Философия и культура - рубрика Мифы и современные мифологии
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Мифы и современные мифологии"
Мифы и современные мифологии
Майданов А.С. - Реальность в мифологическом и научном видении
Аннотация: Статья посвящена поиску адекватной трактовки знаменитого ведийского мифа о демоне Вритре. Показывается уязвимость распространенных космологических истолкований этого мифа. Противоположный подход – хтонический, примененный автором, позволяет обнаружить в мифе информацию о реальных, земных событиях, инопарадигмально отраженных в сознании древнего народа. Сопоставление мифа с результатами исследований археологов и геоморфологов, т.е. с научной картиной, помогает идентифицировать эти события, определить их как действительных референтов мифа, а также выявить парадигмы и методы, с помощью которых архаическое мышление конструировало его.
Чиндин И.В. - Мифический хронотоп дореволюционного сектантства
Аннотация: В статье анализируется феномен русского дореволюционного сектантства. Рассматривается антропологический аспект сектантского мировосприятия. Характеризуются их мифические андрогинные идеалы.
Майданов А.С. - Бессознательное как источник мифов: в чем правы и в чем неправы Фрейд и Юнг
Аннотация: Анализируются концепции, согласно которым мифы рождаются в сфере бессознательного. Показано преувеличение Фрейдом роли бессознательного и сновидений в процессе формирования мифов и недооценка им роли сознания. Выявлена излишняя архаизация (удревнение)Юнгом процесса мифотворчества и неоправданное исключение им сознания из процесса формирования бессознательного.
Жерносенко И.А. - СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ МИФОЛОГЕМЫ ГРИФОНА В ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация: В работе рассматривается один из спорных, семантически неоднозначных образов древ-ней культуры Алтая – образ грифона, идейно и магически пронизывающий, практически, всю систему артефактов скифского мира. В ходе исследования автор приходит к выводу, что мифологема грифона не просто является атрибутом одной из областей мифологической Вселенной (верхний или нижний миры, как это определяют разные исследователи), но играет роль культурной константы, маркирующей пограничные состояния и моменты «перехода» как в социальном, так и в сакральном смыслах.
Майданов А.С. - Перекличка космологий – архаической и современной
Аннотация: В статье рассматриваются представления авторов вед о космогенезе, при этом данные представления анализируются в их эволюции. Выявлено последовательное движение картины космогенеза от антропоморфных моделей к биоморфным и физиоморфным. Показано, что уже в этой мифологии сформировались основные вопросы всей последующей космологии, касающиеся фундаментальных характеристик Вселенной – её начала, генезиса, структуры, источников её динамики, человека как элемента мира. Исследованы особенности космологического мышления архаичных людей, методы и приёмы этого мышления, сохранившаяся до настоящего времени стратегия познания истории Вселенной. Все эти факторы рассматриваются в их развитии и в их значении для современного космологического мышления. Предлагаются новые трактовки некоторых чрезвычайно сложных, но когнитивно информативных образов богов – демиургов Вселенной, которые анализируются с эпистемологической точки зрения.
Плахин В.Т., Коростелева О.Т. - «ПРОСТОТА ЕСТЬ ПОНЯТИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ…» (миф и реклама как ценностно-нормативные антагонисты)
Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу архаичной мифологии и современной рекламы. Компаративный взгляд фокусируется на проблеме трудоемкости преобразований, находящихся в центре данных дискурсов. Показано, что процесс превращения Хаоса в Космос, являющийся содержательным ядром мифа «как такового», требует от субъектов демиургии жертвенности и предельного напряжения сил. Рекламные тексты, напротив, последовательно транслируют идеологему максимально легкой экзистенциальной и социокультурной динамики.
Майданов А.С. - Устройство Вселенной согласно индийским ведам
Аннотация: Для авторов вед был очевиден составной характер Вселенной. Для них она представляла собой организованное целое, части которого определённым образом соотнесены, связаны друг с другом и упорядочены. Мир для них был пятичастным, включающим небо, землю и воздушное пространство. Они допускали, кроме того, существование пространства по ту сторону неба, а также нижний мир. Небо и земля как главные части Вселенной были для ариев источниками физических и моральных сил, надёжной опорой в жизни. Представления о Вселенной основывались на онтологической идее всеобщего генезиса. Небо в свою очередь структурировалось, оно рассматривалось как среда, в которой происходит разнообразная активная жизнь. Арийские риши-мудрецы пришли к мысли о том, что при долгом движении в глубины Вселенной можно встретить объекты и явления качественно иного рода. В воздушном пространстве боги осуществляли свою активную деятельность, через него устанавливалась связь богов с людьми. Вокруг земли в представлении ариев непрерывно вращалось колесо дней и ночей, обеспечивая смену этих частей суток. Для ариев отсутствовала проблема опоры, которая должна была поддерживать небо и землю, поскольку эта проблема получила разные решения. В ведах многие образы космических объектов и явлений носят инверсных характер, т.е. являются контрастными по отношению к их референтам. Вселенная в их представлении была шарообразной, гелеоцентрической, имеющей границы. Картина всего мира строилась на основе геоморфной парадигмы с использованием принципа динамизма. Риши привлекали также онтологические идеи развития и генетической связи элементов Вселенной. Общий характер картины мира говорит о несбалансированности архаического интеллекта, свидетельствующей о различной степени развитости отдельных его способностей. Подобный тип интеллекта был свойствен и другим эпохам духовной истории человечества.
Майданов А.С. - Динамика мира и её субъекты в ведийской космологии

