Философия и культура - рубрика Философия науки и образования
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Философия науки и образования"
Философия науки и образования
Дагаргулия К.И. - ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается аксиологический аспект образования. Раскрываются антропологические основы обучения. Обосновывается идея слитности образования и обучения.
Борисов С.В. - «Философский глаз» для науки: диалог в диалоге
Аннотация: В статье предпринимается попытка перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки как познавательной деятельности в полемику «внешнюю», представленную в виде воображаемого диалога Профана, Ученого и представителей философии науки. Этот прием, по замыслу автора, позволит «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Гребенщикова Е.Г. - Трансдисциплинарные стратегии коммуникации рисков
Аннотация: Представление о риске в последнее время вошло в число ключевых концептов осмысления динамики современных социальных структур и проектирования тенденций их развития на будущее. Основной детерминантой усиления внимания к проблематике риска является озабоченность общества трудно прогнозируемыми негативными последствиями форсированного развития современных технонауки и технологий. Одним из способов концептуализации рассматриваемой проблематики является теоретическая рамка, описывающая процессы коммуникации риска как ряд инициатив, направленных на поиск эффективных механизмов включения публики в решение сложных задач и социальное обучение. Продуктивность трансдисциплинарных стратегий, ориентированных на совмещение ресурсов науки и сферы вненаучного знания социальных акторов, продемонстрирована в области биомедицинских технологий. Одной из форм, в которой трансдисциплинарные подходы к коммуникации рисков находят наиболее адекватную реализацию, является гуманитарная экспертиза.
Яковлев В.А. - Метафизические принципы естественнонаучных исследований феномена жизни
Аннотация: В статье кратко прослеживается эволюция учений о жизни в философии. Основной акцент делается на анализе проблемы происхождения и сущности жизни в свете достижений в физике, биологии и химии XX – XXI вв. Выявляется метафизический статус принципов инвариантности и цикличности в современных естественнонаучных исследованиях органической материи. Критически рассматривается редукционистский подход – сведение свойств живых организмов к признакам и характеристикам неорганической материи. Утверждается экспериментально-метафизической статус проблемы жизни и предлагается новый подход к её решению на основе определения феномена жизни как особой формы информационной реальности.
Морозов В.В. - Образование как процесс социализации личности
Аннотация: В этой статье анализируется процесс социализации личности, который нельзя сводить ни к следованию стереотипам, ни к непрерывным изменениям. Момент устойчивости и момент изменчивости в этом процессе находятся в диалектическом единстве. Обе тенденции важны для нормального функционирования общества.
Грязнова Е.В. - Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс?
Аннотация: в статье дается понятие и структура информационного взаимодействия, рассматривается его место и роль в системе образования. Вводится понятие "информационного компьютерного квазисубъекта", раскрывается его специфика и роль в информационном взаимодействии. Анализируются возможные источники негативных последствий информатизации образования и причины, приводящие к ухудшению качества педагогического процесса, основанного на компьютеризированном информационном взаимодействии.
Баксанский О.Е. - Методологические основания модернизации современного образования
Аннотация: Философия образования, оформившаяся в самостоятельную дисциплину во второй половине XX века, возникла благодаря взаимодействию между множеством философских течений и системой образования, а также в контексте взаимодействия между образовательным опытом и его рефлексией. В ХХI веке на первое место выдвигается конвергнетный тип мышления, базирую-щийся на различных технология, в частности, на информационных, конвергенных, соци-альных и биотехнологиях Конвергентные технологии задают новую стратегию развития цивилизации и в этом качестве нуждаются в социально-гуманитарном осмыслении, для чего необходимо эффективно использовать традиции фундаментальной науки и способности к производству универсального знания для создания когнитивного стандарта как одного из ключевых направлений глобального развития конвергентных технологий.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобальные исследования: от глобализации знаний к становлению глобального знания
Аннотация: В статье рассматриваются взаимосвязанные процессы глобализации знаний и становление глобального знания. Раскрывается эволюционный подход (отличный от исторического подхода) к глобальным исследованиям и особенно к глобалистике, которая, по мнению авторов, исследует различные глобальные процессы и системы, включая глобальные природные процессы, глобализацию и глобальные проблемы. Формирование глобального знания и глобальные трансформации в науке рассматривается в ракурсе перехода к устойчивому развитию и становления сферы разума.
Даниелян Н.В. - Роль конструктивизма в условиях перехода от информационного общества к обществу знания The Role of Constructivism at the Transition Period from Information to Knowledge Society
Аннотация: Аннотация: В данной статье рассматривается возрастание роли конструктивизма в процессе перехода от информационного общества к “обществу знания”. Автором проводится анализ понятия “общество знания” на основании работ разных философов и устанавливается, что основным отличием информационного общества от “общества знания” становится подключение ненаучного знания, поскольку в новом типе общества постепенно стираются разграничительные “линии” между наукой, обществом и социальной культурой. На основании исследования взглядов некоторых выдающихся философов на процесс образования в статье проводится мысль, что целью образования становится формирование всего человека, что означает отказ от использования формальной информации и возрастание роли “живого знания”. Автор приходит к выводу, что конструирование как одна из форм организации знания означает способность сконструировать соответствующую целям человека новую упорядоченность, в идеале - еще не освоенного мира. Вследствие этого в “обществе знания” познание понимается как включенное в реальность, которая все более превращается в конструкт научно-познавательной деятельности субъекта. Review: The article considers the increasing role of constructivism in the transition process from information to knowledge society. The author analyses knowledge society concept on the basis of different philosophers’ works and ascertains that including non-scientific knowledge is becoming the main difference of these two types of societies. The reason of this process is disappearance of differentiating lines among science, community and social culture. The analysis of some great philosophers’ ideas concerning the education process suggests an idea that the purpose of education is forming the whole personality. It means the refusal from usage of formal information and increasing “human knowledge” role. The author makes a conclusion that construction as one of the forms for knowledge organization supposes an ability to construct some new order corresponding to human purposes. Ideally it should be the order of undeveloped reality. As a result cognition in knowledge society should be understood as included in the reality which becomes a construct of a subject’s scientific and cognitive activity more and more.
Баксанский О.Е. - Руководство процессом познания: Knowledge Management.

