по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 09, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 24-10-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Бытийственность игры

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12950

Аннотация: Автор статьи выделяет особую роль игры в структуре перечисленных Э. Финком основных граней человеческого бытия – труд, игра, любовь, смерть. Действительно, каждое из этих понятий отражает базовый аспект человеческого существования. Они могут рассматриваться самостоятельно. Однако, как считает автор, игра имеет особое свойство. Она включается в состав других названных граней человеческого бытия. Невозможно представить себе труд без его связи с игровой деятельностью. Вероятно, игра старше труда в предчеловеческой истории. Она пронизывает различные стороны социальной активности, превращая людей в исполнителей заранее предопределённых общественных ролей. Это относится и к экономической деятельности. Она не строится только по законам здравого смысла и полезности. В ней неотторжимо присутствует игровой момент. Политика также оказывается огромной сферой игры. В статье применены методы философско-антропологического анализа. Феноменология игры связывается с человеческой природой, с присущей людям азартностью и отношением к неожиданной судьбе. Использованы и приёмы исторического описания игровой деятельности. Особое внимание уделено феноменологии игры, её универсальной роли в человеческой деятельности вообще и в рассмотрении граней человеческого бытия в особенности. Новизна статьи обусловлена тем, что, несмотря на работы философов, посвящённые граням человеческого бытия, вопрос об особой роли игры в человеческой деятельности ставится впервые. Автор показывает, что игра проникает в суть других аспектов человеческой активности. Если устранить игровой компонент из трудовой, экономической, политической, сексуальной практики, это радикально изменить не только образ жизни, весь её уклад, но также и сущность человеческого бытия.
Гуревич П.С. - Бытийственность игры c. 905-908

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.65499

Аннотация: Автор статьи выделяет особую роль игры в структуре перечисленных Э. Финком основных граней человеческого бытия – труд, игра, любовь, смерть. Действительно, каждое из этих понятий отражает базовый аспект человеческого существования. Они могут рассматриваться самостоятельно. Однако, как считает автор, игра имеет особое свойство. Она включается в состав других названных граней человеческого бытия. Невозможно представить себе труд без его связи с игровой деятельностью. Вероятно, игра старше труда в предчеловеческой истории. Она пронизывает различные стороны социальной активности, превращая людей в исполнителей заранее предопределённых общественных ролей. Это относится и к экономической деятельности. Она не строится только по законам здравого смысла и полезности. В ней неотторжимо присутствует игровой момент. Политика также оказывается огромной сферой игры. В статье применены методы философско-антропологического анализа. Феноменология игры связывается с человеческой природой, с присущей людям азартностью и отношением к неожиданной судьбе. Использованы и приёмы исторического описания игровой деятельности. Особое внимание уделено феноменологии игры, её универсальной роли в человеческой деятельности вообще и в рассмотрении граней человеческого бытия в особенности. Новизна статьи обусловлена тем, что, несмотря на работы философов, посвящённые граням человеческого бытия, вопрос об особой роли игры в человеческой деятельности ставится впервые. Автор показывает, что игра проникает в суть других аспектов человеческой активности. Если устранить игровой компонент из трудовой, экономической, политической, сексуальной практики, это радикально изменить не только образ жизни, весь её уклад, но также и сущность человеческого бытия.
Социальные страсти
Муращенкова Н.В. - Патриотизм как фактор профилактики молодежного экстремизма: социально-психологический подход

