по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 09, 2013
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-4.90909090909-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2013
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Лики образа

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.9595

Аннотация: Нидерландский философ Бенедикт Спиноза считал¸ что все природные существа, разумные и неразумные, поступают по законам своей природы. Высший закон природы заключается в том, что каждая вещь стремится остаться в своем состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой. Разумеется, камень не испытывает желания стать тучей или полноводной рекой. Тигр не мечтает стать львом, а кит – айсбергом. Более того, они изо всех хотят сохранить свое бытие. Это относится и к человеку. Только в сказках красавица превращается в лягушку, да и то не по своей воле. Впрочем, философ все же допускает некую вольность человека в этом законе природы. Он, разумеется, стремится сохранить свое бытие, которое определяет его существование и деятельность определенного рода. Правда, есть различия между людьми, но они проистекают от того, что человек обладает свободной волей. Стало быть, человек может изменить свой образ. Мужчина, как и женщина, способен отвергнуть свой пол, свою самотождественность. Они бросают вызов природе, преобразуют свою телесность, что влечет за собой смену и социальных ролей. В печати сообщалось о мужчине, который, не желая платить алименты на воспитание ребенка, прошел через операцию по смене пола и в качестве женщины попытался сбросить с себя обязанности кормильца. Автор статьи пытаться осветить суть этой проблемы, связанной с множеством ликов одного человеческого образа.
П.С. Гуревич - Лики образа c. 821-824

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.63225

Аннотация: Нидерландский философ Бенедикт Спиноза считал, что все природные существа, разумные и неразумные, поступают по законам своей природы. Высший закон природы заключается в том, что каждая вещь стремится остаться в своем состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой. Разумеется, камень не испытывает желания стать тучей или полноводной рекой. Тигр не мечтает стать львом, а кит – айсбергом. Более того, они изо всех хотят сохранить свое бытие. Это относится и к человеку. Только в сказках красавица превращается в лягушку, да и то не по своей воле. Впрочем, философ все же допускает некую вольность человека в этом законе природы. Он, разумеется, стремится сохранить свое бытие, которое определяет его существование и деятельность определенного рода. Правда, есть различия между людьми, но они проистекают от того, что человек обладает свободной волей. Стало быть, человек может изменить свой образ. Мужчина, как и женщина, способен отвергнуть свой пол, свою самотождественность. Они бросают вызов природе, преобразуют свою телесность, что влечет за собой смену и социальных ролей. В печати сообщалось о мужчине, который, не желая платить алименты на воспитание ребенка, прошел через операцию по смене пола и в качестве женщины попытался сбросить с себя обязанности кормильца. Автор статьи пытается осветить суть этой проблемы, связанной с множеством ликов одного человеческого образа.
Психология масс
Вафин А.М. - Политическая маргинальность: к проблеме типологии политического лидерства

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.8740

Аннотация: В современной политической теории уже стала обычной фокусировка на таких темах, как политические системы, идеологии, политическое лидерство, однако целый ряд подвопросов внутри этих тем не анализируется. К подобного рода подвопросам относится феномен политической маргинальности. В статье анализируется феномен политической маргинальности и лидерство политических маргиналов. Данный феномен характеризует оппозиционных лидеров, которые, либо стремятся ограничить свою оппозиционность, либо наоборот, вступают в конфронтацию с политической системой. Политическая психология предпочитает рассматривать политических лидеров уже в качестве состоявшихся системных политических агентов, даже несмотря на то, что лидерскими качествами они могут не обладать. В статье дается типология лидерства политических маргиналов. Этого автор достигает за счет расширения границ политологии, обращаясь к современным наработкам организационной психологии по трансформационному лидерству, т.е. постоянно изменяющемуся, открытому изменениям лидерству. Трансформационное лидерство символизирует такое поведение лидеров, которое мотивирует работников следовать организационным целям и интересам. В результате анализа автор выделяет два типа лидеров: лидер-популист и идеологически ангажированный лидер.
А.М. Вафин - Политическая маргинальность: к проблеме типологии политического лидерства c. 884-888

