PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Музыкальная этнография и фольклор
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Музыкальная этнография и фольклор"
Музыкальная этнография и фольклор
Черкасова З.В. - Научная и образовательная деятельность Общества любителей еврейской народной музыки в Петербурге (1908 –1921) c. 1-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.3.33342

Аннотация: Предметом исследования, отраженного в данной статье, является научная и образовательная деятельность Общества любителей еврейской народной музыки, образованного в Санкт-Петербурге в 1908 году. На примере данного Общества рассматриваются воплощенные на практике идеи народного музыкального образования, ставшие широко популярными в России в начале ХХ века. Особое внимание уделяется исторической роли фольклорного компонента в музыкальном образовании горожан. В этой связи в статье рассматривается деятельность Общества, связанная с этнографическими изысканиями образцов еврейской народной музыки, их обработкой и использованием в музыкально-образовательной и просветительской деятельности. Особым вкладом автора является освещение процесса постановки в Обществе любителей еврейской народной музыки музыкально-образовательного процесса. Упоминается деятельность созданных при Обществе в 1916 году одногодичных Музыкальных курсов, специально готовящих исполнителей произведений еврейской народной музыки и известные имена преподававших там педагогов-музыкантов: И.С. Томарс, И.Ю. Ахрон, М.Е. Букиник. Кроме того, научно-историческую ценность представляют дающиеся в статье сведения об издаваемых Обществом музыкальных сборниках, а также об организуемых им концертах еврейской народной музыки, где как отмечает автор, фигурировали не только музыкальные номера, но и музыкально-просветительские лекции.
Редькова Е.С. - Из истории секции музыкального фольклора Ленинградского отделения Союза композиторов (1960-е–1970-е годы). К 115-летию со дня рождения Феодосия Антоновича Рубцова c. 14-23

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30906

Аннотация: Ленинградский композитор, музыковед, профессор консерватории Феодосий Антонович Рубцов (1904–1986) более 50 лет сотрудничал с Союзом композиторов. Помимо редактирования сочинений, подготовки к публикации партитур и клавиров он возглавлял секцию музыкального фольклора, в рамках которой вел большую работу, направленную на изучение, собирание, творческое использование подлинных образцов народной музыкальной культуры. Особое внимание Ф.А.Рубцов уделял привлечению молодых музыкантов - композиторов и музыковедов, студентов Ленинградской консерватории, к работе с фольклорными источниками как с целью их использования в сочинениях, так и исследования. Изучение документов, хранящихся в Архиве Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга, позволяют раскрыть эту наименее известную сторону деятельности Ф. А. Рубцова. В статье впервые приводятся данные из стенограмм заседаний и отчетов секции музыкального фольклора Союза композиторов, свидетельствующие о том, что на базе секции (и кабинета народной музыки) решались актуальные для этномузыковедения задачи создания общедоступного фонда экспедиционных звукозаписей и библиотеки по музыкальному фольклору, организации экспедиционной работы, взаимодействия ученых-фольклористов различных учебных и научных организаций, подготовки публикаций по музыкальному фольклору и др.
Усманова А.Р. - К проблеме стратификации жанров вокального творчества тюркских этнических групп контактной зоны Нижнего Поволжья: аспекты диалектного, наддиалектного и регионального c. 32-42

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.4.25419

Аннотация: Существующие в настоящее время публикации музыкального фольклора тюркских этнических групп контактной зоны Астраханской области: татар, ногайцев-карагашей, туркмен, казахов крайне малочисленны. На основе экспедиционных материалов, исторических, библиографических источников, производится стратификация музыкального фольклора тюркских групп Нижнего Поволжья путем выявления диалектных, наддиалектных и общерегиональных слоев традиций, а также активно действующего общетюркского регионального слоя музыки устной традиции. При сохранении самоидентификации культуры тюркских этнических групп, рассматриваются музыкально-жанровые взаимопараллели и обмены, ведущие к обогащению культурного наследия этих традиций и выявлению полиэтнического пространства культуры Нижневолжского региона. Живые процессы в устной музыкальной традиции продолжаются и в настоящее время, что доказывает актуальность и перспективность тематики статьи. Рассмотрение этих фольклорных традиций в сравнительном аспекте дает основание для более точных трактовок вопросов современности, связанных с идентификацией и самоидентификацией тюркских этнических групп Астраханского края.
Иванова О.А. - Лирические сюжеты хороводных песен в русских селах волжской дельты Астраханской области c. 34-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.25040

