Статья 'Об эмоциональной безопасности образовательной среды ' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Об эмоциональной безопасности образовательной среды

Березина Татьяна Николаевна

доктор психологических наук

профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет

123290, Россия, г. Москва, наб. Шелепихинская, 2а, ауд. 508

Berezina Tatiana Nikolaevna

Doctor of Psychology

Professor of the Department of Scientific Basis of Extreme Psychology at Moscow State University of Psychology and Education.

123290, Russia, Moscow, nab. Shelepikhinskaya, 2a, room 508

tanberez@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2013.9.9375

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-4.90909090909-2013


Аннотация: Статья посвящена проблеме эмоциональной безопасности образовательной среды. Образовательная среда рассматривается как целостная, динамическая система, обеспечивающая трансляцию социокультурного опыта от поколения к поколению. Эмоциональная безопасность рассматривается как часть психологической безопасности образовательной среды. Цель психологической безопасности – обеспечение физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса. Эмоциональная безопасность образовательной среды рассматривается как такое ее состояние, при котором возрастает качество и количество подлинных положительных эмоций, переживаемых субъектами среды, и минимизируется количество отрицательных. На основании этого выделяются две составляющих эмоциональной безопасности: переживание отрицательных эмоций и переживание положительных эмоций. В качестве источников отрицательных эмоций выделены следующие ситуации образовательной среды: фрустрации из-за неудачи в учебе, отношениях, экзаменационная и учебная тревожность, страхи, трудности в общении. В качестве источников подлинных положительных эмоций выделяются: достижения, переживания успеха в учебе, спорте или других занятиях, творчество, позитивные межличностные отношения. Утверждается, что некоторые эмоции могут быть подлинными в том аспекте, что они в сильной степени влияют на физиологию организма, при этом подлинные отрицательные эмоции увеличивают опасность возникновения психосоматических расстройств, а переживание подлинных положительных эмоций ведет к уменьшению вреда от эмоций отрицательных, способствует профилактике психосоматических проблем и закладывает основу физического и психического здоровья человека в будущем. Предлагаются направления изучения эмоциональной безопасности образовательной среды.


Ключевые слова:

психология, психологическая безопасность, образовательная среда,, эмоциональная безопасность, эмоции, подлинные эмоции, психосоматические заболевания, радость,, страх, психофизиология