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7458

Аннотация: Из текстов индийских вед видно, что у их авторов вполне определённо сформировалась идея о том, что у всякого природного феномена имеется своя причина, своя движущая сила, другими словами, свой актор, субъект. На место акторов космических процессов и явлений были поставлены боги. Они были наделены таким набором космических функций, которые обеспечивали бы динамику мира, его целостность и единство. В статье под этим углом зрения характеризуются такие небесные тела и соответствующие им божества как Солнце, Земля, Луна, некоторые звёзды и планеты. Описывается генеалогия этих божеств, отношения между ними как мировыми акторами. Многообразие признаков, присущих главным небесным светилам побудило авторов вед к изобретению такого способа их репрезентации как множественная деификация. В статье предлагается особая логическая схема анализа образов богов. Она включает в себя набор разных ипостасей божеств: характеристики их внешнего и духовного облика, космические и социальные функции и соответствующие реальные референты. Анализ образов главных богов с позиций данной схемы позволил показать, что мифические образы представляют собой синтетические ментальные конструкции, состоящие из компонентов разной эпистемологической ценности, из которых можно извлечь информацию как о реальных референтах богов, так и о различных параметрах творцов этих образов. Благодаря такой информации автору статьи удалось, как кажется, построить более адекватное истолкование образов ряда богов. Мифотворцы также запечатлели в мифах и своё видение некоторых важных универсальных характеристик реальности: закона круговращения Вселенной, характера движения в ней, пространства, времени, притом природного и социального. В статье сформулирована выявленная её автором логика постижения действительности, которая оказывается типичной для начальной стадии всякого познавательного процесса, в том числе и научного.
К.П. Матутите - Социальная мифология c. 0-0
Аннотация: Мыслить обо всем как о политическом, маскировать все употреблением этого слова (наряду со ссылками на мыслителей, начиная от Платона и др.), отдавать все в руки государства, апеллировать к государству при всяких обстоятельствах, подчинять проблемы индивидуальности групповым проблемам, полагать, что каждый поднялся на уровень политических отношений и достаточно зрел, что заниматься ими, — вот факторы, характеризующие политизацию современного человека. Мы не можем представлять себе общество иначе, как управляемое вездесущим и всемогущим государством. Понятие «идеологии» стало обретать отрицательный смысл. Каково соотношение идеологии и мифа?
И.В. Чиндин - Лого-миф c. 0-0
Аннотация:
И.В. Чиндин - Мифический феникс или феникс мифического? (на материале эстетики Вячеслава Иванова) c. 0-0
Аннотация: Эстетика Вячеслава Ивановича Иванова (1866 – 1949г.г.) очень философична. В статьях о литературе одного из лидеров русского символизма мы находим размышления, покидающие границы собственно искусства и уводящие нас в области объяснения мира и человека. Одной из интереснейших философских тем Вяч. Иванова является тема мифа и мифотворчества.
Д .П. Козолупенко - Принцип всевозможности: мифопоэтическое мировосприятие в современном мире c. 0-0
Аннотация: «Период перехода» или «слома» - так часто характеризуют современную эпоху. Именно этот период отмечен повышенным интересом к мифу и ростом мифопоэтических черт в мировосприятии, так как мифопоэтическое мировосприятие обладает рядом особенностей, позволяющих ему доминировать в различных культурах, имеющих нестабильный, становящийся или переходный характер. Наиболее востребованной в периоды становления и слома общественной и ценностной систем становится сущность мифа как «всевозможности», зависящей от самого включённого в мифопоэтический мир действующего лица, со-бытийствующего в нём с другими «действующими лицами». Мифопоэтика становится лекарством от «потенциального сумасшествия» в ситуации социальной неустойчивости и своеобразным творческим стимулом, позволяющим исходить из самой нестабильности и принципа «всевозможности» и предлагающим правила восприятия данного мира и правила поведения в нём.
Д.Л. Родзинский - Дике, как один из образов античной идеи судьбы c. 0-0
Аннотация: в статье повествуется о том, как образ суверенной космической силы становится персонифицированной богиней справедливости Дике. Она - гарант универсального порядка. Одноименная добродетель мудреца остается лишь ее психической проекцией, которую сознательно, но чаще бессознательно осуществляет он в своей жизни. Именно в поступках и мыслях такого человека обнаруживает себя гармония высших и низших сфер, чьей хранительницей выступает образ богини судьбы - Дике. Ключевые слова: Дике, судьба, добродетель, космос, справедливость, рок, обычай, возмездие, метрон, Гераклит. Контактная информация автора Родзинский Дмитрий Леонидович К.т. (495) 430-29-19.
Д.С. Клещев - Возвращение Орфея c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье приводится анализ двух математических представлений о бесконечности и высказывается гипотеза периодичности несводимых к целым числам радикалов.
И.В. Чиндин - Деспонация теургии Валерия Брюсова c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Октябрьская революция вызвала разную реакцию со стороны культурной элиты России начала xx века. В статье рассматривается отношение к социальному перевороту одного из лидеров декадентско-символистского движения В.Я. Брюсова. Через призму символистской эстетики описывается эволюция творческих взглядов поэта. Ключевые слова: философия, символизм, мифология культуры, деспонация, пролеткульт, теургия, логомиф, декадентство, мифология, Брюсов.
Е.Г. Балагушкин - Архитектоника мистического сознания. Статья первая c. 0-0
Аннотация: Статья посвящена структурно-аналитическому рассмотрению мистики, которое позволяет полнее понять её структурно-функциональные особенности в сравнении с традиционным дескриптивным подходом. Сравниваются Описательный и аналитический подходы в изучении мистики, описывается системное строение феноменов веры, дается морфология и дискурс мистики.
Линченко А.А. - Мифология времени в современных зарубежных сериалах: между ретротопией и метамодернистской чувственностью c. 10-27

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.9.38722

EDN: SICUCD

Аннотация: Целью данной статьи является анализ специфики мифологизации времени в исторических драматических сериалах «Аббатство Даунтон» и «Корона» в условиях перехода от парадигмы постмодернизма к новой метамодернистской чувственности. В статье обобщается опыт отечественных и зарубежных исследований метамодернистских тенденций современного сериала и анализируются теоретические вопросы мифологической темпоральности сериальной кинопродукции. На основе теоретической концепции ретротопии З. Баумана, концепции слоев кинематографической темпоральности Н.Е. Мариевской и критического дискурс-анализа З. Йегера в статье анализируются особенности мифологизации горизонтального, вертикального времени, а также биографического времени персонажей избранных сериалов. Научная новизна статьи состоит в проблематизации и аналитике дискурсивной среды развертывания темпоральной мифологии современного историко-драматического сериала. Современный историко-драматический сериал демонстрирует специфику обращения к ретротопии поскольку стремится через воображаемое прошлое репрезентировать текущие проблемы современности. В случае сериала «Аббатство Даунтон» это происходит через гармонизацию в сознании зрителя ностальгии по воображаемому английскому аристократическому прошлому и нестабильному будущему. В случае сериала «Корона» презентация приватной жизни королевской семьи Великобритании на фоне исторических событий способствует формированию более многомерного образа настоящего и отвечает на запросы массового зрителя в эмоциональной репрезентации данных событий. Результатом данной репрезентации оказывается своеобразная мифология времени, возникающая между культурным запросом на ретротопию и развитием современных технологий производства кинематографической продукции, позволяющей в полной мере реализовывать интенцию современного метамодернистского дискурса на достижение «новой чувственности». Это позволяет рассматривать современный историко-драматический сериал не только как «коммерческий проект», но и как инструмент развития исторической культуры, орудие культурной ориентации в социальном пространстве и времени.
Плахин В.Т., Коростелёва О.Т., Пчелинцева М.В. - «Хозяин тайги» (архетипы и практика экологического поведения аборигенов Сибири и Севера) c. 27-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.3.29400