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.63231

Аннотация: В современной политической теории уже стала обычной фокусировка на таких темах, как политические системы, идеологии, политическое лидерство, однако целый ряд подвопросов внутри этих тем не анализируется. К подобного рода подвопросам относится феномен политической маргинальности. В статье анализируется феномен политической маргинальности и лидерство политических маргиналов. Данный феномен характеризует оппозиционных лидеров, которые, либо стремятся ограничить свою оппозиционность, либо наоборот, вступают в конфронтацию с политической системой. Политическая психология предпочитает рассматривать политических лидеров уже в качестве состоявшихся системных политических агентов, даже несмотря на то, что лидерскими качествами они могут не обладать. В статье дается типология лидерства политических маргиналов. Этого автор достигает за счет расширения границ политологии, обращаясь к современным наработкам организационной психологии по трансформационному лидерству, т.е. постоянно изменяющемуся, открытому изменениям лидерству. Трансформационное лидерство символизирует такое поведение лидеров, которое мотивирует работников следовать организационным целям и интересам. В результате анализа автор выделяет два типа лидеров: лидер-популист и идеологически ангажированный лидер.
Философия и психология
А.О. Карпов - Лики Ренессанса: диспозитивные стратегии, психотехники и семиозис. Часть 2 (окончание) c. 825-835

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.63226

Аннотация: В статье изложена история символических полей эпохи Ренессанса, которая выстраивается на основе диспозитивной концептуализации М. Фуко и оригинальной теории эпистемогенеза, разработанной автором. Выявляются диспозитивные стратегии, психотехники и семиотические процессы, связывающие ренессансных творцов и «обывателей». Показана система диспозитивных трансформаций, обусловленных изменением внутреннего содержания символа «обновление» в период X-XVI вв. Действуя как эпистемическая вещь, наделенная семантически сложным культурным имплантом, символ «обновление» вызывает к жизни гетерогенную серию диспозитивов, которые производят психокультурные феномены, известные под именами «Возрождение», «Реформация», «гуманизм» и «социальная утопия». На основе двучастности символа «renasci» обсуждаются дифференциации в духовных практиках позднего средневековья, которые ведут к расщеплению «обновленческого» диспозитива в «ренессансный» и «реформационный». Показано, что исторические процессы при этом протекают скорее через диспозитивный генез, а не культурный разрыв. Череда диспозитивных трансформаций выстраивает психокультурное движение ренессансной эпохи и несет в себе объяснение того, почему события развивались так, а не иначе.
Понять человека
Андреев И.Л., Назарова Л.Н., Новосельцев В.Н. - Психоэндокринная система жизнедеятельности организма и поведения человека: анализ с позиций философии, медицины и теории управления

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.9117

Аннотация: Психика и поведение человека в значительной мере зависят от невидимой в норме «внутренней картины» организма, включающей функционирование эндокринных желез, обеспечивающих его целостность, и от «внутренней модели отношения к другому», подразумевающей адаптацию человека к внешней природной и социальной среде. Авторы рассматривают взаимосвязь и взаимозависимость нейропсихических и гуморально-гормональных сигнально-информационных и энергетических контуров регулирования жизнедеятельности организма и поведения индивида с позиций философии, медицины (психиатрии) и теории управления. Такой междисциплинарный подход позволяет дать более адекватное и разностороннее системное представление о психоэндокринной системе жизнедеятельности организма и биологической мотивации поведения человека, включая выявление ряда важных нюансов, прежде всего, психологического свойства, обычно остающихся в тени при рассмотрении проблемы сохранения устойчивости организма и социального статуса индивида в традиционном гуманитарном контексте. Если раньше под здоровьем понималось отсутствие болезней, то сегодня здоровье трактуется как способность организма поддерживать гомеостаз и возвращаться к нему после действия внешних возмущений.
И.Л. Андреев, Л.Н. Назарова, В.Н. Новосельцев - Психоэндокринная система жизнедеятельности организма и поведения человека: анализ с позиций философии, медицины и теории управления c. 836-847