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению одной из разновидностей песенного жанра, бытующих в русских селах Дельты реки Волга Астраханской области — хороводной песне. Исследуется специфика проявления в хороводных песнях лирического сюжета как системы событий и действий, определяющих драматургию хороводного действия. Отмечается, что сюжет в фольклоре отражает коллективное сознание, свершающиеся процессы в жизни. В качестве примеров используются материалы фольклорных экспедиций, собранные автором статьи от информантов в Володарском, Камызякском и Лиманском районах Астраханской области. Предпринята попытка комплексного изучения данного явления, основным методом которого стал анализ экспедиционных материалов и их приведение в единую систему. Данные материалы подвергнуты аналитическому осмыслению впервые, что диктует актуального проведенного исследования и представленной статьи. В качестве вывода определяются основные жанровые признаки хороводной песни в целом в контексте хороводных песен, созданных на лирический сюжет: наличие рефрена, наличие цепного запева, исполнение песен с шаговым или плясовым движением, использование песенных образцов в календарных обрядах.
Иванова О.А. - Бытовой сюжет хороводных песен русских сел волжской дельты c. 36-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.24974

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является жанр хороводной песни, бытующий на территории русских сел волжской дельты Астраханской области. Рассматривается его отдельная содержательная константа — бытовой сюжет, проявляющийся в большинстве записанных в ходе экспедиционной работы музыкально-песенных образцов. Особое внимание уделяется соотношению текста и музыки с обрядовой стороной хоровода как знакового для российского фольклора действа. Бытовой сюжет, как правило, включает в себя рассказ, передающийся пением, о нелегкой судьбе простого народа или отдельного человека. Примерами стали образцы, записанные в Камызякском и Лиманском районах Астраханской области. В статье предпринят комплексный подход к изучению хороводной песни, при котором сам объект исследования изучается с разных методологических сторон; основным же методом, используемым в работе, стал метод анализа музыкально-песенного материала. Актуальность и новизну определяет не рассматриваемый ранее экспедиционный материал, расшифрованный автором статьи самостоятельно и внедренный в репертуар некоторых фольклорных ансамблей. Примечательно, что во всех образцах присутствуют все характерные для хороводной песни как жанра жанровые признаки, среди которых главными являются: наличие рефрена, цепного запева, шаговое движение во время исполнения, функциональная закрепленность каждой песни за определенным обрядом — календарным или свадебным.
Попова И.С. - Программы для сбора фольклора и их роль в исследовании народной музыки c. 36-48

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.2.32489

Аннотация: Статья посвящена изучению программ (инструкций, наставлений, руководств, анкет, вопросников и других подобных им документов) для собирания сведений о народной музыке в контексте становления и развития отечественной этномузыкологии. Внимание автора сосредоточено на изучении источников в широкой временной перспективе, на раннем этапе науки — от первой трети XVIII до рубежа XIX–ХХ вв. Документы рассматриваются как своеобразные методические пособия, где сформулированы цели, задачи и основные принципы фиксации фольклора. Программы для сбора фольклора впервые исследуются в рамках историографического подхода с применением методов сравнительно-исторического и типологического анализа. Научная новизна работы состоит во введении в научный оборот новых документальных источников, в выявлении исторической динамики подходов к собиранию музыкального фольклора в отечественной традиции, в обобщении результатов применения научно-методических рекомендаций в практике полевой работы, в том числе в области этнонотирования.
Каминская Е.А. - Современная фольклорная музыкальная культура Челябинской области: краткий обзор c. 40-46

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.3.25080

Аннотация: В статье рассматриваются основные компоненты музыкальной фольклорной культуры, существующей на территории Челябинской области в современности. Автором достаточно убедительно доказывается актуальное существование этого сложного, противоречивого, полиэлементного явления, наличие и функциональная значимость которого зачастую принижается современными исследователями. В статье кратко описываются различные подходы к понятию «региональная культура» и дается собственное (авторское) ее толкование. Кроме того, представлены определения фольклорной культуры и музыкальной культуры. На основе обобщенного понимания этих явлений в статье обосновывается понятие «современной региональной фольклорной музыкальной культуры». Исходя из этого, характеризуется актуальное существование на территории Челябинской области традиционного музыкального фольклора, его этнических разновидностей, таких, например, как приуроченные и неприуроченные жанры; бытование поздних фольклорных форм, представленных, прежде всего, горнозаводским фольклором (фольклором рабочих), и особенностей музыкального фольклоризма в творчестве самодеятельных и профессиональных композиторов. Тем самым показана многообразная палитра современной фольклорной музыкальной культуры региона.
Молчанова Т.С. - Особые приемы варьирования в верхнелужских свадебных песнях c. 46-57