Аннотация: Предметом исследования в данной статье выступают долговременные стратегии взаимодействия аборигенов Сибири и Севера с природным окружением. Особое внимание в работе уделяется рефлексии архаической культуры этого региона по поводу многообразных форм взаимодействия с такой подсистемой природного окружения, как мир животных. Сама эта рефлексия подвергается нами аксиологической исследовательской проблематизации, уместной в обстановке структуралистского возрождения идеалов Руссо. Осознавая опасность ритуального самообмана, жертвой которого в практике взаимодействия с природой оказывается «человек естественный», мы фокусируем взгляд на заведомо амбивалентной «философии намерений» аборигенов Сибири и Севера, привлекательной (как минимум) в качестве пробной версии идеологии разумного эгоизма. Рассматривая деятельностный подход (с его современным пристальным интересом к проблеме деятельностных смыслов) как теоретико-методологическое основание работы, в процессе анализа конкретного этнографического материала авторы использовали метод типологизации, позволивший за всем многообразием эмпирического материала увидеть инварианты мифологических представлений и ритуальных практик. В результате исследования был системно представлен ряд моделей (мотивов) первобытного сознания, постулирующих одну из фундаментальных его идей – понимание многих объектов животного мира как своеобразных “alter ego” человека. Экспликация такой установки позволила сформулировать новое положение о том, что аборигены Сибири и Севера практикуют двуединую ориентацию на «управление» и «сотрудничество» с живой природой, которые современным сознанием часто трактуются как альтернативные стратегии.
А.С. Майданов - Перекличка космологий – архаической и современной c. 34-51
Аннотация: в статье рассматриваются представления авторов вед о космогенезе, при этом данные представления анализируются в их эволюции. Выявлено последовательное движение картины космогенеза от антропоморфных моделей к биоморфным и физиоморфным. Показано, что уже в этой мифологии сформировались основные вопросы всей последующей космологии, касающиеся фундаментальных характеристик Вселенной — её начала, генезиса, структуры, источников её динамики, человека как элемента мира. Исследованы особенности космологического мышления архаичных людей, методы и приёмы этого мышления, сохранившаяся до настоящего времени стратегия познания истории Вселенной. Все эти факторы рассматриваются в их развитии и в их значении для современного космологического мышления. Предлагаются новые трактовки некоторых чрезвычайно сложных, но когнитивно информативных образов богов — демиургов Вселенной, которые анализируются с эпистемологической точки зрения.
Плахин В.Т., Коростелёва О.Т. - От меда к “Pepsi” (проблема метаморфоз в архаическом мифе и современной рекламе) c. 43-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.25487

Аннотация: Объектом статьи является различие архаического (первобытного) мифа и современной коммерческой рекламы, которая в зарубежной и отечественной литературе нередко трактуется как одна из мифологических практик, мистифицирующих общественное сознание. Предметной областью исследования выступает специфика представленных в данных дискурсах метаморфоз, рассмотренная в рамках бинарной оппозиции «закономерность – произвольность». Цель работы – выявить эти особенности и показать, что они детерминированы природой и предназначением той или иной наррации как исторически и функционально определенного элемента социокультурной системы. Для достижения поставленной цели была использована компаративистская методология, дополненная на уровне рекламного семиозиса методами семантического и дискурсивного анализа. В результате исследования установлено, что метаморфозы, значимые для мифа и рекламы, относятся к разным – онтологическому и структурно-семантическому – измерениям дискурсивного пространства. Если для классического мифа сущностными трансформациями являются собственно предметные метаморфозы, выражающие его космогоническую суть, то ключевая идея рекламы связана с превращением товарного имени из денотативного знака в преимущественно коннотативный. При этом показано, что в отличие от мифологических превращений, подчиненных ряду устойчивых принципов, коннотативное развертывание в рекламе имеет ярко выраженный произвольный характер.
И.А. Жерносенко - Семантическое поле мифологемы Грифона в пазырыкской культуре c. 51-59
Аннотация: В работе рассматривается один из спорных, семантически неоднозначных образов древней культуры Алтая — образ грифона, идейно и магически пронизывающий, практически, всю систему артефактов скифского мира. В ходе исследования автор приходит к выводу, что мифологема грифона не просто является атрибутом одной из областей мифологической Вселенной (верхний или нижний миры, как это определяют разные исследователи), но играет роль культурной константы, маркирующей пограничные состояния и моменты «перехода» как в социальном, так и в сакральном смыслах.
А.С. Майданов - Устройство Вселенной согласно индийским ведам c. 58-69
Аннотация: Для авторов вед был очевиден составной характер Вселенной. Для них она представляла собой организованное целое, части которого определённым образом соотнесены, связаны друг с другом и упорядочены. Мир для них был пятичастным, включающим небо, землю и воздушное пространство. Они допускали, кроме того, существование пространства по ту сторону неба, а также нижний мир. Небо и земля как главные части Вселенной были для ариев источниками физических и моральных сил, надёжной опорой в жизни. Представления о Вселенной основывались на онтологической идее всеобщего генезиса. Небо в свою очередь структурировалось, оно рассматривалось как среда, в которой происходит разнообразная активная жизнь. Арийские риши-мудрецы пришли к мысли о том, что при долгом движении в глубины Вселенной можно встретить объекты и явления качественно иного рода. В воздушном пространстве боги осуществляли свою активную деятельность, через него устанавливалась связь богов с людьми. Вокруг земли в представлении ариев непрерывно вращалось колесо дней и ночей, обеспечивая смену этих частей суток. Для ариев отсутствовала проблема опоры, которая должна была поддерживать небо и землю, поскольку эта проблема получила разные решения. В ведах многие образы космических объектов и явлений носят инверсных характер, т.е. являются контрастными по отношению к их референтам. Вселенная в их представлении была шарообразной, гелеоцентрической, имеющей границы. Картина всего мира строилась на основе геоморфной парадигмы с использованием принципа динамизма. Риши привлекали также онтологические идеи развития и генетической связи элементов Вселенной. Общий характер картины мира говорит о несбалансированности архаического интеллекта, свидетельствующей о различной степени развитости отдельных его способностей. Подобный тип интеллекта был свойствен и другим эпохам духовной истории человечества.
Г.М. Тарнапольская - Отношение к зеркалу в контексте различных культур c. 60-67
Аннотация: Зеркало представляет собой символ, особенность которого состоит в том, что в разных культурах он наделяется разными, иногда диаметрально противоположными значениями. На примере сравнительного анализа символических значений зеркала выявляются различия и в способах культурного мироописания.
А.М. Сиюхова - Осмысление социальной и культурной роли мифопоэтического творчества с позиции философов античности: проекция на теорию элит c. 62-70
Аннотация: в статье обосновывается роль народного творчества для сохранения духовных основ общества, сохранения ментальных характеристик этносов. Рассматриваются противоречивые воззрения античных философов на место фольклора в социальной и художественной практике народов. В качестве катализатора отношения к мифологии и искусству анализируется взгляды античных философов к персоне и творчеству Гомера. Применяя теорию цикличности развития культуры О. Шпенглера и теорию элит В. Парето, делается вывод о том, что идея о циклически развивающейся «душе» культуры вполне проецируется на социально-культурные особенности развития интеллектуальной элиты античности и ее воззрений на такое важное явление культуры, как народное творчество этносов.
Д.П. Козолупенко - О специфике «древней» или «примитивной» мифологии: поэтический и социально-психологический подходы в исследовании мифов c. 69-85
Аннотация: Автор выделяет два направления в исследовании мифа — интерпретативно-поэтическое и социально-психологическое. В рамках первого рассматриваются три подхода, берущие своё начало в античности и просуществовавшие с некоторыми изменениями почти до наших дней, которые, как показывает их ближайшее рассмотрение, страдают одним и тем же недостатком: они принципиально интерпретативны, что применительно к мифу оказывается совершенно недопустимым приёмом. Преимуществом же второго направления (в рамках которого также выделяется ряд подходов) является попытка впервые трактовать миф не исходя из логики исследователя, а выявить взаимосвязи и закономерности, характерные для самого мифологического мировосприятия — пусть даже они покажутся нелепыми с точки зрения «современного европейца» — и попытаться понять, какую роль могли играть такие представления в первобытном обществе, какие психологические и социальные функции имел миф.
Кириленко Г.Г. - Рефлексивный миф как особый конструкт современной культуры c. 71-80