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.63227

Аннотация: Психика и поведение человека в значительной мере зависят от невидимой в норме «внутренней картины» организма, включающей функционирование эндокринных желез, обеспечивающих его целостность, и от «внутренней модели отношения к другому», подразумевающей адаптацию человека к внешней природной и социальной среде. Авторы рассматривают взаимосвязь и взаимозависимость нейропсихических и гуморально-гормональных сигнальноинформационных и энергетических контуров регулирования жизнедеятельности организма и поведения индивида с позиций философии, медицины (психиатрии) и теории управления. Такой междисциплинарный подход позволяет дать более адекватное и разностороннее системное представление о психоэндокринной системе жизнедеятельности организма и биологической мотивации поведения человека, включая выявление ряда важных нюансов, прежде всего, психологического свойства, обычно остающихся в тени при рассмотрении проблемы сохранения устойчивости организма и социального статуса индивида в традиционном гуманитарном контексте.
Индивид и личность
Червинская-Якимюк Э.Ф. - Чувство отчуждения и проявления социальной дезадаптации у старшеклассников

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.9323

Аннотация: Статья рассматривает чувство отчуждения и проявления социальной дезадаптации у старшеклассников. В литературе по данной теме часто цитируется много социологически-психологических теорий и концепций отчуждения. Одной из возможностей выяснения увеличения неприспособленческого поведения польской молодёжи можно назвать отнесение к теории М. Симана, которая в современных исследованиях проблемы отчуждения является доминирующей. M. Симан определяет отчуждение как многомерное явление, которое возникает в представленных ниже пяти вариантах: бессилие /беспомощность (powerlessens), тщеславие (meaninglessens), отсутствие норм (normlessnes), изоляция (isolation), чувство отстранения от самого себя (selfestrengement). Цель предпринятых эмпирических исследований заключается в понятии чувства отчуждения и проявлений социальной дезадаптации, а также в определении различий между группами учеников техникумов и профессионально-технических училищ (ПТУ) по отношению к выше названным явлениям. Исследования были проведены в случайно выбранном Комплексе Строительных школ № 1 в Кракове в группе 205 учеников мужского пола. В конце статьи автор добавляет свои предложения дальнейших исследований данной проблемы.
Э. Червинская-Якимюк - Чувство отчуждения и проявления социальной дезадаптации у старшеклассников c. 848-857

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.63228

Аннотация: Статья рассматривает чувство отчуждения и проявления социальной дезадаптации у старшеклассников. В литературе по данной теме часто цитируется много социологически-психологических теорий и концепций отчуждения. Одной из возможностей выяснения увеличения неприспособленческого поведения польской молодёжи можно назвать отнесение к теории М. Симана, которая в современных исследованиях проблемы отчуждения является доминирующей. M. Симан определяет отчуждение как многомерное явление, которое возникает в представленных ниже пяти вариантах: бессилие /беспомощность (powerlessens), тщеславие (meaninglessens), отсутствие норм (normlessnes), изоляция (isolation), чувство отстранения от самого себя (selfestrengement). Цель предпринятых эмпирических исследований заключается в понятии чувства отчуждения и проявлений социальной дезадаптации, а также в определении различий между группами учеников техникумов и профессионально-технических училищ (ПТУ) по отношению к выше названным явлениям. Исследования были проведены в случайно выбранном Комплексе Строительных школ № 1 в Кракове в группе 205 учеников мужского пола. В конце статьи автор добавляет свои предложения дальнейших исследований данной проблемы.
Психология и педагогика
Березина Т.Н. - Об эмоциональной безопасности образовательной среды

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.9375

Аннотация: Статья посвящена проблеме эмоциональной безопасности образовательной среды. Образовательная среда рассматривается как целостная, динамическая система, обеспечивающая трансляцию социокультурного опыта от поколения к поколению. Эмоциональная безопасность рассматривается как часть психологической безопасности образовательной среды. Цель психологической безопасности – обеспечение физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса. Эмоциональная безопасность образовательной среды рассматривается как такое ее состояние, при котором возрастает качество и количество подлинных положительных эмоций, переживаемых субъектами среды, и минимизируется количество отрицательных. На основании этого выделяются две составляющих эмоциональной безопасности: переживание отрицательных эмоций и переживание положительных эмоций. В качестве источников отрицательных эмоций выделены следующие ситуации образовательной среды: фрустрации из-за неудачи в учебе, отношениях, экзаменационная и учебная тревожность, страхи, трудности в общении. В качестве источников подлинных положительных эмоций выделяются: достижения, переживания успеха в учебе, спорте или других занятиях, творчество, позитивные межличностные отношения. Утверждается, что некоторые эмоции могут быть подлинными в том аспекте, что они в сильной степени влияют на физиологию организма, при этом подлинные отрицательные эмоции увеличивают опасность возникновения психосоматических расстройств, а переживание подлинных положительных эмоций ведет к уменьшению вреда от эмоций отрицательных, способствует профилактике психосоматических проблем и закладывает основу физического и психического здоровья человека в будущем. Предлагаются направления изучения эмоциональной безопасности образовательной среды.
Т.Н. Березина - Об эмоциональной безопасности образовательной среды c. 897-902

