Политика и Общество - рубрика ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Рубрика "ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ"
ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Перельмут В.В. - ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧАСТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ПРОГРАММЕ «ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО»

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.7915

Аннотация: В статье рассматривается процесс реализации Европейским союзом инициативы «Восточного партнерства» и участия в ней Республики Беларусь. С помощью историко-описательного метода и качественного контент-анализа показано не только институциональное взаимодействие органов власти Евросоюза и Республики Беларусь, но и указаны моменты, в которых развитие диалога требует более пристального внимания. Автором делается вывод о том, что данный проект был прорывом во взаимоотношениях между изучаемыми объектами, способствовал активизации политического диалога и «открыл двери» белорусским делегациям на высшем уровне для встреч с европейскими чиновниками.
Береговая Е.В. - Выборность мировых судей: миф или реальность?
Аннотация: Вот уже второй десяток лет в России функционирует институт мировой юстиции. Его формирование изначально было ориентировано на обновление судебной системы в духе демократических веяний, вобравших принципы федерализма и выборности. Однако до сих пор не прекращается бурная дискуссия о том, должны ли мировые судьи избираться или назначаться. Причины её понятны: несмотря на стремление судебной реформы ввести элемент выборности в нижнее звено судебной системы, практика организации судебной власти во всех российских регионах без исключения идет по пути назначения мировых судей. Хотя законодательно предусматривается возможность избрания мировых судей населением. Цель настоящей статьи – разобраться, чем обусловлена такая практика и имеется ли реальная возможность избирать мировых судей. Сделанные выводы основаны на опыте функционирования мировой юстиции в Республике Коми. Признавая демократичность процедур избрания мировых судей населением судебного участка, можно заключить, что внедрение выборности в практику организации мировой юстиции затруднено отсутствием условий в действующем механизме функционирования судебной власти. Выборность – процедура, требующая больших финансовых ресурсов, нежели иные способы замещения судейских должностей. Но в настоящее время основную проблему и препятствие для формирования корпуса мировых судей на основе выборности составляют организационные условия. Учитывая высокую нагрузку и частую сменяемость мировых судей, в реальности выборность из преимущества может обернуться серьезной проблемой, блокирующей нормальную деятельность мировых судей.
Зарницкая М.Г. - Руссо и теория тоталитарной демократии c. 11-18

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.5.26179

Аннотация: Данная статья посвящена анализу дискуссий о Жан-Жаке Руссо как об авторе, работы которого послужили основой для возникновения и развития теории тоталитарной демократии. Автором приводятся аргументы как в поддержку данной точки зрения, так и против нее, разбираются идеи самого Руссо о «принуждении к свободе» и праве народа на восстание. В статье также уделяется внимание противоречивой концепции Руссо относительно общей воли и подчинения частных интересов общим и ее трактовке критиками. Выявлены противоположные взгляды критиков на парадокс свободы у Руссо. В качестве примера нередкой противоречивости и предвзятости мнения критикующих философов приводится современный анализ личности Исайи Берлина и причин его неприязненного отношения к просветителю. Методологической основой исследования являются исторический и компаративный подходы, с помощью которых становится возможным проследить в рамках исследования зарождение и содержание термина «тоталитарная демократия», его взаимосвязь с концепцией Руссо, а также эволюцию взглядов критиков французского просветителя. Проведенный анализ позволяет оценить спорные идеи Руссо, и привести аргументы против излишне категоричного оценивания его суждений. Этой цели служит работа с его собственными трудами и оценка времени, в котором он жил. В ходе исследования отдается должное зачаткам теории правового государства у Руссо, например, идее взаимности прав и обязанностей гражданина и государства. Исходя из анализа исторической ситуации делается вывод о неоднозначности, но необходимости фигуры Руссо, положительном и отрицательном влиянии его теории на развитие философской мысли.
Маневский Е.В. - Факторы развития электронной демократии в современном обществе. c. 15-20

