Статья 'Публичность в ее традиционных и виртуальных формах как феномен культуры. Статья первая' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Публичность в ее традиционных и виртуальных формах как феномен культуры. Статья первая

Хренов Николай Андреевич

доктор философских наук

профессор, кафедра эстетики, истории и теории культуры, Всероссийский государственный университет кинематографии

121108, Россия, г. Москва, ул. Пивченкова, 5

Khrenov Nikolay Andreevich

Doctor of Philosophy

chief researcher of the Department of Media and Popular Arts at State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Professor of Aesthetics of the Department of History and Theory of Culture at S. A. Gerasimov All - Russian State University of Cinematography

121108, Russia, g. Moscow, ul. Pivchenkova, 5

nihrenov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2015.4.13822

Дата направления статьи в редакцию:

26-11-2014


Дата публикации:

28-06-2015


Аннотация: Предметом исследования в данном статье являются природа и функции публичности как феномена культуры. Однако осмысление публичности в работе имеет четкие хронологические рамки, а именно, в ней прослеживается возникновение новой формы публичности в городах Нового и Новейшего времени. Если воспользоваться социологическим подходом, то возникновение и становление новой формы публичности связано с переходом от доиндустриальных обществ к обществам индустриальным. Поколения второй половины ХХ века столкнулись уже с переходом иного плана - переходом от индустриального общества к постиндустриальному обществу. Что касается публичности в городах Нового времени, то в ней сохраняется многое от традиционных ее форм. Но постепенно с появлением массовой коммуникации, возникающей на технологической основе, публичность утрачивает традиционные формы, становясь выражением виртуализации пространства. Автор пытается вскрыть антропологические признаки публичности как в ее традиционных, так и в виртуальных формах. Основным методологическим подходом к анализу публичности является социологический подход. Однако привлекается также историко - генетический подход. Привлекаются наблюдения социологов и культурологов, исследующих ранние формы социума. Автор убежден, что возникшие на ранних этапах истории архетипические дуальные формулы могут активизироваться и на поздних этапах социума. В качестве примера этого тезиса приводится извлеченная из древнерусских летописей игровая оппозиция между великороссами и малороссами. Новизна предпринятого исследования заключается в рассмотрении в качестве объекта исследования разных форм публичности, начиная с существовавших в архаических обществах смеховых обрядов, поведения купцов на ярмарках, дворянских и купеческих клубов и кончая формами публичности, реализуемыми в виртуальных формах. Автор пытается выявить такие признаки публичности, как театральность, зрелищность, ее игровая и праздничная природа. Особое значение в статье придается отношениям между социумом и театром.


Ключевые слова:

публичность, публичное пространство, дуальность, театральность, эмоциональный дефицит, эмоциональный контакт, праздничность, идентичность, социум, масса

Abstract: The subject of the present research is the nature and functions of publicity as a cultural phenomenon. However, the concept of publicity as it is viewed by the author of the article has a very distinct chronological framework. In particular, the author views the process of creation of a new form of publicity in the cities of the Modern and Contemporary Periods. If we apply the sociological approach to the matter, we can see that the creation and development of a new form of publicity relates to the transfer from the pre-industrial society to the industrial society. Generations of the second half of the XXth century have already faced another kind of transfer, i.e. the transfer from the industrial soiety to the post-industrial society. As far as publicity in the cities of the Modern Period are concerned, it retains most of its traditional forms. However, as public communications develop based on new technologies, publicity loses its traditional forms and becomes an expression of space virtualization. The author tries to define anthopological features of publicity both in traditional and virtual forms. The main methological approach to the analysis of publicity is the sociological approach. In addition, the author has used the historico-genetic approach. Khrenov has also appealed to observations made by experts in social and culural studies who study early forms of the society. The author of the article believes that archetypical dual formulas that appeared at the early stages of history can become active at the later stages of the social development. As an example, the author analyzes the playful opposition between Great Russians and Lesser Russians described in ancient Russian chronicles. The novelty of the research is caused by the fact that as a research object the author views different forms of publicity starting from archaic funny rituals, behavior of merchants at fairs, noble and merchant clubs and ending with publicity forms realized in virtuality. The author tries to define and specify such features of publicity as theatricism, spectacularity, playful and festive nature. Special attention is paid to the relation between the society and theatre. 


