по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 12, 2013
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-6.54545454545-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2013
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Психика и душа – синонимы?

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.10482

Аннотация: Автор сопоставляет два понятия – психику и душу, которые чаще всего в истории психологии рассматриваются как синонимы. Обращаясь к античной философии и мистической духовной традиции, можно видеть, что эти понятия трактуются по-разному. В одном случае психика считается достоянием индивидуального сознания, в другом душа осмысливается как связующее звено между миром эйдосов и низшим миром становления и исчезновения. Делается попытка раскрыть смысл концепции Платона о душе. Психика имеет дело с психическими процессами и не включает в свое пространство более глубокий, экзистенциальный и пневатический опыт. Метод анализа – феноменологическое сопоставление, позволяющее на основе философских и мистических текстов провести демаркацию между понятиями «психика» и «душа». Новизна исследования состоит в том, что такое разведение понятий проводится в отечественной литературе впервые. Душа, по мнению автора статьи, не синоним психики. Она заключает в себе более объемное и широкое содержание. Она не умирает вместе с телом, возникнув до рождения человека, душа несет в себе разнообразный духовный опыт и является в этом контексте противоположностью психики.
Гуревич П.С. - Психика и душа – синонимы? c. 1157-1160

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63706

Аннотация: Автор сопоставляет два понятия – психику и душу, которые чаще всего в истории психологии рассматриваются как синонимы. Обращаясь к античной философии и мистической духовной традиции, можно видеть, что эти понятия трактуются по-разному. В одном случае психика считается достоянием индивидуального сознания, в другом душа осмысливается как связующее звено между миром эйдосов и низшим миром становления и исчезновения. Делается попытка раскрыть смысл концепции Платона о душе. Психика имеет дело с психическими процессами и не включает в свое пространство более глубокий, экзистенциальный и пневатический опыт. Метод анализа – феноменологическое сопоставление, позволяющее на основе философских и мистических текстов провести демаркацию между понятиями «психика» и «душа». Новизна исследования состоит в том, что такое разведение понятий проводится в отечественной литературе впервые. Душа, по мнению автора статьи, не синоним психики. Она заключает в себе более объемное и широкое содержание. Она не умирает вместе с телом, возникнув до рождения человека, душа несет в себе разнообразный духовный опыт и является в этом контексте противоположностью психики.
Социальные страсти
Пархоменко Р.Н. - Ю. Хабермас о современной демократии

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.9516

Аннотация: Теория делиберативной демократии Ю. Хабермаса, давно ставшая предметом философских дискуссий на Западе, в этой статье рассматривается в сравнении с либеральной и республиканскими моделями государственного устройства. По мнению Хабермаса, политическая публичная сфера развитого демократического государства должна проводить принципы отделения правящего государства от экономического общества, свободы печати и обмена информацией. Все эти три элемента: равные права на свободу, демократическое участие и управление с использованием общественного мнения «сливаются» в один проект, однако, при различных традициях они упорядочиваются всякий раз по-разному и с разными акцентами: либеральная традиция обнаруживает предпочтение к свободам граждан общества, а республиканская и делиберативная традиции, соответственно, подчеркивают участие активных граждан в демократическом волеизъявлении или формирование наиболее рациональных общественных мнений. В статье показаны некоторые слабые места теории демократии, которую в своих поздних работах развивает Хабермас, в частности, подвергается критике его знаменитая теория «рационально мотивированного согласия» индивидов в обществе.
Пархоменко Р.Н. - Ю. Хабермас о современной демократии c. 1161-1168

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63707

Аннотация: Теория делиберативной демократии Ю. Хабермаса, давно ставшая предметом философских дискуссий на Западе, в этой статье рассматривается в сравнении с либеральной и республиканскими моделями государственного устройства. По мнению Хабермаса, политическая публичная сфера развитого демократического государства должна проводить принципы отделения правящего государства от экономического общества, свободы печати и обмена информацией. Все эти три элемента: равные права на свободу, демократическое участие и управление с использованием общественного мнения «сливаются» в один проект, однако, при различных традициях они упорядочиваются всякий раз по-разному и с разными акцентами: либеральная традиция обнаруживает предпочтение к свободам граждан общества, а республиканская и делиберативная традиции, соответственно, подчеркивают участие активных граждан в демократическом волеизъявлении или формирование наиболее рациональных общественных мнений. В статье показаны некоторые слабые места теории демократии, которую в своих поздних работах развивает Хабермас, в частности, подвергается критике его знаменитая теория «рационально мотивированного согласия» индивидов в обществе.
Этнос и этничность
Шажинбатын А. - Антропологический аспект японской идентичности

