Статья 'Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Чернов Д.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Предметом исследования стала структура детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников. Взаимоотношения внутри детско-родительской общности рассматривались через призму активно разрабатываемого в отечественной психологии понятия «коллективный субъект». Изучение структурно-динамических компонентов, составляющих сущность детско-родительских отношений, в контексте концепта коллективного субъекта, позволило построить субъектноориентированную модель взаимоотношений в диаде «родитель – старший дошкольник», а сопоставление настоящих результатов с полученными автором ранее результатами исследований семей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, позволило изучить онтогенетический аспект изменения данной модели. Методологической основой работы стал субъектно-деятельностный подход. Экспериментальное исследование проведено на 106 диадах «мать – старший дошкольник» с помощью методического комплекса, позволяющего раскрыть структуру и содержание детско-родительских отношений с точки зрения степени сформированности коллективного субъекта. Обнаружено, что детско-родительская общность характеризуется наличием взаимосвязанности / взаимозависимости родителя и ребенка, стремлением к расширению сфер совместной с ребенком активности и рефлексивным отношением к индивидуальной и совместной жизнедеятельности в сочетании с типом родительского отношения «потворствующая гиперпротекция». В этом случае ребенок воспринимает семейную ситуацию положительно, он социально адекватен во взаимоотношениях с окружающими, любознателен и общителен. Обсуждаются перспективы полученных результатов для теории и практики изучения роли детско-родительских отношений в становлении личности ребенка.


Ключевые слова:

детско-родительские отношения, диада "мать–ребенок", коллективный субъект, старший дошкольник, субъектно-деятельностный подход, детско-родительская общность, онтогенез, личность, стиль родительского отношения, субъект

Abstract: The subject under research is the structure of child-and-parent relations in families raising senior preschoolers. Relations inside the child-and-parent unity are viewed from the point of view of the concept of ‘collective subject’ that has been intensely developing by Russian psychologists. The research of the structural dynamic components of the child-and-parent relations in terms of the concept of collective subject has allowed to create a subject-oriented model of relations in the ‘parent-and-senior preschooler’ diad and the comparison of the present results with the earlier results of studying families that raise junior preschoolers has allowed to define the ontological aspect of this model’s dynamics. The research methodology included the subject-centered activity approach. The experiment studied 106 ‘mother-senior preschooler’ diads using a set of methods allowing to reveal the structure and contents of child-and-parent relations from the point of view of the degree of maturity of a collective subject. It has been found out that the typical features of the child-and-parent unity are the mutual relation / mutual dependence between a parent and a child, desire to extend spheres of their activities together and reflective attitude towards their individual and collective lives combined with the ‘indulgent hyper-protection’ parenting style. In such case a child has a positive attitude to his family situation and he has adequate relations with others, he is curious and sociable. The researcher also discusses how these results can be used for the theory and practice of studying the role of child-and-parent relations in a child’s personality formation.


Keywords:

child and parent relationship, ‘mother-and-child’ diad, collective subject, senior preschooler, subject-centered and activity approach, child-and-parent unity, ontogenesis, personality, parenting style, subject.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.