 76-86

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.8.33608

Аннотация: Предметом исследования являются истоки русской оперы и ее развитие. Зачатки русской оперы можно видеть в народных и церковных обрядах Древней Руси. Истоки русской оперы уходят в Средневековье, когда певческая традиция формировалась под воздействием византийского влияния и русских народных традиций. Народно-церковные действа XVI-XVII вв. содержали в себе те театрализованные элементы, которые впоследствии вобрал в себя профессиональный музыкальный театр. До XVIII в. театральные спектакли были доступны только царственным особам и высшему обществу. В 1672 г. в России для царя Алексея Михайловича был построен первый театр под названием «комедийная хоромина», в котором ставились оперы на библейские темы. Первые русские оперы светского характера появились во второй половине XVIII в. В 1756 г. императрица Елизавета Петровна сделала театр государственным и публичным учреждением. Русские оперы того времени во многом подражали западным образцам. А появление подлинно национальных опер связано с именем М.И. Глинки (1804-1857).    Основным выводом данного исследования является вывод о том, что современная опера заимствовала у своих предшественниц принципы народности и гуманизма. Автор проводит параллели между первыми операми, классической русской оперой, с одной стороны, и современной российской оперой, с другой стороны. Анализируется происхождение сюжетов и либретто спектаклей. П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и другие композиторы, как и первые создатели опер, писали свои оперы на литературные и исторические сюжеты.
Сальникова Е.В. - «Археология» линейки телевизионных программ и ее роль в развитии визуальной культуры

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.1.11926

Аннотация: Статья посвящена феномену композиции телевизионных программ – тому, что чаще всего именуется «линейкой телепрограмм». Автор выявляет предысторию композиции телевизионного контента в зрелищно-театральной культуре, рассматривая принципы композиции античных и средневековых зрелищ, ренессансного городского и придворного театра, зрелищно-развлекательных форм Западной Европы и России Нового времени. Рассматривается феномен сосуществования номеров и сцен различных жанров и стилистик в рамках одного целостного представления в старинных российских формах зрелищ, в том числе в скоморошеских представлениях, кукольном театре, медвежьей потехе, школьном театре. Сравниваются зрелища разных национальных культур, в которых не происходит участия актеров, такие как русский "раек" и английский "Эйдофузикон". Автор сочетает методы культурологии и искусствоведения, широко использует типологический анализ явлений, принадлежащих к разным национальным культурам. Современная стадия существования экранной культуры воспринимается как позднейшая модификация зрелищной культуры, тесно связанная с доэкранными формами. Автор выделяет в истории зрелищно-визуальной культуры два типа организации условной игровой реальности. Первый подразумевает наличие монолитного формосодержательного высказывания, которое может и должно полноценно восприниматься исключительно в своей внутренней целостности и последовательности развития. Второй тип - последовательность различных частей, различных формо-содержательных высказываний, которые могут быть не связаны друг с другом сюжетно. Эти игровые высказывания могут не принадлежать к одному и тому же жанру и стилю. Именно к этому второму типу зрелищной условной реальности, весьма распространенному в истории культуры, принадлежит телевизионная линейка программ. Автор делает вывод о традиционности композиции контента на телевидении, а также о демонстративности творческих имперсональных процессов при режиме непрерывного чередования телевизионных форм и фрустрации ответных творческих потребностей зрителя. Это противоречие, акцентированное телевизионной подачей контента, разрешается уже в рамках компьютерной культуры, представляющей более сложную и тяготеющую к интерактивности экранную форму.
Сальникова Е.В. - «Археология» линейки телевизионных программ и ее роль в развитии визуальной культуры c. 80-92

