по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 04, 2014
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 16-09-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2014
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Репинская О.В. - Особенности формирования отдельных этапов антитеррористической стратегии США

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.12789

Аннотация: В статье проводиться анализ антитеррористической стратегии как способа обеспечения политического доминирования США, в контексте обеспечения безопасности России. Описываются особенности и выделяются основные этапы ее формирования: «этап формирования антитеррористической стратегии США»; «активный этап реализации»; «этап одностороннего принятия решений»; «современный период» (или иное название «оборонительно-наступательный»). Указываются отдельные направления противодействия России и ее стран-партнеров агрессивной однополярной политике США, в том числе с использованием потенциала Евразийского союза, с учетом особенностей протекания процессов в Украине. В основу методологии исследования положены общенаучные методы познания и специальные политологические методы: социологический, хронологический метод исследования, психологический, бихевиористский, сравнительный, и т.д. Научная новизна исследования, в частности выражается: - в обосновании использования США антитеррористической стратегии как способа обеспечения собственного политического доминирования; - в установлении связи, существующей между деятельностью отдельных структур США и террористической активностью в ряде регионов; - в обосновании вида и объема, превентивных мер в борьбе с терроризмом на Евразийском пространстве, в контексте противостояния агрессивной однополярной политике США.
Репинская О.В. - Особенности формирования отдельных этапов антитеррористической стратегии США c. 476-481

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65403

Аннотация: В статье проводиться анализ антитеррористической стратегии как способа обеспечения политического доминирования США, в контексте обеспечения безопасности России. Описываются особенности и выделяются основные этапы ее формирования: «этап формирования антитеррористической стратегии США»; «активный этап реализации»; «этап одностороннего принятия решений»; «современный период» (или иное название «оборонительно-наступательный»). Указываются отдельные направления противодействия России и ее стран-партнеров агрессивной однополярной политике США, в том числе с использованием потенциала Евразийского союза, с учетом особенностей протекания процессов в Украине. В основу методологии исследования положены общенаучные методы познания и специальные политологические методы: социологический, хронологический метод исследования, психологический, бихевиористский, сравнительный, и т.д. Научная новизна исследования, в частности выражается: - в обосновании использования США антитеррористической стратегии как способа обеспечения собственного политического доминирования; - в установлении связи, существующей между деятельностью отдельных структур США и террористической активностью в ряде регионов; - в обосновании вида и объема, превентивных мер в борьбе с терроризмом на Евразийском пространстве, в контексте противостояния агрессивной однополярной политике США.
Система и взаимодействия
Поярков С.Ю. - Вклад конституционализма в содержание и динамику политического режима

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.11186

Аннотация: С позиции системного анализа политический режим служит функциональной характеристикой политической системы. Но сам по себе режим существовать не может — требуется содержательное наполнение, формирующее как способы, средства и методы достижения функциональных целей, так и сами функциональные цели политической власти. Конституционализм не только задает параметры этого функционирования, но и позволяет определять механизм политической власти, исходя из степени ее формирования как целостности. Проблема паритетности властных методов в динамике политической системы является ключевой в определении сущности и содержания политического режима. Наиболее важную роль в исследовании сыграл системный анализ. Это методология исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем… Системный анализ сводится к уточнению сложной проблемы, ее структуризации в серию задач, детализации целей. На выбор этого подхода повлияли не только уже установившееся понимание конституционализма как сложного, многоэлементного и динамичного объекта исследования, взаимосвязанного с особенностями функционирования политической системы в целом, но и знакомство с научными исследованиями в области системного анализа. Как демократический, так и авторитарный режимы способны существовать в условиях конституционализма. При этом показателем уровня функционального развития политического режима выступает мера приближения его к идеалу конституционализма – конституционному государству Соответственно, политическая практика становления конституционализма есть свидетельство развития политического режима вне формальных установок конституции государства.
Поярков С.Ю. - Вклад конституционализма в содержание и динамику политического режима c. 482-492

