Статья 'Архитектонический метод в изучении культуры Якутии.' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Архитектонический метод в изучении культуры Якутии

Покатилова Ия Володаровна

кандидат искусствоведения

доцент, кафедра фольклора и культуры, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова

677021, Россия, республика Саха(якутия), г. Якутск, ул. Миркорайон Ильинка, 3/2, кв. 17

Pokatilova Iya Volodarovna

PhD in Art History

Docent, the department of Folklore and Culture, Ammosov North-Eastern Federal University

677021, Russia, respublika Sakha(yakutiya), g. Yakutsk, ul. Mirkoraion Il'inka, 3/2, kv. 17

zung2006@mail.ru
Ядреева Александра Петровна

магистр, кафедра фольклора и культуры, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова

677008, Россия, республика Белинского, 58, г. Якутск, ул. Белинского,, 58, оф. 243

Yadreeva Aleksandra Petrovna

Master's Degree, the department of Folklore and Culture, Ammosov Nort-Eastern Federal University

677008, Russia, respublika Belinskogo, 58, g. Yakutsk, ul. Belinskogo,, 58, of. 243

alexyadreeva@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2020.11.34490

Дата направления статьи в редакцию:

27-11-2020


Дата публикации:

04-12-2020


Аннотация: Предметом исследования является художественная культура города Якутска. Несмотря на обилие краеведческих, исторических, социологических, экономических исследований, посвященных истории Якутска, мало работ культурологического характера. Одним из актуальных методов исторической культурологии начала XXI в. становится архитектонический, разработанный И.В. Кондаковым(1998). Предложенная автором, архитектоника русской культуры состоит из двух уровнего механизма циклов: 1) кумуляции/дивергенции и 2) селекции/конвергенции, которая носит универсальный характер. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью художественной культуры Якутии в целом. Целью статьи является использование архитектонического метода изучения культуры Якутии, на примере города Якутска. Новизна исследования показывает результативность применения архитектонического метода в изучении культуры Якутии в целом.1)На кумулятивном этапе XVII-XIXвв. архитектоника культуры города Якутска является смысловым ядром культурной целостности. 2) На уровне дивергентном со 2 половины XIX – нач. XX вв. – это ядро дробится, постепенно утрачивая целостность. 3) Начало ХХ в. – синтезирующий уровень, просветительский этап якутской культуры сосредоточен в городе Якутске. 4) Селекционный уровень - 1920- сер.1980-х гг. настроен на достижении культурной целостности и цивилизационной идентичности за счет насилия, селекции вокруг ценностей советской культуры. 5) Конвергентный уровень – предполагает условный синтез - 1990-2020гг., одним из компонентов, которого является «реинтерпретация и модернизация архаики», принимая условный и игровой характер.


Ключевые слова:

архитектоника, цивилизация, Якутск, циклы, образы города, искусство, художественная культура, массовая культура, методы, современность

Abstract: The subject of this article is the artistic culture of Yakutsk. Among a wide variety of regional, historical, sociological and economic research dedicated to the history of Yakutsk, very few works of culturological nature. In the early XXI century, one of the relevant methods of historical culturology becomes the architectonic method developed by I. V. Kondakov (1998). Proposed by the author architectonics of the Russian culture consists of the two-stage mechanism of cycles: 1) cumulation/divergence; 2) selection/convergence, which is of universal nature. The relevance of this research is substantiate by insufficient examination of artistic culture of Yakutia as a whole. The purpose of the article is to use the architectonic method of studying the culture of Yakutia, using the example of the city of Yakutsk. The novelty of the research shows the effectiveness of using the architectonic method in studying the culture of Yakutia. At the cumulative stage of the XVII – XIX centuries, the architectonics of culture of Yakutsk represents a semantic core of cultural integrity. At the divergent stage (late XIX – early XX centuries) this core is being divided, gradually losing its integrity. The beginning of the XX century marks the synthesizing level, stage of enlightenment of the Yakut culture, concentrated in Yakutsk. The selective level (1920s – middle of 1980s) is oriented towards achieving cultural integrity and civilizational identity through coercion and selection around the values of the Soviet culture. The convergent level suggests conditional synthesis (1990s – 2020), one of its components in “reinterpretation and modernization of the archaic”, taking conventional and game character.


