Педагогика и просвещение - рубрика Воспитание и его формы
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Воспитание и его формы"
Воспитание и его формы
Андреев И.Л. - Африканская народная педагогика
Аннотация: В статье на материалах личных впечатлений автора и полевых исследований в 15 странах Тропической Африки (1962-2010) анализируется сохранившаяся в деревнях континента традиционная система подготовки к взрослой жизни (обучения и воспитания) детей и подростков в общинно-племенном социуме, играющая роль континентальной «модели» подготовки к самостоятельной жизни, характерной для эпохи неолитической революции.
Егорова И.В. - В. Гумбольдт о философском образе человека
Аннотация: В статье рассматривается лингвистическая концепция В. Гумбольдта и ее связь с философским постижением человека. Немецкий ученый отстаивает идеал разносторонней личности.
Егорова И.В. - ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье показано, что образование немыслимо без воспитания. А это рождает запрос на значительных людей. Что такое личность? Кого мы можем назвать личностью? Что нужно сделать, что образование обеспечивало личностный рост. Ответы на эти вопросы составляют содержание статьи.
Грицай Л.А. - Гуманистическая модель семейного воспитания в педагогическом наследии Н.Н. Каринцева, И.О. Фесенко и П.П. Блонского
Аннотация: В статье рассматриваются основные приоритеты семейного воспитания в трудах педагогов конца XIX – начала XX вв. Н.Н. Каринцева, И.О. Фесенко и П.П. Блонского. Предлагается преимущественный анализ педагогических взглядов ученых, на основе которых определяется содержание гуманистической модели воспитания детей в семье (иерархический, эмотивный, когнитивный, аксиологический и деятельностный компоненты). Определяются ключевые приоритеты данной модели, которые соотносятся с сутью гуманистического подхода в педагогике семейного воспитания указанного исторического периода. Такими ключевыми приоритетами, по нашему мнению, является период раннего детства как наиважнейший этап воспитательных воздействий родителей; обоснование союза родителей и детей как основополагающего принципа организации семейного воспитания; необходимость гармонии распределения власти и ответственности между родителями и детьми, заключающееся в повиновении ребенка родителям и сохранении со стороны родителей целостности его воли; важность для родителей следования авторитетному стилю семейного воспитания; использование в качестве основных трех средств воспитания: привычки, повиновения и сохранения воли ребенка; необходимость создания эмоционально-комфортной атмосферы семьи; нравственное воспитание как основа становления личности ребенка; необходимость для родителей твердых научных знаний о природе ребенка и особенностях его физического и душевного развития; гуманизм как основной принцип семейного воспитания; необходимость родительской ответственности за воспитание детей. Делается вывод о востребованности в современной практике семейного воспитания наследия русской педагогической мысли, касающегося такого важного вопроса как необходимость гуманистического семейного воспитания подрастающего поколения.
Новичкова Г.А. - Здоровое общество Эриха Фромма: мечта или реальность

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.8676

Аннотация: Впервые в истории мировой философии Фромм рассматривает человека в социально-психологическом аспекте. В данной статье анализируется концепция здорового общества и душевно здорового человека Фромма, акцентируется внимание на социально-психологическом подходе к социальному характеру человека. При демократическом преобразовании общества Фромм предлагает учитывать не только экономические, политические и социальные изменения, происходящие в обществе, но и внутренние социально-психологические перемены, возникающие в социальном характере человека. Фромм рассматривает человека в целостности его существования.
Спирова Э.М. - Как формировалась идея воспитания?

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.8714

Аннотация: В системе образования высшая школа занимает особое место, которое определяется тем, что она завершает процесс формирования человека. В отличие от общего и среднего специального образования, высшее образование не только дает своим выпускникам знание более высокого уровня. Оно не только прокладывает мост к миру большой, академической науки, закладывает фундамент для реализации творческих способностей человека.
Е.А. Попов - Концепция жизни как источник культуроцентричности образования и воспитания современного человека c. 14-18
Аннотация: в статье акцент делается на культуроцентричности современного образования и воспитания человека в повседневной жизни. При этом в качестве методологического источника рассуждений о культуроцентричности выступает известная в социогуманитарном знании концепция жизни, восходящая к философии и социологии жизни.
Кубышкина М.Л., Казакова Е.В., Коноплева В.А. - Развитие субъектных качеств у подростков, состоящих на внутришкольном учете и учете в подразделении по делам несовершеннолетних c. 15-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.32541

