Статья 'Коррекция психологической готовности ребенка к занятию в образовательном процессе. ' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Коррекция психологической готовности ребенка к занятию в образовательном процессе.

Киракосян Анна Хачатуровна

младший научный сотрудник, лаборатория педагогической психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9.

Kirakosyan Anna

senior researcher of the Laboratory of Pedagogical Psychology at Lomonosov Moscow State University

125009, Moscow, str. Mokhovaya, h. 11, bld. 9.

anutini-glazki@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2014.2.10833

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-0.923076923077-2014


Аннотация: На основе теоретического анализа обосновывается представление о психологической коррекции в образовании как коррекции состояния готовности ребенка к школьным занятиям. Анализируя место коррекции в образовательном процессе, задачи, которые она решает, критерии ее эффективности, а так же специфику в отношении педагогических мер преодоления неуспеваемости, предлагается рассматривать психологическую готовность к занятиям как предмет коррекционного воздействия. Условиями готовности к занятиям выступают компоненты психологической готовности - когнитивный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты готовности. Методологическим базисом, стоящим за анализируемыми в статье процессами выступает деятельностный подход к учению, связанный с представлениями о развитии ребенка, как происходящим в его активной деятельности. Рассморение готовности к занятиям как предмета коррекционного воздействия позволяет обосновать, что хотя показаниями к коррекции в учении выступает не оптимальность когнитивного компонента (часто неуспеваемость), в целях эффективности последующего учения направлена она должна быть первоначально на мотивационный и эмоционально-волевой компоненты.


Ключевые слова:

коррекция познавательной сферы, психологическая готовность, защитные реакции, мотивационный компонент готовности, эмоционально-волевой компонент готовности, когнитивный компонент готовности, готовность к коррекции, отношение к учению, предмет коррекции, образование

