по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 29-10-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - «Есть люди, в убийстве находящие приятность»

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.20664

Аннотация: Статья посвящена проблеме агрессивности людей. В философской и психологической литературе постоянно обсуждается вопрос о том, можно ли считать человека убийцей по определению. Как свидетельствуют современные исследования, тяга к смерти не заложена в человеке генетически. Для прояснения вопроса нужно обращаться к социальным и культурным фактором. Первоначально человек считал себя подобным зверю. Такое убеждение всё ещё присуще «охотничьим народам», народам с их архаическими обычаями. Но действительно ли культура настолько облагородила человека, что он утратил в себе «зверские» качества. Ответ на этот вопрос содержится во многих исследованиях. Проблема заключается в том, можно ли полагать, что в каждом человеке потенциально сидит убийца или это относится только к отдельным особям человеческого сообщества. В статье использованы открытия нейронаук, генетики и социобиологии. Особое внимание уделено культурологическим и этнографическим исследованиям. В статье дана теоретическая критика социобиологических исследований, в которых объясняется генетическая предрасположенность человека к убийству. Опираясь на современные работы по генетике, автор доказывает, что никакой генетической предрасположенности к убийству у людей нет. Многие парадоксы в человеческом поведении становятся очевидными при изучении социокультурных факторов жизни людей. По мнению автора, теория «человек-убийца» не только ненаучна, но и вредна, поскольку ведёт к таким социальным и политическим последствиям, как расизм, проповедью неравенства. Люди – не обезьяны и не отмеченные клеймом первородного греха ангелы. Их агрессивное поведение даже в его самой насильственной форме, считает автор, сигнализирует о потребности в любви.
Гуревич П.С. - «Есть люди, в убийстве находящие приятность» c. 255-259

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68213

Аннотация: Статья посвящена проблеме агрессивности людей. В философской и психологической литературе постоянно обсуждается вопрос о том, можно ли считать человека убийцей по определению. Как свидетельствуют современные исследования, тяга к смерти не заложена в человеке генетически. Для прояснения вопроса нужно обращаться к социальным и культурным фактором. Первоначально человек считал себя подобным зверю. Такое убеждение всё ещё присуще «охотничьим народам», народам с их архаическими обычаями. Но действительно ли культура настолько облагородила человека, что он утратил в себе «зверские» качества. Ответ на этот вопрос содержится во многих исследованиях. Проблема заключается в том, можно ли полагать, что в каждом человеке потенциально сидит убийца или это относится только к отдельным особям человеческого сообщества. В статье использованы открытия нейронаук, генетики и социобиологии. Особое внимание уделено культурологическим и этнографическим исследованиям. В статье дана теоретическая критика социобиологических исследований, в которых объясняется генетическая предрасположенность человека к убийству. Опираясь на современные работы по генетике, автор доказывает, что никакой генетической предрасположенности к убийству у людей нет. Многие парадоксы в человеческом поведении становятся очевидными при изучении социокультурных факторов жизни людей. По мнению автора, теория «человек-убийца» не только ненаучна, но и вредна, поскольку ведёт к таким социальным и политическим последствиям, как расизм, проповедью неравенства. Люди – не обезьяны и не отмеченные клеймом первородного греха ангелы. Их агрессивное поведение даже в его самой насильственной форме, считает автор, сигнализирует о потребности в любви.
Актуальный вопрос
Мамедова Л.В., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Гудков Ю.Э. - Роль педагога-медиатора в инклюзивной среде общеобразовательной школы c. 249-254

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68073

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является медиаторная служба в аспекте развития системы инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Создание инклюзивной среды способствовало появлению ряда конфликтогенов, которые отражаются на всех участниках образовательного процесса: детях, родителях и педагогах. Педагог-медиатор. как специалист по разрешению конфликтов, может способствовать снятию напряжения как в детском коллективе, где возникают спорные ситуации из-за наличия в коллективе ребенка с ОВЗ, так и среди педагогического коллектива. В статьи рассмотрена методология работы педагога-медиатора с основными участниками образовательного процесса. Особое внимание уделяется принципам работы с детьми с ОВЗ Основным выводом проведенного анализа является сформированная базовая методологическая основа для работы педагога-медиатора в инклюзивной среде. Авторами отмечено, что развитие инклюзивной системы ведет к возникновению ряд конфликтов, полноценное разрешение которых возможно только профессиональными педагогами-медиаторами. при этом в статье подчеркнута специфика работы медиаторной службы в аспекте взаимодействия с ребенком с ОВЗ
Педагогика
Карпов А.О. - Становление теории образования для общества знаний и его реальности