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.5.25565

Аннотация: В статье рассматривается такое новое культурное образование как рефлексивный миф. Исследование особенностей данного феномена проводится на примере изучения творчества известной арт - группы «Митьки».Оценка данного феномена как симулякра потребовала исследовать различие принципов истолкования понятия симулякра Ж. Бодрийяром и Ж. Батаем. Если симулякр Бодрийяра противоположен символу, то смысл понятия симулякра, используемого Батаем, вводит исследователя в мифо-символическую вселенную. Рефлексивность бодрийяровского понимания симулякра сведена к минимуму. Интерпретация батаевского символа-симулякра ведет к созданию особого рефлексивного языка, языка иронии, парадоксальных поведенческих парадигм, безвозмездной и бесцельной «траты». Бесцельная «трата» противоположна прагматизму социального обмена. Эта конфронтация тем самым открывает возможность для оценки как рефлексивного действия. Автором предложена расширительная трактовка дискурса невербальной коммуникации (языка отношений), понятие которого введено антропологом Г. Бейтсоном. Невербальная коммуникация выходит за рамки художественной реальности, она является необходимой стороной функционирования человеческого сообщества. Невербальная коммуникация составляет основу рефлексивности современного мифа; функции последнего ныне возрастают, позволяя разуму определить свои возможности и границы.
В.Т. Плахин, О.Т. Коростелева - "Простота есть понятие отрицательное..." (миф и реклама как ценностно- нормативные антагонисты) c. 72-77
Аннотация: статья посвящена сравнительному анализу архаичной мифологии и современной рекламы. Компаративный взгляд фокусируется на проблеме трудоемкости преобразований, находящихся в центре данных дискурсов. Показано, что процесс превращения Хаоса в Космос, являющийся содержательным ядром мифа «как такового», требует от субъектов демиургии жертвенности и предельного напряжения сил. Рекламные тексты, напротив, последовательно транслируют идеологему максимально легкой экзистенциальной и социокультурной динамики.
Линченко А.А. - По ту сторону черного зеркала: мифология будущего в современном британском фантастическом сериале c. 75-94

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.11.39210

EDN: MIYLID

Аннотация: Данная статья посвящена анализу особенностей конструирования мифологии будущего и его модальностей в сериале «Черное зеркало» как орудия культурной ориентации в современной темпоральной ситуации. На основе работ Д. Урри, Б. Бевернажа, Г. Люббе в статье раскрывается специфика современной темпоральной ситуации и актуальные стратегии формирования образа будущего в культуре. В статье показано насколько данные стратегии оказались востребованы в «Черном зеркале» как ярком примере нового сериала, совмещающего постмодернистские и метамодернистские тенденции культурной артикуляции образов времени. На основе методологии критического дискурс-анализа З. Йегера автор анализирует три избранных эпизода, показывая специфику мифологии будущего и его модальностей. Новизна исследования связана с изучением специфики репрезентации различных модальностей будущего в сериале (будущее наступившее, будущее настоящего и будущее наступающее) как стратегий культурной ориентации в современной темпоральной ситуации. Было показано, что сериал «Черное зеркало» как орудие культурного ориентирования обращается к мифологии будущего, которая одновременно проблематизирует будущее, делая его предметом сатиры и иронии (постмодернистский дискурс), но одновременно и нормализует образы нестабильного будущего (метамодернистский дискурс). Обосновывается мысль, что основным методом репрезентации будущего в сериале оказывается экстраполяция настоящего. Анализ дискурсивных нитей показал, что в сериале воспроизводится представление о будущем как фрагментарном, асинхронном прогрессе отдельных технологий, в разной мере изменяющих межличностные отношения и социальный порядок. В этом сериал усиливает и без того всеобъемлющее чувство контингентности происходящего, в большей мере указывая не на необходимость активного выбора человеком своего будущего, сколько на возможность потребления различных модальностей будущего в зависимости от актуальной социальной повестки и личностных предпочтений.
Галанина Е.В., Салин А.С. - Мифическое в виртуальных мирах видеоигр c. 76-88