Keywords:

architectonics, civilization, Yakutsk, cycles, images of the city, art, art culture, mass culture, methods, modernity

Современная наука стремится исследовать любые явления культуры в ее целостности, используя для этого соответствующие подходы и методы. Актуальным в современной науке является цивилизационный подход (А.Тойнби, И.Кондаков и др.), подчеркивающий единство и целостность культурно-исторического процесса, принадлежащий к той или иной цивилизации. В российской культурологии архитектонический метод культурно-исторического и цивилизационного анализа впервые ввел в научный оборот И.В. Кондаков(1998)[4].

Это нелинейный, ступенчатый процесс, в котором рождаются и дифференцируются высшие и низшие уровни смыслов и значений, которые одновременно сосуществуют друг с другом и взаимодействуют между собой. По мнению автора, любая история культуры,представляя архитектонически, реализует, говоря гегелевским языком, единство и борьбу противоположностей, движущий элемент культурно-исторического развития.При этом культурно-исторические смыслы и нормы, тенденции развития культуры и культурные традиции организуются как целое не только и не столько в форме истории культуры, сколько исторической культурологии [5, c.149].

Предложенная И.Кондаковым, архитектоника русской культуры состоит из 5 уровней-этапов, последовательно надстраивающихся друг с другом: это цепочка культурных механизмов истории России (определяющих смену типов цивилизационной идентичности) выстраивается в следующей логической последовательности:1)кумуляция; 2) дивергенция; 3) культурный синтез; 4) селекция; 5) конвергенция[6, c.416].

Если архитектоника носит универсальный характер не только для русской и других национальных культур, то и мы, хотели бы применить этот метод в исследовании художественной культуры Якутии. Поскольку якутская художественная культура Якутии ХХ-начала ХХIвв. является своеобразным инвариантом российского художественного наследия, то эти же тенденции проявляются в искусстве современной Якутии, которые необходимо исследовать с позиции цивилизационной парадигмы.

Несмотря на обилие краеведческих, исторических, социологических, экономических исследований, посвященных истории города Якутска, мало работ культурологического характера. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью художественной культуры Якутии в целом. Целью данной статьи является использование архитектонического метода в изучении художественной культуры города Якутска, начиная со дня основания города (1632г.) и до формирования нового образа - культурной столицы Арктики (рубежа XX-XXI вв.)[12].

Согласно архитектонике культуры И. Кондакова, исторические изменения в культуре от начального (архаического) этапа постепенно надстраиваются позднейшими и высшими уровнями культуры. Это можно увидеть на примере характеристики моделей художественной культуры Якутии. В монографии И.В. Покатиловой «Пластический фольклор в художественной культуре Якутии»(2013г.) впервые была представлена типологическая модель художественной культуры региона (с эпохи верхнего палеолита и до конца ХХ века). В воссоздании этой модели использован системный подход с применением искусствоведческих принципов сравнительно-сопоставительного анализа[9; с.170]. В связи с этим автором выделены, разновременные и взаимосвязанные между собой, типы художественной культуры: 1) первобытный, который начинается с эпохи верхнего палеолита и до VI-VIII вв.С приходом первых тюркских скотоводческих групп на территории Средней Лены завершается формирование в регионе данного типа культуры. В течение одного тысячелетия (с VI по XVI века) происходит формирование этногенеза якутов, который завершился становлением основ традиционной культуры. 2) С ХVI по ХIХ века развивается фольклорный тип художественной культуры Якутии. 3) С ХХ века складывается сложная и динамичная художественная культура креативного типа. Профессиональный тип художественной культуры европейского образца ХХ века зарождается именно в городской среде, в которой следует выделить этап становления(1920-середина 1960-х гг) и этап зрелости формирования национальной художественной культуры креативного типа ( середина 1960- 1990-е годы).

Методология изучения города Якутска. Общеизвестно, что именно в городской среде зарождается искусство. Образы города формируются не сразу, а постепенно, по мере расширения и освоения искусственной среды человеком. Не случайно, все цивилизационные и культурные процессы фокусируются в городе Якутске, которые формируют определенную среду для художественной деятельности.

Методологически важным в изучении культуры города Якутска является методология, разработанная М.С.Каганом в монографии «Град Петров в истории русской культуры»(1996, 2006)[2;3], в которой проявляются три модальности, составляющие культуру города, - «человеческая, деятельностная и предметная»[1, с.17]. В этом спиралевидном движении, по мнению философа, рождается и формируется культурный облик города. Отсюда следует, что художественная культура как подсистема зарождается в городской среде и должна рассматриваться в единстве трех граней своей целостности.

