Статья 'Публичность в ее традиционных и виртуальных формах как феномен культуры. Статья вторая' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Публичность в ее традиционных и виртуальных формах как феномен культуры. Статья вторая

Хренов Николай Андреевич

доктор философских наук

профессор, кафедра эстетики, истории и теории культуры, Всероссийский государственный университет кинематографии

121108, Россия, г. Москва, ул. Пивченкова, 5

Khrenov Nikolay Andreevich

Doctor of Philosophy

chief researcher of the Department of Media and Popular Arts at State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Professor of Aesthetics of the Department of History and Theory of Culture at S. A. Gerasimov All - Russian State University of Cinematography

121108, Russia, g. Moscow, ul. Pivchenkova, 5

nihrenov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2015.5.13870

Дата направления статьи в редакцию:

01-12-2014


Дата публикации:

13-10-2015


Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются природа и функции публичности как феномена культуры. Среди многочисленных видов исторического исследования известны история общества, история государства, история культуры, история коммуникации и история искусства. Однако параллельно истории искусства развертывается история публики, т.е. среды, в которой функционирует искусство. Среда или способствует развитию интенсивной художественной жизни или же, наоборот, это развитие тормозит. Однако история публики одновременно является и историей более общего явления - публичности, манифестируемой не только в художественных, но, например, в обрядовых,ярмарочных, праздничных, фестивальных, спортивных, зрелищных и театральных формах. Что такое публичность как нечто промежуточное между историей искусства и историей общества? Какие формы публичности существовали в истории? Какие функции публичность в истории осуществляла? По поводу всех этих вопросов и размышляет автор статьи. Это и является предметом исследования. Поскольку история публичности - частное проявление истории общества, то для выявления ее природы и функций автор использует социологический подход как дополняющий исторический подход. Социология диктует дифференцированный подход к обществу и, соответственно, к публичности. В статье выявляются признаки публичности, характерные для доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества. Большое значение автор уделяет переходу от форм публичности, характерных для индустриального общества, к формам публичности, что репрезентативны уже для постиндустриальных обществ, в границах которых возникают виртуальные формы публичности на технологической основе. В статье уделяется внимание тому вкладу, который вносит в становление новых форм публичности так называемый "третий класс". Новизна предпринятого исследования заключается в том, что процессы, развертывающиеся в городах Нового и Новейшего времени и, в частности,характерные для новых форм публичности, имеют последствия не только для общества, но и для культуры. Публичность - это в то же время и сфера творчества культуры. Поэтому применительно к публичности как предмету исследования в данной статье впервые привлекается культурологический подход. Публичность - явление, связанное не только с социумом, но и с культурой. Так, чтобы это продемонстрировать, автор обращается к театральной жизни ХУIII века, в которой уже возникают эмбрионы будущих виртуальных форм публичности, связанных, например, с телевидением или интернетом.


Ключевые слова:

публичность, коммуникация, дуальность, театральность, эмоциональный дефицит, эмоциональный контакт, праздничность, виртуальная публичность, индустриальное общество, масса

Abstract: The subject of the present research is the nature and functions of publicity as a cultural phenomenon. Among numerous forms of historical research, the most famous ones are history of society, history of state, history of culture, history of communication and history of art. However, the development of history of art goes in parallel with history of public, i.e. the environment where art functions. The environment either contributes to the development of an intensive art life or, on the contrary, puts brakes on the development of art. Moreover, history of public is also the history of a more general phemonenon - publicity that is manifested not only in art but also in rituals, fairies, festive, sport, entertaining and theatrical forms. What is publicity considering that it is an intermediate element between history of art and history of society? What forms of publicity have been known throughout history? What functions has publicity performed in history? These are the questions the author covers in his article and chooses as the subject of his research. Taking into account that history of publicity is a form of history of society, the author has used the sociological approach to studying features of publicity because the sociological approach completes the historical approach. Sociology dictates a differentiated approach to society and, therefore, to publicity. In his article Khrenov describes the features of publicity attributed to pre-industrial, industrial and post-industrial societies. The author also focuses on the transfer of publicity forms that are typical for the industrial society to the publicity forms that are representative for post-industrial societies that create virtual forms of publicity based on developed technologies. Khrenov also pays attention to the contribution of so-called 'the third class' to the development of new forms of publicity. The novelty of the research is caused by the fact that the processes ongoing in the cities of the Modern and Contemporary Periods, in particular, those that are typical for new forms of publicity, have consequences for not only the society but also culture in general. Publicity is also a sphere of creative culture, thus the author has also applied the cultural approach to studying publicity as the subject of the present research. Publicity is the phenomenon that is related to both culture and society. To prove it, the author appeals to the theatrical life of the XVIIIth century when future virtual forms of publicity associated with television and Internet started to appear. 