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.1.64239

Аннотация: Статья посвящена феномену композиции телевизионных программ – тому, что чаще всего именуется «линейкой телепрограмм». Автор выявляет предысторию композиции телевизионного контента в зрелищно-театральной культуре, рассматривая принципы композиции античных и средневековых зрелищ, ренессансного городского и придворного театра, зрелищно-развлекательных форм Западной Европы и России Нового времени. Рассматривается феномен сосуществования номеров и сцен различных жанров и стилистик в рамках одного целостного представления в старинных российских формах зрелищ, в том числе в скоморошеских представлениях, кукольном театре, медвежьей потехе, школьном театре. Сравниваются зрелища разных национальных культур, в которых не происходит участия актеров, такие как русский "раек" и английский "Эйдофузикон". Автор сочетает методы культурологии и искусствоведения, широко использует типологический анализ явлений, принадлежащих к разным национальным культурам. Современная стадия существования экранной культуры воспринимается как позднейшая модификация зрелищной культуры, тесно связанная с доэкранными формами. Автор выделяет в истории зрелищно-визуальной культуры два типа организации условной игровой реальности. Первый подразумевает наличие монолитного формосодержательного высказывания, которое может и должно полноценно восприниматься исключительно в своей внутренней целостности и последовательности развития. Второй тип - последовательность различных частей, различных формо-содержательных высказываний, которые могут быть не связаны друг с другом сюжетно. Эти игровые высказывания могут не принадлежать к одному и тому же жанру и стилю. Именно к этому второму типу зрелищной условной реальности, весьма распространенному в истории культуры, принадлежит телевизионная линейка программ. Автор делает вывод о традиционности композиции контента на телевидении, а также о демонстративности творческих имперсональных процессов при режиме непрерывного чередования телевизионных форм и фрустрации ответных творческих потребностей зрителя. Это противоречие, акцентированное телевизионной подачей контента, разрешается уже в рамках компьютерной культуры, представляющей более сложную и тяготеющую к интерактивности экранную форму.
Е. Н. Чернявская - Великая дорога России на Богородской земле c. 168-184

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62491

Аннотация: в статье в пределах Подмосковья рассмотрена дорога, ведущая из Москвы на восток страны. Определена ее историческая роль в разных сферах жизни государства и Богородской земли (Богородского уезда Московской губернии), по которой она проходит. Она представлена как ямская, почтовая, торговая дорога, дорога ссыльных и дорога войны, а также дорога частных путешественников. Установлены наиболее яркие события и факты, связанные с разными функциями перемещений по ней. Отмечено поэтапное изменение трассы и облика дороги, ее отражение в художественном творчестве. Таким образом зафиксирован историко-культурный потенциал дороги как объекта наследия. Предложено рассмотреть его как ресурс развития территорий. Намечены пути превращения забытых явлений, событий и мест в достояние современной культуры, развитие на их базе туризма и связанной с туризмом возможности создавать новые экономически рентабельные объекты придорожного туристического сервиса.
Мальченко О.Е. - Структура культурного текста исторической артиллерии XVI-XVIII вв.

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.4.7898

Аннотация: Статья посвящена вопросам семиотического подхода к изучению такого историко-культурного феномена как артиллерия XV-XVIII вв. В качестве исходного предположения принимается, что историческая пушка создает гетерогенный текст с определенными смыслами, на базе которого может быть реконструирована система его знаков и, собственно, расшифрован сам текст. Локальный пушечный текст с собственной внутренней структурой рассматривается в русле современных культурологических подходов. Предпринята попытка анализа структуры культурного текста исторической пушки. Дается оценка уровня его информационной насыщенности. Рассматривается механизм способности пушечного текста приобретать новые смыслы или актуализировать забытые при взаимодействии с новыми культурными контекстами. Поднимается вопрос об исторической ценности пушечного текста. Автором предлагается типология «читателей» пушечных текстов, распределение их по степени заинтересованности, манере изучения текста и характеру поисковой информации. Данные анализа оформлены в таблицу.
О. Е. Мальченко - Структура культурного текста исторической артиллерии XVI–XVIII веков c. 417-425

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.4.63013

Аннотация: статья посвящена вопросам семиотического подхода к изучению такого историко-культурного феномена, как артиллерия XVI–XVIII вв. В качестве исходного предположения принимается, что историческая пушка создает гетерогенный текст с определенными смыслами, на базе которого может быть реконструирована система его знаков и расшифрован сам текст. Локальный пушечный текст с собственной внутренней структурой рассматривается в русле современных культурологических подходов. Предпринята попытка анализа структуры культурного текста исторической пушки. Дается оценка уровня его информационной насыщенности. Рассматривается механизм способности пушечного текста приобретать новые смыслы или актуализировать забытые при взаимодействии с новыми культурными контекстами. Поднимается вопрос об исторической ценности пушечного текста. Автором предлагается типология «читателей» пушечных текстов, распределение их по степени заинтересованности, манере изучения текста и характеру поисковой информации. Данные анализа оформлены в таблицу.
Хренов Н.А. - Публичность в ее традиционных и виртуальных формах как феномен культуры. Статья первая