Библиография
1. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога.-М, 2001.
2. Семаго Н.Я., Семаго Н.Н. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М, 2000.
3. Психокоррекция: теория и практика. М, 1995. Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П. Добриденя, О.Н. Усановой.
4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Питер, 2008.
5. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции. Дис. … докт. пс. наук. М, 2002.
6. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. М., 2000.
7. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. М, 1998.
8. Психолого-педагогическое сопровождения развития учащихся. Новокузнецк, 2002.
9. Андрушенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников// Психолог в начальной школе. Волгоград, 1995.
10. Лидерс А.Г. Развитие и коррекция произвольности речевого общения у детей 6-8 лет. // Психолог в начальной школе. Волгоград, 1995.
11. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. М, 2004.
12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. М.-1976.-стр. 4.
13. Шишкина О.А. Психолого-педагогические условия возникновения ситуативной готовности учащихся средней школы к занятию : диссертация ... кандидата психологических наук : [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. психологии]
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.-1968.
15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
16. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. Ярославль-«Аверс Пресс».-2004. Стр. 190.
17. Деркач А. А., Селезнева Е. В., Михалов О. В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен.-Москва Изд-во РАГС 2008.
18. Славина Л.С. Трудные дети. М., Воронеж, 1998.
19. Гаврилова Т.П. О трудностях и переживаниях младшего школьника. // Психолог в начальной школе. Волгоград 1995.
20. О.Д. Стельмах Особенности психокоррекционных занятий в различных игровых группах // Психология и психотехника.-2013.-1.-C. 76-80. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.01.8.
21. Е.С. Игнатова Концепция психологической службы в современном образовании. // Психология и психотехника.-2011.-3.-C. 87-96.
22. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование как информационный процесс и перспективы его футуризации // NB: Педагогика и просвещение.-2013.-2.-C. 1-57. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_8997.html
23. Кананыкина Е.С. История законодательства об образовании французской школы // NB: Педагогика и просвещение.-2013.-3.-C. 1-17. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_1138.html
24. Кананыкина Е.С. Нормативно-правовое обеспечение обучения лиц c ограниченными возможностями в системах образования Франции и США // NB: Проблемы общества и политики.-2013.-3.-C. 74-103. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_455.html
25. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюционные парадигмы и модели образования XXI века // NB: Педагогика и просвещение.-2012.-1.-C. 1-67. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.1.59. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_59.html
26. О.А. Скоркин Здоровье школы // Педагогика и просвещение.-2012.-2.-C. 53-62.
27. Л.А. Грицай Гуманистическая модель семейного воспитания в педагогическом наследии Н.Н. Каринцева, И.О. Фесенко и П.П. Блонского // Педагогика и просвещение.-2012.-2.-C. 34-45.
28. Ткаченко О.В.. Психологически аспекты подготовки ребенка к условиям детского сада через вариативные формы дошкольного образования. // Психология и Психотехника.-2013.-№ 11.-C. 1112-1119. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.11.10018.
29. Л.А. Корешкова. Развитие интеллектуальных способностей средствами технологии «ИнтеллекТ». // Психология и Психотехника.-2013.-№ 3.-C. 283-287. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.03.8.
30. М.Ю. Стожарова, Н.А. Ремнева. Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников. // Педагогика и просвещение.-2012.-№ 4.-C. 59-63.
31. Е.А. Рожкова. Оценка учебной деятельности младших школьников как педагогическая проблема. // Психология и Психотехника.-2012.-№ 11.-C. 75-82.
32. В.Н. Барцевич. Факторы психологической безопасности школьной среды. // Психология и Психотехника.-2012.-№ 6.-C. 61-69.
33. О.А. Мельникова. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников на основе формирования опосредованной памяти с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. // Психология и Психотехника.-2012.-№ 3.-C. 103-109.
34. Е.Т. Цициашвили. Формирование навыков культурного поведения у учашихся старших классов (на примере специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). // Психология и Психотехника.-2011.-№ 10.-C. 65-72.
References
1. Ovcharova R.V. Tekhnologii prakticheskogo psikhologa.-M, 2001.
2. Semago N.Ya., Semago N.N. Problemnye deti. Osnovy diagnosticheskoi i korrektsionnoi raboty psikhologa. M, 2000.
3. Psikhokorrektsiya: teoriya i praktika. M, 1995. Pod red. Yu.S. Shevchenko, V.P. Dobridenya, O.N. Usanovoi.
4. Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Preodolenie trudnostei ucheniya: neiropsikhologicheskii podkhod. Piter, 2008.