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65404

Аннотация: С позиции системного анализа политический режим служит функциональной характеристикой политической системы. Но сам по себе режим существовать не может — требуется содержательное наполнение, формирующее как способы, средства и методы достижения функциональных целей, так и сами функциональные цели политической власти. Конституционализм не только задает параметры этого функционирования, но и позволяет определять механизм политической власти, исходя из степени ее формирования как целостности. Проблема паритетности властных методов в динамике политической системы является ключевой в определении сущности и содержания политического режима. Наиболее важную роль в исследовании сыграл системный анализ. Это методология исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем… Системный анализ сводится к уточнению сложной проблемы, ее структуризации в серию задач, детализации целей. На выбор этого подхода повлияли не только уже установившееся понимание конституционализма как сложного, многоэлементного и динамичного объекта исследования, взаимосвязанного с особенностями функционирования политической системы в целом, но и знакомство с научными исследованиями в области системного анализа. Как демократический, так и авторитарный режимы способны существовать в условиях конституционализма. При этом показателем уровня функционального развития политического режима выступает мера приближения его к идеалу конституционализма – конституционному государству Соответственно, политическая практика становления конституционализма есть свидетельство развития политического режима вне формальных установок конституции государства.
Технологии и методология в системах безопасности
Боробов В.Н. - Управление персоналом и мотивация в современной организации

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.11937

Аннотация: В условиях рыночной экономики трудовая деятельность представляет собой весьма сложную систему взаимодействия персонала в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. В центре этих сложных взаимоотношений находятся интересы людей, являющихся одновременно производителями и потребителями всех необходимых на рынке товаров и услуг. В научной публикации раскрывается сущность управления персоналом. Рассматриваются основные задачи управления персоналом и проблемы рационального использования производственных ресурсов, в первую очередь человеческих. Раскрывается общая модель управления персоналом в современной организации и процесс мотивации персонала, включающий различные стимулы для работников. Предлагаются мероприятия для обеспечения эффективного управления персоналом современной организации и повышения конкурентоспособности продукции. В настоящее время научное решение этой проблемы отечественной экономики предполагает наличие обоснованного механизма управления всеми производственными ресурсами, в том числе и механизма управления персоналом различных категорий в процессе производства и потребления материальных благ на основе экономного расходования имеющихся ресурсов. Основной задачей непосредственных руководителей работ – ответственных исполнителей (мастеров, цеховых механиков, энергетиков и др.), в прямом подчинении которых находятся рабочие, служащие и младший обслуживающий персонал, является организация безопасного производства работ и контроль выполнения подчиненными правил внутреннего распорядка предприятия и инструкций по ТБ. Только соблюдая совокупность взаимосвязанных мер, можно обеспечить эффективное управление персоналом современной организации, повысить конкурентоспособность продукции, благосостояние своих работников.
Боробов В.Н. - Управление персоналом и мотивация в современной организации c. 493-504

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65405

Аннотация: В условиях рыночной экономики трудовая деятельность представляет собой весьма сложную систему взаимодействия персонала в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. В центре этих сложных взаимоотношений находятся интересы людей, являющихся одновременно производителями и потребителями всех необходимых на рынке товаров и услуг. В научной публикации раскрывается сущность управления персоналом. Рассматриваются основные задачи управления персоналом и проблемы рационального использования производственных ресурсов, в первую очередь человеческих. Раскрывается общая модель управления персоналом в современной организации и процесс мотивации персонала, включающий различные стимулы для работников. Предлагаются мероприятия для обеспечения эффективного управления персоналом современной организации и повышения конкурентоспособности продукции. В настоящее время научное решение этой проблемы отечественной экономики предполагает наличие обоснованного механизма управления всеми производственными ресурсами, в том числе и механизма управления персоналом различных категорий в процессе производства и потребления материальных благ на основе экономного расходования имеющихся ресурсов. Основной задачей непосредственных руководителей работ – ответственных исполнителей (мастеров, цеховых механиков, энергетиков и др.), в прямом подчинении которых находятся рабочие, служащие и младший обслуживающий персонал, является организация безопасного производства работ и контроль выполнения подчиненными правил внутреннего распорядка предприятия и инструкций по ТБ. Только соблюдая совокупность взаимосвязанных мер, можно обеспечить эффективное управление персоналом современной организации, повысить конкурентоспособность продукции, благосостояние своих работников.
Мониторинг и гражданский контроль систем безопасности
Силаева Н.А. - Криминологическая характеристика преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации, в условиях демократизации общества и государства (1991 – 2011 гг.)