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.6954

Аннотация: Одной из причин повышения интереса к управлению знаниями является развитие коммуникационных и информационных технологий. Эти технологии позволяют обмениваться огромными массивами информации независимо от географического положения участников процесса и реального времени. Поток информации воистину захлестывает, поэтому люди начинают интересоваться, действительно ли им нужна вся эта информация и существуют ли другие, более удобные способы ее получения. Ответы на эти вопросы скорее всего утвердительные, так как, хотя эти технологии и меняют способы создания, передачи и использования знаний, они не могут полностью заменить непосредственные контакты (например, виртуальной средой компьютерного пространства). Действительно, определенные знания можно развивать и передавать другим исключительно с использованием традиционных подходов. Краткое содержание: Информация и знание как основные понятия. Знание и его применение. Социальное и индивидуальное управление знаниями. Знания, компетенции, компетентность. Модели компетенций, особенности их использования в контексте обучения и развития. Знание и решение практических задач. Компетентностная модель образования.
Асеева И.А. - Инновационные технологии в образовательных средах на основе самоорганизации студенческо-преподавательского сообщества
Аннотация: В статье актуализируется проблема использования инновационных технологий в системе «наука-образрвание» в контексте синергетического подхода. В статье затронуты некоторые проблем, к которым намечены инновационные подходы: проблемы организации студенческо-преподавательского общения, повышение статуса науки и российского ученого, сложности трансляции знания и дилеммы привлечения молодежи в высшую школу.
Яковлев В.А. - Социокультурный статус науки в европейской истории

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7321

Аннотация: В статье критически анализируются основные направления современной философии науки, связанные с рассмотрением генезиса теоретического знания. Подчёркивается, что в эпоху Средневековья скрытно сформировались побочные для самого Средневековья мыслительные комплексы, связанные с христианской метафизикой. Зародились новые креативы - эпистемический и аксиологический, – оказавшиеся затем в эпоху Возрождения основными и решающими для генезиса классической науки На основе предложенного системно-вероятностного подхода наука в целом рассматривается как определенный результат инновационных процессов в культуре, итог разрешения проблемной креативной ситуации в истории и продукт творческого процесса перехода локальной новации Древнегреческой цивилизации в универсальную инновацию Европейской культуры.
А.Н. Козлов - Философия образования c. 0-0
Аннотация: Недостаток многих исследований, связанных с историей педагогики и воспитания, состоит в том, что их авторы вычленяют комплекс взглядов на образование из общего потока философских и психологических размышлений. Именно поэтому история педагогики оказывается лишь перечнем различных дидактических приемов. Но ведь сами эти приемы родились в конкретной эпохе и несут на себе след мировоззренческих представлений времени. В данном исследовании автор освещает историю образования на широком по возможности фоне философских и психологических исканий с целью показать, что педагогические идеи тесно связаны с философской антропологией, этикой и психологией.
В.Ю. Ивлев - Методологическая роль в научном познании категорий случайности, необходимости и возможности c. 0-0
Аннотация:
И.М. Ильинский - Ассиметричный человек c. 0-0
Аннотация:
А.С. Павловский - Коррекция внутреннего мира c. 0-0
Аннотация:
Л.И. Иванкина, Л.С. Сысоева - Образование как транзитная потенциальность c. 0-0
Аннотация:
Н. А. Куценко - Философское образование в первой половине XIX века c. 0-0
Аннотация: Определяется статус философских наук в ученой среде российского общества. Отмечается сложность борьбы философии за собственный статус. Раскрывается смысл духовно-академической философии.
А.Д. Урсул - Принцип темпоральной целостности и образование c. 0-0
Аннотация: в статье говорится о необходимости радикальных перемен в системе образования. Важно обеспечить инновационно-опережающий характер подготовки специалистов. Под феноменом «футуризации» подразумевается соотнесение обучения с потребностями общества в будущем. Автор отмечает, что программы не соотносятся с рождающейся системой знаний о мире.
Э.А. Камалдинова - Развивающее обучение: утопия или реальность? c. 0-0
Аннотация: на наших глазах происходит, как казалось до недавних пор, невероятное: катастрофическое падение уровня общей и профессиональной культуры новых поколений выпускников вузов. Однако при ближайшем рассмотрении этот факт оказывается не столько невероятным, сколько вполне предсказуемым. Стоит только задаться вопросом: «А можно ли в условиях проводимой государством политики по отношению к образованию рассчитывать на что-то другое?»
К.И. Дагаргулия - Ценности и цели образования c. 0-0
Аннотация: В статье рассматривается аксиологический аспект образования. Раскрываются антропологические основы обучения. Обосновывается идея слитности образования и обучения.
Г.А. Новичкова - Ф. Шиллер об антропологическом типе человека c. 0-0
Аннотация: Аннотация: И. Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании человека» излагает результаты своих изысканий антропологического типа человека. Для создания такого типа человека не нужны насильственные революции, а нужна революция в душах людей Шиллер придавал большое значение эстетике в воспитании человека, потому что эстетика, по Шиллеру, как наука является такой революцией в душах людей Он придавал серьезное значение эстетике в воспитании человека, потому что эстетика является не только составной частью его философского мировоззрения, но одной из ее главных составных частей, так как эстетика — это часть философского знания в силу ее сильнейшего и благотворнейшего действия на человека
Грибков А.А., Зеленский А.А. - Место и роль общей теории систем в подготовке научных кадров c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70462

