по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Aрхитектура и среда"
Aрхитектура и среда
Павлова И.Д. - Пространственная многокритериальная оценка улично-дорожной сети как метод определения комфортности велосипедной поездки c. 1-11

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.2.25302

Аннотация: Рассмотрена методика пространственной многокритериальной оценки улично-дорожной сети для выявления качественного показателя комфортности передвижения на велосипеде в городской среде в рамках разработки градостроительно-информационной системы проектирования городской велотранспортной инфраструктуры. Объектом исследования является городская среда с точки зрения комфортности использования велосипедистами. Предметом исследования являются принципы формирования велотранспортной инфраструктуры, значимость каждого принципа для пользователей. Предлагается использование геоинформационных систем для комплексной оценки существующей ситуации и дальнейшей разработки градостроительных предложений. Сегменты улично-дорожной сети предлагается оценивать по следующим критериям: безопасность, прямолинейность, благоустройство, функциональная насыщенность, связность, корреляция с транспортной системой, корреляция с природным каркасом. Для определения степени значимости каждого критерия использованы результаты авторского социологического исследования среди активных велосипедистов. Введено понятие коэффициента комфортности велосипедной поездки на основании оценки сегментов улично-дорожной сети по выявленным критериям и коэффициентов значимости каждого критерия. Выявлена высокая степень корреляции результатов с данными об активности велосипедного движения. По результатам исследования составлена карта комфортности велосипедной поездки, которую предлагается использовать в рамках градостроительно-информационной системы проектирования городской велотранспортной инфраструктуры.
Козыренко С.М., Бабенко С.Н. - Анализ формирования среды православных реабилитационных центров c. 11-33

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.32111

Аннотация: Предмет исследования представлен особенностями формирования специальной среды, способствующей активному выздоровлению зависимых и возвращению их в общество. Исследование посвящено тому, как влияет пространственная и предметная среда православных обителей на желающих излечиться от пристрастий, и каким образом она становится средой активной психотерапии. Число православных реабилитационных центров с каждым годом возрастает. Также возрастает и число зависимых, которые добровольно выбирают обители, в которых реабилитация проходит в аскетичных бытовых условиях. Методы исследования: архитектурный анализ формирования среды обитанияправославных центров; исторический и аналитический методы в изучении особенностей пространственной организации; метод натурного обследования. Научная новизна исследования заключается в том, что среда православныхреабилитационных центров рассматривается как концептуальная, мотивирующая больных к выздоровлению. Вероисповедный опыт радикальных перемен в жизни человека, произошедших в результате его функциональной изоляции как зависимого, и проживание в концептуально проектируемой среде, обнаруживает мотивацию к выздоровлению. Исследование предлагает обзор специализированных реабилитационных центров, проектное решение которых не соотносится с типовыми «казенными» учреждениями, а воспроизводит характеристики православных поселений затворного типа. Характер проектного решения, сформированного как сакрально значимый визуальный текст православного монастыря/поселения полагается определяющим мировоззренческие ценности и способен осуществить перенос идеи покаяния и последующего возрождения в вере, что обнаруживает смысловые конструкты проектирования [1]. Основным выводом исследования признается тот факт, что влияние архитектурной среды на состояние, эмоциональность и поведение человека позволяет предположить практику православного затвора результативной для преодоления кризисных состояний граждан, определившихся в результате хронического употребления алкоголя и стимулирующих веществ.
Казанцев П.А., Марус Я.В., Смеловская А.М. - Особенности формирования устойчивой городской среды в условиях реновации водной системы Владивостока. c. 18-32