Keywords:

publicity, public space, duality, theatricism, emotional deficiency, emotional contact, festivity, identity, society, public

Библиография
1. Абрамян Л. Первобытный праздник и мифология. Ереван. 1983;
2. Бернштам Т. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (ХIХ-начало ХХ в.) // Этнические стереотипы поведения., Л. 1985;
3. Бернштам Т. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ-начала ХХ в., Л. 1988;
4. Библиотека литературы Древней Руси., т. 1. ХI-ХII века. СПб., 1997;
5. Булгаков С. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997;
6. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984;
7. Голубинский Е. История русской церкви.т. 1., Период первый, киевский или домонгольский. 1 пол. тома.М. 1901;
8. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских годов. М. 2011;
9. Джекобс Д. Закат Америки. Впереди Средневековье. М., 2007;
10. Додонов Б. Эмоция как ценность. М., 1978;
11. Зедльмайр Х. Утрата середины. М., 2008;
12. Золотарев А. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964;
13. Зомбарт В. Современный капитализм.т. 2. М.,104;
14. История чтения в западном мире от античности до наших дней. М., 2008;
15. Карамзин Н. Письма русского путешественника. Л., 1984;
16. Каннети Э. Масса и власть. М., 1997;
17. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995;
18. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983;
19. Лотман Ю. Театр и театральность в строе культуры начала ХIХ века // Лотман Ю. Избранные работы в 3-х т., т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн. 1992;
20. Лотман Ю. Поэтика бытового поведения в русской культуре ХУIII века // Избранные работы в 3-х т., т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры . Таллинн. 1992;
21. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005;
22. Московское купеческое собрание. Исторический очерк. М., 1914;
23. Мельников А. Очерки бвтовой истории Нижегородской ярмарки. 1817-1917. Нижний Новгород. 1917;
24. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценнсотей. М., 2005;
25. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т., т. 2., М., 1990;
26. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972;
27. Писемский А. Собрание сочинений в 9 т., т. 7., М., 1957;
28. По Э. Полное собрание рассказов. М., 1970;
29. Платон. Сочинения в 3-х т., т. 2., М., 1970;
30. Рэдклиф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001;
31. Руссо Ж.-Ж. Письмо д, Аламберу о зрелищах // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х т., т. 1. М., 1961;
32. Сеннет Р. Падение публичного человека. М., 2002;
33. Снегирев А. Русские в своих пословицах. М., 1834;
34. Сигеле С. Преступная толпа. М., 1998;
35. Тард Г. Законы подражания. М., 2011;
36. Теннис Ф. Общность и общество. СПб., 2002;
37. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999;
38. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М. 1994;
39. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1964;
40. Хренов Н. Человек играющий в русской культуре. СПб., 2005;
41. Хренов Н. Пределы эскалации коммуникативных технологий: ностальгия по площади // Культура и искусство. 2014., № 1-2;
42. Хренов Н. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006;
43. Чаадаев П. Статьи и письма. М., 1989; Чарский В. Художественный театр // Кризис театра. 1908;
44. Щепанская Т. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. М., 2003
45. А. В. Толстокорова Пространственная эмансипация украинских женщин как способ освоения публичного пространства // Культура и искусство.-2012.-5.-C. 46-58.
46. Хренов Н.А. Модернизационные процессы на рубеже XX–XXI веков и судьба традиционных ценностей // Культура и искусство.-2013.-5.-C. 544-555. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.5.9570.
47. А. В. Толстокорова Пространственная эмансипация украинских женщин как способ освоения публичного пространства // Культура и искусство. - 2012. - 5. - C. 46 - 58.
48. Хренов Н.А. Модернизационные процессы на рубеже XX–XXI веков и судьба традиционных ценностей // Культура и искусство. - 2013. - 5. - C. 544 - 555. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.5.9570.
49. А. В. Толстокорова Пространственная эмансипация украинских женщин как способ освоения публичного пространства // Культура и искусство. - 2012. - 5. - C. 46 - 58.
50. Хренов Н.А. Модернизационные процессы на рубеже XX–XXI веков и судьба традиционных ценностей // Культура и искусство. - 2013. - 5. - C. 544 - 555. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.5.9570.
References
1. Abramyan L. Pervobytnyi prazdnik i mifologiya. Erevan. 1983;