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12635

Аннотация: Проблематика исследования экстремизма и патриотизма не является традиционной для психологии. Можно констатировать, что на данный момент еще не сложилась система социально-психологического исследования таких феноменов как экстремизм и патриотизм, в частности - не раскрыт психологический потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма. Существующее в науке противоречие между признанием значимости патриотизма в профилактике экстремистских проявлений и отсутствием социально-психологических исследований, раскрывающих потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма, определило выбор темы и цели нашего исследования. Предметом исследования является патриотизм как фактор профилактики молодежного экстремизма. Цель работы: с позиции социально-психологического подхода раскрыть потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма. Теоретико-методологической основой исследования являются принципы комплексного, системного, субъектно-деятельностного и личностного подходов, представленных в отечественной психологии. Теоретическую основу исследования составили работы, направленные на анализ экстремистского сознания, видов экстремизма, причин его возникновения и детерминант развития, работы, связанные с анализом патриотизма с позиции социально-психологического подхода, с выявлением социальных, этнических и психологических аспектов проявления и развития патриотизма в современном российском обществе. В ходе работы применялись такие теоретические методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В исследовании подтверждается тезис о том, что борьба с молодежным экстремизмом и воспитание патриотизма - это две взаимосвязанные проблемы. Отмечается, что одним из препятствий на пути формирования патриотизма является двойственность его понимания и оценки молодежью. Закономерным является вывод о необходимости решения проблемы многозначности трактовок понятия «патриотизм» в научном и обыденном сознании. Обосновано, что повышение потенциала патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма связано с включением в традиционное определение патриотизма элемента, отражающего специфику межэтнических и межкультурных отношений, а именно: толерантность и уважение к другим народам и культурам, признание их права на существование и самобытность без конфронтации друг с другом. Основным результатом теоретического исследования является раскрытие с позиции социально-психологического подхода потенциала патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма, описание основных различий в проявлениях экстремизма и патриотизма на уровне личности. В работе содержательно обосновано, что истинный патриотизм как базовое духовно-нравственное личностное образование, является фактором профилактики актуализации экстремистского сознания и экстремистских поведенческих практик.
Муращенкова Н.В. - Патриотизм как фактор профилактики молодежного экстремизма: социально-психологический подход c. 909-921

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.65500

Аннотация: Проблематика исследования экстремизма и патриотизма не является традиционной для психологии. Можно констатировать, что на данный момент еще не сложилась система социально-психологического исследования таких феноменов как экстремизм и патриотизм, в частности - не раскрыт психологический потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма. Существующее в науке противоречие между признанием значимости патриотизма в профилактике экстремистских проявлений и отсутствием социально-психологических исследований, раскрывающих потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма, определило выбор темы и цели нашего исследования. Предметом исследования является патриотизм как фактор профилактики молодежного экстремизма. Цель работы: с позиции социально-психологического подхода раскрыть потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма. Теоретико-методологической основой исследования являются принципы комплексного, системного, субъектно-деятельностного и личностного подходов, представленных в отечественной психологии. Теоретическую основу исследования составили работы, направленные на анализ экстремистского сознания, видов экстремизма, причин его возникновения и детерминант развития, работы, связанные с анализом патриотизма с позиции социально-психологического подхода, с выявлением социальных, этнических и психологических аспектов проявления и развития патриотизма в современном российском обществе. В ходе работы применялись такие теоретические методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В исследовании подтверждается тезис о том, что борьба с молодежным экстремизмом и воспитание патриотизма - это две взаимосвязанные проблемы. Отмечается, что одним из препятствий на пути формирования патриотизма является двойственность его понимания и оценки молодежью. Закономерным является вывод о необходимости решения проблемы многозначности трактовок понятия «патриотизм» в научном и обыденном сознании. Обосновано, что повышение потенциала патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма связано с включением в традиционное определение патриотизма элемента, отражающего специфику межэтнических и межкультурных отношений, а именно: толерантность и уважение к другим народам и культурам, признание их права на существование и самобытность без конфронтации друг с другом. Основным результатом теоретического исследования является раскрытие с позиции социально-психологического подхода потенциала патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма, описание основных различий в проявлениях экстремизма и патриотизма на уровне личности. В работе содержательно обосновано, что истинный патриотизм как базовое духовно-нравственное личностное образование, является фактором профилактики актуализации экстремистского сознания и экстремистских поведенческих практик.
Психология масс
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. - Травматический опыт Холокоста как часть исторической памяти и идентичности второго поколения

