по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Клиническая психология"
Клиническая психология
Поддубная Т.В. - Особенности границы образа тела и межличностные взаимоотношения (на примере пациентов, страдающих кожными аллергическими заболеваниями) c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.3.22888

Аннотация: В данной статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей границы образа тела у здоровых испытуемых и у лиц, страдающий кожными аллергическими заболеваниями. Предмет исследования: признаки особенностей границы образа тела и межличностные отношения у пациентов, страдающих кожными аллергическими заболеваниями, в сравнении со здоровыми лицами. Объект исследования: особенности границ образа тела. Цель: исследовать картину взаимодействия различных параметров, определяющих особенности границы образа тела, у пациентов, страдающих кожными аллергическими заболеваниями. Методы: интервью из 5 блоков (изучение детско-родительского взаимодействия, тактильного онтогенеза, восприятия межличностных связей); проективные методы: «рисунок человека” К. Маховер, «Форма тела» Д.А. Бесковой, «Незаконченные предложения» Сакса-Леви; опросники: диагностика межличностных отношений Т. Лири (адаптация Л.Н. Собчик, интерпретация Кортневой Ю.В.), тест профиля отношений Р. Борнштейна (адаптация О.П. Макушиной). Проведенный в данной статье статистический анализ позволил выявить ведущие маркеры, на основании которых допустимо выявить наличие искажение в границе образа тела. Полученные результаты могут быть использованы в разработке обще психологической модели границ образа тела, а также в клинической практике психологов и психотерапевтов.
Обуховская В.Б., Мещерякова Э.И. - Ресурсные и дефицитарные характеристики внутренней картины болезни пациентов с неврологической патологией в контексте психологической безопасности c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27461

Аннотация: Предметом исследования выступают ресурсные и дефицитарные характеристики внутренней картины болезни в контексте психологической безопасности (тип отношения к болезни, проявления тревоги и депрессии, базисные стратегии когнитивной регуляции, качество жизни, базовые убеждения, психологическое благополучие, жизнестойкость) пациентов (на примере пациентов с болезнью Паркинсона (G20), рассеянным склерозом (G35), остеохондрозом позвоночника (M42), последствиями инсульта (I67), головокружением и нарушением устойчивости (R42). Актуальность изучения определяется ростом частоты встречаемости и выраженности неврологической патологии: ресурсные и дефицитарные характеристики внутренней картины болезни в контексте психологической безопасности могут выступать мишенями психологических интервенций для конкретных групп пациентов с неврологической патологией. Используются следующие методы и методики: анамнестический метод, батарея психодиагностических методик («Тип отношения к болезни», «Краткая шкала оценки психического статуса», «Опросник когнитивных представлений о болезни», «Краткая форма оценки здоровья SF-36», «Шкала базисных убеждений», «Шкала психологического благополучия», «Тест жизнестойкости»), методы математической статистики. Определено, что для всех групп пациентов с неврологической патологией характерны переживания ограничений, связанных с физическими нагрузками, а также собственной автономности, которая отражает попытки принятия самостоятельных решений. Несмотря на активное избегание мыслей о заболевании и последствиях, анозогнозия помогает пациентам концентрироваться на положительных аспектах жизни, что обусловливает адаптацию к ситуации болезни. Безразличие к судьбе и результатам лечения имеет негативные последствия в плане успешного прогнозы интервенций. Для каждой группы пациентов определены ресурсные и дефицитарные характеристики, наиболее значимые для выбора мишеней психологических интервенций.
Тудупова Т.Ц., Батуева Н.Г., Парфентьева Т.А. - Детско-родительские отношения и негативно окрашенные состояния как факторы суицидального риска в подростковом возрасте c. 32-40

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.6.28068

Аннотация: Предмет исследования: детско–родительские отношения и негативно окрашенные эмоциональные состояния подростков, их влияние на суицидальные риски. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как семейные дисфункции и состояния тревоги, безнадежности и депрессии. Проведено исследование на выборке современных подростков (средний возраст составил 15лет). Состояния тревоги, депрессии, безнадежности в совокупности с семейными дисфункциями являются психологическими факторами риска и внутренним раздражителем к побуждению суицидального поведения. Рост как суицидальных попыток, так и завершенных суицидов среди детей и подростков требует исследовательских работ в научно-теоретическом и в прикладном аспектах. Были использованы следующие методики: «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) О.А. Карабановой и П.В. Трояновской, «Шкала тревожности» А.Бека, «Шкала безнадежности» А.Бека, и «Шкала депрессии» А.Бека, а также методы математической статистики. Показано, что суицидальный риск – это сложный комплексный многоаспектный феномен, который в определенной степени связан с такими психологическими факторами, как эмоциональная сфера личности подростка, негативно окрашенные эмоциональные состояния, специфика взаимоотношений с родителями. Определены взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и негативно-окрашенными эмоциональными состояниями у подростков. Выявлено влияние семейных дисфункций на суицидальные риски, что отражается на высоком уровне тревожности, депрессии и безнадежности, выявляемых у подростков.
Юсупов П.Р., Мардасова Т.А. - Пенитенциарный стресс у лиц с разным количеством судимостей, находящихся в изоляторе временного содержания c. 45-53

