Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 27-04-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Философия и психология
Склейнис В.А. - Взаимодействие семантических структур как нелинейный динамический процесс c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22313

Аннотация: В качестве предмета исследования выступают модели систем значений и процесса сознания, использующиеся в психологии субъективной семантики и психосемантике. Автором рассматривается ряд концепций, описывающих перспективы применение физических моделей, применяемых в постнеклассической философии для моделирования психических явлений. Основываясь на понимании значения как структуры, определяющей упорядоченность и системную организацию сознания, а также на концепции И.Н. Погожиной, в рамках которой деятельностный подход ставится в соответствии постнеклассическому этапу развития психологической науки, автор сопоставляет модели систем значений, существующих в рамках психологии субъективной семантики, с одной стороны, и синергетические моделей сознания с другой. Задачей данного исследования является сопоставительный анализ концепций сознания, существующих в области психосинергетики и психологии субъективной семантики. Научная новизна исследования заключается в объединении синергетических моделей сознания с одной стороны и деятельностной теории сознания, предложенной В.П. Серкиным, а также моделей образа мира и образа жизни, существующих в психологии субъективной семантики и психосемантике с другой, что позволяет, на наш взгляд, расширить представления о характере взаимодействия образа мира и образа жизни, рассматривая динамические аспекты данного взаимодействия как нелинейный процесс с одной стороны и экстраполировать синергетические аспекты процесса интериоризации на процесс экстериоризации с другой. Также в работе осуществлена экстраполяция тезиса о различиях в языках описания поверхностных и глубинных семантических структур как на процессы внутриличностной динамики смысловых структур, так и на процесс взаимодействия человека с культурой как полем коллективных смыслов.
Интеллектуальные игры
Яценко М.В., Кайгородова Н.З. - Индивидуальные особенности устойчивых и неустойчивых параметров ЭЭГ в контексте их взаимосвязи с показателями умственной работоспособности c. 9-18

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22372

Аннотация: Целью данной работы явилось исследование индивидуальных особенностей взаимосвязи умственной работоспособности с ЭЭГ- коррелятами функционального состояния головного мозга. Предмет исследования – умственная работоспособность в контексте функционального состояния головного мозга. Для разработки и внедрения мероприятий по своевременной диагностике и коррекции утомления у студентов необходимо изучение влияния разных факторов как эндогенной, так и экзогенной природы на функциональное состояние организма студентов и, прежде всего, на функциональное состояние головного мозга. Методы исследования: корректурная проба Анфимова, тесты Айзенка и Стреляу для определения уровня интро-экстравертированности, эмоциональной стабильности и свойств нервной системы, метод энцефалографии (ЭЭГ). Полученные в настоящем исследовании данные свидетельствуют, что функциональное состояние мозга, которое обеспечивает высокие показатели умственной работоспособности, в большей степени зависит от влияния внешних факторов, определяющие исходное состояние биоэлектрической активности головного мозга, чем от эндогенных факторов, представленных индивидуальными типологическими особенностями человека.
Мотивация и духовность личности
Долганов Д.Н. - Метарегулятивная функция мотивации учебной деятельности c. 19-29

