по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 06, 2013
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 1-2.25-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2013
Государственные институты и правовые системы
Винницкий А.В. - Публичное имущество в России и за рубежом: проблемы идентификации и классификации Public property in the Russian and foreign doctrines: the problems of identification and classification

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.8034

Аннотация: В статье анализируются понятие публичного имущества и критерии его определения в российской и зарубежной доктрине, обобщаются основные различия в используемых подходах. Рассматривается соотношение категорий «публичное имущество» и «общественное достояние». Предлагается и обосновывается новая классификация публичного имущества. The article analyzes the institute of public property and the problem of its identification in the Russian and foreign doctrines. The article also summarizes the main differences in the approaches applied. The author examines the correlation between the categories of «res publicae» and «public domain» and offers a new classification of public property.
Макарцев А.А. - Целеполагание как критерий эффективности норм избирательного права

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.5897

Аннотация: В статье исследуются проблемы, связанные с целеполаганием норм избирательного права как критерия их эффективности. На основе критического анализа действующей правовой базы делается вывод, что несмотря на теоретическое и практическое значение целеполагания, внимание этому в действующей правовой базе не уделяется. В российском законодательстве отсутствует императивное требование о закреплении в законе цели его правового регулирования. Отсутствует также единый подход и в отношении отражения целеполагания в документах, прилагаемых к законопроекту, при реализации права законодательной инициативы. Анализ избирательной практики позволил констатировать, что в ходе правоприминения выявляется целая система целей, среди которых не всегда возможно выделить основную, социально значимую цель. Высокая степень эффективности правового регулирования достигается только тогда, когда реализуется основная цель правовой нормы. При этом интересы отдельных субъектов избирательного права, проявляясь в процессе достижения основной цели, могут не совпадать, а иногда и противоречить ей. Типичной ошибкой в ходе применения норм избирательного права является неправильное определение их основной цели, замена в ходе «конфликта» целей правовой нормы основной цели на второстепенную. В связи с этим появляется необходимость закрепления в нормативных правовых актах, регулирующих избирательные правоотношения, цели их принятия.
Макарцев А.А. - Целеполагание как критерий эффективности норм избирательного права c. 731-740

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51986

Аннотация: В статье высказывается мнение, что для противодействия преступности в экономической сфере гуманизация уголовного законодательства может и должна проводиться в направлении предотвращения недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением. Поскольку в экономике России, в отличие от западных стран, и в настоящее время большую роль играет государство, многие рынки монополизированы либо государственными и муниципальными предприятиями, либо хозяйственными субъектами, образованными в результате приватизации. С целью эффективного противодействия преступности в сфере регулирования антимонопольной деятельности, целесообразно продолжать совершенствование созданной системы противодействия картелям, иным антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям. Для этого необходимо, во-первых, уделить внимание механизму эффективного расследования ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей); во-вторых, внесению изменений в законодательство об оперативно-розыскной деятельности в целях включения антимонопольных органов в качестве получателей результатов оперативно-розыскной деятельности; в-третьих, ликвидации правового пробела, не позволяющего в настоящее время освобождать от уголовной ответственности лиц, которые в ходе антимонопольного расследования явились с повинной.
Винницкий А.В. - Публичное имущество в России и за рубежом: проблемы идентификации и классификации c. 741-752

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51987

Аннотация: В статье анализируются понятие публичного имущества и критерии его определения в российской и зарубежной доктрине, обобщаются основные различия в используемых подходах. Рассматривается соотношение категорий «публичное имущество» и «общественное достояние». Предлагается и обосновывается новая классификация публичного имущества. The article analyzes the institute of public property and the problem of its identification in the Russian and foreign doctrines. The article also summarizes the main differences in the approaches applied. The author examines the correlation between the categories of «res publicae» and «public domain» and offers a new classification of public property.
Трансформация правовых и политических систем
Калабекова С.В., Напсо М.Д. - Сохранение этнокультурной самобытности как фактор реализации национальных интересов в условиях общества постмодерна