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.24153

Аннотация: Современные информационно-коммуникационные технологии, технологии виртуальной реальности, индустрия видеоигр делают актуальными вопросы сущности виртуальных объектов и миров. Насколько подобные миры реальны или иллюзорны? В какой степени они мифичны? Предметом исследования выступают видеоигры и виртуальные миры. Цель статьи – исследование мифического в виртуальных мирах видеоигр. Методологической основой исследования выступают: феноменологическая концепция мифа А.Ф. Лосева, Ю.С. Осаченко, семиотическая трактовка мифа Р. Барта, теория симулякра Ж. Делёза, Ж. Бодрийяра. Авторами показано, что видеоигры конструируют собственные виртуальные миры, которые мифичны по своей природе. В качестве примера мифологического конституирования приведена видеоигра «Assassin’s Creed Unity», в которой посредством удвоения знакового порядка формируется мифологическое повествование о Великой французской революции. На примере другой видеоигры серии – «Assassin’s Creed II» – авторы демонстрируют, что видеоигры способны выстраивать мифологический нарратив иначе, чем другие медиа, используя формальные конвенции, свойственные видеоиграм. Использование интегрированного пользовательского интерфейса и встраивание отношения «геймер–аватар» внутрь виртуального пространства «Assassin’s Creed» позволяют геймеру оказаться в позиции творца своего виртуального мира, а не его стороннего наблюдателя. Научная новизна исследования заключается в обосновании мифичности виртуальных миров видеоигр, а также выявлении специфики мифологического конструирования мира средствами видеоигр, которая осуществляется за счет интерактивности (игрок становится со-творцом виртуального мира) и перформативности (использования формальных конвенций, например, пользовательского интерфейса, свойственных видеоиграм как медиуму).
Д.П. Козолупенко - Проблема социальной структуры мифопоэтических обществ. c. 77-83
Аннотация: Автор статьи исходит из предположения о том, что спецификой того, что будет определено нами как «мифопоэтическое общество», будет являться не пространственное или временное положение (это лишь вторичные признаки, которые можно установить лишь после проведения исследования основной специфики) — но специфика социальных связей и отношений, а также особенности формообразующего характера социальной структуры мифопоэтического общества и системы мифопоэтического мировосприятия. Структурный принцип, по которому строится социальная система мифопоэтического общества, можно кратко охарактеризовать как принцип «минимизации » категорий «дальних» родственников, благодаря чему в обществах мифопоэтического типа становится возможным общее отношение «доверия» к миру, во многом выражающееся в принципе «небезразличия».
Е.Г. Балагушкин - Морфология мистики. Статья вторая c. 89-89
Аннотация: Тезис о единообразии мистики игнорирует её проявления, характерные для язычества, и её полиморфизм в развитых религиях. Единая по своей природе, мистика многообразна по формам своего проявления и структурным разновидностям. Первичных структур (архетипов) мистики пять: формирование единения с божеством, божья благодать, трансцендентная и имманентная мистические устремленности, а также биполярная, имманентно-трансцендентная мистическая связь. Элементарные конфигурации мистической связи обычно соединяются в структурные комплексы.
Кутарев О.В. - Славянский Дажьбог как развитие индоевропейского Бога Сияющего Неба (Дьеус-Патер)

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.1.17386

Аннотация: В статье рассматривается образ Дажьбога – значимого славянского божества языческой эпохи. Большое количество исследований, посвящённых ему полностью или частично, не снимают всех противоречий, которые вытекают из общепринятых его трактовок согласно первоисточникам (прежде всего «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве», а также южнославянскому фольклору). В частности, вопросы вызывает приписывание Дажьбогу солярной природы: если он был богом солнца, то почему в древней Руси почитался и второй солярный бог, Хорс? Автор предлагает новый взгляд на эту проблему, основанный, прежде всего, на сравнительном подходе – сопоставлении с другими индоевропейскими мифологиями (германской, индийской, греческой, балтийской и т.д.). На базе альтернативного прочтения первоисточников и сопоставлений в другом свете рассматривается и этимология имени Дажьбога. В итоге вырисовывается совершенно новый взгляд на Дажьбога, прежде никогда не представленный в науке, хотя отдельные его предпосылки высказывались ранее рядом крупных учёных – как в области этимологии имени, так и в функциональном ключе. Автор пытается ответить на вопрос – мог ли быть Дажьбог развитием индоевропейского Дьеуса, Бога-Отца Сияющего Неба?
Кутарев О.В. - Славянский Дажьбог как развитие индоевропейского Бога Сияющего Неба (Дьеус-Патер) c. 126-141

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.1.67438

Аннотация: В статье рассматривается образ Дажьбога – значимого славянского божества языческой эпохи. Большое количество исследований, посвящённых ему полностью или частично, не снимают всех противоречий, которые вытекают из общепринятых его трактовок согласно первоисточникам (прежде всего «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве», а также южнославянскому фольклору). В частности, вопросы вызывает приписывание Дажьбогу солярной природы: если он был богом солнца, то почему в древней Руси почитался и второй солярный бог, Хорс? Автор предлагает новый взгляд на эту проблему, основанный, прежде всего, на сравнительном подходе – сопоставлении с другими индоевропейскими мифологиями (германской, индийской, греческой, балтийской и т.д.). На базе альтернативного прочтения первоисточников и сопоставлений в другом свете рассматривается и этимология имени Дажьбога. В итоге вырисовывается совершенно новый взгляд на Дажьбога, прежде никогда не представленный в науке, хотя отдельные его предпосылки высказывались ранее рядом крупных учёных – как в области этимологии имени, так и в функциональном ключе. Автор пытается ответить на вопрос – мог ли быть Дажьбог развитием индоевропейского Дьеуса, Бога-Отца Сияющего Неба?
Спирова Э.М. - В коловороте общественных иллюзий (К 30-летней годовщине выхода в свет монографии П.С. Гуревича «Социальная мифология»)

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.10865

Аннотация: В статье содержится предложение обсудить широкий круг вопросов, связанных с массовыми идеологическими процессами. Поводом для дискуссии послужила книга П.С. Гуревича «Социальная мифология», которая была издана 30 лет назад. В статье отмечается, что этот труд был, судя по всему, первым исследованием в отечественной литературе феномена социальной мифологии. В условиях цензуры того времени автор был лишен возможности анализировать также мифы коммунистической идеологии. Ему не удалось дать критическую оценку концепции научной идеологии. Но проницательный читатель понимал, что феномен социальной мифологии носит универсальный характер. В последующих своих работах П.С. Гуревич возвращался к давним сюжетам, углубляя представление о массовых идеологических процессах. Особенно это заметно в материалах Круглых столов, которые проводятся под руководством П.С. Гуревича и печатаются в журнале «Вестник аналитики». Используется метод исторического анализа, который позволяет раскрыть разные этапы становления социальной мифологии и отметить специфическую проблематику каждого периода. Новизна идеи статьи обусловлена тем, что в отечественной литературе появилось немало частных исследований этой темы. Однако нет общей, хорошо продуманной концепции той роли, которую играет социальная мифология в современных условиях. В данной статье автор обозначил полемические проблемы, которые могли бы получить дальнейшую разработку.
Спирова Э.М. - В коловороте общественных иллюзий (К 30-летней годовщине выхода в свет монографии П.С. Гуревича «Социальная мифология») c. 261-270