EDN: YXCPXY

Аннотация: В статье исследуется возможность в рамках подготовки научных кадров формирования у обучающихся творческих компетенций. Отмечается, что на базе существующих программ можно подготовить специалиста, способного продуктивно использовать существующие знания, однако создавать новые знания, решать задачи, для которых не известен способ решения, такой специалист не обучен – система образования (в рамках имеющихся учебных курсов) не готовит творческую единицу. Для формирования творческих компетенций необходим учебный курс «Общая теория систем», но в не том виде, в котором он преподается в настоящее время (как методология использования системного подхода), а в соответствие с представлением общей теории систем как теории, целью которой является создание универсальной методологии достоверного представления моделей объектов, в основе которого лежит подобие (изоморфизм) форм и законов мироздания. Приводится развернутая аргументация связи творчества и целостного представления бытия, эмпирическим проявлением которого является изоморфизм. Исследуется механизм трансляции знаний в рамках механизма мультисистемой интеграции человека, механизм заимствования человеком знаний из чувственно постигаемых форм реальности. Констатируется, что для соответствия поставленным задачам познания требуется версия общей теории систем, расширенная метафизической составляющей. Далее, отталкиваясь от метафизического описания основ наблюдаемого в практике познания явления изоморфизма, можно формировать комплектные коллекции паттернов – типовых форм, шаблонов объектов и их отношений. По итогам практического познания, классификации объектов познания, а также сопоставления результатов познания с известными паттернами можно формировать комплектные коллекции вторичных свойств и законов объектов. В настоящее время завершается работа над такой версией общей теории систем, получившей название «Эмпирико-метафизическая общая теория систем». В заключение статьи рассматривается проблематика преподавания общей теории систем. В ней выделяются две составляющие: вопрос позиционирования учебного курса «Общая теория систем» относительно других курсов, а также учет специфики предметной области обучающихся по разным специальностям (направлениям).
С.Ю. Иванов - Постмодернизм и картина мира c. 10-19
Аннотация: В статье рассматривается роль и значение концептов всеобщего, особенного и единичного для категориального структурирования ряда философских направлений постмодернизма. В частности выявляются концепты всеобщего, особенного, единичного в онтологии философского дискурса М. Фуко, методов деконструкции Ж. Дерриды, философских концептов Ж. Делёза, учения о симулякрах Ж. Бодрийяра, дискурсах философского синтеза П. Рикёра и др. Показывается категориальная соотносительность выделенных концептов с основными структурными компонентами картины мира.
Шадрина В.И. - Страх в образовательном процессе: социально-философский анализ

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.6122

Аннотация: Страх выступает не только одним из базовых человеческих чувств, но и мощным фактором, влияющим на развитие целостной системы образования. Выделенные проблемные позиции и пути их разрешения позволяют обнаружить ряд противоречий внутри системы, осмысление статье уделяется вопросам сущностного потенциала феномена образования, так как образование способно не только транслировать ценности культуры и пассивно отражать окружающую реальность, но и оказывать на нее преобразующее действие.
А.И. Корсаков - Герберт Спенсер об условном знании и безусловной вере c. 21-30
Аннотация: в статье социализация рассматривается как понятие, содержание которого определяется в зависимости от избираемого исследователем аспекта. Показано, что в его понимании важно исходить из положений социальной философии, социологии и социальной психологии и учитывать историю становления термина. Изложены основы тезаурусной концепции социализации.
Суровягин Д.П. - К проблеме редукции диспозиционных терминов научной теории c. 46-56

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.5.32504

Аннотация: В статье рассматривается проблема редуцируемости диспозиционных терминов в научной теории. Диспозиционные термины – это предикаты, выражающие предрасположенность тела реагировать определенным образом при определенных условиях. Отличие диспозиционных предикатов от прочих дескриптивных терминов заключается в том, что для определения их значения необходимо знать эмпирическое условие, при котором проявляется диспозиционное свойство. Поскольку диспозиция не наблюдается непосредственно, необходимо провести эксперимент, в котором проявится нужное свойство предмета. В статье устанавливается, что для диспозиционных предикатов определение следует рассматривать как частный случай редукции. Этот вывод обусловлен тем, что двустороннее редукционное предложение представляет собой частный случай редукционной пары предложений. При постоянном уточнении значения диспозиционного термина экспериментальным путем задание референции с помощью редукционных предложений удобнее потому, что оно может быть дополнено новым предложением, описывающим дополнительные проверочные условия. Присутствие в языке наблюдения диспозиционных предикатов, не определимых обычным способом и возможность их редукции указывают на неравнозначность методологических операций редукции и определения в содержательных научных теориях, что также является аргументом в пользу дальнейшего изучения редукции в естествознании и в социально-гуманитарных научных дисциплинах.
Чебунин А.В. - Формирование буддийского образования в Китае c. 49-60