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.13822

Аннотация: Предметом исследования в данном статье являются природа и функции публичности как феномена культуры. Однако осмысление публичности в работе имеет четкие хронологические рамки, а именно, в ней прослеживается возникновение новой формы публичности в городах Нового и Новейшего времени. Если воспользоваться социологическим подходом, то возникновение и становление новой формы публичности связано с переходом от доиндустриальных обществ к обществам индустриальным. Поколения второй половины ХХ века столкнулись уже с переходом иного плана - переходом от индустриального общества к постиндустриальному обществу. Что касается публичности в городах Нового времени, то в ней сохраняется многое от традиционных ее форм. Но постепенно с появлением массовой коммуникации, возникающей на технологической основе, публичность утрачивает традиционные формы, становясь выражением виртуализации пространства. Автор пытается вскрыть антропологические признаки публичности как в ее традиционных, так и в виртуальных формах. Основным методологическим подходом к анализу публичности является социологический подход. Однако привлекается также историко - генетический подход. Привлекаются наблюдения социологов и культурологов, исследующих ранние формы социума. Автор убежден, что возникшие на ранних этапах истории архетипические дуальные формулы могут активизироваться и на поздних этапах социума. В качестве примера этого тезиса приводится извлеченная из древнерусских летописей игровая оппозиция между великороссами и малороссами. Новизна предпринятого исследования заключается в рассмотрении в качестве объекта исследования разных форм публичности, начиная с существовавших в архаических обществах смеховых обрядов, поведения купцов на ярмарках, дворянских и купеческих клубов и кончая формами публичности, реализуемыми в виртуальных формах. Автор пытается выявить такие признаки публичности, как театральность, зрелищность, ее игровая и праздничная природа. Особое значение в статье придается отношениям между социумом и театром.
Хренов Н.А. - Публичность в ее традиционных и виртуальных формах как феномен культуры. Статья первая c. 422-435

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.66546

Аннотация: Предметом исследования в данном статье являются природа и функции публичности как феномена культуры. Однако осмысление публичности в работе имеет четкие хронологические рамки, а именно, в ней прослеживается возникновение новой формы публичности в городах Нового и Новейшего времени. Если воспользоваться социологическим подходом, то возникновение и становление новой формы публичности связано с переходом от доиндустриальных обществ к обществам индустриальным. Поколения второй половины ХХ века столкнулись уже с переходом иного плана - переходом от индустриального общества к постиндустриальному обществу. Что касается публичности в городах Нового времени, то в ней сохраняется многое от традиционных ее форм. Но постепенно с появлением массовой коммуникации, возникающей на технологической основе, публичность утрачивает традиционные формы, становясь выражением виртуализации пространства. Автор пытается вскрыть антропологические признаки публичности как в ее традиционных, так и в виртуальных формах. Основным методологическим подходом к анализу публичности является социологический подход. Однако привлекается также историко - генетический подход. Привлекаются наблюдения социологов и культурологов, исследующих ранние формы социума. Автор убежден, что возникшие на ранних этапах истории архетипические дуальные формулы могут активизироваться и на поздних этапах социума. В качестве примера этого тезиса приводится извлеченная из древнерусских летописей игровая оппозиция между великороссами и малороссами. Новизна предпринятого исследования заключается в рассмотрении в качестве объекта исследования разных форм публичности, начиная с существовавших в архаических обществах смеховых обрядов, поведения купцов на ярмарках, дворянских и купеческих клубов и кончая формами публичности, реализуемыми в виртуальных формах. Автор пытается выявить такие признаки публичности, как театральность, зрелищность, ее игровая и праздничная природа. Особое значение в статье придается отношениям между социумом и театром.
Галимова Н.В. - Этнокультурная символика как феномен духовных традиций народов КБР

