по
Urban Studies
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Urban Studies" > Contents of Issue № 03/2018
This issue is currently being formed. All articles presented on this page have already been included in this issue, are considered published, and will remain unchanged in the final version of the issue along with other metadata of the articles.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Слабуха Александр Васильевич, PhD in Architecture, slabuha@mail.ru
Contents of Issue № 03/2018
Миграция и адаптация
Zavialov A. - Adaptation of migrants in urban environment: new living conditions in old cities pp. 1-11

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26043

Abstract: This article examines the peculiarities of social adaptation of migrants in urban space (cities). Today, the migration becomes an urban phenomenon, because migrants choose cities for bigger opportunities and realization of personal potential. For the quickest possible adaptation in urban environment, a migrant accumulate all of the adaptive capabilities that transform his attitude to work, behavioral strategies, and interaction with people. In important also belongs to the migrant social institutions (diaspora). Russian keeps up with the global trends: the percentage of migrants residing in urban settlements is growing, which leads to closer interaction between the accepting urban community and the migrants. The rate of migration to Russian remain persistently high that especially affects the cities, in which the infrastructure capabilities do not correspond with the size of available population, but the level of economic development is higher than in the countries of origin. This is namely why the municipal authorities should give careful attention to regulation of social adaptation of the migrants, using various socioeconomic instruments, implemented in separate municipal formation, because currently, there is no integral practical component of social adaptation of the migrants in cities.
Проектирование и архитектура
Zhzhonykh A.M. - Low-vacuum heat insulating panels based on the byproducts of crystalized silicon pp. 12-20

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26161

Abstract: The heat insulating materials that reduce the thermal losses of buildings and constructs will play the key role in their energy performance. The low-vacuum insulation panels are an effective alternative to the non-vacuumed heat insulating materials due to the lower coefficient of thermal conductivity. The goal of this research is to examine the potential application of silica fume, aluminum byproduct as a filler for vacuum insulation panel. The author examines the properties of silicon dioxide powder, develops the composition and technology of production of the vacuum heat insulating panels on its basis. The article explores the silica fume – byproduct of crystalized silicon of Bratsk Ferroalloy Plant, which annual putput is 30,000 tons. The acquired results allow assuming that for manufacturing of the low-vacuum insulating panels can be used not only factory produced powder, but also less expansive powders of silica fume – the byproduct of crystalized silicon. In future, the use of byproducts can become the foundation of production of the high-quality vacuum insulation wilt low cost.
Design and Environment
Atanesyan G. - Reconsideration of the new practices of erection of city monuments in post-Soviet Armenia pp. 21-26

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26375

Abstract: This article examines the mechanism of erection of the new city monuments in post-Soviet Armenia, as well as the reconsideration processes of their aesthetic significance in transformation of the urban symbolic landscapes. The residents of Armenia continue to welcome the erection of new monuments, thus the city authorities actively install the new statues across the country, approving all propositions of benefactors to rearrange the symbolic space of post-Soviet Armenia. Having examines the monuments erecter by benefactors in the cities of post-Soviet Armenia, it is stated that over the recent years the memorial landscape was transformed on both, physical and symbolic levels. Using the methods of observation and interview, the author clarifies the specificity of perception of the new monuments by the creative community and residents of the Armenian cities. The appearance of new monuments erected at the discretion of benefactors and entrepreneurs started to draw criticism of the experts and public that compare these statues with the tombstones. The residents of post-Soviet Armenia fear that in terms of continuing such practice, the cities will be filled with low-quality statues and tombstones, this blaming the city authorities that remain to approve all propositions on erection of monuments across the country.
Градостроение
Gushchin A.N., Pereverzeva N.V., Sanok S.I. - Regularities in the formation of the planning structure of territorial zones in largest cities pp. 27-37