DOI:
10.7256/2454-0684.2019.2.21852

Аннотация: В этой статье автор подробно рассматривает развитие демократических режимов в условиях внедрения новых информационно-коммуникационных технологий. Предметом исследования являются факторы и причины формирования в политическом пространстве нового феномена – электронной демократии (э-демократия). Автор обращается к существующим в научной среде теориям, объясняющим трансформацию современных режимов в сторону электронной демократии. Особое внимание в статье уделяется трудам Пиппы Норрис, которая теоретически и опытным путем внесла большой вклад в построение своей научной модели и систематизирована теории возникновения э-демократии. Также в этой статье уделяется внимание другим теориям зарубежных исследователей. В данной статье будут проанализированы все концепции развития э-демократии, которые далее будут проверены на базе эмпирических данных, взятых в Швеции. В статье будут сделаны выводы об обоснованности научной парадигмы П. Норриса. Автор рассмотрит, какая из парадигм - теория индустриального общества, технологического детерминизма, демократическая теория или иные - имеет большую эмпирическую значимость и на практике оказывает влияние на становление и развитие э-демократии. Результаты будут полезны для дальнейших исследований электронной демократии, так как это статья охватывает все ключевые теории зарубежных ученых и дает их эмпирическую апробацию.
Маневский Е.В. - Электронная демократия как тренд современного общественно-политического развития: сущность и основные модели c. 21-28

DOI:
10.7256/2454-0684.2019.2.21861

Аннотация: В этой статье автор подробно рассматривает развитие демократических режимов в условиях внедрения новых информационно-коммуникационных технологий. Предметом исследования являются теоретические модели электронной демократии (э-демократия) и их реализация в мировой практике. Авто рассмотрит сам феномен электронной демократии, структуру понятия и определение. Особое внимание будет уделено анализу моделей электронной демократии, предложенными другими авторами. Автор также рассмотрит классическую систему моделей демократии – прямую, представительную и делиберативную (совещательную) – и попытается предложить свое видение парадигмы моделей электронной демократии. Все предложенные модели будут рассмотрены с точки зрения использования новых информационно-коммуникационных технологий и их влияния на современную демократическую архитектуру. Новизна данной работы состоит в том, что автор структурирует все направления реализации электронной демократии с точки зрения классической системы моделей. Рассмотрев примеры из мировой практики и критические исследования других ученых, автор приходит к выводу о существовании комплекса проблем на пути развития электронной демократии. Автор также предложит свое видение будущего развития э-демократии.
Химичук Е.В. - Блог: предпосылки и перспективы развития нового инструмента виртуальной демократии c. 32-38

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.2.25373

Аннотация: Статья посвящена анализу блога в его различных проявлениях и его месту среди форм реализации гражданами права на участие в управлении делами демократического государства, а также выявлению теоретических и актуальных практических предпосылок для его развития. Российское конституционное право не ограничивает возможные способы волеизъявления граждан, что отражается в работе таких ресурсов как портал «Открытое правительство» и «Электронное правительство». Опыт зарубежных стран демонстрирует, что в Интернет среде есть успешные площадки коммуникации граждан и органов власти. При написании статьи автор использовал сравнительно-правовой, системно-структурный и логико-юридический методы, что позволило наиболее целостно изучить объект исследования. Автор приходит к выводу, о том, что веб-сайт, на котором аккумулируются регулярные записи пользователей, адресованные преимущественно заинтересованным органам власти, является характерным признаком совещательной демократии. В то же время с развитием электронной демократии вырастает значение блога как инструмента выражения мнения отдельного лица. Насколько данный инструмент окажется востребованным со стороны государственной власти станет очевидным в ближайшее время.
Карпович О.Г. - Демократические институты и их роль в системе государственного управления

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14781

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются особенности формирования и функционирования современных демократических институтов в демократических государствах западного типа, а также их роль в системе государственного управления. Исследуются демократические институты, процедуры, элементы и особенности их становления в различных государствах. Рассматривается эффективность их функционирования в различных государствах. Рассматриваются культурные и социологические особенности различных государств, влияющие на формирование демократических институтов. Используются также исторические данные, оказавшие влияние на становление демократических институтов в различных государствах. Методология исследования опирается на системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, индукции, дедукции, моделирования. Автор считает, что для того, чтобы демократическая система эффективно работала, необходимо, чтобы существовала устойчивая система политических институтов, а именно - демократических институтов и институтов государственного управления; кроме того, структура этих институтов должна быть четко выстроена и иерархизирована, при этом важную роль играют лидеры, которые должны мотивировать, настраивать, задавать цели и демонстрировать методы для достижения наилучшего качества работы системы. Если эти требования соблюдаются, то возможным становится и сотрудничество всех органов власти между собой, а также наличие «обратной связи» со стороны гражданского общества. Именно это делает такую систему успешной и результативной.
Карпович О.Г. - Демократические институты и их роль в системе государственного управления c. 387-394