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.11495

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступают: а) описание и объяснение закономерностей развития преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации на основе анализа и оценки качественных и количественных показателей, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. б) материалы средств массовой информации, оповещающие о возбуждении уголовных дел и привлечения к уголовной ответственности лиц по преступлениям, посягающим на политическую систему Российской Федерации. в) основные положения законодательных актов, регулирующих предупреждение преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации. В качестве основного метода научного исследования выступил сравнительно-правовой метод рассмотрения преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации, а также общенаучные методы - анализ и синтез. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в российской юридической науке проведена криминологическая характеристика преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации. Основные выводы: Криминологический анализ качественных и количественных показателей преступлений, посягающих на политическую систему РФ, свидетельствует о том, что на рубеже ХХ и ХХI веков заметны тенденции увеличения регистрации таких видов политических преступлений, посягающих на политическую систему РФ, как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, организация экстремистского сообщества и организация деятельности экстремистской организации. Статистические данные свидетельствуют о том, что в Российской Федерации в начале ХХI века количество посягательств на политическую систему не только не уменьшается, по сравнению с концом ХХ века, но и возрастает.
Силаева Н.А. - Криминологическая характеристика преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации, в условиях демократизации общества и государства (1991 – 2011 гг.) c. 505-516

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65406

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступают: а) описание и объяснение закономерностей развития преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации на основе анализа и оценки качественных и количественных показателей, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. б) материалы средств массовой информации, оповещающие о возбуждении уголовных дел и привлечения к уголовной ответственности лиц по преступлениям, посягающим на политическую систему Российской Федерации. в) основные положения законодательных актов, регулирующих предупреждение преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации. В качестве основного метода научного исследования выступил сравнительно-правовой метод рассмотрения преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации, а также общенаучные методы - анализ и синтез. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в российской юридической науке проведена криминологическая характеристика преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации. Основные выводы: Криминологический анализ качественных и количественных показателей преступлений, посягающих на политическую систему РФ, свидетельствует о том, что на рубеже ХХ и ХХI веков заметны тенденции увеличения регистрации таких видов политических преступлений, посягающих на политическую систему РФ, как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, организация экстремистского сообщества и организация деятельности экстремистской организации. Статистические данные свидетельствуют о том, что в Российской Федерации в начале ХХI века количество посягательств на политическую систему не только не уменьшается, по сравнению с концом ХХ века, но и возрастает.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Гунич С.В. - Конституционно-правовые аспекты механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.10672

Аннотация: в статье исследуется конституционно-правовой механизм обеспечения состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Проводится анализ содержания элементов системы обеспечения национальной безопасности: субъекты обеспечения безопасности; объекты и предмет безопасности; методы и направления обеспечения национальной безопасности. Сравнение правового регулирования их взаимодействия осуществляется исходя из необходимости учета в государственной деятельности интересов человека и гражданина, соблюдения приоритета его прав и свобод, повышения и развития гражданской активности личности и их объединений, а также суверенной сплоченности всей нации. Характеристика выделенных элементов раскрывается с позиции соотнесения с конституционно-правовыми принципами построения правового демократического государства и вышей ценности в нем человека, его прав и свобод. Автор приходит к выводу о том, что функционирование механизма обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации должно осуществляться с опорой на конституционные ценности. Его правовое закрепление с необходимостью должно соответствовать особой значимости человека, его прав и свобод, гражданского мира и согласия, целостности страны, а также баланса интересов личности, общества и государства.
Гунич С.В. - Конституционно-правовые аспекты механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации c. 517-524

