Административное и муниципальное право - рубрика Административное и муниципальное право и проблемы образования
по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Рубрика "Административное и муниципальное право и проблемы образования"
Административное и муниципальное право и проблемы образования
Кананыкина Е.С. - Децентрализация и вопросы школьного обучения в нормативных актах Американских Штатов
Аннотация: Для современной Америки характерно уменьшение автономии региональных и местных органов управления образования, а также самих учебных заведений. Это в большей степени связано с системой финансирования. Удельный вес государственных федеральных ассигнований на нужды образования растет, но все же они до сих пор уступают тем суммам, которые выделяются штатам и учебным округам.
Кананыкина Е.С. - Структура органов управления высшего образования Великобритании: нормативная хроника
Аннотация: Государственные стандарты в области образования, утвержденные на правительственном уровне, в Англии не существуют. Содержание образования определяется потребностями работодателей. Вузы сами принимают решения о содержании образования и несут за него ответственность. Содержание одной дисциплины может отличаться в различных вузах. Однако существует общая система внешней рейтинговой оценки качества преподавания основных предметов по вузам Великобритании.
Кананыкина Е.С. - Система управления высшей школой во Франции
Аннотация: Для французской образовательной системы характерно наличие ярко выраженной национальной специфики: своя система дипломов и ученых сте-пеней, особое деление на циклы, особое отношение к дипломам государственных учебных заведений (они гораздо престижнее, чем дипломы частных вузов и школ).
Кананыкина Е.С. - Разграничение полномочий в сфере управления образованием (на примере Германии)
Аннотация: Нормативные акты, составляющие свод положений школьного права, образуют, по выражению западногерманских юристов X. Гампе и Р. Кнаппа, «ранговую пира¬миду», в основании которой лежат Основ¬ной закон ФРГ и конституции Земель. К важнейшим источникам этого права отно¬сятся Законы о школе (например, Закон «Об обязательном школьном обучении»), другие юридические акты, администра¬тивные предписания (указания, директи¬вы, рекомендации, распоряжения), уставы и правила внутреннего распорядка учебных заведений, положения, регламентирующие права учащихся и их родителей в соуправлении школой и т.д. . Порядок распределения ответственности за образователь¬ную политику и планирование развития обуслов¬лен федеративной структурой Германии.
Кананыкина Е.С. - Реформирование американской системы высшего образования II пол. XX века
Аннотация: Высшее образование в Соединенных Штатах находится под ответственностью штатов, а не федерального правительства. Поэтому, с незначительными исключениями (как, например, военные академии), государственное высшее образование признано и управляется 50 штатами. Примерно 57 процентов колледжей и университетов, зачисляющих 23 процентов всех студентов, являются частными некоммерческими, среди которых большинство — это наиболее престижные колледжи и университеты, а также открытые вузы
Кананыкина Е.С. - Законодательство об образовании стран Восточной Европы: пути создания общего европейского пространства
Аннотация: Глубокие трансформации, охватившие Старый Свет в конце XIX столетия, повлияли на дальнейшее развитие образования. Резкое расширение академической и профессиональной мобильности уже не могло успешно регулироваться положениями в значительной мере утративших свою актуальность конвенций. Это вызвало необходимость корректировки общеевропейской правовой законодательной базы по вопросам среднего и высшего образования.
Щербак Е.Н. - Административно-правовое регулирование развития высшего образования за рубежом
Аннотация: С повышением конкуренции государств на мировом образовательном рынке усиливается роль государственных органов управления в координации усилий и ресурсов, необходимых для успешного функционирования национальных образовательных систем.
Нарутто С.В. - Действие и реализация образовательного законодательства
Аннотация: в статье анализируются четыре формы реализации образовательного законодательства - соблюдение, исполнение, использование и применение. На примере конкретных правовых норм исследовано их соотношение. Сделан вывод о расширении подзаконного и локального регулирования, влекущего увеличение правоприменительных споров. Проведен обзор практики судов конституционной, общей и арбитражной юрисдикции по вопросам образования.
Е.С. Кананыкина - Системы образования Бразилии, Никарагуа, Парагвая: акты законодательства c. 0-0
Аннотация: в статье рассматриваются системы образования ряда латиноамериканских государств, показываются особенности соответствующих систем образования, на основании чего формулируются предложения по совершенствованию управления образованием в Российской Федерации.
Кананыкина Е.С. - Образовательные доктрины Великобритании второй половины XX века c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье анализируются этапы развития образовательных доктрин, а также становление системы образовательных учреждений Великобритании на основании чего формулируются предложения по совершенствованию правовых основ управления образовательным процессом в нашей стране.
Дамм И.А. - Антикоррупционное просвещение в образовательной организации высшего образования: основные направления и проблемы реализации c. 36-48