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.9836

Аннотация: В современных исследованиях о Японии и японском обществе и особенно в так называемых теориях «Нихондзин рон» и «Нихон бунка рон» (теорий о японской этнопсихологической и культурной специфике) антропологический подход к анализу их своеобразия занимает одно из важных мест. Японское общество наших дней представляется многим исследователям как качественно отличное от других обществ мира, поскольку при идентичности технического уровня развития Японии и других развитых капиталистических стран первая обладает качественно более высоким социокультурным потенциалом, важным антропологическим компонентом которого является «японская личность». Сегодня личность как феномен японской культуры интерпретируется в японоведении с позиции трех основных направлений: вестернизаторско-модернизаторского, акцентирующего внимание на развитии индивидуалистической личности в японском обществе; уникалистского, для которого личность японца с ее группистскими ориентациями является неповторимым «плодом» японского культурного и социального развития, и японизаторского, видящего в японском обществе и его социокультурном потенциале модель для подражания в других странах мира, поскольку этот потенциал, и в частности такая его часть, как модель идентичности личности, соответствует требованиям «общества будущего», определяемого исследователями как «постиндустриальное общество», «общество эпохи культуры» или как «альтернативное общество», «информационное общество».
Шажинбатын А.A. - Антропологический аспект японской идентичности c. 1169-1177

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63708

Аннотация: В современных исследованиях о Японии и японском обществе и особенно в так называемых теориях «Нихондзин рон» и «Нихон бунка рон» (теорий о японской этнопсихологической и культурной специфике) антропологический подход к анализу их своеобразия занимает одно из важных мест. Японское общество наших дней представляется многим исследователям как качественно отличное от других обществ мира, поскольку при идентичности технического уровня развития Японии и других развитых капиталистических стран первая обладает качественно более высоким социокультурным потенциалом, важным антропологическим компонентом которого является «японская личность». Сегодня личность как феномен японской культуры интерпретируется в японоведении с позиции трех основных направлений: вестернизаторско-модернизаторского, акцентирующего внимание на развитии индивидуалистической личности в японском обществе; уникалистского, для которого личность японца с ее группистскими ориентациями является неповторимым «плодом» японского культурного и социального развития, и японизаторского, видящего в японском обществе и его социокультурном потенциале модель для подражания в других странах мира, поскольку этот потенциал, и в частности такая его часть, как модель идентичности личности, соответствует требованиям «общества будущего», определяемого исследователями как «постиндустриальное общество», «общество эпохи культуры» или как «альтернативное общество», «информационное общество».
Горизонты психологии
Андреев И.Л. - МОЗГ, ВРЕМЯ, ВЛАСТЬ: эволюция виртуальной реальности в реальную виртуальность

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.10051

Аннотация: Этнопсихологические исследования последних лет и полевая работа автора в 15 африканских странах (1962-2010) дают всё больше подтверждений тому, что фундаментальным свойством нервно-психической деятельности человека является ее пространственно-временная ориентация, в принципе адекватная четырехмерному пространству-времени окружающего мира. Именно в этом континууме происходит эволюция виртуальной реальности как когнитивного алгоритма восприятии человеком окружающего мира в реальную виртуальность социальных и межличностных отношений, включая структуры складывавшихся институты. Первичная власть опиралась на выраставший из глубины веков культ мудрых предков. К нему примыкали древние традиции распоряжения родоплеменной верхушкой свободным от непосредственного жизнеобеспечения временем населения, что было связано с его строгой дислокацией в пределах определенного ареала как необходимым условием успешного выполнения общественных работ, ритуальных мероприятий и военных действий по защите и обеспечению природных и социальных предпосылок производства, жизнедеятельности и устойчивости социума.
Андреев И.Л. - МОЗГ, ВРЕМЯ, ВЛАСТЬ: эволюция виртуальной реальности в реальную виртуальность c. 1178-1190

