по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 06, 2021
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 31-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2021
Понять человека
Тихонова Е.А. - Подходы к изучению понятия совладающего поведения в отечественных и зарубежных научных исследованиях c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.6.37005

Аннотация: Предметом исследования является феномен совладающего поведения в отечественных и зарубежных научных исследованиях. Объектом исследования являются подходы к изучению совладающего поведения, в частности копинг-поведения. Цель исследования – попытка систематизировать сведения о подходах к изучению понятия совладающего поведения в отечественных и зарубежных научных исследованиях. Методология исследования заключается в научно-аналитическом обзоре по теме совладающего поведения в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Новизна исследования - автор подробно рассматривает такой аспект, как подходы к изучению понятия совладающего поведения в научных исследованиях. Стоит заметить, что в отечественной литературе копинг исследован недостаточно, а вот в рамках иностранной психологии проблему совладающего поведения изучают с 1960-х годов. В виде теоретической базы для исследований иностранных учёных выступили имеющиеся представления, относящиеся к природе механизмов осуществления психологической защиты, к когнитивным стратегиям и стрессам. Особое внимание уделяется раскрытию вопроса, связанного с тем, из-за чего одни лица оказываются успешными и устойчивыми при преодолении стрессового влияния, а иным лицам очень сложно пережить напряжённый период. Особым вкладом автора в исследование темы является использование опыта иностранных учёных, их представлений, относящихся к природе механизмов осуществления психологической защиты, к когнитивным стратегиям и стрессам. Необходимо обратить внимание на то, что в статье рассматривается совладающее поведение с использованием таких понятий, как: психологическая защита, стрессовые воздействия, копинг-поведение, личностные детерминанты, проблемное событие, стиль совладания, патологические процессы, стресс-фактор. Основными выводами проведенного исследования являются: - сначала человеком определяется отдельное проблемное событие в виде опасного и нестабильного; - после этого производится учёт уровня влияния и характеристики стресс-фактора, собственные индивидуальные черты, выполняется выбор способов совладания.
Профессиональная психология
Якимова З.В. - Агрессивный симптомокомплекс (агрессия, агрессивность и агрессивное поведение) в профессиональной деятельности полицейских c. 12-27

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.6.37101

Аннотация: Предметом исследования является агрессивный симптомокомплекс сотрудников полиции, под которым понимается совокупность показателей, характеризующих психоэмоциональное состояние человека (состояние агрессии), ключевых характерологических черт его личности (агрессивность как интегральное свойство личности) и поведенческих паттернов (привычек применять элементы агрессивного поведения в определённой ситуации). Объектом исследования является уровень допустимого (легитимного) применения агрессии в профессиональной деятельности полицейских. Цель исследования - заключается в выявлении факторов, способствующих превышению (фасилитация) и понижению (ингибиция) допустимого (легитимного) уровня применения агрессии в профессиональной деятельности полицейских. Особое внимание уделено обоснованию агрессии как индивидной основы, агрессивности как личностной основы, агрессивного поведения как субъект-деятельностной основы в структуре человеческой психики. Индивидуальный профиль проявлений агрессивного симптомокомплекса рассматривается на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. В эмпирической части анализируется взаимосвязь предпочитаемой стратегии поведения в конфликтных ситуациях, уровня коммуникативной агрессии и уровня коммуникативной толерантности сотрудников полиции с учетом поло-возрастных факторов.     В результате проведённого исследования было выявлено, что на сознательном уровне 85 % сотрудников полиции (вне зависимости от пола и возраста) выбирают бесконфликтные, неагрессивные стратегии решения конфликтных ситуаций и лишь 15% предпочитают агрессивную стратегию борьбы и соперничества. Однако попытка «сдержать себя» приводит к накоплению психоэмоционального напряжения, что провоцирует переживание удовольствия от всплесков спонтанной и отраженной агрессии, а в последующем переживание чувства вины и склонность к аутоагрессии. Вероятность проявления / не проявления агрессивного симптомокомплекса будет обусловлена фасилитаторами / ингибиторами агрессии. Так же было установлено, что склонность выставлять себя в качестве эталона и непринятие индивидуальности партнера по взаимодействию связано, прежде всего, со специфичностью контингента общения сотрудников-полиции и может быть рассмотрено как вариант психологической защиты от преждевременного психоэмоционального выгорания.
Индивид и личность
Ким А.Э. - Взаимосвязь между видами самоотношения и саморегуляцией лености у молодых людей с разной выраженностью саморегуляции поведения c. 28-39