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.3.33253

Аннотация: Предметом исследования являются особые приемы варьирования напева и текста свадебных обрядовых песен 7- и 9-сложного тонического стиха в локальных традициях Верхнего Полужья и Пооредежья (по опубликованным и архивным записям 1970-80-х годов). Данная территория обладает общностью в плане исторического и культурного развития, что сказалось на формировании родственных музыкально-этнографических традиций. Эта близость традиций ярко проявляется в свадебной обрядности, в родстве свадебных песен, устойчивости текстов и образов, в системе напевов-формул. Однако в круге свадебных обрядовых песен мы обнаружили «нетипичные» по варьированию напевы, в которых происходило их существенное преобразование. Полная нотация звукозаписей и опора в работе на сравнительно-аналитический метод исследования позволили выявить и описать эти особенные приемы варьирования песен.             Новизна исследования заключается в индивидуальном подходе к записям песенного фольклора, когда «нетипичные», выпадающие из общего ряда песни остаются в зоне внимания и рассматриваются в контексте с устойчивыми для традиции музыкальными текстами. Обнаруженные преобразования напева и текста в свадебных песнях позволили сделать вывод об особом и тесном взаимодействии напевов-формул, взаимопроникновении их важнейших элементов и о реализации главной идеи свадебной игры (соединение родов жениха и невесты) на уровне музыкально-обрядового языка, а также поставить вопрос о возможности таких приемов варьирования в других традициях и жанрах.
Shubina O.A. - The origins of wedding folk music in the composer art of the late 20th century
c. 51-56

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31605

Abstract: The study of music in its relation to folklore is of indisputable interest. The present article considers one of the priority directions in musicology - the composer/folklore problem. However, some aspects of this problem haven’t been studied thoroughly enough yet, the more so since the choral pieces of Russian composers, embodying the Russian wedding music, have outlined a new level of composer/folklore relations. The synthesis of various style tendencies with ceremonial wedding songs leads to the new quality of artistic thinking and characterizes a thematically specific folklore direction as an essential field of creativity marked with genre-style and structural diversity, variability of sources and originality of the methods of their performing. This problem, being one of the key problems of Russian musicology, had been studied in detail in the publications of G. Golovinsky, I. Zemtsovsky, L. Christiansen, G. Grigorieva, L. Ivanova, etc., whose fundamental works were used for the study of the specificity of the modern composer art. The performance of Russian wedding folklore in choral works of modern Russian composers is a poorly studied field of musicology which forms the scientific novelty of this work. Thus, the author states that the latitude of style quest along with adherence to traditions is typical for modern composers. These features are connected with the graphic structure - the circle of the wedding subject, moods, and favourite statement forms.  
Vishnevskaya L.A. - The specificity of existence of the Adyghe vocal tradition: the past and the present
c. 57-63

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.31976

Abstract: The research subject is the professional specificity of existence of the Adyghe vocal tradition in the past and the present. Life after life - that’s how the current condition of the Adyghe vocal tradition can be characterized. The published songs of the Adyghe ethnos and subethnoses (the Circassians, the Kabardians, the Shapsughs) are at the present moment not more than a relict, a monument, a musical chronicle of the history of the people and an object of scientific scrutiny. The new conditions of life of the peoples of North Caucasus of the late 20th - the early 21st century begot the secondary folklore practice - reviving and developing the lost tradition on a new level. A vivid example of the rebirth of the tradition of vocal and instrumental performance is the work of the Adyghe folklore ensemble of authentic singing and instrumental music “Dzyu” (the Adyghe Republic, Maikop). The author uses the method of comparative study of folklore (vocal and instrumental) canon of the Adyghes in the past and the present. This method reveals the strong adaptation reserves of the singing tradition of the Adyghes in the current conditions of its existence. The scientific novelty of the study consists in the fact that the practice and the system of education in the traditional Adyghe music-making is studied for the first time using the example of the work of the modern ensemble “Dzyu”. The aspiration for integral revival of the music tradition explains the popularity of this band among different audiences caters to the needs of modern Adyghes for the revival of traditional forms of life and culture.  
Иванова О.А. - К определению понятия «жанр» в этномузыкологии c. 60-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.29037

