Статья 'Применение альтернативных средств общения при обучении коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Применение альтернативных средств общения при обучении коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья

Магутина Анна Алексеевна

магистр по направлению специальное (дефектологическое) образование, логопед

117593, Россия, г. Москва, ул. Рокотова, 4, корп. 4

Magutina Anna Alekseevna

Master degree student in defectology, speech therapist

117593, Russia, Moscow, str. Rokotova, 4 bld. 4

nusia-90@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2016.3.18844

Дата направления статьи в редакцию:

17-04-2016


Дата публикации:

24-10-2016


Аннотация: Автор рассматривает один из важнейших вопросов специальной педагогики: обучение коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время растет число детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. Работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. Предметом исследования является процесс формирования речи у детей с нарушениями развития с использованием альтернативных средств коммуникации.В статье представлен краткий обзор альтернативных средств коммуникации, используемых в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Также, автор, на примере конкретного случая, раскрывает аспекты практической работы по обучению коммуникации ребенка, имеющего тяжелые нарушения речи. Автор опирается на положения и исследования как отечественных ученых: Выготского Л.С., Леонтьева А.А., Леонтьева А.Н., Зайцевой Г.Л, Баряевой Л.Б., так и зарубежных авторов: Я. Ван Дайк, Гленн Доман, Маргарет Уокер и др. Научная новизна исследования отражена в попытке совмещения в практической работе с неговорящим ребенком различных средств альтернативной коммуникации. Такой подход дает положительные результаты в обучении детей с ОВЗ речи, так как учитываются не только возможности конкретного ребенка, но и удобство использования того или иного средства альтернативного общения с окружающими людьми. К основным выводам данной статьи можно отнести следующие: при обучении детей с ОВЗ, коммуникация которых затруднена или невозможна по тем или иным причинам, необходимо использовать альтернативные средства коммуникации; АСК помогают таким детям ориентироваться во времени, в сменяющих друг друга различных видах деятельности и выступают в качестве доступных средств общения; необходимо предоставлять ребенку выбор АСК, учитывая его особенности развития; совмещение нескольких средств альтернативной коммуникации помогает ребенку развивать речь на разных уровнях языковой системы.


Ключевые слова:

альтернативные средства коммуникации, ограниченные возможности здоровья, развитие речи, обучение, PECS, глобальное чтение, жестовая речь, нарушение развития, коррекционная работа, специальная педагогика

Abstract: The author of the present article views one of the most important issues of special pedagogics, i.e. teaching communication to children with limited health abilities. The rationale of the present article is caused by the fact that today there is a growing number of children with such development disorders when they either have no speech or have serious speech impediments. It is difficult to work with such children because both children and adults working with them cannot really understand each other. Therefore, the subject of the present research is the process of developing speech skills using alternative means of communication. In her research Magutina provides a brief review of alternative means of communication that are used in the course of correctional activities with children suffering from limited health abilities. Based on the analysis of a particular case, the author also reveals aspects of practical activity aimed at teaching speech skills to children with serious speech impediments. The author bases her research on the provisions and researches of such Russian scientists as L. S. Vygotsky, A. A. Leontiev, G. L. Zaytsev, L. B. Baryaeva, and such foreign authors as J. Van Dyke, Glenn Doman, Margaret Yalker, etc. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author attempts to combine various means of alternative communication in the process of practical work with children who suffer from serious speech impediments. The author's approach allows both to achieve positive results because it takes into account individual abilities of each child and to use this or that mean of alternative communication with others. The main conclusions of the present research are as follows: when teaching children with serious speech impediments whose communication is either difficult or impossible for certain reasons, it is necessary to use alternative means of commnication; alternative means of commnication allows such children to adjust to the time and changing activities and acts as an additional means of communication; it is necessary to allow a child to choose a certain alternative means of communication taking into account his developmental peculiarities; and combination of several means of alternative communication unables a child to develop his speech abilities at different levels of the language system.


Keywords:

special pedagogics, correctional work, developmental disorders, gestures, global reading, PECS, teaching, speech development, limited health abilities, alternative means of communication