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22635

Аннотация: В статье продолжается изложение общих оснований концепции метарегуляции учебной деятельности. Автор подробно рассматривает вопрос мотивации учебной деятельности. Мотивация является сложным и многогранным процессом. Динамика мотивации зависит от внешних и внутренних факторов. Исследование мотивации учебной деятельности возможно в двух основных направлениях: первое – исследование системы мотивации, ее структуры и функций; второе – исследование взаимосвязей и взаимодействий системы мотивации с другими системами. Второе направление развивающееся в настоящее время обусловлено методологией концепции метасистемной организации психических процессов и концепции метаиндивидуального мира. Эмпирические данные собраны в ходе проведения формирующего эксперимента, реализованного на одном из этапов исследования метарегуляции учебной деятельности. В исследовании приняли участие 138 человек. Использовались следующие методы: оценка диалогичности межличностных отношений (С.В. Духновский), семантический дифференциал «межличностные отношения». Для оценки мотивационных проявлений использован психографический тест В.Г. Леонтьева. В экспериментальной группе был использован тренинг межличностных отношений как способ воздействия на метасистему. В ходе анализа результатов установлены взаимосвязи между элементами системы учебной деятельности, элементами системы межличностных отношений, интересами к различным видам деятельности и академической успеваемостью. У испытуемых экспериментальной группы происходит формирование связей, которые регулируют интенсивность отношений и поддерживают оптимальный уровень мотивации. В контрольных группах выявляется комплекс связей, которые можно назвать неадаптивными, а также фиксируется преобладание интересов к неучебной деятельности, что может быть названо антимотивацией учебной деятельности.
Психология и педагогика
Альперович В.Д. - Интерпретативные репертуары восприятия «своего» и «чужого» человека в метафорах разных видов и нарративах взрослой личности c. 30-46

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22123

Аннотация: Исследование посвящено проблеме когнитивных факторов феноменов «дискриминация» и «язык вражды». Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить различия метафор «своих» и «чужих» людей и нарративов о взаимодействии с ними, отражающих разные интерпретативные репертуары восприятия другого человека как «своего» и «чужого». Предметом исследования выступили метафоры «своего» и «чужого» человека, уровень выраженности принятия дискриминационных практик по отношению к другим людям, социально-психологические характеристики представлений взрослых о Враге и Друге, содержательные особенности нарративов о ситуациях взаимодействия субъекта со «своими» и «чужими» людьми. Применены следующие методы: классификация метафор, анализ характеристик представлений о Враге и Друге, нарративный анализ ситуаций взаимодействия со «своими» и «чужими» людьми, методы математической статистики (квартилирование, кластерный анализ, H-критерий Кruskal-Wallis). Впервые установлено, что разные интерпретативные репертуары восприятия «своих» и «чужих» людей связаны с разными уровнями выраженности принятия дискриминационных практик по отношению к другим людям. Впервые описаны четыре интерпретативных репертуара восприятия «своих» и «чужих» людей, которые различаются метафорами «своих» и «чужих» людей, содержательными особенностями нарративов о ситуациях взаимодействия субъекта со «своими» и «чужими» людьми и характеристиками представлений личности о Враге и Друге. Выделены два интерпретативных репертуара, в которых субъект разделяет окружающих на «своих» и «чужих» и стабильно, вне зависимости от контекста взаимодействия с ними, приписывает им социально-психологические свойства. Также выделены два интерпретативные репертуары, в которых свойства «своих» и «чужих» людей в восприятии субъекта варьируются, в зависимости от особенностей его взаимодействия с ними. В разных социально-психологических контекстах партнеры по общению становятся для него как «своими», так и «чужими». Впервые разработана эмпирическая модель интерпретативных репертуаров восприятия «своего» и «чужого» человека, выраженных в содержательных особенностях биографических нарративов, связанных с характеристиками «врагов» и «друзей», интегрированных метафорами «своих» и «чужих» людей.
Клинический случай
Свистунова Е.В., Луценко Т.В. - Динамика отношения родителей к болезни ребенка после перевода в инклюзивную группу. c. 47-58

