Статья 'Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

Чернов Дмитрий Николаевич

кандидат психологических наук

профессор, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова

117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, 1, оф. 1141

Chernov Dmitry Nikolaevich

PhD in Psychology

professor of the Department of General Psychology and Teaching at Pigorov Russian National Research Medical University.

117997, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Ostrovityanova, 1, of. 1141

chernov_dima@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2014.9.12165

Дата направления статьи в редакцию:

10-10-2014


Дата публикации:

24-10-2014


Аннотация: Предметом исследования стала структура детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников. Взаимоотношения внутри детско-родительской общности рассматривались через призму активно разрабатываемого в отечественной психологии понятия «коллективный субъект». Изучение структурно-динамических компонентов, составляющих сущность детско-родительских отношений, в контексте концепта коллективного субъекта, позволило построить субъектноориентированную модель взаимоотношений в диаде «родитель – старший дошкольник», а сопоставление настоящих результатов с полученными автором ранее результатами исследований семей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, позволило изучить онтогенетический аспект изменения данной модели. Методологической основой работы стал субъектно-деятельностный подход. Экспериментальное исследование проведено на 106 диадах «мать – старший дошкольник» с помощью методического комплекса, позволяющего раскрыть структуру и содержание детско-родительских отношений с точки зрения степени сформированности коллективного субъекта. Обнаружено, что детско-родительская общность характеризуется наличием взаимосвязанности / взаимозависимости родителя и ребенка, стремлением к расширению сфер совместной с ребенком активности и рефлексивным отношением к индивидуальной и совместной жизнедеятельности в сочетании с типом родительского отношения «потворствующая гиперпротекция». В этом случае ребенок воспринимает семейную ситуацию положительно, он социально адекватен во взаимоотношениях с окружающими, любознателен и общителен. Обсуждаются перспективы полученных результатов для теории и практики изучения роли детско-родительских отношений в становлении личности ребенка.


Ключевые слова:

детско-родительские отношения, диада "мать–ребенок", коллективный субъект, старший дошкольник, субъектно-деятельностный подход, детско-родительская общность, онтогенез, личность, стиль родительского отношения, субъект

