по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 02, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-0.923076923077-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Поль Рикёр о духовном мире человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.11135

Аннотация: Обсуждение духовного мира человека занимает значительное место в философских работах Поля Рикёра. Феномен духовности философ связывает с проблемой человеческой субъективности. Он обращается к анализу человеческих страстей и воли как источника поступков. Имманентность страсти, по его мнению, обнаруживается тогда, когда она всецело определена в составе воли. Рикёр озабочен тем, чтобы применить герменевтический анализ к рассмотрению дорефлексивных форм жизни и культуры. Так он подходит к проблеме амбивалентности чувств человека. Рикёр проводит различие между знаком и символом, подчеркивая, что символ не указывает на предмет как на вещь. Природа символа предполагает обнаружение неявного, скрытого смысла. Символ по определению духовен. При изложении материала используется герменевтический метод. Вместе с тем учитывается также феноменологический метод. Продолжается линия рефлексивной философии, обнаруживается зависимость от гуссерлевской феноменологии и предлагается герменевтический вариант этой феноменологии. Новизна статьи в попытке нового анализа феномена духовности в творчества П. Рикёра. Проблема связана с дорефлексивными формами жизни и культуры. Отмечено, что духовность зарождается именно в этих формах. Отсюда проводится сопоставление знака и символа, выявляется амбивалентная природа человеческих чувств. Значительное внимание уделено человеческих страстях как выражению подлинно человеческого.
Гуревич П.С. - Поль Рикёр о духовном мире человека c. 127-130

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64030

Аннотация: Обсуждение духовного мира человека занимает значительное место в философских работах Поля Рикёра. Феномен духовности философ связывает с проблемой человеческой субъективности. Он обращается к анализу человеческих страстей и воли как источника поступков. Имманентность страсти, по его мнению, обнаруживается тогда, когда она всецело определена в составе воли. Рикёр озабочен тем, чтобы применить герменевтический анализ к рассмотрению дорефлексивных форм жизни и культуры. Так он подходит к проблеме амбивалентности чувств человека. Рикёр проводит различие между знаком и символом, подчеркивая, что символ не указывает на предмет как на вещь. Природа символа предполагает обнаружение неявного, скрытого смысла. Символ по определению духовен. При изложении материала используется герменевтический метод. Вместе с тем учитывается также феноменологический метод. Продолжается линия рефлексивной философии, обнаруживается зависимость от гуссерлевской феноменологии и предлагается герменевтический вариант этой феноменологии. Новизна статьи в попытке нового анализа феномена духовности в творчества П. Рикёра. Проблема связана с дорефлексивными формами жизни и культуры. Отмечено, что духовность зарождается именно в этих формах. Отсюда проводится сопоставление знака и символа, выявляется амбивалентная природа человеческих чувств. Значительное внимание уделено человеческих страстях как выражению подлинно человеческого.
Социальные страсти
Клюева Н.В., Арефьева Н.С. - Проявление доверия и манипуляций в управлении

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10978

Аннотация: Статья посвящена изучению вопросов использования манипулятивных стратегий в общении у руководителей, связи манипулирования и уровня доверия у руководителей к себе и персоналу в организации. Выявлено, что проявление данных феноменов различно у представителей бизнес и бюджетных организаций. Доказано, что руководители бизнес – организаций (малый бизнес) ориентированы на использование в управлении манипулятивных стратегий, что обусловлено особенностями современной российской деловой культуры и низким уровнем доверия к себе и персоналу, работающему в организации. Исследование показало, что среди руководителей, использующих манипулятивные стратегии общения, преобладают руководители с низким доверием, как к себе, так и в организации. Доверие трудно построить и поддерживать и важной задачей является попытка выявить, на каком уровне доверия построены организационные отношения и какие факторы связаны с уровнем доверия/не доверия. В статье также дается краткая характеристика психологического портрета руководителя с точки зрения использования манипулятивных стратегий, отношения доверия/не доверия к себе/к организации на примере руководителей бизнес организаций и представителей бюджетной сферы. Это необходимо для выявления глубинных причин использования манипулятивных стратегий (прояснение мировоззренческих позиций), для понимания смыслов, которые придают руководители отношениям с персоналом.
Клюева Н.В., Арефьева Н.С. - Проявление доверия и манипуляций в управлении c. 131-138