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.18643

Аннотация: Общество знаний является одной из доминирующих парадигм современного социально-экономического развития, начало формирований которой приходится на вторую половину XX века. Этот процесс нашел свое особое выражение в культуре, социальной структуре, экономических инструментах и в образовании. Целью статьи является определение содержания теоретических представлений об образовании в обществе знаний в контексте зарождения его социальной реальности. Методология исследования выстроена в русле культурно-исторической эпистемологии; она базируется на анализе социально-экономического отношения к знанию и познанию, в том числе учебному, использует компаративный анализ источников и сопоставление теоретических пропозиций с реальностью. Показано, что генезис концепции образования в обществе знаний имеет своим на-чалом период 1950-х - 1960-х годов и обусловлен возникновением новых качеств индустриального работника, которые наследует работник знаний. В этот период П. Друкером формулируется идея опережающего обучения (1957) и принцип непрерывного образования для подготовки работника знаний (1968). Выявлена их связь с концепцией распределенного образования П. Друкера, которая, по его мнению, должна быть реализована после того, как непрерывное образование станет нормой. Установлено, что ключевыми институтами развития общества знаний являются университет и школа, построенные на принципах исследовательского обучения и связанные научно-познавательной преемственностью. Определено понятие динамической компетентности и показана связь идеи творческого обучения с теорией общества знаний и его реальностью. Дан анализ фундаментальных противоречий, сопровождающих развитие образования в обществе знаний.
Карпов А.О. - Становление теории образования для общества знаний и его реальности c. 260-273

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68214

Аннотация: Общество знаний является одной из доминирующих парадигм современного социально-экономического развития, начало формирований которой приходится на вторую половину XX века. Этот процесс нашел свое особое выражение в культуре, социальной структуре, экономических инструментах и в образовании. Целью статьи является определение содержания теоретических представлений об образовании в обществе знаний в контексте зарождения его социальной реальности. Методология исследования выстроена в русле культурно-исторической эпистемологии; она базируется на анализе социально-экономического отношения к знанию и познанию, в том числе учебному, использует компаративный анализ источников и сопоставление теоретических пропозиций с реальностью. Показано, что генезис концепции образования в обществе знаний имеет своим на-чалом период 1950-х - 1960-х годов и обусловлен возникновением новых качеств индустриального работника, которые наследует работник знаний. В этот период П. Друкером формулируется идея опережающего обучения (1957) и принцип непрерывного образования для подготовки работника знаний (1968). Выявлена их связь с концепцией распределенного образования П. Друкера, которая, по его мнению, должна быть реализована после того, как непрерывное образование станет нормой. Установлено, что ключевыми институтами развития общества знаний являются университет и школа, построенные на принципах исследовательского обучения и связанные научно-познавательной преемственностью. Определено понятие динамической компетентности и показана связь идеи творческого обучения с теорией общества знаний и его реальностью. Дан анализ фундаментальных противоречий, сопровождающих развитие образования в обществе знаний.
Современные стратегии и модели образования
Береговая О.А., Михалин А.В. - Актуальные проблемы работы с одаренными детьми в Юго-Восточной Азии (на примере Южной Кореи)

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.19498

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является система работы с одаренными детьми одной из стран Юго-Восточной Азии - Южной Кореи. Авторы раскрывают специфику региона и социально-педагогический опыт работы с одаренными детьми, как в целом по региону, так и в отдельной стране, в частности. Показана система работы с одаренными детьми на государственном и частном уровнях образования. Проводятся параллели в данной области с российским опытом работы с одаренными детьми. В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ работы специализированных школ для одаренных детей в Южной Корее. Основными результатами проведенного исследования являются выводы о позитивных и негативных сторонах системы работы с одаренными детьми в Южной Корее. Также авторы приходят к выводу, что несмотря на то, что учебные заведения для одаренных детей в Корее появились сравнительно недавно, в системе образования достигнуты большие результаты.
Береговая О.А., Михалин А.В. - Актуальные проблемы работы с одаренными детьми в Юго-Восточной Азии (на примере Южной Кореи) c. 274-280