Исследования последних десятилетий по истории и культуре города Якутска, начиная с XVII - по нач. ХХI вв., дают право выделить несколько этапов в замыслах строительства города: во-первых, 1630-1640-е гг. и до конца XVII вв. город Якутск выступает как типологически близкий к Восточно-Cибирским городам – острог-крепость. Во-вторых, со второй половины XIX в. город Якутск из города-крепости, города-слободы преобразовывается, благодаря самостоятельности якутской епархии (при святителе Иннокентии), в центр миссионерской деятельности на Северо-Востоке Российской империи и окончательно принимает облик города православного. В-третьих, город Якутск в начале ХХ в. представляет себя как купеческий, торгово-промышленный центр Восточной Сибири. В-четвертых, начиная с 1920-х по 1980-е годы ХХ века, город представляет с собой советский этап строительства, который связан с процессом индустриализации региона и типизации советского образа жизни. Между тем динамичное развитие и расширение города Якутска уже в начале ХХI в. позволяет позиционировать его как «культурную столицу циркумполярной цивилизации (Арктики)» Северо-Востока РФ и Дальневосточного субрегиона [10, с. 110]. Именно сейчас назрела необходимость формирования нового образа города Якутска XXI века, который связан с поисками российской цивилизационной идентичности, объединяющих коренные этносы и народы Северо-Востока Азии. Тем самым попытка обоснования нового образа города Якутска начала XXI в. является результатом становления и деятельности человека в городской среде[12; c.794-795].

Вместе с тем, двухуровневый механизм циклов: 1) кумуляции/дивергенции и 2) селекции/конвергенции определяет смену типов цивилизационной идентичности. Соответственно смена культурных механизмов и соответствующих культурно-исторических парадигм многое объясняет в отношении генезиса и разрешения кризисов цивилизационной идентичности в истории России[6, с.416]. На наш взгляд, 2-й цикл наиболее важный в осмыслении современных процессов в культуре Якутии конца ХХ века – конвергентный, он проявился в якутской культуре после распада советской культуры(1920-1980-е гг.).

Культурная современность г. Якутска 1980-1990-х годов рассматривается нами на 3уровнях:1) в «снятом содержании», он представлен произведениями Т.Степанова[15], постановками режиссера А.Борисова[17]; 2)в « актуальном» содержании - моделями А.Филиповой [16], мастера Мандар Уус)[11] и 3) в «потенциальном» содержании - культурными индустриями 2010-2020х[7].

В результате в любой современности сосуществует одновременно: прошлое, настоящее и будущее. Дана характеристика современной культуры города, в которой интегрируются народная, массовая и профессиональная культуры. Проблема взаимодействия профессионального театра - массовой культуры - шоу бизнеса – народной культуры привела к поискам цивилизационной идентичнсоти в нач.ХХIв. В глобальном процессе возрождения языков и культуры народов Якутии актуальным содержанием наполняются следующие этносимволы: Ысыах( ритуал) – Национальный костюм – Олонхо(эпос) - Традиционные верования( итэгэл). Поразительно, что эти этнические маркеры не были связаны с культурой Севера, а напротив, уводили в бескрайние просторы Великой степи, транслируя широкую тюрко-монгольскую перспективу. Якуты как периферийный этнос тюркского мира, по справедливому мнению Е.Н.Романовой, оказавшись в условиях Севера смогли создать уникальную модель пограничной культуры открытого типа[14, с. 359].

Вместе с тем первые десятилетия нач. ХХI в. выявили в современном искусстве Якутии этноцентрические и центробежные тенденции в художественной деятельности ведущих мастеров. Это противоположно-направленные тенденции – центростремительная и центробежная. Первая связана с национально ориентированной тенденцией; вторая связана с адаптацией к западной культуре, торжеством всемирных и космополитических тенденций. Они то и проявляются в практике современного искусства нач. ХХIв.[8].