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54361

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются особенности формирования и функционирования современных демократических институтов в демократических государствах западного типа, а также их роль в системе государственного управления. Исследуются демократические институты, процедуры, элементы и особенности их становления в различных государствах. Рассматривается эффективность их функционирования в различных государствах. Рассматриваются культурные и социологические особенности различных государств, влияющие на формирование демократических институтов. Используются также исторические данные, оказавшие влияние на становление демократических институтов в различных государствах. Методология исследования опирается на системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, индукции, дедукции, моделирования. Автор считает, что для того, чтобы демократическая система эффективно работала, необходимо, чтобы существовала устойчивая система политических институтов, а именно - демократических институтов и институтов государственного управления; кроме того, структура этих институтов должна быть четко выстроена и иерархизирована, при этом важную роль играют лидеры, которые должны мотивировать, настраивать, задавать цели и демонстрировать методы для достижения наилучшего качества работы системы. Если эти требования соблюдаются, то возможным становится и сотрудничество всех органов власти между собой, а также наличие «обратной связи» со стороны гражданского общества. Именно это делает такую систему успешной и результативной.
В.В. Перельмут - Политический аспект участия Республики Беларусь в программе «Восточное партнерство» c. 428-434

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.4.54051

Аннотация: В статье рассматривается процесс реализации Европейским союзом инициативы «Восточного партнерства» и участия в ней Республики Беларусь. С помощью историко-описательного метода и качественного контент-анализа показано не только институциональное взаимодействие органов власти Евросоюза и Республики Беларусь, но и указаны моменты, в которых развитие диалога требует более пристального внимания. Автором делается вывод о том, что данный проект был прорывом во взаимоотношениях между изучаемыми объектами, способствовал активизации политического диалога и «открыл двери» белорусским делегациям на высшем уровне для встреч с европейскими чиновниками.
Белькович Р.Ю. - Субъект сецессии: проблема легитимности

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.14819

Аннотация: Настоящее исследование посвящено теоретическому осмыслению конструкции субъекта сецессии. Феномен сецессии представляет угрозу сложившемуся политико-правовому порядку на международном и национальном уровнях, так как современное право исходит из приоритета территориальной целостности государства. В то же время, большинство современных демократических государств претендуют на договорный характер осуществляемой ими власти. Автор рассматривает вопрос о том, в какой мере противопоставление конструкций "народа" (как заведомо легитимного носителя власти, обладающего правом на политическое самоопределение) и "субъекта сецессии" (как потенциального нарушителя территориальной целостности) является теоретически противоречивым и отражает репрессивные тенденции современного государства. В качестве основного похода автор использует принцип методологического индивидуализма, предполагающий сведение любых социальных феноменов к поведению отдельных индивидов. Автор впервые рассматривает сецессию как проявление внутренних противоречий государственности, возникшей в новое время. Автор приходит к выводу о том, что сецессия не может рассматриваться как "чрезвычайная ситуация", так как само существование современного государства, основанного на принципе народовластия, предполагает сецессию как необходимую форму самоопределения индивидов.
Белькович Р.Ю. - Субъект сецессии: проблема легитимности c. 522-530

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.54374

Аннотация: Настоящее исследование посвящено теоретическому осмыслению конструкции субъекта сецессии. Феномен сецессии представляет угрозу сложившемуся политико-правовому порядку на международном и национальном уровнях, так как современное право исходит из приоритета территориальной целостности государства. В то же время, большинство современных демократических государств претендуют на договорный характер осуществляемой ими власти. Автор рассматривает вопрос о том, в какой мере противопоставление конструкций "народа" (как заведомо легитимного носителя власти, обладающего правом на политическое самоопределение) и "субъекта сецессии" (как потенциального нарушителя территориальной целостности) является теоретически противоречивым и отражает репрессивные тенденции современного государства. В качестве основного похода автор использует принцип методологического индивидуализма, предполагающий сведение любых социальных феноменов к поведению отдельных индивидов. Автор впервые рассматривает сецессию как проявление внутренних противоречий государственности, возникшей в новое время. Автор приходит к выводу о том, что сецессия не может рассматриваться как "чрезвычайная ситуация", так как само существование современного государства, основанного на принципе народовластия, предполагает сецессию как необходимую форму самоопределения индивидов.
О.Г. Карпович - Особенности позиций российских и американских экспертов по вопросам демократизации Ближнего Востока c. 563-567