DOI:
10.7256/2454-0595.2018.6.26763

Аннотация: Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты, а также локальные нормативные акты, предусматривающие содержание, а также порядок реализации мер по антикоррупционному просвещению. В статье подробно рассматриваются правовые и организационные возможности образовательной организации высшего образования в реализации мер по антикоррупционному просвещению. Особое внимание уделяется освещению наиболее успешных практик проведения антикоррупционных просветительских мероприятий, ориентированных как на работников образовательной организации, так и обучающихся. Автор использовал диалектический метод познания, а также системно-структурный, формально-логический и другие методы научного познания. Проведенное исследование позволило установить, что у образовательных организаций возникают сложности методического, правового и организационного характера при реализации мероприятий по антикоррупционному просвещению. В статье представлены основные направления работы Сибирского федерального университета по осуществлению антикоррупционного просвещения работников и обучающихся, выявлены ключевые проблемы и предложены пути их решения.
Коцюрко Е.П. - Контрольная (надзорная) деятельность в сфере высшего образования в условиях риск-ориентированного подхода: проблемы правоприменения и перспективы развития c. 52-64

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.4.43882

EDN: WTTJFD

Аннотация: Предметом исследования выступили особенности правового регулирования реализации контрольной (надзорной) деятельности в сфере высшего образования, обусловленные внедрением риск-ориентированного подхода. Проанализированы некоторые проблемы правоприменения и сформулированы предложения по совершенствованию правовых основ системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере высшего образования. Отдельное внимание уделено разрешению вопроса о перспективах встраивания мониторинга в систему контрольной (надзорной) деятельности в условиях риск-ориентированного подхода в сфере образования. В работе использован комплекс методов и способов познания, присущих современной науке, в качестве общенаучного метода применен системный анализ, в качестве частнонаучного - специально-юридический. В результате сделаны следующие выводы: 1) внедрение риск-ориентированного подхода стало ядром реформирования системы государственного контроля (надзора), в том числе в сфере образования; 2) имеются проблемы правоприменения установленной системы критериев отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска и перечня индикаторов риска; 3) требуется имплементация инструментов общественного и профессионального контроля в системе высшего образования в деятельность контрольных (надзорных) органов; 4) имеется потенциал использования мониторинга в контрольной (надзорной) деятельности. В итоге отмечается необходимость совершенствования системы критериев отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска, в рамках которой важно учитывать зарубежный и региональный опыт применения риск-ориентированного подхода. Особым вкладом автора в исследование темы является выработка собственных предложений по дополнению перечня критериев и актуализации установленных индикаторов риска. Новизна исследования заключается в обосновании важности разрешения вопроса о пределах и перспективах встраивания мониторинга, а также результатов общественного и профессионального контроля, в систему контрольной (надзорной) деятельности в сфере высшего образования в условиях риск-ориентированного подхода.
Анохин С.А. - Правое регулирование подготовки и дополнительного профессионального образования несовершеннолетних работников.