Второе десятилетие уходит на поиск, изучение и перенимание отечественного и зарубежного опыта культуры постмодернизма и попытки синтезирования в «свой» якутский стиль. Происходит, на наш взгляд, деканонизация театрального формата в интеграции с массовой культурой ( с размытыми критериями и ценностями). Произошла поляризация различных направлений в искусстве города Якутска, с одной стороны, элитарное направление ориентировано на замкнутую аудиторию, а с другой, на массовое явление празднования Ысыахов, шоу-зрелищ «Зима начинается с Якутии», которое носит открытый характер. Глобальная монополизация массовой культуры превращается в «рыночный товар».Тем самым элитарная культура (профессиональное искусство) все активнее вступает во взаимодействие с массовой. Сдвиг в современном искусстве проявляется от объекта к процессу. Глобальная интеграция технологий в творческом процессе откладывает отпечаток на психико-ментальную структуру личности. В результате мы получаем переориентацию индивида с традиционным цивилизационно-культурным опытом на радикально иной массовый тип культуры, еще не сформировавшийся, возможно поиски «путем проб и ошибок» могут привести в дальнейшем к партнерству.

Выводы.Используя архитектонический метод исторический культурологии, разработанный И.В. Кондаковым, авторы данной статьи попытались описать архитектонику культуры города Якутска. В результате осмысления культурной современности города Якутска, с конца ХХ в. происходят определенные сдвиги в сторону размывания границ между профессиональным, народным и массовым творчеством, что безусловно сказывается на уcложнении, расширении, упрощении и омассовлении языка современного искусства, а также всего художественного процесса.

