Статья 'Понимание как связь слова и образа (в аспекте психических образов высших порядков). ' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Понимание как связь слова и образа (в аспекте психических образов высших порядков).

Березина Татьяна Николаевна

доктор психологических наук

профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет

123290, Россия, г. Москва, наб. Шелепихинская, 2а, ауд. 508

Berezina Tatiana Nikolaevna

Doctor of Psychology

Professor of the Department of Scientific Basis of Extreme Psychology at Moscow State University of Psychology and Education.

123290, Russia, Moscow, nab. Shelepikhinskaya, 2a, room 508

tanberez@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2013.6.8863

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-3.27272727273-2013


Аннотация: В статье анализируется феномен понимания наглядной информации, находящейся в образах высших порядков. Автор опирается на разработанную ранее модель образов- интеграторов различных порядков, согласно которой, наглядная информация обобщается независимо от вербальной, формируя все более усложняющиеся образования. В модели утверждается, что образы первого порядка - фотографические образы, второго порядка – классические вторичные образы; третьего порядка – обобщенные образы , образы четвертого порядка – пространственно- подобные образования; образы пятого порядка – невербальные эталоны моральных, философских, математических обобщений. Согласно авторскому предположению, образы высших порядков – полимодальны, и включают в себя не только обобщенную образную, на и аудиальную информацию, иначе говоря, обладают своим звучанием; звучание может быть представлено бессвязными звуками, обобщенными частями слов, а также механически запечатленными словосочетаниями. Согласно классическим представлениям, понимание происходит, когда слово соединяется с образом, это положение в статье дополняется условием, что подлинное понимание происходит, если запечатленные первосигнальные звучания в составе образов высших порядков хотя бы частично совпадают со звучаниями слов, которыми данная категория определяется.


Ключевые слова:

философия, психология, понимание, психические образы, высшие образы, вторичные образы, сознание, память, слова, внутренняя речь

