по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 06, 2013
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-3.27272727273-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2013
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Арианизм как мифология

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.8909

Аннотация: Картина мира состоит из десятков тысяч образов. Они могут быть простыми, как отражение облаков, плывущих по небу, а могут представлять собой абстрактные построения относительно устройства мира. Индивид нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествить себя с неким признанным образцом. Впервые такого рода механизмы были рассмотрены в концепции Фрейда. Исходя из этого понятия, Эрик Эриксон писал уже о психосоциальной, культурной, расовой идентичности. Французский философ Поль Рикёр, размышляя о многозначности понятия «идентичность» провел различие между индивидуальной и социальной идентичностью. Смысл этой демаркации заключается в том, что внутренний образ человека далеко не всегда совпадает с тем, как он воспринимается в социальном окружении. Для нас эти проблемы важны, потому что мы должны определиться с исторической судьбой России. Рассматриваем ли мы Россию как правопреемницу СССР, сохраняя верность единой летописи страны или, напротив, считаем, что отождествляем себя с новой культурной общностью? Принадлежим ли мы Европе или в нас больше азиатского («Да, скифы мы, да, азиаты мы…»)? Совершенно очевидно, что наше представление о России не совпадает с тем, как ее воспринимают другие народы и страны. Многие современные интеллектуалы стремятся противостоять общей унификации национальной культуры. В качестве обоснования особости тех или иных стран, регионов выступает социальная мифология. Так, французские «новые правые» разглядели специфику европейской культуры в том, что она одушевлена арианизмом. Этот термин обозначает у «новых правых» религиозно-мифологический комплекс представлений, связанных с индоевропейскими народами. Народы Европы, по словам «новых правых» принадлежат к индоевропейской традиции, которая известна еще со времен неолита и насчитывает свыше 5 тысяч лет. Лидер «новых правых» А. де Бенуа не призывает к реставрации архаической культуры. Он лишь лишает понятие «прогресс» его неодолимой фатальной сущности. В истории, утверждает он, нет ленточного движения событий, традиция не исчезает, она продолжает жить в актуальной истории. Будучи вневременной категорией, она формирует и преображает «народную душу». И именно поэтому она определяет типологический строй национальной культуры.
П.С. Гуревич - Арианизм как мифология c. 525-528

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.62800

Аннотация: Картина мира состоит из десятков тысяч образов. Они могут быть простыми, как отражение облаков, плывущих по небу, а могут представлять собой абстрактные построения относительно устройства мира. Индивид нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествить себя с неким признанным образцом. Впервые такого рода механизмы были рассмотрены в концепции Фрейда. Исходя из этого понятия, Эрик Эриксон писал уже о психосоциальной, культурной, расовой идентичности. Французский философ Поль Рикёр, размышляя о многозначности понятия «идентичность» провел различие между индивидуальной и социальной идентичностью. Смысл этой демаркации заключается в том, что внутренний образ человека далеко не всегда совпадает с тем, как он воспринимается в социальном окружении. Для нас эти проблемы важны, потому что мы должны определиться с исторической судьбой России. Рассматриваем ли мы Россию как правопреемницу СССР, сохраняя верность единой летописи страны или, напротив, отождествляем себя с новой культурной общностью? Принадлежим ли мы Европе или в нас больше азиатского («Да, скифы мы, да, азиаты мы…»)? Совершенно очевидно, что наше представление о России не совпадает с тем, как ее воспринимают другие народы и страны. Многие современные интеллектуалы стремятся противостоять общей унификации национальной культуры. В качестве обоснования особости тех или иных стран, регионов выступает социальная мифология. Так, французские «новые правые» разглядели специфику европейской культуры в том, что она одушевлена арианизмом. Этот термин обозначает у «новых правых» религиозно-мифологический комплекс представлений, связанных с индоевропейскими народами. Народы Европы, по словам «новых правых» принадлежат к индоевропейской традиции, которая известна еще со времен неолита и насчитывает свыше 5 тысяч лет. Лидер «новых правых» А. де Бенуа не призывает к реставрации архаической культуры. Он лишь лишает понятие «прогресс» его неодолимой фатальной сущности. В истории, утверждает он, нет ленточного движения событий, традиция не исчезает, она продолжает жить в актуальной истории. Будучи вневременной категорией, она формирует и преображает «народную душу». И именно поэтому она определяет типологический строй национальной культуры.
Философия и психология
Березина Т.Н. - Понимание как связь слова и образа (в аспекте психических образов высших порядков).