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26339

Abstract: The subject of this research is formation of territorial zones in urban development zoning. Territorial zones were introduced into the urban development practice by the Town Planning Code of 1998. In terms of the subject of research, the author examined the following: 1) planning organization of territorial zones of large and largest cities of Ural; 2) typology of territorial zones; 3) correspondence of functional zoning of territories with the established use of territories; 4) formation of the functional-planning frameworks of a city. It is demonstrated that studying of the planning organization of territorial zones allows estimating the actions of administration aimed at regulating the territorial development of zones. Research method is based on building the territorial zoned. The requirements: to determine the key functional zones in accordance with the general layout; appoint within the land lots belonging to various urban development zones the main type of permitted use; group together the land lots of the territory belonging to urban development zones with identical types of use into the territorial zone; form separate territorial zones that differ in type of the permitted use. The scientific novelty lies in the approach based on the territorial zones. Using the methodology of territorial zines, the authors were able to study the characteristics of territorial zones in accordance will all of the clauses mentioned above. Having applied such methodology, the authors examined the planning structure of territorial zoned for large and largest cities of Ural. The results are obtained on the types and structures of territorial zones. A conclusion is made on the planning structure and prospects of spatial development of the cities.
Проектирование и архитектура
Veretennikov D. - Legislative regulation of architectural and urban planning contests in the Russian Federation pp. 38-47

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26426

Abstract: The objects of this research is the practice of design contests in the area of architecture and urban planning in modern Russia; while the subject is its legislative regulation. The normative legal base that affects the design contests is viewed in comparison with the systems of legislative regulation in the European Union and the United States. The author conducts an analysis of the three levels of regulation of the contestable practice: international, federal, and regional contained in the Civil Code, law “On the Architectural Activity in the Russian Federation”, and other documents. The article examines the aspects associated with the legislative regulation of the order and conditions of holding the contests, as well as determining the place of contest within the system of urban planning activity. A conclusion is made on the non-consistency of the contestable method of adopting the urban planning decisions in Russia and lack of answers to some practically important questions in the legislative framework. Particularly, the acting laws do not determine the criteria of situations that necessitate resorting to holding a public design contest. The article suggests a model on integration of the contestable practice into the system of urban planning activity for the purpose of increasing the efficiency of contestable method of adopting the important decisions in the area of urban planning and architecture.
Озеленение и парковое хозяйство
Veretennikova K. - Role of national framework in the process of development of the airport-related zones of largest cities pp. 48-56

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26449

Abstract: This article is dedicated to determination of the role of natural framework within the structure of airport-related zones of largest cities.  The object of this research is the natural framework of the airport-related zones, while the subject is the forms of their effective use. The work considers the problems of development of the airport-related zones on the example of St. Petersburg Pulkovo Airport, factors of its dynamic urbanization and consequences of the unregulated construction. The author systematized the approaches towards implementation of the principle of environmental sustainability in foreign strategic documents on development of the territories adjacent to airport. The need is substantiated for creation of the universal developments strategy for the territories adjacent to airport, using the natural framework as an important planning element that allows ensuring sustainable development of the near-airport territory. The article determines the roles of natural framework and recommendations on its formation within the near-airport zones of largest cities. It is established that the natural framework consolidated in the complex strategic document of development of the near-airport territory, as well as the territorial planning documents, can manifest as an instrument for creating the balanced and efficient development of territories adjacent to airport.
Связь и коммуникации
Maslanov E.V. - City and Internet: shared problems of communication space design pp. 57-63

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.27038

Abstract: The subject of this research is the consideration of shared problems of communication design in urban spaces and Internet. Special attention is given to the analysis of external factors of the formation of communication in cases of the initial design of communication space. The author examines the typological similarity of communication space design in the Internet and urban spaces, specificity of communication space design in the Internet, and the role of implicit knowledge in formation of communication space. Methodological bases of the work is the “trading zone” concept. The application of this approach allows presenting the urban spaces and communication platforms in the Internet as the local spaces of communication design based on the interaction between the actors. A conclusion is made that the communication design in urban spaces leans of the face-to-face interaction, use of the implicit knowledge and common background – physical space of the city and its conceptualizations; for formation of communication in the Internet is actively used the communication design of platforms that frames the general layer of representations and implicit knowledge, making the communication platforms similar to urban spaces.
Question at hand
Gataullin R.F. - pp. 64-70

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.27484

Abstract:
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Содержание № 03, 2018
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Слабуха Александр Васильевич, кандидат архитектуры, slabuha@mail.ru
Содержание № 03, 2018
Миграция и адаптация
Завьялов А.В. - Адаптация мигрантов в городской среде: новые условия жизни в старых городах c. 1-11

