Статья 'Исторические и социально-культурные факторы становления нравственных ценностей в русской народной педагогике' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Исторические и социально-культурные факторы становления нравственных ценностей в русской народной педагогике

Коротких Ольга Валерьевна

кандидат педагогических наук

доцент, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

399770, Россия, Липецкая область, г. Елец, ул. Комсомольская, 58

Korotkikh Olga

PhD in Pedagogy

associate professor of the Department of Elementary and Preschool Education at Lipetsk State Pedagogical P.Semenov-Tyan-Shansky University

399770, Russia, Lipetsk Region, Elets, str. Komsomol'skaya, 58, ap. 4

shortb@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2016.3.19391

Дата направления статьи в редакцию:

05-06-2016


Дата публикации:

24-10-2016


Аннотация: В статье рассматривается становление нравственных ценностей в истории русской культуры и их место в народной педагогике. Автор анализирует влияние особенностей истории народов России, опыта их взаимодействия и сотрудничества, традиций общинной жизни, а также христианской проповеди милосердия и смирения, устного народного творчества и других элементов фольклора на процесс становления народной педагогики. В статье обосновывается положение о необходимости возрождения традиций народной педагогики для продолжения жизни русской культуры. В статье используются методы исторической и историко-культурной реконструкции, анализа и синтеза, структурный и герменевтический методы. Научная новизна статьи обусловлена использованием исторических и историко-культурных источников, которые обычно остаются вне поля зрения исследователей в области педагогики, а также реконструкцией связей, которые существовали в отечественном образовании между педагогикой и другими сферами гуманитарного знания, а также народной культурой.


Ключевые слова:

народная педагогика, история России, крестьянская община, русская культура, народная культура, фольклор, христианство, нравственные ценности, милосердие, миролюбие

Abstract: The article is devoted to the process of developing moral values in the history of Russian culture and the role of moral values in folk pedagogics. The author of the article analyzes the influence of historical peculiarities of Russia's nations, their experience in interaction and cooperation, traditions of social life as well as Christian propagation of mercy and serenity, oral folk creations and other elements of folklore on the process of developing folk pedagogics. The article proves the statement about the need to revive traditions of folk pedagogics in order to continue the existence of Russian culture. In this research the author uses the methods of historical and historical-cultural reconstruction, analysis and synthesis, structural and hermeneutical methods. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author uses historical and historical-cultural references that are usually left unnoticed  by pedagogical researchers as well as reconstructs the relationship that has always been there between pedagogics and other spheres of humanities including folk culture.


Keywords:

folk pedagogy, Russian history, peasant community, Russian culture, folk culture, folklore, Christianity, moral values, charity, peaceableness