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68215

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является система работы с одаренными детьми одной из стран Юго-Восточной Азии - Южной Кореи. Авторы раскрывают специфику региона и социально-педагогический опыт работы с одаренными детьми, как в целом по региону, так и в отдельной стране, в частности. Показана система работы с одаренными детьми на государственном и частном уровнях образования. Проводятся параллели в данной области с российским опытом работы с одаренными детьми. В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ работы специализированных школ для одаренных детей в Южной Корее. Основными результатами проведенного исследования являются выводы о позитивных и негативных сторонах системы работы с одаренными детьми в Южной Корее. Также авторы приходят к выводу, что несмотря на то, что учебные заведения для одаренных детей в Корее появились сравнительно недавно, в системе образования достигнуты большие результаты.
Педагогическая психология
Хащенко Т.Г. - Формирование предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе: особенности психологического сопровождения

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.20141

Аннотация: Предметом исследования выступают особенности психологического сопровождения формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе. В связи с чем анализируются структурно-содержательные составляющие предпринимательской направленности личности как системного личностного образования, выступающего внутренней мотивационной основой предпринимательской активности, проявляющейся не только в выборе предпринимательского варианта профессиональной карьеры, но и в последствиях этой активности для окружающего мира (социальных, нравственно-правовых, экологических и т.д.). Особое внимание уделяется психологическим механизмам формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе, которые должны находить отражение в содержании психологической поддержки этого процесса. Методологическое основание исследования образуют междисциплинарный (А.Л. Журавлев, Т.Д. Марцинковская), системный (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков), психосоциальный (А.К. Абульханова, М.И. Воловикова), экопсихологический (В.И. Панов), системный личностно-развивающий (Л.М. Митина) и контекстный (А.А. Вербицкий) подходы. В процессе исследования использовались как теоретические, так и эмпирические методы (включая формирующий эксперимент), методы статистической обработки и анализа результатов (Манна-Уитни U-критерий, Sign-тест). Новизна опубликованных данных состоит в описании разработанной и эмпирически верифицированной автором теоретической модели предпринимательской направленности личности как системного личностного образования, объяснении связи этого понятия с понятиями «направленность личности» и «профессиональная направленность», в подходе к предпринимательской направленности личности как результату сложного взаимоопосредования процессов её экономического и профессионального самоопределения, каждый из которых нуждается в специфических средствах психологической поддержки. Особым вкладом является описание психологических механизмов формирования предпринимательской направленности личности, которые были реализованы в авторской психологической технологии, эффективность которой получила подтверждение в формирующем эксперименте. В статье приводятся разработанный автором валидизированный диагностический инструментарий и описываются результаты экспериментальной апробации авторской психотехнологии формирования предпринимательской направленности личности в рамках психологического сопровождения.
Хащенко Т.Г. - Формирование предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе: особенности психологического сопровождения c. 281-295