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64031

Аннотация: Статья посвящена изучению вопросов использования манипулятивных стратегий в общении у руководителей, связи манипулирования и уровня доверия у руководителей к себе и персоналу в организации. Выявлено, что проявление данных феноменов различно у представителей бизнес и бюджетных организаций. Доказано, что руководители бизнес – организаций (малый бизнес) ориентированы на использование в управлении манипулятивных стратегий, что обусловлено особенностями современной российской деловой культуры и низким уровнем доверия к себе и персоналу, работающему в организации. Исследование показало, что среди руководителей, использующих манипулятивные стратегии общения, преобладают руководители с низким доверием, как к себе, так и в организации. Доверие трудно построить и поддерживать и важной задачей является попытка выявить, на каком уровне доверия построены организационные отношения и какие факторы связаны с уровнем доверия/не доверия. В статье также дается краткая характеристика психологического портрета руководителя с точки зрения использования манипулятивных стратегий, отношения доверия/не доверия к себе/к организации на примере руководителей бизнес организаций и представителей бюджетной сферы. Это необходимо для выявления глубинных причин использования манипулятивных стратегий (прояснение мировоззренческих позиций), для понимания смыслов, которые придают руководители отношениям с персоналом.
Интеллектуальные игры
Звонова Е.Е. - О космическом сознании А. Л. Чижевского

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.11015

Аннотация: Предметом настоящей статьи является природа сознания Александра Леонидовича Чижевского. Приводится ряд аргументов, подтверждающих гипотезу о том, что выдающийся мыслитель обладал космическим сознанием, высшей формой сознания, которую подробно описал, исследовал и проиллюстрировал многочисленными примерами канадский психиатр второй половины XIX века Ричард Морис Бёкк. Обоснованность доводов, говорящих в пользу предположения о причастности Чижевского к космическому сознанию, достигается путем детального анализа феноменологии и сущности данного явления (при этом особое значение имеет обращение к концепции космической игры Станислава Грофа), а также личных качеств и творчества Александра Леонидовича. Метод или методология исследования (минимум 15 слов) При написании настоящей работы были использованы следующие методы: анализ литературы, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение. Научную новизну статьи составляет систематическое изучение сознания «Леонардо да Винчи XX века» на предмет его «космичности», понимаемой согласно Бёкку, а также попытка провести параллели между теорией космических эр, по-видимому, приписанной Чижевским Циолковскому, и концепцией космической игры Станислава Грофа. Основной вывод, к которому приходит автор в процессе исследования, заключается в том, что гипотеза о причастности Александра Леонидовича к космическому сознанию справедлива.
Звонова Е.Е. - О космическом сознании А. Л. Чижевского c. 139-151

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64032

Аннотация: Предметом настоящей статьи является природа сознания Александра Леонидовича Чижевского. Приводится ряд аргументов, подтверждающих гипотезу о том, что выдающийся мыслитель обладал космическим сознанием, высшей формой сознания, которую подробно описал, исследовал и проиллюстрировал многочисленными примерами канадский психиатр второй половины XIX века Ричард Морис Бёкк. Обоснованность доводов, говорящих в пользу предположения о причастности Чижевского к космическому сознанию, достигается путем детального анализа феноменологии и сущности данного явления (при этом особое значение имеет обращение к концепции космической игры Станислава Грофа), а также личных качеств и творчества Александра Леонидовича. Метод или методология исследования (минимум 15 слов) При написании настоящей работы были использованы следующие методы: анализ литературы, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение. Научную новизну статьи составляет систематическое изучение сознания «Леонардо да Винчи XX века» на предмет его «космичности», понимаемой согласно Бёкку, а также попытка провести параллели между теорией космических эр, по-видимому, приписанной Чижевским Циолковскому, и концепцией космической игры Станислава Грофа. Основной вывод, к которому приходит автор в процессе исследования, заключается в том, что гипотеза о причастности Александра Леонидовича к космическому сознанию справедлива.
Вершинные состояния духа
Шеркова Т.А. - Образно-символический язык древнеегипетской культуры: додинастический период