Библиография
1. Белова С.С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализаций. // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. М.:ИПРАН, 2004, с. 39-62.
2. Березина Т.Н. Интроспективный эксперимент: новые возможности старого метода. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 4. С. 21-26.
3. Березина Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа. // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 27.
4. Березина Т.Н. О психических образах высших порядков.// NB: Психология и психотехника. 2012. № 2. С. 77-105.
5. Березина Т.Н. Психические образы высших порядков в структуре образной формы. // Психология и психотехника, 2012, №1, с.13-25.
6. Березина Т.Н. Психические образы высших порядков: слово как звучание и как значение. //Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Серия « Педагогика и психология » № 3, 2012а, в печати.
7. Березина Т.Н. Смыслы жизни, добро, духовное развитие, определение их значения// Мир психологии, 2008, № 2, с.115.
8. Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория. (Мониторинг когнитивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает?) – М.: Центр "Педагогический поиск", 2004.-176 с. 2.
9. Василюк Ф. Е. Структура образа (К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева)// 1 Вопросы психологии, 1993, № 5, с.5-19.
10. Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания. / Язык и интеллект. Под ред. В.В. Петрова. М.: «Прогресс», 1996. С. 185-229.
11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: «Прогресс», 1988.
12. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1991.
13. Данилова Н.Н., Крылова А.Л.Физиология высшей нервной деятельности.// Ростов н/Д: Феникс, 2005.-478 с.
14. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А.. Психологический словарь-справочник . М.: Харвест, 2004, 266 с.
15. Знаков В. В. Понимание, постижение и экзистенциальный опыт. Вопросы психологии, 2011, № 6, с.15-24.
16. Иваницкий А.М.. Проблема «сознание и мозг» и искусственный интеллект.// Научная сессия МИФИ–2006. VIII всероссийская научно-техническая конференция «нейроинформатика–2006»: лекции по нейроинформатике. – М.: МИФИ, 2006. –с 74-86.
17. Иванов Е.М. Гипотеза об экстрасоматической природе памяти // NB: Философские исследования. — 2013.-№ 8.-С.1-69.
18. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. .--Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002.
19. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ.// электронный ресурс, 2010, http://www.e-puzzle.ru/page.php?id=3385
20. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.
21. Лурия А.Р.Язык и сознание. М.:МГУ, 1979.
22. Назаров А.И. От рефлекторного кольца к многосвязной системе // Методология и история психологии. 2009. №2. – C. 32-44.
23. Петренко В.Ф. Вернем психологии сознание. Вестник МГУ, сер Психология, 2010,№ 3, с.121-141.
24. Розенова М.И. Опыт психологического исследования представлений о любви на уровне обыденного сознания людей. // Мир психологии. 2006. № 1. С. 241-254
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2012, 713 с.
26. Соколов Е. Н. Очерки по психофизиологии сознания. — М.: МГУ, 2010.
27. Edelman G.M., Tononi G. Consciousness: How matter becomes imagination. –London: Pinguin Books, 2000. – 274 pp.
28. Paivio A. (1978). The relationship between verbal and perceptual codes. In E.C. Carterette & M.P. Friedman (Eds.), Handbook of Perception, V. 8 (pp 375-397). London: Academic Press .
29. В. О. Петров Вокальная симфония: к вопросу о синтезе музыки и слова // Культура и искусство. - 2013. - 1. - C. 104 - 114. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.11.
30. Е.А. Надыкто Понимание как психологический аспект преемственной связи // Психология и психотехника. - 2013. - 2. - C. 162 - 171. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.02.6.
References
1. Belova S.S. Sub''ektivnaya otsenka intellekta drugogo cheloveka: effekt verbalizatsii. // Sotsial'nyi intellekt. Teoriya, izmerenie, issledovaniya. M.:IPRAN, 2004, s. 39-62.
2. Berezina T.N. Introspektivnyi eksperiment: novye vozmozhnosti starogo metoda. // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya. 2010. № 4. S. 21-26.
3. Berezina T.N. Issledovanie vnutrennego mira cheloveka metodom analiza kharakteristik mysli i obraza. // Psikhologicheskii zhurnal. 1999. T. 20. № 5. S. 27.
4. Berezina T.N. O psikhicheskikh obrazakh vysshikh poryadkov.// NB: Psikhologiya i psikhotekhnika. 2012. № 2. S. 77-105.
5. Berezina T.N. Psikhicheskie obrazy vysshikh poryadkov v strukture obraznoi formy. // Psikhologiya i psikhotekhnika, 2012, №1, s.13-25.
6. Berezina T.N. Psikhicheskie obrazy vysshikh poryadkov: slovo kak zvuchanie i kak znachenie. //Vestnik MGGU im. M.A.Sholokhova. Seriya « Pedagogika i psikhologiya » № 3, 2012a, v pechati.
7. Berezina T.N. Smysly zhizni, dobro, dukhovnoe razvitie, opredelenie ikh znacheniya// Mir psikhologii, 2008, № 2, s.115.
8. Bershadskii M.E. Ponimanie kak pedagogicheskaya kategoriya. (Monitoring kognitivnoi sfery: ponimaet li uchenik to, chto izuchaet?) – M.: Tsentr "Pedagogicheskii poisk", 2004.-176 s. 2.
9. Vasilyuk F. E. Struktura obraza (K 90-letiyu so dnya rozhdeniya A. N. Leont'eva)// 1 Voprosy psikhologii, 1993, № 5, s.5-19.
10. Vinograd T., Flores F. O ponimanii komp'yuterov i poznaniya. / Yazyk i intellekt. Pod red. V.V. Petrova. M.: «Progress», 1996. S. 185-229.
11. Gadamer Kh.-G. Istina i metod. M.: «Progress», 1988.
12. Gobbs T. Leviafan, ili Materiya, forma i vlast' gosudarstva tserkovnogo i grazhdanskogo // Gobbs T. Sochineniya: V 2 t. – T. 2. – M.: Mysl', 1991.
13. Danilova N.N., Krylova A.L.Fiziologiya vysshei nervnoi deyatel'nosti.// Rostov n/D: Feniks, 2005.-478 s.
14. D'yachenko M. I., Kandybovich L. A.. Psikhologicheskii slovar'-spravochnik . M.: Kharvest, 2004, 266 s.
15. Znakov V. V. Ponimanie, postizhenie i ekzistentsial'nyi opyt. Voprosy psikhologii, 2011, № 6, s.15-24.
16. Ivanitskii A.M.. Problema «soznanie i mozg» i iskusstvennyi intellekt.// Nauchnaya sessiya MIFI–2006. VIII vserossiiskaya nauchno-tekhnicheskaya konferentsiya «neiroinformatika–2006»: lektsii po neiroinformatike. – M.: MIFI, 2006. –s 74-86.
17. Ivanov E.M. Gipoteza ob ekstrasomaticheskoi prirode pamyati // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2013.-№ 8.-S.1-69.
18. Kuraev G.A., Pozharskaya E.N. Vozrastnaya psikhologiya: Kurs lektsii. .--Rostov-na-Donu: UNII valeologii RGU, 2002.
19. Kucherenko V.V., Petrenko V.F., Rossokhin A.V. Izmenennye sostoyaniya soznaniya: psikhologicheskii analiz.// elektronnyi resurs, 2010, http://www.e-puzzle.ru/page.php?id=3385
20. Luriya A.R. Malen'kaya knizhka o bol'shoi pamyati. M., 1968.
21. Luriya A.R.Yazyk i soznanie. M.:MGU, 1979.
22. Nazarov A.I. Ot reflektornogo kol'tsa k mnogosvyaznoi sisteme // Metodologiya i istoriya psikhologii. 2009. №2. – C. 32-44.
23. Petrenko V.F. Vernem psikhologii soznanie. Vestnik MGU, ser Psikhologiya, 2010,№ 3, s.121-141.
24. Rozenova M.I. Opyt psikhologicheskogo issledovaniya predstavlenii o lyubvi na urovne obydennogo soznaniya lyudei. // Mir psikhologii. 2006. № 1. S. 241-254
25. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii. SPb: Piter, 2012, 713 s.
26. Sokolov E. N. Ocherki po psikhofiziologii soznaniya. — M.: MGU, 2010.
27. Edelman G.M., Tononi G. Consciousness: How matter becomes imagination. –London: Pinguin Books, 2000. – 274 pp.
28. Paivio A. (1978). The relationship between verbal and perceptual codes. In E.C. Carterette & M.P. Friedman (Eds.), Handbook of Perception, V. 8 (pp 375-397). London: Academic Press .
29. V. O. Petrov Vokal'naya simfoniya: k voprosu o sinteze muzyki i slova // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 1. - C. 104 - 114. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.11.
30. E.A. Nadykto Ponimanie kak psikhologicheskii aspekt preemstvennoi svyazi // Psikhologiya i psikhotekhnika. - 2013. - 2. - C. 162 - 171. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.02.6.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.