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.6976

Аннотация: В современных условиях особое звучание приобретает проблема сохранения этнокультурной специфики как одного из важнейших механизмов реализации принципов национальной жизни. Это особо актуально для эпохи глобализации, которая, с одной стороны, усиливает универсалистские тенденции, с другой, требует всемерного развития и сохранения национального колорита как необходимого условия успешности глобализационного проекта. В этой связи особо востребованной становится реализация права на самобытность - не только индивидуального (как права человека), но и коллективного (в качестве права народа).
Колесникова Ю.А. - Виндикация жилого помещения у "добросовестного приобретателя" с позиции верховенства права

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.6675

Аннотация: Настоящая статья посвящена поиску правового решения проблемы столкновения притязаний не владеющего жилым помещением собственника с притязаниями владеющего этим жилым помещением не собственника – «добросовестного приобретателя» – в аспекте реализации принципа верховенства права. Правовое регулирование вопросов виндикации жилого помещения у «добросовестного приобретателя» оценено на соответствие трем составляющим принципа верховенства права, а именно: требованию правовой определенности, требованию правовой эффективности и требованию соблюдения баланса интересов (пропорциональности). В результате исследования выявлено несоответствие перечисленным требованиям процесса истребования жилого помещения у «добросовестного приобретателя». В связи с чем, установлена необходимость в формулировании критериев оценки выбытия жилого помещения из владения собственника помимо его воли, предложен новый способ защиты нарушенных прав «добросовестного приобретателя» и не владеющего собственника. В целях реализации принципа верховенства права при виндикации, подготовлены конструктивные предложения по внесению изменений в гражданское и жилищное законодательство: - сформулированы изменения в статью 302 Гражданского кодекса Российской Федерации; - предложено дополнить раздел IV Жилищного кодекса Российской Федерации статьей 109.1.
Калабекова С.В., Напсо М.Д. - Сохранение этнокультурной самобытности как фактор реализации национальных интересов в условиях общества постмодерна c. 771-777

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51991

Аннотация: В современных условиях особое звучание приобретает проблема сохранения этнокультурной специфики как одного из важнейших механизмов реализации принципов национальной жизни. Это особо актуально для эпохи глобализации, которая, с одной стороны, усиливает универсалистские тенденции, с другой, требует всемерного развития и сохранения национального колорита как необходимого условия успешности глобализационного проекта. В этой связи особо востребованной становится реализация права на самобытность – не только индивидуального (как права человека), но и коллективного (в качестве права народа).
Жаровская И.М. - Проблемы государственной власти в аспекте глобализационных изменений c. 778-783

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51992

Аннотация: В статье рассматривается проблема места и роли государственной власти в условиях трансформации современного общества, которые связаны с геополитическими изменениями. Сосредоточено внимание на позитивных и негативных аспектах глобализации. Проводится акцепт на ценностных субстанциях политической системы и процессах их модификации в современности. Указана личная позиция автора в научной дискуссии об изменении сущности феномена государственной власти в политико-правовой парадигме.
Государственная безопасность
Андреев М.В. - Конституционные и международные политико-правовые принципы обеспечения национальной безопасности

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.6446

Аннотация: В представленной статье затронуты аспекты одной из, наиболее актуальных проблем развития правовой системы. Укрепление правопорядка, основанного на императивных правовых принципах – залог стабильности, обеспечение безопасного будущего для всего человечества. В статье представлено исследование действия политико-правовых конституционных и международных принципов национальной безопасности в качестве определяющих основ ее обеспечения. Помимо основных императивных принципов рассмотрены и специальные принципы, присущие исключительно сфере обеспечения безопасности. Среди них: принцип неделимости международного мира и безопасности, принцип разоружения, принцип равной и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности других государств, принцип запрещения пропаганды войны. В статье предложен правовой анализ проблем соотношения принципов в сфере обеспечения национальной безопасности, в частности принципов территориальной целостности и права наций на самоопределение и др. Обосновывается методика применения всех рассмотренных политико-правовых принципов во взаимосвязи.
Андреев М.В. - Конституционные и международные политико-правовые принципы обеспечения национальной безопасности c. 803-808

