Психолог - рубрика Клиническая психология
по

 

 

Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Клиническая психология"
Клиническая психология
Поддубная Т.В. - Особенности границы образа тела и межличностные взаимоотношения (на примере пациентов, страдающих кожными аллергическими заболеваниями) c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.3.22888

Аннотация: В данной статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей границы образа тела у здоровых испытуемых и у лиц, страдающий кожными аллергическими заболеваниями. Предмет исследования: признаки особенностей границы образа тела и межличностные отношения у пациентов, страдающих кожными аллергическими заболеваниями, в сравнении со здоровыми лицами. Объект исследования: особенности границ образа тела. Цель: исследовать картину взаимодействия различных параметров, определяющих особенности границы образа тела, у пациентов, страдающих кожными аллергическими заболеваниями. Методы: интервью из 5 блоков (изучение детско-родительского взаимодействия, тактильного онтогенеза, восприятия межличностных связей); проективные методы: «рисунок человека” К. Маховер, «Форма тела» Д.А. Бесковой, «Незаконченные предложения» Сакса-Леви; опросники: диагностика межличностных отношений Т. Лири (адаптация Л.Н. Собчик, интерпретация Кортневой Ю.В.), тест профиля отношений Р. Борнштейна (адаптация О.П. Макушиной). Проведенный в данной статье статистический анализ позволил выявить ведущие маркеры, на основании которых допустимо выявить наличие искажение в границе образа тела. Полученные результаты могут быть использованы в разработке обще психологической модели границ образа тела, а также в клинической практике психологов и психотерапевтов.
Обуховская В.Б., Мещерякова Э.И. - Ресурсные и дефицитарные характеристики внутренней картины болезни пациентов с неврологической патологией в контексте психологической безопасности c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27461

Аннотация: Предметом исследования выступают ресурсные и дефицитарные характеристики внутренней картины болезни в контексте психологической безопасности (тип отношения к болезни, проявления тревоги и депрессии, базисные стратегии когнитивной регуляции, качество жизни, базовые убеждения, психологическое благополучие, жизнестойкость) пациентов (на примере пациентов с болезнью Паркинсона (G20), рассеянным склерозом (G35), остеохондрозом позвоночника (M42), последствиями инсульта (I67), головокружением и нарушением устойчивости (R42). Актуальность изучения определяется ростом частоты встречаемости и выраженности неврологической патологии: ресурсные и дефицитарные характеристики внутренней картины болезни в контексте психологической безопасности могут выступать мишенями психологических интервенций для конкретных групп пациентов с неврологической патологией. Используются следующие методы и методики: анамнестический метод, батарея психодиагностических методик («Тип отношения к болезни», «Краткая шкала оценки психического статуса», «Опросник когнитивных представлений о болезни», «Краткая форма оценки здоровья SF-36», «Шкала базисных убеждений», «Шкала психологического благополучия», «Тест жизнестойкости»), методы математической статистики. Определено, что для всех групп пациентов с неврологической патологией характерны переживания ограничений, связанных с физическими нагрузками, а также собственной автономности, которая отражает попытки принятия самостоятельных решений. Несмотря на активное избегание мыслей о заболевании и последствиях, анозогнозия помогает пациентам концентрироваться на положительных аспектах жизни, что обусловливает адаптацию к ситуации болезни. Безразличие к судьбе и результатам лечения имеет негативные последствия в плане успешного прогнозы интервенций. Для каждой группы пациентов определены ресурсные и дефицитарные характеристики, наиболее значимые для выбора мишеней психологических интервенций.
Ульянич А.Л., Агаркова Л.А., Лещинская С.Б., Наку Е.А. - Изучение характеристик внутренней картины беременности у женщин с соматическими осложнениями в качестве факторов, способствующих и препятствующих сохранению здоровой беременности c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.1.29211

