Политика и Общество - рубрика РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Рубрика "РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА"
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
Байков М.Д. - Связь религиозности и политических предпочтений: опыт зарубежных и отечественных исследований c. 7-15

DOI:
10.7256/2454-0684.2024.1.68945

EDN: PKGOIN

Аннотация: Предметом исследования выступает связь религиозности и политических предпочтений избирателя; объектом являются актуальные статистические и научные исследования, посвященные проблематике электорального поведения в России, Восточной Европе и Соединенных Штатах Америки. Статья обобщает наиболее популярные исследовательские подходы в деле изучения влияния религии на политику, автор представляет краткое резюме по материалам влиятельных научных работ, на материале которых производит собственные выводы. В статье проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта исследования связи религии и политики. Автор отмечает, что иностранные исследования в этой области имеют более обширную базу данных, благодаря длительному изучению проблемы связи религиозности и политических предпочтений. Тем не менее, отечественные исследователи также продолжают разрабатывать данную тему и подчеркивают возрастающую роль религиозного фактора в политике современной Российской Федерации. Полученные автором результаты достигаются за счет использования методологии обзорно-критического анализа статистических исследований и научной литературы. Делаются выводы, что религиозность и политические предпочтения в США и европейских странах оказывают влияние на итоговое электоральное поле. В России учеными признается незначительное влияние религиозного фактора на общие тенденции политического поведения. Все же в среде верующих России связь их религиозности и предпочтений существует и различается в зависимости от степени этой самой религиозности. Важно отметить, что использование данных с избирательных участков и глубокого интервьюирования в российской реальности может вносить значительные искажения в базы социологических данных. Эти особенности исследовательского поля России создают понятные ограничения, которые зачастую игнорируются исследователями, а потому данные носят неполный характер. В заключении статьи автором отмечается возможность взаимодействия религиозности и политических предпочтений через находящийся над ними конструкт.
Филина Н.В. - Особенности взаимодействия политики и религии в современном российском обществе c. 45-51

DOI:
10.7256/2454-0684.2022.2.27920

EDN: DSCFSM

Аннотация: Предметом исследования являются особенности взаимодействия политики и религии в современном российском обществе. Объектом исследования является социально-политическая жизнь современного общества, религия и политика. Автору удалось проанализировать интернет сайты по вопросу автокефалии Украинской православной церкви. В своих рассуждениях и выводах автор опирается на мнения ведущих ученых, статистические данные Росстата и официальные отчеты Министерства юстиции Российской Федерации. Цель исследования - выявить основные формы, механизмы, особенности взаимодействия политики и религии. Для исследования вопросов взаимодействия политики и религии применялся метод системного анализа, который позволил изучить основные направления и формы деятельности религии в политической сфере; Автору удалось выделить особенности взаимодействия политики и религии. Область применения результатов исследования: данные могут применяться в работе органов государственной власти и местного самоуправления, а также информация будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся вопросами религии и политики. Новизна - выявлены ключевые принципы и функции взаимодействия политики и религии.
Осипов Е.А. - Светское образование в условиях распространения религии. Пример Франции c. 66-73

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.2.25463

Аннотация: В статье показаны причины распространения религиозности в радикальных формах среди молодежи в пригородах крупных французских городов и влияние этого процесса на развитие системы образования в стране. Подробно проанализированы проблемы, с которыми сталкиваются учителя в светских школах и колледжах в условиях фактического проникновения религиозных вопросов и догматов в учебный процесс. Также в статье представлены возможные пути выхода из сложившегося во Франции кризиса национальной и религиозной идентичности. Статья написана на основе новейшей французской литературы и прежде всего недавно вышедшей книги "Директор колледжа или Имам Республики", быстро ставшей популярной во Франции. Научная новизна представленной работы состоит в том, что в тексте представлен "взгляд изнутри" на проблемы французского среднего образования. Что же касается актуальности, то учитывая популярность религиозных организаций среди молодежи сегодня не только во Франции, но и по всему миру, изложенные в тексте варианты решения проблемы во многом имеют универсальный характер и подходят не только для Пятой республики.
Егоров С.Ю. - Евангельское богословское образование в контексте российского законодательства и конфессиональных норм c. 78-88

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.10.27517

Аннотация: Предметом исследования являются представления о границах и составе систем евангельского богословского образования, зафиксированные в действующем российском законодательстве, а также в установлениях религиозных организаций евангельского вероисповедания. В России богословское образование регулируется сразу двумя Федеральными законами – «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных объединениях». Двойственность подчинения обусловливает возникновение правовых коллизий, а также определяет специфическую направленность развития как самой сферы, так и государственно-конфессиональных отношений. Расширение участия представителей религиозных организаций в сфере высшего образования, а также закрепление специальности «Теология» в российских государственных стандартах определяет актуальность активного изучения обозначенной проблематики. Системный подход в рамках методологии мягких систем избран в качестве основного для настоящего исследования. Для работы с нормативными актами применен сравнительно-правовой метод, а для изучения непосредственной практики – структурно-функциональный. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые нормы российского законодательства в части регулирования богословского образования, в том числе программ подготовки служителей и религиозного персонала, были подвергнуты системному анализу с учетом позиции, интересов и практики представителей образовательных организаций, учрежденных евангельскими церквями. Автор показывает те аспекты практики правоприменения, в которых проявляются положительные особенности государственных норм, а также те, где евангельские верующие предпочитают использовать установления религиозных организаций и по возможности избегать светские нормы и правила.
Александров А.П., Габдулхаков Р.Б. - Правовое положение религиозных организаций в Башкирии в 30-е гг. ХХ века (на примере евангельских христиан и баптистов)

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.9340

Аннотация: В статье рассматривается правовое положение общин евангельских христиан и баптистов Башкирии в период господства тоталитаризма в СССР. Описываются методы борьбы с церквями: ограничение деятельности, снятие с регистрации, антирелигиозная пропаганда, увеличение налогового бремени, аресты священников и т.д. Итогом такой политики стало полное прекращение легальной деятельности церквей к концу 30-х годов. Период нэпа можно считать периодом временного равновесия сил, когда власти еще были вынуждены хотя бы внешне считаться с фактом религиозности населения СССР. К 1928 г. это шаткое равновесие заканчивается и начинается широкомасштабное наступление на веру и верующих. Страна приступает к осуществлению грандиозных планов социалистического строительства. В области внутренней политики все было нацелено на раскрестьянивание деревни и слом не только традиционного хозяйственного уклада, но и образа жизни, мышления, крестьянской религиозной идеологии. Религиозная идеология составляла серьезную конкуренцию насаждаемой новой вере – коммунизму. Таким образом, период с 1929 по 1943 г. был временем самого активного репрессивного воздействия на общины евангельских христиан и баптистов Башкирии. Правительство проводило политику уничтожения общин верующих, которые были поставлены в крайне неблагоприятные правовые условия. Итогом политики стало прекращение легальной деятельности всех общин верующих и сведение их численности до минимума. Начатый процесс приостановила только начавшаяся Великая Отечественная война.
Александров А.П., Габдулхаков Р.Б. - Правовое положение религиозных организаций в Башкирии в 30-е гг. ХХ века (на примере евангельских христиан и баптистов) c. 82-87