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.6.37141

Аннотация: Предметом исследования выступили самоотношение и саморегуляция лености у молодых людей, совмещающих работу и учебу. Представлен краткий теоретический обзор исследований, подтверждающих взаимосвязанность самоотношения и саморегуляции поведения, лености. С помощью процедуры квартилирования значений индивидуальных показателей были определены группы с разной выраженностью общей саморегуляции поведения. Установлены ведущие виды самоотношения молодых людей с разным уровнем саморегуляции поведения. Показано наличие и специфика достоверных взаимосвязей между видами самоотношения с внешними и внутренними оценочными основаниями и выраженностью саморегуляции лености в разных контекстах, провоцирующих проявления лености, у молодых людей с разным уровнем саморегуляции поведения. У молодых людей с высокой саморегуляцией поведения выявлена взаимосвязь между саморегуляцией лености и видами самоотношения с внутренними оценочными основаниями при выполнении учебной задачи, с внешними и внутренними оценочными основаниями при выполнении рабочей задачи. Отмечена важность позитивного самоотношения для поддержания саморегуляции лености. У субъектов с выраженностью саморегуляции выше и ниже среднего обнаружены взаимосвязи между видами самоотношения как с внешними, так и с внутренними оценочными основаниями при выполнении учебных и рабочих задач. У молодых людей с низкой саморегуляцией поведения взаимосвязанными с саморегуляцией лености оказались виды самоотношения с внешними оценочными основаниями при выполнении учебной деятельности, виды самоотношения с внешними и внутренними оценочными основаниями при выполнении рабочей задачи. Выявленные особенности может быть полезно учитывать при планировании учебного и рабочего процесса.
Понять человека
Осин Р.В., Баранов А.А. - Специфика образа партнера по общению в интернете и в реальной жизни c. 40-51

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.6.36563

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей социальной перцепции человека в интернет-дискурсе. Актуальность проблемы диктуется стремительным развитием интернета и киберпространства, данная тенденция приводит к тому, что уже новое информационное пространство - виртуальную реальность считают новой реальностью. Различные разновидности общения в социуме, сопереживание, сочувствие, проявление и восприятие эмоций начинают переходить в сферу интернета. Авторы данного исследования предполагают, что испытуемые при непосредственном общении более качественно воспринимают социально-психологические особенности личности партнера, чем при интернет-дискурсе. Для подтверждения гипотезы было проведено исследование, в котором приняли участие молодые люди в возрасте от 18 до 27 в количестве 80 человек. Были использованы методики: ценностный опросник Ш. Шварца; ориентировочная анкета Басса-Смекала-Кучера; опросник Цель-Средство-Результат А.А. Карманова; тест на локус контроля Дж. Роттера. В исследовании было принято решение нивелировать фактор аттракции, т.е. общение осуществлялось между людьми в мессенджерах Telegram, WhatsApp. По данным количественного анализа результатов испытуемых можно сказать, что участники группы непосредственного общения характеризуются как личности, имеющие первостепенные ценности власти, удовольствия от личного профессионального успеха. Они стараются избегать глубоких переживаний. По данным количественного анализа результатов испытуемых группы интернет-дискурса можно описать их как личности, имеющие первостепенные ценности власти. По результатам исследования выявлено, что представители группы непосредственного общения более качественно воспринимают социально-психологические особенности личности партнера, чем при интернет-дискурсе, способность воспринимать мотивы и ценности партнера по общению являются статистически значимыми.
Психология развития
Гельман В.Я. - Специфика церебральной латерализации восприятия эмоциональной интонации речи у детей со специальными способностями c. 52-60

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.6.36345

Аннотация: В последнее время большое внимание уделяется изучению особенностей развития когнитивных процессов детей и подростков, обладающих различными общими и специальными способностями. Целью настоящего исследования было сравнительное изучение онтогенетических особенностей церебральных механизмов, лежащих в основе обработки эмоциональной информации у детей, дополнительно занимающихся музыкой и математикой. В выборках детей, дополнительно занимающихся музыкой, математикой, и контрольной выборке школьников без дополнительных занятий рассматривались три возрастные группы: 7 - 10 лет, 10 - 13 лет и 14 - 17 лет. В экспериментальных исследованиях испытуемые должны были определить эмоциональную интонацию речи в предъявляемой фразе.   В работе выявлены существенные онтогенетические различия в восприятии эмоциональной просодики речи между контрольной группой и группами дополнительно обучающихся детей. Обнаруженная у дополнительно обучающихся детей 7-13 лет преимущественная активность левого полушария позволяет говорить о специфике у них межполушарных отношений при анализе эмоциональной информации. Зависимость эффектов церебральной латерализации от возраста была аналогичной в группах детей, дополнительно занимающихся математикой и музыкой, и отличалась от результатов контрольной группы, что дает серьезные основания полагать, что взаимовлияние математических и музыкальных способностей объясняется, в определенной мере, особенностями возрастного развития церебральной латерализации восприятия в детском и подростковом возрасте.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"