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.4.19577

Аннотация: Предметом исследования является создание научной основы для междисциплинарного исследования этнокультурной символики кабардинцев и балкарцев, как основы восприятия и выявление вопросов этногенеза, художественного творчества, обрядовых, и других явлений в данном регионе. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как философско-эстетический, культурологический анализ и исследование литературных источников для того, чтобы на основе народного фольклора, проследить художественно - эстетическую основу синкретизма в духовной культуре народов КБР. Изыскание базируется на этнонациональном осознании фольклора, как носителя духовно-этнических ценностей и традиций, как формулирование личного мироощущения, как одного из тех элементов, который обеспечивает преемственность культуры в её развитии, сохранение базовых, фундаментальных национальных ценностей. Методологическую основу исследования составил аспект системного и диалектического подхода к изучению этнокультурной символики КБР. Подобный подход к разбору разноречивой и познаваемой природе символа придал работе комплексный характер. Основными выводами проведённого исследования является, что этнокультурная символика хранит субстанциальное тождество идеи и вещи или заключает в себе образ, который предопределяет наличие некоего смыслового значения (смысл), и они совместно формируют немыслимые друг без друга элементы символа. Новизна исследования заключается в формировании системного взгляда на специфику предпочтений и основ для дальнейшего изучения этнокультурной символики и генезиса графического символа - фамильных знаков (тамгов), как аспекта духовной и материальной культур народов КБР.
Галимова Н.В. - Этнокультурная символика как феномен духовных традиций народов КБР c. 436-442

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.4.68080

Аннотация: Предметом исследования является создание научной основы для междисциплинарного исследования этнокультурной символики кабардинцев и балкарцев, как основы восприятия и выявление вопросов этногенеза, художественного творчества, обрядовых, и других явлений в данном регионе. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как философско-эстетический, культурологический анализ и исследование литературных источников для того, чтобы на основе народного фольклора, проследить художественно - эстетическую основу синкретизма в духовной культуре народов КБР. Изыскание базируется на этнонациональном осознании фольклора, как носителя духовно-этнических ценностей и традиций, как формулирование личного мироощущения, как одного из тех элементов, который обеспечивает преемственность культуры в её развитии, сохранение базовых, фундаментальных национальных ценностей. Методологическую основу исследования составил аспект системного и диалектического подхода к изучению этнокультурной символики КБР. Подобный подход к разбору разноречивой и познаваемой природе символа придал работе комплексный характер. Основными выводами проведённого исследования является, что этнокультурная символика хранит субстанциальное тождество идеи и вещи или заключает в себе образ, который предопределяет наличие некоего смыслового значения (смысл), и они совместно формируют немыслимые друг без друга элементы символа. Новизна исследования заключается в формировании системного взгляда на специфику предпочтений и основ для дальнейшего изучения этнокультурной символики и генезиса графического символа - фамильных знаков (тамгов), как аспекта духовной и материальной культур народов КБР.
Хренов Н.А. - Публичность в ее традиционных и виртуальных формах как феномен культуры. Статья вторая