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63709

Аннотация: Этнопсихологические исследования последних лет и полевая работа автора в 15 африканских странах (1962-2010) дают всё больше подтверждений тому, что фундаментальным свойством нервно-психической деятельности человека является ее пространственно-временная ориентация, в принципе адекватная четырехмерному пространству-времени окружающего мира. Именно в этом континууме происходит эволюция виртуальной реальности как когнитивного алгоритма восприятии человеком окружающего мира в реальную виртуальность социальных и межличностных отношений, включая структуры складывавшихся институты. Первичная власть опиралась на выраставший из глубины веков культ мудрых предков. К нему примыкали древние традиции распоряжения родоплеменной верхушкой свободным от непосредственного жизнеобеспечения временем населения, что было связано с его строгой дислокацией в пределах определенного ареала как необходимым условием успешного выполнения общественных работ, ритуальных мероприятий и военных действий по защите и обеспечению природных и социальных предпосылок производства, жизнедеятельности и устойчивости социума.
Понять человека
Гуревич П.С. - Формирование новой парадигмы

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.10477

Аннотация: Предмет исследования – выявление факторов, которые способствуют формированию научной парадигмы. Автор отмечает, что наука стремительно наращивает сокровищницу знаний. При этом складывается парадоксальная картина – прежняя научная парадигма все еще сохраняет свою значимость. Но одновременно появляется все больше открытий, которые не вписываются в прежнюю картину мира. Это вновь и вновь провоцирует процесс, в ходе которого обсуждаются вопросы о том, что такое знание, каковы источники его появления, как это знание функционирует, складываясь в относительно целостную картину мира. Методология подхода к проблеме в данном случае связана с сокровищницей философского и психологического знания, опытом их напряженной рефлексии. Новизна исследования состоит в том, чтобы раскрыть на новом естественнонаучном фундаменте закономерности формирования новой парадигмы. Автор отмечает, что критика рационального варианта науки в свое время не завершилась успехом. Поэтому критический анализ предпосылок формирования научной парадигмы оказывается весьма актуальной. Дается критика современных вариантов редукционизма.
Гуревич П.С. - Формирование новой парадигмы c. 1191-1999

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63710

Аннотация: Предмет исследования – выявление факторов, которые способствуют формированию научной парадигмы. Автор отмечает, что наука стремительно наращивает сокровищницу знаний. При этом складывается парадоксальная картина – прежняя научная парадигма все еще сохраняет свою значимость. Но одновременно появляется все больше открытий, которые не вписываются в прежнюю картину мира. Это вновь и вновь провоцирует процесс, в ходе которого обсуждаются вопросы о том, что такое знание, каковы источники его появления, как это знание функционирует, складываясь в относительно целостную картину мира. Методология подхода к проблеме в данном случае связана с сокровищницей философского и психологического знания, опытом их напряженной рефлексии. Новизна исследования состоит в том, чтобы раскрыть на новом естественнонаучном фундаменте закономерности формирования новой парадигмы. Автор отмечает, что критика рационального варианта науки в свое время не завершилась успехом. Поэтому критический анализ предпосылок формирования научной парадигмы оказывается весьма актуальной. Дается критика современных вариантов редукционизма.
Мотивация и духовность личности
Джафарова Д.Т. - Феномен старости в духовном опыте человечества

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.10163

Аннотация: 1. Статья посвящена анализу возрастного процесса, в контексте социальных, культурных и исторических изменений, потому как развитие общества и жизнь людей проходит в социокультурном пространстве, которое оказывает и непосредственное и опосредованное влияние на человека. Специфической особенностью традиционных форм культуры является отношение к возрасту, то есть здесь имеют место ярко выраженные качественные характеристики. В различные периоды развития человеческого общества отношение к старости было опосредовано социокультурными особенностями этой эпохи. Базовыми понятиями исследования выступают «пожилой человек», «проблемы пожилого человека», «старость». 2. Системный анализ позволил дать комплексное определение этих понятий. Историко-генетический метод позволил выявить общую тенденцию изменения отношения к пожилому человеку в период перехода от форм традиционной культуры к формам современной техногенной, инновационной, постмодернистской культуры. 3. Новизна исследования заключается в том, что выявлено проблемное поле философского анализа человека находящегося на завершающем этапе жизненного пути, отношение к старости в духовном опыте человечества, в различных социальных культурно-исторических типах.
Джафарова Д.Т. - Феномен старости в духовном опыте человечества c. 1200-1206