5. Karabanova O.A. Sotsial'naya situatsiya razvitiya rebenka: struktura, dinamika, printsipy korrektsii. Dis. … dokt. ps. nauk. M, 2002.
6. Akimova M.K., Kozlova V.T. Psikhologicheskaya korrektsiya umstvennogo razvitiya shkol'nikov. M., 2000.
7. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya. Pod red. Dubrovinoi I.V. M, 1998.
8. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdeniya razvitiya uchashchikhsya. Novokuznetsk, 2002.
9. Andrushenko T.Yu., Karabekova N.V. Korrektsionno-razvivayushchie igry dlya mladshikh shkol'nikov// Psikholog v nachal'noi shkole. Volgograd, 1995.
10. Liders A.G. Razvitie i korrektsiya proizvol'nosti rechevogo obshcheniya u detei 6-8 let. // Psikholog v nachal'noi shkole. Volgograd, 1995.
11. Kruglova N.F. Psikhologicheskaya diagnostika i korrektsiya struktury uchebnoi deyatel'nosti mladshego shkol'nika. M, 2004.
12. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti. M.-1976.-str. 4.
13. Shishkina O.A. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya vozniknoveniya situativnoi gotovnosti uchashchikhsya srednei shkoly k zanyatiyu : dissertatsiya ... kandidata psikhologicheskikh nauk : [Mesto zashchity: Mosk. gos. un-t im. M.V. Lomonosova. Fak. psikhologii]
14. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.-1968.
15. Kravtsova E.E. Psikhologicheskie problemy gotovnosti detei k obucheniyu v shkole. M., 1991.
16. Nizhegorodtseva N.V. Sistemogeneticheskii analiz gotovnosti k obucheniyu. Yaroslavl'-«Avers Press».-2004. Str. 190.
17. Derkach A. A., Selezneva E. V., Mikhalov O. V. Gotovnost' k deyatel'nosti kak akmeologicheskii fenomen.-Moskva Izd-vo RAGS 2008.
18. Slavina L.S. Trudnye deti. M., Voronezh, 1998.
19. Gavrilova T.P. O trudnostyakh i perezhivaniyakh mladshego shkol'nika. // Psikholog v nachal'noi shkole. Volgograd 1995.
20. O.D. Stel'makh Osobennosti psikhokorrektsionnykh zanyatii v razlichnykh igrovykh gruppakh // Psikhologiya i psikhotekhnika.-2013.-1.-C. 76-80. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.01.8.
21. E.S. Ignatova Kontseptsiya psikhologicheskoi sluzhby v sovremennom obrazovanii. // Psikhologiya i psikhotekhnika.-2011.-3.-C. 87-96.
22. Ursul A.D., Ursul T.A. Obrazovanie kak informatsionnyi protsess i perspektivy ego futurizatsii // NB: Pedagogika i prosveshchenie.-2013.-2.-C. 1-57. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_8997.html
23. Kananykina E.S. Istoriya zakonodatel'stva ob obrazovanii frantsuzskoi shkoly // NB: Pedagogika i prosveshchenie.-2013.-3.-C. 1-17. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_1138.html
24. Kananykina E.S. Normativno-pravovoe obespechenie obucheniya lits c ogranichennymi vozmozhnostyami v sistemakh obrazovaniya Frantsii i SShA // NB: Problemy obshchestva i politiki.-2013.-3.-C. 74-103. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_455.html
25. Ursul A.D., Ursul T.A. Evolyutsionnye paradigmy i modeli obrazovaniya XXI veka // NB: Pedagogika i prosveshchenie.-2012.-1.-C. 1-67. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.1.59. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_59.html
26. O.A. Skorkin Zdorov'e shkoly // Pedagogika i prosveshchenie.-2012.-2.-C. 53-62.
27. L.A. Gritsai Gumanisticheskaya model' semeinogo vospitaniya v pedagogicheskom nasledii N.N. Karintseva, I.O. Fesenko i P.P. Blonskogo // Pedagogika i prosveshchenie.-2012.-2.-C. 34-45.
28. Tkachenko O.V.. Psikhologicheski aspekty podgotovki rebenka k usloviyam detskogo sada cherez variativnye formy doshkol'nogo obrazovaniya. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2013.-№ 11.-C. 1112-1119. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.11.10018.
29. L.A. Koreshkova. Razvitie intellektual'nykh sposobnostei sredstvami tekhnologii «IntellekT». // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2013.-№ 3.-C. 283-287. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.03.8.
30. M.Yu. Stozharova, N.A. Remneva. Vliyanie matematicheskoi deyatel'nosti na formirovanie poznavatel'nykh protsessov starshikh doshkol'nikov. // Pedagogika i prosveshchenie.-2012.-№ 4.-C. 59-63.
31. E.A. Rozhkova. Otsenka uchebnoi deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov kak pedagogicheskaya problema. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2012.-№ 11.-C. 75-82.
32. V.N. Bartsevich. Faktory psikhologicheskoi bezopasnosti shkol'noi sredy. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2012.-№ 6.-C. 61-69.
33. O.A. Mel'nikova. Preodolenie obshchego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov na osnove formirovaniya oposredovannoi pamyati s uchetom individual'no-differentsirovannogo podkhoda. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2012.-№ 3.-C. 103-109.
34. E.T. Tsitsiashvili. Formirovanie navykov kul'turnogo povedeniya u uchashikhsya starshikh klassov (na primere spetsial'nykh (korrektsionnykh) shkol-internatov dlya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei). // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2011.-№ 10.-C. 65-72.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.