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54182

Аннотация: В статье рассматривается правовое положение общин евангельских христиан и баптистов Башкирии в период господства тоталитаризма в СССР. Описываются методы борьбы с церквями: ограничение деятельности, снятие с регистрации, антирелигиозная пропаганда, увеличение налогового бремени, аресты священников и т.д. Итогом такой политики стало полное прекращение легальной деятельности церквей к концу 30-х годов. Период нэпа можно считать периодом временного равновесия сил, когда власти еще были вынуждены хотя бы внешне считаться с фактом религиозности населения СССР. К 1928 г. это шаткое равновесие заканчивается и начинается широкомасштабное наступление на веру и верующих. Страна приступает к осуществлению грандиозных планов социалистического строительства. В области внутренней политики все было нацелено на раскрестьянивание деревни и слом не только традиционного хозяйственного уклада, но и образа жизни, мышления, крестьянской религиозной идеологии. Религиозная идеология составляла серьезную конкуренцию насаждаемой новой вере – коммунизму. Таким образом, период с 1929 по 1943 г. был временем самого активного репрессивного воздействия на общины евангельских христиан и баптистов Башкирии. Правительство проводило политику уничтожения общин верующих, которые были поставлены в крайне неблагоприятные правовые условия. Итогом политики стало прекращение легальной деятельности всех общин верующих и сведение их численности до минимума. Начатый процесс приостановила только начавшаяся Великая Отечественная война.
Соколовский К.Г. - Актуальные вопросы возрождения религиозности в Казахстане: государство, конфессии, социум c. 102-109

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23257

Аннотация: Стремительная модернизация казахстанского общества на рубеже XX-XXI веков стала причиной уникального «религиозного ренессанса». Однако, духовное возрождение оттенило и проблемы, с которыми прежде Казахстан не сталкивался. В статье рассмотрены особенности возрождения религиозности в Республике Казахстан в 1990-2000-х годов, предпринята попытка проанализировать причины масштабной десекуляризации, беспрецедентного роста числа последователей тех или иных конфессий (в том числе, новых религиозных движений) и определить вызовы государственности в этой связи. Использование инструментария, присущего компаративному методу, а также эмпирического и теоретического анализа позволяет внести ясность относительно феномена высокой динамики возрождения религиозности, в том числе, с учётом таких явлений, как гражданская религиозность и конструирование религиозности. Одновременно в работе уделяется внимание проблеме влияния правительственных уполномоченных органов на конфессии в контексте декларируемого отделения церкви от государства, а также предпринимаемым властью мерам по выстраиванию в условиях динамичного роста религиозности населения и широкого поликультурного поля в полной мере отвечающей современным вызовам системы государственно-конфессиональных отношений.
Блейх Н.О. - Российская политика миссионерства и её роль в социокультурном строительстве Северокавказского региона (XIX век) c. 110-119

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23434

Аннотация: В статье на основе впервые введенных архивных и документальных источников рассматривается российская политика миссионерства и выявляется её роль в социогенезе Северокавказского региона XIX века. Особое внимание акцентируется на деятельности православной и католической миссий в контексте идеологической политики, проводимой российским государством. Доказывается, что в отличие от других российских регионов на Северном Кавказе основными объектами миссионеров являлись не представители мусульманства, а иудеи и язычники, сектанты и раскольники. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и политики, о историко-социальной конситуации миссионерства, о диалектике общего и особенного. Делаются выводы, что северокавказское миссионерство в своем развитии прошло длительный путь. На его становление влияли как внешние, так и внутренние детерминанты, особенно политика российской империи. Духовные пастыри объективно сыграли значительную роль не только в распространении веры, но и консолидации национальных периферий, активации государственной власти в решении злободневных культурно-просветительских и социально-экономических задач.
Дринова Е.М., Морозов С.И. - Русская Православная Церковь как элемент этатистской модели модернизации и институционального дизайна публичной политики в России* c. 146-154

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.11.24725

Аннотация: В данной статье предметом исследования выступает роль института РПЦ в эволюции институционального дизайна публичной политики России в конце 1990-х – 2017-х гг. Объектом исследования выступают цели и задачи государства, Православной Церкви в ходе реализации этатистской модернизации в нашей стране. Авторы уделяют внимание основным этапам этатистской модернизации России, эволюции положения РПЦ в структуре гражданского общества и в российской публичной политики. Обращается внимание на формирование устойчивых субъектно-объектных связей в рамках институционализации взаимодействия государства и гражданского общества в РФ. Результаты исследования должны быть применимы в деятельности Общественной палаты РФ в организации коммуникативного взаимодействия с властными структурами. В качестве методологических основ исследования использованы принципы структурно-функционального анализа. Это позволило акцентировать внимание как на функциональных особенностях участия РПЦ в современных российских политических процессах, так и на структурных особенностях институционального дизайна отечественной публичной политики. Новизна работы заключается в обосновании роли РПЦ в реализации современного этапа политической модернизации России. Основными выводами является: необходим всесторонний диалог различных религиозных конфессий; институционализация структур гражданского контроля для определения ценностно-идеологического вектора модернизации России. Взаимоотношения государственных и религиозных структур, в том числе и РПЦ должны выстраиваться на основе всестороннего гражданского контроля над формой, содержанием, качеством духовности, которая в современном светском российском государстве не должна основываться на монополии трансцендентного.
Сорокина Ю.В., Костенникова Е.А. - Папа Франциск и современная политика католической церкви

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.3.13280

Аннотация: Предметом настоящей статьи являются доктринальные и социально-политические взгляды римского папы Франциска I, а также современная политика католической церкви, показанная сквозь призму личности папы. Производится анализ основных этапов деятельности папы на различных постах иерархии католической церкви в Аргентине. Исследован вопрос о том, каким образом повлияли исторические события и исторические личности на формирование позиции папы как прелата католической церкви. Особое внимание уделяется положению католической церкви в современном обществе, показано какие ожидания сопровождали избрание кардинала Бергольо на пост папы и каким образом он ответил на эти ожидания. Дана оценка первого года понтификата папы. Впервые введены в научный оборот ряд официальных документов католической церкви периода первого года понтификата папы Франциска, а также тексты его проповедей, высказываний, интервью. Впервые предпринята попытка в российском издательстве дать всесторонний анализ итогов первого года понтификата папы. Сделан вывод о последовательном разумном консерватизме папы и стабилизирующей роли католической церкви в современном обществе. В процессе написания статьи использовались такие общелогические методы как историзм, позволяющий выявить уникальность современной ситуации в католической церкви. Также использован метод сравнительного исследования, анализа, наблюдения, системный метод, посредством которого выявляются связи и эволюция развития. Также при написании статьи использован семантический, психологический подходы.
Сорокина Ю.В., Костенникова Е.А. - Папа Франциск и современная политика католической церкви c. 374-385

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.3.54537

Аннотация: Предметом настоящей статьи являются доктринальные и социально-политические взгляды римского папы Франциска I, а также современная политика католической церкви, показанная сквозь призму личности папы. Производится анализ основных этапов деятельности папы на различных постах иерархии католической церкви в Аргентине. Исследован вопрос о том, каким образом повлияли исторические события и исторические личности на формирование позиции папы как прелата католической церкви. Особое внимание уделяется положению католической церкви в современном обществе, показано какие ожидания сопровождали избрание кардинала Бергольо на пост папы и каким образом он ответил на эти ожидания. Дана оценка первого года понтификата папы. Впервые введены в научный оборот ряд официальных документов католической церкви периода первого года понтификата папы Франциска, а также тексты его проповедей, высказываний, интервью. Впервые предпринята попытка в российском издательстве дать всесторонний анализ итогов первого года понтификата папы. Сделан вывод о последовательном разумном консерватизме папы и стабилизирующей роли католической церкви в современном обществе. В процессе написания статьи использовались такие общелогические методы как историзм, позволяющий выявить уникальность современной ситуации в католической церкви. Также использован метод сравнительного исследования, анализа, наблюдения, системный метод, посредством которого выявляются связи и эволюция развития. Также при написании статьи использован семантический, психологический подходы.
Шапкин М.Н. - Исламский вектор развития Казахстана. Фактор Турции