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.5.13870

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются природа и функции публичности как феномена культуры. Среди многочисленных видов исторического исследования известны история общества, история государства, история культуры, история коммуникации и история искусства. Однако параллельно истории искусства развертывается история публики, т.е. среды, в которой функционирует искусство. Среда или способствует развитию интенсивной художественной жизни или же, наоборот, это развитие тормозит. Однако история публики одновременно является и историей более общего явления - публичности, манифестируемой не только в художественных, но, например, в обрядовых,ярмарочных, праздничных, фестивальных, спортивных, зрелищных и театральных формах. Что такое публичность как нечто промежуточное между историей искусства и историей общества? Какие формы публичности существовали в истории? Какие функции публичность в истории осуществляла? По поводу всех этих вопросов и размышляет автор статьи. Это и является предметом исследования. Поскольку история публичности - частное проявление истории общества, то для выявления ее природы и функций автор использует социологический подход как дополняющий исторический подход. Социология диктует дифференцированный подход к обществу и, соответственно, к публичности. В статье выявляются признаки публичности, характерные для доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества. Большое значение автор уделяет переходу от форм публичности, характерных для индустриального общества, к формам публичности, что репрезентативны уже для постиндустриальных обществ, в границах которых возникают виртуальные формы публичности на технологической основе. В статье уделяется внимание тому вкладу, который вносит в становление новых форм публичности так называемый "третий класс". Новизна предпринятого исследования заключается в том, что процессы, развертывающиеся в городах Нового и Новейшего времени и, в частности,характерные для новых форм публичности, имеют последствия не только для общества, но и для культуры. Публичность - это в то же время и сфера творчества культуры. Поэтому применительно к публичности как предмету исследования в данной статье впервые привлекается культурологический подход. Публичность - явление, связанное не только с социумом, но и с культурой. Так, чтобы это продемонстрировать, автор обращается к театральной жизни ХУIII века, в которой уже возникают эмбрионы будущих виртуальных форм публичности, связанных, например, с телевидением или интернетом.
Хренов Н.А. - Публичность в ее традиционных и виртуальных формах как феномен культуры. Статья вторая c. 520-536

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.5.66912

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются природа и функции публичности как феномена культуры. Среди многочисленных видов исторического исследования известны история общества, история государства, история культуры, история коммуникации и история искусства. Однако параллельно истории искусства развертывается история публики, т.е. среды, в которой функционирует искусство. Среда или способствует развитию интенсивной художественной жизни или же, наоборот, это развитие тормозит. Однако история публики одновременно является и историей более общего явления - публичности, манифестируемой не только в художественных, но, например, в обрядовых,ярмарочных, праздничных, фестивальных, спортивных, зрелищных и театральных формах. Что такое публичность как нечто промежуточное между историей искусства и историей общества? Какие формы публичности существовали в истории? Какие функции публичность в истории осуществляла? По поводу всех этих вопросов и размышляет автор статьи. Это и является предметом исследования. Поскольку история публичности - частное проявление истории общества, то для выявления ее природы и функций автор использует социологический подход как дополняющий исторический подход. Социология диктует дифференцированный подход к обществу и, соответственно, к публичности. В статье выявляются признаки публичности, характерные для доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества. Большое значение автор уделяет переходу от форм публичности, характерных для индустриального общества, к формам публичности, что репрезентативны уже для постиндустриальных обществ, в границах которых возникают виртуальные формы публичности на технологической основе. В статье уделяется внимание тому вкладу, который вносит в становление новых форм публичности так называемый "третий класс". Новизна предпринятого исследования заключается в том, что процессы, развертывающиеся в городах Нового и Новейшего времени и, в частности,характерные для новых форм публичности, имеют последствия не только для общества, но и для культуры. Публичность - это в то же время и сфера творчества культуры. Поэтому применительно к публичности как предмету исследования в данной статье впервые привлекается культурологический подход. Публичность - явление, связанное не только с социумом, но и с культурой. Так, чтобы это продемонстрировать, автор обращается к театральной жизни ХУIII века, в которой уже возникают эмбрионы будущих виртуальных форм публичности, связанных, например, с телевидением или интернетом.
Арапов А.В. - Голем: история мифологического образа

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.9682

Аннотация: Голем является одним из наиболее известных мифологических образов. В настоящей статье рассматривается история этого образа от древности до середины 19 века, до появления первых произведений художественной литературы, в которых он упоминается. В средневековый период книга Сефер Йецира рассматривалась как ключ к созданию и оживлению голема. Предполагалось, что голем может быть оживлен посредством использования различных букв еврейского алфавита. Процесс оживления голема связывался с мистическим опытом. Согласно ашкеназской традиции големы являются творением праведников, который ввиду своей близости к Богу обладают некоторой частью Его мудрости и силы. Одним из проявлений Божественной силы является способность творить живые существа. Однако, даже праведник может создать лишь бледные подобия Божественных творений. Одним из недостатков голема является его неспособность говорить.Самое раннее из известных письменных упоминаний о создании Голема историчсеким лицом относится к Рабби Элияху из Холма (1550–1583. Самый известной является история о пражском големе. Создателем пражского голема является Иуда Лёв бен Бецалель (Махараль). Согласно господствующему среди историков и филологов мнению, история пражского голема впервые была письменно зафиксирована в немецкоязычной еврейской литературе 19 века. В 1830-х – 1840-х годах вышел ряд сочинений, в которых излагалась эта история. Их появление связано с возникшим в этот период в еврейских литературных кругах фольклорным движением. Самым ранним источником содержащим эту легенду является изданная в 1834 г. книга Иосифа Зелигмана Кона «Еврейский Жиль Блаз». Кати Гелбин называет в качестве более раннего источника рассказ Густава Филиппсона «Голем и прелюбодейка», опубликованный в еврейском журнале «Суламифь» в 1834 г., однако эта датировка сомнительна. Сама легенда передавалась до этого устно и возможно она восходит к временам самого Махараля.
Арапов А.В. - Голем: история мифологического образа c. 540-543