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.63233

Аннотация: Статья посвящена проблеме эмоциональной безопасности образовательной среды. Образовательная среда рассматривается как целостная, динамическая система, обеспечивающая трансляцию социокультурного опыта от поколения к поколению. Эмоциональная безопасность рассматривается как часть психологической безопасности образовательной среды. Цель психологической безопасности – обеспечение физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса. Эмоциональная безопасность образовательной среды рассматривается как такое ее состояние, при котором возрастает качество и количество подлинных положительных эмоций, переживаемых субъектами среды, и минимизируется количество отрицательных. На основании этого выделяются две составляющих эмоциональной безопасности: переживание отрицательных эмоций и переживание положительных эмоций. В качестве источников отрицательных эмоций выделены следующие ситуации образовательной среды: фрустрации из-за неудачи в учебе, отношениях, экзаменационная и учебная тревожность, страхи, трудности в общении. В качестве источников подлинных положительных эмоций выделяются: достижения, переживания успеха в учебе, спорте или других занятиях, творчество, позитивные межличностные отношения. Утверждается, что некоторые эмоции могут быть подлинными в том аспекте, что они в сильной степени влияют на физиологию организма, при этом подлинные отрицательные эмоции увеличивают опасность возникновения психосоматических расстройств, а переживание подлинных положительных эмоций ведет к уменьшению вреда от эмоций отрицательных, способствует профилактике психосоматических проблем и закладывает основу физического и психического здоровья человека в будущем. Предлагаются направления изучения эмоциональной безопасности образовательной среды.
Клиническая психология
Ерзин А.И. - Проактивные личностные ресурсы у больных с острым нарушением мозгового кровообращения, находящихся на восстановительном лечении

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.9233

Аннотация: В ходе исследования изучены личностные особенности проактивного поведения у больных с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) по ишемическому типу. Установлено, что ведущими личностными предикторами, ответственными за формирование проактивных паттернов, у обследованных пациентов выступают социально-детерминированные потребности (метапотребности) и свобода принятия решений. Наименее развитыми компонентами проактивности у больных с ОНМК являются способность к рефлексии и прогнозу последствий своего поведения, что, вероятно, обусловлено снижением когнитивных процессов. Наиболее часто в обследованной выборке встречаются такие проактивные копинг-стратегии, как проактивное, рефлексивное и превентивное совладание. Проактивная агрессия как намеренное жестокое поведение у обследованных пациентов проявляется значительно реже, чем реактивная агрессия. В ходе исследования было установлено, проактивные компоненты личности, проявляющиеся в стремлении больных к достижению значимых целей, могут быть использованы как личностный ресурс, влияющий на успешность восстановительной терапии.
А.И. Ерзин - Проактивные личностные ресурсы у больных с острым нарушением мозгового кровообращения, находящихся на восстановительном лечении c. 889-896

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.63232

Аннотация: В ходе исследования изучены личностные особенности проактивного поведения у больных с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) по ишемическому типу. Установлено, что ведущими личностными предикторами, ответственными за формирование проактивных паттернов, у обследованных пациентов выступают социально-детерминированные потребности (метапотребности) и свобода принятия решений. Наименее развитыми компонентами проактивности у больных с ОНМК являются способность к рефлексии и прогнозу последствий своего поведения, что, вероятно, обусловлено снижением когнитивных процессов. Наиболее часто в обследованной выборке встречаются такие проактивные копинг-стратегии, как проактивное, рефлексивное и превентивное совладание. Проактивная агрессия как намеренное жестокое поведение у обследованных пациентов проявляется значительно реже, чем реактивная агрессия. В ходе исследования было установлено, проактивные компоненты личности, проявляющиеся в стремлении больных к достижению значимых целей, могут быть использованы как личностный ресурс, влияющий на успешность восстановительной терапии.
Сценарий вашего успеха
Погонцева Д.В. - Виды дискриминации по внешнему облику