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.1.29014

Аннотация: В статье исследуются особенности формирования устойчивой городской среды в условиях сложного рельефа и муссонного климата, характерного для г. Владивостока, на основе восстановления естественного гидрологического цикла. Дается краткий обзор современного состояния исследований по проблеме восстановления и сохранения естественного гидрологического цикла в городской среде. Анализируется влияние ландшафтно-климатических факторов на формирование гидрологического цикла на территории Владивостока. Оцениваются исходное состояние и антропогенная трансформация природного каркаса и водосборной ткани ландшафта в ходе градостроительного освоения юга п-ва Муравьева-Амурского. Метод исследования включает: систематизацию теоретических знаний и проектных практик в области формирования устойчивой городской среды в условиях реновации водной системы; анализ взаимодействия планировочной структуры города с ландшафтом и водной системой территории по картографическим данным разных лет; натурное обследование и экспериментальное проектирование для района реки Объяснения, г. Владивосток. В результате исследования для исходного природного ландшафта Владивостока впервые выделены три типа участков водосборной ткани по сезонному изменению их вклада в водность речной системы. Разработаны карты-схемы водной и ландшафтной подсистем природного каркаса Владивостока. Их соотнесение с транспортным каркасом и промышленными зонами позволило выделить проблемные территории и резервы реновации водной системы. В заключении сформулированы основные направления восстановления естественного гидрологического цикла на городской территории, как основы формирования устойчивой городской среды в условиях региона.
Khettou D., Razin A.D. - Principles of architectural organization and development of tourism objects in the coastal areas (Bejaia City, Algeria) c. 33-43

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.4.31563

Abstract: Currently, there is a high global demand for tourism objects. With its landscapes and Mediterranean Sea coastal areas, Algeria is well positioned for the construction of tourism objects, especially within the coastline. These places become as frequented by tourists as Europe. Moreover, two-thirds of Algerian population reside in the area, which generated uncontrolled urbanization. One of such coastal districts is Bejaia. The Bejaya region covers an area of 785 km2 and has a high potential for tourism ensured by the coastline of over 100 km. The region has a shortage of tourism objects and infrastructure, as well as problems of preservation of the surrounding environment. The article considers the question of sustainable development of tourism in Bejaia, as well as the various options for the placement of these objects in mountainous areas and coastline. The architectural organization of tourism may help in solving multiple issues in the development of Algeria.
Вагнер Е.А. - Комплексный потенциал и оценка эффективности функционирования архитектурной среды общественных пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки c. 35-50

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.1.22465

Аннотация: Рассматриваются аспекты оценки эффективности функционирования архитектурной среды общественных пешеходных пространств. Особое внимание уделяется анализу характеристик пешеходной активности, которые отражают уровень социальной эффективности функционирования общественных пешеходных пространств. В результате проведенного анализа установлено, что каждый фрагмент пешеходной сети является динамичным пространством, состояние и функции которого постоянно изменяются в зависимости от таких факторов как погодные условия, время суток, настроение жителей и др., которые создают условия для реализации определенных видов деятельности – процессов, которые отражают существенные свойства архитектурной среды городских общественных пространств. В статье подробно рассматривается классификация процессов, реализуемых в архитектурной среде общественных пешеходных пространств. Проанализированы существующие методы, позволяющие классифицировать и оценить типы пешеходной активности, разработана методика определения уровня социальной эффективности архитектурной среды общественных пешеходных пространств в сложившейся городской застройке. Новизна исследования заключается в обосновании и систематизации процессов, происходящие на общественных пешеходных пространствах и разработке их классификации. Методы и принципы, заложенные в методику оценки социальной эффективности функционирования общественных пешеходных пространств, позволяют на этапах предпроектного анализа, контроля деятельности и анализа результатов, внутреннего аудита и внешней экспертизы проектов и реализованных решений определить формат и направления реконструкции общественных пешеходных пространств в условиях сложившейся городской среды, повысить социально-функциональную эффективность использования пространственных.
Малых С.В. - Роль наружной рекламы в формировании образа города c. 40-47