Аннотация: Проблемы подростков, которые состоят на профилактических учётах, часто связаны со слабостью их субъектности. Предметом настоящего исследования является выявление субъектных качеств, которые наиболее слабы у подростков, состоящих на внутришкольном учёте и учёте в ПДН, разработка и научное обоснование программы их развития. Мы предположили, что разработанная нами программа может служить действенным средством повышения субъектности подростков, состоящих на внутришкольном учете и учете в подразделении по делам несовершеннолетних. В исследовании приняли участие 99 подростков, из которых 50 состоят на профилактических учётах. Для измерения субъектных качеств личности использовались психодиагностические опросники: «Уровень развития субъектности личности» М. А. Щукиной; «КОСКОМ» В. Н. Куницыной; «Диагностика особенностей самоорганизации» Н. Г. Милорадовой и А. Д. Ишкова; шкалы «Ответственность» и «Самоуважение» из модифицированного варианта личностного опросника Г. Айзенка – Г. Уилсона. Сравнение состоящих на учёте подростков с социально благополучными выявило их субъектные качества, которые нуждаются в развитии: опосредствованность, активность, автономность, креативность, ответственность, самоуважение и самоценность, характеристики самоорганизации в деятельности (целеполагание, планирование, самоконтроль), качества социальной и коммуникативной компетентности. Для апробации программы применён экспериментальный план с контрольной группой и замером до и после воздействия. Получено статистическое подтверждение действенности всех шести разделов программы: 1) самопознание; 2) социальная компетентность; 3) самоорганизация; 4) осознание себя в контексте деятельности, выбор целей, решений и снятие противоречий; 5) моральное сознание как способность осуществлять моральный выбор; 6) осознание себя в контексте жизни, развитие осознанности и ответственности.
С.А. Авалян - Философское постижение жестокости c. 23-30
Аннотация: Автор размышляет о причинах человеческой жестокости, оценивая ее как деструкцию эмоционального мира. Жестокость — это морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Также считается, что этот социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу, неприемлемым в данной культуре способом.
И.В. Егорова - В. Гумбольдт о философском образе человека c. 26-37
Аннотация: в статье рассматривается лингвистическая концепция В. Гумбольдта и ее связь с философским постижением человека. Немецкий ученый отстаивает идеал разносторонней личности.
Грицай Л.А. - Гуманистические представления о процессе родительского воспитания детей в наследии В.А. Сухомлинского c. 31-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.23901

Аннотация: Предметом исследования является концепция родительского воспитания В.А. Сухомлинского. Анализируются основные работы автора, посвященные родительской педагогике. Предлагается модель процесса родительского воспитания на основе трудов Сухомлинского. Данная модель включает в себя: объект - процесс становления личности ребенка в семье на основе гуманистических представлений о развитии личности, предмет – педагогические идеи ученого о воспитании детей в семье, а также пять содержательных компонентов. Особый акцент делается на изучении гуманистической сущности данной модели. Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения историко-педагогического процесса и спецификой исследования. Данная специфика определила в качестве основополагающих выбор следующих методов: общенаучные методы: логический анализ общенаучной литературы и нормативно-правовых первоисточников, систематизация и обобщение теоретических данных и фактов; выявление тенденций и закономерностей, схематизация, систематизация, концептуализация, педагогическое моделирование; методы общегуманитарных наук: контекстуальный, историографический, источниковедческий, литературоведческий анализ; методы историко-педагогического исследования: периодизация, классификация. Научная новизна исследования заключается в том, что автором были расширены представления о гуманистическом содержании представлений о родительском воспитании в наследии В.А. Сухомлинского. Также автором статьи была предложена модель процесса родительского воспитания на основе трудов Сухомлинского, выделены ее объект, предмет и основные компоненты.
Л.А. Грицай - Гуманистическая модель семейного воспитания в педагогическом наследии Н.Н. Каринцева, И.О. Фесенко и П.П. Блонского c. 34-45
Аннотация: в статье рассматриваются основные приоритеты семейного воспитания в трудах педагогов конца XIX — начала XX вв. Н.Н. Каринцева, И.О. Фесенко и П.П. Блонского. Предлагается пре- имущественный анализ педагогических взглядов ученых, на основе которых определяется содержание гуманистической модели воспитания детей в семье (иерархический, эмотивный, когнитивный, акси- ологический и деятельностный компоненты). Определяются ключевые приоритеты данной модели, которые соотносятся с сутью гуманистического подхода в педагогике семейного воспитания указанного исторического периода. Делается вывод о востребованности в современной практике семейного воспитания наследия русской педагогической мысли, касающегося такого важного вопроса как необходимость гуманистического семейного воспитания подрастающего поколения.
Блейх Н.О. - Европейско-кавказские параллели рыцарского воспитания в феодальную эпоху (IX – XIX вв.) c. 37-43

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.26755

Аннотация: В статье рассмотрены европейско-кавказские параллели рыцарского воспитания в феодальную эпоху IX – XIX веков. В ней повествуется о том, что рыцарство как на Западе, так и на Кавказе в этот период становится превалирующим образом жизни, требующим не только мастерства сражения, но и известного стиля морально-этического и социального поведения, который сам собой не мог появиться. Он усваивался в процессе воспитания. Особое внимание обращается на выявлении особенностей Рыцарского кодекса чести европейских и горских народов. При написании статьи использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ исторических, этнографических, педагогических, философских, литературных и фольклорных источников; сравнительно-сопоставительный анализ научных материалов. Делаются выводы, что рыцарство в «северокавказском перформансе» являло собой замечательный пример построения достаточно живучей и гибкой модели поведения, необходимой во времена военного времени. К тому же данная модель влияла на горский социум сверху донизу, трансформируя его традиции с не менее большей силой, чем это делали заповеди и уставы западной католической церкви. Поэтому Рыцарский кодекс горских народов с его воспитательными постулатами можно считать существенным культурным достижением, сокровищницей мудрости для современной педагогической науки.
Туфлейкина Н.А. - Методы индивидуальной воспитательной работы педагогов-кураторов в вузах МВД России c. 37-56