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22487

Аннотация: Предметом исследования является отношение родителей к болезни ребенка после перевода в инклюзивную группу.Объектом исследования является отношение родителей к болезни ребенка после перевода в инклюзивную группу, включающую детей с нарушениями зрения.Цель:1. исследовать изменение отношения родителей к болезни ребенка после перевода в инклюзивную группу, включающую детей с нарушениями зрения. 2. определить динамику отношения родителей к инклюзивному образованию. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и социально - психологическая поддержка их семей. В рамках исследования рассматривались семьи детей в группах с инклюзивным компонентом и в коррекционных группах для детей с нарушением зрения. В статье отражены особенности взаимоотношения родителей и детей в группах с инклюзивным компонентом, результаты которого выражались в некотором сближении родительских позиций, которые оказывали влияние на формирование взглядов родителей на болезнь ребенка. Методы исследования:1. Опросник для диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР В.Е.Каган, И.П.Журавлева) включал вопросы, позволяющие оценить отношение взрослых к болезни ребенка по показателям интернальность, тревога, нозогнозия, контроль активности и общая напряженность, которая рассчитывается как суммарный показатель по всему опроснику в целом. 2. Анкета "Отношение к инклюзивному образованию" Новизна исследования заключается в том, что мы установили, как воспринимаются родителями причины болезни, измерили степень тревоги, отношение к тяжести болезни ребенка и к его физической активности.Исследование позволило детально представить картину взаимовлияния родителей детей как с нормативным, так и с нарушенным зрением в группах с инклюзивным компонентом, результаты которого выражались в некотором сближении взглядов семей на болезнь ребенка. Благодаря исследованию можно сделать вывод о благотворном влиянии инклюзии на семьи при наличии своевременной психологической работы с детьми и их родителями.В течение года родители стали лучше понимать цели, задачи и смысл инклюзивного образования в связи с чем их отношение к нему намного улучшилось. Мы выяснили, что при наличии своевременной психологической поддержки детей и их родителей, инклюзия благотворно влияет на отношение взрослых к болезни ребенка.
Клиническая психология
Фролова Ю.И., Кайгородова Н.З., Каширский Д.В. - Особенности субъектности подростков, употребляющих психоактивные вещества c. 59-67

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22141

Аннотация: В статье представлены результаты исследования особенностей субъектности подростков, находящихся на стационарном лечении в наркологическом диспансере из-за употребления психоактивных веществ, и подростков, не состоящих на учете у врача нарколога. Предметом исследования являются особенности субъектности у подростков, употребляющих психоактивные вещества. Цель проведенного нами исследования заключалась в изучении субъектности подростков, употребляющих психоактивные вещества. При этом следует заметить, что в русле культурно-исторической трактовки субъектности данная проблема в психологии рассматривается впервые.Исследование проводилось на базе круглосуточного отделения для лечения детей и подростков КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер» и в общеобразовательных школах г. Барнаула. Выборку исследования составили 172 подростка. Метод исследования – тестирование с помощью методики «Субъектность» М.В. Исакова. Данный опросник позволяет диагностировать следующие параметры или показатели субъектности: ответственность, свобода, общая рефлексия, рефлексия выбора, контроль и общий показатель субъектности. Сделан вывод о том, что субъектность подростков–пациентов наркологического диспансера характеризуется неравномерностью развития её компонентов и имеет ряд особенностей, по сравнению с подростками, не употребляющими психоактивные вещества. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, менее активны в ситуации выбора, более импульсивные, чаще делают случайный выбор и переходят к действию без дополнительных размышлений. У школьников, не состоящих на учете у врача-нарколога, субъектность имеет более сбалансированную структуру, они чувствуют себя более свободными, готовы справляться с жизненными трудностями и действовать исходя их своих позиций и системы ценностей, в отличии от пациентов диспансера. Программы первичной профилактики для школ, будут более эффективными, если будут способствовать созданию условий для развития субъектности школьников.
Сценарий вашего успеха
Шантырь Е.Е. - Социально-психологическая концепция основ законотворчества в области семейно-брачных отношений c. 68-89