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63711

Аннотация: 1. Статья посвящена анализу возрастного процесса, в контексте социальных, культурных и исторических изменений, потому как развитие общества и жизнь людей проходит в социокультурном пространстве, которое оказывает и непосредственное и опосредованное влияние на человека. Специфической особенностью традиционных форм культуры является отношение к возрасту, то есть здесь имеют место ярко выраженные качественные характеристики. В различные периоды развития человеческого общества отношение к старости было опосредовано социокультурными особенностями этой эпохи. Базовыми понятиями исследования выступают «пожилой человек», «проблемы пожилого человека», «старость». 2. Системный анализ позволил дать комплексное определение этих понятий. Историко-генетический метод позволил выявить общую тенденцию изменения отношения к пожилому человеку в период перехода от форм традиционной культуры к формам современной техногенной, инновационной, постмодернистской культуры. 3. Новизна исследования заключается в том, что выявлено проблемное поле философского анализа человека находящегося на завершающем этапе жизненного пути, отношение к старости в духовном опыте человечества, в различных социальных культурно-исторических типах.
Индивид и личность
Шурыгина И.А. - Психолого-педагогические аспекты учебной активности в структуре интегральной индивидуальности младшего школьника

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.8878

Аннотация: Представлен теоретический анализ механизмов формирования учебной активности у младших школьников. Анализируются подходы к исследованию понятий «деятельность» и «активность», определяется системообразующая роль ведущей активности в структуре интегральной индивидуальности и ее место в процессе развития личности младшего школьника. Роль активности в структу¬ре интегральной индивидуальности представляется как ме¬ра взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, как способ самовыражения и самосуществования личности, при ко¬тором достигается качество целостного, самостоятельного и развивающегося субъекта. Показана структура активности в учебной деятельности: потенциал активности; регулятивный компонент, выражающий характер соотношения произвольной (волевой) и непроизвольной (эмоциональной) саморегуляции; динамический компонент (темп, интен¬сивность, эргичность); результативный компонент. Определены ведущие стили умственной активности младшего школьника: метацелевой, целевой и интеллектуально-неадаптивный. Выявлены системообразующая, гармонизирующая и компенсирующая функции стиля учебной активности в структуре интегральной индивидуальности. Определено значимое влияние на умственную активность в младшем школьном возрасте обучающей среды.
Шурыгина И.А. - Психолого-педагогические аспекты учебной активности в структуре интегральной индивидуальности младшего школьника c. 1207-1217

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63712

Аннотация: Представлен теоретический анализ механизмов формирования учебной активности у младших школьников. Анализируются подходы к исследованию понятий «деятельность» и «активность», определяется системообразующая роль ведущей активности в структуре интегральной индивидуальности и ее место в процессе развития личности младшего школьника. Роль активности в структу¬ре интегральной индивидуальности представляется как ме¬ра взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, как способ самовыражения и самосуществования личности, при ко¬тором достигается качество целостного, самостоятельного и развивающегося субъекта. Показана структура активности в учебной деятельности: потенциал активности; регулятивный компонент, выражающий характер соотношения произвольной (волевой) и непроизвольной (эмоциональной) саморегуляции; динамический компонент (темп, интен¬сивность, эргичность); результативный компонент. Определены ведущие стили умственной активности младшего школьника: метацелевой, целевой и интеллектуально-неадаптивный. Выявлены системообразующая, гармонизирующая и компенсирующая функции стиля учебной активности в структуре интегральной индивидуальности. Определено значимое влияние на умственную активность в младшем школьном возрасте обучающей среды.
Психология и педагогика
Розенова М.И. - Институт замещающего родительства в России: необходимость, проблемы и возможности системного изучения