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.2.70431

EDN: XOALZH

Аннотация: Предметом исследования являются методы индивидуальной воспитательной работы педагогов-кураторов в образовательных организациях МВД России, а целью — их подробное описание и разработка методических рекомендаций по применению педагогами-кураторами методов индивидуальной воспитательной работы с курсантами вузов МВД. Особое внимание уделено анализу педагогических условий эффективности применения основных методов индивидуальной воспитательной работы в системе МВД России: убеждения, примера, соревнования, упражнения, одобрения, критики действий и поступков, индивидуальных заданий и поручений, оказания товарищеской помощи, оказание доверия, принуждения. Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью системы методов индивидуальной воспитательной работы педагогов-кураторов, методических рекомендации по их применению в образовательных организациях МВД России, а также преимущественной ориентацией многих педагогов-кураторов на применение форм и методов воспитательной работы, проводимой с группами и коллективами. При изучении методов индивидуальной воспитательной работы автор ориентировался на принципы личностно-развивающего, личностно-деятельностного и гуманистического подходов в педагогике. Им применялись методы теоретического анализа источников по проблеме, анализа передового педагогического опыта педагогов, сравнения и сопоставления, методы опроса и анкетирования. Автором перечислены и раскрыты принципы организации и проведения воспитательного воздействия на личность курсантов в системе индивидуальной воспитательной работы педагогов-кураторов, требования к применению ими методов индивидуальной воспитательной работы. В статье приводятся подробные методические рекомендации по применению педагогами-кураторами в вузах МВД России таких методов индивидуальной воспитательной работы, как убеждение, пример, соревнование, упражнение, одобрение, критика действий и поступков, индивидуальные задания и поручения, оказания товарищеской помощи, оказание доверия, принуждения. Делается вывод о том, что выбор методов воспитательного воздействия зависит от опыта субъектов воспитания (включая педагог-куратора и курсанта), целей, задач, содержания и условий индивидуальной воспитательной работы, личностных и профессиональных особенностей курсанта. Педагог-куратор должен осуществить оптимальный выбор метода (или методов) воспитательного воздействия.
Дударь О.Г., Дударь А.И., Хусяинов Т.М. - Значение патриотического воспитания в системе современного среднего общего образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.13676

Аннотация: В работе рассматривается значение патриотического воспитания учащихся в системе среднего образования Несмотря на быстро растущее в современной науке количество исследований подростковой и молодёжной среди в целом, проработка проблемы воспитания патриотизма и гражданственности на данный момент недостаточна и требует дальнейших исследований. В работе рассматриваются те основания, которые обуславливают высокое значение патриотического воспитания в ходе школьного обучения и то место, которое патриотизм занимает в системе ценностей современного общества. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ, синтез, сравнение и обобщение материалов российской социологической, педагогической и психологической научной литературы. Данная работа рассматривает основные теоретические основы процесса патриотического воспитания в ходе получения среднего образования. В ходе исследования было установлено, что патриотическое воспитание среди учеников учреждений среднего образования имеет большое значение для дальнейшего развития общества и страны в целом, а недооценка роли патриотического воспитания может привести к резкому ослаблению социально-экономических, культурных и морально-духовных основ общества и государства.
Дударь О.Г., Дударь А.И., Хусяинов Т.М. - Значение патриотического воспитания в системе современного среднего общего образования c. 50-65

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65914

Аннотация: В работе рассматривается значение патриотического воспитания учащихся в системе среднего образования Несмотря на быстро растущее в современной науке количество исследований подростковой и молодёжной среди в целом, проработка проблемы воспитания патриотизма и гражданственности на данный момент недостаточна и требует дальнейших исследований. В работе рассматриваются те основания, которые обуславливают высокое значение патриотического воспитания в ходе школьного обучения и то место, которое патриотизм занимает в системе ценностей современного общества. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ, синтез, сравнение и обобщение материалов российской социологической, педагогической и психологической научной литературы. Данная работа рассматривает основные теоретические основы процесса патриотического воспитания в ходе получения среднего образования. В ходе исследования было установлено, что патриотическое воспитание среди учеников учреждений среднего образования имеет большое значение для дальнейшего развития общества и страны в целом, а недооценка роли патриотического воспитания может привести к резкому ослаблению социально-экономических, культурных и морально-духовных основ общества и государства.
И.В. Егорова - Личностный аспект образования («Он человек был в полном смысле слова») c. 51-60
Аннотация: в статье показано, что образование немыслимо без воспитания. А это рождает запрос на значительных людей. Что такое личность? Кого мы можем назвать личностью? Что нужно сделать, что образование обеспечивало личностный рост. Ответы на эти вопросы составляют содержание статьи.
Баринова С.Г. - Актуальные вопросы нормативно-правовой основы отечественного воспитания c. 60-68

