|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Грицай Л.А.
Гуманистическая модель семейного воспитания в педагогическом наследии Н.Н. Каринцева, И.О. Фесенко и П.П. Блонского
// Педагогика и просвещение.
2012. № 2.
DOI: 10.7256/2454-0676.2012.2.5844 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=5844
Гуманистическая модель семейного воспитания в педагогическом наследии Н.Н. Каринцева, И.О. Фесенко и П.П. Блонского
Грицай Людмила Александровна
кандидат педагогических наук
доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Рязанский филиал Московского государственного института культуры
390044, Россия, Рязанская область, г. Рязань, ул. Крупской, 5
Gritsai Lyudmila Aleksandrovna
PhD in Pedagogy
Associate Professor of the Department of Socio-Humanitarian Disciplines, Ryazan Branch of Moscow State Institute (University) of Culture
390044, Russia, Ryazanskaya oblast', g. Ryazan', ul. Krupskoi, 5
|
usan82@gmail.com
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2012.2.5844
Дата направления статьи в редакцию:
18-05-2012
Дата публикации:
1-6-2012
Аннотация:
В статье рассматриваются основные приоритеты семейного воспитания в трудах педагогов конца XIX – начала XX вв. Н.Н. Каринцева, И.О. Фесенко и П.П. Блонского. Предлагается преимущественный анализ педагогических взглядов ученых, на основе которых определяется содержание гуманистической модели воспитания детей в семье (иерархический, эмотивный, когнитивный, аксиологический и деятельностный компоненты).
Определяются ключевые приоритеты данной модели, которые соотносятся с сутью гуманистического подхода в педагогике семейного воспитания указанного исторического периода.
Такими ключевыми приоритетами, по нашему мнению, является период раннего детства как наиважнейший этап воспитательных воздействий родителей; обоснование союза родителей и детей как основополагающего принципа организации семейного воспитания; необходимость гармонии распределения власти и ответственности между родителями и детьми, заключающееся в повиновении ребенка родителям и сохранении со стороны родителей целостности его воли; важность для родителей следования авторитетному стилю семейного воспитания; использование в качестве основных трех средств воспитания: привычки, повиновения и сохранения воли ребенка; необходимость создания эмоционально-комфортной атмосферы семьи; нравственное воспитание как основа становления личности ребенка; необходимость для родителей твердых научных знаний о природе ребенка и особенностях его физического и душевного развития; гуманизм как основной принцип семейного воспитания; необходимость родительской ответственности за воспитание детей.
Делается вывод о востребованности в современной практике семейного воспитания наследия русской педагогической мысли, касающегося такого важного вопроса как необходимость гуманистического семейного воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова:
Педагогика, семья, родительство, воспитание, гуманизм, модель, ---, ---, ---, ---
Библиография
1. Блонский П.П. Семейное дошкольное воспитание. // Семейное воспи-тание: хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. – М.: Академия, 2001. – С. 300–304.
2. Каринцев Н.Н. Семейное воспитание, его цели и средства // Семейное воспитание: хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. – М.: Академия, 2001. – С. 254–272.
3. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / сост. П.А. Лебе-дев. – М. : Педагогика, 1987. – С. 436–451.
4. Стили семейного воспитания Д. Баумринд. – Режим доступа: http://psyhelp.rodim.ru/posle-rodi/rod-stil.html
5. Фесенко И.О. Город и деревня в деле первоначального воспитания де-тей // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. – Вып. 3. – СПб., 1898.
6. Фесенко И.О. Награды и наказания в семейном воспитании // Семей-ное воспитание: хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. – М.: Академия, 2001. – С. 297–299.
7. Фесенко И.О. Награды и наказания в семейном воспитании // Энцик-лопедия семейного воспитания и обучения. – Вып. 5. – СПб., 1898.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|