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65407

Аннотация: в статье исследуется конституционно-правовой механизм обеспечения состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Проводится анализ содержания элементов системы обеспечения национальной безопасности: субъекты обеспечения безопасности; объекты и предмет безопасности; методы и направления обеспечения национальной безопасности. Сравнение правового регулирования их взаимодействия осуществляется исходя из необходимости учета в государственной деятельности интересов человека и гражданина, соблюдения приоритета его прав и свобод, повышения и развития гражданской активности личности и их объединений, а также суверенной сплоченности всей нации. Характеристика выделенных элементов раскрывается с позиции соотнесения с конституционно-правовыми принципами построения правового демократического государства и вышей ценности в нем человека, его прав и свобод. Автор приходит к выводу о том, что функционирование механизма обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации должно осуществляться с опорой на конституционные ценности. Его правовое закрепление с необходимостью должно соответствовать особой значимости человека, его прав и свобод, гражданского мира и согласия, целостности страны, а также баланса интересов личности, общества и государства.
Фарвазова Ю.Р. - Проблемы законодательного закрепления категории «преступления террористического характера» c. 525-530

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65408

Аннотация: На основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации автором выявлен неоднозначный подход к закреплению понятия и перечня преступлений террористического характера. Количество преступлений данной категории колеблется от 8 до 18. При этом в категорию «преступления террористического характера» могут быть включены преступления экстремистской направленности и иные категории преступлений, что представляет возможность «двойного учета» преступных деяний. Указанная позиция законодательной ветви власти негативно отражается на распознавании террористических угроз и эффективной деятельности правоприменителей. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). При квалификации деяния как преступления террористического характера в первую очередь необходимо учитывать наличие террористической цели. Обосновывается необходимость закрепления понятия «преступления террористического характера» и исчерпывающего перечня данных преступлений на законодательном уровне. Реализация данного положения позволяет формировать объективную статистическую отчетность, на основе которой возможна разработка эффективных мер противодействия терроризму на территории РФ.
Саврыга К.П. - Международно-правовое регулирование использования частных военных и охранных компаний ЕС в совместных операциях c. 531-537

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65409

Аннотация: Европейский Союз лишь недавно выработал возможности для участия на мирвоой арене в качестве самостоятельного субъекта обеспечения безопасности. В 1992 годы были приняты Петерсбергские Задания, которые стали основой общей полтики обороны и безопасности(бывшей европейской политики обороны и безопасности), предусматривающей возможность примения военных сил не только в целях проведения гуманитрных операций, но и активных миротворческих, которые могут подразумевать активное участие в боевых действия с армиями иных государств или повстанцескими формированиями. В месте с тем, Европейский союз не обошел один из основных современных трендов в области безопаснотсти и обороны, а именно приватизация и делегирование на контрактной основе ряда функций, которые традиционо считались прирогативой военнослужащих. Одной из характерны черт этого тренда является использование частных военных и охранных компаний. В статье автор исследуеет применимость норм международного права военных конфликтов и прав человека к действиям и формированиям Европейского союза. Проводится анализ ряда актов ЕС в области обороны и безопасности. Автор приходит к выводу о том, Европейский Союз хоть и не является государством или международной организацией в чистом виде, обязан соблюдать общепризнаные нормы междунароного гуманитнрого права. Внутрение акты ЕС устанавливают еще больший стандарт соблюдения международного права. Однако, в тоже время, необходимо отметить, что, несмотря на то, что деятельность частных военных и охранных компаний в миссиях ЕС поддается общему правовому регулированию, внутрениие акты ЕС сконструированы таким способом, чтобы максимально снизить возможную ответственность ЕС за их противоправные действия.
Фарвазова Ю.Р. - Проблемы законодательного закрепления категории «преступления террористического характера»

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.12634

Аннотация: На основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации автором выявлен неоднозначный подход к закреплению понятия и перечня преступлений террористического характера. Количество преступлений данной категории колеблется от 8 до 18. При этом в категорию «преступления террористического характера» могут быть включены преступления экстремистской направленности и иные категории преступлений, что представляет возможность «двойного учета» преступных деяний. Указанная позиция законодательной ветви власти негативно отражается на распознавании террористических угроз и эффективной деятельности правоприменителей. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). При квалификации деяния как преступления террористического характера в первую очередь необходимо учитывать наличие террористической цели. Обосновывается необходимость закрепления понятия «преступления террористического характера» и исчерпывающего перечня данных преступлений на законодательном уровне. Реализация данного положения позволяет формировать объективную статистическую отчетность, на основе которой возможна разработка эффективных мер противодействия терроризму на территории РФ.
Саврыга К.П. - Международно-правовое регулирование использования частных военных и охранных компаний ЕС в совместных операциях