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.4.28623

Аннотация: Буддийское образование представляет собой основной инструмент воспроизводства буддийской модели личности и буддийской сангхи. В процессе развития буддийского учения в нем сложились три базовые личностные модели: архата, бодхисаттвы и Будды, реализация которых осуществлялась через ориентацию на учителя. В Китае буддизм столкнулся со сложившимися к тому времени традиционными моделями личности благородного мужа в конфуцианстве и совершенномудрого в даосизме. В ходе продолжительного взаимодействия с китайской культурой происходили сложные процессы китаизации буддизма, где основополагающей моделью личности стал образ бодхисаттвы, ориентированный на социальную добродетель. Китайские буддисты внесли заметный вклад в теорию и практику буддийского образования, выступающими механизмами совершенствования личности. Методология исследования определяется базовыми концептуальными подходами к исследования духовной культуры в целом и буддийского учения в частности в контексте его функциональной значимости для общества. Были использованы системный, культурно-исторический и компаративистский подходы, а также методы описания, структуризации, аналогии и обобщения. Научная новизна и основные выводы заключаются в признании буддийского образования основным инструментом воспроизводства буддийской модели личности в качестве инструмента сохранения буддийской духовно-культурной традиции. Многоуровневая ориентация на различные типы личности в буддизме отразила всеохватывающий характер его образования, направленного на различные уровни духовного развития людей. Выбор модели бодхисаттвы в китайском буддизме определялся ее социальной направленностью и дополняемостью к образам благородного мужа и совершенномудрого, что обусловило формирование китайского духовного синкретизма и устойчивость духовной культуры Китая в целом.
М.М. Прохоров - Истина и культура c. 76-85
Аннотация: в статье анализируется понятие истины в науке постнеклассической эпохи, изучающей человекоразмерные системы с человеком как субъектом, предумышленно изменяющим онтологию объекта. Знание как субъективный образ объективного мира наполняется соответствующим содержанием, соединяющим в себе объективность с человекоразмерностью, что выражается в особенностях истины, заблуждения и лжи, в их взаимоотношениях. В противоположность обыденному сознанию, склонному к «безразмерному» употреблению этих категорий, и философии постмодернизма, напротив, склонной к деструкции бытия и элиминации истины, лжи и заблуждения, автором обосновывается идея о наличии границ их действия (применимости), за пределами которой находится гипостазирование и симулирование. На такой основе эксплицируется альтернативность мышления (познающего бытие) и его симулирования, раскрывается важность понимания их противоположности не только для гносеологии и эпистемологии, но и для культурологии.
В.А. Яковлев - Метафизические принципы естественнонаучных исследований феномена жизни c. 80-89
Аннотация: в статье кратко прослеживается эволюция учений о жизни в философии. Основной акцент делается на анализе проблемы происхождения и сущности жизни в свете достижений в физике, биологии и химии XX-XXI вв. Выявляется метафизический статус принципов инвариантности и цикличности в современных естественнонаучных исследованиях органической материи. Критически рассматривается редукционистский подход — сведение свойств живых организмов к признакам и характеристикам неорганической материи. Утверждается экспериментально-метафизической статус проблемы жизни и предлагается новый подход к её решению на основе определения феномена жизни как особой формы информационной реальности.
С. В. Борисов - «Философский глаз» для науки: диалог в диалоге c. 81-91
Аннотация: В статье предпринимается попытка перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки как познавательной деятельности в полемику «внешнюю», представленную в виде воображаемого диалога Профана, Ученого и представителей философии науки. Этот прием, по замыслу автора, позволит «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
В.В. Морозов - Образование как процесс социализации личности c. 85-95
Аннотация: в этой статье анализируется процесс социализации личности, который нельзя сводить ни к следованию стереотипам, ни к непрерывным изменениям. Момент устойчивости и момент изменчивости в этом процессе находятся в диалектическом единстве. Обе тенденции важны для нормального функционирования общества.
С.Ю. Иванов - Структурные компоненты картины мира c. 86-97
Аннотация: В статье рассматриваются структурные компоненты картины мира. Картина мира логически интерпретируется как понятие, как понятие понятия, осуществляя собой логику восхождения от абстрактного к конкретному. На основании вышеозначенной методологии, логически выводятся структурные аспекты картины мира.
Е.С. Кананыкина - Педагогические модели развития образования стран романо-германской правовой семьи c. 88-95
Аннотация: В последнее десятилетие в российской научной литературе неоднократно предпринимались попытки выделения и обоснования базовых моделей образования, а также осуществления их парадигмально-педагогической типологии. Необходимость указанного обусловливается объективной потребностью в упорядочении и систематизации педагогического знания о существующих путях и способах организации учебно-воспитательного процесса. Кроме того, эти попытки во многом стимулировались все более настойчиво заявляющей о себе объективной необходимостью в выработке системы координат, позволяющей ориентироваться в бесконечном многообразии педагогических систем, концепций, теорий, технологий, методик прошлого и настоящего.
Д.С. Клещев - Философия интуиционизма против фарисейства в науке c. 88-95

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.1.62040

Аннотация: В статье излагаются размышления о корректности применения закона исключенного третьего в пифагорейской теории несоизмеримых отрезков.
В.Г. Буданов, Э.М. Сороко, И.А. Асеева - Инновационные технологии в образовательных средах на основе самоорганизации студенческо- преподавательского сообщества c. 104-109
Аннотация: В статье актуализируется проблема использования инновационных технологий в системе «наука-образование» в контексте синергетического подхода. В статье затронуты некоторые проблем, к которым намечены инновационные подходы: проблемы организации студенческо-преподавательского общения, повышение статуса науки и российского ученого, сложности трансляции знания и дилеммы привлечения молодежи в высшую школу.
О.Е. Баксанский - Методологические основания модернизации современного образования c. 105-111
Аннотация: Философия образования, оформившаяся в самостоятельную дисциплину во второй половине XX века, возникла благодаря взаимодействию между множеством философских течений и системой образования, а также в контексте взаимодействия между образовательным опытом и его рефлексией. В ХХI веке на первое место выдвигается конвергнетный тип мышления, базирующийся на различных технология, в частности, на информационных, конвергенных, социальных и биотехнологиях. Конвергентные технологии задают новую стратегию развития цивилизации и в этом качестве нуждаются в социально-гуманитарном осмыслении, для чего необходимо эффективно использовать традиции фундаментальной науки и способности к производству универсального знания для создания когнитивного стандарта как одного из ключевых направлений глобального развития конвергентных технологий.
Ростовцева М.В. - Подходы к изучению социальной адаптации в системе образования c. 108-114

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23511

Аннотация: Предметом исследования является процесс социальной адаптации и методы его исследования. Автором поставлена задача определения методологии исследования социального адаптационного процесса в образовательной среде. Дано определение процесса социальной адаптации как активного отношения человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий, в результате чего происходит развитие и становление человека как существа общественного. Определена структура социальной адаптации, выделено три основных компонента: адаптационные ресурсы, адаптивные стратегии поведения, адаптированность (результат адаптации). Исходя из этого, сделан вывод о применении структурного подхода к исследованию процесса социальной адаптации как изучение особенностей каждого из указанных компонентов.редметом исследования является В статье применены методы анализа и сравнения, диалектический метод. Использованы структурный и системный аспекты деятельностного подхода Сделан вывод о том, что методологическим каркасом философского понимания социальной адаптации личности в системе образования может служить осмысление этого процесса в единстве трех его основных компонентов - этапов: адаптивности – совокупности личностных ресурсов, необходимых и достаточных для решения проблемной ситуации; адаптивной стратегии – выбор траектории конкретной активности по разрешению проблемы; и адаптированности – результата адаптации, который может быть оценен по объективным (соответствие требованиям социальной среды) и субъективным (внутренняя удовлетворенность) критериям.
Ростовцева М.В. - Управление процессом социальной адаптации c. 113-119

