Статья 'Между линейным и циклическим принципом: история искусства в ракурсе социодинамики П. Сорокина. Статья вторая.оциодинамики П. Сорокина ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Между линейным и циклическим принципом: история искусства в ракурсе социодинамики П. Сорокина. Статья вторая.оциодинамики П. Сорокина

Хренов Николай Андреевич

доктор философских наук

профессор, кафедра эстетики, истории и теории культуры, Всероссийский государственный университет кинематографии

121108, Россия, г. Москва, ул. Пивченкова, 5

Khrenov Nikolay Andreevich

Doctor of Philosophy

chief researcher of the Department of Media and Popular Arts at State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Professor of Aesthetics of the Department of History and Theory of Culture at S. A. Gerasimov All - Russian State University of Cinematography

121108, Russia, g. Moscow, ul. Pivchenkova, 5

nihrenov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2014.5.12400

Дата направления статьи в редакцию:

16-10-2014


Дата публикации:

30-10-2014


Аннотация: Статья касается одного из актуальнейших вопросов методологии изучения истории искусства. Абсолютизация линейного принципа в исторических исследованиях, генезис которого уходит в эпоху Просвещения, привел к тому, что историки искусства внимание стали уделять одним периодам, а другие периоды адекватного осмысления не получали. В этом последнем случае искусство воспринималось пребывающим в упадке и, как казалось, не демонстрировало законченных, определившихся форм. Поэтому оно и не было предметом исследования. Примером этого явилось, например, восприятие западного или византийского средневекового искусства. Сформировавшаяся в эпоху Просвещения эстетика точкой отсчета делала исключительно искусство Ренессанса. В соответствии с этой эстетикой прочитывались все художественные ценности, независимо от того, какой тип культуры они представляли. В первой статье было показано, как П. Сорокин, разрушая стереотипы , утвердившиеся в науке обществе, применяет по отношению к разным историческим периодам циклический принцип как альтернативный по отношению к линейному принципу. Во второй статье показано, как в результате абсолютизации линейного принципа в истории искусства появилось множество неразрешимых вопросов и как примененный П. Сорокиным к истории искусства циклический принцип позволяет эти вопросы разрешить. В данной статье первоочередное внимание уделяется конструктивности используемого П. Сорокиным циклического принципа. При этом важно, что речь у него идет не просто о методологии, но о приложении этой методологии к обширному историческому материалу - истории искусства на всем ее протяжении. П. Сорокин показал, как в истории происходит перманентное чередование трех типов культуры: культуры чувственного типа, культуры идеационального типа и культуры интегрального или смешанного типа. Возникновение и становление каждого художественного стиля развертывается в границах того или иного типа культуры. Так история искусства оказывается в тесной зависимости от истории культуры. Таким образом, концепция социодинамики П. Сорокина вооружает исследователя ценным методологическим подходом. Несмотря на то, что идеи П. Сорокина появились в середине прошлого века, тем не менее, они длительное время не привлекали к себе внимания. В том числе и в среде западных ученых, например, социологов. Это происходило еще и потому, что между социологией и исторической наукой существуют весьма непростые отношения. Обычно социолог не обращается к истории. П. Сорокин разрушает это предубеждение. Интенсивное развитие в современной России культурологии стимулирует интерес к теории социодинамики П. Сорокина, ведь в ней социологический подход объединяется с историческим и культурологическим подходами. Концепция П. Сорокина - один из ярких примеров междисциплинарного сотрудничества в современной науке. В статье показано, насколько плодотворно междисциплинарное сотрудничество при исследовании истории искусства.


Ключевые слова:

культурная динамика, кризис культуры, линейный принцип, циклический принцип, историческая длительность, чувственная культура, идеациональная культура, смешанная культура, средневековое искусство, сверхчувственная реальность