Библиография
1. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. - Волгоград: Перемена, 2000. 461 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: «Академия», 1999. 168 с.
3. Григорьев В.М. Народная педагогика игры: Вопросы методологии и теории. - М.: ОДИ-Intern, 1996. 70 с.
4. Князева О.Л., Махнёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. 304 с.
5. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). - М.: Издательский дом «ФОРУМ», 2002. 584 с.
6. Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. - М.: Наука, 1997. 828 с. (Народы и культуры).
7. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. - М.: Экопрос, 1992. 336 с.
8. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. - М.: Экопрос, 1993. 450 с.
9. Соловьев С.М. История России с древнейших времён. Кн. 1, т. 1-2 // Сочинения: В 18 кн. - М.: Мысль, 1988. 798 с.
10. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1 // Сочинения: В 9 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1987. 430 с.
11. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 1999. 200 с.
12. Козлова О.Н. Национальные модели воспитания и гуманизм: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: МГОПИ, 1993. 155 с.
13. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. - М.: Православное изд-во «Энциклопедия русской цивилизации», 2000. 1040 с.
14. Нестеров Ф.Ф. Связь времен. - М.: Молодая гвардия, 1987. 237 с.
15. Солоневич И.Л. Народная монархия. - М.: «Феникс», 1991. 511 с.
16. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. - М.: Советская Россия, 1984. 64 с.
17. Лихачёв Д.С. Прошлое – будущему. - Л.: Наука, 1985. 575 с.
18. Соловьев С.М. Об истории Древней России. - М. Просвещение, 1993. 544 с.
19. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х томах. Т. 2. - М.: Современный писатель, 1995. 400 с.
20. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Республика, 1990. 276 с.
21. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. - М.: Мысль, 1989. 529 с.
22. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. 326 с. (Серия "Филология и культура").
23. Майоров Г.Г. Этика в средние века. - М.: Мысль, 1986. 46 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика"; №8).
24. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. 104 с.
25. Шутова В.А. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста. Дисс. … канд. пед. наук. - Смоленск, 1999. 156 с.
26. Ильин И.А. За национальную Россию // Слово. 1991. IV. С. 55-65.
27. Максимов Л.В. Что такое мораль: проблема определения // Философия и культура. 2012. № 10. C. 115-126.
28. Галлямова Л.И. Юбилей Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук // Исторический журнал: научные исследования. 2011. № 4. C. 27-31.
29. Громов М.Н. К проблеме генезиса и типологии отечественной культуры // Философия и культура. 2011. № 9. C. 181-187.
30. Шулепова Э.А. Отечественная культура в очень сложный и плодотворный период // Культура и искусство. 2012. № 4. C. 55-56.
31. Стрижов А.Ю. Баланс ценностей во время социальной революции // Философия и культура. - 2015. - 9. - C. 1339 - 1345. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.9.13842.
References
1. Belozertsev E.P. Obraz i smysl russkoi shkoly: Ocherki prikladnoi filosofii obrazovaniya. - Volgograd: Peremena, 2000. 461 s.
2. Volkov G.N. Etnopedagogika. - M.: «Akademiya», 1999. 168 s.
3. Grigor'ev V.M. Narodnaya pedagogika igry: Voprosy metodologii i teorii. - M.: ODI-Intern, 1996. 70 s.
4. Knyazeva O.L., Makhneva M.D. Priobshchenie detei k istokam russkoi natsional'noi kul'tury. - SPb.: DETSTVO-PRESS, 1998. 304 s.
5. Latyshina D.I. Istoriya pedagogiki (Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoi mysli). - M.: Izdatel'skii dom «FORUM», 2002. 584 s.
6. Russkie / Otv. red. V.A. Aleksandrov, I.V. Vlasova, N.S. Polishchuk. - M.: Nauka, 1997. 828 s. (Narody i kul'tury).
7. Gumilev L.N. Ot Rusi do Rossii: ocherki etnicheskoi istorii. - M.: Ekopros, 1992. 336 s.
8. Gumilev L.N. Ritmy Evrazii: epokhi i tsivilizatsii. - M.: Ekopros, 1993. 450 s.
9. Solov'ev S.M. Istoriya Rossii s drevneishikh vremen. Kn. 1, t. 1-2 // Sochineniya: V 18 kn. - M.: Mysl', 1988. 798 s.
10. Klyuchevskii V.O. Kurs russkoi istorii. Ch. 1 // Sochineniya: V 9 t. T. 1. - M.: Mysl', 1987. 430 s.
11. Shadrikov V.D. Proiskhozhdenie chelovechnosti. - M.: Logos, 1999. 200 s.
12. Kozlova O.N. Natsional'nye modeli vospitaniya i gumanizm: Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh institutov. - M.: MGOPI, 1993. 155 s.
13. Svyataya Rus'. Entsiklopedicheskii slovar' russkoi tsivilizatsii. - M.: Pravoslavnoe izd-vo «Entsiklopediya russkoi tsivilizatsii», 2000. 1040 s.
14. Nesterov F.F. Svyaz' vremen. - M.: Molodaya gvardiya, 1987. 237 s.
15. Solonevich I.L. Narodnaya monarkhiya. - M.: «Feniks», 1991. 511 s.
16. Likhachev D.S. Zametki o russkom. - M.: Sovetskaya Rossiya, 1984. 64 s.
17. Likhachev D.S. Proshloe – budushchemu. - L.: Nauka, 1985. 575 s.
18. Solov'ev S.M. Ob istorii Drevnei Rossii. - M. Prosveshchenie, 1993. 544 s.
19. Afanas'ev A.N. Poeticheskie vozzreniya slavyan na prirodu: V 3-kh tomakh. T. 2. - M.: Sovremennyi pisatel', 1995. 400 s.
20. Berdyaev N.A. Istoki i smysl russkogo kommunizma. - M.: Respublika, 1990. 276 s.
21. Kavelin K.D. Nash umstvennyi stroi. - M.: Mysl', 1989. 529 s.
22. Kolesov V.V. Drevnyaya Rus': nasledie v slove. Mir cheloveka. - SPb.: Filologicheskii fakul'tet Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2000. 326 s. (Seriya "Filologiya i kul'tura").
23. Maiorov G.G. Etika v srednie veka. - M.: Mysl', 1986. 46 s. (Novoe v zhizni, nauke, tekhnike. Ser. "Etika"; №8).
24. Prostrannyi khristianskii katekhizis pravoslavnoi kafolicheskoi vostochnoi tserkvi / Sost. Mitr. Filaret (Drozdov). - Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra, 2000. 104 s.
25. Shutova V.A. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya miloserdiya u detei mladshego shkol'nogo vozrasta. Diss. … kand. ped. nauk. - Smolensk, 1999. 156 s.
26. Il'in I.A. Za natsional'nuyu Rossiyu // Slovo. 1991. IV. S. 55-65.
27. Maksimov L.V. Chto takoe moral': problema opredeleniya // Filosofiya i kul'tura. 2012. № 10. C. 115-126.
28. Gallyamova L.I. Yubilei Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dal'nego Vostoka Dal'nevostochnogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya. 2011. № 4. C. 27-31.
29. Gromov M.N. K probleme genezisa i tipologii otechestvennoi kul'tury // Filosofiya i kul'tura. 2011. № 9. C. 181-187.
30. Shulepova E.A. Otechestvennaya kul'tura v ochen' slozhnyi i plodotvornyi period // Kul'tura i iskusstvo. 2012. № 4. C. 55-56.
31. Strizhov A.Yu. Balans tsennostei vo vremya sotsial'noi revolyutsii // Filosofiya i kul'tura. - 2015. - 9. - C. 1339 - 1345. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.9.13842.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.