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.21998

Аннотация: Данная работа посвящена изучению и анализу основных принципов и базовых понятий в области семейно-брачных отношений на примере Семейных кодексов России и Украины. В настоящее время в литературных источниках и на сайтах Интернета накоплен достаточно обширный информационно-аналитический материал, который наглядно свидетельствует о нарастающем разрушительном кризисе в современных семейно-брачных отношениях. Вместе с тем всё больше исследователей в этой области подчеркивают всё возрастающую роль и важность для всего человечества института семьи, необходимость её защиты и дальнейшего развития в условиях современного общества. Следовательно, сегодня настоятельно необходимы фундаментальные положения, некая концепция основ законотворчества в области семейно-брачного регулирования, на которой будет строиться, и формироваться в будущем весь комплекс семейно-брачных отношений. В данной статье на основании проведенных аналитических исследований разработана и предлагается социально-психологическая концепция основ законотворчества в области семейно-брачных отношений, которая включает в себя конкретные и однозначные определения базовых понятийных категорий: семья, семейный брак, семейно-брачные отношения, а также даёт интерпретацию равноправию и добровольности, как основополагающих принципов построения современной семьи и становления её в обществе, как социального института. Методология исследования данной работы основана на разработке научных аспектов с помощью общенаучных методов теоретического познания: сравнение и аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, детализация и конструирование и т.д. Научная новизна данной работы заключается в аналитических исследованиях Семейных кодексов России и Украины, интерпретации понятий равноправие и добровольность, как основополагающих социально-психологических принципов построения семейно-брачных отношений и разработки конкретных и однозначных определений для базовых понятийных категорий: семья, семейный брак, семейно-брачные отношения. Статья может быть интересна широкому кругу читателей и специалистов в области семейно-брачных отношений: научно-педагогическим сотрудникам, учителям, практическим психологам, юридическим работникам и государственным служащим.
Ключи творчества
Осипова Т.Ю., Костина Т.М. - О взаимосвязях коммуникативной компетентности и коммуникативной флексибильности с коммуникативной креативностью c. 90-125

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22598

Аннотация: Объектом исследования является коммуникативная креативность личности, предметом - влияние на уровень коммуникативной креативности коммуникативной компетентности и коммуникативной флексибильности. В статье проанализированы подходы как к изучению флексибильности, так и коммуникативной креативности, сформировавшиеся в отечественной психологии и педагогике.Большинство авторов указывают на то, что проявления креативности вообще и креативности в общении в частности не возможно без наличия компетентности и гибкости, но не приводят данных об их взаимосвязях и взаимозависимости. В ходе диагностического эксперимента были использованы следующие методики: опросник «Техника общения» (на основе шкалы «Техника общения» Н. Д. Твороговой, 1992) в вариантах самооценки и групповой оценки личности; полупроективная методика «Конфликтные ситуации» (на основе стимульного материала «Методики рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга, 1944); «Томский опросник ригидности (ТОР): шкалы Актуальной ригидности (АР), Преморбидной ригидности (ПМР), Шкала реальности (ШР), и созданная на основе шкалы АР шкала Флексибильность в общении (ФО) Г. В. Залевского (1993г.) и авторская методика «Креативность в общении» в вариантах самооценки и групповой оценки личности. Особым вкладом авторов является выявление трех групп испытуемых по признаку выраженности коммуникативной креативности и их характеристика с учетом уровней флексибильности и коммуникативной компетентности. Полученные данные можно использовать при разработке программ по совершенствованию коммуникативной компетентности до уровня творческого решения сложных ситуаций, возникающих в процессе общения.
Психология развития
Свистунова Е.В., Лизунков О.Б. - Представление о будущем подростков из социально - дезадаптивных семей c. 126-134

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22566

Аннотация: Анализируется образ будущего, который создают себе подростки, воспитывающиеся в семьях с разным социальным статусом. Дается представление об особенностях восприятия целостного образа будущего подростков из социально дезадаптированных семей. По средствам изучения представления о будущем у подростков, определяется дальнейшая успешность их самореализации во взрослой жизни. Предметом исследования является особенности представления о будущем подростков из дезадаптивных семей. Объектом исследования является – процесс и условия формирования представления о будущем у подростков. Метод тестирования - Конструктивный рисунок человека из геометрических форм. Метод беседы – структурированное интервью «Незаконченные предложения». Основными выводами проведенного исследования является, что у подростков из социально-дезадаптированных семей недостаточно сформированы представления о будущем. Особым вкладом автора в исследование темы является определение специфики представлений дезадаптивных подростков - перспективы носят позитивный настрой, однако лишены средств, призванных достичь этих целей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"