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12781

Аннотация: Наблюдающийся кризис механизмов передачи исторического опыта обуславливает актуальность выбранного предмета исследования: анализ исторической памяти, социокультурных и психологических механизмов межпоколенческой передачи включенного в нее травматического опыта, участвующих в построении идентичности второго поколения выживших после Холокоста в Израиле и Восточной Европе. Особое внимание уделяется психологическим защитным механизмам поддержания идентичности, активизированным в процессе трансляции травматического опыта на различных этапах в динамике отношения израильского общества к Холокосту, и особенностям таковых у евреев Восточной Европы; обсуждаются этапы интеграции травматического опыта в структуру национальной идентичности. Исследование проводилось на методологическом стыке с использованием методов сравнительного культурно-исторического анализа, клинико-психологической рефлексии, развернутой на материале болезненных социальных явлений, а также феноменологических методов изучения свидетельств и жизненных историй. На материале сравнительного анализа показана сложность и болезненность процесса переработки травматического опыта, этапы его интеграции в историческую память и особенности конструирования идентичности второго поколения. Изучение социальных и психологических механизмов построения идентичности выявило как различия, так и определенные сходства в том, как люди справляются с памятью о травматических событиях в различных социально-культурных условиях. Показано, что несмотря на широкие попытки институционализации опыта Холокоста, возник ряд проблем его трансляции и интеграции, что сопровождалось в последующих поколениях различными типами защитной трансформации. Индивидуальная межпоколенческая передача опыта породила сложный внутренний диалог в самосознании и национальной идентичности второго поколения. Делается вывод о том, что феномен национальной идентичности включен как в историческую память, вместе с ее различной идеологической переработкой, так и в социокультурную ситуацию современности, которая и организует определенные типы воспоминаний, их осмысление и идеологические интерпретации.
Бурлакова Н.С., Олешкевич Е.В. - Травматический опыт Холокоста как часть исторической памяти и идентичности второго поколения c. 922-931

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.65501

Аннотация: Наблюдающийся кризис механизмов передачи исторического опыта обуславливает актуальность выбранного предмета исследования: анализ исторической памяти, социокультурных и психологических механизмов межпоколенческой передачи включенного в нее травматического опыта, участвующих в построении идентичности второго поколения выживших после Холокоста в Израиле и Восточной Европе. Особое внимание уделяется психологическим защитным механизмам поддержания идентичности, активизированным в процессе трансляции травматического опыта на различных этапах в динамике отношения израильского общества к Холокосту, и особенностям таковых у евреев Восточной Европы; обсуждаются этапы интеграции травматического опыта в структуру национальной идентичности. Исследование проводилось на методологическом стыке с использованием методов сравнительного культурно-исторического анализа, клинико-психологической рефлексии, развернутой на материале болезненных социальных явлений, а также феноменологических методов изучения свидетельств и жизненных историй. На материале сравнительного анализа показана сложность и болезненность процесса переработки травматического опыта, этапы его интеграции в историческую память и особенности конструирования идентичности второго поколения. Изучение социальных и психологических механизмов построения идентичности выявило как различия, так и определенные сходства в том, как люди справляются с памятью о травматических событиях в различных социально-культурных условиях. Показано, что несмотря на широкие попытки институционализации опыта Холокоста, возник ряд проблем его трансляции и интеграции, что сопровождалось в последующих поколениях различными типами защитной трансформации. Индивидуальная межпоколенческая передача опыта породила сложный внутренний диалог в самосознании и национальной идентичности второго поколения. Делается вывод о том, что феномен национальной идентичности включен как в историческую память, вместе с ее различной идеологической переработкой, так и в социокультурную ситуацию современности, которая и организует определенные типы воспоминаний, их осмысление и идеологические интерпретации.
Властомания (Политическая психология)
Никандров А.В. - Этика людей культуры: Норберто Боббио об автономии интеллектуалов