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10890

Аннотация: Космогонические мифы имели самое непосредственное отношение к жизни социума. Жизнедеятельность социального организма и поверение человека символически уподоблялись совершенному, священному, гармоничному космосу, картине мира, восходящей к первоистокам. Отсюда и основная функция ритуалов - восстановление, обносления космического порядка, направленных на вечное возвращение к началам мироздания в циклическом потоке времени. Поэтому ключевым считалось познание истоков, давших энергетический заряд, либидозную энергию развитию общества и человека. Образно-символический язык додинастической культуры древнего Египта заложил почву для дальнейшего развития культуры, отразившись в религиозно-мифологических текстах и ритуальной практике. Мифологические образы и мотивы архаического периода древнего Египта сопоставимы с архетипическими образами и символами в трансперсональной психологии. В статье сопоставляются мифологические символические образы и мотивы с идеями трансперсональной психологии. Осное направление этих сопоставлений связано с важнейшим образом Великой матери, ее фуункциями в контексте космогонических представлений, сопоставимых с идеей эмбриологических исследований в глубинной психологии. В русле современных тенденций синтеза наук данная статья посвящена исследованию древнеегипетской мифологии, архетипических символических образов,которые являются основой для изучения ряда аспектов в трансперсональной психологии. Так, образно-символический язык древнеегипетской культуры раскрывает осознаваемые архетипические образы бессознательного древнего и современного человека.
Шеркова Т.А. - Образно-символический язык древнеегипетской культуры: додинастический период c. 152-166

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64033

Аннотация: Космогонические мифы имели самое непосредственное отношение к жизни социума. Жизнедеятельность социального организма и поверение человека символически уподоблялись совершенному, священному, гармоничному космосу, картине мира, восходящей к первоистокам. Отсюда и основная функция ритуалов - восстановление, обносления космического порядка, направленных на вечное возвращение к началам мироздания в циклическом потоке времени. Поэтому ключевым считалось познание истоков, давших энергетический заряд, либидозную энергию развитию общества и человека. Образно-символический язык додинастической культуры древнего Египта заложил почву для дальнейшего развития культуры, отразившись в религиозно-мифологических текстах и ритуальной практике. Мифологические образы и мотивы архаического периода древнего Египта сопоставимы с архетипическими образами и символами в трансперсональной психологии. В статье сопоставляются мифологические символические образы и мотивы с идеями трансперсональной психологии. Осное направление этих сопоставлений связано с важнейшим образом Великой матери, ее фуункциями в контексте космогонических представлений, сопоставимых с идеей эмбриологических исследований в глубинной психологии. В русле современных тенденций синтеза наук данная статья посвящена исследованию древнеегипетской мифологии, архетипических символических образов,которые являются основой для изучения ряда аспектов в трансперсональной психологии. Так, образно-символический язык древнеегипетской культуры раскрывает осознаваемые архетипические образы бессознательного древнего и современного человека.
Психология высших устремлений
Энфиаджян А.С. - Sublimation psychology: Essence Coding Theory and Sympho-electronic music as tools for deep psychotherapy in art-humanitarian practice

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10893

Аннотация: The article addresses the need for a new direction of psychology known as “sublimation psychology”, prerequisites for the creation of which have emerged in the scientific discoveries of the last decades in the fields of psychoneuroendocrinology, psychoneurology and psychogenetics. In the context of developing sublimation psychology, we have investigated the various properties and characteristics of “Sympho-Electronic Music” (SEM) – a new musical genre, which has a strong essence impact potential. We analyze the advantages of using SEM in the deep-essence psychotherapy of art-humanitarian practice (AHP), based on the implementation of the major principles and fundamental medical and psychological aspects of Essence Coding Theory (ECT). Primarily, the article uses a complex methodological concept, in which the basal toolkit of holistic meta-heuristic ECT doctrine takes a central, key position. We show a fundamental difference of sublimation psychology from all other areas of psychology, expressed by its explicit focus on the scope of various ethical attributions and aesthetic competencies implemented in AHP. In the context of developing various aspects of AHP, we introduce new concepts, such as “essence code”, “essence psycho-neuroendocrine status”, “essence R-E neuroprocessing”, “essence genome-hormonal reception”, “essence transmutation”, “vital information system”, “ethical levels”, “passionary-evolutionary ethics”, “sublimation aesthetics”, “exo-psychological control”, “dormant genomic programs”, “matrix of essence standards”, “detector of essence errors”, “code of spiritual rank”, “aesthetic-sublimation insight”, “immortalization index”, “noematic theurgy” and others.We have identified reasons for which the psychotechnics of art-humanitarian practice should use music created with digital technology, and especially the music of the pioneering genre SEM, closely associated with such new musicological concepts as “timbre-keeping”, “emotive typology of timbre”, “class of organs”,“sympho-electronic organ”, “sonoristic analysis”, “sonoristic matrix”, “sonoristic bench mark”, “sacral acoustics”, “coding-numeric score”, “coding-numeric aesthetics”, etc.
Энфи А.С. - Sublimation psychology: Essence Coding Theory and Sympho-electronic music as tools for deep psychotherapy in art-humanitarian practice c. 167-172