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.23473

Аннотация: Предметом исследования статьи является практический аспект процесса социальной адаптации, связанный с поиском механизма управления данным процессом в конкретных условиях жизнедеятельности. Рассматриваются проблемы адаптации первокурсников. Предлагается новый подход к исследованию процесса адаптации учащихся, связанный с изучением особенностей протекания этого процесса на каждом из его этапов: активизационном, поисковом, результативном. Рассмотрены критерии адаптированности как результата адаптационного процесса, которыми являются внутренняя удовлетворенность его исходом и «социально-одобряемые» мотивационные установки субъекта адаптации. В статье использовапн струрный подход к социальной адаптации, применяется методология деятельностного подхода и системного анализа социальных явлений и процессов. Делается выавод о том, что задача управления социальной адаптацией – довольно трудоемкая, но реально осуществимая на практике. Для достижения результативности и повышения качества обучения учащихся необходимо системно, с использованием деятельностного подхода и его различных аспектов исследовать социальный адаптационный процесс поэтапно. Необходимо "понять" как индивид разрешает противоречие, лежащее в основе адаптационного процесса, как строятся его взаимоотношения с социальной средой. Благодаря этому можно будет точечно корректировать, направлять, совершенствовать линию его адаптации. «Понять» как индивид разрешает противоречие, определить основные ментальные характеристики субъекта адаптации можно, используя уже разработанные методики исследования для определения имеющихся и потенциальных адаптивных ресурсов, специфики адаптивных стратегий и объективной (средовой) и субъективной (личностной) оценок результативности адаптации.
Е.В. Грязнова - Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? c. 123-129
Аннотация: В статье дается понятие и структура информационного взаимодействия, рассматривается его место и роль в системе образования. Вводится понятие «информационного компьютерного квазисубъекта», раскрывается его специфика и роль в информационном взаимодействии. Анализируются возможные источники негативных последствий информатизации образования и причины, приводящие к ухудшению качества педагогического процесса, основанного на компьютеризированном информационном взаимодействии.
В.В. Морозов - Адаптивная функция социализаци образования c. 150-154
Аннотация: статья посвящена механизму адаптации учащихся в социокультурном пространстве и времени, рассматриваемой как социальность; социальные отношения и культура. Адаптивная функция социализации понимается как нахождение учащегося в определенной социокультурной ситуации, то есть в точке пересечения определенного социокультурного времени и пространства. Креативно-педагогическая цивилизация в своем ценностном содержании олицетворяет идею взра- щивания вместо идеи формирования. Социализация и адаптивная функция образования связаны с уровнем гласности. Система образования — это единственная социальная система, которая связывает судьбу личности с судьбой цивилизации.
Е.Г. Гребенщикова - Трансдисциплинарные стратегии коммуникации рисков c. 173-180
Аннотация: представление о риске в последнее время вошло в число ключевых концептов осмысления динамики современных социальных структур и проектирования тенденций их развития на будущее. Основной детерминантой усиления внимания к проблематике риска является озабоченность общества трудно прогнозируемыми негативными последствиями форсированного развития современных технонауки и технологий. Одним из способов концептуализации рассматриваемой проблематики является теоретическая рамка, описывающая процессы коммуникации риска как ряд инициатив, направленных на поиск эффективных механизмов включения публики в решение сложных задач и социальное обучение. Продуктивность трансдисциплинарных стратегий, ориентированных на совмещение ресурсов науки и сферы вненаучного знания социальных акторов, продемонстрирована в области биомедицинских технологий. Одной из форм, в которой трансдис- циплинарные подходы к коммуникации рисков находят наиболее адекватную реализацию, является гуманитарная экспертиза.
В.А. Яковлев - Социокультурный статус науки в европейской истории c. 393-402

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62431

Аннотация: В статье критически анализируются основные направления современной философии науки, связанные с рассмотрением генезиса теоретического знания. Подчёркивается, что в эпоху Средневековья скрытно сформировались побочные для самого Средневековья мыслительные комплексы, связанные с христианской метафизикой. Зародились новые креативы – эпистемический и аксиологический, – оказавшиеся затем в эпоху Возрождения основными и решающими для генезиса классической науки. На основе предложенного системно-вероятностного подхода наука в целом рассматривается как определенный результат инновационных процессов в культуре, итог разрешения проблемной креативной ситуации в истории и продукт творческого процесса перехода локальной новации Древнегреческой цивилизации в универсальную инновацию Европейской культуры.
Старостин К.М. - Философские аспекты становления нанонауки

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.11029

Аннотация: Настоящая статья представляет собой попытку философского осмысления некоторых аспектов становления нанотехнологий - молодой и интенсивно развивающейся области научного знания. Рассмотрена в деталях вошедшая в историю лекция Р.Фейнмана 1959 г., которую принято считать началом развития нанонауки. Внимание уделено особенностям личности Р. Фейнмана, возможным ассоциативным связям в развитии научной мысли известного ученого, вероятное отражение которых обнаружено в фактическом и личном опыте мыслителя. Проанализированы некоторые исторические события предшествовавшие этому моменту истории, а также обрисован в общем культурный, социальный и политический дух времени 50-х годов, ставших плодородной почвой для развития нанотехнологий. Предпринята попытка выявить внутреннюю логику в развитии взрывного интереса к наноразмерной области. Для осуществления данного исследования был привлечен исторический метод, включивший анализ и сопоставление различных документально описанных событий прошлого. Методология проведенной работы, в частности подход к интерпретации исторических фактов тесно связан с философско-методологической концепцией, учитывающей выделение "внешней" и "внутренней" истории науки, для обобщенной рациональной реконструкции процесса роста и развития научного знания. Вопрос выявления причин бурного экспоненциального роста научного интереса к наноразмерным объектам и явлениям, технологиям, реализуемых на уровне нанометровой шкалы, без сомнения, представляет интерес для философии и истории науки с самого момента своего проявления в явном виде для научного сообщества. Тем не менее, философскому осмыслению истории становления нанотехнологии в связи с имманентной логикой научного познания и в связи с социально-исторической и культурно-исторической обусловленностью вектора развития научного знания до сих пор уделялось недостаточное внимание.
Старостин К.М. - Философские аспекты становления нанонауки c. 769-782