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.63928

Аннотация: В статье содержится предложение обсудить широкий круг вопросов, связанных с массовыми идеологическими процессами. Поводом для дискуссии послужила книга П.С. Гуревича «Социальная мифология», которая была издана 30 лет назад. В статье отмечается, что этот труд был, судя по всему, первым исследованием в отечественной литературе феномена социальной мифологии. В условиях цензуры того времени автор был лишен возможности анализировать также мифы коммунистической идеологии. Ему не удалось дать критическую оценку концепции научной идеологии. Но проницательный читатель понимал, что феномен социальной мифологии носит универсальный характер. В последующих своих работах П.С. Гуревич возвращался к давним сюжетам, углубляя представление о массовых идеологических процессах. Особенно это заметно в материалах Круглых столов, которые проводятся под руководством П.С. Гуревича и печатаются в журнале «Вестник аналитики». Используется метод исторического анализа, который позволяет раскрыть разные этапы становления социальной мифологии и отметить специфическую проблематику каждого периода. Новизна идеи статьи обусловлена тем, что в отечественной литературе появилось немало частных исследований этой темы. Однако нет общей, хорошо продуманной концепции той роли, которую играет социальная мифология в современных условиях. В данной статье автор обозначил полемические проблемы, которые могли бы получить дальнейшую разработку.
А.С. Майданов - Динамика мира и ее субъекты в ведийской космологии. Часть I c. 337-349

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62426

Аннотация: Из текстов индийских вед видно, что у их авторов вполне определённо сформировалась идея о том, что у всякого природного феномена имеется своя причина, своя движущая сила, другими словами, свой актор, субъект. На место акторов космических процессов и явлений были поставлены боги. Они были наделены таким набором космических функций, которые обеспечивали бы динамику мира, его целостность и единство. В статье под этим углом зрения характеризуются такие небесные тела и соответствующие им божества как Солнце, Земля, Луна, некоторые звёзды и планеты. Описывается генеалогия этих божеств, отношения между ними как мировыми акторами. Многообразие признаков, присущих главным небесным светилам побудило авторов вед к изобретению такого способа их репрезентации как множественная деификация. В статье предлагается особая логическая схема анализа образов богов. Она включает в себя набор разных ипостасей божеств: характеристики их внешнего и духовного облика, космические и социальные функции и соответствующие реальные референты. Анализ образов главных богов с позиций данной схемы позволил показать, что мифические образы представляют собой синтетические ментальные конструкции, состоящие из компонентов разной эпистемологической ценности, из которых можно извлечь информацию как о реальных референтах богов, так и о различных параметрах творцов этих образов. Благодаря такой информации автору статьи удалось, как кажется, построить более адекватное истолкование образов ряда богов. Мифотворцы также запечатлели в мифах и своё видение некоторых важных универсальных характеристик реальности: закона круговращения Вселенной, характера движения в ней, пространства, времени, притом природного и социального. В статье сформулирована выявленная её автором логика постижения действительности, которая оказывается типичной для начальной стадии всякого познавательного процесса, в том числе и научного.
Майданов А.С. - Логика мифологического мышления

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.3.10620

Аннотация: В статье исследуется вопрос: можно ли и в каком смысле говорить о логике мифологического мышления? Показывается необоснованность применения к мифологии существующего понятия логики, сформулированного на базе логики Аристотеля, прослеживается эволюция взглядов на логику мифологического мышления, выявляются наиболее перспективные в данном отношении точки зрения. Характеризуются особенности содержательных единиц, которые функционировали в сознании архаических людей. Обнаруживается, что эти особенности обусловлены специфическими формами и правилами мышления с этими единицами. К предмету исследования применяется эволюционный подход, методы сравнения, сопоставления и противопоставления различных форм и проявлений этого предмета, метод обобщения и новой типизации его видов. Установлено, что мышление подчинялось некоторым своеобразным принципам, управлялось рядом специфических парадигм. Вследствие этого мифологическое мышление представляет собой особый тип мыслительной деятельности, оперирующий значительным набором уникальных методов и приёмов. Под влиянием этих факторов процесс мифотворчества оказывался достаточно детерминированным, телеологичным, результативным, психологически и эстетически эффективным.
Майданов А.С. - Логика мифологического мышления c. 426-441

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.3.64172

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с наличием объемных совпадений с текстом следующей публикации: Майданов А.С. Малый органон мифологического творчества // NB: Философские исследования. — 2014. - № 2. - С.71-162. Дата ретракции 12.10.2020 г.
В статье исследуется вопрос: можно ли и в каком смысле говорить о логике мифологического мышления? Показывается необоснованность применения к мифологии существующего понятия логики, сформулированного на базе логики Аристотеля, прослеживается эволюция взглядов на логику мифологического мышления, выявляются наиболее перспективные в данном отношении точки зрения. Характеризуются особенности содержательных единиц, которые функционировали в сознании архаических людей. Обнаруживается, что эти особенности обусловлены специфическими формами и правилами мышления с этими единицами. К предмету исследования применяется эволюционный подход, методы сравнения, сопоставления и противопоставления различных форм и проявлений этого предмета, метод обобщения и новой типизации его видов. Установлено, что мышление подчинялось некоторым своеобразным принципам, управлялось рядом специфических парадигм. Вследствие этого мифологическое мышление представляет собой особый тип мыслительной деятельности, оперирующий значительным набором уникальных методов и приёмов. Под влиянием этих факторов процесс мифотворчества оказывался достаточно детерминированным, телеологичным, результативным, психологически и эстетически эффективным.
А.С. Майданов - Динамика мира и ее субъекты в ведийской космологии. Часть II (окончание) c. 488-498

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62651

Аннотация: Из текстов индийских вед видно, что у их авторов вполне определённо сформировалась идея о том, что у всякого природного феномена имеется своя причина, своя движущая сила, другими словами, свой актор, субъект. На место акторов космических процессов и явлений были поставлены боги. Они были наделены таким набором космических функций, которые обеспечивали бы динамику мира, его целостность и единство. В статье под этим углом зрения характеризуются такие небесные тела и соответствующие им божества как Солнце, Земля, Луна, некоторые звёзды и планеты. Описывается генеалогия этих божеств, отношения между ними как мировыми акторами. Многообразие признаков, присущих главным небесным светилам побудило авторов вед к изобретению такого способа их репрезентации как множественная деификация. В статье предлагается особая логическая схема анализа образов богов. Она включает в себя набор разных ипостасей божеств: характеристики их внешнего и духовного облика, космические и социальные функции и соответствующие реальные референты. Анализ образов главных богов с позиций данной схемы позволил показать, что мифические образы представляют собой синтетические ментальные конструкции, состоящие из компонентов разной эпистемологической ценности, из которых можно извлечь информацию как о реальных референтах богов, так и о различных параметрах творцов этих образов. Благодаря такой информации автору статьи удалось, как кажется, построить более адекватное истолкование образов ряда богов. Мифотворцы также запечатлели в мифах и своё видение некоторых важных универсальных характеристик реальности: закона круговращения Вселенной, характера движения в ней, пространства, времени, притом природного и социального. В статье сформулирована выявленная её автором логика постижения действительности, которая оказывается типичной для начальной стадии всякого познавательного процесса, в том числе и научного.
Майданов А.С. - Логика мифологического мышления. Часть 2. Парадигмальность мифологического мышления