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.18642

Аннотация: В статье производится анализ роли Казахстана в наиболее весомых международных организациях, построенных по конфессиональному принципу и принципу единства тюркских стран. Роль данных организаций приобретает особую значимость в условиях новых геополитических реалий глобального и регионального развития. Перспективы развития исламского вектора Казахстана рассматриваются в контексте перспектив его влияния на российско-казахстанские отношения. Турецкая стратегия, в отличие от проектов развития региона других крупнейших геополитических игроков – Китая и США, опирается на культурно-историческую составляющую, направленную на объединение тюркских народов и сохранение цивилизационного единства Методы исследования основаны на элементах комплексного анализа и системного анализа c привлечением широкого спектра социально - гуманитарных наук Научная новизна исследования заключается в рассмотрении Казахстана и Турции как нового альтернативного интеграционного ядра евразийского пространства. Основным результатом исследования является обоснование необходимости учета при выстраивании стратегии российско-казахстанских отношений не только прагматичных экономических факторов, но и культурно-цивилизационных и религиозных аспектов.
Шапкин М.Н. - Исламский вектор развития Казахстана. Фактор Турции c. 534-541

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54552

Аннотация: В статье производится анализ роли Казахстана в наиболее весомых международных организациях, построенных по конфессиональному принципу и принципу единства тюркских стран. Роль данных организаций приобретает особую значимость в условиях новых геополитических реалий глобального и регионального развития. Перспективы развития исламского вектора Казахстана рассматриваются в контексте перспектив его влияния на российско-казахстанские отношения. Турецкая стратегия, в отличие от проектов развития региона других крупнейших геополитических игроков – Китая и США, опирается на культурно-историческую составляющую, направленную на объединение тюркских народов и сохранение цивилизационного единства Методы исследования основаны на элементах комплексного анализа и системного анализа c привлечением широкого спектра социально - гуманитарных наук Научная новизна исследования заключается в рассмотрении Казахстана и Турции как нового альтернативного интеграционного ядра евразийского пространства. Основным результатом исследования является обоснование необходимости учета при выстраивании стратегии российско-казахстанских отношений не только прагматичных экономических факторов, но и культурно-цивилизационных и религиозных аспектов.
Е.М. Дринова - Модернизация и глобализация: формирование локальных топосов политизации религии c. 619-629

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54074

Аннотация: В статье анализируется роль и влияние модернизации и глобализации на процессы политико-религиозного взаимодействия в обществе. Исследуются формы этого взаимодействия. Делается вывод о том, что глобализация/локализация способствовала формированию топосов политизации религии. Выявляются существующие различия в политико-религиозной сфере западного и восточного обществ, анализируется деятельность политических религиозных партий.
Сардарян Г.Т. - Понятие, сущность и основные этапы развития католической социальной доктрины

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.17803

Аннотация: Предметом исследования работы является понятийный аппарат и сущностное содержание католической социальной доктрины как фактора политического влияния в странах мира. Особое внимание уделяется вопросам периодизации этапов развития доктрины, значение самой доктрины в условиях очевидного возрастания влияния религиозных факторов на политические процессы в мире. На фоне глобальных политических, экономических и социальных перемен во всем мире, становится очевидно, что религиозный фактор играет ключевую роль при попытке определить причину становления демократических государств в одних частях света, и неспособности создать элементарные институты публичной власти в другой. Католицизм, с самым большим числом приверженцев в мире, безусловно, является фактором, существенно повлиявшем на современную политическую карту мира. В работе широко используются такие методы исследования, как диалектический, системный, сравнительный, исторический и институциональный методы. Новизна исследования заключается в целом ряде принципиально новых подходов, предлагаемых автором. В частности, автор предлагает концепцию периодизации основных этапов развития католического социального учения, отличную от традиционно принятой в западной научной среде. Более того, в работе предлагается рассматривать католическое социальное учение как процесс, начавшийся значительно раньше издания энциклики "Rerum Novarum".
Сардарян Г.Т. - Понятие, сущность и основные этапы развития католической социальной доктрины c. 697-703

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.54566

Аннотация: Предметом исследования работы является понятийный аппарат и сущностное содержание католической социальной доктрины как фактора политического влияния в странах мира. Особое внимание уделяется вопросам периодизации этапов развития доктрины, значение самой доктрины в условиях очевидного возрастания влияния религиозных факторов на политические процессы в мире. На фоне глобальных политических, экономических и социальных перемен во всем мире, становится очевидно, что религиозный фактор играет ключевую роль при попытке определить причину становления демократических государств в одних частях света, и неспособности создать элементарные институты публичной власти в другой. Католицизм, с самым большим числом приверженцев в мире, безусловно, является фактором, существенно повлиявшем на современную политическую карту мира. В работе широко используются такие методы исследования, как диалектический, системный, сравнительный, исторический и институциональный методы. Новизна исследования заключается в целом ряде принципиально новых подходов, предлагаемых автором. В частности, автор предлагает концепцию периодизации основных этапов развития католического социального учения, отличную от традиционно принятой в западной научной среде. Более того, в работе предлагается рассматривать католическое социальное учение как процесс, начавшийся значительно раньше издания энциклики "Rerum Novarum".
Палюлин А.Ю. - Влияние итальянских гностиков на политико-правовые события средневековой Европы

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.7.9147

Аннотация: В настоящем исследовании затрагивается духовное учение ряда школ и направлений гностического характера, которые в своей совокупности составляли серьезную оппозицию утвердившейся в средние века в Европе римо-католической Церкви. Автор рассматривает противостояние гвельфов и гибеллинов не только в политическом аспекте, но и в качестве двух духовных сил, каждая из которых стремилась и имела возможности для установления своего правового режима в итальянских государствах. В данной статье рассмотрены предпосылки восстаний в Милане, Брешии и Риме в XII-XIII веках, отразивших настроения образованной части итальянского общества и недовольства правовыми принципами духовной инвеституры. Принципы организации папской и императорской власти были предметами оживленных дискуссий, нашедших свое отражение в буллах и банах, а также в политико-правовых трактатах. Автором рассматриваются последствия противостояния гностических и католических воззрений, нашедших свое отражение как на политической карте Европы, так и в памятниках европейского права.
Палюлин А.Ю. - Влияние итальянских гностиков на политико-правовые события средневековой Европы c. 924-930

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.7.54106

Аннотация: В настоящем исследовании затрагивается духовное учение ряда школ и направлений гностического характера, которые в своей совокупности составляли серьезную оппозицию утвердившейся в средние века в Европе римо-католической Церкви. Автор рассматривает противостояние гвельфов и гибеллинов не только в политическом аспекте, но и в качестве двух духовных сил, каждая из которых стремилась и имела возможности для установления своего правового режима в итальянских государствах. В данной статье рассмотрены предпосылки восстаний в Милане, Брешии и Риме в XII-XIII веках, отразивших настроения образованной части итальянского общества и недовольства правовыми принципами духовной инвеституры. Принципы организации папской и императорской власти были предметами оживленных дискуссий, нашедших свое отражение в буллах и банах, а также в политико-правовых трактатах. Автором рассматриваются последствия противостояния гностических и католических воззрений, нашедших свое отражение как на политической карте Европы, так и в памятниках европейского права.
Никитин А.В. - Противоправительственная деятельность представителей православного духовенства в годы первой русской революции: по материалам церковного судопроизводства

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.8.12793

Аннотация: В статье рассмотрены особенности церковного судопроизводства по делам о противоправительственной деятельности представителей православного духовенства Российской империи в годы первой русской революции (1905 – 1907 гг.). Данная тема недостаточно разработана исторической наукой: при общеизвестности самих фактов репрессивного воздействия священноначалия на оппозиционных клириков, конкретное содержание возникавших дел крайне редко становится предметом внимания авторов исследовательской и учебной литературы. Однако имеющаяся источниковая база, хотя и недостаточная для воссоздания полной картины явления, позволяет в значительной степени продвинуться вперед в его изучении. Рассматривая материалы следственных производств, автор сопоставляет подходы различных властных институтов к проблеме пресечения противоправительственной деятельности духовенства, а также приводит примеры поведения самих представителей духовенства в сложившейся кризисной обстановке. Имело место сложное взаимодействие органов государственных и церковных (центральных и епархиальных) органов управления. Святейшему Синоду принадлежала решающая роль в ужесточении консисторских приговоров по ряду дел. Неопределенность критериев политической неблагонадежности повсеместно способствовала применению участниками судопроизводства аргументации субъективного характера. Также имели место случаи выдвижения клеветнических обвинений с целью разрешить в свою пользу бытовые конфликты в приходе.
Никитин А.В. - Противоправительственная деятельность представителей православного духовенства в годы первой русской революции: по материалам церковного судопроизводства c. 982-988

