Статья 'Устройство Вселенной согласно индийским ведам' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Устройство Вселенной согласно индийским ведам

Майданов Анатолий Степанович

доктор философских наук

ведущий научный сотрудник Института философии Российской академии наук

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1

Maydanov Anatoly Stepanovich

Doctor of Philosophy

leading research assistant of the Division of Evolutionary epistemology at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. 

109240, Russia, g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12, str. 1

anmaid@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2012.10.6645

Дата направления статьи в редакцию:

17-09-2012


Дата публикации:

1-10-2012


Аннотация: Для авторов вед был очевиден составной характер Вселенной. Для них она представляла собой организованное целое, части которого определённым образом соотнесены, связаны друг с другом и упорядочены. Мир для них был пятичастным, включающим небо, землю и воздушное пространство. Они допускали, кроме того, существование пространства по ту сторону неба, а также нижний мир. Небо и земля как главные части Вселенной были для ариев источниками физических и моральных сил, надёжной опорой в жизни. Представления о Вселенной основывались на онтологической идее всеобщего генезиса. Небо в свою очередь структурировалось, оно рассматривалось как среда, в которой происходит разнообразная активная жизнь. Арийские риши-мудрецы пришли к мысли о том, что при долгом движении в глубины Вселенной можно встретить объекты и явления качественно иного рода. В воздушном пространстве боги осуществляли свою активную деятельность, через него устанавливалась связь богов с людьми. Вокруг земли в представлении ариев непрерывно вращалось колесо дней и ночей, обеспечивая смену этих частей суток. Для ариев отсутствовала проблема опоры, которая должна была поддерживать небо и землю, поскольку эта проблема получила разные решения. В ведах многие образы космических объектов и явлений носят инверсных характер, т.е. являются контрастными по отношению к их референтам. Вселенная в их представлении была шарообразной, гелеоцентрической, имеющей границы. Картина всего мира строилась на основе геоморфной парадигмы с использованием принципа динамизма. Риши привлекали также онтологические идеи развития и генетической связи элементов Вселенной. Общий характер картины мира говорит о несбалансированности архаического интеллекта, свидетельствующей о различной степени развитости отдельных его способностей. Подобный тип интеллекта был свойствен и другим эпохам духовной истории человечества.


Ключевые слова:

Философия, космос, мышление, мировидение, метод, пространство, боги, парадигма, гелеоцентризм, инверсия

Библиография
1. Авеста в русских переводах (1861-1996). СПб.: Журнал Нева; РХГИ. 1997.

2. Атхарваведа: в 3 т. Пер. Т.Я. Елизаренковой. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 2005-2010.

3. Кассирер Э. Философия символических форм. Т.2: Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

4. Кёйпер Ф.Б.Я. Труды по вейдийской мифологии. М.: Наука. 1986.

5. Леви-Строс К. Структурная антропология. Пер. Вяч.Вс. Иванова. М.: Эксмо-пресс. 2001.

6. Леви-Строс К. Мифологики: в 4 т. М., СПб. 2000-2007.

7. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук. 1998.

8. Мифы народов мира: в 2 т. М.: Большая российская энциклопедия. 1998.

9. Ригведа: мандалы I-IV, V-VIII, IX-X. Пер. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука. 1999.

10. Тилак Б.Г. Арктическая родина в ведах. Пер. Н.О. Гусевой. М.: Фаир-персс. 2002.

11. Тёмкин Э., Эрман В. Мифы древней Индии. М.: Атрей, АСТ. 2009.

12. Фракфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии: духовные искания древнего человека. М.: Наука. 1984.

13. Шри Ауробиндо Откровения древней мудрости: веды, упанишады, бхагавадгита. СПб.: Адити. 2001.

14. Элиаде М. Космос и история: избранные работы. М.: Прогресс. 1987.

15. Bhattachardji S. The Indian theogony. Cambr. University press. 1970.

16. Lüders H. Varuna. Bd. 1-2. Götingen. 1951-1959.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.