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64034

Аннотация: The article addresses the need for a new direction of psychology known as “sublimation psychology”, prerequisites for the creation of which have emerged in the scientific discoveries of the last decades in the fields of psychoneuroendocrinology, psychoneurology and psychogenetics. In the context of developing sublimation psychology, we have investigated the various properties and characteristics of “Sympho-Electronic Music” (SEM) – a new musical genre, which has a strong essence impact potential. We analyze the advantages of using SEM in the deep-essence psychotherapy of art-humanitarian practice (AHP), based on the implementation of the major principles and fundamental medical and psychological aspects of Essence Coding Theory (ECT). Primarily, the article uses a complex methodological concept, in which the basal toolkit of holistic meta-heuristic ECT doctrine takes a central, key position. We show a fundamental difference of sublimation psychology from all other areas of psychology, expressed by its explicit focus on the scope of various ethical attributions and aesthetic competencies implemented in AHP. In the context of developing various aspects of AHP, we introduce new concepts, such as “essence code”, “essence psycho-neuroendocrine status”, “essence R-E neuroprocessing”, “essence genome-hormonal reception”, “essence transmutation”, “vital information system”, “ethical levels”, “passionary-evolutionary ethics”, “sublimation aesthetics”, “exo-psychological control”, “dormant genomic programs”, “matrix of essence standards”, “detector of essence errors”, “code of spiritual rank”, “aesthetic-sublimation insight”, “immortalization index”, “noematic theurgy” and others.We have identified reasons for which the psychotechnics of art-humanitarian practice should use music created with digital technology, and especially the music of the pioneering genre SEM, closely associated with such new musicological concepts as “timbre-keeping”, “emotive typology of timbre”, “class of organs”,“sympho-electronic organ”, “sonoristic analysis”, “sonoristic matrix”, “sonoristic bench mark”, “sacral acoustics”, “coding-numeric score”, “coding-numeric aesthetics”, etc.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Щелокова Ю.В. - Поиск любви в безлюбом мире

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10852

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является сущность любовного чувства, выражающаяся в концепции Платона, трактующей любовь как стремление восполнить утраченную целостность, которая была возрождена и по-новому ранжирована в трудах представителей гуманистической психологии: Эриха Фромма, Гордона Олпорта, Карен Хорни, Гарри Салливана и других. Автор рассматривает различные виды любви, освещает проблему оскудения эмоционального мира современного человека, в сравнении, например, с античным греком, появления новых невротических видов любви, обусловленных проникновением рыночных отношений в самые глубинные и интимные стороны человеческой жизни. В работе в различных комбинациях в зависимости от поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: метод сравнительного анализа, синтез, структурный и системный методы. Научная новизна данной статьи состоит в том, что в ней освещена идея любви Платона, возрожденная и получившая философско-антропологическое осмысление в неофрейдизме, что позволило рассмотреть феномен любви в «человеческом измерении». Автором было акцентировано внимание, на том, что представителями данного направления был сделан огромный вклад в изучении данной темы, а не только темы личности, индивидуальности, ценности человека. Любовь существует в разных формах, можно говорить о ее многообразных проявлениях, меняющихся от эпохи к эпохе, различных видах, но существует глубинная сущность любви, выражающаяся в тоске человека по утраченной целостности и стремлении восполнить свою фрагментарность, разорванность, незавершенность в продуктивном союзе с другим человеком. Эмоциональный мир современного человека оскудевает, появляются новые невротические формы проявления любви, подменяющие живые чувства рыночными отношениями. В гуманистической психологии впервые за долгое время было привлечено внимание к теме любви, была возрождена концепция любви как разрешения главной проблемы человеческого бытия, данная тема была ранжирована на материале современного общества.
Щелокова Ю.В. - Поиск любви в безлюбом мире c. 173-181