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51995

Аннотация: В представленной статье затронуты аспекты одной из, наиболее актуальных проблем развития правовой системы. Укрепление правопорядка, основанного на императивных правовых принципах – залог стабильности, обеспечение безопасного будущего для всего человечества. В статье представлено исследование действия политико-правовых конституционных и международных принципов национальной безопасности в качестве определяющих основ ее обеспечения. Помимо основных императивных принципов рассмотрены и специальные принципы, присущие исключительно сфере обеспечения безопасности. Среди них: принцип неделимости международного мира и безопасности, принцип разоружения, принцип равной и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности других государств, принцип запрещения пропаганды войны. В статье предложен правовой анализ проблем соотношения принципов в сфере обеспечения национальной безопасности, в частности принципов территориальной целостности и права наций на самоопределение и др. Обосновывается методика применения всех рассмотренных политико-правовых принципов во взаимосвязи.
Закон и правопорядок
Панфилов А.Н. - Охранительные нормы административно-деликтного законодательства субъектов Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.8099

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы установления в законах субъектов Российской Федерации административной ответственности за правонарушения в области охраны объектов культурного наследия. На основе анализа обширного правового материала автор приходит к выводу о вторжении регионального законодателя в компетенцию федеральных органов государственной власти. Законами субъектов Федерации об административных правонарушениях нередко устанавливается административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами. Охранительные нормы региональных законов зачастую противоречат федеральным нормам либо дублируют их. В связи с принятием и вступлением в силу в августе 2013 года Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях уже в ближайшее время в субъектах Российской Федерации ожидаются кардинальные изменения в административно-деликтном законодательстве.
Панфилов А.Н. - Охранительные нормы административно-деликтного законодательства субъектов Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия c. 784-797

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51993

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы установления в законах субъектов Российской Федерации административной ответственности за правонарушения в области охраны объектов культурного наследия. На основе анализа обширного правового материала автор приходит к выводу о вторжении регионального законодателя в компетенцию федеральных органов государственной власти. Законами субъектов Федерации об административных правонарушениях нередко устанавливается административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами. Охранительные нормы региональных законов зачастую противоречат федеральным нормам либо дублируют их. В связи с принятием и вступлением в силу в августе 2013 года Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях уже в ближайшее время в субъектах Российской Федерации ожидаются кардинальные изменения в административно-деликтном законодательстве.
Власть и управление
Жаровская И.М. - ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В АСПЕКТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.7212

Аннотация: В статье рассматривается проблема места и роли государственной власти в условиях трансформации современного общества, которые связаны с геополитическими изменениями. Сосредоточено внимание на позитивных и негативных аспектах глобализации. Проводится акцепт на ценностных субстанциях политической системы и процессах их модификации в современности. Указана личная позиция автора в научной дискуссии об изменении сущности феномена государственной власти в политико-правовой парадигме.
Савин А.А., Савин И.А. - Нормативно-правовое регулирование функционирования автономных учреждений

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.7194

Аннотация: Рассмотрены вопросы нормативного регулирования деятельности автономных учреждений. Представлена авторская классификация нормативных документов, включающая шесть уровней регулирования. Данная классификация позволяет определить иерархию действующих нормативных актов и документов для практического ее применения в организации деятельности автономных учреждений. В статье высказывается предположение о том, что право самостоятельного распоряжения учреждений доходами, полученными от деятельности, приносящей доходы, по природе своей относится к праву хозяйственного ведения. Тем не менее, нельзя говорить о полной идентичности ни права самостоятельного распоряжения учреждений и права самостоятельного распоряжения автономных учреждений, ни этих прав и права хозяйственного ведения. Автономные учреждения обладают более широким правом самостоятельного распоряжения. В силу особенностей положений федерального закона «Об автономных учреждениях» они могут свободно распоряжаться любым имуществом, приобретенным на любые их доходы, за исключением средств, выделяемых на выполнение задания. Бюджетные учреждения ограничены в распоряжении недвижимым имуществом. В статье рассматриваются отличия от регулирования, предусмотренного ст. 298 ГК РФ. Толкование законодательных положений об автономных учреждениях необходимо производить отлично от толкования, сложившегося в практике применения прежней редакции закона. В соответствии со ст. 120 ГК РФ нормы федерального закона «Об автономных учреждениях» устанавливают особенности их правового положения, а, следовательно, и правоспособности.
Купреев С.С. - Содержание государственного управления: от конфронтации к компромиссу