Аннотация: В статье рассматривается понятие «жанр». На примере ряда песенных образцов демонстрируются принципы классификации фольклорного материала. Указываются факторы, влияющие на приуроченность или неприуроченность материала и зависимость определения элементов, составляющих жанровые признаки в области исследования. Также освещаются исследования ученых в данной области и цитируются основные положения таких исследователей, как И.И. Земцовский, Ю.Н. Тынянов, А.Н. Веселовский, Г.Н. Поспелов, Ю.Г. Круглов, Ф.А. Рубцов, В.Л. Гошовский, Е.В. Гиппиус, В.А. Лапин, Е.А. Дорохова, О.А. Пашина. Отмечается наиболее употребительная трактовка критериев оценивания песенных образцов фольклора, выдвигаемая Е.В. Гиппиусом. Новизна работы заключается в подкреплении теоретического материала в области исследования самого понятия «жанр» музыкальным материалом локальной традиции Астраханской области. Проблематичность вопроса в этой области заключается в том, что на данном этапе развития науки существует множество мнений ученых, опирающихся на данные, характерные для конкретной территории и конкретной традиции. Таким образом, набор изучаемых элементов зачастую оказывается различным и несопоставимым. Тем самым привлечение местного материала дает право исследователям оперировать собственными аргументами, подтверждающими их гипотезы.
Вишневская Л.А. - К проблеме сравнительного изучения северокавказского вокального многоголосия (на материале адыгской и карачаево-балкарской традиций) c. 61-67

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30524

Аннотация: Объектом исследования является северокавказское вокальное многоголосие, которое изучается на базе бурдонного компонента сольно-групповых песнопений разных жанров в музыкальной культуре адыгов, карачаевцев и балкарцев. В контексте фонологии, музыкального и вербального текстов, бурдон предстает надъэтническим музыкальным диалектом, который обусловил появление в северокавказском регионе структурной общности этнических певческих моделей. Одновременно, бурдон предстаёт ярким показателем индивидуально-этнической трактовки единой певческой модели. Так, бурдон как остинато превалирует в традиции адыгов, бурдон как педаль –– в традиции карачаевцев и балкарцев. В статье применен сравнительный (компаративный) метод исследования. Северокавказский бурдон изучается на основе более широкого (в сравнении с энциклопедией) толкования понятия «бурдон» как самой древней формы сопровождения в народном и храмовом певческом многоголосии. Новизна исследования заключается в том, что впервые северокавказское вокальное многоголосие подвергается изучению в контексте музыкальных культур разных народов и религиозных конфессий. Впервые, на базе бурдона, обоснован древний «возраст» северокавказского вокального многоголосия, которое представляет культуру диффузного типа, возникшую в результате исторической корреляции архаических автохтонных, восточноазиатских и европейских её истоков.
Иванова О.А. - Характеристика жанровой структуры хороводных песен дельты Волги c. 65-70

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26728

Аннотация: В статье рассказывается о различных вариантах функционирования песенного фольклора и его отношение в связи с этим, к различным жанровым группам. Так, многие исследователи указывают на необходимость учета всех составляющих конкретного, рассматриваемого примера (в данном случае — песни). В статье рассматриваются подходы к изучению фольклора таких исследователей как В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, Е.В. Гиппиус, З.В. Эвальд, З.Я. Можейко, Г.Я. Сысоева, Ю.Г. Круглов. Основное направление изучения песенного фольклора — комплексный анализ исследуемого материала, поскольку песня содержит в себе не только текст и мелодию, она может включать и другие элементы фольклора, такие как хореография, инструментарий и т.д.. Также обязательным элементом традиции является функциональное применение народного творчества, а именно существование звукового оформления в обряде или вне такового. Такие элементы выступают основополагающими при анализе песенного материала. Ведь рассматривать ритмическую формулу недопустимо без учета исполнительской интерпретации, интонационной и структурной специфики песни, и наоборот.Помимо этого, каждый образец народной музыки должен быть подтвержден многократным исполнением, как в репертуаре ансамбля исследуемой традиции, так и сольного исполнителя. Все это способствует формированию более точных выводов работы, на основании которых возможно выявление типовых формул, характеризующих песенную культуру локальной традиции. На основании рассмотренных подходов изучения песенных образцов народной музыки, в статье предлагается классификация хороводного жанра русских сел дельты Волги в зависимости от способов их реализации.
Полозова И.В., Полозов С.П. - Певческие традиции старообрядцев Саратовского Поволжья: история и современное состояние на примере с. Самодуровка c. 68-80