Keywords:

virtual publicity, festivity, emotional contact, emotional deficiency, theatricism, duality, communication, publicity, industrial society, public

Библиография
1. Абрамян Л. Первобытный праздник и мифология. Ереван., 1983;
2. Бернштам Т. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (ХIХ-начало ХХ в. ) // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985;
3. Бернштам Т. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ-начала ХХ в., Л., 1988;
4. Библиотека литературы Древней Руси., т. 1. ХI-ХII века. СПб., 1997;
5. Булгаков С. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997;
6. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984;
7. Голубинский Е. история русской церкви., т. 1. Период первый, киевский или домонгольский. 1 пол. тома. М., 1901;
8. Дебор Г. Общество спектакля. М., 2011;
9. Джекобс Д. Закат Америки. Впереди Средневековье. М., 2007;
10. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов. М., 2011;
11. Додонов Б. Эмоция как ценность. М., 1978;
12. Зедльмайр Х. Утрата середины. М., 2008;
13. Золотарев А. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964;
14. Зомбарт В. Современный капитализм. т. 2., М., 1904;
15. История чтения в западном мире от античности до наших дней. М., 2008;
16. Каннети Э. Масса и власть. М., 1997;
17. Карамзин Н. Письма русского путешественника. Л., 1984;
18. Леви-Строс Л. Структурная антропология. М., 1983;
19. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995;
20. Лотман Ю. Театр и театральность в строе культуры начала ХIХ века // Лотман Ю. Избранные работы в 3 т., т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн., 1992;
21. Лотман Ю. Поэтика бытового поведения в русской культуре ХУIII века // Лотман Ю. Избранные статьи в 3 т., т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн., 1992;
22. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005;
23. Московское купеческое собрание. Исторический очерк. М., 1914;
24. Мельников А. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки. 1917-1917. Нижний Новгород., 1917;
25. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 2005;
26. Ницше Ф. Сочинения в 2 т., т. 2., М., 1990;
27. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972;
28. Писемский А. Собрание сочинений в 9 т., т. 7. М., 1957;
29. Платон. Сочинения в 3 т., т. 2., М., 1970;
30. По Э. Полное собрание рассказов. М., 1970;
31. Рэдклиф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001;
32. Руссо Ж.-Ж. Письмо д, Аламберу о зрелищах // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3 т., т. 1., М., 1961;
33. Сеннет Р. Падение публичного человека. М., 2002;
34. Сигеле С. Преступная толпа. М., 1998;
35. Снегирев А. Русские в своих пословицах. М., 1834;
36. Тард Г. Законы подражания. М., 2011;
37. Теннис Ф. Общность и общество. СПб., 2002;
38. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999;
39. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994;
40. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1964;
41. Хренов Н. Человек играющий в русской культуре. СПб., 2005;
42. Хренов Н. Пределы эскалации коммуникативных технологий: ностальгия по площади // Культура и искусство. 2014., № 1-2;
43. Хренов н. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006;
44. Чаадаев П. Статьи и письма. М., 1989;
45. Чарский В. Художественный театр // Кризис театра. 1908;
46. Щепанская Т. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. М., 2003
47. Д. Г. Трунов Перформанс как арттерапевтическая техника. // Психология и Психотехника. - 2010. - 11. - C. 63 - 69.
48. Дуняева М.М. Роль и значение средств массовой коммуникации в современных политических процессах // Политика и Общество. - 2014. - 10. - C. 1252 - 1257. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.10.13267.
49. Дуняева М.М. К вопросу об особенностях информационного противостояния России и Грузии // Право и политика. - 2014. - 11. - C. 1686 - 1690. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.11.13266.
50. Ю.В. Лобанова Социокультурные последствия глобализации и проблема диалога культур. // Философия и культура. - 2011. - 4. - C. 130 - 136.
References