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.63368

Аннотация: Голем является одним из наиболее известных мифологических образов. В настоящей статье рассматривается история этого образа от древности до середины 19 века, до появления первых произведений художественной литературы, в которых он упоминается. В средневековый период книга Сефер Йецира рассматривалась как ключ к созданию и оживлению голема. Предполагалось, что голем может быть оживлен посредством использования различных букв еврейского алфавита. Процесс оживления голема связывался с мистическим опытом. Согласно ашкеназской традиции големы являются творением праведников, который ввиду своей близости к Богу обладают некоторой частью Его мудрости и силы. Одним из проявлений Божественной силы является способность творить живые существа. Однако, даже праведник может создать лишь бледные подобия Божественных творений. Одним из недостатков голема является его неспособность говорить.Самое раннее из известных письменных упоминаний о создании Голема историчсеким лицом относится к Рабби Элияху из Холма (1550–1583. Самый известной является история о пражском големе. Создателем пражского голема является Иуда Лёв бен Бецалель (Махараль). Согласно господствующему среди историков и филологов мнению, история пражского голема впервые была письменно зафиксирована в немецкоязычной еврейской литературе 19 века. В 1830-х – 1840-х годах вышел ряд сочинений, в которых излагалась эта история. Их появление связано с возникшим в этот период в еврейских литературных кругах фольклорным движением. Самым ранним источником содержащим эту легенду является изданная в 1834 г. книга Иосифа Зелигмана Кона «Еврейский Жиль Блаз». Кати Гелбин называет в качестве более раннего источника рассказ Густава Филиппсона «Голем и прелюбодейка», опубликованный в еврейском журнале «Суламифь» в 1834 г., однако эта датировка сомнительна. Сама легенда передавалась до этого устно и возможно она восходит к временам самого Махараля.
Хренов Н.А. - Между линейным и циклическим принципом: история искусства в ракурсе социодинамики П. Сорокина. Статья вторая.оциодинамики П. Сорокина