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68216

Аннотация: Предметом исследования выступают особенности психологического сопровождения формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе. В связи с чем анализируются структурно-содержательные составляющие предпринимательской направленности личности как системного личностного образования, выступающего внутренней мотивационной основой предпринимательской активности, проявляющейся не только в выборе предпринимательского варианта профессиональной карьеры, но и в последствиях этой активности для окружающего мира (социальных, нравственно-правовых, экологических и т.д.). Особое внимание уделяется психологическим механизмам формирования предпринимательской направленности личности в процессе профессионализации в вузе, которые должны находить отражение в содержании психологической поддержки этого процесса. Методологическое основание исследования образуют междисциплинарный (А.Л. Журавлев, Т.Д. Марцинковская), системный (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков), психосоциальный (А.К. Абульханова, М.И. Воловикова), экопсихологический (В.И. Панов), системный личностно-развивающий (Л.М. Митина) и контекстный (А.А. Вербицкий) подходы. В процессе исследования использовались как теоретические, так и эмпирические методы (включая формирующий эксперимент), методы статистической обработки и анализа результатов (Манна-Уитни U-критерий, Sign-тест). Новизна опубликованных данных состоит в описании разработанной и эмпирически верифицированной автором теоретической модели предпринимательской направленности личности как системного личностного образования, объяснении связи этого понятия с понятиями «направленность личности» и «профессиональная направленность», в подходе к предпринимательской направленности личности как результату сложного взаимоопосредования процессов её экономического и профессионального самоопределения, каждый из которых нуждается в специфических средствах психологической поддержки. Особым вкладом является описание психологических механизмов формирования предпринимательской направленности личности, которые были реализованы в авторской психологической технологии, эффективность которой получила подтверждение в формирующем эксперименте. В статье приводятся разработанный автором валидизированный диагностический инструментарий и описываются результаты экспериментальной апробации авторской психотехнологии формирования предпринимательской направленности личности в рамках психологического сопровождения.
Воспитание и его формы
Коротких О.В. - Исторические и социально-культурные факторы становления нравственных ценностей в русской народной педагогике

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.19391

Аннотация: В статье рассматривается становление нравственных ценностей в истории русской культуры и их место в народной педагогике. Автор анализирует влияние особенностей истории народов России, опыта их взаимодействия и сотрудничества, традиций общинной жизни, а также христианской проповеди милосердия и смирения, устного народного творчества и других элементов фольклора на процесс становления народной педагогики. В статье обосновывается положение о необходимости возрождения традиций народной педагогики для продолжения жизни русской культуры. В статье используются методы исторической и историко-культурной реконструкции, анализа и синтеза, структурный и герменевтический методы. Научная новизна статьи обусловлена использованием исторических и историко-культурных источников, которые обычно остаются вне поля зрения исследователей в области педагогики, а также реконструкцией связей, которые существовали в отечественном образовании между педагогикой и другими сферами гуманитарного знания, а также народной культурой.
Коротких О.В. - Исторические и социально-культурные факторы становления нравственных ценностей в русской народной педагогике c. 296-306

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68217

Аннотация: В статье рассматривается становление нравственных ценностей в истории русской культуры и их место в народной педагогике. Автор анализирует влияние особенностей истории народов России, опыта их взаимодействия и сотрудничества, традиций общинной жизни, а также христианской проповеди милосердия и смирения, устного народного творчества и других элементов фольклора на процесс становления народной педагогики. В статье обосновывается положение о необходимости возрождения традиций народной педагогики для продолжения жизни русской культуры. В статье используются методы исторической и историко-культурной реконструкции, анализа и синтеза, структурный и герменевтический методы. Научная новизна статьи обусловлена использованием исторических и историко-культурных источников, которые обычно остаются вне поля зрения исследователей в области педагогики, а также реконструкцией связей, которые существовали в отечественном образовании между педагогикой и другими сферами гуманитарного знания, а также народной культурой.
Мораль и нравственность
Ростовцева М.В., Помазан В.А., Машанов А.А. - Аксиологические проблемы социокультурной адаптации мигрантов

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.20153

Аннотация: Предметом исследования является проблема социокультурной и интеграции адаптации мигрантов. Отмечается. что существует множество факторов, затрудняющих успешную адаптацию мигрантов и их утверждение в новой культурной среде, однако, одним из основных является трудность в усвоении иинтериоризации новых ценностей, норм и требований другой адаптивной зоны. Аксиологическая проблематика социокультурной адаптации мигрантов актуализируется как проблема формирования ценностных ориентаций, которые определяют вектор направленности общественной активности индивида и связаны с представлениями о «должном» в различных сферах общественной жизни. Методологию исследования составили анализ и обобщение научных источников по проблеме исследования, статистический анализ данных, методы сравнения и сопоставления Дано определение социокультурной адаптации как отношения человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий. предложены. Произведен анализ имеющихся аксиологических концепций, рассмотрена структура и этапы формирования ценностных ориентаций мигрантов. Показано, что социокультурная деятельность порождает ценностные отношения, в основе которых лежат различия в распределении и доступности духовно-ценностных благ, в уровне их потребления, в характере и содержании самой культурной деятельности, степени активности субъекта в социокультурном взаимодействии. Дано определение толерантности.
Ростовцева М.В., Помазан В.А., Машанов А.А. - Аксиологические проблемы социокультурной адаптации мигрантов c. 307-312