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64035

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является сущность любовного чувства, выражающаяся в концепции Платона, трактующей любовь как стремление восполнить утраченную целостность, которая была возрождена и по-новому ранжирована в трудах представителей гуманистической психологии: Эриха Фромма, Гордона Олпорта, Карен Хорни, Гарри Салливана и других. Автор рассматривает различные виды любви, освещает проблему оскудения эмоционального мира современного человека, в сравнении, например, с античным греком, появления новых невротических видов любви, обусловленных проникновением рыночных отношений в самые глубинные и интимные стороны человеческой жизни. В работе в различных комбинациях в зависимости от поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: метод сравнительного анализа, синтез, структурный и системный методы. Научная новизна данной статьи состоит в том, что в ней освещена идея любви Платона, возрожденная и получившая философско-антропологическое осмысление в неофрейдизме, что позволило рассмотреть феномен любви в «человеческом измерении». Автором было акцентировано внимание, на том, что представителями данного направления был сделан огромный вклад в изучении данной темы, а не только темы личности, индивидуальности, ценности человека. Любовь существует в разных формах, можно говорить о ее многообразных проявлениях, меняющихся от эпохи к эпохе, различных видах, но существует глубинная сущность любви, выражающаяся в тоске человека по утраченной целостности и стремлении восполнить свою фрагментарность, разорванность, незавершенность в продуктивном союзе с другим человеком. Эмоциональный мир современного человека оскудевает, появляются новые невротические формы проявления любви, подменяющие живые чувства рыночными отношениями. В гуманистической психологии впервые за долгое время было привлечено внимание к теме любви, была возрождена концепция любви как разрешения главной проблемы человеческого бытия, данная тема была ранжирована на материале современного общества.
Профессиональная психология
Калекина А.В. - Основные направления и подходы к изучению профессиональной культуры инженеров-конструкторов

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10800

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных направлений и подходов к изучению профессиональной культуры инженеров-конструкторов. Сущность профессиональной культуры инженеров-конструкторов рассматривается с позиций дисциплинарных и общеметодологических подходов, что создает предпосылки построения методологического конструкта, необходимого для исследования ее актуального состояния в современном российском обществе и понимания возможностей трансформации в инновационный тип. Анализ существующих подходов делает обоснованным вывод о наличии теоретико-методологических проблем в интерпретации профессиональной культуры. В рамках каждого отдельного подхода профессиональная культура рассматривается в одной проекции, акцентирующей внимание на каких-либо отдельных ее аспектах, что приводит к различным определениям. В работе рассматриваются следующие подходы к изучению профессиональной культуры: философский, культурологический, личностный, ценностно-ориентационный, социально-психологический, духовно-нравственный, профессионально-деятельностный, профессионально-стратификационный и другие. В связи с этим автором была предпринята попытка рассмотреть профессиональную культуру под разными углами зрения, выбирая их с учетом специфики профессиональной деятельности и объединяя в соответствии с исследовательским замыслом. Основываясь на данных теоретико-методологических положениях, в соответствии с перечисленными признаками инженерной профессии, в статье уточнено понятие «профессиональная культура инженеров-конструкторов». Выявленные подходы имеют принципиальное методологическое и мировоззренческое значение, задавая различные системы отсчета для понимания проблемы исследования профессиональной культуры инженеров-конструкторов.
Калекина А.В. - Основные направления и подходы к изучению профессиональной культуры инженеров-конструкторов c. 182-191