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.6744

Аннотация: Статья посвящена анализу содержания понятия «государственное управление» с позиций теории административного права и теории государственного управления. Учитывая существенные расхождения в понимании данного термина, констатируется необходимость поиска компромисса между представителями той и другой науки по данному вопросу в интересах совместного решения наиболее значимых проблем в области государственного управления. Отдельно рассматривается вопрос о соотношении государственного управления с внутриорганизационной деятельностью в рамках государственного аппарата.
Терентьева Г.В. - Итальянская модель управления миграционной политикой

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.6587

Аннотация: В статье представлена модель управления миграционной политикой Италии, координируемая Министерством внутренних дел Италии и включающая государственные, муниципальные и различные общественные структуры, отмечены преимущества итальянского подхода к миграционной проблеме, основанные на всеобщей единой линии, и показаны недостатки миграционной системы Италии такие, как высокий уровень бюрократизации процедур идентификации, получения видов на жительство и различных разрешений. Предлагается ряд рекомендаций по использованию итальянского опыта в российской миграционной политике в части эффективной организации взаимодействия координирующего органа с вовлеченными государственными структурами, органами регионального и местного самоуправления. Отмечается необходимость формирования единой информационной базы, включающей всестороннюю информацию об иммигранте, начиная от пересечения границы до регистрации по месту жительства, актов гражданского состояния, уплаты налогов и социальных платежей и т.п.
Купреев С.С. - Содержание государственного управления: от конфронтации к компромиссу c. 753-758

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51988

Аннотация: Статья посвящена анализу содержания понятия «государственное управление» с позиций теории административного права и теории государственного управления. Учитывая существенные расхождения в понимании данного термина, констатируется необходимость поиска компромисса между представителями той и другой науки по данному вопросу в интересах совместного решения наиболее значимых проблем в области государственного управления. Отдельно рассматривается вопрос о соотношении государственного управления с внутриорганизационной деятельностью в рамках государственного аппарата.
Савин А.А., Савин И.А. - Нормативно-правовое регулирование функционирования автономных учреждений c. 759-765

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51989

Аннотация: Рассмотрены вопросы нормативного регулирования деятельности автономных учреждений. Представлена авторская классификация нормативных документов, включающая шесть уровней регулирования. Данная классификация позволяет определить иерархию действующих нормативных актов и документов для практического ее применения в организации деятельности автономных учреждений. В статье высказывается предположение о том, что право самостоятельного распоряжения учреждений доходами, полученными от деятельности, приносящей доходы, по природе своей относится к праву хозяйственного ведения. Тем не менее, нельзя говорить о полной идентичности ни права самостоятельного распоряжения учреждений и права самостоятельного распоряжения автономных учреждений, ни этих прав и права хозяйственного ведения. Автономные учреждения обладают более широким правом самостоятельного распоряжения. В силу особенностей положений федерального закона «Об автономных учреждениях» они могут свободно распоряжаться любым имуществом, приобретенным на любые их доходы, за исключением средств, выделяемых на выполнение задания. Бюджетные учреждения ограничены в распоряжении недвижимым имуществом. В статье рассматриваются отличия от регулирования, предусмотренного ст. 298 ГК РФ. Толкование законодательных положений об автономных учреждениях необходимо производить отлично от толкования, сложившегося в практике применения прежней редакции закона. В соответствии со ст. 120 ГК РФ нормы федерального закона «Об автономных учреждениях» устанавливают особенности их правового положения, а, следовательно, и правоспособности.
Терентьева Г.В. - Итальянская модель управления миграционной политикой c. 766-770

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51990

Аннотация: В статье представлена модель управления миграционной политикой Италии, координируемая Министерством внутренних дел Италии и включающая государственные, муниципальные и различные общественные структуры, отмечены преимущества итальянского подхода к миграционной проблеме, основанные на всеобщей единой линии, и показаны недостатки миграционной системы Италии такие, как высокий уровень бюрократизации процедур идентификации, получения видов на жительство и различных разрешений. Предлагается ряд рекомендаций по использованию итальянского опыта в российской миграционной политике в части эффективной организации взаимодействия координирующего органа с вовлеченными государственными структурами, органами регионального и местного самоуправления. Отмечается необходимость формирования единой информационной базы, включающей всестороннюю информацию об иммигранте, начиная от пересечения границы до регистрации по месту жительства, актов гражданского состояния, уплаты налогов и социальных платежей и т.п.
Международное право в ХХI веке
Сазонова К.Л. - К вопросу об ответственности государств за применение силы в современном международном праве.