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68218

Аннотация: Предметом исследования является проблема социокультурной и интеграции адаптации мигрантов. Отмечается. что существует множество факторов, затрудняющих успешную адаптацию мигрантов и их утверждение в новой культурной среде, однако, одним из основных является трудность в усвоении иинтериоризации новых ценностей, норм и требований другой адаптивной зоны. Аксиологическая проблематика социокультурной адаптации мигрантов актуализируется как проблема формирования ценностных ориентаций, которые определяют вектор направленности общественной активности индивида и связаны с представлениями о «должном» в различных сферах общественной жизни. Методологию исследования составили анализ и обобщение научных источников по проблеме исследования, статистический анализ данных, методы сравнения и сопоставления Дано определение социокультурной адаптации как отношения человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий. предложены. Произведен анализ имеющихся аксиологических концепций, рассмотрена структура и этапы формирования ценностных ориентаций мигрантов. Показано, что социокультурная деятельность порождает ценностные отношения, в основе которых лежат различия в распределении и доступности духовно-ценностных благ, в уровне их потребления, в характере и содержании самой культурной деятельности, степени активности субъекта в социокультурном взаимодействии. Дано определение толерантности.
Новые методики и технологии
Титова А.Ю. - Летний танцевальный лагерь как предпосылка развития танцевальных способностей детей и подростков

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.20125

Аннотация: В данной статье рассматриваются преимущества летних занятий в профориентированном летнем детском танцевальном лагере для детей и подростков, с целью повышения уровня исполнительского мастерства танцора.Так как летние танцевальные лагеря являются частью социально - культурной среды, где дети реализуют свои возможности и потребности, нам было важно проследить степень развития творческих способностей детей за счет возможности проведения каждодневных занятий и участии в тематических вечерах на базе танцевального лагеря. Автором проводится последовательный анализ положительного влияния летнего танцевального лагеря на гармоничное развитие танцевальных способностей детей. Дается краткое описание предпосылок для принятия решения о важности занятий летом. Рассматриваются основные варианты достижения наилучших результатов, цели и задачи для успешного и гармоничного развития личности ребенка. Определяется рост танцевального коллектива за счет посещения детского танцевального лагеря. А также выделяются основные области организации летнего профелированного лагеря, где танец обладает многосторонним потенциалом развития индивидуальных способностей и интересов ребенка. Особым вкладом автора в данном исследовании является привлечение внимания руководителей детских танцевальных коллективов к проблеме повышения уровня исполнительского мастерства юных танцоров. Раскрытие темы детского танцевального лагеря как одной из массовых форм проведения досуга, которая ведет к улучшению танцевальных способностей детей и подростков.
Титова А.Ю. - Летний танцевальный лагерь как предпосылка развития танцевальных способностей детей и подростков c. 313-316

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68219

Аннотация: В данной статье рассматриваются преимущества летних занятий в профориентированном летнем детском танцевальном лагере для детей и подростков, с целью повышения уровня исполнительского мастерства танцора.Так как летние танцевальные лагеря являются частью социально - культурной среды, где дети реализуют свои возможности и потребности, нам было важно проследить степень развития творческих способностей детей за счет возможности проведения каждодневных занятий и участии в тематических вечерах на базе танцевального лагеря. Автором проводится последовательный анализ положительного влияния летнего танцевального лагеря на гармоничное развитие танцевальных способностей детей. Дается краткое описание предпосылок для принятия решения о важности занятий летом. Рассматриваются основные варианты достижения наилучших результатов, цели и задачи для успешного и гармоничного развития личности ребенка. Определяется рост танцевального коллектива за счет посещения детского танцевального лагеря. А также выделяются основные области организации летнего профелированного лагеря, где танец обладает многосторонним потенциалом развития индивидуальных способностей и интересов ребенка. Особым вкладом автора в данном исследовании является привлечение внимания руководителей детских танцевальных коллективов к проблеме повышения уровня исполнительского мастерства юных танцоров. Раскрытие темы детского танцевального лагеря как одной из массовых форм проведения досуга, которая ведет к улучшению танцевальных способностей детей и подростков.
Эффективность обучения
Овчарова Т.Н. - Триада эффективного образования: фундаментальность, компетентность, личностное развитие