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.9493

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы института замещающего родительства, который складывается и развивается в России как общественно-социальный феномен, поддерживаемый государственными правовыми основаниями. В работе проанализировано современное состояние в области социальной и психолого-педагогической подготовки кандидатов в замещающие родители. Автор акцентирует внимание на необходимости серьезного научного изучения по данному социально-значимому направлению, которое является достаточно «молодым» в плане реализации конкретных образовательных и коррекционных программ. В работе обоснована насущная необходимость научного обобщения и анализа по данной проблеме (показаны последствия малокомпетентного, хаотичного и несистемного подхода), выделены основные направления научного анализа и исследований, предложены организационно-функциональные возможности реализации предлагаемого научно-исследовательского и практико-ориентированного проекта. Аргументирована необходимость привлечения к подобной работе высококвалифицированных научных кадров и невозможность осуществления такого проекта местными центрами подготовки замещающих родителей и замещающих семей. Показана необходимость официальных распоряжений в плане возможности доступа исследователей к получению информации, которой располагают органы социальной опеки и Центры подготовки и сопровождения замещающей семьи в разных регионах России. Параметры необходимой информации задаются планом научного исследования-анализа, но при полном сохранении конфиденциальности и приватности частной жизни.
Розенова М.И. - Институт замещающего родительства в России: необходимость, проблемы и возможности системного изучения c. 1218-1223

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63713

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы института замещающего родительства, который складывается и развивается в России как общественно-социальный феномен, поддерживаемый государственными правовыми основаниями. В работе проанализировано современное состояние в области социальной и психолого-педагогической подготовки кандидатов в замещающие родители. Автор акцентирует внимание на необходимости серьезного научного изучения по данному социально-значимому направлению, которое является достаточно «молодым» в плане реализации конкретных образовательных и коррекционных программ. В работе обоснована насущная необходимость научного обобщения и анализа по данной проблеме (показаны последствия малокомпетентного, хаотичного и несистемного подхода), выделены основные направления научного анализа и исследований, предложены организационно-функциональные возможности реализации предлагаемого научно-исследовательского и практико-ориентированного проекта. Аргументирована необходимость привлечения к подобной работе высококвалифицированных научных кадров и невозможность осуществления такого проекта местными центрами подготовки замещающих родителей и замещающих семей. Показана необходимость официальных распоряжений в плане возможности доступа исследователей к получению информации, которой располагают органы социальной опеки и Центры подготовки и сопровождения замещающей семьи в разных регионах России. Параметры необходимой информации задаются планом научного исследования-анализа, но при полном сохранении конфиденциальности и приватности частной жизни.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Сухова Е.В. - Психологические способы воздействия на больных туберкулезом легких

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.10085

Аннотация: Целью проведенного исследования явилось изучение факторов, препятствующих лечению больных туберкулезом и на основе их анализа представление целенаправленных рекомендаций. Объектом исследования явились 72 больных туберкулезом легких, 48 мужчин и 24 женщин в возрасте от 22 до 56 лет. Методы исследования включали стандартные для туберкулеза клинические, рентгенологические, лабораторные, функциональные, а также авторскую анкету (рационализаторское предложение № 512 Самарского военно-медицинского института). Анкета состоит из четырех блоков и позволяет выявить дисциплину лечения, трудности при лечении, волевые качества, внушаемость, удовлетворенность лечением, отношение к возможной инвалидизации. Статистическая обработка результатов была проведена с помощью пакета SRSS. У больных с впервые выявленным туберкулезом эффективность лечения снижают необходимость оплаты процедур, осложнения от инъекций, усталость от лечения. Больные-хроники пропускают посещение врача, процедуры, самовольно прекращают лечение, у большинства развились побочные действия медикаментов, и отличия с больными инфильтративным туберкулезом легких статистически достоверны. Уверенность в излечении у больных с инфильтративным туберкулезом следует использовать в качестве мотивации к лечению. У больных-хроников необходимо отслеживать появление побочных эффектов и своевременно корректировать назначения. Внушаемым пациентам следует авторитетно внушать уверенность в благоприятном исходе. У маловнушаемых пациентов следует использовать рациональное информирование о течение болезни и методах лечения.
Сухова Е.В. - Психологические способы воздействия на больных туберкулезом легких c. 1224-1231