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.8863

Аннотация: В статье анализируется феномен понимания наглядной информации, находящейся в образах высших порядков. Автор опирается на разработанную ранее модель образов- интеграторов различных порядков, согласно которой, наглядная информация обобщается независимо от вербальной, формируя все более усложняющиеся образования. В модели утверждается, что образы первого порядка - фотографические образы, второго порядка – классические вторичные образы; третьего порядка – обобщенные образы , образы четвертого порядка – пространственно- подобные образования; образы пятого порядка – невербальные эталоны моральных, философских, математических обобщений. Согласно авторскому предположению, образы высших порядков – полимодальны, и включают в себя не только обобщенную образную, на и аудиальную информацию, иначе говоря, обладают своим звучанием; звучание может быть представлено бессвязными звуками, обобщенными частями слов, а также механически запечатленными словосочетаниями. Согласно классическим представлениям, понимание происходит, когда слово соединяется с образом, это положение в статье дополняется условием, что подлинное понимание происходит, если запечатленные первосигнальные звучания в составе образов высших порядков хотя бы частично совпадают со звучаниями слов, которыми данная категория определяется.
Т.Н. Березина - Понимание как связь слова и образа (в аспекте психических образов высших порядков) c. 546-555

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.62803

Аннотация: В статье анализируется феномен понимания наглядной информации, находящейся в образах высших порядков. Автор опирается на разработанную ранее модель образов-интеграторов различных порядков, согласно которой, наглядная информация обобщается независимо от вербальной, формируя все более усложняющиеся образования. В модели утверждается, что образы первого порядка — фотографические образы, второго порядка — классические вторичные образы; третьего порядка — обобщенные образы, образы четвертого порядка — пространственно-подобные образования; образы пятого порядка — невербальные эталоны моральных, философских, математических обобщений. Согласно авторскому предположению, образы высших порядков — полимодальны, и включают в себя не только обобщенную образную, на и аудиальную информацию, иначе говоря, обладают своим звучанием; звучание может быть представлено бессвязными звуками, обобщенными частями слов, а также механически запечатленными словосочетаниями. Согласно классическим представлениям, понимание происходит, когда слово соединяется с образом, это положение в статье дополняется условием, что подлинное понимание происходит, если запечатленные первосигнальные звучания в составе образов высших порядков хотя бы частично совпадают со звучаниями слов, которыми данная категория определяется.
Внутренний мир человека
Розенова М.И. - Семантика восприятия современной молодежью базовых отношений личности: психологические парадоксы

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.8316

Аннотация: В статье приводятся результаты исследования восприятия-оценки современными студентами отношений дружбы и любви. Исследование спланировано контрастно: применены методы, выявляющие осознанное оценивание этих понятий-отношений и методы, позволяющие выявить неосознаваемые, скрытые модели восприятия изучаемых отношений. Обработка результатов проводилась различными методами математической статистики, в том числе процедурами факторного анализа. Последние, позволили обнаружить несколько неожиданные тенденции в представлениях молодых людей об отношениях дружбы и любви. Полученные данные вскрывают неодинаковость, а точнее противоположность семантической представленности отношений дружбы и любви в рационально-осознанных и неосознаваемых оценках молодежи. Выделенные приоритетные факторы практически зеркально противоположны в очевидной оценке и оценке, которая проводится на метафорическом уровне (с использованием техники семантического дифференциала). Если в осознаваемых оценках наиболее надежными, предсказуемыми и предпочтительными отношениями полагаются отношения дружбы, то в системе скрытых моделей, наоборот, дружба позиционируется как более рискованный, непредсказуемый тип отношений, а любовь полагается как надежные, желанные, предсказуемые и ожидаемые отношения. Обобщенные результаты исследования, сравниваемые с данными, полученными в более ранних изысканиях, позволили выделить ряд существенных особенностей в формировании представлений о базовых отношениях личности у современных молодых людей. Результаты исследования, так же, позволили наметить актуальные и перспективные, научно-обоснованные направления влияния и просвещения подрастающих поколений.
Зелинская А.Н. - Смысл жизни как человеческий экзистенциал. Концепция В. Франкла