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.7281

Аннотация: К началу 50-х гг. ХХ века среди западноевропейских интеллектуалов сформировалась целая традиция, прочно связывающая роль интеллектуалов в политике с защитой культуры, − традиция, очень близкая русской интеллигенции по своей культурной направленности. Одним из таких интеллектуалов, в ясной форме выразившим эти культурно-политические идеи исвязавшим смысл деятельности интеллектуалов в политике и сформулировавшим защиту культуры в качестве главной политической роли интеллектуалов, был итальянский ученый в области философии политики и философии права Норберто Боббио. Его идеи об отношениях культуры и политики и о роли "людей культуры", как он называл интеллектуалов, в политике, выражены в программной книге "Политика и культура" (1955). Настоящая статья посвящена концепции автономии интеллектуалов и их особой политической роли, разработанной и обоснованной Норберто Боббио. Методологической основой работы выступил историко-политологический подход, использовались также методы текстуального исследования произведений и историко-аналитический метод, дающий возможность представить концепцию Н. Боббио в контексте западноевропейских политических реалий и научных поисков ХХ века. Исходя из понимания интеллектуалов как "людей культуры" Н. Боббио формулирует свою позицию по отношению к культуре как позицию интеллектуала, выдвигающего в качестве принципа политической деятельности интеллектуалов принцип защиты автономии культуры. В качестве обозначения роли интеллектуалов Н. Боббио выдвигает понятие "политика культуры" (противопоставляемое ученым понятию "культурная политика"), при проведении которой не допускается возможность вмешательства политики в культуру. Основными принципами деятельности в политике для интеллектуалов он объявляет принцип интеллектуальной автономии, формулируя в качестве "девиза" политически активной части интеллигенции "независимость, но не безразличие"; и отстаивание принципа диалога.
Никандров А.В. - Этика людей культуры: Норберто Боббио об автономии интеллектуалов c. 932-941

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.65502

Аннотация: К началу 50-х гг. ХХ века среди западноевропейских интеллектуалов сформировалась целая традиция, прочно связывающая роль интеллектуалов в политике с защитой культуры, − традиция, очень близкая русской интеллигенции по своей культурной направленности. Одним из таких интеллектуалов, в ясной форме выразившим эти культурно-политические идеи исвязавшим смысл деятельности интеллектуалов в политике и сформулировавшим защиту культуры в качестве главной политической роли интеллектуалов, был итальянский ученый в области философии политики и философии права Норберто Боббио. Его идеи об отношениях культуры и политики и о роли "людей культуры", как он называл интеллектуалов, в политике, выражены в программной книге "Политика и культура" (1955). Настоящая статья посвящена концепции автономии интеллектуалов и их особой политической роли, разработанной и обоснованной Норберто Боббио. Методологической основой работы выступил историко-политологический подход, использовались также методы текстуального исследования произведений и историко-аналитический метод, дающий возможность представить концепцию Н. Боббио в контексте западноевропейских политических реалий и научных поисков ХХ века. Исходя из понимания интеллектуалов как "людей культуры" Н. Боббио формулирует свою позицию по отношению к культуре как позицию интеллектуала, выдвигающего в качестве принципа политической деятельности интеллектуалов принцип защиты автономии культуры. В качестве обозначения роли интеллектуалов Н. Боббио выдвигает понятие "политика культуры" (противопоставляемое ученым понятию "культурная политика"), при проведении которой не допускается возможность вмешательства политики в культуру. Основными принципами деятельности в политике для интеллектуалов он объявляет принцип интеллектуальной автономии, формулируя в качестве "девиза" политически активной части интеллигенции "независимость, но не безразличие"; и отстаивание принципа диалога.
Философия и психология
Баринов Д.Н. - Социальный страх как явление общественного сознания

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12944

Аннотация: В статье рассматривается социальный страх как явление общественного сознания. Целью исследования является установление места и роли социального страха в структуре общественного сознания. Раскрывается специфика социальных страхов как духовного феномена, как социально-психологического состояния, способного выступать предпосылкой развития активности субъекта общественного сознания. Анализ опирается на традиционную для отечественных социальных наук теоретическую модель общественного сознания, предполагающего выделение его уровней, форм, а также взаимосвязей общественного сознания с другими явлениями духовной жизни общества. Основой анализа является социально-философская концепция духовной сферы общества, общественного сознания, давшая концептуальную модель изучения социальных страхов в духовной сфере общества. Делается вывод о том, что социальные страхи отражают закономерности соотношения эмоционального и рационального, теоретического и обыденного в общественном сознании, его форм, а также духовной и других сфер общества. Репертуар и иерархия социальных страхов определяется иерархией форм общественного сознания в тот или иной исторический период развития общества.
Баринов Д.Н. - Социальный страх как явление общественного сознания c. 942-951