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.6265

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальный вопрос ответственности за применение силы, который является составной частью института ответственности в международном праве. Проблема ответственности вот уже более полувека является одной из самых неурегулированных отраслей права, так как тесно связана с такими дискуссионными правовыми аспектами, как проблема государственного суверенитета и проблемы легитимного и нелегитимного применения силы в международном праве. Автор анализирует основания, влекущие возникновение ответственности, понятие вины, а также различные взгляды теоретиков на проблему ответственности в целом. Можно предположить, что проблема кодификации вопроса ответственности в дальнейшем неизбежно повлечет проблему реализации ответственности, так как данный институт балансирует на стыке права и политики. Ответственность за применение силы государствами нуждается в постоянном обсуждении и внимании со стороны научного сообщества, так как именно развитие института ответственности позволило бы «навести порядок» в современных международных отношениях, сократить случаи неправомерного применения силы и обозначить начало нового этапа международного права.
Сазонова К.Л. - К вопросу об ответственности государств за применение силы в современном международном праве c. 809-812

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51996

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальный вопрос ответственности за применение силы, который является составной частью института ответственности в международном праве. Проблема ответственности вот уже более полувека является одной из самых неурегулированных отраслей права, так как тесно связана с такими дискуссионными правовыми аспектами, как проблема государственного суверенитета и проблемы легитимного и нелегитимного применения силы в международном праве. Автор анализирует основания, влекущие возникновение ответственности, понятие вины, а также различные взгляды теоретиков на проблему ответственности в целом. Можно предположить, что проблема кодификации вопроса ответственности в дальнейшем неизбежно повлечет проблему реализации ответственности, так как данный институт балансирует на стыке права и политики. Ответственность за применение силы государствами нуждается в постоянном обсуждении и внимании со стороны научного сообщества, так как именно развитие института ответственности позволило бы «навести порядок» в современных международных отношениях, сократить случаи неправомерного применения силы и обозначить начало нового этапа международного права.
Судебная власть
Ратушная Б.П. - Проблемы мотивированности судебных решений в Украине

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.8057

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и законодательные проблемы мотивированности судебных решений в Украине. На основании анализа украинского процессуального законодательства, теоретических наработок по указанному вопросу и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека обосновываются положения о том, что мотивированность судебных решений - наряду с их законностью и обоснованностью - является важным требованием к качеству судебных решений. Соблюдение этого требования свидетельствует о справедливости судебного разбирательства в целом и процесса установления фактических обстоятельств дела в частности. Обосновываются положения о том, что мотивированность судебного акта связана с вопросами изложения мотивов как результатов логико-мыслительной деятельности, на основании которых суд пришел к определенным выводам. Констатируется, что в судебно-процессуальном законодательстве Украины, кроме Уголовного процессуального кодекса, отсутствует нормативное закрепление самостоятельного требования мотивированности судебных решений. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в процессуальное законодательство Украины, кроме УПК Украины, где такое закрепление существует.
Ратушная Б.П. - Проблемы мотивированности судебных решений в Украине c. 798-802

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51994

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и законодательные проблемы мотивированности судебных решений в Украине. На основании анализа украинского процессуального законодательства, теоретических наработок по указанному вопросу и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека обосновываются положения о том, что мотивированность судебных решений – наряду с их законностью и обоснованностью – является важным требованием к качеству судебных решений. Соблюдение этого требования свидетельствует о справедливости судебного разбирательства в целом и процесса установления фактических обстоятельств дела в частности. Обосновываются положения о том, что мотивированность судебного акта связана с вопросами изложения мотивов как результатов логико-мыслительной деятельности, на основании которых суд пришел к определенным выводам. Констатируется, что в судебно-процессуальном законодательстве Украины, кроме Уголовного процессуального кодекса, отсутствует нормативное закрепление самостоятельного требования мотивированности судебных решений. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в процессуальное законодательство Украины, кроме УПК Украины, где такое закрепление существует.
Человек и окружающая среда
Князькин А.Д. - О критериях определения размера компенсации морального вреда, причиненного вследствие экологических правонарушений