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.6995

Аннотация: Осмысленность существования и цель бытия понятия неоднозначные. Проблему смысла жизни можно отнести к одному из основных вопросов философии. Значительная часть философских школ и учений обращалась к этому вопросу. В философском пространстве данной проблеме уделяется особое внимание и существует множество точек зрения. Одни придерживаются мнения, что смысл жизни в самой жизни. Другие считают, что для постижения смысла жизни, нужно ее прожить. Третьи предполагают, что смысл жизни заключается в искании смысла.
М.И. Розенова - Семантика восприятия современной молодежью базовых отношений личности: психологические парадоксы c. 536-545

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.62802

Аннотация: В статье приводятся результаты исследования восприятия-оценки современными студентами отношений дружбы и любви. Исследование спланировано контрастно: применены методы, выявляющие осознанное оценивание этих понятий-отношений и методы, позволяющие выявить неосознаваемые, скрытые модели восприятия изучаемых отношений. Обработка результатов проводилась различными методами математической статистики, в том числе процедурами факторного анализа. Последние, позволили обнаружить несколько неожиданные тенденции в представлениях молодых людей об отношениях дружбы и любви. Полученные данные вскрывают неодинаковость, а точнее противоположность семантической представленности отношений дружбы и любви в рационально-осознанных и неосознаваемых оценках молодежи. Выделенные приоритетные факторы практически зеркально противоположны в очевидной оценке и оценке, которая проводится на метафорическом уровне (с использованием техники семантического дифференциала). Если в осознаваемых оценках наиболее надежными, предсказуемыми и предпочтительными отношениями полагаются отношения дружбы, то в системе скрытых моделей, наоборот, дружба позиционируется как более рискованный, непредсказуемый тип отношений, а любовь полагается как надежные, желанные, предсказуемые и ожидаемые отношения. Обобщенные результаты исследования, сравниваемые с данными, полученными в более ранних изысканиях, позволили выделить ряд существенных особенностей в формировании представлений о базовых отношениях личности у современных молодых людей. Результаты исследования, так же, позволили наметить актуальные и перспективные, научно-обоснованные направления влияния и просвещения подрастающих поколений.
Вершинные состояния духа
А.Н. Зелинская - Смысл жизни как человеческий экзистенциал c. 529-535

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.62801

Аннотация: Осмысленность существования и цель бытия понятия неоднозначные. Проблему смысла жизни можно отнести к одному из основных вопросов философии. Значительная часть философских школ и учений обращалась к этому вопросу. В философском пространстве данной проблеме уделяется особое внимание и существует множество точек зрения. Одни придерживаются мнения, что смысл жизни в самой жизни. Другие считают, что для постижения смысла жизни, нужно ее прожить. Третьи предполагают, что смысл жизни заключается в искании смысла.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Коняев С.Н., Султанова М.А. - Энтони Дж. Стейнбок. Дистинктивная структура эмоций (глава 6) (перевод с англ.)

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.8838

Аннотация: Перевод главы 6 книги: Husserl`s Ideen, Contributions to Phenomenology 66 / Eds.: L. Embree and T. Nennon. Springer Science+ Business Media, Dordrecht, 2013. Вступление Целью данной главы является исследование следующих вопросов: 1) имеют ли акты, ответственные за эмоциональную сферу жизненного опыта, основания в познавательных актах эпистемической объективизации или 2) они обладают уникальной структурой, которая не зависит от этих познавательных актов. Действительно ли акты, ответственные за эмоциональную сферу жизненного опыта, просто следуют за координатами структуры интенциональности ноэма/ноэзис или эмоциональная сфера личности (а не просто эпистемически вовлеченного субъекта) имеет существенно иную структуру? Мы обнаруживаем анализ данной проблематики в Гуссерлианской феноменологии сначала в «Logische Untersuchungen» Эдмунда Гуссерля, затем, позднее в его книге «Ideen». Позвольте мне сначала объяснить, что Гуссерль имел в виду под этими актами и их отношение к акту фундирования (foundation). Здесь я ограничиваюсь одним примером эмоционального опыта – а именно чувством доверия. Исследуя доверие, я обращаю внимание главным образом на три структурныx характеристики: инобытие (otherness), темпоральность и модальность вероятностного. Таким способом я смогу определить, до какой степени акты эмоциональной сферы независимы от познавательных актов и имеют уникальную структуру, а также показать, что они не являются просто модификацией актов объективизации.
Дж. Э. Стейнбок - Дистинктивная структура эмоций. глава 6. (перевод С.Н. Коняева и М.А. Султановой) c. 556-565