Библиография
1. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. №12.
2. Баранова Е.М. Психологические аспекты развития дошкольника в системе свободного воспитания Монтессори. //NB: Педагогика и просвещение. 2013. № 2. С. 134-149.
3. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда.-СПб., 2003.
4. Березина Т.Н. Вероятностная модель продолжительности жизни. // Психология и психотехника. 2013. № 4. С. 390-400
5. Березина Т.Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций.// Вопросы психологии. 2012, № 4, с.106-116
6. Березина Т.Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 80-90.
7. Березина Т.Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 80-90.
8. Березина Т.Н. Психические образы высших порядков: слово как звучание и как значение. //Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 4. С. 71-84.
9. Березина Т.Н. Творческая активность в структуре самоотношения и утверждении самости как фактор антистарения // Мир психологии. 2010. № 4. С. 130-141.
10. Березина Т.Н., Рыбцов С.А., Хитрякова Е.И. Стресс и резервные способности человека (может ли человек «мысленно» послать сигнал об опасности) // Мир психологии. 2008. № 4. – с. 148-160.
11. Гуревич П.С. Отчего умерло ваше тело? //Психология и психотехника. 2012. № 3. С. 37-45.
12. Жданова С.Ю., Кильченко О.И.проблемы безопасности городской среды для иностранцев (на примере исследования образа г. Перми у жителей зарубежных стран) //Гуманитарный вектор. 2011. № 2. С. 181-184.
13. Левченко Е.В., Деменева А.Е. Образ внутреннего мира: теоретические проблемы и феноменология //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 4. С. 149-158.
14. Погосова Г.В. Признание значимости психоэмоционального стресса в качестве сердечно-осудистого фактора риска первого порядка // Кардиология. – 2007, №2. – С. 65-74.
15. Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний: учебное пособие/Под ред. проф. А.О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004. – 480 с.
16. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника. //Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. – М., Экон-Информ, 2008.
17. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения.// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 2-1. С. 198-205.
18. Стрижиус Е.И. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости. // NB: Педагогика и просвещение. — 2013.-№ 1.
19. Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках.-Новосибирск, 2001.
20. Griffiths, P. E. Basic Emotions, Complex Emotions, Machiavellian Emotions. In Philosophy and the Emotions A. Hatzimoysis (Ed.), 2003, Cambridge, CUP: 39-67.
21. Öhman, A., & Soares, J. J. F. Unconscious anxiety: phobic responses to masked stimuli. Journal of Abnormal Psychology, 1994, 102, 121-132.
22. Ruys K, Stapel D. The Secret Life of Emotions //Psychological Science, Volume 19, Number 4, April 2008.
23. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Проблема безопасности: глобальные и универсально-эволюционные аспекты // NB: Национальная безопасность. - 2012. - 1. - C. 81 - 159. DOI: 10.7256/2306-0417.2012.1.67. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_67.html
References
1. Baeva I. A., Semikin V. V. Bezopasnost' obrazovatel'noi sredy, psikhologicheskaya kul'tura i psikhicheskoe zdorov'e shkol'nikov // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2005. №12.
2. Baranova E.M. Psikhologicheskie aspekty razvitiya doshkol'nika v sisteme svobodnogo vospitaniya Montessori. //NB: Pedagogika i prosveshchenie. 2013. № 2. S. 134-149.
3. Berezhnova L.N. Polietnicheskaya obrazovatel'naya sreda.-SPb., 2003.
4. Berezina T.N. Veroyatnostnaya model' prodolzhitel'nosti zhizni. // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. № 4. S. 390-400
5. Berezina T.N. Vzaimosvyaz' bazovykh zapakhov i bazovykh emotsii.// Voprosy psikhologii. 2012, № 4, s.106-116
6. Berezina T.N. Zapakh i obraz spirtnogo kak faktory, vliyayushchie na funktsional'noe sostoyanie cheloveka // Voprosy psikhologii. 2009. № 4. S. 80-90.
7. Berezina T.N. Zapakh i obraz spirtnogo kak faktory, vliyayushchie na funktsional'noe sostoyanie cheloveka // Voprosy psikhologii. – 2009. – № 4. – S. 80-90.
8. Berezina T.N. Psikhicheskie obrazy vysshikh poryadkov: slovo kak zvuchanie i kak znachenie. //Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya. 2012. № 4. S. 71-84.
9. Berezina T.N. Tvorcheskaya aktivnost' v strukture samootnosheniya i utverzhdenii samosti kak faktor antistareniya // Mir psikhologii. 2010. № 4. S. 130-141.
10. Berezina T.N., Rybtsov S.A., Khitryakova E.I. Stress i rezervnye sposobnosti cheloveka (mozhet li chelovek «myslenno» poslat' signal ob opasnosti) // Mir psikhologii. 2008. № 4. – s. 148-160.
11. Gurevich P.S. Otchego umerlo vashe telo? //Psikhologiya i psikhotekhnika. 2012. № 3. S. 37-45.
12. Zhdanova S.Yu., Kil'chenko O.I.problemy bezopasnosti gorodskoi sredy dlya inostrantsev (na primere issledovaniya obraza g. Permi u zhitelei zarubezhnykh stran) //Gumanitarnyi vektor. 2011. № 2. S. 181-184.
13. Levchenko E.V., Demeneva A.E. Obraz vnutrennego mira: teoreticheskie problemy i fenomenologiya //Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2010. № 4. S. 149-158.
14. Pogosova G.V. Priznanie znachimosti psikhoemotsional'nogo stressa v kachestve serdechno-osudistogo faktora riska pervogo poryadka // Kardiologiya. – 2007, №2. – S. 65-74.
15. Prokhorov A.O. Praktikum po psikhologii sostoyanii: uchebnoe posobie/Pod red. prof. A.O. Prokhorova. – SPb.: Rech', 2004. – 480 s.
16. Rubtsov V.V., Baeva I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noi sredy kak uslovie psikhosotsial'nogo blagopoluchiya shkol'nika. //Bezopasnost' obrazovatel'noi sredy: Sbornik statei / Otvetstvennyi redaktor i sostavitel' G.M. Kodzhaspirova. – M., Ekon-Inform, 2008.
17. Starchenkova E.S. Kontseptsiya proaktivnogo sovladayushchego povedeniya.// Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2009. № 2-1. S. 198-205.
18. Strizhius E.I. Vliyanie trevozhnosti na rezul'taty vypusknykh ekzamenov (GIA/EGE) u starsheklassnikov s razlichnym urovnem uspevaemosti. // NB: Pedagogika i prosveshchenie. — 2013.-№ 1.
19. Chernik B.P. Effektivnoe uchastie v obrazovatel'nykh vystavkakh.-Novosibirsk, 2001.
20. Griffiths, P. E. Basic Emotions, Complex Emotions, Machiavellian Emotions. In Philosophy and the Emotions A. Hatzimoysis (Ed.), 2003, Cambridge, CUP: 39-67.
21. Öhman, A., & Soares, J. J. F. Unconscious anxiety: phobic responses to masked stimuli. Journal of Abnormal Psychology, 1994, 102, 121-132.
22. Ruys K, Stapel D. The Secret Life of Emotions //Psychological Science, Volume 19, Number 4, April 2008.
23. Ursul A.D., Ursul T.A. Problema bezopasnosti: global'nye i universal'no-evolyutsionnye aspekty // NB: Natsional'naya bezopasnost'. - 2012. - 1. - C. 81 - 159. DOI: 10.7256/2306-0417.2012.1.67. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_67.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.