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23615

Аннотация: В статье представлены результаты исследования пенитенциарного стресса личности, проявляющегося в негативных изменениях эмоционального состояния, самоощущения, связанного с ростом депрессивных реакций и снижением адаптивных возможностей. Рассмотрена взаимосвязь тюремной изоляции и потеря возможности удовлетворения актуальных потребностей личности. Заключение под стражу и пребывание в местах принудительного содержания является серьезным стрессом для личности, связанным с разного рода депривациями, прежде всего социальной. Пребывание в пенитенциарных учреждениях способно оказать выраженное нега-тивное психофизическое воздействие на индивида, что может быть связано с моно-тонностью жизни заключенного, с нарушением пространственно-временных норм существования, с дисбалансом ритмов сна-бодрствования, с ограничением доступа к информации и, конечно, с ограничением общения с близкими. Пенитенциарная изоляция провоцирует множество негативных изменений в жизни личности: пере-живания тревоги, страха, чувства безнадежности, беспомощности и постоянного напряжения. Цель исследования - выявление особенностей пенитенциарного стресса: значимых различий в эмоциональном состоянии и самоощущении лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания. Предмет исследования - различия в эмоциональном состоянии и самоощущении лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания. Методология исследования: эмоциональная концепция мотивации (В. Вилюнас). Когнитивная теория психологического стресса (Р. Лазарус). Концепции пенитенциарного стресса (Ермасов Е. В., Чирков А. М., Дебольский М. Г. и др.). Новизна исследования: заключается в формулировке интегрального понятия пенитенциарного стресса, выборе методик, позволяющих раскрыть основные инди-каторы психологического стресса в условиях изоляции и комбинации математико-статистических критериев исследования. Основные выводы исследования – выявлены достоверные различия в эмоциональном состоянии, самоощущении лиц с разным количеством судимостей, оказавшихся в изоляторе временного содержания. У лиц, впервые попавших в изолятор временного содержания отмечается «угнетенное самочувствие», сниженная «активность», преимущественно «негативное настроение», переживание беспо-мощности и высокий уровень депрессии.
Фролова Ю.И., Кайгородова Н.З., Каширский Д.В. - Особенности субъектности подростков, употребляющих психоактивные вещества c. 59-67

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22141

Аннотация: В статье представлены результаты исследования особенностей субъектности подростков, находящихся на стационарном лечении в наркологическом диспансере из-за употребления психоактивных веществ, и подростков, не состоящих на учете у врача нарколога. Предметом исследования являются особенности субъектности у подростков, употребляющих психоактивные вещества. Цель проведенного нами исследования заключалась в изучении субъектности подростков, употребляющих психоактивные вещества. При этом следует заметить, что в русле культурно-исторической трактовки субъектности данная проблема в психологии рассматривается впервые.Исследование проводилось на базе круглосуточного отделения для лечения детей и подростков КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер» и в общеобразовательных школах г. Барнаула. Выборку исследования составили 172 подростка. Метод исследования – тестирование с помощью методики «Субъектность» М.В. Исакова. Данный опросник позволяет диагностировать следующие параметры или показатели субъектности: ответственность, свобода, общая рефлексия, рефлексия выбора, контроль и общий показатель субъектности. Сделан вывод о том, что субъектность подростков–пациентов наркологического диспансера характеризуется неравномерностью развития её компонентов и имеет ряд особенностей, по сравнению с подростками, не употребляющими психоактивные вещества. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, менее активны в ситуации выбора, более импульсивные, чаще делают случайный выбор и переходят к действию без дополнительных размышлений. У школьников, не состоящих на учете у врача-нарколога, субъектность имеет более сбалансированную структуру, они чувствуют себя более свободными, готовы справляться с жизненными трудностями и действовать исходя их своих позиций и системы ценностей, в отличии от пациентов диспансера. Программы первичной профилактики для школ, будут более эффективными, если будут способствовать созданию условий для развития субъектности школьников.
Мордас Е.С., Михалева Н.В. - Психоаналитическое исследование особенностей психического развития детей с расстройствами аутистического спектра: исторический аспект c. 66-89