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.62804

Аннотация: The article represents the translation of the 6th chapter of J. A. Steinbock’s work devoted to the distinctive structure of emotions. The chapter is translated by Konyaeva S. N. and Sultanova M. A.
Депрессия и тело
Фусу Л.И. - Эпидемиологические детерминанты развития депрессивного синдрома у лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.6985

Аннотация: В статье представлены клинические особенности течения депрессивного аффекта у больных злоупотребляющих психоактивными и наркотическими веществами, определены степени влияния анамнестического фактора на развитие и течение депрессивного синдрома у данной категории людей, проведена оценка социального статуса больных с депрессивными расстройствами и с лекарственной зависимостью, установлены особенности психосоматического и психологического статуса данной категории пациентов.
Л.И. Фусу - Эпидемиологические детерминанты развития депрессивного синдрома у лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами c. 574-583

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.62806

Аннотация: В статье представлены клинические особенности течения депрессивного аффекта у больных, злоупотребляющих психоактивными и наркотическими веществами, определены степени влияния анамнестического фактора на развитие и течение депрессивного синдрома у данной категории людей, проведена оценка социального статуса больных с депрессивными расстройствами и с лекарственной зависимостью, установлены особенности психосоматического и психологического статуса данной категории пациентов.
Профессиональная психология
Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. - Компоненты личностного ресурса вахтовых работников в условиях Крайнего Севера: Сравнительный анализ

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.7541

Аннотация: Вахтовый труд в условиях Крайнего Севера является экстремальным видом деятельности. Результатом адаптационного процесса вахтовых работников следует считать сформированные адаптационные стратегии, на выбор которых оказывают влияние детерминанты: негативные воздействия, средовой и личностный ресурс. Сравнение рейтингов отдельных компонентов личностного ресурса таких качеств, как субъективный контроль, мотивация и психофизиологический ресурс организма у представителей различных производств (лесозаготовительное, алмазодобывающее и нефтегазодобывающее) показало, что этот ресурс мобилизуется различным образом в ответ на разные негативные воздействия условия среды. Разный средовой ресурс (разная организация производств) также оказывает существенное влияние на формирование адаптационной стратегии.
Я.А. Корнеева, Н.Н. Симонова - Компоненты личностного ресурса вахтовых работников в условиях Крайнего Севера: сравнительный анализ c. 600-606

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.62809

Аннотация: Вахтовый труд в условиях Крайнего Севера является экстремальным видом деятельности. Результатом адаптационного процесса вахтовых работников следует считать сформированные адаптационные стратегии, на выбор которых оказывают влияние детерминанты: негативные воздействия, средовой и личностный ресурс. Сравнение рейтингов отдельных компонентов личностного ресурса таких качеств, как субъективный контроль, мотивация и психофизиологический ресурс организма у представителей различных производств (лесозаготовительное, алмазодобывающее и нефтегазодобывающее) показало, что этот ресурс мобилизуется различным образом в ответ на разные негативные воздействия условия среды. Разный средовой ресурс (разная организация производств) также оказывает существенное влияние на формирование адаптационной стратегии.
Психология развития
Левит Л.З. - ЛИЧНОСТНАЯ УНИКАЛЬНОСТЬ КЛИЕНТА КАК ОСНОВА ДЛЯ ТЕРАПИИ