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.11863

Аннотация: Европейский Союз лишь недавно выработал возможности для участия на мирвоой арене в качестве самостоятельного субъекта обеспечения безопасности. В 1992 годы были приняты Петерсбергские Задания, которые стали основой общей полтики обороны и безопасности(бывшей европейской политики обороны и безопасности), предусматривающей возможность примения военных сил не только в целях проведения гуманитрных операций, но и активных миротворческих, которые могут подразумевать активное участие в боевых действия с армиями иных государств или повстанцескими формированиями. В месте с тем, Европейский союз не обошел один из основных современных трендов в области безопаснотсти и обороны, а именно приватизация и делегирование на контрактной основе ряда функций, которые традиционо считались прирогативой военнослужащих. Одной из характерны черт этого тренда является использование частных военных и охранных компаний. В статье автор исследуеет применимость норм международного права военных конфликтов и прав человека к действиям и формированиям Европейского союза. Проводится анализ ряда актов ЕС в области обороны и безопасности. Автор приходит к выводу о том, Европейский Союз хоть и не является государством или международной организацией в чистом виде, обязан соблюдать общепризнаные нормы междунароного гуманитнрого права. Внутрение акты ЕС устанавливают еще больший стандарт соблюдения международного права. Однако, в тоже время, необходимо отметить, что, несмотря на то, что деятельность частных военных и охранных компаний в миссиях ЕС поддается общему правовому регулированию, внутрениие акты ЕС сконструированы таким способом, чтобы максимально снизить возможную ответственность ЕС за их противоправные действия.
Внутренний контур национальной безопасности
Николенко А.А. - К вопросу о проблемах, поиске и истоках формирования в политическом пространстве научной категории «Русская власть»

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.12838

Аннотация: Автор пытается подойти к освещению такой научной категории, как «русская власть». Основное внимание было уделено осмыслению сущности «русской власти» с точки зрения ее исходного концепта и зарождения в общественно-политической мысли России дискурса, касающейся данной проблемы. Данная проблема актуальна на сегодняшний день так, как формирование новейшего политического курса страны происходит в достаточно сложных условиях. Для принятия адекватных мер в политике всегда необходимо учитывать, как современные условия, так и процессы, происходящие в прошлом, а, следовательно, необходимо знать, как формировались те или иные институты власти и как к этой проблеме в разные периоды подходили ученые. Для осмысления того, как формируется та или иная концепция или проблема в политической науке наиболее удобным способом исследования становится сравнительный анализ. Таким образом, научная категория "русская власть" формируется в отечественной политической мысли с начала ХIX века, вплоть до начала советского периода. Новейшая история страны вновь делает эту тему актуальной и в начале 90-х годов, мы видим ряд выдающихся работ отечественных ученых посвященных этой проблеме.
Николенко А.А. - К вопросу о проблемах, поиске и истоках формирования в политическом пространстве научной категории «Русская власть» c. 538-542

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65410

Аннотация: Автор пытается подойти к освещению такой научной категории, как «русская власть». Основное внимание было уделено осмыслению сущности «русской власти» с точки зрения ее исходного концепта и зарождения в общественно-политической мысли России дискурса, касающейся данной проблемы. Данная проблема актуальна на сегодняшний день так, как формирование новейшего политического курса страны происходит в достаточно сложных условиях. Для принятия адекватных мер в политике всегда необходимо учитывать, как современные условия, так и процессы, происходящие в прошлом, а, следовательно, необходимо знать, как формировались те или иные институты власти и как к этой проблеме в разные периоды подходили ученые. Для осмысления того, как формируется та или иная концепция или проблема в политической науке наиболее удобным способом исследования становится сравнительный анализ. Таким образом, научная категория "русская власть" формируется в отечественной политической мысли с начала ХIX века, вплоть до начала советского периода. Новейшая история страны вновь делает эту тему актуальной и в начале 90-х годов, мы видим ряд выдающихся работ отечественных ученых посвященных этой проблеме.
Внешний контур национальной безопасности
Карпович О.Г. - Внешнеполитическое (международное) лоббирование: взгляд из Вашингтона и Брюсселя