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.66526

Аннотация: Настоящая статья представляет собой попытку философского осмысления некоторых аспектов становления нанотехнологий - молодой и интенсивно развивающейся области научного знания. Рассмотрена в деталях вошедшая в историю лекция Р.Фейнмана 1959 г., которую принято считать началом развития нанонауки. Внимание уделено особенностям личности Р. Фейнмана, возможным ассоциативным связям в развитии научной мысли известного ученого, вероятное отражение которых обнаружено в фактическом и личном опыте мыслителя. Проанализированы некоторые исторические события предшествовавшие этому моменту истории, а также обрисован в общем культурный, социальный и политический дух времени 50-х годов, ставших плодородной почвой для развития нанотехнологий. Предпринята попытка выявить внутреннюю логику в развитии взрывного интереса к наноразмерной области. Для осуществления данного исследования был привлечен исторический метод, включивший анализ и сопоставление различных документально описанных событий прошлого. Методология проведенной работы, в частности подход к интерпретации исторических фактов тесно связан с философско-методологической концепцией, учитывающей выделение "внешней" и "внутренней" истории науки, для обобщенной рациональной реконструкции процесса роста и развития научного знания. Вопрос выявления причин бурного экспоненциального роста научного интереса к наноразмерным объектам и явлениям, технологиям, реализуемых на уровне нанометровой шкалы, без сомнения, представляет интерес для философии и истории науки с самого момента своего проявления в явном виде для научного сообщества. Тем не менее, философскому осмыслению истории становления нанотехнологии в связи с имманентной логикой научного познания и в связи с социально-исторической и культурно-исторической обусловленностью вектора развития научного знания до сих пор уделялось недостаточное внимание.
В.И. Шадрина - Страх в образовательном процессе: социально-философский анализ c. 852-859

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62771

Аннотация: Страх выступает не только одним из базовых человеческих чувств, но и мощным фактором, влияющим на развитие целостной системы образования. Выделенные проблемные позиции и пути их разрешения позволяют обнаружить ряд противоречий внутри системы, осмысление статье уделяется вопросам сущностного потенциала феномена образования, так как образование способно не только транслировать ценности культуры и пассивно отражать окружающую реальность, но и оказывать на нее преобразующее действие.
Длугач Т.Б. - Спор о воспитании (Руссо, Гельвеций)

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.18878

Аннотация: В статье рассматривается полемика между знаменитыми просветителями Ж.-Ж. Руссо и К.А. Гельвецием по вопросу о воспитании. Как воспитать просвещённого члена общества, Руссо полагает, что воспитание должно вестись индивидуально, оставляя на природе воспитанника и воспитателя. Гельвеций склонен к коллективному воспитанию. Но оба считают нужным вести воспитание в деревне. Руссо отдаёт должное религиозному и достаточно ограниченному воспитанию, Гельвеций настроен против религии и в пользу высокого образования. Особенности в понимании человека Гельвецием приводят его к парадоксам, проанализированным Дени Дидро. Методом исследования является сравнительный анализ. Сравнение проводится по самым важным вопросам – религиозным, нравственным, административным вплоть до исходных трактовок человека. Средства воспитания эпохи Просвещения рассматриваются подробно впервые. В качестве главных выделяются религиозные, антирелигиозные, нравственные, образовательные, профессиональные. Впервые рассматривается спор по вопросам воспитания между Руссо и Гельвецием. Внимание уделяется парадоксам мышления, вытекающим из понимания человека Гельвецием. Даётся объяснение парадоксам как присущим Просвещению диалектическим противоречиям.
Длугач Т.Б. - Спор о воспитании (Руссо, Гельвеций) c. 899-909

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.67940

Аннотация: В статье рассматривается полемика между знаменитыми просветителями Ж.-Ж. Руссо и К.А. Гельвецием по вопросу о воспитании. Как воспитать просвещённого члена общества, Руссо полагает, что воспитание должно вестись индивидуально, оставляя на природе воспитанника и воспитателя. Гельвеций склонен к коллективному воспитанию. Но оба считают нужным вести воспитание в деревне. Руссо отдаёт должное религиозному и достаточно ограниченному воспитанию, Гельвеций настроен против религии и в пользу высокого образования. Особенности в понимании человека Гельвецием приводят его к парадоксам, проанализированным Дени Дидро. Методом исследования является сравнительный анализ. Сравнение проводится по самым важным вопросам – религиозным, нравственным, административным вплоть до исходных трактовок человека. Средства воспитания эпохи Просвещения рассматриваются подробно впервые. В качестве главных выделяются религиозные, антирелигиозные, нравственные, образовательные, профессиональные. Впервые рассматривается спор по вопросам воспитания между Руссо и Гельвецием. Внимание уделяется парадоксам мышления, вытекающим из понимания человека Гельвецием. Даётся объяснение парадоксам как присущим Просвещению диалектическим противоречиям.
Баксанский О.Е. - Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.11995

Аннотация: CKTS (конвергенция знаний, технологий и общества) проявляется на всех уровнях знаний, технологий и общества, и, как правило, является результатом действия многоотраслевых причин. Конвергенция находится на переднем крае научных открытий и развития технологии, обещая стать основополагающей и интегрирующей областью знаний и преобразований, как это уже произошло, например, с информационными технологиями и нанотехнологиями. Социальная конвергенция обладает потенциалом значительного и эффективного улучшения человеческих возможностей, экономической конкурентоспособности и без-опасности жизнедеятельности. Существует настоятельная необходимость плане восполь-зоваться этой возможностью и принять конкретные меры для осуществления конверген-ции более эффективным образом для взаимодействия всей совокупности проблем, стоящих перед человечеством сегодня. Можно сказать, что развивающийся на наших глазах феномен NBICS-конвергенции представляет собой радикально новый этап научно-технического прогресса. знаменует начало трансгуманистических преобразований, когда сама по себе эволюция человека перейдет под его собственный разумный контроль. Конвергенция рассматривается как возрастающее и преобразующее взаимодействие между научными дисциплинами, технологиями, сообществами и сферами человеческой деятельности для достижения совместимости и интеграции. Конвергенция важна для информационного общества, и анализ социальных следствий конвергенции позволяет решать проблемы, которые не могут быть решены дисциплинарной наукой, а также создавать на новые технологии и знания. Конвергенция возрастает в течение последних нескольких десятилетий. На первом этапе усилия, направленные на исследования и разработку нанотехнологий, привлекли внимание к сближению многих ранее отдельных научных и технических дисциплин (биологии, химии, физики конденсированных сред, материаловедения, электротехники, медицины и др.) на основе возрастающего понимания атомных и наномасштабных структур. NBIC-конвергенция была вторым этапом, объединяющим возникающие технологии на основе их общих составляющих, таких, как атомы, гены (ДНК), биты, и нейроны, иерархически интегрированных во всех технологических сферах и масштабах. CKTS является очередным этапом конвергенции; она расширяется на взаимосвязях и границах технологий, и в конечном счёте вводит их в общечеловеческие, общепланетарные и общесоциальные основы. Она объединяет в соответствующих сферах человеческие, технические, социальные, природные ресурсы и возможности, чтобы попытаться ответить на вопросы и решить проблемы, которые узкодисцплинарными возможностями решены быть не могут, а также создает и распространяет новые знания, технологии, промышленности, продукты и решения для улучшения благосостояния людей. Привлечение гуманитарных технологий дает нам право говорить о создании новой конвергентной NBICS-технологии, где «S» – это социальные гуманитарные технологии.
Баксанский О.Е. - Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий c. 1061-1068