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.9106

Аннотация: В статье рассматривается феномен дискриминации по внешнему облику. Приводятся теоретические и экспериментальные работы зарубежных исследователей посвященные такому виду дискриминации как лукизм. Лукизм – термин, который используется в зарубежных исследованиях и описывает феномен дискриминации красивых людей, при этом в большинстве работ отмечается проявление данного феномена, в форме «позитивной дискриминации». Проанализированные зарубежные исследования проявления дискриминации в различных ситуациях взаимодействия указывают на то, что красивым людям устанавливается более высокая заработная плата, выше оценки у студентов ит.д. Приводятся данные анализа эмпирического исследования дискриминационного отношения к людям с красивым внешним обликом. В представлении респондентов, в России существует дискриминация по внешнему облику (около 89%), и она представлена как лукизмом (дискриминация красивых), так и с дискриминационным отношением к слишком полным/худым людям и людям с ростом значимо больше или меньше среднего.
Д.В. Погонцева - Виды дискриминации по внешнему облику c. 858-861

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.63229

Аннотация: В статье рассматривается феномен дискриминации по внешнему облику. Приводятся теоретические и экспериментальные работы зарубежных исследователей, посвященные такому виду дискриминации, как лукизм. Лукизм – термин, который используется в западной литературе и описывает феномен дискриминации красивых людей. При этом в большинстве работ отмечается проявление данного феномена, в форме «позитивной дискриминации». Проанализированные зарубежные исследования дискриминации в различных ситуациях взаимодействия указывают на то, что красивым людям устанавливается более высокая заработная плата, выше оценки у студентов и т.д. Приводятся данные анализа эмпирического исследования дискриминационного отношения к людям с красивым внешним обликом. В представлении респондентов, в России существует дискриминация по внешнему облику (около 89%), и она представлена как лукизмом (дискриминация красивых), так и дискриминационным отношением к слишком полным/худым людям и людям с ростом значимо больше или меньше среднего.
Непредсказуемое
Корнильев В.В. - Психоанализ образа и мотивов Кощея Бессмертного

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.7885

Аннотация: Ранее психоанализ занимался в основном анализом всемирно известных мифов и легенд. Анализ сказочных героев дает так же много точной информации о культурном и социальном развитии определенной эпохи. Сказки о Кощее Бессмертном символизируют борьбу отца и сына за женщину, типов семьи (матриархата и патриархата) и социальных взаимоотношений. Кощея, образ авторитарного отца, патриархата и стяжательства побеждает Иван Царевич, символизирующий одного из восставших сыновей, матриархат и социальную справедливость. В сказке отображены и области взаимодействия героев на психическом уровне: загробный мир соответствует бессознательной динамической части психики, мир живых соответствует ее статическому содержанию. Кощей Бессмертный является синтетическим образом различных типов Змеев, встречающихся в русских сказках. Все они символизируют антисоциальные качества патриархального тотемизма. Иван Царевич искореняет бессознательное психическое влияние авторитарного предка, преобразуя акт зарождения ребенка: ломая иглу, символизирующую мужское генетическое начало.
В.В. Корнильев - Психоанализ образа и мотивов Кощея Бессмертного c. 862-883

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.63230

Аннотация: Ранее психоанализ занимался в основном анализом всемирно известных мифов и легенд. Анализ сказочных героев дает также много точной информации о культурном и социальном развитии определенной эпохи. Сказки о Кощее Бессмертном символизируют борьбу отца и сына за женщину, типов семьи (матриархата и патриархата) и социальных взаимоотношений. Кощея, как образ авторитарного отца, патриархата и стяжательства побеждает Иван Царевич, символизирующий одного из восставших сыновей, матриархат и социальную справедливость. В сказке отображены и области взаимодействия героев на психическом уровне: загробный мир соответствует бессознательной динамической части психики, мир живых отвечает ее статическому содержанию. Кощей Бессмертный является синтетическим образом различных типов Змей, встречающихся в русских сказках. Все они символизируют антисоциальные качества патриархального тотемизма. Иван Царевич искореняет бессознательное психическое влияние авторитарного предка, преобразуя акт зарождения ребенка: ломая иглу, символизирующую мужское генетическое начало.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.