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.12663

Аннотация: Статья посвящена анализу международного лоббизма и его роли в управлении политическими процессами в условиях глобализации. Международная лоббистская деятельность является взаимодействием юридических или физических лиц со структурами государственной власти и институтами управления, происходящем на глобальном уровне, для влияния на разработку и принятие ими решений в своих интересах или в интересах конкретных клиентов. Основными задачами лоббистской деятельности в международной среде являются: налаживание коммуникаций с национальными государственными структурами и международными организациями, их информирование по вопросам, связанным с предметом лоббирования; мониторинг работы в сферах, затрагивающих интересы страны или организации. Методологическая часть работы включает в себя системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический, сравнительно-исторический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения, моделирования. Кроме того, к основным задачам международного лоббирования следует отнести обеспечение представительства интересов государства или организации другой страны на разных уровнях государственной власти или глобального управления; влияние на законодательство, затрагивающее интересы соответствующих сегментов мирового сообщества; обеспечение осведомленности и понимания законодателями их проблем и деятельности.
Карпович О.Г. - Внешнеполитическое (международное) лоббирование: взгляд из Вашингтона и Брюсселя c. 543-552

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65411

Аннотация: Статья посвящена анализу международного лоббизма и его роли в управлении политическими процессами в условиях глобализации. Международная лоббистская деятельность является взаимодействием юридических или физических лиц со структурами государственной власти и институтами управления, происходящем на глобальном уровне, для влияния на разработку и принятие ими решений в своих интересах или в интересах конкретных клиентов. Основными задачами лоббистской деятельности в международной среде являются: налаживание коммуникаций с национальными государственными структурами и международными организациями, их информирование по вопросам, связанным с предметом лоббирования; мониторинг работы в сферах, затрагивающих интересы страны или организации. Методологическая часть работы включает в себя системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический, сравнительно-исторический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения, моделирования. Кроме того, к основным задачам международного лоббирования следует отнести обеспечение представительства интересов государства или организации другой страны на разных уровнях государственной власти или глобального управления; влияние на законодательство, затрагивающее интересы соответствующих сегментов мирового сообщества; обеспечение осведомленности и понимания законодателями их проблем и деятельности.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Скрынченко Б.Л., Мороз В.Д., Грибакина Н.А. - Военно-экономический анализ, его виды и основные этапы

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.12653

Аннотация: Объектом исследования являются мероприятия, направленные на обеспечение боевой готовности войск и проводимые в структурных звеньях Вооруженных Сил и на предприятиях оборонной промышленности. Под мероприятием понимается всякая целенаправленная деятельность, протекающая в рамках экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления конечного военного продукта. Предметом исследования являются специфические экономические отношения, возникающие по поводу наиболее эффективных путей использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для выполнения стоящих перед Вооруженными Силами задач. Методология исследования - обоснование планов осуществления мероприятий по обеспечению боевой готовности Вооруженных Сил с учетом затрат на их проведение и достигаемого результата (эффекта). В статье рассматриваются проблемы использования военно-экономического анализа в современных условиях становления Вооруженных Сил России. Представлены основные этапы проведения анализа. Обозначены основные направления использования военно-экономического анализа для повышения эффективности использования имеющихся в распоряжении Вооруженных Сил экономических ресурсов. Предлагаются пути улучшения использования средств в процессе боевой подготовки, эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники.
Скрынченко Б.Л., Мороз В.Д., Грибакина Н.А. - Военно-экономический анализ, его виды и основные этапы c. 553-559

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65412

Аннотация: Объектом исследования являются мероприятия, направленные на обеспечение боевой готовности войск и проводимые в структурных звеньях Вооруженных Сил и на предприятиях оборонной промышленности. Под мероприятием понимается всякая целенаправленная деятельность, протекающая в рамках экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления конечного военного продукта. Предметом исследования являются специфические экономические отношения, возникающие по поводу наиболее эффективных путей использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для выполнения стоящих перед Вооруженными Силами задач. Методология исследования - обоснование планов осуществления мероприятий по обеспечению боевой готовности Вооруженных Сил с учетом затрат на их проведение и достигаемого результата (эффекта). В статье рассматриваются проблемы использования военно-экономического анализа в современных условиях становления Вооруженных Сил России. Представлены основные этапы проведения анализа. Обозначены основные направления использования военно-экономического анализа для повышения эффективности использования имеющихся в распоряжении Вооруженных Сил экономических ресурсов. Предлагаются пути улучшения использования средств в процессе боевой подготовки, эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники.
Барташевич С.В. - Эффективность судебных доктрин противодействия избежанию налогообложения как критерий оценки экономической безопасности России c. 560-573

