Статья 'Голем: история мифологического образа' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Голем: история мифологического образа

Арапов Александр Владиленович

доктор философских наук

доцент, кафедра Онтологии и теории познания, Воронежский государственный университет

394006, Россия, г. Воронеж, Университетская пл., 1

Arapov Aleksandr Vladilenovich

Doctor of Philosophy

associate professor of the Department of Ontology and the Theory of Knowledge at Voronezh State University

394006, Russia, Voronezh, Universitetskaya ploschad 1

arpv@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2013.5.9682

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-5.45454545455-2013


Аннотация: Голем является одним из наиболее известных мифологических образов. В настоящей статье рассматривается история этого образа от древности до середины 19 века, до появления первых произведений художественной литературы, в которых он упоминается. В средневековый период книга Сефер Йецира рассматривалась как ключ к созданию и оживлению голема. Предполагалось, что голем может быть оживлен посредством использования различных букв еврейского алфавита. Процесс оживления голема связывался с мистическим опытом. Согласно ашкеназской традиции големы являются творением праведников, который ввиду своей близости к Богу обладают некоторой частью Его мудрости и силы. Одним из проявлений Божественной силы является способность творить живые существа. Однако, даже праведник может создать лишь бледные подобия Божественных творений. Одним из недостатков голема является его неспособность говорить.Самое раннее из известных письменных упоминаний о создании Голема историчсеким лицом относится к Рабби Элияху из Холма (1550–1583. Самый известной является история о пражском големе. Создателем пражского голема является Иуда Лёв бен Бецалель (Махараль). Согласно господствующему среди историков и филологов мнению, история пражского голема впервые была письменно зафиксирована в немецкоязычной еврейской литературе 19 века. В 1830-х – 1840-х годах вышел ряд сочинений, в которых излагалась эта история. Их появление связано с возникшим в этот период в еврейских литературных кругах фольклорным движением. Самым ранним источником содержащим эту легенду является изданная в 1834 г. книга Иосифа Зелигмана Кона «Еврейский Жиль Блаз». Кати Гелбин называет в качестве более раннего источника рассказ Густава Филиппсона «Голем и прелюбодейка», опубликованный в еврейском журнале «Суламифь» в 1834 г., однако эта датировка сомнительна. Сама легенда передавалась до этого устно и возможно она восходит к временам самого Махараля.


Ключевые слова:

Каббала, Виленский Гаон, Рабби Лёв, Сефер Йецира, Густав Майринк, Моше Идель, голем, Прага, Жижков, искусственные существа

Библиография
1. Idel, Moshe. Golem: Jewish Magical and Mystical Traditions on the Artificial Anthropoid. Albany, New York: State University of New York Press. – 1990. – P. 56
2. Ibid., P. 64
3. Ibid., Pp. 234-235
4. Ibid., Pp. 207-208
5. Электронный ресурс-http://seforim.blogspot.ru/2007/02/shnayer-z-leiman-did-disciple-of.html
6. Электронный ресурс-http://hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=33676&st=&pgnum=18
7. Чернявская Е.Н. Явное и тайное в архитектурной символике Москвы // NB: Культуры и искусства. - 2013. - 3. - C. 18 - 34. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_2310.html
References
1. Idel, Moshe. Golem: Jewish Magical and Mystical Traditions on the Artificial Anthropoid. Albany, New York: State University of New York Press. – 1990. – P. 56
2. Ibid., P. 64
3. Ibid., Pp. 234-235
4. Ibid., Pp. 207-208
5. Elektronnyi resurs-http://seforim.blogspot.ru/2007/02/shnayer-z-leiman-did-disciple-of.html
6. Elektronnyi resurs-http://hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=33676&st=&pgnum=18
7. Chernyavskaya E.N. Yavnoe i tainoe v arkhitekturnoi simvolike Moskvy // NB: Kul'tury i iskusstva. - 2013. - 3. - C. 18 - 34. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_2310.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.