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64036

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных направлений и подходов к изучению профессиональной культуры инженеров-конструкторов. Сущность профессиональной культуры инженеров-конструкторов рассматривается с позиций дисциплинарных и общеметодологических подходов, что создает предпосылки построения методологического конструкта, необходимого для исследования ее актуального состояния в современном российском обществе и понимания возможностей трансформации в инновационный тип. Анализ существующих подходов делает обоснованным вывод о наличии теоретико-методологических проблем в интерпретации профессиональной культуры. В рамках каждого отдельного подхода профессиональная культура рассматривается в одной проекции, акцентирующей внимание на каких-либо отдельных ее аспектах, что приводит к различным определениям. В работе рассматриваются следующие подходы к изучению профессиональной культуры: философский, культурологический, личностный, ценностно-ориентационный, социально-психологический, духовно-нравственный, профессионально-деятельностный, профессионально-стратификационный и другие. В связи с этим автором была предпринята попытка рассмотреть профессиональную культуру под разными углами зрения, выбирая их с учетом специфики профессиональной деятельности и объединяя в соответствии с исследовательским замыслом. Основываясь на данных теоретико-методологических положениях, в соответствии с перечисленными признаками инженерной профессии, в статье уточнено понятие «профессиональная культура инженеров-конструкторов». Выявленные подходы имеют принципиальное методологическое и мировоззренческое значение, задавая различные системы отсчета для понимания проблемы исследования профессиональной культуры инженеров-конструкторов.
Психология и педагогика
Уддин М. - Personal and motivational aspects of students studying in traditional face-to-face system and distance education system

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10932

Аннотация: Personal and motivational aspects of students studying in traditional face-to-face system and distance education system: As the popularity of distance higher education has been growing rapidly all over the world, the importance of understanding psycho-pedagogical issues of learners studying in distance education has been growing too. In this article an attempt has been made to present findings of a dissertation research on various psycho-pedagogical components like self-actualization, self-regulation, locus of control, achievement motivation, and academic performance. Research methodology: A number of scientific methods such as colligation, comparison, theoretical analysis of philosophy, pedagogical and psychological literature, regulation and guidance documents issued by the government of Russian Federation; empirical methods: observation, discussion, interview, test, questionnaire; psychological methods: test and questionnaire. Psychological tests: To reveal personal characteristics of students following tests, well-accepted and widely used in Russia and other countries, are used: Self-actualization Test (adapted and modified version of Personal Orientation Inventory developed by Everett Shostrom (Aloshina, Gozman, Jagik and Kruz) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загик, М.В.Кроз); Locus of control (based on Rotter but adapted and modified for using in Russia) (Bajhina, Golinika, Atkin) (Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд); Self-regulated behavior by Marasanova (В.И. Моросанова). A test originally developed Ryan and Yakunin (А.А.Реан и В.А.Якунина) but modified by Badmaeva (Н.Ц.Бадмаевой) has been used to diagnose academic motivation of students. A test developed by А. А. Реана. “motivation to success or feature of failure” has been used for diagnosing achievement motivation level of students. The study reveals influence of the following psychological characteristics of students studying in the face-to-face and distance education: the student of the both forms of education show a similar pattern of personal development for the following characteristics: self-esteem and self-actualization value; distance learners exhibit higher level of self-actualization and internal locus of control but no significant difference is found in the level of self-regulated behavior. Achievement motivation is higher for distance learners; significant correlation exists between achievement motivation and various indicators of personal development of students of the both forms of education.
Уддин М.. - Personal and motivational aspects of students studying in traditional face-to-face system and distance education system c. 192-200