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.3.36901

EDN: MANGJZ

Аннотация: Важные изменения в законодательстве последних лет требуют внимания со стороны практикующих педагогов. Компетентное использование нормативной и законодательной базы необходимо для достижения планируемых результатов воспитания. Социально-педагогические вызовы современному отечественному воспитанию порождены глобальными изменениями в обществе, которые вызывают необходимости трансформаций не только в образовании, но также и в смежных ему сферах и институтах (культура, управление, семья и т. д.). Соответственно, всё это требует своего нормативно-правового осмысления и оформления не только в образовательном процессе, но и во всех сферах жизни. Основными теоретико-методологическими подходами к рассмотрению актуальных вопросов отечественного воспитания в контексте государственной политики выступают системный и комплексный. Государственная политика демонстрирует активное и системное выстраивание воспитательного процесса: актуализируются проработки важнейших понятий, соотношение с вызовами современности, проектирование будущего сегодняшних детей для новых изменяющихся условий, чётко прослеживается линия построения безопасной жизни юных поколений. Законодательно закрепляются содержательные и ценностные основы воспитания, принцип единой системы воспитания и образования, на государство возлагается обязанность создавать условия для самоопределения и социализации, способствующие воспитанию в детях лучших моральных и гражданских качеств. Новый механизм организации воспитательной работы включает рабочие программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Закон нацелен на всестороннее духовное, нравственное, интеллектуальное формирование обучающихся, развитие в них чувства патриотизма, гражданственности.
К.М. Долгов - Воспитание и образование ребёнка c. 62-65
Аннотация: в российской и западноевропейской науке считается, что образование начинается со среднего образования. В данной статье показывается, что главной ступенью в воспитании и формировании человека является дошкольное образование, поскольку в это время формируется характер человека, его интеллектуальные и чувственные способности и дарования.
Куликова Т.И. - Определение уровня психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.18119

Аннотация: Объектом исследования является психологическая безопасность школьника в контексте поликультурного образования. Многие российские школы сегодня этнически перемешаны, имеют очень разный этнический состав. Школьники, осознавая свою национальную самобытность, часто проявляют нетерпимость по отношению к представителям иной национальности, что создает угрозу психологической безопасности обучающихся. В статье представлены результаты пилотажного исследования, направленного на определение уровня психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде и в выявлении критериев, влияющих на психологическую безопасность школьника. В исследовании приняли участие 127 учеников 7 – 8-х классов в возрасте 13 – 14 лет, обучающихся в разных школах и проживающих на разных территориях, отличающихся типом поселения, развитием промышленного производства и состоянием науки и культуры. Исследуемыми критериями психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде были выделены: удовлетворенность образовательной средой, защищенность от психологического насилия и уверенность в себе. Для установления тесноты связи между выделенными критериями и интегральным показателем психологической безопасности была рассчитана парная корреляция (r-Пирсона). Полученные эмпирические данные позволили выявить актуальное состояние психологической безопасности всей выборки испытуемых (n=127), а также сравнить показатели психологической безопасности в исследуемых образовательных организациях. Анализ результатов нашего исследования позволяет утверждать, что наибольшее влияние на состояние психологической безопасности школьника оказывает защищенность его личности в условиях поликультурной образовательной среды. На переживание защищённости положительно влияют высокий уровень комфортности психологической атмосферы, взаимопомощи и поддержки учащихся и низкий уровень проявления агрессии со стороны одноклассников и сверстников.
Куликова Т.И. - Определение уровня психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде c. 71-81

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67690

Аннотация: Объектом исследования является психологическая безопасность школьника в контексте поликультурного образования. Многие российские школы сегодня этнически перемешаны, имеют очень разный этнический состав. Школьники, осознавая свою национальную самобытность, часто проявляют нетерпимость по отношению к представителям иной национальности, что создает угрозу психологической безопасности обучающихся. В статье представлены результаты пилотажного исследования, направленного на определение уровня психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде и в выявлении критериев, влияющих на психологическую безопасность школьника. В исследовании приняли участие 127 учеников 7 – 8-х классов в возрасте 13 – 14 лет, обучающихся в разных школах и проживающих на разных территориях, отличающихся типом поселения, развитием промышленного производства и состоянием науки и культуры. Исследуемыми критериями психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде были выделены: удовлетворенность образовательной средой, защищенность от психологического насилия и уверенность в себе. Для установления тесноты связи между выделенными критериями и интегральным показателем психологической безопасности была рассчитана парная корреляция (r-Пирсона). Полученные эмпирические данные позволили выявить актуальное состояние психологической безопасности всей выборки испытуемых (n=127), а также сравнить показатели психологической безопасности в исследуемых образовательных организациях. Анализ результатов нашего исследования позволяет утверждать, что наибольшее влияние на состояние психологической безопасности школьника оказывает защищенность его личности в условиях поликультурной образовательной среды. На переживание защищённости положительно влияют высокий уровень комфортности психологической атмосферы, взаимопомощи и поддержки учащихся и низкий уровень проявления агрессии со стороны одноклассников и сверстников.
Г.А. Новичкова - Эрих Фромм о воспитании как одном из условий социального бытия c. 84-93

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62560

Аннотация: Впервые в истории мировой философии Фромм рассматривает человека в социально-психологическом аспекте. В данной статье анализируется его концепция здорового общества и душевно здорового человека, акцентируется внимание на социально-психологическом подходе к социальному характеру человека. При демократическом преобразовании общества Фромм предлагает учитывать не только экономические, политические и социальные изменения, происходящие в обществе, но и внутренние социально-психологические перемены, возникающие в социальном характере человека. Фромм рассматривает человека в целостности его существования.
Розин В.М. - Можно ли «воспитанием» Золушку превратить в принцессу? c. 92-99