Аннотация: Предмет исследования – характеристики внутренней картины беременности (ВКБЕР) у женщин с соматическими осложнениями в качестве факторов, способствующих и препятствующих сохранению здоровой беременности. Цель исследования – анализ характеристик ВКБЕР у женщин трех нозологических групп с соматически осложненной беременностью для последующего определения факторов, способствующих и препятствующих сохранению здоровой беременности. Задачи: поиск и описание общих и специфических характеристик ВКБЕР и установление факторов, способствующих и препятствующих сохранению здоровой беременности. Методики: Шкала депрессии Бека, Тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, Опросник выявления репродуктивных мотивов «Моя беременность», Семантический дифференциал и методика «Качество жизни» SF-36. Установлено, что общими для всех групп женщин является: на эмоциональном уровне - оптимальный уровень тревоги, на мотивационном – потребность видеть в беременности и в ребенке продолжение супружеской любви, на когнитивном - положительное отношение к себе, высокая ценность своей беременности и ребенка. На уровне телесного опыта – ощущение ограничений в выполнении физической нагрузки. Специфическими характеристиками для женщин с ЭКО - наличие депрессивных настроений, связанных с беременностью, мотив сохранения беременности ради социального статуса, ограничения в физической активности; для женщин с ВИЧ-инфекцией – сверх-ценность беременности и ребенка, отношение к беременности как к новому этапу жизни, позволяющему уйти от одиночества, стать лучше, на уровне телесного опыта – подъем жизненной энергии, высокая активность в выполнении физических нагрузок. Результаты могут использоваться в женских консультациях роддомов, Центрах репродуктивных технологий, Центрах по профилактике и борьбе со СПИДом.
Тудупова Т.Ц., Батуева Н.Г., Парфентьева Т.А. - Детско-родительские отношения и негативно окрашенные состояния как факторы суицидального риска в подростковом возрасте c. 32-40

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.6.28068

Аннотация: Предмет исследования: детско–родительские отношения и негативно окрашенные эмоциональные состояния подростков, их влияние на суицидальные риски. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как семейные дисфункции и состояния тревоги, безнадежности и депрессии. Проведено исследование на выборке современных подростков (средний возраст составил 15лет). Состояния тревоги, депрессии, безнадежности в совокупности с семейными дисфункциями являются психологическими факторами риска и внутренним раздражителем к побуждению суицидального поведения. Рост как суицидальных попыток, так и завершенных суицидов среди детей и подростков требует исследовательских работ в научно-теоретическом и в прикладном аспектах. Были использованы следующие методики: «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) О.А. Карабановой и П.В. Трояновской, «Шкала тревожности» А.Бека, «Шкала безнадежности» А.Бека, и «Шкала депрессии» А.Бека, а также методы математической статистики. Показано, что суицидальный риск – это сложный комплексный многоаспектный феномен, который в определенной степени связан с такими психологическими факторами, как эмоциональная сфера личности подростка, негативно окрашенные эмоциональные состояния, специфика взаимоотношений с родителями. Определены взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и негативно-окрашенными эмоциональными состояниями у подростков. Выявлено влияние семейных дисфункций на суицидальные риски, что отражается на высоком уровне тревожности, депрессии и безнадежности, выявляемых у подростков.
Пенявская А.В., Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. - Субъективное отношение к болезни больных шизофренией, находящихся на принудительном лечении c. 38-48

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.1.28748

Аннотация: Предметом исследования является отношение к болезни больных шизофренией, совершивших общественно опасное деяние, находящихся на принудительном лечении. Отношение к болезни рассматривается через его компоненты — эмоциональные, мотивационно-поведенческие и когнитивные. В центре исследования находится проблема эффективности реабилитации больных шизофренией на принудительном лечении в психиатрическом стационаре специализированного типа. Цель работы — изучение особенностей субъективного отношения к болезни больных шизофренией в условиях принудительного лечения. Выявление особенностей отношения к болезни осуществляется через решение задач исследования по анализу когнитивных, мотивационно-поведенческих, эмоциональных компонентов отношения к болезни. Методами исследования выступают: герменевтический, включающий изучение историй болезни испытуемых, беседа с использованием структурированного интервью, разработанного автором согласно содержанию структурных компонентов отношения к болезни. Обработка данных осуществлялась с помощью кластерного анализа и анализа сопряженности по критерию Пирсона Хи-квадрат в программе STATISTICA 12.0. В результате эмпирического исследования было раскрыто содержание компонентов отношения к болезни больных шизофренией с криминальным анамнезом. Выявлены взаимосвязи структурных компонентов отношения к болезни, которые позволили определить его типологию. Выделены два типа: «Отрицание болезни» и «Осознание болезни». Делается вывод о необходимости учета полученных данных при разработке и проверке эффективности психологического сопровождения больных шизофренией на принудительном лечении.
Юсупов П.Р., Мардасова Т.А. - Пенитенциарный стресс у лиц с разным количеством судимостей, находящихся в изоляторе временного содержания c. 45-53