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65413

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы применения судебных доктрин противодействия избежанию налогообложения, возникающие в практике разрешения налоговых споров по поводу используемых налогоплательщиками средств налоговой оптимизации. Определяется место и роль судебного доктринального нормотворчества как методологического инструментария в обеспечении экономической безопасности государства, приобретающего особое значение при отсутствии надлежащего законодательного регулирования в указанной сфере в сочетании с масштабами распространения феномена уклонения от уплаты налогов и глубиной его проникновения в хозяйственные отношения. Проводится критический анализ наиболее распространенных в российской налоговой практике судебных доктрин и дается оценка их эффективности с точки зрения пригодности, с одной стороны, для защиты экономических интересов государства от злоупотреблений со стороны фискально-обязанных лиц, а с другой – для формирования необременительных условий добросовестного исполнения налоговых обязанностей, обеспечения справедливого баланса частных и публичных экономических интересов. Автор приходит к выводу, что положения используемых сегодня доктрин проявляют системные противоречия, зачастую не согласуются друг с другом по своему внутреннему содержанию и основаниям применения, в большей или меньшей степени характеризуются неконкретностью и абстрактностью либо имеют узконаправленное применение. В заключении автором приводятся положения, позволяющие гармонизировать практику доктринального нормотворчества в налоговой сфере.
Барташевич С.В. - Эффективность судебных доктрин противодействия избежанию налогообложения как критерий оценки экономической безопасности России

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.10708

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы применения судебных доктрин противодействия избежанию налогообложения, возникающие в практике разрешения налоговых споров по поводу используемых налогоплательщиками средств налоговой оптимизации. Определяется место и роль судебного доктринального нормотворчества как методологического инструментария в обеспечении экономической безопасности государства, приобретающего особое значение при отсутствии надлежащего законодательного регулирования в указанной сфере в сочетании с масштабами распространения феномена уклонения от уплаты налогов и глубиной его проникновения в хозяйственные отношения. Проводится критический анализ наиболее распространенных в российской налоговой практике судебных доктрин и дается оценка их эффективности с точки зрения пригодности, с одной стороны, для защиты экономических интересов государства от злоупотреблений со стороны фискально-обязанных лиц, а с другой – для формирования необременительных условий добросовестного исполнения налоговых обязанностей, обеспечения справедливого баланса частных и публичных экономических интересов. Автор приходит к выводу, что положения используемых сегодня доктрин проявляют системные противоречия, зачастую не согласуются друг с другом по своему внутреннему содержанию и основаниям применения, в большей или меньшей степени характеризуются неконкретностью и абстрактностью либо имеют узконаправленное применение. В заключении автором приводятся положения, позволяющие гармонизировать практику доктринального нормотворчества в налоговой сфере.
Человек и гражданин в системе безопасности
Перов Е.В. - Мониторинг социальной конфликтогенности общества

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.7826

Аннотация: В результате адаптации к новым социально-экономическим условиям все члены общества претерпевают изменения в ценностных ориентациях и мотивации, и неизбежно возникают напряженности в обществе. Совокупность напряженностей социального, мен-тального и социально-психологического характера, которые при определенных условиях могут привести к конфликтам в обществе, объединяется понятием социальной конфликто-генности общества. В целях предотвращения нарастания конфликта важен мониторинг уровня социальной конфликтогенности и выявление причин, способствующих росту со-циальной напряженности в обществе. Методика диагностики социальной конфликтоген-ности позволяет определить динамику обобщающих показателей, характеризующих уро-вень социальной конфликтогенности в стране или отдельно взятом регионе, и выявить причины, вызывающие усиление социальной напряженности в обществе. Апробация дан-ной методики, выполненная на материале России, демонстрирует ее применимость для проведения мониторинга социальной конфликтогенности в стране или регионе.
Перов Е.В. - Мониторинг социальной конфликтогенности общества c. 574-583