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.65503

Аннотация: В статье рассматривается социальный страх как явление общественного сознания. Целью исследования является установление места и роли социального страха в структуре общественного сознания. Раскрывается специфика социальных страхов как духовного феномена, как социально-психологического состояния, способного выступать предпосылкой развития активности субъекта общественного сознания. Анализ опирается на традиционную для отечественных социальных наук теоретическую модель общественного сознания, предполагающего выделение его уровней, форм, а также взаимосвязей общественного сознания с другими явлениями духовной жизни общества. Основой анализа является социально-философская концепция духовной сферы общества, общественного сознания, давшая концептуальную модель изучения социальных страхов в духовной сфере общества. Делается вывод о том, что социальные страхи отражают закономерности соотношения эмоционального и рационального, теоретического и обыденного в общественном сознании, его форм, а также духовной и других сфер общества. Репертуар и иерархия социальных страхов определяется иерархией форм общественного сознания в тот или иной исторический период развития общества.
Внутренний мир человека
Корнеенков С.С. - Ретроспекция: особенности переживаний индивида в перинатальный период развития (экспериментальное исследование в измененном состоянии сознания)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12866

Аннотация: Рассматриваются вопросы перинатальной психологии. Теоретическое и экспериментальное исследование построено на гипотезе о том, что человек: а) является саморазвивающимся существом, в его сознании сохраняются все переживания, связанные с внутриутробным периодом развития; б) находясь в измененном состоянии сознания способен вспомнить те психические состояния и переживания, которые он испытывал во время перинатального периода жизни. Цель исследования: 1. Изучить научную и йогическую литературу по проблеме единения сознания души и материи в перинатальный период жизни индивида; 2. Провести экспериментальное изучение переживаний, восприятия и мышления индивида в измененном состоянии сознания в разные периоды перинатального развития. Объект исследования: измененное состояние сознания. Предмет исследования: особенности восприятия, мышления и переживания индивидуального сознания: а) до момента встречи с оплодотворенной яйцеклеткой; б) в момент и после образования зиготы; в) в первые дни жизни ребенка. Применялась разработанная автором интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания (ИСС). Вхождение в ИСС осуществлялось в несколько этапов по определенному алгоритму с применением следующих методик самопознания: установки, настройки, концентрации, музыки, медитации, суггестии, самовнушения, молитвы, мантры, сонастройки. Впервые получены экспериментальные данные об особенностях восприятия, мышления и переживания в измененном состоянии сознания в перинатальный период развития индивида. Овладение медитацией позволяет осознанно воспринимать «другую» реальность, принимать свой внутренний мир и окружающую действительность как единое целое. Глубокое погружение в себя способствует наступлению покоя, гармонии, знания, чистоты, наполняет сознание личности силой и энергией. Внутренний мир такая же реальность для нашего сознания, как и внешний. В медитации можно проводить самоисследование, самообучение согласно поставленным целям, изучать теоретический и практический курс психологии и педагогики, анатомии и физиологии, а также любую дисциплину, предусмотренную программой обучения в вузе.
Корнеенков С.С. - Ретроспекция: особенности переживаний индивида в перинатальный период развития (экспериментальное исследование в измененном состоянии сознания) c. 952-967