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.5.12400

Аннотация: Статья касается одного из актуальнейших вопросов методологии изучения истории искусства. Абсолютизация линейного принципа в исторических исследованиях, генезис которого уходит в эпоху Просвещения, привел к тому, что историки искусства внимание стали уделять одним периодам, а другие периоды адекватного осмысления не получали. В этом последнем случае искусство воспринималось пребывающим в упадке и, как казалось, не демонстрировало законченных, определившихся форм. Поэтому оно и не было предметом исследования. Примером этого явилось, например, восприятие западного или византийского средневекового искусства. Сформировавшаяся в эпоху Просвещения эстетика точкой отсчета делала исключительно искусство Ренессанса. В соответствии с этой эстетикой прочитывались все художественные ценности, независимо от того, какой тип культуры они представляли. В первой статье было показано, как П. Сорокин, разрушая стереотипы , утвердившиеся в науке обществе, применяет по отношению к разным историческим периодам циклический принцип как альтернативный по отношению к линейному принципу. Во второй статье показано, как в результате абсолютизации линейного принципа в истории искусства появилось множество неразрешимых вопросов и как примененный П. Сорокиным к истории искусства циклический принцип позволяет эти вопросы разрешить. В данной статье первоочередное внимание уделяется конструктивности используемого П. Сорокиным циклического принципа. При этом важно, что речь у него идет не просто о методологии, но о приложении этой методологии к обширному историческому материалу - истории искусства на всем ее протяжении. П. Сорокин показал, как в истории происходит перманентное чередование трех типов культуры: культуры чувственного типа, культуры идеационального типа и культуры интегрального или смешанного типа. Возникновение и становление каждого художественного стиля развертывается в границах того или иного типа культуры. Так история искусства оказывается в тесной зависимости от истории культуры. Таким образом, концепция социодинамики П. Сорокина вооружает исследователя ценным методологическим подходом. Несмотря на то, что идеи П. Сорокина появились в середине прошлого века, тем не менее, они длительное время не привлекали к себе внимания. В том числе и в среде западных ученых, например, социологов. Это происходило еще и потому, что между социологией и исторической наукой существуют весьма непростые отношения. Обычно социолог не обращается к истории. П. Сорокин разрушает это предубеждение. Интенсивное развитие в современной России культурологии стимулирует интерес к теории социодинамики П. Сорокина, ведь в ней социологический подход объединяется с историческим и культурологическим подходами. Концепция П. Сорокина - один из ярких примеров междисциплинарного сотрудничества в современной науке. В статье показано, насколько плодотворно междисциплинарное сотрудничество при исследовании истории искусства.
Хренов Н.А. - Между линейным и циклическим принципом: история искусства в ракурсе социодинамики П. Сорокина. Статья вторая.оциодинамики П. Сорокина c. 561-576

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.5.65551

Аннотация: Статья касается одного из актуальнейших вопросов методологии изучения истории искусства. Абсолютизация линейного принципа в исторических исследованиях, генезис которого уходит в эпоху Просвещения, привел к тому, что историки искусства внимание стали уделять одним периодам, а другие периоды адекватного осмысления не получали. В этом последнем случае искусство воспринималось пребывающим в упадке и, как казалось, не демонстрировало законченных, определившихся форм. Поэтому оно и не было предметом исследования. Примером этого явилось, например, восприятие западного или византийского средневекового искусства. Сформировавшаяся в эпоху Просвещения эстетика точкой отсчета делала исключительно искусство Ренессанса. В соответствии с этой эстетикой прочитывались все художественные ценности, независимо от того, какой тип культуры они представляли. В первой статье было показано, как П. Сорокин, разрушая стереотипы , утвердившиеся в науке обществе, применяет по отношению к разным историческим периодам циклический принцип как альтернативный по отношению к линейному принципу. Во второй статье показано, как в результате абсолютизации линейного принципа в истории искусства появилось множество неразрешимых вопросов и как примененный П. Сорокиным к истории искусства циклический принцип позволяет эти вопросы разрешить. В данной статье первоочередное внимание уделяется конструктивности используемого П. Сорокиным циклического принципа. При этом важно, что речь у него идет не просто о методологии, но о приложении этой методологии к обширному историческому материалу - истории искусства на всем ее протяжении. П. Сорокин показал, как в истории происходит перманентное чередование трех типов культуры: культуры чувственного типа, культуры идеационального типа и культуры интегрального или смешанного типа. Возникновение и становление каждого художественного стиля развертывается в границах того или иного типа культуры. Так история искусства оказывается в тесной зависимости от истории культуры. Таким образом, концепция социодинамики П. Сорокина вооружает исследователя ценным методологическим подходом. Несмотря на то, что идеи П. Сорокина появились в середине прошлого века, тем не менее, они длительное время не привлекали к себе внимания. В том числе и в среде западных ученых, например, социологов. Это происходило еще и потому, что между социологией и исторической наукой существуют весьма непростые отношения. Обычно социолог не обращается к истории. П. Сорокин разрушает это предубеждение. Интенсивное развитие в современной России культурологии стимулирует интерес к теории социодинамики П. Сорокина, ведь в ней социологический подход объединяется с историческим и культурологическим подходами. Концепция П. Сорокина - один из ярких примеров междисциплинарного сотрудничества в современной науке. В статье показано, насколько плодотворно междисциплинарное сотрудничество при исследовании истории искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.