Статья 'Семантика восприятия современной молодежью базовых отношений личности: психологические парадоксы' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Семантика восприятия современной молодежью базовых отношений личности: психологические парадоксы

Розенова Марина Ивановна

доктор психологических наук

профессор, кафедра научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет(МГППУ)

127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29

Rozenova Marina Ivanovna

Doctor of Psychology

Professor, the department of Scientific Foundations of Extreme Psychology, Moscow State University of Psychology and Education

127051, Russia, g. Moscow, ul. Sretenka, 29

mroz1@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2013.6.8316

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-3.27272727273-2013


Аннотация: В статье приводятся результаты исследования восприятия-оценки современными студентами отношений дружбы и любви. Исследование спланировано контрастно: применены методы, выявляющие осознанное оценивание этих понятий-отношений и методы, позволяющие выявить неосознаваемые, скрытые модели восприятия изучаемых отношений. Обработка результатов проводилась различными методами математической статистики, в том числе процедурами факторного анализа. Последние, позволили обнаружить несколько неожиданные тенденции в представлениях молодых людей об отношениях дружбы и любви. Полученные данные вскрывают неодинаковость, а точнее противоположность семантической представленности отношений дружбы и любви в рационально-осознанных и неосознаваемых оценках молодежи. Выделенные приоритетные факторы практически зеркально противоположны в очевидной оценке и оценке, которая проводится на метафорическом уровне (с использованием техники семантического дифференциала). Если в осознаваемых оценках наиболее надежными, предсказуемыми и предпочтительными отношениями полагаются отношения дружбы, то в системе скрытых моделей, наоборот, дружба позиционируется как более рискованный, непредсказуемый тип отношений, а любовь полагается как надежные, желанные, предсказуемые и ожидаемые отношения. Обобщенные результаты исследования, сравниваемые с данными, полученными в более ранних изысканиях, позволили выделить ряд существенных особенностей в формировании представлений о базовых отношениях личности у современных молодых людей. Результаты исследования, так же, позволили наметить актуальные и перспективные, научно-обоснованные направления влияния и просвещения подрастающих поколений.


Ключевые слова:

базовые отношения, просвещение, представления, осознаваемые, неосознаваемы, модели, противоречия, семантика, понимание, факторы

Библиография
1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. – М., 1990.
2. Бессонова А. Д. Представления студентов гуманитарных специальностей о дружбе и любви. / Материалы Международной научно-практической конференции VIII Левитовские чтения: «Современный специалист социальной сферы: проблемы, поиски, находки». Москва, 17-18 апреля 2013 г. Факультет психологии МГОУ. – М.: Изд-во МГОУ, 2013.
3. Московичи С. Машина, творящая богов. М, 1998. – 354 с.
4. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 1. С. 3-18. № 2. С. 3-14.
5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – СПб.: Питер, 2005.
6. Розенова М.И. Неосознаваемые установки отношения родителей к детям: Монография / М.И. Розенова; Моск гос. гум. ун-т им. М.А. Шолохова. – Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2011. – 160 с.
7. Розенова М.И. Образы любви в системе образа мира человека // Мир психологии. 2003. № 4. С. 105-116.
8. Розенова М.И. Опыт психологического исследованяи представлений о любви на уровне обыденного сознания людей // Мир психологии. 2006, № 1. С. 241-254.
9. Розенова М.И. Отношения любви в контексте образования и развития личности. Автореф. дисс. доктора пс. наук по специальности 19.00.07. – М., 2006.-59 с.
10. Розенова М.И. Отношения любви в контексте образования и развития личности. Диссертация доктора психол. наук по специальности 19.00.07. – М., 2006. – 500 с.
11. Розенова М.И. Отношения любви в контексте обыденного сознания, развития, обучения, воспитания и социализации личности (теоретическое и экспериментальное исследование проблемы): Монография / М.И. Розенова; Моск гос. ун-т печати. – М.: МГУП, 2006. – 528 с.
12. Розенова М.И. Позитивная психология в России: проблемы терминологии и целей. // Вестник МГГУ. Серия Педагогика и психология. 2013. № 1. С. 87-96.
13. Розенова М.И. Ценность любви в представлениях современных студентов // Высшее образование в России. 2006. № 6/06. С. 38-41.
References
1. Artem'eva E.Yu. Psikhologiya sub''ektivnoi semantiki. – M., 1990.
2. Bessonova A. D. Predstavleniya studentov gumanitarnykh spetsial'nostei o druzhbe i lyubvi. / Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii VIII Levitovskie chteniya: «Sovremennyi spetsialist sotsial'noi sfery: problemy, poiski, nakhodki». Moskva, 17-18 aprelya 2013 g. Fakul'tet psikhologii MGOU. – M.: Izd-vo MGOU, 2013.
3. Moskovichi S. Mashina, tvoryashchaya bogov. M, 1998. – 354 s.
4. Moskovichi S. Sotsial'noe predstavlenie: istoricheskii vzglyad // Psikhologicheskii zhurnal. 1995. № 1. S. 3-18. № 2. S. 3-14.
5. Petrenko V.F. Osnovy psikhosemantiki. – SPb.: Piter, 2005.
6. Rozenova M.I. Neosoznavaemye ustanovki otnosheniya roditelei k detyam: Monografiya / M.I. Rozenova; Mosk gos. gum. un-t im. M.A. Sholokhova. – Omsk: Izd-vo FGBOU VPO OmGAU im. P.A. Stolypina, 2011. – 160 s.
7. Rozenova M.I. Obrazy lyubvi v sisteme obraza mira cheloveka // Mir psikhologii. 2003. № 4. S. 105-116.
8. Rozenova M.I. Opyt psikhologicheskogo issledovanyai predstavlenii o lyubvi na urovne obydennogo soznaniya lyudei // Mir psikhologii. 2006, № 1. S. 241-254.
9. Rozenova M.I. Otnosheniya lyubvi v kontekste obrazovaniya i razvitiya lichnosti. Avtoref. diss. doktora ps. nauk po spetsial'nosti 19.00.07. – M., 2006.-59 s.
10. Rozenova M.I. Otnosheniya lyubvi v kontekste obrazovaniya i razvitiya lichnosti. Dissertatsiya doktora psikhol. nauk po spetsial'nosti 19.00.07. – M., 2006. – 500 s.
11. Rozenova M.I. Otnosheniya lyubvi v kontekste obydennogo soznaniya, razvitiya, obucheniya, vospitaniya i sotsializatsii lichnosti (teoreticheskoe i eksperimental'noe issledovanie problemy): Monografiya / M.I. Rozenova; Mosk gos. un-t pechati. – M.: MGUP, 2006. – 528 s.
12. Rozenova M.I. Pozitivnaya psikhologiya v Rossii: problemy terminologii i tselei. // Vestnik MGGU. Seriya Pedagogika i psikhologiya. 2013. № 1. S. 87-96.
13. Rozenova M.I. Tsennost' lyubvi v predstavleniyakh sovremennykh studentov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 6/06. S. 38-41.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.