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.65504

Аннотация: Рассматриваются вопросы перинатальной психологии. Теоретическое и экспериментальное исследование построено на гипотезе о том, что человек: а) является саморазвивающимся существом, в его сознании сохраняются все переживания, связанные с внутриутробным периодом развития; б) находясь в измененном состоянии сознания способен вспомнить те психические состояния и переживания, которые он испытывал во время перинатального периода жизни. Цель исследования: 1. Изучить научную и йогическую литературу по проблеме единения сознания души и материи в перинатальный период жизни индивида; 2. Провести экспериментальное изучение переживаний, восприятия и мышления индивида в измененном состоянии сознания в разные периоды перинатального развития. Объект исследования: измененное состояние сознания. Предмет исследования: особенности восприятия, мышления и переживания индивидуального сознания: а) до момента встречи с оплодотворенной яйцеклеткой; б) в момент и после образования зиготы; в) в первые дни жизни ребенка. Применялась разработанная автором интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания (ИСС). Вхождение в ИСС осуществлялось в несколько этапов по определенному алгоритму с применением следующих методик самопознания: установки, настройки, концентрации, музыки, медитации, суггестии, самовнушения, молитвы, мантры, сонастройки. Впервые получены экспериментальные данные об особенностях восприятия, мышления и переживания в измененном состоянии сознания в перинатальный период развития индивида. Овладение медитацией позволяет осознанно воспринимать «другую» реальность, принимать свой внутренний мир и окружающую действительность как единое целое. Глубокое погружение в себя способствует наступлению покоя, гармонии, знания, чистоты, наполняет сознание личности силой и энергией. Внутренний мир такая же реальность для нашего сознания, как и внешний. В медитации можно проводить самоисследование, самообучение согласно поставленным целям, изучать теоретический и практический курс психологии и педагогики, анатомии и физиологии, а также любую дисциплину, предусмотренную программой обучения в вузе.
Понять человека
Датченко С.А. - Место Теории функциональных систем в решении задач психологии

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12887

Аннотация: Рассматривается теория функциональных систем в решении задач психологии. Обобщены и описаны система представлений и терминов, принятых в теории функциональных систем, система представлений об активности нейронов, операциональная архитектоника. Теории функциональных систем психологами используется сравнительно редко. Во-первых, ТФС в более или менее развитой форме была впервые сформулирована в 1935 г. За прошедшие годы она претерпела немало изменений. Развитие данного направления продолжается и в настоящее время. Поэтому трудно отследить изменения и дополнения даже для классической ТФС. Во-вторых, понятийный аппарат, разработанный в рамках ТФС, принципиально отличается от аппаратов, принятых в различных направлениях психологии. В-третьих, эмерджентность психических процессов не позволяет осуществлять их прямое сопоставление с физиологическими процессами. В связи с чем, значительное число психологов испытывает предубеждение ко всему, что связано с физиологией, а рождение ТФС напрямую связано именно с физиологией. Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили системный подход (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, В.Б. Швырков, К.В. Судаков, Н.А. Бернштейн), принцип активности (Б.Г. Ананьев, В.А. Петровский и др.); системная психофизиология: теория функциональных систем (П.К. Анохин), системно-эволюционный подход (В.Б. Швырков) и др. Изначально, определенные преимущества использования ТФС, могут показаться приемлемыми в качестве варианта системного подхода в решении некоторых задач психологии. Тем не менее проанализированные исследования проведены в рамках ограниченной эйнштейновской научной парадигмы, рассматривающей в человеке только анатомо-физиологическую структуру. Поэтому ТФС не может быть до конца приемлемой для решения задач психологии. На современном уровне методологическую проблему решает только применение интегрального подхода.
Датченко С.А. - Место Теории функциональных систем в решении задач психологии c. 968-974