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.8.54272

Аннотация: В статье рассмотрены особенности церковного судопроизводства по делам о противоправительственной деятельности представителей православного духовенства Российской империи в годы первой русской революции (1905 – 1907 гг.). Данная тема недостаточно разработана исторической наукой: при общеизвестности самих фактов репрессивного воздействия священноначалия на оппозиционных клириков, конкретное содержание возникавших дел крайне редко становится предметом внимания авторов исследовательской и учебной литературы. Однако имеющаяся источниковая база, хотя и недостаточная для воссоздания полной картины явления, позволяет в значительной степени продвинуться вперед в его изучении. Рассматривая материалы следственных производств, автор сопоставляет подходы различных властных институтов к проблеме пресечения противоправительственной деятельности духовенства, а также приводит примеры поведения самих представителей духовенства в сложившейся кризисной обстановке. Имело место сложное взаимодействие органов государственных и церковных (центральных и епархиальных) органов управления. Святейшему Синоду принадлежала решающая роль в ужесточении консисторских приговоров по ряду дел. Неопределенность критериев политической неблагонадежности повсеместно способствовала применению участниками судопроизводства аргументации субъективного характера. Также имели место случаи выдвижения клеветнических обвинений с целью разрешить в свою пользу бытовые конфликты в приходе.
Лебедев В.С. - Институциональные основы политизации ислама в Чечне и Дагестане

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.8.16017

Аннотация: Предметом данной статьи является институциональная основа взаимодействия государственных и мунициальных органов власти и исламских религиозных организаций, в частности автор уделяет значительное внимание исследованию формальных и неформальных институциональных практик в этой сфере. Непосредственным объектом анализа выступает существующая законодательная база и неформальные практики взаимодействия религиозной и политической сфер в Чеченской Республике и Республике Дагестан. Значительное внимание в статье уделено выявлению общих черт и особенностей существующего взаимодействия между органами власти и исламскими организациями (на примере духовных управлений мусульман) в Чечне и Дагестане, которые бы позволили классифицировать модели политизации ислама в этих регионах. Основным методологическим подходом, используемым в данной работе можно считать неоинституционализм. В ходе исследования был проведен сравнительный анализ существующей нормативно-правовой базы в отношении предмета исследования, а также осуществлены экспертные интервью. Проведенное исследование позволило сделать выводы о реализации в Чечне и Дагестане разных моделей политизации ислама. Для Чечни оказался характерен сценарий политизации ислама сверху, а в Дагестане на сегодняшний день реализуется скорее вариант политизации ислама снизу. В обоих случаях можно говорить об отходе от строго светских форм взаимодействия ислама и политики. В Чечне можно говорить о складывании модели интенсивной кооперации между органами власти и Духовным управлением мусульман. В Дагестане говорить о подобной практике пока не представляется возможным.
Лебедев В.С. - Институциональные основы политизации ислама в Чечне и Дагестане c. 1088-1092

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.8.54434

Аннотация: Предметом данной статьи является институциональная основа взаимодействия государственных и мунициальных органов власти и исламских религиозных организаций, в частности автор уделяет значительное внимание исследованию формальных и неформальных институциональных практик в этой сфере. Непосредственным объектом анализа выступает существующая законодательная база и неформальные практики взаимодействия религиозной и политической сфер в Чеченской Республике и Республике Дагестан. Значительное внимание в статье уделено выявлению общих черт и особенностей существующего взаимодействия между органами власти и исламскими организациями (на примере духовных управлений мусульман) в Чечне и Дагестане, которые бы позволили классифицировать модели политизации ислама в этих регионах. Основным методологическим подходом, используемым в данной работе можно считать неоинституционализм. В ходе исследования был проведен сравнительный анализ существующей нормативно-правовой базы в отношении предмета исследования, а также осуществлены экспертные интервью. Проведенное исследование позволило сделать выводы о реализации в Чечне и Дагестане разных моделей политизации ислама. Для Чечни оказался характерен сценарий политизации ислама сверху, а в Дагестане на сегодняшний день реализуется скорее вариант политизации ислама снизу. В обоих случаях можно говорить об отходе от строго светских форм взаимодействия ислама и политики. В Чечне можно говорить о складывании модели интенсивной кооперации между органами власти и Духовным управлением мусульман. В Дагестане говорить о подобной практике пока не представляется возможным.
Саврей В.Я. - Ключевые проблемы интерпретации притчи в Новом Завете

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.9.13144

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению двух основных проблем герменевтики евангельской притчи. Первая проблема касается вопроса о принципиальной допустимости многообразия смысловых версий в интерпретации сюжета притч и заключенного в нарративе ее содержания определенного нравственно-дидактического вывода. С точки зрения допустимости множественности смыслов притча предстает как многоуровневая структура, включающая различные аспекты символически отраженной реальности, которая в своем герменевтическом прочтении способна означать не один, а одновременно множество смыслов: буквальный или историко-грамматический, душевный или нравственно-этический, духовный или аллегорический (символико-мистический), тропологический и анагогический. В позднеантичный и святоотеческий период истории Церкви была выработана универсальная система интерпретации притч, отличающаяся смысловой глубиной и большим многообразием герменевтических и эгзегетических методов. Ориген Александрийский и блаженный Августин заложили основы библейской герменевтики, явившихся, по замечанию Поля Рикера, фундаментом современной философской герменевтики. Святоотеческие принципы истолкования евангельских притч были почти полностью отвергнуты в эпоху Реформации, что имело под собой причины конфессионального характера. Современная герменевтика, основываясь на том факте, что "всякий знак многозначен" признает поливалентность, означающую многозначность интерпретации притч. Вторая проблема касается вопроса о целесообразности тотальной интерпретации, придающее значение всем элементам сюжета притчи. В статье автором были использованы следующие методы: текстологический, историко-культурный, историко-типологический, сравнительно-исторический, семиотический, философский и богословско-патристический. В статье автор затрагивает аспекты истории становления теоретических оснований истолкования евангельской притчи в различные эпохи: патристики, реформации, либерального протестантизма и более позднего времени, вплоть до возникновения семиотической модели. Исследуются предпосылки современного разнообразия концепций, рассматривается их приложимость к конкретным герменевтическим задачам.
Саврей В.Я. - Ключевые проблемы интерпретации притчи в Новом Завете c. 1118-1132

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.9.54284

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению двух основных проблем герменевтики евангельской притчи. Первая проблема касается вопроса о принципиальной допустимости многообразия смысловых версий в интерпретации сюжета притч и заключенного в нарративе ее содержания определенного нравственно-дидактического вывода. С точки зрения допустимости множественности смыслов притча предстает как многоуровневая структура, включающая различные аспекты символически отраженной реальности, которая в своем герменевтическом прочтении способна означать не один, а одновременно множество смыслов: буквальный или историко-грамматический, душевный или нравственно-этический, духовный или аллегорический (символико-мистический), тропологический и анагогический. В позднеантичный и святоотеческий период истории Церкви была выработана универсальная система интерпретации притч, отличающаяся смысловой глубиной и большим многообразием герменевтических и эгзегетических методов. Ориген Александрийский и блаженный Августин заложили основы библейской герменевтики, явившихся, по замечанию Поля Рикера, фундаментом современной философской герменевтики. Святоотеческие принципы истолкования евангельских притч были почти полностью отвергнуты в эпоху Реформации, что имело под собой причины конфессионального характера. Современная герменевтика, основываясь на том факте, что "всякий знак многозначен" признает поливалентность, означающую многозначность интерпретации притч. Вторая проблема касается вопроса о целесообразности тотальной интерпретации, придающее значение всем элементам сюжета притчи. В статье автором были использованы следующие методы: текстологический, историко-культурный, историко-типологический, сравнительно-исторический, семиотический, философский и богословско-патристический. В статье автор затрагивает аспекты истории становления теоретических оснований истолкования евангельской притчи в различные эпохи: патристики, реформации, либерального протестантизма и более позднего времени, вплоть до возникновения семиотической модели. Исследуются предпосылки современного разнообразия концепций, рассматривается их приложимость к конкретным герменевтическим задачам.
Нунуев С.М. - Радикализация политического ислама в Дагестане: субъекты, институты, новые проявления