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.4.24680

Аннотация: Предметом данной статьи стал образ города Иркутска в восприятии его жителей через образы и формы наружной рекламы, размещенной в разных районах города. Автор подробно рассматривает формы и виды воздействия рекламы на социальную и территориальную идентичность и целостное восприятие городской среды. Особое внимание уделяется социальной и коммерческой рекламе, оценке агрессивности и гармонизации социального пространства через рекламные образы. Также выделяется разница восприятия рекламных сообщений мужчинами и женщинами. В исследовании применялись два метода: экспертный опрос, состоящий из 46 экспертных интервью представителей власти и бизнеса, имеющих отношение к рекламе и рекламным конструкциям и анкетирование 1200 жителей Иркутска. Научная новизна данной работы в том, что проведен анализ наружной рекламы городского пространства Иркутска, выявлены общероссийские тенденции и показаны уникальные территориальные особенности восприятия городского пространства. Показано воздействие коммерческой и социальной рекламы на гармоничное и агрессивное символическое восприятие города в сознании его жителей.
Курылева Л.А. - Освещение общественных пространств исторического центра города Саратова c. 52-57

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.2.23243

Аннотация: Анализируется состояние искусственного освещения основных площадей, набережных, а так же пешеходных и магистральных улиц в исторической части центра города Саратова, как наиболее популярных среди гостей и жителей города общественных культурных пространств. Приведены основные результаты проведенного среди населения города социального опроса относительно качества вечерней световой среды указанных территорий. Дан описательный анализ визуального исследования пространств исторического центра города в условиях искусственного освещения и основных аспектов, его формирующих. Проведены натурные измерения уровней горизонтальной, цилиндрической и полуцилиндрической освещенности на указанных территориях, а также сравнение полученных данных с нормами. Выявлены и отмечены отрицательные и положительные аспекты существующей искусственной световой среды, дана оценка ее комфортности, выразительности и привлекательности для населения в вечернее время суток. Приведены рекомендации по повышению качества искусственного освещения указанных территорий, даны рекомендации о пути дальнейших исследований в этом направлении.
Иванова А.С. - Приемы формирования «виртуальной реальности» в работах М. К. Эшера для дизайна архитектурного пространства c. 63-76

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.4.27710

Аннотация: Предметом исследования в статье являются истоки зарождения феномена виртуальной реальности в архитектуре, где развивается мысль о неоднозначном влиянии творчества голландского художника М. К. Эшера на теоретические аспекты возникновения новой парадигмы XXI века в архитектуре. Объектом исследования в работе определяется база эффектов иллюзорного восприятия, сгенерированная художником в своих работах. Особое внимание уделяется выявлению и обоснованию концептуально-теоретического феномена проявления парадигмы виртуальной реальности в практических художественных работах, отображающих разновидности парадоксов пространства и времени. В статье использован метод анализа историографической базы исследований зарубежных авторов для формирования теоретической основы современного научного объяснения в проявлениях виртуальной реальности архитектурной среды. Основой для выводов проведенного исследования является концептуальная систематизация "визуальных эффектов" в творчестве М. К. Эшера, примеров их интерпретаций в архитектуре его последователями, которые вошли в арсенал средств современного архитектора и дизайнера и все в большей степени предопределяют качество визуального восприятия архитектурного пространства.
Берестовская Д.С., Петренко А.П. - Семиотика архитектуры в городском пространстве культурных ландшафтов Крыма c. 68-78

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.1.28999

Аннотация: В статье рассматривается проблема символического пространства города. Раскрывается сущность города как текста культуры, а знаки и символы как носители информации. В ходе исследования анализируются структура и принципы формирования архитектурного пространства, которое является сложной многоуровневой системой, целостным символическим образованием, находящееся в постоянном поиске собственного архитектурного облика. Исследование архитектурного пространства приводит к осмыслению пространственных явлений, связанных с уникальностью региона. Комплексный анализ данной проблемы – процесс, связанный с использованием различных источников для изучения специфики архитектуры конкретных городов, проблем формирования городского пространства, его трансформации, изменений социокультурной ситуации и других аспектов. Основой анализа является семиотика как методология изучения архитектурного пространства. Впервые с опорой на семиотический подход анализируется архитектура крымских городов в контексте своеобразия культурного ландшафта Крымского полуострова, несущего определенную информацию, заключенную в знаковую систему. В основу исследования данного культурного ландшафта положена теория семиосферы Ю. М. Лотмана и концепция ландшафтной герменевтики В. Л. Каганского, рассмотренная в контексте региональных особенностей. Исследование отражает новый подход к изучению городского пространства Крыма как культурного ландшафта, основанный на социально-культурной проблематике современной урбанистики. Город трактуется как социальный феномен, отличающийся символами системы, восприятие которых динамично меняется в связи с процессами, происходящими на Крымском полуострове.
Горелова Ю.Р. - Город как концепт и визуально-художественный образ c. 74-89