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.38245

EDN: LZGHUG

Аннотация: В статье обсуждается ситуация с воспитанием в современной культуре и педагогике, ставится вопрос о причинах снижения интереса к воспитанию и возможности его возрождения в ближайшей перспективе. Рассматриваются смыслы воспитания (широко понимаемое образование, управляемое развитие, включение в культуру). Анализируются два условия мыслимости традиционного понимания воспитания. Во-первых, это принцип «гносеологической прозрачности» (в соответствии с ним педагог знает законы развития учащегося и требования, которые к нему будут предъявляться на выходе образования-воспитания), позволяющий определить цели и содержание образования-воспитания, а также методы воспитания. Во-вторых, «детерминистический» принцип: развитие молодого человека можно направить в желательном для государства, общества и школы направлении, блокировав одновременно активность учащегося, ведущую в неправильном направлении. Утверждается, что в настоящее время оба эти условия не выполняются, что образует проблему для воспитания. Социальная реальность все чаще мыслится как плюралистическая, сложная и неопределенная; и детерминация в сфере образования все меньше получается, напротив, на щит подымаются принципы вариативности, необходимость учитывать разные типы личности и расходящиеся траектории их развития и эволюции. Рассматриваются установки новой концепции воспитания, учитывающей современные вызовы времени и социальность. По мнению автора, воспитание должна удовлетворять «средовому подходу», «персоналистическому» и «рефлексивно-концептуальному».
Мухина З.З., Канныкин С.В., Пивоварова Л.Н. - Из опыта патриотического воспитания студентов в техническом вузе c. 95-103

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21959

Аннотация: В статье обосновываются основные принципы и представляются базовые формы патриотического воспитания студенческой молодежи в техническом вузе на примере деятельности кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС» им. А.А. Угарова (г. Старый Оскол, Белгородская область). Объект исследования - патриотическое воспитание в техническом вузе; предмет исследования - формы патриотического воспитания и их конкретное наполнение с учетом особенностей обучающихся (год обучения, место обучения, национальная принадлежность и пр.) на примере работы кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ "МИСиС". Методы исследования - наблюдение, обобщение педагогического опыта, интервьюирование, анализ процесса и результатов деятельности обучающихся, восхождение от абстрактного к конкретному. По нашему глубокому убеждению, во-первых, патриотическое воспитание должно пронизывать учебный процесс на протяжении всего периода институциональной социализации подрастающего поколения (от детского сада до вуза), являясь своего рода воспитательной доминантой; во-вторых, основу патриотического воспитания должна составлять местная тематика, формирующая в первую очередь любовь к малой родине, своему краю, что явится надежным фундаментом любви к Отечеству в целом; в-третьих, патриотическое воспитание должно быть основано в значительной степени на деятельности самих воспитуемых, связанной с изучением своей родословной, заботой о могилах и памятниках павшим в боях за Родину, изучением вклада выдающихся земляков в различные сферы жизни общества и т.п.; в-четвертых, патриотизм должен быть «зрячим», что означает учет негативного опыта истории своего Отечества и понимания важности и ценности других народов и культур, желание перенять у них все то, что привьется к национальной почве и будет способствовать прогрессу своего общества.
Gavrish A.D., Kompaneeva L.G., Gulyaeva E.V., Platonova D.O. - Moral and ethical upbringing of students’ personality: experience of Volgograd Institute of Management c. 124-134

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.69845

EDN: CFFOBA

Abstract: This article is devoted to the study of modern possibilities to increase the efficiency of moral and ethical upbringing of students in higher educational institutions. One of such possibilities is motivating them to use new digital technologies in a correct and an ecological way. Proper upbringing of students at higher education institutions and involving them in extracurricular activities contributes to their ethical and moral education and creative development, which helps to achieve the global goals of sustainable development of society (i.e. improving human living conditions and minimizing the negative impact on the environment). In this regard, the authors consider that it is necessary for teachers of higher education institutions to study in more detail the possibilities of new digital and educational technologies precisely considering the principles of environmental friendliness and ethical standards of communication. The authors conduct a complex analysis, including the following methods: theoretical analysis of scientific literature, an anonymous survey of 194 junior full-time students and 48 lecturers and monitoring of the application of digital technologies in different events, held in the Volgograd Institute of Management. The analysis of modern scientific literature on pedagogy and pedagogical psychology, as well as the results of the survey, allowed the authors to draw the following conclusions. The use of new digital technologies and tools, such as smartphones and their apps, videoconferencing services, video recording and presentation development programmes, undoubtedly helps to make the educational and upbringing process easier. All these technical means make the process of creation accessible, attractive, exciting, and involve more students in extracurricular activities. The exact ways of developing efficient and safe online communication during the extracurricular activities are still not yet sufficiently discussed by the methodologists and educators, that’s why this research is to be further continued within another higher educational institutions.
Скобина Е.А., Севостьянова Е.В. - Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение c. 131-140