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.8.19999

Аннотация: Предметом исследования являются параметры радикализации политического ислама в Дагестане. В статье выявлены субъекты, институты и новые проявления радикализации политического ислама в Дагестане за 2007–2016 гг. Особое внимание уделено соотношению и проявлениям факторов радикализации ислама : уровню экономического развития и качеству жизни, социальной дифференциации, рождаемости и миграции. На основе анализа анкетных опросов раскрыты проявления низкого доверия к органам государственной власти, консолидации исламской идентичности. Раскрыта динамика уровня и форм терроризма. Даны рекомендации в сфере контртеррористической политики. Статья подготовлена на основе неоинституционального подхода, позволяющего выявить состав и иерархию статусов субъектов политики, их ресурсную базу и организационное строение. Применена конструктивистская парадигма религиозности, что дало возможность раскрыть целеполагание и дискурсивную суть формируемой элитами исламской идентичности. Установлена совокупность субъектов радикализации политического ислама в Дагестане: региональных правящих элит, традиционного духовенства, суфийских религиозных братств, салафитских сообществ, транснациональных террористических организаций. Выявлен преимущественно сетевой тип институционализации политического ислама . Определены новые проявления радикализации ислама в 2007–2016 гг.: транснационализация террористических группировок, размежевание умеренных и радикальных салафитов, рост влияния террористической организации «Хизб ут-Тахрир». Сделаны выводы о соотношении и причинно-следственных взаимосвязях факторов радикализации ислама в Дагестане.
Нунуев С.М. - Радикализация политического ислама в Дагестане: субъекты, институты, новые проявления c. 1152-1162

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.8.54610

Аннотация: Предметом исследования являются параметры радикализации политического ислама в Дагестане. В статье выявлены субъекты, институты и новые проявления радикализации политического ислама в Дагестане за 2007–2016 гг. Особое внимание уделено соотношению и проявлениям факторов радикализации ислама : уровню экономического развития и качеству жизни, социальной дифференциации, рождаемости и миграции. На основе анализа анкетных опросов раскрыты проявления низкого доверия к органам государственной власти, консолидации исламской идентичности. Раскрыта динамика уровня и форм терроризма. Даны рекомендации в сфере контртеррористической политики. Статья подготовлена на основе неоинституционального подхода, позволяющего выявить состав и иерархию статусов субъектов политики, их ресурсную базу и организационное строение. Применена конструктивистская парадигма религиозности, что дало возможность раскрыть целеполагание и дискурсивную суть формируемой элитами исламской идентичности. Установлена совокупность субъектов радикализации политического ислама в Дагестане: региональных правящих элит, традиционного духовенства, суфийских религиозных братств, салафитских сообществ, транснациональных террористических организаций. Выявлен преимущественно сетевой тип институционализации политического ислама . Определены новые проявления радикализации ислама в 2007–2016 гг.: транснационализация террористических группировок, размежевание умеренных и радикальных салафитов, рост влияния террористической организации «Хизб ут-Тахрир». Сделаны выводы о соотношении и причинно-следственных взаимосвязях факторов радикализации ислама в Дагестане.
Фролова Э.В. - Викариатства Владимиро-Суздальской епархии в синодальный период Русской православной церкви

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.9.9199

Аннотация: Высшим должностным лицом в системе епархиального управления синодального периода являлся архиерей. В пределах своей епархии он обладал административной, судебной и хозяйственной властью над вверенным ему духовенством. Полномочия владык были весьма обширны и касались всех сторон епархиальной жизни. Кроме этого, иерарх как глава епархии представлял интересы церкви перед местными органами государственной власти. Такая многоплановая и разносторонняя деятельность главы епархии создавала определенные трудности в должном епархиальном управлении. С целью эффективного управления епархиями для помощи правящим архиереям и был учрежден институт викарных епископов. Во Владимиро-Суздальской епархии в синодальный период действовало три викариатства: Муромское, учрежденное в 1868 г., Юрьевское, образованное в 1907 г., и Суздальское с 1916 г. 24 марта 1916 г. император Николай II утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении во Владимирской епархии на имеющиеся местные средства кафедры третьего викария, с наименованием его епископом Суздальским. Епископ Суздальский был назначен управляющим (на правах настоятеля) Суздальским Спасо-Евфимиевым монастырем, причем в этом же монастыре ему было определено местопребывание. С этого времени архиепископ Владимирский и Суздальский получил титул «Владимирский и Шуйский», каковым и именовался до конца синодального периода.
Фролова Э.В. - Викариатства Владимиро-Суздальской епархии в синодальный период Русской православной церкви c. 1156-1164

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.9.54132

Аннотация: Высшим должностным лицом в системе епархиального управления синодального периода являлся архиерей. В пределах своей епархии он обладал административной, судебной и хозяйственной властью над вверенным ему духовенством. Полномочия владык были весьма обширны и касались всех сторон епархиальной жизни. Кроме этого, иерарх как глава епархии представлял интересы церкви перед местными органами государственной власти. Такая многоплановая и разносторонняя деятельность главы епархии создавала определенные трудности в должном епархиальном управлении. С целью эффективного управления епархиями для помощи правящим архиереям и был учрежден институт викарных епископов. Во Владимиро-Суздальской епархии в синодальный период действовало три викариатства: Муромское, учрежденное в 1868 г., Юрьевское, образованное в 1907 г., и Суздальское с 1916 г.24 марта 1916 г. император Николай II утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении во Владимирской епархии на имеющиеся местные средства кафедры третьего викария, с наименованием его епископом Суздальским. Епископ Суздальский был назначен управляющим (на правах настоятеля) Суздальским Спасо-Евфимиевым монастырем, причем в этом же монастыре ему было определено местопребывание. С этого времени архиепископ Владимирский и Суздальский получил титул «Владимирский и Шуйский», каковым и именовался до конца синодального периода.
Елишев С.О. - Традиционные религиозные конфессии России в процессе социализации современной российской молодежи

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16016

Аннотация: Объектом исследования является процесс социализации современной российской молодежи. Предмет исследования - особенности осуществления традиционными религиозными конфессиями (православием, исламом, буддизмом, иудаизмом) и деноминациями (Римско-Католической Церковью и Российским Союзом Евангельских Христиан-Баптистов) России конфессиональной общественной молодежной политики, как деятельности направленной на социализацию, духовно-нравственное воспитание и социальное развитие современной российской молодежи. Актуальность выбора данной темы исследования обусловлена тем, что в условиях кризиса базовых институтов социализации современной российской молодежи (института семьи, государства, СМИ, труда и других институтов), институт религии является, пожалуй, единственным институтом социализации, который в сравнении с другими институтами социализации, по-прежнему, и с все более возрастающей активностью, выполняет возложенные на него функции. В статье анализируются особенности осуществления конфессиональной общественной молодежной политики упомянутыми традиционными для России религиозными конфессиями и деноминациями. В рамках данной статьи поэтапно были рассмотрены проблемы, связанные с: теоретическим осмыслением молодёжной политики данными религиозными конфессиями и организациями; построением системы органов по осуществлению работы с молодёжью; функционированием системы религиозного образования, воспитания, культурно-досуговой деятельности; подготовкой кадров для осуществления образовательной, воспитательной и молодежной работы; миссионерской деятельностью; деятельностью и функционированием молодёжных организаций. Полученные в результате проведённого анализа данные позволяют сделать вывод о большом потенциале развития конфессиональной общественной молодёжной политики в РФ, а также о необходимости дальнейшего изучения этой новой для общественно-гуманитарных наук проблематике.
Елишев С.О. - Традиционные религиозные конфессии России в процессе социализации современной российской молодежи c. 1231-1238