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64037

Аннотация: Personal and motivational aspects of students studying in traditional face-to-face system and distance education system: As the popularity of distance higher education has been growing rapidly all over the world, the importance of understanding psycho-pedagogical issues of learners studying in distance education has been growing too. In this article an attempt has been made to present findings of a dissertation research on various psycho-pedagogical components like self-actualization, self-regulation, locus of control, achievement motivation, and academic performance. Research methodology: A number of scientific methods such as colligation, comparison, theoretical analysis of philosophy, pedagogical and psychological literature, regulation and guidance documents issued by the government of Russian Federation; empirical methods: observation, discussion, interview, test, questionnaire; psychological methods: test and questionnaire. Psychological tests: To reveal personal characteristics of students following tests, well-accepted and widely used in Russia and other countries, are used: Self-actualization Test (adapted and modified version of Personal Orientation Inventory developed by Everett Shostrom (Aloshina, Gozman, Jagik and Kruz) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загик, М.В.Кроз); Locus of control (based on Rotter but adapted and modified for using in Russia) (Bajhina, Golinika, Atkin) (Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд); Self-regulated behavior by Marasanova (В.И. Моросанова). A test originally developed Ryan and Yakunin (А.А.Реан и В.А.Якунина) but modified by Badmaeva (Н.Ц.Бадмаевой) has been used to diagnose academic motivation of students. A test developed by А. А. Реана. “motivation to success or feature of failure” has been used for diagnosing achievement motivation level of students. The study reveals influence of the following psychological characteristics of students studying in the face-to-face and distance education: the student of the both forms of education show a similar pattern of personal development for the following characteristics: self-esteem and self-actualization value; distance learners exhibit higher level of self-actualization and internal locus of control but no significant difference is found in the level of self-regulated behavior. Achievement motivation is higher for distance learners; significant correlation exists between achievement motivation and various indicators of personal development of students of the both forms of education.
Ключи творчества
Машошина А.А. - Роль креативности личности в построении жизненного пути (методические аспекты)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10461

Аннотация: В работе описывается методика исследования для выявления взаимосвязей между характеристиками субъективной картины жизненного пути и креативности в интересах разработки рекомендаций по формированию успешных (в широком смысле) личностей. Первым этапом разработки методики исследования было формирование группы респондентов для тестирования. В основу методики была положена идея проанализировать взаимосвязи характеристик креативности и СКЖП у представительной группы успешных личностей. Вторым сложным аспектом разработки методики исследования явился выбор методик тестирования респондентов. На базе выбранных методик был разработан удобный для заполнения опросник на 25 листах и подробная инструкция как отвечать на вопросы опросника. Т.е. другими словами, идея состоит в том, чтобы статистически обобщить опыт состоявшихся (а значит креативных в широком смысле) личностей по построению своего жизненного пути. Чтобы вызвать респондентов при ответах на вопросы на максимальную откровенность, были приняты меры по сохранению конфиденциальности ответов.
Машошина А.А. - Роль креативности личности в построении жизненного пути (методические аспекты) c. 201-207

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64038

Аннотация: В работе описывается методика исследования для выявления взаимосвязей между характеристиками субъективной картины жизненного пути и креативности в интересах разработки рекомендаций по формированию успешных (в широком смысле) личностей. Первым этапом разработки методики исследования было формирование группы респондентов для тестирования. В основу методики была положена идея проанализировать взаимосвязи характеристик креативности и СКЖП у представительной группы успешных личностей. Вторым сложным аспектом разработки методики исследования явился выбор методик тестирования респондентов. На базе выбранных методик был разработан удобный для заполнения опросник на 25 листах и подробная инструкция как отвечать на вопросы опросника. Т.е. другими словами, идея состоит в том, чтобы статистически обобщить опыт состоявшихся (а значит креативных в широком смысле) личностей по построению своего жизненного пути. Чтобы вызвать респондентов при ответах на вопросы на максимальную откровенность, были приняты меры по сохранению конфиденциальности ответов.
Психология развития
Киракосян А.Х. - Коррекция психологической готовности ребенка к занятию в образовательном процессе.

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10833

Аннотация: На основе теоретического анализа обосновывается представление о психологической коррекции в образовании как коррекции состояния готовности ребенка к школьным занятиям. Анализируя место коррекции в образовательном процессе, задачи, которые она решает, критерии ее эффективности, а так же специфику в отношении педагогических мер преодоления неуспеваемости, предлагается рассматривать психологическую готовность к занятиям как предмет коррекционного воздействия. Условиями готовности к занятиям выступают компоненты психологической готовности - когнитивный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты готовности. Методологическим базисом, стоящим за анализируемыми в статье процессами выступает деятельностный подход к учению, связанный с представлениями о развитии ребенка, как происходящим в его активной деятельности. Рассморение готовности к занятиям как предмета коррекционного воздействия позволяет обосновать, что хотя показаниями к коррекции в учении выступает не оптимальность когнитивного компонента (часто неуспеваемость), в целях эффективности последующего учения направлена она должна быть первоначально на мотивационный и эмоционально-волевой компоненты.
Киракосян А.Х. - Коррекция психологической готовности ребенка к занятию в образовательном процессе. c. 208-217