На кумулятивном этапе - этапе накопления опыта, зарождения и становления Якутска, как православного города в XVII-XIXвв., архитектоника культуры является смысловым ядром культурной целостности. Город выступает как альтернатива природной стихии, а городская среда усиливает дифференциацию традиционных ремесел, в результате которой народное прикладное искусство якутов достигает наивысшего расцвета ( начало-середина XIXв.), народные промыслы в косторезном и ювелирном искусстве якутов обогащаются новой тематикой, сюжетом и стилистикой станковизма, тем самым именно в городской среде зарождаются основы художественного мышления (на примере зодчества и внутреннего убранства церквей). 2) На уровне дивергентном со 2 половины XIX – нач. XX вв. – это ядро постепенно дробится, утрачивая целостность. 3) Начало ХХ в. – синтезирующий уровень, просветительский этап якутской культуры связан с зарождением якутской интеллигенции в городе Якутске. Она появляется на пограничье двух культур - национальной якутской и русской. Представители якутской интеллигенции опираются на архаику/устное народное творчество и на традиции письменной культуры как на фундамент стремления к символической форме искусства (в творчестве первого поэта А.Кулаковского)[13]. 4) Селекционный уровень - (1920- сер.1980-х гг.) настроен на достижении культурной целостности и цивилизационной идентичности за счет насилия, селекции вокруг ценностей советской культуры. Причем жесткая селекция по отношению к культуре «прошлого», где критерием является классовый подход, народность и партийность, полезность и вредность. Культура «прошлого» оказалась искусственно отсеченным и выхолощенным, по модели и образцу самой советской парадигмы. Несмотря на оторванность в целом советской культуры от мирового процесса, в национальных окраинах происходил рост и ускоренное развитие младописьменных культур. Ускорение процессов развития художественной деятельности в якутской советской культуре тоже указывает на типологическую близость к традиционной культуре, именно это и поддерживало устойчивость традиций, освоение новых форм креативной культуры. Это был своеобразный «возврат к традиционализму».5) Конвергентный уровень – предполагает условный синтез - 1990-2020гг., одним из компонентов, которого является «реинтерпретация и модернизация архаики», принимая условный и игровой характер (в творчестве М.Старостина,С.Потапова и др.). Происходит «возврат к единому», но это «единое» трактуется как раз по-иному.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Культура и искусство» автор представил свою статью «Архитектонический метод в изучении культуры Якутии», в которой поднимается вопрос об исследовании культуры Якутии с позиций архитектонического метода культурно-исторического и цивилизационного анализа. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью художественной культуры Якутии в целом с позиции ее социокультурной значимости. Несмотря на обилие краеведческих, исторических, социологических, экономических исследований, посвященных истории культуры республики и ее столицы, города Якутска, мало работ культурологического характера.
Цель проводимого автором исследования является использование архитектонического метода в изучении художественной культуры города Якутска, начиная со дня основания города (1632 год) и до формирования нового образа - культурной столицы Арктики (рубежа XX-XXI вв.). Поскольку якутская художественная культура Якутии ХХ-начала ХХI вв. является своеобразным инвариантом российского художественного наследия, то эти же тенденции проявляются в искусстве современной Якутии, которые необходимо исследовать с позиции цивилизационной парадигмы.
Для достижения цели автор ставит задачу исследования – проанализировать процесс развития культуры Якутии с точки зрения метода изучения архитектоники русской культуры, которая состоит из 5 уровней-этапов, последовательно надстраивающихся друг с другом. Это цепочка культурных механизмов истории России, определяющих смену типов цивилизационной идентичности, выстраивается в следующей логической последовательности: 1) кумуляция; 2) дивергенция; 3) культурный синтез; 4) селекция; 5) конвергенция. В российской культурологии архитектонический метод культурно-исторического и цивилизационного анализа впервые ввел в научный оборот И.В. Кондаков в 1998 году. Согласно архитектонике культуры И. Кондакова, исторические изменения в культуре от начального (архаического) этапа постепенно надстраиваются позднейшими и высшими уровнями культуры. Данные изменения наглядно показаны автором на примере характеристики моделей художественной культуры Якутии. Автором выделены разновременные и взаимосвязанные между собой, типы художественной культуры: 1) первобытный, который начинается с эпохи верхнего палеолита и до VI-VIII вв. 2) С ХVI по ХIХ века развивается фольклорный тип художественной культуры Якутии. 3) С ХХ века складывается сложная и динамичная художественная культура креативного типа. Профессиональный тип художественной культуры европейского образца ХХ века зарождается именно в городской среде, в которой следует выделить этап становления (1920-середина 1960-х гг) и этап зрелости формирования национальной художественной культуры креативного типа (середина 1960- 1990-е годы).
Несомненным достоинством статьи является тщательный анализ научных трудов, посвященных проблемам изучения феномена национальной и городской культуры Якутии и ее влияния на формирование культурной идентичности республики. В исследовании приведена полемика исследователей, работавших в данном научном направлении.
Большое внимание автором уделяется вопросу изучения возникновения и формирования городской культуры Якутска. В качестве методологического основания им выбрана методология, разработанная М.С.Каганом, в которой проявляются три модальности, составляющие культуру города, - человеческая, деятельностная и предметная. В этом спиралевидном движении рождается и формируется культурный облик города. Отсюда автором сделан вывод, что художественная культура как подсистема зарождается в городской среде и должна рассматриваться в единстве трех граней своей целостности.
Автором дана характеристика современной культуры города, в которой интегрируются народная, массовая и профессиональная культуры. Проблема взаимодействия профессионального театра - массовой культуры - шоу бизнеса – народной культуры привела к поискам цивилизационной идентичности в начале ХХI века. Анализ социокультурного развития Якутии в первые десятилетия начала ХХI века выявил в современном искусстве республики этноцентрические и центробежные тенденции в художественной деятельности ведущих мастеров. Это противоположно-направленные тенденции – центростремительная и центробежная. Первая связана с национально ориентированной тенденцией; вторая связана с адаптацией к западной культуре в свете глобалистских тенденций. Они-то и проявляются в практике современного искусства начала ХХI века.
Автором был получен интересный материал для дальнейших исследований, интерпретаций и размышлений, в том числе, о влиянии массовой культуры на психико-ментальную структуру личности и о замещению ею культуры традиционной, составляющей основу культурной идентичности якутов.
Автор приходит к выводу, что в результате осмысления динамики культуры и социокультурных реалий города Якутска с точки зрения архитектонического метода, с конца ХХ в. происходят определенные сдвиги в сторону размывания границ между профессиональным, народным и массовым творчеством, что безусловно сказывается на уcложнении, расширении, упрощении и омассовлении языка современного искусства, а также всего художественного процесса. Данные выводы придают исследованию несомненную практическую значимость.
Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Какие же новые результаты демонстрирует автор статьи? 1. Полученные результаты позволяют утверждать, что проблематика изучения социокультурного нарратива и дискурса на основе архитектонического метода представляет несомненный научный интерес и позволяет проследить социокультурное влияние культурных феноменов и артефактов на формирование культурной идентичности. 2. Автор констатирует, что феномен архитектонического подхода культурно-исторического и цивилизационного анализа в изучении культуры Якутии уникален и представляет несомненную культурологическую важность.
Библиография позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике (было использовано 17 источников).
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру. Без сомнения, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы
Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.