Библиография
1. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. М., 1995;
2. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002;
3. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989;
4. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М., 1977;
5. Брюсов В. Собрание сочинений в 7 т., т. 7., М., 1975;
6. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996;
7. Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001;
8. Завадская Е. Культура Востока в современном мире. М., 1977;
9. Зедльмайр Х. Утрата середины. М., 2008;
10. Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные исследования художественной культуры в переходных процессах.(Ответственный редактор Н. А. Хренов)., М., 2002;
11. Козер Л. О Питириме Сорокине // Сорокин П. Кризис нашего времени. М., 2009;
12. Конрад Н. Полибий и Сыма Цянь // Конрад Н. Запад и Восток. М., 1972;
13. Кессиди Ф. От мифа к логосу. М., 1972;
14. Леонтьев К. Византизм и славянство // Восток, Россия и славянство., т. 1., М., 1885;
15. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006;
16. Муратов П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. М., 2005;
17. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т., т. 1., М., 1990;
18. Осипов Г. Три встречи с П. Сорокиным // Сорокин П. Кризис нашего времени. М., 2009;
19. Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время (Ответственный редактор Н. А. Хренов),М., 2003;
20. Паломничество Германа Гессе в страну Востока // Восток-Запад. Исследования, Переводы. публикации.М., 1982;
21. Панофский Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб., 1999;
22. Сорокин П. Система социологии. В 2-х т., М., 1993;
23. Сорокин П. Социологические теории современности. М., 1992;
24. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000;
25. Сорокин П. Кризис нашего времени. М., 2009;
26. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;
27. Сорокин П. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. 1998., № 11;
28. Сорокин П. Социальная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1994;
29. Флоренский П.Сочинения. В 4-х т., т. 1., М., 1994;
30. Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. СПб., 2010;
31. Хренов Н. Избранные работы по культурологии. Культура и империя. М., 2014;
32. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве (Ответственный редактор Н. А. Хренов)., М., 2004;
33. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб., 2004;
34. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993;
35. Шеллинг Ф. Введение в философию мифологии. В 2-х т., СПб., 2013;
36. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 199
37. А. В. Макеенкова Феномены «классического» и «современного» в истории изобразительного искусства // Культура и искусство. - 2013. - 2. - C. 215 - 227. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.02.10.
38. В. В. Ванслов Культура и искусство в современном мире // Культура и искусство. - 2012. - 3. - C. 99 - 103.
References
1. Bazen Zh. Istoriya istorii iskusstva. Ot Vazari do nashikh dnei. M., 1995;
2. Bel'ting Kh. Obraz i kul't. Istoriya obraza do epokhi iskusstva. M., 2002;
3. Berdyaev N. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva. M., 1989;
4. Brodel' F. Istoriya i obshchestvennye nauki. Istoricheskaya dlitel'nost' // Filosofiya i metodologiya istorii. M., 1977;
5. Bryusov V. Sobranie sochinenii v 7 t., t. 7., M., 1975;
6. Burkkhardt Ya. Kul'tura Italii v epokhu Vozrozhdeniya. M., 1996;
7. Dvorzhak M. Istoriya iskusstva kak istoriya dukha. SPb., 2001;
8. Zavadskaya E. Kul'tura Vostoka v sovremennom mire. M., 1977;
9. Zedl'mair Kh. Utrata serediny. M., 2008;
10. Iskusstvo v situatsii smeny tsiklov. Mezhdistsiplinarnye issledovaniya khudozhestvennoi kul'tury v perekhodnykh protsessakh.(Otvetstvennyi redaktor N. A. Khrenov)., M., 2002;
11. Kozer L. O Pitirime Sorokine // Sorokin P. Krizis nashego vremeni. M., 2009;
12. Konrad N. Polibii i Syma Tsyan' // Konrad N. Zapad i Vostok. M., 1972;
13. Kessidi F. Ot mifa k logosu. M., 1972;
14. Leont'ev K. Vizantizm i slavyanstvo // Vostok, Rossiya i slavyanstvo., t. 1., M., 1885;
15. Merton R. Sotsial'naya teoriya i sotsial'naya struktura. M., 2006;
16. Muratov P. Drevnerusskaya zhivopis'. Istoriya otkrytiya i issledovaniya. M., 2005;
17. Nitsshe F. Sochineniya. V 2-kh t., t. 1., M., 1990;
18. Osipov G. Tri vstrechi s P. Sorokinym // Sorokin P. Krizis nashego vremeni. M., 2009;
19. Perekhodnye protsessy v russkoi khudozhestvennoi kul'ture. Novoe i Noveishee vremya (Otvetstvennyi redaktor N. A. Khrenov),M., 2003;
20. Palomnichestvo Germana Gesse v stranu Vostoka // Vostok-Zapad. Issledovaniya, Perevody. publikatsii.M., 1982;
21. Panofskii E. Idea. K istorii ponyatiya v teoriyakh iskusstva ot antichnosti do klassitsizma. SPb., 1999;
22. Sorokin P. Sistema sotsiologii. V 2-kh t., M., 1993;
23. Sorokin P. Sotsiologicheskie teorii sovremennosti. M., 1992;
24. Sorokin P. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika. Issledovanie izmenenii v bol'shikh sistemakh iskusstva, istiny, etiki, prava i obshchestvennykh otnoshenii. SPb., 2000;
25. Sorokin P. Krizis nashego vremeni. M., 2009;
26. Sorokin P. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo. M., 1992;
27. Sorokin P. Obzor tsiklicheskikh kontseptsii sotsial'no-istoricheskogo protsessa // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1998., № 11;
28. Sorokin P. Sotsial'naya dinamika i evolyutsionizm // Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl'. M., 1994;
29. Florenskii P.Sochineniya. V 4-kh t., t. 1., M., 1994;
30. Kheizinga I. Teni zavtrashnego dnya. Chelovek i kul'tura. Zatemnennyi mir. SPb., 2010;
31. Khrenov N. Izbrannye raboty po kul'turologii. Kul'tura i imperiya. M., 2014;
32. Tsiklicheskie ritmy v istorii, kul'ture, iskusstve (Otvetstvennyi redaktor N. A. Khrenov)., M., 2004;
33. Yaspers K. Nitsshe. Vvedenie v ponimanie ego filosofstvovaniya. SPb., 2004;
34. Shpengler O. Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoi istorii. M., 1993;
35. Shelling F. Vvedenie v filosofiyu mifologii. V 2-kh t., SPb., 2013;
36. Shubart V. Evropa i dusha Vostoka. M., 199
37. A. V. Makeenkova Fenomeny «klassicheskogo» i «sovremennogo»
v istorii izobrazitel'nogo iskusstva // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 2. - C. 215 - 227. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.02.10.

38. V. V. Vanslov Kul'tura i iskusstvo v sovremennom mire // Kul'tura i iskusstvo. - 2012. - 3. - C. 99 - 103.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.