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.19768

Аннотация: Предметом исследования выступает проблема эффективности образования, которая при комплексном к ней подходе предполагает анализ разных аспектов и факторов, обусловливающих эту эффективность. Замена знаниевой парадигмы отечественного образования на компетентностную сопровождается недооценкой фундаментального образования, что потребовало детального обоснования его эффективности. Компетентностная составляющая модели эффективного образования рассмотрена с учетом рационального содержания советской системы политехнического образования, в том числе его тесной связи с трудовым воспитанием, что актуально в условиях падения ценности труда у современной молодежи. Исследованы два взаимосвязанных подхода к формированию профессиональных компетенций – личностный и поведенческий. В статье особое внимание уделяется личностно-ориентированному компоненту в триаде эффективного образования, который не позволяет превратиться профессионалу в «одномерного человека». Автор опирается на диалектическую методологию и дополняющие ее общенаучные методы теоретического исследования: анализ, сравнение, обобщение, исторический, системный и комплексный подходы, критический анализ литературы. Новизна результатов исследования связана с обоснованием системной эффективности компонентов триады образования, которая может рассматриваться как методологическая основа для оценки качества образования и достижений обучающихся. Делается вывод о том, что характеристика образования, его эффективность и качество в полной мере не раскрываются рыночным подходом к образованию, в котором присутствует тенденция «оказания услуг». Для России традиционно образование – это система, которая не только образовывает, но и воспитывает человека, что позволяет говорить об образовании как просвещении. Поэтому показатели эффективности вуза должны быть связаны не только с качеством знаний, но и с воспитанием, стержнем которого является нравственность.
Овчарова Т.Н. - Триада эффективного образования: фундаментальность, компетентность, личностное развитие c. 317-326

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68220

Аннотация: Предметом исследования выступает проблема эффективности образования, которая при комплексном к ней подходе предполагает анализ разных аспектов и факторов, обусловливающих эту эффективность. Замена знаниевой парадигмы отечественного образования на компетентностную сопровождается недооценкой фундаментального образования, что потребовало детального обоснования его эффективности. Компетентностная составляющая модели эффективного образования рассмотрена с учетом рационального содержания советской системы политехнического образования, в том числе его тесной связи с трудовым воспитанием, что актуально в условиях падения ценности труда у современной молодежи. Исследованы два взаимосвязанных подхода к формированию профессиональных компетенций – личностный и поведенческий. В статье особое внимание уделяется личностно-ориентированному компоненту в триаде эффективного образования, который не позволяет превратиться профессионалу в «одномерного человека». Автор опирается на диалектическую методологию и дополняющие ее общенаучные методы теоретического исследования: анализ, сравнение, обобщение, исторический, системный и комплексный подходы, критический анализ литературы. Новизна результатов исследования связана с обоснованием системной эффективности компонентов триады образования, которая может рассматриваться как методологическая основа для оценки качества образования и достижений обучающихся. Делается вывод о том, что характеристика образования, его эффективность и качество в полной мере не раскрываются рыночным подходом к образованию, в котором присутствует тенденция «оказания услуг». Для России традиционно образование – это система, которая не только образовывает, но и воспитывает человека, что позволяет говорить об образовании как просвещении. Поэтому показатели эффективности вуза должны быть связаны не только с качеством знаний, но и с воспитанием, стержнем которого является нравственность.
Знание и понимание
Ковалева Н.Б. - Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов c. 238-248