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.8078

Аннотация: В статье раскрывается вопрос о критериях определения размера компенсации морального вреда, причиненного вследствие экологических правонарушений. Актуальность работы обусловлена наличием в законодательстве Российской Федерации открытого перечня критериев определения размера компенсации морального вреда, а также новизной исследования. При этом особенности морального вреда, причиненного вследствие экологических правонарушений, позволяют выявить и дополнительные критерии определения размера компенсации морального вреда, причиненного вследствие экологических правонарушений.
Князькин А.Д. - О критериях определения размера компенсации морального вреда, причиненного вследствие экологических правонарушений c. 813-821

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51997

Аннотация: В статье раскрывается вопрос о критериях определения размера компенсации морального вре- да, причиненного вследствие экологических правонарушений. Актуальность работы обусловлена наличием в законодательстве Российской Федерации открытого перечня критериев определения размера компенсации морального вреда, а также новизной исследования. При этом особенности морального вреда, причиненного вследствие экологических правонарушений, позволяют выявить и дополнительные критерии определения размера компенсации морального вреда, причиненного вследствие экологических правонарушений.
Антропология права
Новиков О.А. - Религиозное обоснование права и идея прав человека

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.6443

Аннотация: Статья посвящена проблеме обоснования позитивного права в категориях религиозной нравственности, а также вопросу о соотношении идеи прав человека, положенной в основу концепции правового реформирования современной российской государственности и традиционных ценностей Российской цивилизации. Христианская традиция и опыт восточнохристианской государственности, исторический опыт Византийской империи, России, и других стран Православного Востока говорит о том, что существование государства оправдывается только тогда, когда оно служит определенному идеалу. Исследуется обоснование ценности права в государственно-правовой традиции христианства. Обращается особое внимание на исторический опыт византийской государственности. Анализируется византийская концепция "симфонии властей". в статье исследуются современные проблемы «мультикультурного» общества Западной Европы. Основное внимание в работе автор акцентирует на необходимости соединения идеи прав человека и нравственных ценностей, а также на необходимости нового обращения к историческому опыту Российской государственности, который свидетельствует о неизменности основных мировоззренческих констант, существовавших в русском обществе и являвшихся основой государственной идеологии.
Новиков О.А. - Религиозное обоснование права и идея прав человека c. 822-824

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51998

Аннотация: Статья посвящена проблеме обоснования позитивного права в категориях религиозной нравственности, а также вопросу о соотношении идеи прав человека, положенной в основу концепции правового реформирования современной российской государственности и традиционных ценностей Российской цивилизации. Христианская традиция и опыт восточнохристианской государственности, исторический опыт Византийской империи, России, и других стран Православного Востока говорит о том, что существование государства оправдывается только тогда, когда оно служит определенному идеалу. Исследуется обоснование ценности права в государственно-правовой традиции христианства. Обращается особое внимание на исторический опыт византийской государственности. Анализируется византийская концепция «симфонии властей». В статье исследуются современные проблемы «мультикультурного» общества Западной Европы. Основное внимание в работе автор акцентирует на необходимости соединения идеи прав человека и нравственных ценностей, а также на необходимости нового обращения к историческому опыту Российской государственности, который свидетельствует о неизменности основных мировоззренческих констант, существовавших в русском обществе и являвшихся основой государственной идеологии..
Юридический практикум
Алекберова Н.Н. - Проблемы правовой квалификации мнимых и притворных сделок в гражданском праве

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.8800

Аннотация: В статье рассматриваются и анализируются основные правовые проблемы, возникающие при квалификации мнимых и притворных сделок. В частности, порядок признания недействительности мнимых и притворных сделок, круг лиц, которые могут предъявлять требование о признании сделок недействительных по основанию их мнимости или притворности, а также срок исковой давности для признания мнимых и притворных сделок недействительными. Утверждается, что обстоятельства подтверждающие ничтожность мнимых и притворных сделок должны быть рассмотрены и установлены исключительно в судебном порядке. В настоящее время, предоставленное налоговым органом право доначислять налоги во внесудебном порядке является прямым нарушением прав налогоплательщиков, а конструкция мнимых и притворных сделок предоставляет налоговым органам удобную возможность для злоупотребления своими правами. Кроме того, предлагается установить, что течение срока исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности мнимых и притворных сделок начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания их недействительными.
Алекберова Н.Н. - Проблемы правовой квалификации мнимых и притворных сделок в гражданском праве c. 825-831