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.65505

Аннотация: Рассматривается теория функциональных систем в решении задач психологии. Обобщены и описаны система представлений и терминов, принятых в теории функциональных систем, система представлений об активности нейронов, операциональная архитектоника. Теории функциональных систем психологами используется сравнительно редко. Во-первых, ТФС в более или менее развитой форме была впервые сформулирована в 1935 г. За прошедшие годы она претерпела немало изменений. Развитие данного направления продолжается и в настоящее время. Поэтому трудно отследить изменения и дополнения даже для классической ТФС. Во-вторых, понятийный аппарат, разработанный в рамках ТФС, принципиально отличается от аппаратов, принятых в различных направлениях психологии. В-третьих, эмерджентность психических процессов не позволяет осуществлять их прямое сопоставление с физиологическими процессами. В связи с чем, значительное число психологов испытывает предубеждение ко всему, что связано с физиологией, а рождение ТФС напрямую связано именно с физиологией. Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили системный подход (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, В.Б. Швырков, К.В. Судаков, Н.А. Бернштейн), принцип активности (Б.Г. Ананьев, В.А. Петровский и др.); системная психофизиология: теория функциональных систем (П.К. Анохин), системно-эволюционный подход (В.Б. Швырков) и др. Изначально, определенные преимущества использования ТФС, могут показаться приемлемыми в качестве варианта системного подхода в решении некоторых задач психологии. Тем не менее проанализированные исследования проведены в рамках ограниченной эйнштейновской научной парадигмы, рассматривающей в человеке только анатомо-физиологическую структуру. Поэтому ТФС не может быть до конца приемлемой для решения задач психологии. На современном уровне методологическую проблему решает только применение интегрального подхода.
Психология и педагогика
Позднякова У.С. - Построение типовой модели организации анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и пути их решения (на примере Краснодарского края)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12640

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию построения типовой модели организации анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и пути их решения (на примере Краснодарского края). В работе проведен анализ путей решения современных проблем построения вышеназванной типовой модели. Автором разработаны предложения и рекомендации, а также этапы построения типовой модели организации анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и пути их решения (на примере Краснодарского края). В данной статье использовано несколько научных методов исследования, в частности: формально-логический; исторический; сравнительный; систематизации; статистический; анализа; синтеза. В работе проведен анализ путей решения современных проблем построения вышеназванной типовой модели. Автором разработаны предложения и рекомендации, а также этапы построения типовой модели организации анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и пути их решения (на примере Краснодарского края).
Позднякова У.С. - Построение типовой модели организации анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и пути их решения (на примере Краснодарского края) c. 975-983

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.65506

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию построения типовой модели организации анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и пути их решения (на примере Краснодарского края). В работе проведен анализ путей решения современных проблем построения вышеназванной типовой модели. Автором разработаны предложения и рекомендации, а также этапы построения типовой модели организации анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и пути их решения (на примере Краснодарского края). В данной статье использовано несколько научных методов исследования, в частности: формально-логический; исторический; сравнительный; систематизации; статистический; анализа; синтеза. В работе проведен анализ путей решения современных проблем построения вышеназванной типовой модели. Автором разработаны предложения и рекомендации, а также этапы построения типовой модели организации анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и пути их решения (на примере Краснодарского края).
Психология развития
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12165

Аннотация: Предметом исследования стала структура детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников. Взаимоотношения внутри детско-родительской общности рассматривались через призму активно разрабатываемого в отечественной психологии понятия «коллективный субъект». Изучение структурно-динамических компонентов, составляющих сущность детско-родительских отношений, в контексте концепта коллективного субъекта, позволило построить субъектноориентированную модель взаимоотношений в диаде «родитель – старший дошкольник», а сопоставление настоящих результатов с полученными автором ранее результатами исследований семей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, позволило изучить онтогенетический аспект изменения данной модели. Методологической основой работы стал субъектно-деятельностный подход. Экспериментальное исследование проведено на 106 диадах «мать – старший дошкольник» с помощью методического комплекса, позволяющего раскрыть структуру и содержание детско-родительских отношений с точки зрения степени сформированности коллективного субъекта. Обнаружено, что детско-родительская общность характеризуется наличием взаимосвязанности / взаимозависимости родителя и ребенка, стремлением к расширению сфер совместной с ребенком активности и рефлексивным отношением к индивидуальной и совместной жизнедеятельности в сочетании с типом родительского отношения «потворствующая гиперпротекция». В этом случае ребенок воспринимает семейную ситуацию положительно, он социально адекватен во взаимоотношениях с окружающими, любознателен и общителен. Обсуждаются перспективы полученных результатов для теории и практики изучения роли детско-родительских отношений в становлении личности ребенка.
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста c. 984-995