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.7.18158

Аннотация: Предметом исследования является, регулирование правоотношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию несовершеннолетних работников. Современное Российское законодательство, регулирующее правовое положение несовершеннолетних работников, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан. В ТК РФ впервые в истории трудового законодательства включён раздел девять содержащий основные нормы, регламентирующие подготовку и дополнительное профессиональное образование работников, включая ученический договор. Выпускники общеобразовательных учреждений и другие лица моложе восемнадцати лет, не имеющие профессии (специальности), направляются на подготовку и дополнительное профессиональное образование в приоритетном порядке. Проанализировать действующее законодательство и разработать предложения по совершенствованию правового регулирования труда несовершеннолетних работников в Российской Федерации. Методология исследования: историко-правовая, аналитическая и сравнительно правовая Научная новизна исследования затрагивает особенностями применения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних. Несовершеннолетние впервые вступают в трудовое правоотношение, не имеют опыта работы, нуждаются в особой охране здоровья, создании специальных условий безопасности труда. На фоне фактического роста трудовой занятости несовершеннолетних, особую остроту в последние годы приобретает проблема соблюдения их трудовых прав. Существенными недостатками правовой системы в части защиты несовершеннолетних являются недостаточная разработанность механизмов реализации принятых нормативных актов, наличие множества ведомственных инструкций, положений, правил, нередко усложненных и противоречивых.
Анохин С.А. - Правое регулирование подготовки и дополнительного профессионального образования несовершеннолетних работников. c. 593-596

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.7.67950

Аннотация: Предметом исследования является, регулирование правоотношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию несовершеннолетних работников. Современное Российское законодательство, регулирующее правовое положение несовершеннолетних работников, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан. В ТК РФ впервые в истории трудового законодательства включён раздел девять содержащий основные нормы, регламентирующие подготовку и дополнительное профессиональное образование работников, включая ученический договор. Выпускники общеобразовательных учреждений и другие лица моложе восемнадцати лет, не имеющие профессии (специальности), направляются на подготовку и дополнительное профессиональное образование в приоритетном порядке. Проанализировать действующее законодательство и разработать предложения по совершенствованию правового регулирования труда несовершеннолетних работников в Российской Федерации. Методология исследования: историко-правовая, аналитическая и сравнительно правовая Научная новизна исследования затрагивает особенностями применения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних. Несовершеннолетние впервые вступают в трудовое правоотношение, не имеют опыта работы, нуждаются в особой охране здоровья, создании специальных условий безопасности труда. На фоне фактического роста трудовой занятости несовершеннолетних, особую остроту в последние годы приобретает проблема соблюдения их трудовых прав. Существенными недостатками правовой системы в части защиты несовершеннолетних являются недостаточная разработанность механизмов реализации принятых нормативных актов, наличие множества ведомственных инструкций, положений, правил, нередко усложненных и противоречивых.
Нарутто С.В. - Роль практики Европейского Суда по правам человека в унификации национального законодательства об образовании c. 833-842

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.8.63125

Аннотация: Автором обобщены и проанализированы решения Европейского Суда по правам человека, касающиеся защиты права на образование, закрепленное в ст. 2 Протокола № 1 Конвенции о защите прав и основных свобод. Кроме того исследуются также позиции Европейского Суда относительно тех прав, которые тесно связаны с образованием: свобода мысли, совести и религии (ст. 9), свобода выражения мнения (ст. 10), свобода собраний и объединений (ст. 11); право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6). Право на образование содержит в себе и право на получение образовательных услуг любого уровня, включая дошкольное, начальное, среднее и профессиональное образование различных уровней, а также право на обучение на родном языке. Неопределенность законодательства об образовании предоставляет простор для усмотрения правоприменителя, который может привести к умалению права на образование, поэтому несовместимо с принципом верховенства права. Европейский Суд допускает ограничение права на образование, но ограничительные меры не должны ущемлять существо права или противоречить иным правам, провозглашенным в Конвенции и протоколах к ней.Одной из распространенных категорий дел в образовательной сфере являются дела, связанные с защитой права на уважение к философским убеждениям родителей.
Шугрина Е.С. - Разграничение предметов ведения и полномочий разных уровней публичной власти в области образования c. 998-1006