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.67995

Аннотация: В статье раскрыты теоретические основания, перечислены концептуально-теоретические принципы авторского рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций личностного развития. Анализируются некоторые объективные факторы, определяющие трансформацию путей взросления и личностного становления в медиакультуре. Опираясь на наследие Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина автор рассматривает возможности личностного развития в контексте освоения знаково-образной, символической основы языка в творческом пространстве группового обсуждения культурных образцов. В центре рассмотрения вопросы развития творческого самосознания, субъектной позиционности и рефлексивно-герменевтической компетентности учащихся. Содержательная рамка описания средств и возможностей развития формируется с учетом анализа факторов, определяющих трансформацию пути взросления и личностного становления в медиакультуре Показана роль способности понимания метафорического языка медиатекстов как необходимого базиса для становления субъектной позиционности. Принципы и возможные эффекты применения медиагерменевтики как базовой технологии рефлексивно-позиционного подхода иллюстрируются на примере обсуждения оскароносного мультфильма А. Петрова «Старик и море». Осуществленный на основе рефлексивных действий и проспективных творческих форм рефлексии проектный сценарий обсуждения, позволяет обеспечить условия для творческого осмысления основных идей исследуемого произведения в контексте собственной жизни и задач развития в соотнесении с объективным культурным значением авторской идеи.
Индивидуальный подход в образовании
Магутина А.А. - Применение альтернативных средств общения при обучении коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.18844

Аннотация: Автор рассматривает один из важнейших вопросов специальной педагогики: обучение коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время растет число детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. Работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. Предметом исследования является процесс формирования речи у детей с нарушениями развития с использованием альтернативных средств коммуникации.В статье представлен краткий обзор альтернативных средств коммуникации, используемых в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Также, автор, на примере конкретного случая, раскрывает аспекты практической работы по обучению коммуникации ребенка, имеющего тяжелые нарушения речи. Автор опирается на положения и исследования как отечественных ученых: Выготского Л.С., Леонтьева А.А., Леонтьева А.Н., Зайцевой Г.Л, Баряевой Л.Б., так и зарубежных авторов: Я. Ван Дайк, Гленн Доман, Маргарет Уокер и др. Научная новизна исследования отражена в попытке совмещения в практической работе с неговорящим ребенком различных средств альтернативной коммуникации. Такой подход дает положительные результаты в обучении детей с ОВЗ речи, так как учитываются не только возможности конкретного ребенка, но и удобство использования того или иного средства альтернативного общения с окружающими людьми. К основным выводам данной статьи можно отнести следующие: при обучении детей с ОВЗ, коммуникация которых затруднена или невозможна по тем или иным причинам, необходимо использовать альтернативные средства коммуникации; АСК помогают таким детям ориентироваться во времени, в сменяющих друг друга различных видах деятельности и выступают в качестве доступных средств общения; необходимо предоставлять ребенку выбор АСК, учитывая его особенности развития; совмещение нескольких средств альтернативной коммуникации помогает ребенку развивать речь на разных уровнях языковой системы.
Магутина А.А. - Применение альтернативных средств общения при обучении коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья c. 327-337

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68221

Аннотация: Автор рассматривает один из важнейших вопросов специальной педагогики: обучение коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время растет число детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. Работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. Предметом исследования является процесс формирования речи у детей с нарушениями развития с использованием альтернативных средств коммуникации.В статье представлен краткий обзор альтернативных средств коммуникации, используемых в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Также, автор, на примере конкретного случая, раскрывает аспекты практической работы по обучению коммуникации ребенка, имеющего тяжелые нарушения речи. Автор опирается на положения и исследования как отечественных ученых: Выготского Л.С., Леонтьева А.А., Леонтьева А.Н., Зайцевой Г.Л, Баряевой Л.Б., так и зарубежных авторов: Я. Ван Дайк, Гленн Доман, Маргарет Уокер и др. Научная новизна исследования отражена в попытке совмещения в практической работе с неговорящим ребенком различных средств альтернативной коммуникации. Такой подход дает положительные результаты в обучении детей с ОВЗ речи, так как учитываются не только возможности конкретного ребенка, но и удобство использования того или иного средства альтернативного общения с окружающими людьми. К основным выводам данной статьи можно отнести следующие: при обучении детей с ОВЗ, коммуникация которых затруднена или невозможна по тем или иным причинам, необходимо использовать альтернативные средства коммуникации; АСК помогают таким детям ориентироваться во времени, в сменяющих друг друга различных видах деятельности и выступают в качестве доступных средств общения; необходимо предоставлять ребенку выбор АСК, учитывая его особенности развития; совмещение нескольких средств альтернативной коммуникации помогает ребенку развивать речь на разных уровнях языковой системы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.