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26043

Аннотация: В данной статье автор рассматривает особенности социальной адаптации мигрантов в урбанистическом пространстве (в городах). Миграция сегодня становится явлением урбанистическим, т.к. мигранты в основном стремятся в города, ибо там больше возможностей для самореализации. Для скорейшей адаптации в городском пространстве мигрант аккумулирует все имеющиеся у него адаптивные способности, которые меняют его отношение к деятельности, поведенческие стратегии и пути взаимодействия с людьми. Значимую роль здесь также играют мигрантские социальные институты (диаспора). Россия не отстает от общемировых трендов: процент мигрантов, проживающих в городских поселениях, растет, что влечет более тесное взаимодействие принимающего городского сообщества и мигрантов. В качестве основного метода исследования использован анализ вторичных данных: статистические сведения, данные органов государственной власти, научная литература по данной тематике. Темпы миграционных перемещений в Россию остаются стабильно высокими, что особенно сказывается на городах, в которых инфраструктурные возможности не всегда соответствуют количеству наличного населения, но уровень экономического развития гораздо выше, чем в странах исхода. Именно поэтому городским властям стоило бы обратить пристальное внимание на регулирование социальной адаптации мигрантов, используя различные социально-экономические инструменты, внедряемые в отдельных муниципальных образованиях, т.к. на данный момент отсутствует целостная практическая составляющая социальной адаптации мигрантов в городах.
Проектирование и архитектура
Жжоных А.М. - Низковакуумные теплоизоляционные панели на основе отхода производства кристаллического кремния c. 12-20

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26161

Аннотация: Теплоизоляционные материалы, понижающие тепловые потери зданий и сооружений, будут играть ключевую роль в их энергоэффективности. Низковакуумные изоляционные панели (НВИП) являются эффективной альтернативой обычным (невакуумированным) теплоизоляционным материалам, т.к. обладают более низким коэффициентом теплопроводности. Цель исследования - в рассмотрении возможности применения микрокремнезёма, отхода алюминиевого производства, в качестве наполнителя в вакуумной изоляционной панели. Изучены свойства порошка диоксида кремния и разработаны составы и технология изготовления вакуумных теплоизоляционных панелей на их основе. В настоящей работе исследован микрокремнезем - отход производства кристаллического кремния ООО "Братский завод ферросплавов" (БрАЗ), ежегодный выход которого достигает 30 тыс. тонн. Дифференциально-термический анализ проведен на приборе ”СТА-ТГ / ДСК” марки ”STA 449 F1 Jupiter”. Получены кривые ДСК, ДТГ и ТГ в интервале температур 25–1000 С. Скорость нагрева и охлаждения 10 С/мин; рентгенофазовый анализ — с помощью дифрактометра ”Д8 АDVANCE”. Исследование микроструктуры образцов проведены с помощью сканирующего электронного микроскопа ”JEOL JSM 7001F”. Измерение теплопроводности панелей проведено методом стационарного теплового потока с применением измерителя теплопроводности ”ИТП МГ4 250”. Полученные результаты испытаний дают основания считать, что для изготовления низковакуумных изоляционных панелей можно использовать не только промышленно выпускаемый порошок, но и менее дорогие порошки микрокремнезема - отхода производства кристаллического кремния. Использование отходов в перспективе может стать основой производства вакуумной изоляции высокого качества с низкой себестоимостью.
Дизайн и среда
Атанесян Г. - Переосмысление новых практик возведения городских памятников в постсоветской Армении c. 21-26

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26375

Аннотация: В статье рассматриваются механизмы возведения новых городских памятников на территории постсоветской Армении и процессы переосмысления их эстетического значения в преобразовании городских символических ландшафтов. Возведения новых памятников до сих пор продолжают приветствоваться гражданами Армении, и не удивительно, что городские власти продолжают активно устанавливать новые статуи по всей территории страны, также утверждая все предложения благодетелей по установке новых памятников, разрешая им отредактировать символические пространства постсоветской Армении. На основе рассмотрения памятников, возведенных благодетелями на территориях постсоветских городов Армении, утверждается, что за последние годы мемориальный ландшафт страны был преобразован и на физическом, и на символическом уровне. Посредством методов наблюдения и интервью уточняется специфика восприятия новых памятников деятелями искусства и жителями городов постсоветской Армении. Появление новых памятников, возведенных по усмотрениям благодетелей и предпринимателей начало вызывать критику со стороны специалистов и общественности, которые сравнивают эти статуи с могильными памятниками. Жители постсоветских городов Армении опасаются, что при продолжении такой практики, города страны скоро будут заполнены низкокачественными статуями и могильными памятниками, главным виновником чего считая городских властей, которые продолжают утверждать все предложения по возведению памятников по всей территории Армении.
Градостроение
Гущин А.Н., Переверзева Н.В., Санок С.И. - Закономерности формирования планировочный структуры территориальных зон в крупнейших городах. c. 27-37