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.51999

Аннотация: В статье рассматриваются и анализируются основные правовые проблемы, возникающие при квалификации мнимых и притворных сделок. В частности, порядок признания недействительности мнимых и притворных сделок, круг лиц, которые могут предъявлять требование о признании сделок недействительных по основанию их мнимости или притворности, а также срок исковой давности для признания мнимых и притворных сделок недействительными. Утверждается, что обстоятельства подтверждающие ничтожность мнимых и притворных сделок должны быть рассмотрены и установлены исключительно в судебном порядке. В настоящее время, предоставленное налоговым органом право доначислять налоги во внесудебном порядке является прямым нарушением прав налогоплательщиков, а конструкция мнимых и притворных сделок предоставляет налоговым органам удобную возможность для злоупотребления своими правами. Кроме того, предлагается установить, что течение срока исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности мнимых и притворных сделок начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания их недействительными.
Колесникова Ю.А. - Виндикация жилого помещения у «добросовестного приобретателя» с позиции верховенства права c. 832-835

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.52000

Аннотация: Настоящая статья посвящена поиску правового решения проблемы столкновения притязаний не владеющего жилым помещением собственника с притязаниями владеющего этим жилым помещением не собственника – «добросовестного приобретателя» – в аспекте реализации принципа верховенства права. Правовое регулирование вопросов виндикации жилого помещения у «добросовестного приобретателя» оценено на соответствие трем составляющим принципа верховенства права, а именно: требованию правовой определенности, требованию правовой эффективности и требованию соблюдения баланса интересов (пропорциональности). В результате исследования выявлено несоответствие перечисленным требованиям процесса истребования жилого помещения у «добросовестного приобретателя». В связи с чем, установлена необходимость в формулировании критериев оценки выбытия жилого помещения из владения собственника помимо его воли, предложен новый способ защиты нарушенных прав «добросовестного приобретателя» и не владеющего собственника. В целях реализации принципа верховенства права при виндикации, подготовлены конструктивные предложения по внесению изменений в гражданское и жилищное законодательство: – сформулированы изменения в статью 302 Гражданского кодекса Российской Федерации; – предложено дополнить раздел IV Жилищного кодекса Российской Федерации статьей 109.1.
Научная жизнь
Дубовик О.Л. - Основные направления реформы уголовно-экологического законодательства Германии

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.8304

Аннотация: В статье анализируются результаты обсуждения реформы немецкого уголовно-экологического законодательства на состоявшейся в Берлине конференции по проблемам реализации 45-ого Закона о внесении изменений и дополнений в УК Германии, а также характеризуются содержание действующих уголовно-правовых запретов. В последнее время законодатели многих стран стремятся учитывать новые тенденции и вносить коррективы в нормы об уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды . Наиболее ярким примером является принятие 19 ноября 2008 г. Европейским парламентом и Советом Директивы 2008/99/ЕС об охране окружающей среды уголовным правом. В ней не только содержится значительное число новелл, которые должны были быть учтены в течение двухлетнего срока законодателями стран-участниц ЕС, но и обоснование принятых решений. Положения Директивы были реализованы немецким законодателем при принятии 45-го Закона о внесении изменений и дополнений в УК ФРГ, федеральные законы об охране природы, об охоте и об отходах.
Дубовик О.Л. - Основные направления реформы уголовно-экологического законодательства Германии c. 836-842

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.6.52001

Аннотация: В статье анализируются результаты обсуждения реформы немецкого уголовно-экологического законодательства на состоявшейся в Берлине конференции по проблемам реализации 45-ого Закона о внесении изменений и дополнений в УК Германии, а также характеризуются содержание действующих уголовно-правовых запретов.В последнее время законодатели многих стран стремятся учитывать новые тенденции и вносить коррективы в нормы об уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды . Наиболее ярким примером является принятие 19 ноября 2008 г. Европейским парламентом и Советом Директивы 2008/99/ЕС об охране окружающей среды уголовным правом. В ней не только содержится значительное число новелл, которые должны были быть учтены в течение двухлетнего срока законодателями стран-участниц ЕС, но и обоснование принятых решений.Положения Директивы были реализованы немецким законодателем при принятии 45-го Закона о внесении изменений и дополнений в УК ФРГ, федеральные законы об охране природы, об охоте и об отходах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.