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.4.27676

Аннотация: В статье рассматривается опыт воспитательных гражданско-патриотических мероприятий, проводимых Читинским институтом БГУ с участием студентов высшего и среднего профессионального образования. Объектом исследования является планомерный процесс патриотического воспитания студентов. Предметом исследования послужили структурные компоненты и формы патриотического воспитания. Цель работы – раскрыть содержательную сторону когнитивного, аксиологического, коммуникативного и деятельностного компонентов патриотического воспитания студентов в отдельно взятом вузе, проанализировать комплексные формы работы по патриотическому воспитанию студентов в Забайкальском крае. Методология исследования включает в себя системно-деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный, рефлексивно-деятельностный подходы, а также педагогические и психологические концепции деятельности личности. Областью применения результатов исследования является раздел педагогики о воспитании. Новизна работы заключается в систематизации форм патриотического воспитания студентов в образовательном учреждении высшей школы. Характеризуя основные формы работы вуза, авторы акцентируют внимание не на сезонных или праздничных мероприятиях, а на тех формах работы, которые имеют систематический комплексный характер. Отмечают, что специфика вуза определила активное и планомерное сотрудничество с правоохранительными органами Забайкальского края по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию студентов.
Грицай Л.А., Грицай Л.А. - Идеальные представления и повседневная реальность детско-родительских взаимоотношений в культуре Древней Руси

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9226

Аннотация: В статье рассматриваются ценностные основы семейных взаимоотношений в отечественной философско-педагогической мысли XII–XVI вв. На основе анализа памятников древнерусской письменности определяются идеальные представления и реалии повседневной жизни отцовского и материнского воспитания, а также поведения детей в семье. Особое внимание авто обращает на следующие древнерусские учительные произведения: «Поучение князя Владимира Мономаха», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона», «Притчи епископа Кирилла Туровского», «Чтение о Борисе и Глебе», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Житие преподобного Антония Печерского» «Житие муромской святой Ульянии Лазаревской», «Изборник 1076 года», «Домострой». На материале данных сборников определяются ведущие положения теории родительского воспитания, характерные для исследуемого исторического периода. Предлагается преимущественный анализ всех теорий и по-ложений, на основе которых делается вывод о философско-педагогических идеалах понимания сущности воспитания детей в древнерусской семье.
Л.А. Грицай - Идеальные представления и повседневная реальность детско- родительских взаимоотношений в культуре Древней Руси c. 142-150

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63182

Аннотация: В статье рассматриваются ценностные основы семейных взаимоотношений в отечественной философско-педагогической мысли XII–XVI вв. На основе анализа памятников древнерусской письменности определяются идеальные представления и реалии повседневной жизни отцовского и материнского воспитания, а также поведения детей в семье. Особое внимание авто обращает на следующие древнерусские учительные произведения: «Поучение князя Владимира Мономаха», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона», «Притчи епископа Кирилла Туровского», «Чтение о Борисе и Глебе», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Житие преподобного Антония Печерского» «Житие муромской святой Ульянии Лазаревской», «Изборник 1076 года», «Домострой». На материале данных сборников определяются ведущие положения теории родительского воспитания, характерные для исследуемого исторического периода. Предлагается преимущественный анализ всех теорий и положений, на основе которых делается вывод о философско-педагогических идеалах понимания сущности воспитания детей в древнерусской семье.
Сахаров В.А., Сахарова Л.Г. - Воспитание культуры межнационального общения у будущих врачей в социокультурной среде вуза c. 193-201

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.2.33236

Аннотация: Предметом исследования выступают проблемы воспитания культуры межнационального общения у будущих врачей в условиях социокультурной среды медицинского вуза Российской Федерации. Особое внимание уделяется организации воспитания культуры межнационального общения у обучающихся в процессе формирования общекультурных компетенций в рамках учебной и внеучебной деятельности. Основным препятствием на пути реализации высшими учебными заведениями социального заказа по воспитанию культуры межрелигиозного общения у студентов вузов является отсутствие целостных концепций решения этой сложной педагогической проблемы, разработанных с учетом современных требований и социально-культурных условий. В связи с этим необходим теоретический анализ сложившейся педагогической практики в вузах Российской Федерации, разработка научно-обоснованных подходов к конструктивному обобщению знаний о воспитании культуры межрелигиозного общения и разработка концепции воспитания культуры межрелигиозного общения у студентов высших учебных заведений Российской Федерации и модели ее реализации. В исследовании использован комплекс научных методов исследования: теоретических (анализ научной педагогической литературы по изучаемой проблеме, анализ, обобщение) и эмпирических (беседа, дискуссия). Актуальность проблемы воспитания культуры межнационального общения у студентов медицинских вузов на современном этапе развития высшего медицинского образования обусловлена требованиями законодательства к воспитанию молодежи в Российской Федерации и Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Новизна исследования заключается в актуализации вопроса о необходимости воспитания культуры межнационального общения у студентов в условиях деятельности современных вузов в Российской Федерации, которая заслуживает особого внимания.
Забавникова Т.Ю., Максимова О.В., Губанова Т.В. - Воспитание как неотъемлемая часть работы со студентами-иностранцами