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26339

Аннотация: Предметом исследования являются процессы формирования территориальных зон при градостроительном зонировании. Территориальные зоны введены в градостроительную практику Градостроительным кодексом 1998 г. В рамках предмета исследования в статье изучены: 1) планировочная организация территориальных зон крупных и крупнейших городов Урала, 2) типология территориальных зон, 3) соответствие функционального зонирования территорий сложившемуся использованию территорий, 4)процессы формирования функционально-планировочного каркаса города. Показано, что изучение планировочной организации территориальных зон позволяет судить о действиях администрации по регулированию территориального развития зон. Метод исследования основан на построении территориальных зон. Для этого необходимо: выделить основные функциональные зоны согласно генеральному плану; выделить в используемых земельных участках, принадлежащих различным градостроительным зонам основной вид разрешенного использования; сгруппировать земельные участки территории, принадлежащие градостроительным зонам с одинаковыми видами использования в территориальную зону; сформировать разные территориальные зоны, отличающиеся видами разрешённого использования. Научная новизна исследования заключается в подходе на основе территориальных зон. С использованием методики территориальных зон впервые изучены характеристики территориальных зон по всем вышеперечисленным пунктам. По данной методике проведено изучение планировочной структуры территориальных зон для крупных и крупнейших городов Урала. Получены выводы о типах и структуре территориальных зон. Сделаны выводы о планировочной структуре и перспективах пространственного развития городов.
Проектирование и архитектура
Веретенников Д.И. - Законодательное регулирование архитектурно-градостроительных конкурсов в Российской Федерации c. 38-47

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26426

Аннотация: Объектом исследования является практика проектных конкурсов в сфере архитектуры и градостроительства в современной России; предметом – ее законодательное регулирование. Нормативно-правовая база, затрагивающая проектные конкурсы, рассматривается в сравнении с системами законодательного регулирования стран Европейского союза и США. Производится обзор трех уровней регулирования конкурсной практики: международного, федерального и регионального; анализируются сведения о предметах регулирования проектных конкурсов, содержащиеся в Гражданском кодексе, законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и других документах. В статье разбираются аспекты, связанные как с законодательным регулированием порядка и условий проведения конкурсов, так и с определением места конкурса в системе градостроительной деятельности. В результате проведенного исследования делается вывод о внесистемности конкурсного метода принятия градостроительных решений в России и отсутствии в законодательной базе ответов на некоторые практически значимые вопросы. В частности, действующие законы не определяют критерии ситуаций, в которых необходимо прибегать к проведению публичного проектного конкурса. В статье предлагается модель интеграции конкурсной практики в систему градостроительной деятельности с целью повышения эффективности конкурсного метода принятия ответственных решений в области градостроительства и архитектуры.
Озеленение и парковое хозяйство
Веретенникова К.В. - Роль природного каркаса в процессе освоения приаэропортовых территорий крупнейших городов c. 48-56

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26449

Аннотация: Настоящая статья посвящена определению роли природного каркаса в структуре приаэропортовых территорий крупнейших городов. Объектом исследования является природный каркас приаэропортовых территорий; предметом исследования – формы его эффективного использования. В статье рассматриваются проблемы развития приаэропортовой территории Пулково в Санкт-Петербурге, причины ее динамичной урбанизации и последствия, к которым приводит неурегулированная застройка. Систематизируются подходы к реализации принципа экологической устойчивости в зарубежных стратегических документах развития территорий вокруг аэропорта. Обосновывается необходимость создания единой стратегии развития территорий вокруг аэропорта с включением природного каркаса как важного планировочного элемента, позволяющего обеспечить устойчивое развитие приаэропортовой территории. В ходе исследования были применены методы анализа, систематизации, изучения и обобщения стратегических документов развития территорий вокруг аэропортов. Выявляются роли природного каркаса и рекомендации по его формированию на приаэропортовых территориях крупнейших городов. Установлено, что природный каркас, закрепленный в комплексном стратегическом документе развития приаэропортовой территории и документах территориального планирования, может являться инструментом создания сбалансированной и эффективной застройки территорий вокруг аэропорта.
Связь и коммуникации
Масланов Е.В. - Город и интернет: общие проблемы конструирования пространства коммуникации c. 57-63