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54451

Аннотация: Объектом исследования является процесс социализации современной российской молодежи. Предмет исследования - особенности осуществления традиционными религиозными конфессиями (православием, исламом, буддизмом, иудаизмом) и деноминациями (Римско-Католической Церковью и Российским Союзом Евангельских Христиан-Баптистов) России конфессиональной общественной молодежной политики, как деятельности направленной на социализацию, духовно-нравственное воспитание и социальное развитие современной российской молодежи. Актуальность выбора данной темы исследования обусловлена тем, что в условиях кризиса базовых институтов социализации современной российской молодежи (института семьи, государства, СМИ, труда и других институтов), институт религии является, пожалуй, единственным институтом социализации, который в сравнении с другими институтами социализации, по-прежнему, и с все более возрастающей активностью, выполняет возложенные на него функции. В статье анализируются особенности осуществления конфессиональной общественной молодежной политики упомянутыми традиционными для России религиозными конфессиями и деноминациями. В рамках данной статьи поэтапно были рассмотрены проблемы, связанные с: теоретическим осмыслением молодёжной политики данными религиозными конфессиями и организациями; построением системы органов по осуществлению работы с молодёжью; функционированием системы религиозного образования, воспитания, культурно-досуговой деятельности; подготовкой кадров для осуществления образовательной, воспитательной и молодежной работы; миссионерской деятельностью; деятельностью и функционированием молодёжных организаций. Полученные в результате проведённого анализа данные позволяют сделать вывод о большом потенциале развития конфессиональной общественной молодёжной политики в РФ, а также о необходимости дальнейшего изучения этой новой для общественно-гуманитарных наук проблематике.
Бесков А.А., Кочеганова П.П. - Образ русского неоязычества в российской прессе начала XXI века

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.9.19245

Аннотация: В статье рассматриваются особенности изображения феномена русского неоязычества в российской прессе за период с 2002 по 2014 г. Авторов интересуют вопросы, связанные с манерой подачи журналистами информации о данном явлении, степень объективности и достоверности этой информации, специфика источников, которыми пользуются журналисты, основные информационные поводы, провоцирующие появление статей о неоязычестве, возможность выявления целенаправленных информационных кампаний по его дискредитации либо пропаганде. Главным вопросом, однако, является возможность и целесообразность использования учёными публикаций в прессе в качестве источника эмпирического материала о русском неоязычестве. Для ответов на поставленные вопросы используется метод контент-анализа публикаций, дающих читателям возможность получить какие-то знания об этом явлении, сформировать некую позицию в отношении него. При проведении исследования не формировалась какая-либо выборка, анализу подверглись все найденные материалы, соответствовавшие этому критерию. Подобные исследовательские задачи прежде никем не формулировались. Полученные нами данные позволяют сделать следующие выводы: хотя в настоящее время русское неоязычество не является предметом пристального внимания российской прессы, всё же заметна некоторая тенденция к увеличению числа публикаций о нём; образ русского неоязычества, сложившийся в российской прессе, имеет преимущественно негативный характер; причиной формирования такого образа является недостаточно тщательная проработка журналистами того материала, который попадает в их распоряжение, недостатки религиоведческой подготовки журналистов, расплывчатость самого понятия «неоязычество». Исходя из этого, признать рассмотренный вид источников релевантным исследовательским задачам учёного-религиоведа не представляется возможным.
Бесков А.А., Кочеганова П.П. - Образ русского неоязычества в российской прессе начала XXI века c. 1296-1311

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.9.54624

Аннотация: В статье рассматриваются особенности изображения феномена русского неоязычества в российской прессе за период с 2002 по 2014 г. Авторов интересуют вопросы, связанные с манерой подачи журналистами информации о данном явлении, степень объективности и достоверности этой информации, специфика источников, которыми пользуются журналисты, основные информационные поводы, провоцирующие появление статей о неоязычестве, возможность выявления целенаправленных информационных кампаний по его дискредитации либо пропаганде. Главным вопросом, однако, является возможность и целесообразность использования учёными публикаций в прессе в качестве источника эмпирического материала о русском неоязычестве. Для ответов на поставленные вопросы используется метод контент-анализа публикаций, дающих читателям возможность получить какие-то знания об этом явлении, сформировать некую позицию в отношении него. При проведении исследования не формировалась какая-либо выборка, анализу подверглись все найденные материалы, соответствовавшие этому критерию. Подобные исследовательские задачи прежде никем не формулировались. Полученные нами данные позволяют сделать следующие выводы: хотя в настоящее время русское неоязычество не является предметом пристального внимания российской прессы, всё же заметна некоторая тенденция к увеличению числа публикаций о нём; образ русского неоязычества, сложившийся в российской прессе, имеет преимущественно негативный характер; причиной формирования такого образа является недостаточно тщательная проработка журналистами того материала, который попадает в их распоряжение, недостатки религиоведческой подготовки журналистов, расплывчатость самого понятия «неоязычество». Исходя из этого, признать рассмотренный вид источников релевантным исследовательским задачам учёного-религиоведа не представляется возможным.
Николенко А.А. - Краткий обзор религии в процессе трансформации, как института социализации на современном этапе

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.11.13470

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о религии как институте социализации в обществе. Рассмотрена ретроспективная трансформация роли Русской Православной Церкви в жизни государства на современном этапе. Проанализирована доля верующих и живущих по христианским, православным канонам в Российской Федерации. Данная тема актуальна на волне популярности дискурса о традиционных ценностях и обсуждении места религии в жизни современного Российского общества, а также повышения интереса к религиозным практикам среди населения за последние несколько десятилетий. Для наиболее глубокого осмысления процесса социализации с помощью традиционных, православных духовных практик в современной России, концепций, рассматривающих этот вопрос, а также изучения роли церковного института в современном государстве наиболее подходящими с способами исследования представляются: метод абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному и метод исторического анализа. Церковь как традиционный институт общества, и в дальнейшем будет участвовать в общественной жизни, как независимая организация, но не как придаток политической системы страны способствующий легитимации любых решений власти с помощью культа. Навязывание духовных практик с помощью государства приведет к эффекту, обратному желаемому, то есть отторжению людей. В случае если церковь сливается с административной системой государства, а не держится от неё на должном расстоянии, это приводит к потере главной функции церкви как института общества - развития духовного потенциала и служения нравственным авторитетом общества. В современном обществе возникает также необходимость развития усилий церкви в плане благотворительности и помощи людям в кризисных ситуациях, это сможет вывести церковь на более высокий уровень как социальный институт и будет гармоничным дополнением догматическому учению любой религии, и традиционной миссии. Люди не будут доверять Церкви, не поверят, что она может быть их заступником и опорой, если будут воспринимать ее как часть политической системы.
Николенко А.А. - Краткий обзор религии в процессе трансформации, как института социализации на современном этапе c. 1412-1418