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54067

Аннотация: Существует ряд научных теорий относительно процесса демократических преобразований и их специфики именно на Ближнем Востоке. Авторы одних из них считают, что данный процесс более чем логичен и вписывается в общемировую тенденцию демократизации, другие – что ближневосточный регион обладает своей спецификой и особенностями менталитета местного населения, для которых такой ход развития неестественен. Рассмотрим некоторые из них.
Агапов И.О. - Лоббирование и лоббисты в Европе: некоторые теоретические и практические проблемы

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.6.15215

Аннотация: Предметом настоящего исследования является изучение работ европейских авторов, посвященных деятельности различных групп интересов, активно взаимодействующих с учреждениями ЕС. Кроме того, в статье приводится интересная статистика, отражающая отношение европейских чиновников к лоббированию и лоббистам. Показано стремление самих лоббистских структур к повышению прозрачности процесса принятия государственно-властных решений на уровне Сообщества. Выявлены и проанализированы способы, которые в настоящее время используются европейским законодателем для правовой регламентации лоббистских отношений. В исследовании использовались логический, формально-юридический и статистический методы исследования. На основе изучения большого количества эмпирического материала, приводятся максимально точные и полные сведения о действующих в Европе лоббистских организациях, характере и степени их воздействия на органы ЕС. Новизна проведенного исследования заключается в том, что несмотря на, казалось бы, достаточно подробную регламентацию общественных отношений в сфере взаимодействия учреждений ЕС с представителями интересов со стороны Европарламента и Еврокомиссии, многие проблемы, связанные с лоббированием, остаются нерешенными. Данные проблемы носят не только юридико-технический, но и онтологический характер. При глубоком анализе выявляются субстанциональные и концептуальные трудности, с которыми столкнулся европейский законодатель при определении природы и сущности лоббирования, его объектно-субъектного состава, структуры и содержания, функциональной роли и т.д.
Агапов И.О. - Лоббирование и лоббисты в Европе: некоторые теоретические и практические проблемы c. 783-789

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.6.54573

Аннотация: Предметом настоящего исследования является изучение работ европейских авторов, посвященных деятельности различных групп интересов, активно взаимодействующих с учреждениями ЕС. Кроме того, в статье приводится интересная статистика, отражающая отношение европейских чиновников к лоббированию и лоббистам. Показано стремление самих лоббистских структур к повышению прозрачности процесса принятия государственно-властных решений на уровне Сообщества. Выявлены и проанализированы способы, которые в настоящее время используются европейским законодателем для правовой регламентации лоббистских отношений. В исследовании использовались логический, формально-юридический и статистический методы исследования. На основе изучения большого количества эмпирического материала, приводятся максимально точные и полные сведения о действующих в Европе лоббистских организациях, характере и степени их воздействия на органы ЕС. Новизна проведенного исследования заключается в том, что несмотря на, казалось бы, достаточно подробную регламентацию общественных отношений в сфере взаимодействия учреждений ЕС с представителями интересов со стороны Европарламента и Еврокомиссии, многие проблемы, связанные с лоббированием, остаются нерешенными. Данные проблемы носят не только юридико-технический, но и онтологический характер. При глубоком анализе выявляются субстанциональные и концептуальные трудности, с которыми столкнулся европейский законодатель при определении природы и сущности лоббирования, его объектно-субъектного состава, структуры и содержания, функциональной роли и т.д.
Карпович О.Г. - Демократия и демократизация в контексте нового миропорядка