Библиография
1. Бернс Р., Кауфман С. Кинетический рисунок семьи.-М.: Смысл, 2003.-160 с.
2. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта.-М.: РАН. Ин-т психологии, 1994.-109 с.
3. Варга А. Я., Столин В. В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-С. 107-113.
4. Гильяшева И. П., Игнатьева Н. Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод. пособие.-Вып. 7.-М.: Фолиум, 1994.-64 с.
5. Донцов А. И., Дубовская Е. М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии.-1998.-№2.-С. 61-71.
6. Журавлев А. Л. Психология коллективного субъекта / Психология индивидуального и группового субъекта / Ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова.-М.: ПЕР СЭ, 2002.-С. 51-81.
7. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал.-2003.-Т. 24.-№ 5.-С. 45-57.
8. Кучеренко П. Н. Мотивация управленческой деятельности менеджеров образования: дис. ... канд. психол. наук.-Сыктывкар, 2005.-216 с.
9. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи.-М.: Изд. центр «Академия», 2007.-С. 142-146.
10. Осницкий А. К. Психология самостоятельности: Методы диагностики и исследования.-М.–Нальчик, Изд. дом. Эль-Фа, 1996.-126 с.
11. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир.-СПб.: Питер, 2003.-512 с.
12. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии.-2000.-№3.-С. 3-14.
13. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии.-2007.-№2.-С. 57-68.
14. Чернов Д. Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников // Психология и Психотехника.-2012.-2.-C. 6-14.
15. Чернов Д. Н. Особенности детско-родительских отношений при воспитании младших дошкольников в условиях эмиграции // Психология и психотехника.-2012.-№ 12.-С. 64-74.
16. Чернов Д. Н. Социокультурная обусловленность языковой компетенции ребенка: Проблемы и перспективы решения: Монография.-М. ТЕЗАУРУС, 2013.-155 с.
17. Чернов Д. Н. Субъектно-деятельностный подход к анализу детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников // NOTA BENE: Психология и психотехника: электрон. науч. журн.-2012.-№ 2.-URL: http://e-notabene.ru/psp/article_127.html (дата обращения: 13.11.2012).-С. 1-33.
18. Шведовская А. А. Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика.-2005.-№ 4.-С. 70-103.
19. Эйдемиллер Ю. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи.-СПб.: Питер, 2000.-656 с
References
1. Berns R., Kaufman S. Kineticheskii risunok sem'i.-M.: Smysl, 2003.-160 s.
2. Brushlinskii A. V. Problemy psikhologii sub''ekta.-M.: RAN. In-t psikhologii, 1994.-109 s.
3. Varga A. Ya., Stolin V. V. Test-oprosnik roditel'skogo otnosheniya // Praktikum po psikhodiagnostike.-M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1988.-S. 107-113.
4. Gil'yasheva I. P., Ignat'eva N. D. Metodika issledovaniya mezhlichnostnykh otnoshenii rebenka: Metod. posobie.-Vyp. 7.-M.: Folium, 1994.-64 s.
5. Dontsov A. I., Dubovskaya E. M., Ulanovskaya I. M. Razrabotka kriteriev analiza sovmestnoi deyatel'nosti // Voprosy psikhologii.-1998.-№2.-S. 61-71.
6. Zhuravlev A. L. Psikhologiya kollektivnogo sub''ekta / Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub''ekta / Red. A. V. Brushlinskii, M. I. Volovikova.-M.: PER SE, 2002.-S. 51-81.
7. Karpov A. V. Refleksivnost' kak psikhicheskoe svoistvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskii zhurnal.-2003.-T. 24.-№ 5.-S. 45-57.
8. Kucherenko P. N. Motivatsiya upravlencheskoi deyatel'nosti menedzherov obrazovaniya: dis. ... kand. psikhol. nauk.-Syktyvkar, 2005.-216 s.
9. Liders A. G. Psikhologicheskoe obsledovanie sem'i.-M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2007.-S. 142-146.
10. Osnitskii A. K. Psikhologiya samostoyatel'nosti: Metody diagnostiki i issledovaniya.-M.–Nal'chik, Izd. dom. El'-Fa, 1996.-126 s.
11. Rubinshtein S. L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir.-SPb.: Piter, 2003.-512 s.
12. Smirnova E. O., Bykova M. V. Opyt issledovaniya struktury i dinamiki roditel'skogo otnosheniya // Voprosy psikhologii.-2000.-№3.-S. 3-14.
13. Smirnova E. O., Sokolova M. V. Struktura i dinamika roditel'skogo otnosheniya v ontogeneze rebenka // Voprosy psikhologii.-2007.-№2.-S. 57-68.
14. Chernov D. N. Osobennosti detsko-roditel'skikh otnoshenii v sem'yakh, vospityvayushchikh mladshikh doshkol'nikov // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2012.-2.-C. 6-14.
15. Chernov D. N. Osobennosti detsko-roditel'skikh otnoshenii pri vospitanii mladshikh doshkol'nikov v usloviyakh emigratsii // Psikhologiya i psikhotekhnika.-2012.-№ 12.-S. 64-74.
16. Chernov D. N. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' yazykovoi kompetentsii rebenka: Problemy i perspektivy resheniya: Monografiya.-M. TEZAURUS, 2013.-155 s.
17. Chernov D. N. Sub''ektno-deyatel'nostnyi podkhod k analizu detsko-roditel'skikh otnoshenii v sem'yakh, vospityvayushchikh mladshikh doshkol'nikov // NOTA BENE: Psikhologiya i psikhotekhnika: elektron. nauch. zhurn.-2012.-№ 2.-URL: http://e-notabene.ru/psp/article_127.html (data obrashcheniya: 13.11.2012).-S. 1-33.
18. Shvedovskaya A. A. Ispol'zovanie metodiki «roditel'skoe sochinenie» v diagnostike detsko-roditel'skikh otnoshenii v doshkol'nom vozraste // Psikhologicheskaya diagnostika.-2005.-№ 4.-S. 70-103.
19. Eidemiller Yu. G., Yustitskis V. V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i.-SPb.: Piter, 2000.-656 s
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.