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63714

Аннотация: Целью проведенного исследования явилось изучение факторов, препятствующих лечению больных туберкулезом и на основе их анализа представление целенаправленных рекомендаций. Объектом исследования явились 72 больных туберкулезом легких, 48 мужчин и 24 женщин в возрасте от 22 до 56 лет. Методы исследования включали стандартные для туберкулеза клинические, рентгенологические, лабораторные, функциональные, а также авторскую анкету (рационализаторское предложение № 512 Самарского военно-медицинского института). Анкета состоит из четырех блоков и позволяет выявить дисциплину лечения, трудности при лечении, волевые качества, внушаемость, удовлетворенность лечением, отношение к возможной инвалидизации. Статистическая обработка результатов была проведена с помощью пакета SRSS. У больных с впервые выявленным туберкулезом эффективность лечения снижают необходимость оплаты процедур, осложнения от инъекций, усталость от лечения. Больные-хроники пропускают посещение врача, процедуры, самовольно прекращают лечение, у большинства развились побочные действия медикаментов, и отличия с больными инфильтративным туберкулезом легких статистически достоверны. Уверенность в излечении у больных с инфильтративным туберкулезом следует использовать в качестве мотивации к лечению. У больных-хроников необходимо отслеживать появление побочных эффектов и своевременно корректировать назначения. Внушаемым пациентам следует авторитетно внушать уверенность в благоприятном исходе. У маловнушаемых пациентов следует использовать рациональное информирование о течение болезни и методах лечения.
Психотехника
Олешкевич В.И. - Социология, культурология и методологии концепции П. Я. Гальперина: новые психотехнические возможности ее развития

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.9764

Аннотация: В статье ставится вопрос об интеграции методологических идей Гальперина в современную мировую психологию. Она рассматривается в контексте истории культуры и культурно-исторического опыта. Для целостного и системного ее понимания и рефлексивной реконструкции ее оснований, психология Гальперина анализируется с социологической, культурологической, методологической и психотехнической точек зрения. Показывается, что психология поэтапного формирования умственных действий как и вся советская деятельностная психология глубоко укоренены в советскую культуру и психологически рефлектируют именно советский культурно-исторический опыт. Обосновывается значимость такого подхода к пониманию и анализа к любой концепции психологии, что любая психология основывается на определенной культурно-исторической матрице социального опыта, который она и рефлектирует. Рассматривается ряд направлений развития психологических, методологических идей Гальперина, а также их значение для методологии психологии, экспериментальной психологии и для рефлексивного исследования психологической практики. В частности, показываются возможности интеграции походов Гальперина с феноменологическим анализом Э. Гуссерля и его феноменологической психологией, экзистенциальным анализом феномена ориентировки и пр. Показывается как анализ концепции психики как ориентировочной деятельности с точки зрения социологии знания расширяет ее феноменологические горизонты, позволяет расширить ее онтологическую базу и психотехнические возможности развития данного направления психологии. Это относится и к возможностям расширения прикладных направлений данной психологии, а также возможностей включения ее в психологическую практику.
Олешкевич В.И. - Социология, культурология и методологии концепции П. Я. Гальперина: новые психотехнические возможности ее развития c. 1232-1243

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63715

Аннотация: В статье ставится вопрос об интеграции методологических идей Гальперина в современную мировую психологию. Она рассматривается в контексте истории культуры и культурно-исторического опыта. Для целостного и системного ее понимания и рефлексивной реконструкции ее оснований, психология Гальперина анализируется с социологической, культурологической, методологической и психотехнической точек зрения. Показывается, что психология поэтапного формирования умственных действий как и вся советская деятельностная психология глубоко укоренены в советскую культуру и психологически рефлектируют именно советский культурно-исторический опыт. Обосновывается значимость такого подхода к пониманию и анализа к любой концепции психологии, что любая психология основывается на определенной культурно-исторической матрице социального опыта, который она и рефлектирует. Рассматривается ряд направлений развития психологических, методологических идей Гальперина, а также их значение для методологии психологии, экспериментальной психологии и для рефлексивного исследования психологической практики. В частности, показываются возможности интеграции походов Гальперина с феноменологическим анализом Э. Гуссерля и его феноменологической психологией, экзистенциальным анализом феномена ориентировки и пр. Показывается как анализ концепции психики как ориентировочной деятельности с точки зрения социологии знания расширяет ее феноменологические горизонты, позволяет расширить ее онтологическую базу и психотехнические возможности развития данного направления психологии. Это относится и к возможностям расширения прикладных направлений данной психологии, а также возможностей включения ее в психологическую практику.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.