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.4.12116

Аннотация: В статье исследуется вопрос: можно ли и в каком смысле говорить о логике мифологического мышления? Показывается необоснованность применения к мифологии существующего понятия логики, сформулированного на базе логики Аристотеля, прослеживается эволюция взглядов на логику мифологического мышления, выявляются наиболее перспективные в данном отношении точки зрения. Характеризуются особенности содержательных единиц, которые функционировали в сознании архаических людей. Обнаруживается, что эти особенности обусловлены специфическими формами и правилами мышления с этими единицами. К предмету исследования применяется эволюционный подход, методы сравнения, сопоставления и противопоставления различных форм и проявлений этого предмета, метод обобщения и новой типизации его видов. Установлено, что мышление подчинялось некоторым своеобразным принципам, управлялось рядом специфических парадигм. Вследствие этого мифологическое мышление представляет собой особый тип мыслительной деятельности, оперирующий значительным набором уникальных методов и приёмов. Под влиянием этих факторов процесс мифотворчества оказывался достаточно детерминированным, телеологичным, результативным, психологически и эстетически эффективным.
Майданов А.С. - Логика мифологического мышления. Часть 2. Парадигмальность мифологического мышления c. 594-606

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.4.64231

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с наличием объемных совпадений с текстом следующей публикации: Майданов А.С. Малый органон мифологического творчества // NB: Философские исследования. — 2014. - № 2. - С.71-162. Дата ретракции 12.10.2020 г.
В статье исследуется вопрос: можно ли и в каком смысле говорить о логике мифологического мышления? Показывается необоснованность применения к мифологии существующего понятия логики, сформулированного на базе логики Аристотеля, прослеживается эволюция взглядов на логику мифологического мышления, выявляются наиболее перспективные в данном отношении точки зрения. Характеризуются особенности содержательных единиц, которые функционировали в сознании архаических людей. Обнаруживается, что эти особенности обусловлены специфическими формами и правилами мышления с этими единицами. К предмету исследования применяется эволюционный подход, методы сравнения, сопоставления и противопоставления различных форм и проявлений этого предмета, метод обобщения и новой типизации его видов. Установлено, что мышление подчинялось некоторым своеобразным принципам, управлялось рядом специфических парадигм. Вследствие этого мифологическое мышление представляет собой особый тип мыслительной деятельности, оперирующий значительным набором уникальных методов и приёмов. Под влиянием этих факторов процесс мифотворчества оказывался достаточно детерминированным, телеологичным, результативным, психологически и эстетически эффективным.
Сиюхова А.М. - Этнический миф как средство сохранения этнокультурной идентичности (на примере культуры адыгов)

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.19656

Аннотация: В статье прослеживается процесс трансформации этнического мифа в культуре адыгов, начиная с архаической эпохи создания эпоса «Нарты», до современного постсоветского периода. В первом разделе статьи концептуализируется понятие «этнический миф», утверждаются характеристики его многоуровневости и универсальности как формы коллективного сознания. В контексте предпринятого исследования использование понятия «этнический миф» становится инструментом, позволяющим глубже проникнуть в сущность, как отдельных сегментов этнической картины мира адыгов, так и ее целостности. Т.е. этнический миф представляется одной из форм сознания, в том числе, современного представителя этнической группы. Для анализа трансформационных процессов этносознания применяется методология Ж. Дюрана, утверждающего, что мир для человека выступает лишь в форме «имажинер» – мифа, коллективного бессознательного, возникающего как первичный процесс, состоящий из воображаемого, воображающего, воображения и самого процесса воображения. Соотношение двух специфических режимов имажинер – дневного и ночного – выражает особенности разных культур. На этом основании проводится анализ исторического изменения границы между дневным и ночным сегментами этнического мифа адыгов, что составляет научную новизну представленного исследования. На примере эволюции мифо-эпического осмысления этнических ценностей делается вывод о приоритете дневного мироощущения древних адыгов, при том, что уже в архаическом художественном наследии присутствовали зерна ночного мифологического сознания. Также прослеживаются изменения в традициях и обрядовой практике, приводятся примеры современных форм этнических взаимодействий, отражающих специфику соотношение дневного и ночного уровней мифологического сознания представителей этноса. Основной вывод заключается в следующем: преодоление жестоких кризисов столетней кавказской войны, необходимость интегрироваться в новые условия государственности царской, а впоследствии, советской России, опасность этнокультурной ассимиляции с окружающими более крупными этносообществами, глобализационные процессы на постсоветском пространстве, привели к смещению границы дневного и ночного сегментов этнического мифа адыгов, к их уравновешиванию за счет расширения ночной составляющей. Это явилось эффективным механизмом сохранения этнической идентичности социума.
Сиюхова А.М. - Этнический миф как средство сохранения этнокультурной идентичности (на примере культуры адыгов) c. 1202-1209

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.68141

Аннотация: В статье прослеживается процесс трансформации этнического мифа в культуре адыгов, начиная с архаической эпохи создания эпоса «Нарты», до современного постсоветского периода. В первом разделе статьи концептуализируется понятие «этнический миф», утверждаются характеристики его многоуровневости и универсальности как формы коллективного сознания. В контексте предпринятого исследования использование понятия «этнический миф» становится инструментом, позволяющим глубже проникнуть в сущность, как отдельных сегментов этнической картины мира адыгов, так и ее целостности. Т.е. этнический миф представляется одной из форм сознания, в том числе, современного представителя этнической группы. Для анализа трансформационных процессов этносознания применяется методология Ж. Дюрана, утверждающего, что мир для человека выступает лишь в форме «имажинер» – мифа, коллективного бессознательного, возникающего как первичный процесс, состоящий из воображаемого, воображающего, воображения и самого процесса воображения. Соотношение двух специфических режимов имажинер – дневного и ночного – выражает особенности разных культур. На этом основании проводится анализ исторического изменения границы между дневным и ночным сегментами этнического мифа адыгов, что составляет научную новизну представленного исследования. На примере эволюции мифо-эпического осмысления этнических ценностей делается вывод о приоритете дневного мироощущения древних адыгов, при том, что уже в архаическом художественном наследии присутствовали зерна ночного мифологического сознания. Также прослеживаются изменения в традициях и обрядовой практике, приводятся примеры современных форм этнических взаимодействий, отражающих специфику соотношение дневного и ночного уровней мифологического сознания представителей этноса. Основной вывод заключается в следующем: преодоление жестоких кризисов столетней кавказской войны, необходимость интегрироваться в новые условия государственности царской, а впоследствии, советской России, опасность этнокультурной ассимиляции с окружающими более крупными этносообществами, глобализационные процессы на постсоветском пространстве, привели к смещению границы дневного и ночного сегментов этнического мифа адыгов, к их уравновешиванию за счет расширения ночной составляющей. Это явилось эффективным механизмом сохранения этнической идентичности социума.
Плахин В.Т., Коростелёва О.Т. - «КОМУ СКАЗАТЬ СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ?» (жизненные силы в мифологической и рекламной картинах мира)