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.11.54309

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о религии как институте социализации в обществе. Рассмотрена ретроспективная трансформация роли Русской Православной Церкви в жизни государства на современном этапе. Проанализирована доля верующих и живущих по христианским, православным канонам в Российской Федерации. Данная тема актуальна на волне популярности дискурса о традиционных ценностях и обсуждении места религии в жизни современного Российского общества, а также повышения интереса к религиозным практикам среди населения за последние несколько десятилетий. Для наиболее глубокого осмысления процесса социализации с помощью традиционных, православных духовных практик в современной России, концепций, рассматривающих этот вопрос, а также изучения роли церковного института в современном государстве наиболее подходящими с способами исследования представляются: метод абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному и метод исторического анализа. Церковь как традиционный институт общества, и в дальнейшем будет участвовать в общественной жизни, как независимая организация, но не как придаток политической системы страны способствующий легитимации любых решений власти с помощью культа. Навязывание духовных практик с помощью государства приведет к эффекту, обратному желаемому, то есть отторжению людей. В случае если церковь сливается с административной системой государства, а не держится от неё на должном расстоянии, это приводит к потере главной функции церкви как института общества - развития духовного потенциала и служения нравственным авторитетом общества. В современном обществе возникает также необходимость развития усилий церкви в плане благотворительности и помощи людям в кризисных ситуациях, это сможет вывести церковь на более высокий уровень как социальный институт и будет гармоничным дополнением догматическому учению любой религии, и традиционной миссии. Люди не будут доверять Церкви, не поверят, что она может быть их заступником и опорой, если будут воспринимать ее как часть политической системы.
Тарасевич И.А., Зенковский А.В. - Проблемы противодействия религиозному экстремизму в контексте обеспечения религиозной безопасности: сравнительно-правовой анализ законодательства России и Республики Казахстан

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10496

Аннотация: В статье выдвигается идея о том, что в настоящее время проблема религиозного экстремизма особенно актуальна для двух стран – стратегических партнеров по Таможенному и Евразийскому Союзу: России и Казахстана. В связи с этим особое значение приобретает постоянный мониторинг и совершенствование нормативно-правовой базы по борьбе с религиозным экстремизмом в указанных странах. Авторы приводят краткий сравнительный правовой анализ законодательства, которое призвано обеспечить религиозную безопасность России и Казахстана. В частности, сравнительному исследованию подвергаются нормы, закрепляющие понятие религиозного экстремизма в российской и казахстанской правовых системах. Дается оценка слабых и сильных сторон соответствующего законодательства двух стран. В статье обращается особое внимание на необходимость закрепления в российском и казахстанском законодательствах четкого определения понятия разжигания религиозной ненависти, розни или вражды, что позволит отличать такие противоправные деяния от добросовестной миссионерской и апологетической деятельности. Авторы обращают внимание на проблему прозелитизма и предлагают собственное определение такой деятельности, а также обосновывают необходимость признания прозелитизма экстремистской деятельностью и установления за такую деятельность юридической ответственности. Особое внимание в статье обращается на то, что обеспечение религиозной безопасности является одной из ключевых задач для Казахстана и России, и именно в этой сфере необходима скорейшая выработка единых для двух стран стандартов правового регулирования. По мнению авторов статьи, существует значительный потенциал по совершенствованию соответствующего законодательства двух стран-партнеров, отличающихся близостью правовых систем и менталитета населения.
Тарасевич И.А., Зенковский А.В. - Проблемы противодействия религиозному экстремизму в контексте обеспечения религиозной безопасности: сравнительно-правовой анализ законодательства России и Республики Казахстан c. 1537-1543

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54172

Аннотация: В статье выдвигается идея о том, что в настоящее время проблема религиозного экстремизма особенно актуальна для двух стран – стратегических партнеров по Таможенному и Евразийскому Союзу: России и Казахстана. В связи с этим особое значение приобретает постоянный мониторинг и совершенствование нормативно-правовой базы по борьбе с религиозным экстремизмом в указанных странах. Авторы приводят краткий сравнительный правовой анализ законодательства, которое призвано обеспечить религиозную безопасность России и Казахстана. В частности, сравнительному исследованию подвергаются нормы, закрепляющие понятие религиозного экстремизма в российской и казахстанской правовых системах. Дается оценка слабых и сильных сторон соответствующего законодательства двух стран. В статье обращается особое внимание на необходимость закрепления в российском и казахстанском законодательствах четкого определения понятия разжигания религиозной ненависти, розни или вражды, что позволит отличать такие противоправные деяния от добросовестной миссионерской и апологетической деятельности. Авторы обращают внимание на проблему прозелитизма и предлагают собственное определение такой деятельности, а также обосновывают необходимость признания прозелитизма экстремистской деятельностью и установления за такую деятельность юридической ответственности. Особое внимание в статье обращается на то, что обеспечение религиозной безопасности является одной из ключевых задач для Казахстана и России, и именно в этой сфере необходима скорейшая выработка единых для двух стран стандартов правового регулирования. По мнению авторов статьи, существует значительный потенциал по совершенствованию соответствующего законодательства двух стран-партнеров, отличающихся близостью правовых систем и менталитета населения.
Ростовцева Ю.А. - Религиозный идеал М. М. Щербатова в свете законодательной политики просвещенного абсолютизма

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.12.13989

Аннотация: Статья посвящена религиозному устройству государства, описанного М.М. Щербатовым в его утопии «Путешествие в землю Офирскую» (1783). В центре научного исследования изображенный писателем тип полицейского-священнослужителя. Автор рассматривает существующие научные взгляды на возможные истоки данного художественного образа. Согласно Т.В. Артемьевой религиозный идеал Щербатова сформировался под воздействием идей немецкой камералистики Юсти и Зонненфельса, в то время, как Г.В. Вернадский и С.Л.Бер объясняют выбор писателя его масонскими взглядами. Показав, что ни та, ни другая точка зрения, тем не менее, не объясняет происхождение данного образа, исследователь предлагает новое решение научной проблемы: анализ религиозной «реформы» Щербатова в свете законодательной политики просвещенного абсолютизма. В качестве анализируемого материала привлекается широкий спектр законопроектов (черновых вариантов) и законов, отражающих практику религиозного дисциплинирования на протяжении XVIII столетия. Это, прежде всего, Именной указ 1718 года об обязательной исповеди, Духовный регламент (1721), проект Нового Уложения 1755 года и ряд документов екатерининской эпохи, таких «Большой наказ императрицы» и «Устав благочиния или полицейский» (1782) и др. Рассмотрев «Путешествие в землю Офирскую» в контексте данных законодательных актов, с одной стороны, и деятельности Щербатова как депутата Большой комиссии по составлению нового уложения, – с другой, автор статьи приходит к выводу, что образ священника-полицейского отвечал общей государственной политике просвещенного абсолютизма в отношении православной Церкви.
Ростовцева Ю.А. - Религиозный идеал М. М. Щербатова в свете законодательной политики просвещенного абсолютизма c. 1584-1592

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.12.54325

Аннотация: Статья посвящена религиозному устройству государства, описанного М.М. Щербатовым в его утопии «Путешествие в землю Офирскую» (1783). В центре научного исследования изображенный писателем тип полицейского-священнослужителя. Автор рассматривает существующие научные взгляды на возможные истоки данного художественного образа. Согласно Т.В. Артемьевой религиозный идеал Щербатова сформировался под воздействием идей немецкой камералистики Юсти и Зонненфельса, в то время, как Г.В. Вернадский и С.Л.Бер объясняют выбор писателя его масонскими взглядами. Показав, что ни та, ни другая точка зрения, тем не менее, не объясняет происхождение данного образа, исследователь предлагает новое решение научной проблемы: анализ религиозной «реформы» Щербатова в свете законодательной политики просвещенного абсолютизма. В качестве анализируемого материала привлекается широкий спектр законопроектов (черновых вариантов) и законов, отражающих практику религиозного дисциплинирования на протяжении XVIII столетия. Это, прежде всего, Именной указ 1718 года об обязательной исповеди, Духовный регламент (1721), проект Нового Уложения 1755 года и ряд документов екатерининской эпохи, таких «Большой наказ императрицы» и «Устав благочиния или полицейский» (1782) и др. Рассмотрев «Путешествие в землю Офирскую» в контексте данных законодательных актов, с одной стороны, и деятельности Щербатова как депутата Большой комиссии по составлению нового уложения, – с другой, автор статьи приходит к выводу, что образ священника-полицейского отвечал общей государственной политике просвещенного абсолютизма в отношении православной Церкви.
Алибекова С.Я., Юсупова Г.И. - Ислам в современном мире: эвентуальность политизации