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.9142

Аннотация: Мир и Россия вместе с ним стремительно меняется. Эти изменения носят глобальный цивилизационный характер. Для того, чтобы состоялось новое общество расширенной демократии, свободы человеческого выбора деятельности и индивидуальности без сопротивления власть предержащих и тенденций к тоталитаризму, на основе которого удерживался бы укоренившийся «порядок» и благополучие верхних «этажей», обществу необходима большая организованная и планомерная работа по изменению менталитета человека и всего общества. Только образование нового менталитета, противоположного старому индустриальному или во многом ему не соответствующему, создает новую культуру с новыми чертами и приоритетами, способными сохранить цивилизацию вообще. В период становления демократического общества в России особенно острой становится проблема теории и практики развития демократического государства. Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д. Российская Федерация сейчас (впрочем, как и двадцать лет назад) находится на пути становления демократического государства. Пути становления и развития демократического государства, его понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации, сегодня, так же и 20 лет назад, и актуальны, и злободневны, хотя, по – видимому, уже меньше волнуют умы простых россиян.
Карпович О.Г. - Демократия и демократизация в контексте нового миропорядка c. 1012-1020

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54115

Аннотация: Мир и Россия вместе с ним стремительно меняется. Эти изменения носят глобальный цивилизационный характер. Для того, чтобы состоялось новое общество расширенной демократии, свободы человеческого выбора деятельности и индивидуальности без сопротивления власть предержащих и тенденций к тоталитаризму, на основе которого удерживался бы укоренившийся «порядок» и благополучие верхних «этажей», обществу необходима большая организованная и планомерная работа по изменению менталитета человека и всего общества. Только образование нового менталитета, противоположного старому индустриальному или во многом ему не соответствующему, создает новую культуру с новыми чертами и приоритетами, способными сохранить цивилизацию вообще. В период становления демократического общества в России особенно острой становится проблема теории и практики развития демократического государства. Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д. Российская Федерация сейчас (впрочем, как и двадцать лет назад) находится на пути становления демократического государства. Пути становления и развития демократического государства, его понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации, сегодня, так же и 20 лет назад, и актуальны, и злободневны, хотя, по ? видимому, уже меньше волнуют умы простых россиян.
Биговчий О.С. - Формирование «электронного правительства» как эффективного института взаимодействия власти и общества на территории Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.9.9483

Аннотация: Статья отражает современный уровень развития системы «электронного правительства» на территории Российской Федерации. Сформулировано понятие «электронного правительства» с учетом российского государственного устройства. Представлена периодизация формирования «электронного правительства», выявлены проблемы эффективной модели построения системы, проанализированы его основные архитектурные элементы. Показаны успехи формирования системы межведомственного электронного взаимодействия и государственного портала, основополагающих элементов для оказания качественных государственных услуг гражданам. Особый уклон сделан на современный - третий этап его формирования, когда были запущены основные инфраструктурные элементы «электронного правительства», позволяющие оказывать услуги гражданам на более качественном уровне. Выявлены современные тенденции формирование механизмов «открытых данных» и «электронной демократии». Отражены первые результаты работы портала «Российская общественная инициатива», как важного механизма работы системы «электронной демократии». Изучение формирования «электронного правительства», позволили оценить сбалансированность предоставления электронных услуг и новых форм участия для граждан.
Биговчий О.С. - Формирование «электронного правительства» как эффективного института взаимодействия власти и общества на территории Российской Федерации c. 1141-1149

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.9.54130

Аннотация: Статья отражает современный уровень развития системы «электронного правительства» на территории Российской Федерации. Сформулировано понятие «электронного правительства» с учетом российского государственного устройства. Представлена периодизация формирования «электронного правительства», выявлены проблемы эффективной модели построения системы, проанализированы его основные архитектурные элементы. Показаны успехи формирования системы межведомственного электронного взаимодействия и государственного портала, основополагающих элементов для оказания качественных государственных услуг гражданам. Особый уклон сделан на современный ? третий этап его формирования, когда были запущены основные инфраструктурные элементы «электронного правительства», позволяющие оказывать услуги гражданам на более качественном уровне. Выявлены современные тенденции формирование механизмов «открытых данных» и «электронной демократии». Отражены первые результаты работы портала «Российская общественная инициатива», как важного механизма работы системы «электронной демократии». Изучение формирования «электронного правительства», позволили оценить сбалансированность предоставления электронных услуг и новых форм участия для граждан.
Сардарян Г.Т. - О политической этике и мировом демократическом развитии