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.11.13388

Аннотация: Данная статья, выполненная в рамках философско-культурологического подхода, является частью исследовательской программы, направленной на экспликацию содержательного антагонизма архаического мифа как «раннего зеркала мира» и современной рекламы, теперь уже почти безрефлективно считающейся феноменом мифологического свойства. Тема жизненных сил, их сохранения и преумножения является одной из центральных как для классической мифологии, так и для рекламного дискурса, что и позволяет сделать специфику первобытного и «новейшего» рыночного витализма предметной областью детального изучения. Исследование проводится на основе компаративного метода, предполагающего сопоставление первобытной концепции жизненных сил, моделируемой посредством этнографического кросс-культурного анализа, с наиболее характерными, типическими, чертами рекламного витализма. В статье показано, что архаические воззрения и практики моделируют человека как ключевое звено вселенского круговорота витальной силы, как субъект ее владения, распределения и потребления. Напротив, рекламная концепция жизненных сил превращает рекламного героя в простого приобретателя очередной расфасованной стимулирующей дозы. Крайние формы такого редукционистского подхода приводят к тому, что субъектное бытие становится эксклюзивным атрибутом товарной субстанции, тогда как ее потребитель, лишенный собственного витального потенциала, репрезентирует воплощенное субъектное ничто.
Плахин В.Т., Коростелёва О.Т. - «КОМУ СКАЗАТЬ СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ?» (жизненные силы в мифологической и рекламной картинах мира) c. 1641-1651

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.11.65729

Аннотация: Данная статья, выполненная в рамках философско-культурологического подхода, является частью исследовательской программы, направленной на экспликацию содержательного антагонизма архаического мифа как «раннего зеркала мира» и современной рекламы, теперь уже почти безрефлективно считающейся феноменом мифологического свойства. Тема жизненных сил, их сохранения и преумножения является одной из центральных как для классической мифологии, так и для рекламного дискурса, что и позволяет сделать специфику первобытного и «новейшего» рыночного витализма предметной областью детального изучения. Исследование проводится на основе компаративного метода, предполагающего сопоставление первобытной концепции жизненных сил, моделируемой посредством этнографического кросс-культурного анализа, с наиболее характерными, типическими, чертами рекламного витализма. В статье показано, что архаические воззрения и практики моделируют человека как ключевое звено вселенского круговорота витальной силы, как субъект ее владения, распределения и потребления. Напротив, рекламная концепция жизненных сил превращает рекламного героя в простого приобретателя очередной расфасованной стимулирующей дозы. Крайние формы такого редукционистского подхода приводят к тому, что субъектное бытие становится эксклюзивным атрибутом товарной субстанции, тогда как ее потребитель, лишенный собственного витального потенциала, репрезентирует воплощенное субъектное ничто.
Власова В.Б. - Социальная мифология и модернизация современной культуры

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.15702

Аннотация: Статья посвящена феномену социальной мифологии в условиях современной глобализации, модернизации культуры. Главный интерес представляет рассмотрение тех особенностей структуры мифологического сознания, которые служат сохранению архаичных образований в современной социальной практике как её ценностные ориентиры. Анализируются конституирующие моменты мифологического мировосприятия и средства их укоренения в деятельности людей с древности до наших дней. Характеризуются конкретные социально-исторические ситуации, выступающие благодатной почвой воспроизводства социальной мифологии в рационально обоснованном творчестве современного субъекта. Методологией исследования является сравнительный анализ мифотворчества в прошлом и настоящем, социально-психологическая характеристика носителей мифологии в соотношении с их существованием в определённых социокультурных обстоятельствах. Новое в исследовании – аспект рассмотрения проблемы, сопоставляющей внедрение мифологической ориентации во вчерашней и сегодняшней практике; совмещение плюсов и минусов в роли мифа во все времена, объяснение этой двойственности. Выводы: социальная мифология неустранима из культуротворчества вследствие необходимости эмоционального настроя и воображения у субъекта; будучи источником архетипов этноментальности, она консервирует уникальность отдельных культур, противопоставляя её унифицирующим тенденциям модернизации; современное отчуждение глобальной культуры порождает извращённое функционирование мифологии, требуя устранения его причин.
Власова В.Б. - Социальная мифология и модернизация современной культуры c. 1671-1681

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67227

Аннотация: Статья посвящена феномену социальной мифологии в условиях современной глобализации, модернизации культуры. Главный интерес представляет рассмотрение тех особенностей структуры мифологического сознания, которые служат сохранению архаичных образований в современной социальной практике как её ценностные ориентиры. Анализируются конституирующие моменты мифологического мировосприятия и средства их укоренения в деятельности людей с древности до наших дней. Характеризуются конкретные социально-исторические ситуации, выступающие благодатной почвой воспроизводства социальной мифологии в рационально обоснованном творчестве современного субъекта. Методологией исследования является сравнительный анализ мифотворчества в прошлом и настоящем, социально-психологическая характеристика носителей мифологии в соотношении с их существованием в определённых социокультурных обстоятельствах. Новое в исследовании – аспект рассмотрения проблемы, сопоставляющей внедрение мифологической ориентации во вчерашней и сегодняшней практике; совмещение плюсов и минусов в роли мифа во все времена, объяснение этой двойственности. Выводы: социальная мифология неустранима из культуротворчества вследствие необходимости эмоционального настроя и воображения у субъекта; будучи источником архетипов этноментальности, она консервирует уникальность отдельных культур, противопоставляя её унифицирующим тенденциям модернизации; современное отчуждение глобальной культуры порождает извращённое функционирование мифологии, требуя устранения его причин.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.