2. Bernshtam T. Budni i prazdniki: povedenie vzroslykh v russkoi krest'yanskoi srede (KhIKh-nachalo KhKh v.) // Etnicheskie stereotipy povedeniya., L. 1985;
3. Bernshtam T. Molodezh' v obryadovoi zhizni russkoi obshchiny KhIKh-nachala KhKh v., L. 1988;
4. Biblioteka literatury Drevnei Rusi., t. 1. KhI-KhII veka. SPb., 1997;
5. Bulgakov S. Dva grada. Issledovanie o prirode obshchestvennykh idealov. SPb., 1997;
6. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa. M., 1984;
7. Golubinskii E. Istoriya russkoi tserkvi.t. 1., Period pervyi, kievskii ili domongol'skii. 1 pol. toma.M. 1901;
8. Dzhekobs D. Smert' i zhizn' bol'shikh amerikanskikh godov. M. 2011;
9. Dzhekobs D. Zakat Ameriki. Vperedi Srednevekov'e. M., 2007;
10. Dodonov B. Emotsiya kak tsennost'. M., 1978;
11. Zedl'mair Kh. Utrata serediny. M., 2008;
12. Zolotarev A. Rodovoi stroi i pervobytnaya mifologiya. M., 1964;
13. Zombart V. Sovremennyi kapitalizm.t. 2. M.,104;
14. Istoriya chteniya v zapadnom mire ot antichnosti do nashikh dnei. M., 2008;
15. Karamzin N. Pis'ma russkogo puteshestvennika. L., 1984;
16. Kanneti E. Massa i vlast'. M., 1997;
17. Lebon G. Psikhologiya narodov i mass. SPb., 1995;
18. Levi-Stros K. Strukturnaya antropologiya. M., 1983;
19. Lotman Yu. Teatr i teatral'nost' v stroe kul'tury nachala KhIKh veka // Lotman Yu. Izbrannye raboty v 3-kh t., t. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury. Tallinn. 1992;
20. Lotman Yu. Poetika bytovogo povedeniya v russkoi kul'ture KhUIII veka // Izbrannye raboty v 3-kh t., t. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury . Tallinn. 1992;
21. Luman N. Real'nost' massmedia. M., 2005;
22. Moskovskoe kupecheskoe sobranie. Istoricheskii ocherk. M., 1914;
23. Mel'nikov A. Ocherki bvtovoi istorii Nizhegorodskoi yarmarki. 1817-1917. Nizhnii Novgorod. 1917;
24. Nitsshe F. Volya k vlasti. Opyt pereotsenki vsekh tsennsotei. M., 2005;
25. Nitsshe F. Sochineniya v 2-kh t., t. 2., M., 1990;
26. Obukhovskii K. Psikhologiya vlechenii cheloveka. M., 1972;
27. Pisemskii A. Sobranie sochinenii v 9 t., t. 7., M., 1957;
28. Po E. Polnoe sobranie rasskazov. M., 1970;
29. Platon. Sochineniya v 3-kh t., t. 2., M., 1970;
30. Redklif-Braun A. Struktura i funktsiya v primitivnom obshchestve. M., 2001;
31. Russo Zh.-Zh. Pis'mo d, Alamberu o zrelishchakh // Russo Zh.-Zh. Izbrannye sochineniya v 3-kh t., t. 1. M., 1961;
32. Sennet R. Padenie publichnogo cheloveka. M., 2002;
33. Snegirev A. Russkie v svoikh poslovitsakh. M., 1834;
34. Sigele S. Prestupnaya tolpa. M., 1998;
35. Tard G. Zakony podrazhaniya. M., 2011;
36. Tennis F. Obshchnost' i obshchestvo. SPb., 2002;
37. Toffler E. Tret'ya volna. M., 1999;
38. Fuks E. Illyustrirovannaya istoriya nravov. Galantnyi vek. M. 1994;
39. Fuks E. Illyustrirovannaya istoriya nravov. Burzhuaznyi vek. M., 1964;
40. Khrenov N. Chelovek igrayushchii v russkoi kul'ture. SPb., 2005;
41. Khrenov N. Predely eskalatsii kommunikativnykh tekhnologii: nostal'giya po ploshchadi // Kul'tura i iskusstvo. 2014., № 1-2;
42. Khrenov N. Zrelishcha v epokhu vosstaniya mass. M., 2006;
43. Chaadaev P. Stat'i i pis'ma. M., 1989; Charskii V. Khudozhestvennyi teatr // Krizis teatra. 1908;
44. Shchepanskaya T. Molodezhnye soobshchestva // Sovremennyi gorodskoi fol'klor. M., 2003
45. A. V. Tolstokorova Prostranstvennaya emansipatsiya ukrainskikh zhenshchin kak sposob osvoeniya publichnogo prostranstva // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-5.-C. 46-58.
46. Khrenov N.A. Modernizatsionnye protsessy na rubezhe XX–XXI vekov i sud'ba traditsionnykh tsennostei // Kul'tura i iskusstvo.-2013.-5.-C. 544-555. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.5.9570.
47. A. V. Tolstokorova Prostranstvennaya emansipatsiya ukrainskikh
zhenshchin kak sposob osvoeniya publichnogo
prostranstva // Kul'tura i iskusstvo. - 2012. - 5. - C. 46 - 58.

48. Khrenov N.A. Modernizatsionnye protsessy na rubezhe XX–XXI vekov i sud'ba traditsionnykh tsennostei // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 5. - C. 544 - 555. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.5.9570.
49. A. V. Tolstokorova Prostranstvennaya emansipatsiya ukrainskikh
zhenshchin kak sposob osvoeniya publichnogo
prostranstva // Kul'tura i iskusstvo. - 2012. - 5. - C. 46 - 58.

50. Khrenov N.A. Modernizatsionnye protsessy na rubezhe XX–XXI vekov i sud'ba traditsionnykh tsennostei // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 5. - C. 544 - 555. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.5.9570.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.