1. Abramyan L. Pervobytnyi prazdnik i mifologiya. Erevan., 1983;
2. Bernshtam T. Budni i prazdniki: povedenie vzroslykh v russkoi krest'yanskoi srede (KhIKh-nachalo KhKh v. ) // Etnicheskie stereotipy povedeniya. L., 1985;
3. Bernshtam T. Molodezh' v obryadovoi zhizni russkoi obshchiny KhIKh-nachala KhKh v., L., 1988;
4. Biblioteka literatury Drevnei Rusi., t. 1. KhI-KhII veka. SPb., 1997;
5. Bulgakov S. Dva grada. Issledovanie o prirode obshchestvennykh idealov. SPb., 1997;
6. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa. M., 1984;
7. Golubinskii E. istoriya russkoi tserkvi., t. 1. Period pervyi, kievskii ili domongol'skii. 1 pol. toma. M., 1901;
8. Debor G. Obshchestvo spektaklya. M., 2011;
9. Dzhekobs D. Zakat Ameriki. Vperedi Srednevekov'e. M., 2007;
10. Dzhekobs D. Smert' i zhizn' bol'shikh amerikanskikh gorodov. M., 2011;
11. Dodonov B. Emotsiya kak tsennost'. M., 1978;
12. Zedl'mair Kh. Utrata serediny. M., 2008;
13. Zolotarev A. Rodovoi stroi i pervobytnaya mifologiya. M., 1964;
14. Zombart V. Sovremennyi kapitalizm. t. 2., M., 1904;
15. Istoriya chteniya v zapadnom mire ot antichnosti do nashikh dnei. M., 2008;
16. Kanneti E. Massa i vlast'. M., 1997;
17. Karamzin N. Pis'ma russkogo puteshestvennika. L., 1984;
18. Levi-Stros L. Strukturnaya antropologiya. M., 1983;
19. Lebon G. Psikhologiya narodov i mass. SPb., 1995;
20. Lotman Yu. Teatr i teatral'nost' v stroe kul'tury nachala KhIKh veka // Lotman Yu. Izbrannye raboty v 3 t., t. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury. Tallinn., 1992;
21. Lotman Yu. Poetika bytovogo povedeniya v russkoi kul'ture KhUIII veka // Lotman Yu. Izbrannye stat'i v 3 t., t. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury. Tallinn., 1992;
22. Luman N. Real'nost' massmedia. M., 2005;
23. Moskovskoe kupecheskoe sobranie. Istoricheskii ocherk. M., 1914;
24. Mel'nikov A. Ocherki bytovoi istorii Nizhegorodskoi yarmarki. 1917-1917. Nizhnii Novgorod., 1917;
25. Nitsshe F. Volya k vlasti. Opyt pereotsenki vsekh tsennostei. M., 2005;
26. Nitsshe F. Sochineniya v 2 t., t. 2., M., 1990;
27. Obukhovskii K. Psikhologiya vlechenii cheloveka. M., 1972;
28. Pisemskii A. Sobranie sochinenii v 9 t., t. 7. M., 1957;
29. Platon. Sochineniya v 3 t., t. 2., M., 1970;
30. Po E. Polnoe sobranie rasskazov. M., 1970;
31. Redklif-Braun A. Struktura i funktsiya v primitivnom obshchestve. M., 2001;
32. Russo Zh.-Zh. Pis'mo d, Alamberu o zrelishchakh // Russo Zh.-Zh. Izbrannye sochineniya v 3 t., t. 1., M., 1961;
33. Sennet R. Padenie publichnogo cheloveka. M., 2002;
34. Sigele S. Prestupnaya tolpa. M., 1998;
35. Snegirev A. Russkie v svoikh poslovitsakh. M., 1834;
36. Tard G. Zakony podrazhaniya. M., 2011;
37. Tennis F. Obshchnost' i obshchestvo. SPb., 2002;
38. Toffler E. Tret'ya volna. M., 1999;
39. Fuks E. Illyustrirovannaya istoriya nravov. Galantnyi vek. M., 1994;
40. Fuks E. Illyustrirovannaya istoriya nravov. Burzhuaznyi vek. M., 1964;
41. Khrenov N. Chelovek igrayushchii v russkoi kul'ture. SPb., 2005;
42. Khrenov N. Predely eskalatsii kommunikativnykh tekhnologii: nostal'giya po ploshchadi // Kul'tura i iskusstvo. 2014., № 1-2;
43. Khrenov n. Zrelishcha v epokhu vosstaniya mass. M., 2006;
44. Chaadaev P. Stat'i i pis'ma. M., 1989;
45. Charskii V. Khudozhestvennyi teatr // Krizis teatra. 1908;
46. Shchepanskaya T. Molodezhnye soobshchestva // Sovremennyi gorodskoi fol'klor. M., 2003
47. D. G. Trunov Performans kak artterapevticheskaya tekhnika. // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 11. - C. 63 - 69.
48. Dunyaeva M.M. Rol' i znachenie sredstv massovoi kommunikatsii v sovremennykh politicheskikh protsessakh // Politika i Obshchestvo. - 2014. - 10. - C. 1252 - 1257. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.10.13267.
49. Dunyaeva M.M. K voprosu ob osobennostyakh informatsionnogo protivostoyaniya Rossii i Gruzii // Pravo i politika. - 2014. - 11. - C. 1686 - 1690. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.11.13266.
50. Yu.V. Lobanova Sotsiokul'turnye posledstviya globalizatsii
i problema dialoga kul'tur. // Filosofiya i kul'tura. - 2011. - 4. - C. 130 - 136.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.