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.13067

Аннотация: Предметом исследования является соотношение философской категории этики и мирового политической процесса, а также политики как таковой. В работе дается обзор научной мысли по вопросу влияния морали и нравственности на политику и государство, а также современное представление о допустимости таких отрицательных качеств, как, скажем, лицемерие в политике. Особое внимание в работе уделено месту религии в становлении и развитии европейской цивилизации, и ее современному состоянию в условиях очевидных демографических проблем Европы. В работе широко используется дедуктивный метод, структурно-функциональный, институциональный, философско-компаративистский анализ, а также методики научно-теоретический подхода к анализу соотношения морали и политики. В работе рассматриваются вопросы, составляющие наиболее актуальную политическую повестку дня в современном мире – рост исламского радикализма на Ближнем Востоке и влияние на данный процесс стран запада. В условиях возникновения в регионе так называемого Исламского Государства Ирака и Леванта и его угрозы всему человечеству представляется особо важным проанализировать политические подходы западных государств к данной проблематике и их соотношение с этическими нормами либеральной политической концепции. Также, особое внимание уделяется статусу личности в ряде стран-членов ООН, в которых Конституция носит лишь формальный характер и не соответствует реальной морально-нравственной системе ценностей общества страны.
Сардарян Г.Т. - О политической этике и мировом демократическом развитии c. 1212-1218

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54293

Аннотация: Предметом исследования является соотношение философской категории этики и мирового политической процесса, а также политики как таковой. В работе дается обзор научной мысли по вопросу влияния морали и нравственности на политику и государство, а также современное представление о допустимости таких отрицательных качеств, как, скажем, лицемерие в политике. Особое внимание в работе уделено месту религии в становлении и развитии европейской цивилизации, и ее современному состоянию в условиях очевидных демографических проблем Европы. В работе широко используется дедуктивный метод, структурно-функциональный, институциональный, философско-компаративистский анализ, а также методики научно-теоретический подхода к анализу соотношения морали и политики. В работе рассматриваются вопросы, составляющие наиболее актуальную политическую повестку дня в современном мире – рост исламского радикализма на Ближнем Востоке и влияние на данный процесс стран запада. В условиях возникновения в регионе так называемого Исламского Государства Ирака и Леванта и его угрозы всему человечеству представляется особо важным проанализировать политические подходы западных государств к данной проблематике и их соотношение с этическими нормами либеральной политической концепции. Также, особое внимание уделяется статусу личности в ряде стран-членов ООН, в которых Конституция носит лишь формальный характер и не соответствует реальной морально-нравственной системе ценностей общества страны.
Карпович О.Г. - Новый миропорядок и конфигурирование системы международных отношений во внешней политике США

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.10.10013

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию взглядов экспертов и аналитиков США на новый миропорядок в двадцать первом веке. Подчеркивается, что в своих оценках американские эксперты (как военные, так и гражданские) считают, что в условиях нарастающей политической нестабильности и хаотизации международных отношений основным фактором воздействия на внешнюю политику наций-государств станут технологии психологического воздействия и управления международными конфликтами. Соответствующая обновляемому политическому курсу внешнеполитическая стратегия, концептуальное, организационное и материальное оформление которой идет в настоящее время в США, нацеливаясь на более высокую степень адаптивности к условиям следующего века, будет определяться формой, которую примет опасный мир. Современная стратегия двух региональных войн должна быть отставлена в пользу более вероятного видения будущего, включающего меньшие по масштабу конфликты в большем количестве мест. То есть, может возникнуть, образно говоря, необходимость «жонглировать» сразу несколькими «мячами» - адекватно возникающим угрозам, Проработка нового стратегического видения на 21 век в военном отношении ведется в США широкомасштабно. Усилия в этом направлении прикладываются как видами вооруженных сил, включая и разработку обеспечивающего технологического потенциала.
Карпович О.Г. - Новый миропорядок и конфигурирование системы международных отношений во внешней политике США c. 1270-1275