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23615

Аннотация: В статье представлены результаты исследования пенитенциарного стресса личности, проявляющегося в негативных изменениях эмоционального состояния, самоощущения, связанного с ростом депрессивных реакций и снижением адаптивных возможностей. Рассмотрена взаимосвязь тюремной изоляции и потеря возможности удовлетворения актуальных потребностей личности. Заключение под стражу и пребывание в местах принудительного содержания является серьезным стрессом для личности, связанным с разного рода депривациями, прежде всего социальной. Пребывание в пенитенциарных учреждениях способно оказать выраженное нега-тивное психофизическое воздействие на индивида, что может быть связано с моно-тонностью жизни заключенного, с нарушением пространственно-временных норм существования, с дисбалансом ритмов сна-бодрствования, с ограничением доступа к информации и, конечно, с ограничением общения с близкими. Пенитенциарная изоляция провоцирует множество негативных изменений в жизни личности: пере-живания тревоги, страха, чувства безнадежности, беспомощности и постоянного напряжения. Цель исследования - выявление особенностей пенитенциарного стресса: значимых различий в эмоциональном состоянии и самоощущении лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания. Предмет исследования - различия в эмоциональном состоянии и самоощущении лиц с разным количеством судимостей, содержащихся в изоляторе временного содержания. Методология исследования: эмоциональная концепция мотивации (В. Вилюнас). Когнитивная теория психологического стресса (Р. Лазарус). Концепции пенитенциарного стресса (Ермасов Е. В., Чирков А. М., Дебольский М. Г. и др.). Новизна исследования: заключается в формулировке интегрального понятия пенитенциарного стресса, выборе методик, позволяющих раскрыть основные инди-каторы психологического стресса в условиях изоляции и комбинации математико-статистических критериев исследования. Основные выводы исследования – выявлены достоверные различия в эмоциональном состоянии, самоощущении лиц с разным количеством судимостей, оказавшихся в изоляторе временного содержания. У лиц, впервые попавших в изолятор временного содержания отмечается «угнетенное самочувствие», сниженная «активность», преимущественно «негативное настроение», переживание беспо-мощности и высокий уровень депрессии.
Кадыров Р.В., Капустина Т.В., Эльзессер А.С. - Методологические основания разработки системного подхода в прикладной психологической диагностике пациентов с социально значимыми заболеваниями c. 45-73

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33729

Аннотация: Теоретическим предметом исследования является личность пациента с социально значимыми заболеваниями. Целью настоящего исследования стало определение методологических оснований для выбора универсального набора психодиагностических методик для пациентов с социально значимыми заболеваниями. Произведен теоретический анализ результатов современных отечественных и зарубежных психологических эмпирических исследований, позволяющих описать личность пациента с социально значимыми заболеваниями. Осуществлена систематизация данных на основе биопсихосоционоэтической модели, предложенной Г. В. Залевским, которая выделяет составляющие психологической диагностики и психологической работы в соответствии с компонентами функционирования психики: Я телесным, Я социальным, Я актуальным, Я духовным. Определено, что современные исследования, как правило, раскрывают 1-2 компонента структурного Я психики. Предложена совокупность методов, которые могут быть положены в основу системного психодиагностического исследования личности пациента с социально значимыми заболеваниями. Предложено использовать для выявления Я актуального, Я социального и дезадаптивных черт: Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик; для изучения аспектов Я актуального: Стратегии совладающего поведения (ССП), Индекс жизненного стиля (LSI), Интегративный тест тревожности; Шкала депрессии Бека; для Я социального: Шкала субъективного ощущения одиночества в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS); для Я духовного: Реконцептуализированный тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева; для Я телесного: Гиссенский опросник соматических жалоб. Предложенный набор методик позволяет осуществить системно-структурный принцип, добиваясь целостной картины функционирования психики в диагностики пациента.
Кадыров Р.В., Капустина Т.В., Горохова Ю.О. - Отношение к жизни и будущему у детей и подростков с онкогематологическими заболеваниями c. 46-55