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65297

Аннотация: CKTS (конвергенция знаний, технологий и общества) проявляется на всех уровнях знаний, технологий и общества, и, как правило, является результатом действия многоотраслевых причин. Конвергенция находится на переднем крае научных открытий и развития технологии, обещая стать основополагающей и интегрирующей областью знаний и преобразований, как это уже произошло, например, с информационными технологиями и нанотехнологиями. Социальная конвергенция обладает потенциалом значительного и эффективного улучшения человеческих возможностей, экономической конкурентоспособности и без-опасности жизнедеятельности. Существует настоятельная необходимость плане восполь-зоваться этой возможностью и принять конкретные меры для осуществления конверген-ции более эффективным образом для взаимодействия всей совокупности проблем, стоящих перед человечеством сегодня. Можно сказать, что развивающийся на наших глазах феномен NBICS-конвергенции представляет собой радикально новый этап научно-технического прогресса. знаменует начало трансгуманистических преобразований, когда сама по себе эволюция человека перейдет под его собственный разумный контроль. Конвергенция рассматривается как возрастающее и преобразующее взаимодействие между научными дисциплинами, технологиями, сообществами и сферами человеческой деятельности для достижения совместимости и интеграции. Конвергенция важна для информационного общества, и анализ социальных следствий конвергенции позволяет решать проблемы, которые не могут быть решены дисциплинарной наукой, а также создавать на новые технологии и знания. Конвергенция возрастает в течение последних нескольких десятилетий. На первом этапе усилия, направленные на исследования и разработку нанотехнологий, привлекли внимание к сближению многих ранее отдельных научных и технических дисциплин (биологии, химии, физики конденсированных сред, материаловедения, электротехники, медицины и др.) на основе возрастающего понимания атомных и наномасштабных структур. NBIC-конвергенция была вторым этапом, объединяющим возникающие технологии на основе их общих составляющих, таких, как атомы, гены (ДНК), биты, и нейроны, иерархически интегрированных во всех технологических сферах и масштабах. CKTS является очередным этапом конвергенции; она расширяется на взаимосвязях и границах технологий, и в конечном счёте вводит их в общечеловеческие, общепланетарные и общесоциальные основы. Она объединяет в соответствующих сферах человеческие, технические, социальные, природные ресурсы и возможности, чтобы попытаться ответить на вопросы и решить проблемы, которые узкодисцплинарными возможностями решены быть не могут, а также создает и распространяет новые знания, технологии, промышленности, продукты и решения для улучшения благосостояния людей. Привлечение гуманитарных технологий дает нам право говорить о создании новой конвергентной NBICS-технологии, где «S» – это социальные гуманитарные технологии.
В.М. Розин - Понятие «пространство» в пространстве культуры и науки c. 1164-1173

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.8.63107

Аннотация: В статье исследуется становление и изменение в культуре и науке понятия пространства. Анализируются предпосылки этого понятия в искусстве, философии, науке (в том числе работах Р. Декарта, И. Ньютона, Л. Эйлера). Введя совершенно новое понятие пространства и времени, сделав ведущим не природные процессы, а работу нашего сознания, не время, а пространство, Анри Бергсон создал условия, во-первых, для критики и пересмотра естественнонаучной концептуализации пространства, во-вторых, для построения в гуманитарных и социальных наук новых понятий пространства и времени, лучше схватывающих жизнь и изменения феноменов, которые здесь изучались. Рассматриваются два основные этапы становления понятия пространства: в работах Аристотеля (как одно из условий мыслимости движения) и в Новое время как условия математизации движения. Обсуждаются условия переноса естественнонаучного понятия «пространство» в социальные и гуманитарные науки (смена физического движения на изменение, моделей на схемы, а также основных категорий).
Яковлева А.Ф., Федотова В.Г. - НАУКА КАК ФЕНОМЕН МОДЕРНА. Статья вторая

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.9239

Аннотация: Статья является продолжением ранее опубликованной в данном журнале статьи В.Г. Федотовой и А.Ф. Яковлевой «Наука и модернизация» (2012. №9. С. 63-72). В ней рассматривается проблема изменений науки под влиянием меняющегося модерна. Одним из результатов этих изменений является многообразие видения науки сегодня и «война» представлений о ней, о ее задачах и эффективности, возникающая из-за стремления оказать влияние на организацию науки и образования. В статье дается оценка нынешней ситуации реформирования науки в России с позиций исторического опыта функционирования науки и социальных наук, в частности, в первом, втором и третьем модернах. В связи с начатым властью процессом "реформирования" Российской академии наук анализируются периоды в истории организации науки и общества, делаются выводы о том, что же предлагается взамен академической науки, направленной на получение фундаментального знания.
В.Г. Федотова, А.Ф. Яковлева - Наука как феномен модерна (Статья вторая) c. 1299-1306

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.63157

Аннотация: Статья является продолжением ранее опубликованной в данном журнале статьи В.Г. Федотовой и А.Ф. Яковлевой «Наука и модернизация» (2012. № 9. С. 63-72). В ней рассматривается проблема изменений науки под влиянием меняющегося модерна. Одним из результатов этих изменений является многообразие видения науки сегодня и «война» представлений о ней, о ее задачах и эффективности, возникающая из-за стремления оказать влияние на организацию науки и образования. В статье дается оценка нынешней ситуации реформирования науки в России с позиций исторического опыта функционирования науки и социальных наук, в частности, в первом, втором и третьем модернах. В связи с начатым властью процессом «реформирования» Российской академии наук анализируются периоды в истории организации науки и общества, делаются выводы о том, что же предлагается взамен академической науки, направленной на получение фундаментального знания.
Баксанский О.Е. - Коэволюционное мышление в контексте конвергентных технологий : от биологии к культуре.

