Статья 'Институт замещающего родительства в России: необходимость, проблемы и возможности системного изучения' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Институт замещающего родительства в России: необходимость, проблемы и возможности системного изучения

Розенова Марина Ивановна

доктор психологических наук

профессор, кафедра научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет(МГППУ)

127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29

Rozenova Marina Ivanovna

Doctor of Psychology

Professor, the department of Scientific Foundations of Extreme Psychology, Moscow State University of Psychology and Education

127051, Russia, g. Moscow, ul. Sretenka, 29

mroz1@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2013.12.9493

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-6.54545454545-2013


Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы института замещающего родительства, который складывается и развивается в России как общественно-социальный феномен, поддерживаемый государственными правовыми основаниями. В работе проанализировано современное состояние в области социальной и психолого-педагогической подготовки кандидатов в замещающие родители. Автор акцентирует внимание на необходимости серьезного научного изучения по данному социально-значимому направлению, которое является достаточно «молодым» в плане реализации конкретных образовательных и коррекционных программ. В работе обоснована насущная необходимость научного обобщения и анализа по данной проблеме (показаны последствия малокомпетентного, хаотичного и несистемного подхода), выделены основные направления научного анализа и исследований, предложены организационно-функциональные возможности реализации предлагаемого научно-исследовательского и практико-ориентированного проекта. Аргументирована необходимость привлечения к подобной работе высококвалифицированных научных кадров и невозможность осуществления такого проекта местными центрами подготовки замещающих родителей и замещающих семей. Показана необходимость официальных распоряжений в плане возможности доступа исследователей к получению информации, которой располагают органы социальной опеки и Центры подготовки и сопровождения замещающей семьи в разных регионах России. Параметры необходимой информации задаются планом научного исследования-анализа, но при полном сохранении конфиденциальности и приватности частной жизни.


Ключевые слова:

замещающие, семьи, системное, научное, исследование, анализ, эффективность, разработка, актуальный, независимое