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.2.29578

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является отношение к жизни и будущему у детей с онкогематологическим заболеванием, как тяжёлой хронической болезнью, которая меняет мироощущение пациента, трансформирует его отношение к жизненным событиям, будущему, другим людям и самому себе. Данное исследование представляет особую актуальность и значимость в период взросления, где складываются убеждения, ценности, мировоззренческие взгляды, конкретизируются представления о своём будущем, что является базисом для личностного самоопределения и воздействует на дальнейшие важные выборы человека в его жизни. В эмпирическом исследовании использовались метод тестирования, метод анкетирования и проективный метод. Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического U-критерия Манна-Уитни и точного критерия Фишера. Научная новизна исследования очевидна так как большая часть имеющихся работ ориентирована на взрослых или связана с психологическими аспектами реабилитации таких пациентов. В ходе исследования выявлено, что у младших школьников с онкогематологическими заболеваниями более четко определены цели на будущее по сравнению с группой сравнения, а отношение к прошлым событиям жизни связано с тревожными и негативными переживаниями. У подростков с онкогематологическими заболеваниями отношение к жизни складывается из субъективного опыта прошлого, который служит основой для жизни в настоящем. Отношение к будущему характеризуется его низкой осмысленностью, отсутствием четких целей и связывается с тревожными и негативными эмоциональными переживаниями. В системе ценностных ориентаций на первое место выходят духовные ценности, а также ценности, связанные с общением и принятием других людей.
Фролова Ю.И., Кайгородова Н.З., Каширский Д.В. - Особенности субъектности подростков, употребляющих психоактивные вещества c. 59-67

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22141

Аннотация: В статье представлены результаты исследования особенностей субъектности подростков, находящихся на стационарном лечении в наркологическом диспансере из-за употребления психоактивных веществ, и подростков, не состоящих на учете у врача нарколога. Предметом исследования являются особенности субъектности у подростков, употребляющих психоактивные вещества. Цель проведенного нами исследования заключалась в изучении субъектности подростков, употребляющих психоактивные вещества. При этом следует заметить, что в русле культурно-исторической трактовки субъектности данная проблема в психологии рассматривается впервые.Исследование проводилось на базе круглосуточного отделения для лечения детей и подростков КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер» и в общеобразовательных школах г. Барнаула. Выборку исследования составили 172 подростка. Метод исследования – тестирование с помощью методики «Субъектность» М.В. Исакова. Данный опросник позволяет диагностировать следующие параметры или показатели субъектности: ответственность, свобода, общая рефлексия, рефлексия выбора, контроль и общий показатель субъектности. Сделан вывод о том, что субъектность подростков–пациентов наркологического диспансера характеризуется неравномерностью развития её компонентов и имеет ряд особенностей, по сравнению с подростками, не употребляющими психоактивные вещества. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, менее активны в ситуации выбора, более импульсивные, чаще делают случайный выбор и переходят к действию без дополнительных размышлений. У школьников, не состоящих на учете у врача-нарколога, субъектность имеет более сбалансированную структуру, они чувствуют себя более свободными, готовы справляться с жизненными трудностями и действовать исходя их своих позиций и системы ценностей, в отличии от пациентов диспансера. Программы первичной профилактики для школ, будут более эффективными, если будут способствовать созданию условий для развития субъектности школьников.
Мордас Е.С., Михалева Н.В. - Психоаналитическое исследование особенностей психического развития детей с расстройствами аутистического спектра: исторический аспект c. 66-89

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27416

Аннотация: Предмет исследования: психическое развитие детей с расстройствами аутистического спектра в историческом и клиническом аспектах.При всем многообразии экспериментальных и теоретических положений по вопросам развития детей с расстройствами аутистического спектра, требуется более глубокое осмысление, дополнение и систематизация идей по данной проблеме в области психоанализа. В статье представлены психоаналитические идеи о природе и процессе формирования аутизма М. Малер, Ф. Тастин, Л. Эйзенберг (ранее не публиковавшиеся на русском языке). Идеи Л. Каннера, Э. Блейлера, Б. Бенда, К. Гольдстейна, Л. Бендера, Б.Беттельхейма, М. Мельцера, М. Кляйн, Д. Розенфельда, Д. Винникотта. Методы исследования: систематизация, анализ и обобщение. Научная новизна: системное отображение проблемы развития детей с расстройствами аутистического спектра с психоаналитической точки зрения. Выводы: 1. Аутизм как врожденное генетическое заболевание (Л. Каннер и Эйзенберг).2. Аутизм как состояние жизни, где доминирует чувственность и обеднение эмоционального контакта; экстремальная реакция на иллюзорную травму переживания телесного разделения (М. Малер, Ф. Тастин). 3. Аутизм представлен как опыт ужасной потери объекта; состояние психотической депрессии (Д. Винникотт).4. Аутистические расстройства как результат пережитой экстремальной ситуации, связаны с чувством невозможности влиять на окружающую среду (Б. Беттельхейм).5. Предпосылками для возникновения психогенного аутизма могут выступать глубокие аффективные нарушения отношений мать-дитя, зарождающиеся во внутриутробном периоде развития ребенка и вызванные враждебными наклонностями матери.
Кадыров Р.В., Эльзессер А.С., Бартковская Н.С. - Тревожность пациента на разных этапах генеза инфаркта миокарда c. 75-86