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27416

Аннотация: Предмет исследования: психическое развитие детей с расстройствами аутистического спектра в историческом и клиническом аспектах.При всем многообразии экспериментальных и теоретических положений по вопросам развития детей с расстройствами аутистического спектра, требуется более глубокое осмысление, дополнение и систематизация идей по данной проблеме в области психоанализа. В статье представлены психоаналитические идеи о природе и процессе формирования аутизма М. Малер, Ф. Тастин, Л. Эйзенберг (ранее не публиковавшиеся на русском языке). Идеи Л. Каннера, Э. Блейлера, Б. Бенда, К. Гольдстейна, Л. Бендера, Б.Беттельхейма, М. Мельцера, М. Кляйн, Д. Розенфельда, Д. Винникотта. Методы исследования: систематизация, анализ и обобщение. Научная новизна: системное отображение проблемы развития детей с расстройствами аутистического спектра с психоаналитической точки зрения. Выводы: 1. Аутизм как врожденное генетическое заболевание (Л. Каннер и Эйзенберг).2. Аутизм как состояние жизни, где доминирует чувственность и обеднение эмоционального контакта; экстремальная реакция на иллюзорную травму переживания телесного разделения (М. Малер, Ф. Тастин). 3. Аутизм представлен как опыт ужасной потери объекта; состояние психотической депрессии (Д. Винникотт).4. Аутистические расстройства как результат пережитой экстремальной ситуации, связаны с чувством невозможности влиять на окружающую среду (Б. Беттельхейм).5. Предпосылками для возникновения психогенного аутизма могут выступать глубокие аффективные нарушения отношений мать-дитя, зарождающиеся во внутриутробном периоде развития ребенка и вызванные враждебными наклонностями матери.
Яковлев В.А. - Влияние злоупотребления психоактивными веществами на социальный интелект у пoдрoсткoв c. 83-94

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.9.10706

Аннотация: Изучены особенности влияние злоупотребления психоактивными веществами на показатели социального интеллекта у подростков двух групп, различающихся по возрасту (первая группа 14-16 лет, вторая 16-18 лет) и злоупотребляющих психоактивными и наркотическими веществами (среди которых алкогольные напитки, курение анаши, наркотики опийной группы, препараты со стимулирующим эффектом). В исследовании приняли участие подростки мужского пола: 30 человек в возрасте 14-16 лeт и 30 человек - в возрасте 16-18 лет. Продолжительность злоупотребления психоактивными веществами в первой группе составила от одного до двух лет, во второй группе 2-3 года. Исслeдoвaние сoциaльнoгo интeллeктa (СИ) проводилось с использованием "Мeтoдики Дж. Гилфoрдa и М. Сaлливeнa", адаптированной E.С. Михaйлoвoй. Выявлены различия показателей социального интеллекта в исследуемых группах. Установлено влияние потребления наркотиков и психоактивных веществ на социальный интеллект, зависящее от длительности потребления и возраста потребляющих. Особенности социального интеллекта у подростков-наркоманов рекомендуется использовать при разработке для них индивидуальных психотерапевтических и тренинговых программ.
Позднякова У.С. - Понятие, признаки и формы девиантного и делинквентного поведения детей c. 94-129

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.10.1139

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию понятия, признаков и форм девиантного и делинквентного поведения детей как разновидности отклоняющегося поведения. В работе проведен анализ различных подходов в определении понятия девиантного и делинквентного поведения детей, осуществлена авторская классификация данных понятий, представлены свои определения данных понятий. Автором исследованы основные признаки девиантного и делинквентного поведения детей, проведена их авторская классификация. В работе проведен анализ основных форм девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних. В работе использованы различные методы научного познания, в частности, метод социологических исследований, естественно-научный, прогнозирования, статистический, формально-логический, эмпирического наблюдения Научная новизна работы состоит, в частности: в проведении анализа понятий девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних; в разработке авторского определения девиантного поведения несовершеннолетних и делинквентного поведения несовершеннолетних. Автором исследованы основные признаки девиантного и делинквентного поведения детей, проведена их классификация. Проведен анализ основных форм девиантного и делинквентного поведения детей.
Харисова Р.Р., Чебакова Ю.В. - ТИПОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ДИАГНОЗА У ВРАЧЕЙ-ПСИХИАТРОВ c. 206-221
Аннотация: Целью исследования являлось изучение различий субъективного опыта представлений о болезни у двух групп врачей: психиатров-психотерапевтов и врачей-психиатров. В качестве гипотезы выдвигалось предположение о существовании интрапсихического феномена сознания врачей. Введён новый теоретический конструкт – внутренняя картина диагноза, позволяющий выявлять ряд феноменов внутреннего опыта психиатров, связанных с взаимодействием с пациентами. Выделены компоненты внутренней картины диагноза – интуитивный, феноменологический, синдромально-нозологический, эмоционально-смысловой. Апробированы новые методики для изучения интрапсихических структур сознания врачей. Полученные результаты позволили выявить типологию внутренней картины диагноза, связанные с различиями в профессиональной деятельности врачей-психиатров.
Мордас Е.С. - Психологическая природа женской гомосексуальности c. 217-247
Аннотация: Классический случай женского гомосексуализма возникает в период половой зрелости из-за трудностей, связанных с эдиповым комплексом и в период младенчества. Два основных фактора порождающих женскую гомосексуальность: отвержение гетеросексуальных отношений вследствие комплекса кастрации и притягательность матери в силу ранних фиксаций. Отказ женщин от гетеросексуальных связей представляет собой регрессию, актуализирующую опыт ранних отношений с матерью. Женская гомосексуальность несет в себе архаичность, амбивалентность, интенсивность. Актуализируются специфические поведенческие паттерны, страхи и конфликты раннего периода развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"