Библиография
1. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. М.: Владос, 2000. 192 с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
3. Магутина А.А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015). Уфа: Лето, 2015. 112 с.
4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. 480 с.
5. Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра. М.: Теревинф, 2014. 432 с.
6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. М.: Теревинф, 2013. 107 с.
7. Магутина А.А. Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. 277 с.
8. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. М.: Владос, 1996. 240 с.
9. Гленн Доман. Как научить ребенка читать. Ласковая революция. М.: АСТ, 2004. 256 с.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.
11. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // В сб.: Хрестоматия по возрастной психологии: уч. пособ. для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
12. Пташник Е. Несимволическая и символическая коммуникация слепоглухих детей. Сергиев Посад, 2005. 79 с.
13. Блаха Ребекка Календари. Пособие по формированию средств общения (пер. с англ.). Сергиев Посад: ФГУ СПДДС – Росздрава, 2007.
14. Ван Дайк Я. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. 1992. № 4. С. 36-44.
15. Дюкен Франсуаза, Лопатина Л.В. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 56.
16. Заречнова Е.А. Средства общения, доступные детям с нарушениями зрения и слуха и их роль в формировании умения общаться // Дефектология. 2010. № 2. С. 40-46.
17. Заречнова Е.А., Топоркова Е.Н. Календари. Приемы работы с разными видами календарей для детей с нарушениями развития, включая слепоглухоту // Дефектология. 2011. № 6. С. 40-47.
18. Исабель Амарал, Денис Лолли. Коммуникативный подход к обучению слепых детей с множественными нарушениями // Дефектология. 2011. № 3. С. 71-79.
19. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. М.: Парадигма, 2012. 128 с.
20. Патрик Сансон. Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми. М.: Теревинф, 2013. 208 с.
21. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. М.: Теревинф, 2013. 236 с.
22. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие детей и пути его коррекции: дети с нарушением интеллекта и моторной алалией. М.: Классик стиль, 2003. 166 с.
23. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2014. 128 с.
References
1. Zaitseva G.L. Zhestovaya rech'. Daktilologiya. M.: Vlados, 2000. 192 s.
2. Vygotskii L.S. Osnovy defektologii. SPb.: Lan', 2003. 654 s.
3. Magutina A.A. Al'ternativnye sredstva obshcheniya, ispol'zuemye v korrektsionnoi rabote s negovoryashchimi det'mi // Aktual'nye voprosy sovremennoi pedagogiki: materialy VI mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, mart 2015). Ufa: Leto, 2015. 112 s.
4. Programma obrazovaniya uchashchikhsya s umerennoi i tyazheloi umstvennoi otstalost'yu/Pod red. L.B. Baryaevoi, N.N. Yakovlevoi. SPb.: TsDK prof. L.B. Baryaevoi, 2011. 480 s.
5. Stiven fon Techner, Kharal'd Martinsen «Vvedenie v al'ternativnuyu i dopolnitel'nuyu kommunikatsiyu. Zhesty i graficheskie simvoly dlya lyudei s dvigatel'nymi i intellektual'nymi narusheniyami, a takzhe rasstroistvami autisticheskogo spektra. M.: Terevinf, 2014. 432 s.
6. Nurieva L.G. Razvitie rechi u autichnykh detei. Metodicheskie razrabotki. M.: Terevinf, 2013. 107 s.
7. Magutina A.A. Ispol'zovanie metodiki global'nogo chteniya v korrektsionnoi rabote s det'mi, imeyushchimi kompleksnye narusheniya razvitiya i ne vladeyushchimi ustnoi rech'yu // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VIII mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, fevral' 2016 g.). Krasnodar: Novatsiya, 2016. 277 s.
8. Vlasova T.M., Pfafenrodt A.N. Foneticheskaya ritmika: Posobie dlya uchitelya. M.: Vlados, 1996. 240 s.
9. Glenn Doman. Kak nauchit' rebenka chitat'. Laskovaya revolyutsiya. M.: AST, 2004. 256 s.
10. Leont'ev A.A. Yazyk, rech', rechevaya deyatel'nost'. M.: Prosveshchenie, 1969. 214 s.
11. Leont'ev A.N. Obshchee ponyatie o deyatel'nosti // V sb.: Khrestomatiya po vozrastnoi psikhologii: uch. posob. dlya studentov / Pod red. D.I. Fel'dshteina. M.: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996. 304 s.
12. Ptashnik E. Nesimvolicheskaya i simvolicheskaya kommunikatsiya slepoglukhikh detei. Sergiev Posad, 2005. 79 s.
13. Blakha Rebekka Kalendari. Posobie po formirovaniyu sredstv obshcheniya (per. s angl.). Sergiev Posad: FGU SPDDS – Roszdrava, 2007.
14. Van Daik Ya. Obuchenie i vospitanie slepoglukhikh kak osoboi kategorii anomal'nykh detei // Defektologiya. 1992. № 4. S. 36-44.
15. Dyuken Fransuaza, Lopatina L.V. Al'ternativnye sredstva kommunikatsii s negovoryashchimi det'mi. SPb.: RGPU im. A.I. Gertsena, 2001. S. 56.
16. Zarechnova E.A. Sredstva obshcheniya, dostupnye detyam s narusheniyami zreniya i slukha i ikh rol' v formirovanii umeniya obshchat'sya // Defektologiya. 2010. № 2. S. 40-46.
17. Zarechnova E.A., Toporkova E.N. Kalendari. Priemy raboty s raznymi vidami kalendarei dlya detei s narusheniyami razvitiya, vklyuchaya slepoglukhotu // Defektologiya. 2011. № 6. S. 40-47.
18. Isabel' Amaral, Denis Lolli. Kommunikativnyi podkhod k obucheniyu slepykh detei s mnozhestvennymi narusheniyami // Defektologiya. 2011. № 3. S. 71-79.
19. Lynskaya M.I. Formirovanie rechevoi deyatel'nosti u negovoryashchikh detei s ispol'zovaniem innovatsionnykh tekhnologii. M.: Paradigma, 2012. 128 s.
20. Patrik Sanson. Psikhopedagogika i autizm. Opyt raboty s det'mi i vzroslymi. M.: Terevinf, 2013. 208 s.
21. Sara N'yumen. Igry i zanyatiya s osobym rebenkom. Rukovodstvo dlya roditelei. M.: Terevinf, 2013. 236 s.
22. Sobotovich E.F. Rechevoe nedorazvitie detei i puti ego korrektsii: deti s narusheniem intellekta i motornoi alaliei. M.: Klassik stil', 2003. 166 s.
23. Yanushko E.A. Igry s autichnym rebenkom. Ustanovlenie kontakta, sposoby vzaimodeistviya, razvitie rechi, psikhoterapiya. M.: Terevinf, 2014. 128 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.