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32992

Аннотация: Предметом исследования является тревожность у лиц на разных этапах генеза инфаркта миокарда (ИМ). В настоящее время получены данные, подтверждающие, что высокий уровень тревожности вносит вклад в заболеваемость, рецидивы и неблагоприятное течение инфаркта миокарда как в совокупности с иными факторами риска, так и независимо от них. Однако вклад отдельных аспектов тревожности в рецидив инфаркта миокарда остается малоизученным, что делает актуальным определение компонентов тревожности на разных этапах возникновения данного заболевания. В статье представлены сравнительный анализ и описание уровня выраженности разных компонентов тревожности у следующих эмпирических групп: 33 лица без инфаркта миокарда в анамнезе, но входящих в группу риска по его возникновению; 29 пациентов, находящихся в течение 2-5 дней на стационарном этапе восстановления после инфаркта миокарда; 27 пациентов, прошедших постстационарный период реабилитации после инфаркта миокарда. В контрольную группу вошли 30 условно здоровых лиц. Применялся тест тревожности А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева на основе разработанной ими компонентной модели тревожности, U-критерий Манна-Уитни для обработки данных. Основные выводы исследования включают следующие положения. 1) Компоненты тревожности: астенический, фобический, компонент эмоционального дискомфорта выражены у пациентов, перенесших инфаркт миокарда, а также у лиц, находящихся в группе риска по возникновению данного заболевания. Однако предположение о том, что вклад тревожности в генез инфаркта миокарда осуществляется через данные компоненты, требует дополнительного лонгитюдного исследования. 2) Проводимая в настоящее время реабилитация пациентов после инфаркта миокарда снижает лишь общий уровень ситуативной тревожности, практически не затрагивая те её составляющие, которые могут в дальнейшем провоцировать рецидив ИМ. 3) Пациентов с ИМ, находящихся на разных этапах заболевания, в том числе после реабилитации, отличает высокая личностная тревожность. В программы профилактики и реабилитации ИМ рекомендуется включать те подходы психологической коррекции, которые позволяют с доказанной эффективностью снижать уровень личностной тревожности в долговременной перспективе, такие как краткосрочная когнитивно-поведенческая психотерапия.
Яковлев В.А. - Влияние злоупотребления психоактивными веществами на социальный интелект у пoдрoсткoв c. 83-94

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.9.10706

Аннотация: Изучены особенности влияние злоупотребления психоактивными веществами на показатели социального интеллекта у подростков двух групп, различающихся по возрасту (первая группа 14-16 лет, вторая 16-18 лет) и злоупотребляющих психоактивными и наркотическими веществами (среди которых алкогольные напитки, курение анаши, наркотики опийной группы, препараты со стимулирующим эффектом). В исследовании приняли участие подростки мужского пола: 30 человек в возрасте 14-16 лeт и 30 человек - в возрасте 16-18 лет. Продолжительность злоупотребления психоактивными веществами в первой группе составила от одного до двух лет, во второй группе 2-3 года. Исслeдoвaние сoциaльнoгo интeллeктa (СИ) проводилось с использованием "Мeтoдики Дж. Гилфoрдa и М. Сaлливeнa", адаптированной E.С. Михaйлoвoй. Выявлены различия показателей социального интеллекта в исследуемых группах. Установлено влияние потребления наркотиков и психоактивных веществ на социальный интеллект, зависящее от длительности потребления и возраста потребляющих. Особенности социального интеллекта у подростков-наркоманов рекомендуется использовать при разработке для них индивидуальных психотерапевтических и тренинговых программ.
Старосельцева О.В. - Криминальная деятельность обвиняемых в особо тяжких преступлениях в контексте нарушений мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности c. 87-102