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.6935

Аннотация: Автор статьи, на основе разработанной им личностно-ориентированной концепции счастья (ЛОКС) и ряда известных психологических теорий, представляет теоретическое обоснование проекта новой методики работы психолога с клиентом – терапии Личностной Уникальностью (ЛУТ). Осознание (конструирование) клиентом собственной «идеальной» части и контакт с ней позволяют уменьшить повреждающее воздействие внешних стрессов и жизненных неудач. Указаны возможности продуктивного взаимодействия ЛУТ с духовными и религиозными практиками.
Л.З. Левит - Личностная уникальность клиента как основа для терапии c. 584-590

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.62807

Аннотация: Автор статьи, на основе разработанной им личностно-ориентированной концепции счастья (ЛОКС) и ряда известных психологических теорий, представляет теоретическое обоснование проекта новой методики работы психолога с клиентом — терапии Личностной Уникальностью (ЛУТ). Осознание (конструирование) клиентом собственной «идеальной» части и контакт с ней позволяют уменьшить повреждающее воздействие внешних стрессов и жизненных неудач. Указаны возможности продуктивного взаимодействия ЛУТ с духовными и религиозными практиками.
Духовная реинкарнация
Баксанский О.Е. - Показатели результативности научной деятельности: блеск и нищета индекса цитирования

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.7716

Аннотация: В настоящее время все большее внимание уделяется вопросу о количественных показателях, характеризующих эффективность результатов научной деятельности, что связано с необходимостью оптимизации бюджетных средств, выделяемых со стороны государства на финансирование научной деятельности. Приоритеты уделяются прагматическим критериям – таковы стали господствующие аксиологические критерии, диктуемые рыночными отношения. А потому зарекомендовавшие себя в бизнес среде параметры используются для оценки эффективности вложенных бюджетных средств (то есть денег налогоплательщиков) с точки зрения их окупаемости и приумножения. Насколько учет индекса цитирования будет способствовать оценке значимости научных трудов и способствовать прогрессу познания? Эти вопросы обсуждаются в статье.
О.Е. Баксанский - Показатели результативности научной деятельности: блеск и нищета индекса цитирования c. 591-599

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.62808

Аннотация: В настоящее время все большее внимание уделяется вопросу о количественных показателях, характеризующих эффективность результатов научной деятельности, что связано с необходимостью оптимизации бюджетных средств, выделяемых со стороны государства на финансирование научной деятельности. Насколько учет индекса цитирования будет способствовать оценке значимости научных трудов и способствовать прогрессу познания? В статье обосновывается неадекватность использования индекса цитирования как показателя эффективности и результативности научной деятельности.
Непредсказуемое
Корнильев В.В. - Об "антибиотиках" психотерапии

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.7402

Аннотация: Как бы дальновиден не старался быть человек, его деятельность в большинстве случаев определяет не только его прогресс и успехи, но и новообразование проблеем физического и психического характера. Психическое вмешательство не оценено, не имея под собой однозначной антропологической модели для оценки такого воздействия. На основе рассуждений Эриха Фромма о незавершенности человеческой природы сравнены два терапевтических направления: классический психоанализ и психосинтез. Принципы и методы психоаналитической практики, соотнесенные с антропологическими представлениями Эриха Фромма, являются более безопасными для человеческой антропологической неопределенности чем психосинтез. Это преимущественно определено отсутствием в психоанализе нормальных типов и подходом к проблеме со стороны изучения патологий. Изучения в данной области должны определить развитие терапевтических направлений и вывести на первый план ряд философских вопросов о человеке.
В.В. Корнильев - Об «антибиотиках» психотерапии c. 566-573

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.62805

Аннотация: Сколько бы дальновидным не старался быть человек, его деятельность в большинстве случаев определяет не только его прогресс и успехи, но и новообразование проблем физического и психического характера. Психическое вмешательство не оценено, не имея под собой однозначной антропологической модели для оценки такого воздействия. На основе рассуждений Эриха Фромма о незавершенности человеческой природы сравнены два терапевтических направления: классический психоанализ и психосинтез. Принципы и методы психоаналитической практики, соотнесенные с антропологическими представлениями Эриха Фромма, являются более безопасными для человеческой антропологической неопределенности, чем психосинтез. Это преимущественно определено отсутствием в психоанализе нормальных типов и подходом к проблеме со стороны изучения патологий. Изучения в данной области должны определить развитие терапевтических направлений и вывести на первый план ряд философских вопросов о человеке.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.