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.1.24086

Аннотация: Дается представление о городе как о неком ментальном конструкте, сгустке представлений. Анализируются сущностные черты города, позволяющие маркировать своеобразие данного фрагмента реальности в восприятии людей. Автор анализирует связь между понятиями «концепта» и «образа», рассматривая их взаимодействие на уровне сущности и структуры. Особое внимание уделяется специфике художественного образа как особого типа образов, наряду с такими видами образов как образы повседневного восприятия, официальные образы и др. При этом приоритетное внимание уделяется специфике художественных образов города, запечатленных в изобразительном искусстве. В частности автор раскрывает динамику основных тенденций отражения города как концепта в творчестве художников различных эпох. В рамках работы использовались общенаучные методы познания. Специфичным для данного исследования явилось наложение предметных областей города как концепта (как понятия, как ментального конструкта) и методов работы с визуальными источниками, а именно анализ визуальных «текстов» в виде городских пейзажей (банк изображений, собранный автором и использованный для анализа составил 834 городских пейзажа). Устанавливается связь между словом-понятием «город» и спектром качеств, характеристик и ассоциаций, стоящих за ним и формирующим восприятие данного фрагмента реальности. Анализируя связь между понятиями «концепта» и «образа», автор приходит к заключению о том, что образ и концепт имеют сходную структуру (в центре ядро, далее концентрические оболочки по мере ослабевания характеристики и уменьшения ее значимости и осознанности в сознании реципиентов). Однако, понятие «образ» шире, более наполнено визуальными и эмоциональными компонентами. Концепт более акцентирован на категории сущностных и типичных черт и привычных смыслов.Характеризуя специфику художественного образа, автор отмечает, что она связана со спецификой сферы искусства, своеобразие которой проявляется в субъективности и эмоциональности восприятия и воспроизведения.Выделен спектр базовых характеристик, входящих в концепт «город», позволяющих вычленить специфику восприятия данного фрагмента в рамках художественных образов, воспроизводимых в произведениях искусства.В итоге автор формулирует список черт, конструирующих визуальный сегмент концепта город.
Бурова О.Г. - Малая архитектурная форма: оценка несущей способности и выбор оптимальной по массе конструкции каркаса модуля c. 79-87

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.1.29172

Аннотация: Статья посвящена вопросам проектирования несущих конструкций малых архитектурных форм (МАФ). Объектом исследований является силовой каркас многофункционального модуля МАФ, предназначенный для повышения уровня комфортности пребывания, отдыха и информированности населения в городской и пригородной среде. Для сравнительной оценки и поиска минимальной по массе конструкции анализировались варианты изготовления каркаса из стальных, алюминиевых и стеклопластиковых профилей. Каркас модуля представляет собой рамную решетчатую конструкцию, состоящую из трубчатых элементов прямоугольного поперечного сечения. Моделирование напряженно-деформированного состояния и оценка несущей способности каркаса для различных комбинаций нагружения проводились с использованием метода конечных элементов. Результаты многовариантных расчетов показывают, что при обеспечении требований прочности, жесткости и устойчивости конструкция из композиционного материала легче, чем стальной и алюминиевый аналог примерно на 71 и 7%, соответственно. Сформулированы факторы, лимитирующие возможности снижения материалоемкости конструкций из композиционных материалов и нивелирующие их преимущества по сравнению с металлическими материалами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"