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32973

Аннотация: Предметом данного исследования является криминальная деятельность обвиняемых в особо тяжких преступлениях с различными нарушениями мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности. В статье рассмотрено содержание понятия "регуляция деятельности". Уделяется внимание особенностям регуляции деятельности на целевом и мотивационном уровнях у лиц, обвиняемых в особо тяжких преступлениях. Проанализированы основные характеристики криминальной деятельности лиц, обвиняемых в особо тяжких преступлениях, при различных нарушениях мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности. В исследовании показано, что для обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений характерно нарушение регуляции деятельности на целевом и мотивационном уровнях.     Выборку составили 20 мужчины в возрасте 20-58 лет, средний возраст – 37,7 лет, находящиеся в данный момент на судебной психолого-психиатрической экспертизе. В качестве группы сравнения выступили 24 мужчины с социально нормативным поведением, никогда не привлекавшихся к уголовной ответственности. Для исследования мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности использованы следующие методики: методика «Смыслообразование» (модификация методики М.М. Коченова) и психологический анализ материалов уголовных дел. Установлено, что обвиняемые в совершении особо тяжких преступлений чаще, чем испытуемые нормативной группы, были неспособны адекватно соотносить субъективные моменты деятельности с объективно существующими условиями актуальной действительности, самостоятельно организовывать процесс целеполагания, эффективно осуществлять функцию контроля. Также выявлены основные характеристики криминального поведения при нарушении мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности. Научной новизной исследования является описание характеристик криминального поведения лиц, обвиняемых совершении особо тяжких преступлений при различных нарушениях мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности. Полученные результаты могут быть использованы для решения вопросов судебно-психологической экспертизы, а также в ходе коррекционной работы с лицами, склонными к противоправному поведению.
Позднякова У.С. - Понятие, признаки и формы девиантного и делинквентного поведения детей c. 94-129

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.10.1139

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию понятия, признаков и форм девиантного и делинквентного поведения детей как разновидности отклоняющегося поведения. В работе проведен анализ различных подходов в определении понятия девиантного и делинквентного поведения детей, осуществлена авторская классификация данных понятий, представлены свои определения данных понятий. Автором исследованы основные признаки девиантного и делинквентного поведения детей, проведена их авторская классификация. В работе проведен анализ основных форм девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних. В работе использованы различные методы научного познания, в частности, метод социологических исследований, естественно-научный, прогнозирования, статистический, формально-логический, эмпирического наблюдения Научная новизна работы состоит, в частности: в проведении анализа понятий девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних; в разработке авторского определения девиантного поведения несовершеннолетних и делинквентного поведения несовершеннолетних. Автором исследованы основные признаки девиантного и делинквентного поведения детей, проведена их классификация. Проведен анализ основных форм девиантного и делинквентного поведения детей.
Харисова Р.Р., Чебакова Ю.В. - ТИПОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ДИАГНОЗА У ВРАЧЕЙ-ПСИХИАТРОВ c. 206-221
Аннотация: Целью исследования являлось изучение различий субъективного опыта представлений о болезни у двух групп врачей: психиатров-психотерапевтов и врачей-психиатров. В качестве гипотезы выдвигалось предположение о существовании интрапсихического феномена сознания врачей. Введён новый теоретический конструкт – внутренняя картина диагноза, позволяющий выявлять ряд феноменов внутреннего опыта психиатров, связанных с взаимодействием с пациентами. Выделены компоненты внутренней картины диагноза – интуитивный, феноменологический, синдромально-нозологический, эмоционально-смысловой. Апробированы новые методики для изучения интрапсихических структур сознания врачей. Полученные результаты позволили выявить типологию внутренней картины диагноза, связанные с различиями в профессиональной деятельности врачей-психиатров.
Мордас Е.С. - Психологическая природа женской гомосексуальности c. 217-247
Аннотация: Классический случай женского гомосексуализма возникает в период половой зрелости из-за трудностей, связанных с эдиповым комплексом и в период младенчества. Два основных фактора порождающих женскую гомосексуальность: отвержение гетеросексуальных отношений вследствие комплекса кастрации и притягательность матери в силу ранних фиксаций. Отказ женщин от гетеросексуальных связей представляет собой регрессию, актуализирующую опыт ранних отношений с матерью. Женская гомосексуальность несет в себе архаичность, амбивалентность, интенсивность. Актуализируются специфические поведенческие паттерны, страхи и конфликты раннего периода развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"