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30748

Аннотация: Саратовское Поволжье во второй половине XIII–ХХ вв. обладает крупнейшими старообрядческими центрами, среди которых у беспоповцев исключительное значение имеет село Самодуровка (ныне с. Белогорное Вольского района Саратовской области).Материалом исследования стало изучение обширного архивного и рукописного материала, а также полевые исследования авторов статьи, неоднократно проводимых в селе в 2000-х гг.Предметом исследования является история и церковно-певческие традиции старообрядцев Самодуровки.Объектом исследования является церковно-певческая культура старообрядцев Саратовского Поволжья в историческом аспекте. В качестве методологической базы исследования выступает комплексный подход, охватывающий изучение исторических источников, певческих рукописей и печатных книг, имеющих отношение к старообрядцам Самодуровки, результаты полевых исследований. Такое многогранное изучение позволяет рассмотреть традицию как в ее синхроническом состоянии, так и развитие в диахроническом аспекте. Наконец, изучение локальной традиции опирается на широкий контекстный подход. Научная новизна данной статьи заключается в опоре на эксклюзивный полевой материал, собранный авторами в результате экспедиций в село. Особое внимание исследования было связано с изучением рукописного певческого наследия, в научный обиход введено несколько рукописных памятников, в том числе исключительно редкий для старообрядческой культуры "Канцерт на крюковых нотах...". Научная новизна исследования заключается в сборе и систематизации архивных документов, позволяющих выстроить историю развития старообрядчества в Саратовском Поволжье. Исследование показало, что церковно-певческая практика самодуровских старообрядцев сохраняет релевантные признаки достаточно устойчивой старообрядческой культуры и до настоящего времени представляет для саратовских беспоповцев определенный эталон.
Попова И.С. - В. Ф. Одоевский и музыкальное просвещение народа: история вопроса и рецепция идей учёного в русском фольклоре c. 70-84

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35122

Аннотация: Статья посвящена осмыслению взглядов выдающегося писателя, музыканта, учёного, собирателя и исследователя музыкального фольклора и древнерусского певческого искусства князя Владимира Федоровича Одоевского на общедоступное музыкальное образование. Автор рассматривает позиции Одоевского по поводу обучения низших сословий русского общества и женского образования, возможных способов музыкального просвещения народа. В статье исследуются переписка и дневники Одоевского, а также три статьи по вопросам методики начального обучения музыке, особенностям преподавания музыкальной грамоты широким слоям русского общества. Особое внимание уделяется роли «цифровой методики» в становлении русского фольклорного этнонотирования. Научная новизна статьи связана с осмыслением вклада В. Ф. Одоевского в популяризацию системы записи музыки Э. Ж. М. Шеве и обозначением путей ее распространения в России. Впервые установлен приоритет Одоевского в разработке и поддержке государственных и общественных начинаний в области музыкального просвещения народа, показан универсализм подходов русского просветителя к решению образовательных задач, аргументирована рецепция некоторых научных идей учёного в русском фольклорном пространстве. В качестве примеров приведены типологически однородные термины музыкальной теории, использованные Одоевским и фиксирующиеся до настоящего времени в лексике музыкантов фольклорной традиции.
Королькова И.В. - Экспедиционные и научные исследования календарного фольклора Новгородской области: результаты и перспективы c. 75-86