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63354

Аннотация: В статье рассматриваются основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере образования. Последовательно рассматривается реализация конституционных норм, содержащихся в 71 и 72 статьях Конституции РФ, в соответствии с которыми регулирование и защита конституционного права на образование отнесена к исключительному ведению Российской Федерации, а общие вопросы образования относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В статье дается общая характеристика полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления по созданию системы гарантий права граждан на получение бесплатного образования, поскольку право на образование останется очередной декларацией до тех пор, пока в России не будет функционировать эффективная система его гарантий. На основании проведенного анализа констатируется, что и на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований предоставляются дополнительные гарантии реализации права на образования, в том числе бесплатного.
Трофимова Г.А. - Подготовка и аттестация научно-педагогических кадров

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.11.15362

Аннотация: Уровень подготовки научных и научно-педагогических кадров влияет на качество как системы образования, так и научной деятельности, а потому является одним из наиболее важных аспектов развития государства. Вместе с тем нынешняя система имеет немало существенных недостатков. Это касается, во-первых, определения ценности научно-педагогических кадров или, иначе говоря, объективности требований, предъявляемых для занятия соответствующей должности, и обозначенных условий отбора. Во-вторых, признания диссертационных работ заслуживающих присвоения степени кандидата либо доктора наук в соответствии с критериями качественности, а не «платности». В-третьих, порядка подготовки диссертационных работ в рамках обучения в аспирантуре и докторантуре, а также при соискательстве. В-четвертых, ответственности всех участников процесса представления и признания диссертационных работ. Автором статьи и была предпринята попытка дать наиболее целесообразный вариант решения указанных проблем. При этом с позиций материалистической диалектики были использованы общенаучные и частноправовые методы познания, в частности, логический, формально-юридический, системный. Работа будет полезна с целью оптимизации ныне действующего законодательства в области подготовки и отбора научно-исследовательских и научно-педагогических кадров. В том числе снижению в разы уровня коррупции при выдаче дипломов кандидата (доктора) наук, создания объективного подхода для занятия должностей в вузах и научно-исследовательских институтах, устранения разрыва между организациями, осуществляющими подготовку научно-исследовательских кадров, и организациями, обладающими правом по экспертной оценке диссертационных работ.
Трофимова Г.А. - Подготовка и аттестация научно-педагогических кадров c. 1178-1187

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.11.67092

Аннотация: Уровень подготовки научных и научно-педагогических кадров влияет на качество как системы образования, так и научной деятельности, а потому является одним из наиболее важных аспектов развития государства. Вместе с тем нынешняя система имеет немало существенных недостатков. Это касается, во-первых, определения ценности научно-педагогических кадров или, иначе говоря, объективности требований, предъявляемых для занятия соответствующей должности, и обозначенных условий отбора. Во-вторых, признания диссертационных работ заслуживающих присвоения степени кандидата либо доктора наук в соответствии с критериями качественности, а не «платности». В-третьих, порядка подготовки диссертационных работ в рамках обучения в аспирантуре и докторантуре, а также при соискательстве. В-четвертых, ответственности всех участников процесса представления и признания диссертационных работ. Автором статьи и была предпринята попытка дать наиболее целесообразный вариант решения указанных проблем. При этом с позиций материалистической диалектики были использованы общенаучные и частноправовые методы познания, в частности, логический, формально-юридический, системный. Работа будет полезна с целью оптимизации ныне действующего законодательства в области подготовки и отбора научно-исследовательских и научно-педагогических кадров. В том числе снижению в разы уровня коррупции при выдаче дипломов кандидата (доктора) наук, создания объективного подхода для занятия должностей в вузах и научно-исследовательских институтах, устранения разрыва между организациями, осуществляющими подготовку научно-исследовательских кадров, и организациями, обладающими правом по экспертной оценке диссертационных работ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.