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.18914

Аннотация: В настоящее время все большую актуальность приобретает важнейшая составляющая часть образовательного процесса – воспитание. Работая с иностранными гражданами на довузовском этапе, авторы делают попытку исследовать научные основы воспитательного процесса и применить результаты своей деятельности на практике. Проблема эстетического воспитания иностранных слушателей состоит в формировании у воспитуемых системы эстетических взглядов, отношений и качеств, необходимых для восприятия эстетических ценностей общества, путем воздействия на эстетические качества студентов. Научные исследования, посвященные эстетическому воспитанию студентов-иностранцев малочисленны и фрагментарны. В статье рассматривается опыт воспитательной работы со студентами-иностранцами на Факультете международного образования Тамбовского государственного технического университета; характеризуются и описываются методы эстетического и духовно-нравственного воспитания иностранных учащихся на учебных занятиях (по русскому языку как иностранному, истории, обществознанию). В своей работе авторы использовали различные методы воспитания иностранных слушателей, в том числе методы формирования тех или иных качеств сознания; методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций; методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения. Практическое воплощение некоторых способов воспитательной работы связано с такими видами работ, как лексическая работа, работа с текстом (прозаическим и стихотворным), знакомство с музыкальными произведениями, живописью и искусством разных стран, просмотр и анализ видео фильмов и др. Таким образом, практическая значимость исследования авторов заключается в том, что на его основе разработан, прошёл экспериментальную апробацию и внедрён комплекс мероприятий воспитывающего характера, направленный на формирование эстетических качеств иностранных слушателей факультета международного образования Тамбовского государственного технического университета в педагогическую подсистему дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан. В результате чего было оказано значительное воздействие на формирование эстетических и духовно-нравственных качеств иностранных студентов, эстетического отношения к действительности, формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах.
Забавникова Т.Ю., Максимова О.В., Губанова Т.В. - Воспитание как неотъемлемая часть работы со студентами-иностранцами c. 202-209

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68004

Аннотация: В настоящее время все большую актуальность приобретает важнейшая составляющая часть образовательного процесса – воспитание. Работая с иностранными гражданами на довузовском этапе, авторы делают попытку исследовать научные основы воспитательного процесса и применить результаты своей деятельности на практике. Проблема эстетического воспитания иностранных слушателей состоит в формировании у воспитуемых системы эстетических взглядов, отношений и качеств, необходимых для восприятия эстетических ценностей общества, путем воздействия на эстетические качества студентов. Научные исследования, посвященные эстетическому воспитанию студентов-иностранцев малочисленны и фрагментарны. В статье рассматривается опыт воспитательной работы со студентами-иностранцами на Факультете международного образования Тамбовского государственного технического университета; характеризуются и описываются методы эстетического и духовно-нравственного воспитания иностранных учащихся на учебных занятиях (по русскому языку как иностранному, истории, обществознанию). В своей работе авторы использовали различные методы воспитания иностранных слушателей, в том числе методы формирования тех или иных качеств сознания; методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций; методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения. Практическое воплощение некоторых способов воспитательной работы связано с такими видами работ, как лексическая работа, работа с текстом (прозаическим и стихотворным), знакомство с музыкальными произведениями, живописью и искусством разных стран, просмотр и анализ видео фильмов и др. Таким образом, практическая значимость исследования авторов заключается в том, что на его основе разработан, прошёл экспериментальную апробацию и внедрён комплекс мероприятий воспитывающего характера, направленный на формирование эстетических качеств иностранных слушателей факультета международного образования Тамбовского государственного технического университета в педагогическую подсистему дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан. В результате чего было оказано значительное воздействие на формирование эстетических и духовно-нравственных качеств иностранных студентов, эстетического отношения к действительности, формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах.
Красавин В.А. - Формирование патриотического сознания школьников на документах и материалах Великой Отечественной войны

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.3.10497

Аннотация: Статья привлекает внимание к актуальным проблемам патриотического воспитания на основании документов и материалов о Великой Отечественной войне. Подчеркивается, что героизм народа на фронте и в тылу является главной причиной Великой Победы. Работа по обнародованию новых документов и материалов о Великой Отечественной войне будет способствовать развитию патриотических чувств подрастающего поколения. Как свидетельствуют проводимые опросы, тема войны вызывает возрастающий интерес общества. По моему мнению, уроки Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны целесообразно изучать в процессе обучения на уроках истории. Как вырастить патриота? Как отобрать школьному учителю документы которые бы сформировали у ученика чувство гордости за свою страну? Что бы ответить на эти вопросы прежде всего нужно руководствоваться историческим методом. Особенность и новизна этого труда состоит в том, что на его страницах рассматривается такой важный аспект, как место и роль истории войны в патриотическом воспитании школьников. Известно, что проблемы истории Великой Отечественной войны находятся в центре внимания многочисленных дискуссий в средствах массовой информации, а также в научных и учебных учреждениях, в ходе которых высказываются диаметрально противоположные оценки событий, роли государственных и военных деятелей и др. При этом в ходе дискуссии можно встретить утверждение о том, что социалистическая и фашистская идеология равноценны. В статье обстоятельно рассматривается этот вопрос, справедливо обращается на него внимание молодежи.
Красавин В.А. - Формирование патриотического сознания школьников на документах и материалах Великой Отечественной войны c. 247-252