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.10.54145

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию взглядов экспертов и аналитиков США на новый миропорядок в двадцать первом веке. Подчеркивается, что в своих оценках американские эксперты (как военные, так и гражданские) считают, что в условиях нарастающей политической нестабильности и хаотизации международных отношений основным фактором воздействия на внешнюю политику наций-государств станут технологии психологического воздействия и управления международными конфликтами. Соответствующая обновляемому политическому курсу внешнеполитическая стратегия, концептуальное, организационное и материальное оформление которой идет в настоящее время в США, нацеливаясь на более высокую степень адаптивности к условиям следующего века, будет определяться формой, которую примет опасный мир. Современная стратегия двух региональных войн должна быть отставлена в пользу более вероятного видения будущего, включающего меньшие по масштабу конфликты в большем количестве мест. То есть, может возникнуть, образно говоря, необходимость «жонглировать» сразу несколькими «мячами» - адекватно возникающим угрозам, Проработка нового стратегического видения на 21 век в военном отношении ведется в США широкомасштабно. Усилия в этом направлении прикладываются как видами вооруженных сил, включая и разработку обеспечивающего технологического потенциала.
Ковалев И.Г. - Особенности и парадоксы британской демократии

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.11.10070

Аннотация: В статье исследуются особенности возникновения, основные исторические этапы развития и современного состояния демократического политического режима в Великобритании. Поднимается проблема необходимости совершенствования и трансформации современной демократии, отмечаются основные проблемы и вызовы, с которыми она сталкивается в наши дни. На британском примере анализируются причины расширения или наоборот сокращения демократических начал в системе государственного управления в разные исторические периоды. Подробно освещаются специфика и своеобразие демократических принципов и институтов в Великобритании, которые не всегда соответствовали классическому, общепринятому представлению о них. Существенное внимание уделено проблеме модернизации конституционно-правовых основ и реформированию институтов центрального государственного управления Соединенного королевства с целью повышения их эффективности и укрепления демократических начал. Отмечается взвешенный и прагматичный подход британских политиков к проблемам построения и обеспечения максимально успешного функционирования основных ветвей власти, допускающий в случае необходимости, определенный отход от общепризнанных демократических норм и стандартов. Методология настоящего исследования во многом определяется его комплексным междисциплинарным характером, что предполагает использование приемов и подходов, присущих исторической, политологической, юридической, экономической и социологической наукам. При этом приоритетное значение имеет принцип историзма, подразумевающий научное объяснение явлений, предметов и событий в конкретных исторических условиях и взаимосвязях с целью выявления закономерностей их развития и причин качественных изменений. Другим базисным принципом настоящей статьи является принцип научной объективности. Он предполагает отказ от стереотипного отношения к объекту исследования, ограниченного какими-либо заранее заданными идеологическими доктринами.
Ковалев И.Г. - Особенности и парадоксы британской демократии c. 1369-1380

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.11.54155

Аннотация: В статье исследуются особенности возникновения, основные исторические этапы развития и современного состояния демократического политического режима в Великобритании. Поднимается проблема необходимости совершенствования и трансформации современной демократии, отмечаются основные проблемы и вызовы, с которыми она сталкивается в наши дни. На британском примере анализируются причины расширения или наоборот сокращения демократических начал в системе государственного управления в разные исторические периоды. Подробно освещаются специфика и своеобразие демократических принципов и институтов в Великобритании, которые не всегда соответствовали классическому, общепринятому представлению о них. Существенное внимание уделено проблеме модернизации конституционно-правовых основ и реформированию институтов центрального государственного управления Соединенного королевства с целью повышения их эффективности и укрепления демократических начал. Отмечается взвешенный и прагматичный подход британских политиков к проблемам построения и обеспечения максимально успешного функционирования основных ветвей власти, допускающий в случае необходимости, определенный отход от общепризнанных демократических норм и стандартов. Методология настоящего исследования во многом определяется его комплексным междисциплинарным характером, что предполагает использование приемов и подходов, присущих исторической, политологической, юридической, экономической и социологической наукам. При этом приоритетное значение имеет принцип историзма, подразумевающий научное объяснение явлений, предметов и событий в конкретных исторических условиях и взаимосвязях с целью выявления закономерностей их развития и причин качественных изменений. Другим базисным принципом настоящей статьи является принцип научной объективности. Он предполагает отказ от стереотипного отношения к объекту исследования, ограниченного какими-либо заранее заданными идеологическими доктринами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.