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.65507

Аннотация: Предметом исследования стала структура детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников. Взаимоотношения внутри детско-родительской общности рассматривались через призму активно разрабатываемого в отечественной психологии понятия «коллективный субъект». Изучение структурно-динамических компонентов, составляющих сущность детско-родительских отношений, в контексте концепта коллективного субъекта, позволило построить субъектноориентированную модель взаимоотношений в диаде «родитель – старший дошкольник», а сопоставление настоящих результатов с полученными автором ранее результатами исследований семей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, позволило изучить онтогенетический аспект изменения данной модели. Методологической основой работы стал субъектно-деятельностный подход. Экспериментальное исследование проведено на 106 диадах «мать – старший дошкольник» с помощью методического комплекса, позволяющего раскрыть структуру и содержание детско-родительских отношений с точки зрения степени сформированности коллективного субъекта. Обнаружено, что детско-родительская общность характеризуется наличием взаимосвязанности / взаимозависимости родителя и ребенка, стремлением к расширению сфер совместной с ребенком активности и рефлексивным отношением к индивидуальной и совместной жизнедеятельности в сочетании с типом родительского отношения «потворствующая гиперпротекция». В этом случае ребенок воспринимает семейную ситуацию положительно, он социально адекватен во взаимоотношениях с окружающими, любознателен и общителен. Обсуждаются перспективы полученных результатов для теории и практики изучения роли детско-родительских отношений в становлении личности ребенка.
Психотехника
Хусяинов Т.М., Костригин А.А. - Методология и теория онлайн-консультирования

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12713

Аннотация: В статье обсуждается проблематика такой психологической и социальной практики, как онлайн-консультирование. Предметом данного исследования выступают методологические и теоретические основы онлайн-консультирования как практической области деятельности психологов, социальных работников и других представителей помогающих профессий. Несмотря на быстро растущее количество предложений помощи в сети Интернет, теоретическая и тем более философско-методологическая проработка проблемы на данный момент недостаточно. В работе обсуждаются те основания, которые обуславливают специфику данного направления в консультировании и формируют особенности консультативного процесса. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы, а также сравнительный анализ базовых аспектов теории и методологии онлайн-консультирования. Представлены все основные методологические и теоретические основы консультирования посредством сети Интернет, что до сих пор было лишь отрывочно описано в работах современных исследователей. Установлено, что в основе такой бурно развивающейся практики, как онлайн-консультирование, лежат понятия пространства сети Интернет, виртуальной реальности, современного постиндустриального характера жизни человека, соединяющиеся с процессуальными характеристиками и параметрами консультирования, такими как компьютерный дискурс, измерения виртуальных психотерапевтических отношений и эклектичность и полимодальность психологии.
Хусяинов Т.М., Костригин А.А. - Методология и теория онлайн-консультирования c. 996-1002

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.65508

Аннотация: В статье обсуждается проблематика такой психологической и социальной практики, как онлайн-консультирование. Предметом данного исследования выступают методологические и теоретические основы онлайн-консультирования как практической области деятельности психологов, социальных работников и других представителей помогающих профессий. Несмотря на быстро растущее количество предложений помощи в сети Интернет, теоретическая и тем более философско-методологическая проработка проблемы на данный момент недостаточно. В работе обсуждаются те основания, которые обуславливают специфику данного направления в консультировании и формируют особенности консультативного процесса. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы, а также сравнительный анализ базовых аспектов теории и методологии онлайн-консультирования. Представлены все основные методологические и теоретические основы консультирования посредством сети Интернет, что до сих пор было лишь отрывочно описано в работах современных исследователей. Установлено, что в основе такой бурно развивающейся практики, как онлайн-консультирование, лежат понятия пространства сети Интернет, виртуальной реальности, современного постиндустриального характера жизни человека, соединяющиеся с процессуальными характеристиками и параметрами консультирования, такими как компьютерный дискурс, измерения виртуальных психотерапевтических отношений и эклектичность и полимодальность психологии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.