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.3.63736

Аннотация: Статья привлекает внимание к актуальным проблемам патриотического воспитания на основании документов и материалов о Великой Отечественной войне. Подчеркивается, что героизм народа на фронте и в тылу является главной причиной Великой Победы. Работа по обнародованию новых документов и материалов о Великой Отечественной войне будет способствовать развитию патриотических чувств подрастающего поколения. Как свидетельствуют проводимые опросы, тема войны вызывает возрастающий интерес общества. По моему мнению, уроки Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны целесообразно изучать в процессе обучения на уроках истории. Как вырастить патриота? Как отобрать школьному учителю документы которые бы сформировали у ученика чувство гордости за свою страну? Что бы ответить на эти вопросы прежде всего нужно руководствоваться историческим методом. Особенность и новизна этого труда состоит в том, что на его страницах рассматривается такой важный аспект, как место и роль истории войны в патриотическом воспитании школьников. Известно, что проблемы истории Великой Отечественной войны находятся в центре внимания многочисленных дискуссий в средствах массовой информации, а также в научных и учебных учреждениях, в ходе которых высказываются диаметрально противоположные оценки событий, роли государственных и военных деятелей и др. При этом в ходе дискуссии можно встретить утверждение о том, что социалистическая и фашистская идеология равноценны. В статье обстоятельно рассматривается этот вопрос, справедливо обращается на него внимание молодежи.
Коротких О.В. - Исторические и социально-культурные факторы становления нравственных ценностей в русской народной педагогике

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.19391

Аннотация: В статье рассматривается становление нравственных ценностей в истории русской культуры и их место в народной педагогике. Автор анализирует влияние особенностей истории народов России, опыта их взаимодействия и сотрудничества, традиций общинной жизни, а также христианской проповеди милосердия и смирения, устного народного творчества и других элементов фольклора на процесс становления народной педагогики. В статье обосновывается положение о необходимости возрождения традиций народной педагогики для продолжения жизни русской культуры. В статье используются методы исторической и историко-культурной реконструкции, анализа и синтеза, структурный и герменевтический методы. Научная новизна статьи обусловлена использованием исторических и историко-культурных источников, которые обычно остаются вне поля зрения исследователей в области педагогики, а также реконструкцией связей, которые существовали в отечественном образовании между педагогикой и другими сферами гуманитарного знания, а также народной культурой.
Коротких О.В. - Исторические и социально-культурные факторы становления нравственных ценностей в русской народной педагогике c. 296-306

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68217

Аннотация: В статье рассматривается становление нравственных ценностей в истории русской культуры и их место в народной педагогике. Автор анализирует влияние особенностей истории народов России, опыта их взаимодействия и сотрудничества, традиций общинной жизни, а также христианской проповеди милосердия и смирения, устного народного творчества и других элементов фольклора на процесс становления народной педагогики. В статье обосновывается положение о необходимости возрождения традиций народной педагогики для продолжения жизни русской культуры. В статье используются методы исторической и историко-культурной реконструкции, анализа и синтеза, структурный и герменевтический методы. Научная новизна статьи обусловлена использованием исторических и историко-культурных источников, которые обычно остаются вне поля зрения исследователей в области педагогики, а также реконструкцией связей, которые существовали в отечественном образовании между педагогикой и другими сферами гуманитарного знания, а также народной культурой.
Скороходова Т.Г. - Дети и диалог: философия и практика школьного образования Рабиндраната Тагора

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17337

Аннотация: Педагогический эксперимент индийского поэта и общественного деятеля Рабиндраната Тагора в школе Шантиникетона описан как успешная попытка воплощения на практике основных положений его философии школьного образования, выработанной поэтому на основе критики наличной школы колониальной Индии и идеи понимания ребёнка. Ключевыми положениями философии образования Р. Тагора стали признание свободы детей, обучение в диалоге двух равноправных субъектов – учителя и ученика и нацеленность образования на развитие творческой личности, активно действующей в обществе. Философия школьного образования реконструирована на основе феноменологического подхода и герменевтического анализа выступлений Р. Тагора, рассказывавшего о своём педагогическом опыте. В статье выявлены основные аспекты педагогического опыта школы Шантиникетона: философский, заключённый в гуманистическом содержании модели образования, теоретический, выраженный в обосновании диалогической модели субъект-субъектного обучения и воспитания, и практический, сочетающий в образовании национальные традиции с универсальным содержанием сообразно потребностям развития общества.
Скороходова Т.Г. - Дети и диалог: философия и практика школьного образования Рабиндраната Тагора c. 394-404

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67422

Аннотация: Педагогический эксперимент индийского поэта и общественного деятеля Рабиндраната Тагора в школе Шантиникетона описан как успешная попытка воплощения на практике основных положений его философии школьного образования, выработанной поэтому на основе критики наличной школы колониальной Индии и идеи понимания ребёнка. Ключевыми положениями философии образования Р. Тагора стали признание свободы детей, обучение в диалоге двух равноправных субъектов – учителя и ученика и нацеленность образования на развитие творческой личности, активно действующей в обществе. Философия школьного образования реконструирована на основе феноменологического подхода и герменевтического анализа выступлений Р. Тагора, рассказывавшего о своём педагогическом опыте. В статье выявлены основные аспекты педагогического опыта школы Шантиникетона: философский, заключённый в гуманистическом содержании модели образования, теоретический, выраженный в обосновании диалогической модели субъект-субъектного обучения и воспитания, и практический, сочетающий в образовании национальные традиции с универсальным содержанием сообразно потребностям развития общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.