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64039

Аннотация: На основе теоретического анализа обосновывается представление о психологической коррекции в образовании как коррекции состояния готовности ребенка к школьным занятиям. Анализируя место коррекции в образовательном процессе, задачи, которые она решает, критерии ее эффективности, а так же специфику в отношении педагогических мер преодоления неуспеваемости, предлагается рассматривать психологическую готовность к занятиям как предмет коррекционного воздействия. Условиями готовности к занятиям выступают компоненты психологической готовности - когнитивный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты готовности. Методологическим базисом, стоящим за анализируемыми в статье процессами выступает деятельностный подход к учению, связанный с представлениями о развитии ребенка, как происходящим в его активной деятельности. Рассморение готовности к занятиям как предмета коррекционного воздействия позволяет обосновать, что хотя показаниями к коррекции в учении выступает не оптимальность когнитивного компонента (часто неуспеваемость), в целях эффективности последующего учения направлена она должна быть первоначально на мотивационный и эмоционально-волевой компоненты.
Психотехника
Мартьянова Г.Ю. - Эффективность применения техники поведенческой психотерапии в возрастно-психологическом консультировании

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10247

Аннотация: Статья описывает результаты апробации техники поведенческого подхода «Ступенька за ступенькой» в возрастно-психологическом консультировании. Целью проводимого исследования является доказательство ее эффективности в консультативной деятельности. Созданная первоначально для оказания терапевтического воздействия на семью с больным ребенком, техника в большей мере отражает условия психологического консультирования. В статье анализируется ее содержание на каждом этапе консультативной работы. Определяются факторы, позволяющие соотносить коррекционные механизмы поведенческой техники с нарушениями родительской позиции. Апробация материала осуществлялась на репрезентативной выборке родителей – клиентов психологического консультирования. В ходе эксперимента сравнивалось воздействие на две группы испытуемых различными приемами: предлагаемой техникой и вынесением рекомендаций. Сравнение эмпирических данных подтвердило возможность изменений в родительских установках и Я – концепции за счет систематического анализа нежелательных детских реакций и системы собственных предъявляемых требований. Основными консультативными эффектами при этом выступили осознание, дистанцирование и переструктурирование. Показано, что техника соответствует принципам консультирования родителей и удовлетворяет их потребности в получении помощи.
Мартьянова Г.Ю. - Эффективность применения техники поведенческой психотерапии в возрастно-психологическом консультировании c. 218-224

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64040

Аннотация: Статья описывает результаты апробации техники поведенческого подхода «Ступенька за ступенькой» в возрастно-психологическом консультировании. Целью проводимого исследования является доказательство ее эффективности в консультативной деятельности. Созданная первоначально для оказания терапевтического воздействия на семью с больным ребенком, техника в большей мере отражает условия психологического консультирования. В статье анализируется ее содержание на каждом этапе консультативной работы. Определяются факторы, позволяющие соотносить коррекционные механизмы поведенческой техники с нарушениями родительской позиции. Апробация материала осуществлялась на репрезентативной выборке родителей – клиентов психологического консультирования. В ходе эксперимента сравнивалось воздействие на две группы испытуемых различными приемами: предлагаемой техникой и вынесением рекомендаций. Сравнение эмпирических данных подтвердило возможность изменений в родительских установках и Я – концепции за счет систематического анализа нежелательных детских реакций и системы собственных предъявляемых требований. Основными консультативными эффектами при этом выступили осознание, дистанцирование и переструктурирование. Показано, что техника соответствует принципам консультирования родителей и удовлетворяет их потребности в получении помощи.
IN MEMORIUM
- Памяти Владимира Петровича Зинченко c. 225-225

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64114

Аннотация: The article is dedicated to the memory of a famous philosopher, psychologist, member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Psychology, professor and a legendary person Vladimir Petrovich Zinchenko.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.