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.33571

Аннотация: В центре внимания исследования находится календарно-обрядовый фольклор Новгородской области как важная часть народно-песенных традиций региона. Музыкально-поэтические формы календаря рассматриваются в типологическом, жанровом и ареальном аспектах. В статье впервые систематизируются сведения о записях календарного фольклора, сделанных на территории Новгородской области разными собирателями в 1960–1990 гг. Наиболее важное место отводится представлению результатов экспедиционной деятельности Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Автор вводит в научный оборот ряд образцов календарного фольклора из архива консерватории (масленичные, подблюдные, пасхальные песни и выкрики). Специфика новгородских календарных традиций связана с особой ролью интонируемых выкриков, выполняющих функцию окликания обрядовых персонажей, а также святочных поминальных песнопений, сочетающих свойства народной и церковной мелодики. Некоторые из фольклорных форм, зафиксированных на Новгородчине, могут быть отнесены к разряду уникальных (северо-восточный масленичный напев, песня «Дударь», пасхальные окликания). С учетом особенностей жанрового состава календаря, типологии напевов, стилевых свойств оказывается возможным выделить на территории Новгородской области три историко-культурные зоны – северо-восточную, юго-западную и центральную. Полученные результаты могут быть использованы в ходе картографирования напевов календарного фольклора Северо-Запада России, а также применены в процессе дальнейшего ареального изучения народно-музыкальных традиций Новгородской области, в совокупности с другими фольклорными жанрами.
Лебедев А.Е., Михайлова А.А. - Художественный потенциал гармони в социально-историческом контексте XX столетия c. 94-102

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.32211

Аннотация: Статья посвящена изучению русской гармоники в контексте социально-исторических событий в Советском Союзе в XX столетии. В центре внимания статьи региональная разновидность гармони – саратовская гармонь, отличающаяся специфическим тембром, диапазоном и распространенная в ареале Среднего и Нижнего Поволжья. Анализируется исторический контекст возникновения инструмента, особенности бытования, художественно-выразительные возможности, направления практического использования. Отдельное внимание уделено социальной роли гармони как инструмента организации досуга, проводника новой государственной идеологии. Материалом для анализа стали исторические данные, сведения из периодической печати, личных бесед, архивов авторов, свидетельства очевидцев, статьи и опубликованные материалы. Раскрывается важная общественно-историческая значимость гармони и её социальная роль в нашей стране в 20–50-е годы ХХ века, когда гармоника была на переднем рубеже массовой музыкальной культуры. Выявлены основные направления реализации художественного потенциала гармони как массового инструмента, получившего широкое распространение в годы Великой Отечественной Войны. Подробно анализируются различные точки зрения относительно бытования инструмента, его происхождения, выразительных и колористических возможностей. Выявлена глубинная связь гармони с бытовавшими в первой половине XX века песенными жанрами, а именно частушкой, а также элементами городского фольклора.
Королькова И.В. - Новгородская музыкально-эпическая традиция – возможности реконструкции c. 102-122

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.35025

Аннотация: В статье впервые ставится проблема реконструкции музыкально-эпических традиций Новгородской области. Объектом исследования выступают напевно-декламационные формы фольклора, типологически связанные с былинной традицией. Предметом изучения становятся их структурные и стилевые особенности. Впервые в одном источнике систематизируются все факты бытования музыкального эпоса, зафиксированные на территории Новгородской области разными собирателями, от слуховых нотаций слуховые нотаций А. К. Лядова (1890 год) до последних свидетельств бытования музыкально-эпической традиции (записи Ленинградской-Санкт-Петербургской консерватории 1980-1990 годов). В качестве сравнительных материалов использованы фольклорные образцы из Вологодской, Архангельской, Тверской областей. Некоторые музыкальные тексты публикуются впервые. Автором выделен жанровый состав музыкально-эпической области новгородского фольклора (скоморошины и небылицы, баллады, духовные стихи и поминальные песнопения), описаны виды композиционного строения основных образцов (одностиховые, тирадные и строфические). Исследованный материал дает основания предполагать, что в новгородских фольклорных традициях в конце XIX и на протяжении XX столетий были распространены способы мелодекламации, типологически родственные двум северорусским стилям - формульному кратко-напевному и рапсодическому. Делается вывод о том, что что бассейн озера Ильмень и прилегающие территории были одним из тех мест, где происходило формирование этих стилей. С одной стороны, обнаружение типологической близости новгородских и севернорусских форм музыкального повествования помогает определить структуру и оценить стилистику единичных фактов новгородского фольклора. С другой стороны, найденные параллели имеют принципиально важное значение для подтверждения новгородских корней северно-русских былинных традиций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"