Библиография
1. Березина Т.Н. Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии [Текст] //Т.Н. Березина. Вестник Московского государственного университета им. М.А. Шолохова. 2009. № 4. С. 6-19.
2. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье [Текст]: Автореф. дисс. …канд. психол. наук / Л.Н. Большакова. Ярославль. 2004.-26с.
3. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье [Текст]: Автореф.дисс. ...на соиск.учен.степени / Ж.А.Большакова. Кострома. 2009.-18с.
4. Нагоева Р.А. Замещающее родительство: проблемы типологии и мотивации [Текст] / Р.А. Нагоева. Материалы Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательном пространстве». 14 декабря 2012 г.: в 2-х ч. Ч. 2. ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт»; сост. Н.Н. Егорова. – Соликамск: СГПИ, 2013. С.
5. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. [Текст] / монография / В.Н. Ослон.-М: Генезиз, 2006.-366с.
6. Печникова Л.С. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений / Л.С. Печникова, Е.Б. Жуйкова. – М.: Изд-во МГУ, 2008.
7. Розенова М.И. Неосознаваемые установки отношения родителей к детям: Монография. [Текст] / М.И. Розенова; Моск гос. гум. ун-т им. М.А. Шолохова. – Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2011. – 160 с.
8. Розенова М.И. Отношения любви в контексте обыденного сознания, развития, обучения, воспитания и социализации личности (теоретическое и экспериментальное исследование проблемы): Монография. [Текст] / М.И.
9. Розенова; Моск гос. ун-т печати. – М.: МГУП, 2006. – 528 с. Розенова М.И. Позитивная психология в России: некоторые актуальные вопросы адаптации [Текст]. / М.И. Розенова. Психология и психотехника. 2012. № 1. С. 57-62.
10. Розенова М.И. Семантика восприятия молодежью базовых отношений личности: психологические парадоксы [Текст] / М.И. Розенова. Психология и психотехника. 2013. № 6. С.536-545.
11. Шпакова В.В. Социально-психологические характеристики приемных родителей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения. [Текст]: В.В. Шпакова.-М.: Психология и педагогика.-2008.-№6.
12. Япарова О.Г. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях/ Е.И. Николаева, О.Г. Япарова // Вопросы психологии. 2007. – №.6. С. 37-43.
13. Шагиахметов М.Р. Природа кризиса - системный анализ // NB: Философские исследования. - 2013. - 1. - C. 90 - 125. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_317.html
14. Розин В.М. Проблема использования научных представлений в гуманитарной психотерапии // NB: Психология и психотехника. - 2013. - 3. - C. 214 - 248. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_627.html
15. Костенников М.В. К вопросу о некоторых актуальных проблемах административного права // NB: Административное право и практика администрирования. - 2013. - 4. - C. 71 - 95. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8840.html
16. Артемьева О.А., Синёва О.В. Теоретические основы изучения проблемы соотношения прикладной и практической психологии // NB: Психология и психотехника. - 2013. - 3. - C. 249 - 270. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_599.html
References
1. Berezina T.N. Razvitie kognitivnykh sposobnostei kak problema prakticheskoi psikhologii [Tekst] //T.N. Berezina. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M.A. Sholokhova. 2009. № 4. S. 6-19.
2. Bol'shakova L.N. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya roditelei i detei v priemnoi sem'e [Tekst]: Avtoref. diss. …kand. psikhol. nauk / L.N. Bol'shakova. Yaroslavl'. 2004.-26s.
3. Zakharova Zh.A. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie protsessa vospitaniya priemnogo rebenka v zameshchayushchei sem'e [Tekst]: Avtoref.diss. ...na soisk.uchen.stepeni / Zh.A.Bol'shakova. Kostroma. 2009.-18s.
4. Nagoeva R.A. Zameshchayushchee roditel'stvo: problemy tipologii i motivatsii [Tekst] / R.A. Nagoeva. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve». 14 dekabrya 2012 g.: v 2-kh ch. Ch. 2. FGBOU VPO «Solikamskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut»; sost. N.N. Egorova. – Solikamsk: SGPI, 2013. S.
5. Oslon V.N. Zhizneustroistvo detei-sirot: professional'naya zameshchayushchaya sem'ya. [Tekst] / monografiya / V.N. Oslon.-M: Geneziz, 2006.-366s.
6. Pechnikova L.S. Priemnye sem'i v prostranstve detsko-roditel'skikh otnoshenii / L.S. Pechnikova, E.B. Zhuikova. – M.: Izd-vo MGU, 2008.
7. Rozenova M.I. Neosoznavaemye ustanovki otnosheniya roditelei k detyam: Monografiya. [Tekst] / M.I. Rozenova; Mosk gos. gum. un-t im. M.A. Sholokhova. – Omsk: Izd-vo FGBOU VPO OmGAU im. P.A. Stolypina, 2011. – 160 s.
8. Rozenova M.I. Otnosheniya lyubvi v kontekste obydennogo soznaniya, razvitiya, obucheniya, vospitaniya i sotsializatsii lichnosti (teoreticheskoe i eksperimental'noe issledovanie problemy): Monografiya. [Tekst] / M.I.
9. Rozenova; Mosk gos. un-t pechati. – M.: MGUP, 2006. – 528 s. Rozenova M.I. Pozitivnaya psikhologiya v Rossii: nekotorye aktual'nye voprosy adaptatsii [Tekst]. / M.I. Rozenova. Psikhologiya i psikhotekhnika. 2012. № 1. S. 57-62.
10. Rozenova M.I. Semantika vospriyatiya molodezh'yu bazovykh otnoshenii lichnosti: psikhologicheskie paradoksy [Tekst] / M.I. Rozenova. Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. № 6. S.536-545.
11. Shpakova V.V. Sotsial'no-psikhologicheskie kharakteristiki priemnykh roditelei, vzyavshikh na vospitanie detei, ostavshikhsya bez popecheniya. [Tekst]: V.V. Shpakova.-M.: Psikhologiya i pedagogika.-2008.-№6.
12. Yaparova O.G. Osobennosti lichnostnykh kharakteristik detei i roditelei v effektivnykh i neeffektivnykh priemnykh sem'yakh/ E.I. Nikolaeva, O.G. Yaparova // Voprosy psikhologii. 2007. – №.6. S. 37-43.
13. Shagiakhmetov M.R. Priroda krizisa - sistemnyi analiz // NB: Filosofskie issledovaniya. - 2013. - 1. - C. 90 - 125. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_317.html
14. Rozin V.M. Problema ispol'zovaniya nauchnykh predstavlenii v gumanitarnoi psikhoterapii // NB: Psikhologiya i psikhotekhnika. - 2013. - 3. - C. 214 - 248. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_627.html
15. Kostennikov M.V. K voprosu o nekotorykh aktual'nykh problemakh administrativnogo prava // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2013. - 4. - C. 71 - 95. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8840.html
16. Artem'eva O.A., Sineva O.V. Teoreticheskie osnovy izucheniya problemy sootnosheniya prikladnoi i prakticheskoi psikhologii // NB: Psikhologiya i psikhotekhnika. - 2013. - 3. - C. 249 - 270. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_599.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.