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.17320

Аннотация: Актуальность темы обусловлена особенностями политизации исламского фактора в современном мире, ростом угрозы религиозно-политического экстремизма и терроризма. Статья посвящена анализу религии, ее влияния на социальную, политическую и духовную жизнь общества. Предметом исследования являются возможности развития ислама, обусловленные процессами политизации. Объектом исследования является Северный Кавказ. Автор подробно рассматривает такие аспекты как религиозный раскол внутри ислама и появление разных направлений, а также реформаторскую попытку обновления и возрождения ислама через механизмы и идеалы политической власти. Особое внимание уделяется консервативному исламизму, устремленному к соблазнам политического авторитаризма и либерально-модернистскому исламизму, получающем реализацию в политическом конформизме. Использованы методы системного, междисциплинарного исследования и семантического анализа политизации ислама, а также методы наблюдения и контент-анализа. Возможности политизации ислама могут складываться как в русле возрождения духовных ценностей на благо общества, так и в ущерб гармоничному развитию, чреватому насилием и террором. Полноценное возрождение ислама связано именно с ростом духовного богатства и с приоритетом нравственных ценностей. Государство должно сконцентрировать усилия всего общества по нейтрализации деструктивных тенденций, вызванных стремлением отдельных религиозных движений политизировать религиозную жизнь. В обществе остро востребован полноценный контроль в соблюдении законов и подзаконных актов, регламентирующих свободу совести и вероисповедания. Наибольшую угрозу современному миропорядку представляет радикально-экстремистский исламизм, обнажающий свою деструктивную сущность, не имеющую истинного отношения к исламу. Новизна и выводы исследования обусловлены поиском возможностей и механизмов социально-политической актуализации перспектив формирования либерально-модернистского направления в исламе как наиболее соответствующего глобальным, общецивилизационным тенденциям развития современного миропорядка. Авторы приходят к выводу, что в современном мире терроризм как деструктивная тенденция политизированной теократии изнутри подрывает гуманистическую сущность любой религии, в том числе и ислама.
Алибекова С.Я., Юсупова Г.И. - Ислам в современном мире: эвентуальность политизации c. 1701-1711

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.54495

Аннотация: Актуальность темы обусловлена особенностями политизации исламского фактора в современном мире, ростом угрозы религиозно-политического экстремизма и терроризма. Статья посвящена анализу религии, ее влияния на социальную, политическую и духовную жизнь общества. Предметом исследования являются возможности развития ислама, обусловленные процессами политизации. Объектом исследования является Северный Кавказ. Автор подробно рассматривает такие аспекты как религиозный раскол внутри ислама и появление разных направлений, а также реформаторскую попытку обновления и возрождения ислама через механизмы и идеалы политической власти. Особое внимание уделяется консервативному исламизму, устремленному к соблазнам политического авторитаризма и либерально-модернистскому исламизму, получающем реализацию в политическом конформизме. Использованы методы системного, междисциплинарного исследования и семантического анализа политизации ислама, а также методы наблюдения и контент-анализа. Возможности политизации ислама могут складываться как в русле возрождения духовных ценностей на благо общества, так и в ущерб гармоничному развитию, чреватому насилием и террором. Полноценное возрождение ислама связано именно с ростом духовного богатства и с приоритетом нравственных ценностей. Государство должно сконцентрировать усилия всего общества по нейтрализации деструктивных тенденций, вызванных стремлением отдельных религиозных движений политизировать религиозную жизнь. В обществе остро востребован полноценный контроль в соблюдении законов и подзаконных актов, регламентирующих свободу совести и вероисповедания. Наибольшую угрозу современному миропорядку представляет радикально-экстремистский исламизм, обнажающий свою деструктивную сущность, не имеющую истинного отношения к исламу. Новизна и выводы исследования обусловлены поиском возможностей и механизмов социально-политической актуализации перспектив формирования либерально-модернистского направления в исламе как наиболее соответствующего глобальным, общецивилизационным тенденциям развития современного миропорядка. Авторы приходят к выводу, что в современном мире терроризм как деструктивная тенденция политизированной теократии изнутри подрывает гуманистическую сущность любой религии, в том числе и ислама.
Белькова А.А. - Государственная политика в постсоветской Бурятии: русский значит православный c. 1712-1721

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.54496

Аннотация: В представленной работе анализируется государственная политика в постсоветской Бурятии в сфере религии. Фокусируясь на взаимодействии Русской православной церкви и государства, автор анализирует то, как понятия русский и православный сливаются воедино на уровне государственной политики. В фокусе внимания находятся процессы, которые позволяют Русской православной церкви напрямую влиять на принимаемые политические решения от лица крупной этнической группы. Автор исследует то, как православие в ходе активного трансформирования конфессионального поля республики после распада СССР получило статус традиционной религии. Методологической основой исследования выступает новый институциональный подход. Он позволяет изучить нормативную систему отождествления русского и православного населения Бурятии в рамках государственной политики. В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что изучаемый феномен в итоге отразился в системе норм, переходившей то в формальную, но в неформальную форму. В любом случае на протяжении всего постсоветского периода эта нормативная система определяла государственную политику в религиозной сфере. Постепенно включенность Русской православной церкви в политический процесс послужила причиной наделения органами государственной власти этой религиозной организации статусом независимой общественной организации, представляющей интересы русского населения региона.
Сардарян Г.Т. - Политическая доктрина Папы Иоанна XXIII c. 155-162

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.11.24672

Аннотация: Предметом исследования является доктринальная позиция Ватикана по вопросам предпочтительности различных политических режимов, форм правления и механизмов осуществления власти. Объектом исследования является католическая политическая доктрина в период понтификата Иоанна XXIII, в контексте объявленной им политики обновления Церкви и ее места в мире - "aggiornamento". Отдельное внимание в статье уделено критике подхода ряда зарубежных авторов, направленного на представление политической доктрины католицизма в данный период в качестве отрицания предыдущего учения и разворота к либерализму. В работе широко использованы такие методы как диалектический, логический, сравнительный, системный, а также ряд других. Автор полагает, что причина, по которой обновление принципов существования Церкви в мире представляется отдельными учеными как ее либеральный разворот кроется в неверной попытке отождествления демократии, как политического режима и либерализма, как политической идеологии. Иоанн XXIII, видя в демократических институтах возможность, в том числе, сдерживать и ограничивать государственную власть со стороны Церкви, тем не менее, придерживается вполне традиционной консервативной идеологии.
Белькова А.А. - Государственная политика в постсоветской Бурятии: русский значит православный

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.17287

Аннотация: В представленной работе анализируется государственная политика в постсоветской Бурятии в сфере религии. Фокусируясь на взаимодействии Русской православной церкви и государства, автор анализирует то, как понятия русский и православный сливаются воедино на уровне государственной политики. В фокусе внимания находятся процессы, которые позволяют Русской православной церкви напрямую влиять на принимаемые политические решения от лица крупной этнической группы. Автор исследует то, как православие в ходе активного трансформирования конфессионального поля республики после распада СССР получило статус традиционной религии. Методологической основой исследования выступает новый институциональный подход. Он позволяет изучить нормативную систему отождествления русского и православного населения Бурятии в рамках государственной политики. В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что изучаемый феномен в итоге отразился в системе норм, переходившей то в формальную, но в неформальную форму. В любом случае на протяжении всего постсоветского периода эта нормативная система определяла государственную политику в религиозной сфере. Постепенно включенность Русской православной церкви в политический процесс послужила причиной наделения органами государственной власти этой религиозной организации статусом независимой общественной организации, представляющей интересы русского населения региона.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.