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65414

Аннотация: В результате адаптации к новым социально-экономическим условиям все члены общества претерпевают изменения в ценностных ориентациях и мотивации, и неизбежно возникают напряженности в обществе. Совокупность напряженностей социального, мен-тального и социально-психологического характера, которые при определенных условиях могут привести к конфликтам в обществе, объединяется понятием социальной конфликто-генности общества. В целях предотвращения нарастания конфликта важен мониторинг уровня социальной конфликтогенности и выявление причин, способствующих росту со-циальной напряженности в обществе. Методика диагностики социальной конфликтоген-ности позволяет определить динамику обобщающих показателей, характеризующих уро-вень социальной конфликтогенности в стране или отдельно взятом регионе, и выявить причины, вызывающие усиление социальной напряженности в обществе. Апробация дан-ной методики, выполненная на материале России, демонстрирует ее применимость для проведения мониторинга социальной конфликтогенности в стране или регионе.
Литовкина М.И. - Источники повышенной опасности в сфере охраны здоровья: конституционно-правовой формат проблемы

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.11603

Аннотация: На основании анализа правовых позиций Конституционного суда РФ, Верховного суда, положений международных и национальных законодательных актов в сфере охраны здоровья обоснована необходимость признания существования опасности нанесения вреда здоровью при осуществлении медицинской деятельности, а также определены основные используемые источники повышенной опасности. Указанная проблема приобрела особую значимость в современных условиях глобализации, когда любая угроза носит планетарный характер, а также в связи с тем, что поскольку на любой стадии процесса оказания медицинской помощи существуют «критические точки» для безопасности индивида: при эксплуатации медицинской техники, в ходе применения лекарственных препаратов; при использовании новых медицинских технологий и т.п. Методологическую основу статьи составили общенаучные (анализ, синтез, обобщение, системный метод), частнонаучные (сравнительный) методы познания, логический и формально-юридический методы научного исследования. Положения и выводы, представленные в статье, свидетельствуют о важности решения проблемы безопасности в сфере охраны здоровья, актуальность которой с течением времени, по мере дальнейшего развития медицинской науки и фармацевтической промышленности, будет повышаться, прежде всего, по причине увеличения доли инновационной составляющей в медицине. Поэтому необходимо обеспечить безопасность граждан за счет снижения риска нанесения вреда здоровью в ходе проведения медицинской деятельности с использованием объектов, обладающих вредоносными свойствами, что, в свою очередь, будет способствовать реализации конституционного права на охрану здоровья.
Литовкина М.И. - Источники повышенной опасности в сфере охраны здоровья: конституционно-правовой формат проблемы c. 584-606

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.4.65415

Аннотация: На основании анализа правовых позиций Конституционного суда РФ, Верховного суда, положений международных и национальных законодательных актов в сфере охраны здоровья обоснована необходимость признания существования опасности нанесения вреда здоровью при осуществлении медицинской деятельности, а также определены основные используемые источники повышенной опасности. Указанная проблема приобрела особую значимость в современных условиях глобализации, когда любая угроза носит планетарный характер, а также в связи с тем, что поскольку на любой стадии процесса оказания медицинской помощи существуют «критические точки» для безопасности индивида: при эксплуатации медицинской техники, в ходе применения лекарственных препаратов; при использовании новых медицинских технологий и т.п. Методологическую основу статьи составили общенаучные (анализ, синтез, обобщение, системный метод), частнонаучные (сравнительный) методы познания, логический и формально-юридический методы научного исследования. Положения и выводы, представленные в статье, свидетельствуют о важности решения проблемы безопасности в сфере охраны здоровья, актуальность которой с течением времени, по мере дальнейшего развития медицинской науки и фармацевтической промышленности, будет повышаться, прежде всего, по причине увеличения доли инновационной составляющей в медицине. Поэтому необходимо обеспечить безопасность граждан за счет снижения риска нанесения вреда здоровью в ходе проведения медицинской деятельности с использованием объектов, обладающих вредоносными свойствами, что, в свою очередь, будет способствовать реализации конституционного права на охрану здоровья.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.