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.27038

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение общих проблем конструирования коммуникации в городских пространствах и в интернете. Особое внимание в статье автор уделяет анализу внешних условий формирования коммуникации в случаях первоначального конструирования коммуникационных пространств. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как типологическая схожесть конструирования коммуникационных пространств в сети интернет и в городских пространствах, специфика построения коммуникационных пространств в сети интернет и роль неявного знания в формировании коммуникационных пространств. Методологическую основу работы составляет концепция «зон обмена». Применение этого подхода позволяет представить городское пространство и коммуникационные площадки в сети интернет, как локальные пространства конструирования коммуникации на основе взаимодействия между акторами. Основным результатом исследования стал вывод о том, что конструирование коммуникации в городских пространствах опирается на такие факторы как взаимодействие лицом-к-лицу, использование неявного знания и общего фона – физического пространства города и его концептуализаций; для конструирования коммуникации в интернете затруднено использование взаимодействия лицом-к-лицу, при этом активно используется коммуникационный дизайн площадок, который позволяет сформировать общий пласт представлений и неявного знания, а поэтому коммуникационные площадки становятся похожими на городские пространства.
Актуальный вопрос
Гатауллин Р.Ф. - Сущность и закономерности формирования микропространства в городах c. 64-70

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.27484

Аннотация: В стратегиях развития муниципальных образований, которые в настоящее время составляются на период 2018-2030 гг., значительное место отводится проблемам благоустройства поселений. В настоящее время выполняется соответствующая федеральная программа. В то же время социально-экономическое содержание работ по благоустройству в экономической науке вовсе не представлено. Получается, данное направление деятельности как бы непроизводительно. В представленной работе в качестве предмета исследования рассматриваются результаты деятельности по благоустройству, элементы «микропространства» - общественных благ особого ряда, обуславливающие их полезность. В рамках классической методологии экономической теории раскрыты сущность и основные закономерности в формировании полезности различных элементов микропространства в городских поселениях. В представленной работе впервые раскрыта социально-экономическая сущность категории «микропространство». Показаны основные закономерности в формировании элементов микропространства – зависимость их полезности от частоты пользования данными благами, многообразие форм собственности на них и зависимость выбора их конкретного вида от существующей системы интересов. Выявлена также зависимость формы финансирования предоставления этих благ от их полезности и механизма согласования интересов разных потребителей. Предложено использовать фактор возможного расширения микропространства для повышения качества жизни наших сограждан.
Домовладение
Старикова М.М. - Жилищное неравенство в городах как форма социального расслоения: критерии выделения жилищных классов и страт c. 71-98

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.27955

Аннотация: Объектом данной работы является феномен жилищной стратификации в современных городах. Поскольку большинство российских городов имеют достаточно долгую историю, налицо становится жилищная дифференциация как внутри, так и между районами города. В статье обоснована стратифицирующая функция жилищного пространства, еще слабо изученная в социологическом поле. Рассматривается методология социологического исследования неравенства в жилищной сфере в работах отечественных и зарубежных социологов. Проанализированы критерии и эмпирические индикаторы оценки жилищного расслоения. Во второй части статьи представлены результаты эмпирического исследования параметров жилищного неравенства методом структурированного полуформализованного наблюдения в трех городах Кировской области: региональном центре г. Кирове и двух административных центрах г. Кирово-Чепецке и г. Вятских Полянах. Выделены ряд объективных и субъективных оценочных показателей качества жилья, доступных для метода наблюдения. В ходе сравнительного анализа показателей жилых домов были выявлены сильные и слабые стороны жилищного фонда городов. Показано, что на микроуровне дома порой происходит поляризация между подъездами домов, сильно зависящая от гражданской активности и ответственности жильцов. На мезоуровне внутри микрорайонов жилищное расслоение сильнее всего обусловлено годом постройки домов, поскольку показатели качества и состояния дома напрямую соотносятся с его возрастом, невзирая на меры капитального ремонта.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"