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.7208

Аннотация: Когнитивный подход в философии образования ищет новые стратегии в формировании мышления современного человека. Важно значение в этом контексте приобретает коэволюционная стратегия, которая формирует и утверждает новые ориентиры человеческой деятельности, выдвигая новые экологические регулятивы как природопользования, так и материального производства, а также нормы экологической сбалансированности и динамического равновесия человека и природы, правовые регулятивы вторжения человека в природные экосистемы, определяя ценности биосферной экологической этики, направленной на поддержание, защиту и расширение жизни, на увеличение ее разнообразия. Тем самым осознаются истоки и намечаются пути выхода из экологического кризиса — подчинить материально-техническую деятельность человека целям совершенствования биосферы, осознать сложное взаимоотношение между организованностью биосферы и организованностью ноосферы. cognitive approach in philosophy of education looks for new strategy in formation of thinking of the modern person. Important value in this context is gained by co-evolutionary strategy which forms and approves new reference points of human activity, putting forward new ecological norms both environmental management, and industry, and also standard of ecological balance and dynamic balance of the person and the nature, legal norms of invasions of the person into natural ecosystems, determining values of the biospheric ecological ethics directed on maintenance, protection and life expansion, on increase in its variety. Thereby sources are realized and exit ways from ecological crisis are outlined — to subordinate material activity of the person to the purposes of improvement of the biosphere, to realize difficult relationship between organization of the biosphere and organization of a noo-sphere.
Лорети А. - Витгенштейн о понятиях «критерий» и «симптом»

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.16335

Аннотация: Аннотация Предмет исследования: в статье анализируются понятия «критерий» и «симптом» в творчестве Л. Витгенштейна. Рассматриваются теории критерия и симптома, изложенные в «Голубой книге», «Философских замечаниях» и «Философских исследованиях». Автор обращает внимание на то, что в «Философских заметках» на концепцию о «симптоме» и «критепии» оказал влияние веривикационизм. Автор также отмечает, что поздний Витгенштейн убеждён, что различие между критерием и симптом является нечетким, неточным. Автор анализирует трактовку понятия тождества Витгенштейна как в среднем так и в позднем периоде. Метод или методология исследования: при работе применялся принцип анализ тектов – автор стремится к тому, чтобы представлять взгляды Витгенштейна через цытаты из текстов самого автора. Научная новизна и выводы: научная новизна заключается в том, что в данной работе анализируется концепция верификационизма среднего периода творчества Витгенштейна, который является малоизученной как в отечественной так и в иностранной литературе. Также приводятся тексты из непереведенной на русский книги Витгенштейна «Философские замечания» («Philosophische Bemerkungen»). Автор приходит к выводу, что на протяжении философской деятельности Л.Витгенштейна от «Философских заметок» до «Философских исследований» наблюдается постепенное приближение понятия «симптом» к понятию «критерий» на фоне решительного отказа от классического эпистемологического подхода, отличающего и изолирующего субъект от объекта познания.
Лорети А. - Витгенштейн о понятиях «критерий» и «симптом» c. 1400-1408

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.67054

Аннотация: Аннотация Предмет исследования: в статье анализируются понятия «критерий» и «симптом» в творчестве Л. Витгенштейна. Рассматриваются теории критерия и симптома, изложенные в «Голубой книге», «Философских замечаниях» и «Философских исследованиях». Автор обращает внимание на то, что в «Философских заметках» на концепцию о «симптоме» и «критепии» оказал влияние веривикационизм. Автор также отмечает, что поздний Витгенштейн убеждён, что различие между критерием и симптом является нечетким, неточным. Автор анализирует трактовку понятия тождества Витгенштейна как в среднем так и в позднем периоде. Метод или методология исследования: при работе применялся принцип анализ тектов – автор стремится к тому, чтобы представлять взгляды Витгенштейна через цытаты из текстов самого автора. Научная новизна и выводы: научная новизна заключается в том, что в данной работе анализируется концепция верификационизма среднего периода творчества Витгенштейна, который является малоизученной как в отечественной так и в иностранной литературе. Также приводятся тексты из непереведенной на русский книги Витгенштейна «Философские замечания» («Philosophische Bemerkungen»). Автор приходит к выводу, что на протяжении философской деятельности Л.Витгенштейна от «Философских заметок» до «Философских исследований» наблюдается постепенное приближение понятия «симптом» к понятию «критерий» на фоне решительного отказа от классического эпистемологического подхода, отличающего и изолирующего субъект от объекта познания.
Шагиахметов М.Р. - Системная онтология c. 1621-1630

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63557

Аннотация: Используемый автором системный подход преодолевает ограниченность изолированного рассмотрения онтологии. Онтология, понимаемая как учение о единстве мира, рассматривается как часть господствующей в обществе системы представлений во взаимосвязи с развитием индивида – с одной стороны и с общественной практикой – с другой.
Шиповалова Л.В. - Современная идея университета и возможная легитимация философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.16373

Аннотация: Предметом данной статьи является вопрос о легитимации философии в современном обществе и значение ее сохранения в современном университете. При этом ставится задача понять место философии в университете, определяемое в контексте различия целей этой институции: с одной стороны, польза, удовлетворение требований результативности и эффективности, звучащих от общества и государства и, с другой стороны, поиск истины и образование человека. Первая цель связана с частными интересами, вторая с всеобщим. В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций. Поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций; поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом
Шиповалова Л.В. - Современная идея университета и возможная легитимация философии c. 1734-1741

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67232

Аннотация: Предметом данной статьи является вопрос о легитимации философии в современном обществе и значение ее сохранения в современном университете. При этом ставится задача понять место философии в университете, определяемое в контексте различия целей этой институции: с одной стороны, польза, удовлетворение требований результативности и эффективности, звучащих от общества и государства и, с другой стороны, поиск истины и образование человека. Первая цель связана с частными интересами, вторая с всеобщим. В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций. Поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций; поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом
Шагиахметов М.Р. - Системная онтология

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.6325

Аннотация: Используемый автором системный подход преодолевает ограниченность изолированного рассмотрения онтологии. Онтология, понимаемая как учение о единстве мира, рассматривается как часть господствующей в обществе системы представлений во взаимосвязи с развитием индивида – с одной стороны и с общественной практикой – с другой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.