Философия и культура - рубрика Пространство и время
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Пространство и время"
Пространство и время
Розин В.М. - Время и нетемпоральные категории («развитие», «становление», «преображение» и пр.)
Аннотация: Разводятся три типа категорий: темпоральные, нетемпоральные и катемпоральные. Первые используются для анализа движений. Вторые – эрайзфеноменов, которые задаются с помощью категорий «развитие», «становление», «преображение» и др. Третьи позволяют совмещать временные и невременные способы описания изучаемых явлений. Анализируется генезис этих категорий.
Щеглов А.П. - Древнерусское философское понимание Абсолютного движения в относительном пространственно-временном континууме.
Аннотация: Центральная тема статьи подразумевает выявление онтологических, метафизических философских онтологических типов древнерусского философского знания через исследование Абсолютного действия и движения в конечном и вечноменяющимся универсуме. Для раскрытия данной онтологической проблематики необходимо изучить взаимодействие относительных различных типов вещей (категорий), наличествующих в мире, а также абсолютных и относительных типов отношений между вещами. Мы попытаемся объяснить понятия, используемые в средневековых русских представления для понимания связи двух онтологических полюсов абсолютного действия в изменчивом и конечном относительном множественном мире.
Каюков В.А. - Категория успеха: историко-философский экскурс
Аннотация: В статье рассматривается трансформация категории успеха, ее историко-философские и культурологические аспекты. Анализируется связь объективного (внешнего) и субъективного (внутреннего) видов успеха. Единство желания добиться какой-либо поставленной цели и последующее душевное удовлетворение от выбора путей к достижению желаемого – есть позитивная суть успеха.
Березина Т.Н. - О вероятностном аспекте явлений прошлого и будущего
Аннотация: В статье предлагается вероятностная модель времени. Рассматривается вероятностная природа явлений прошлого, настоящего и будущего, утверждается, что только события настоящего достоверны, имеют вероятность равную 1, а события прошлого и будущего вероятностны, то есть, в настоящем существует несколько вариантов явления прошлого и будущего с различной вероятностью. В дополнение к понятию «вероятность» вводится категория «энергия», предполагается, что вероятность может быть связана с энергией прямой связью, и увеличение энергии события может привести к росту его вероятности.
Гранин Р.С. - Проблема реконструкции эсхатологической парадигмы в метафизике пространства-времени П.А. Флоренского
Аннотация: В работе сформулирован метод структурной эсхатологии. Определен ее понятийный аппарат – эсхатологическая парадигма и эсхатологически-инициатическая гомологичность. Метафизика П.А. Флоренского концептуализирована как метафизика пространства-времени, структурно инвариантная эсхатологической парадигме.
Моркин М.С. - Метафизика времени в жизни сознания
Аннотация: На основе трудов ряда философов строится и развивается концепция двойственного понимания времени. Затрагивается проблема соотношения внутреннего (субъективного) и объективного (физического) времени. Исследуется взаимосвязь этих двух понятий. Рассматривается общее и различное в явлениях, ими обозначаемых. Предлагаются идеи к выбору определенной позиции человека по отношению к времени.
Севастьянова С.С. - Время м пространство в экранном музыкальном театре
Аннотация: Художественное пространство-время в экранных произведениях музыкального театра рассматривается как синтез, возникающий в результате взаимодействия вербального (либретто), музыкального и изобразительного пространства-времени. В экранном музыкальном театре время и пространство подчинены основным эстетическим законам. Эти категории выступают как условные, образуя неразрывную взаимосвязь. Пространственно-временной континуум часто имеет эмоциональную направленность, однако в зависимости от жанра или постановочных идей усиливаются реальность или метафоричность хронотопа. В новых условиях произведения музыкального театра переосмысливаются и структурируются соответственно новым кинематографическим принципам. Усиление той или иной координаты в одном ряду соотносится с ее особым решением в другом, то есть: остановка во времени (эмоциональное время в музыкальном плане) чаще всего соотносится с перемещениями в визуальном ряду, расширение при этом эмоционального пространства связано с сужением визуального пространства (переход в изображении на крупный план). Пространственно-временной континуум в произведениях экранного музыкального театра имеет мозаичный характер и реализуется разнообразными метроритмическими пропорциями. Пространственно-временные соотношения обуславливают аудиовизуальный контрапункт, определяющий собою эстетический феномен экранного музыкального театра.
Урсул А.Д. - Феномены футуризации и опережающего отражения
Аннотация: Автор рассматривает понятия темпомира и темпоральной целостности как системно-синергетическую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Исследуются процессы футуризации и ретроспекции и их ускоренные формы на примерах биологической и космологической эволюции. Предлагается процесс ускоренного течения времени в будущее на инфляционной стадии Большого взрыва считать процессом инфляционной футуризации. «Темпоральную инфляцию» можно мыслить как чрезвычайно ускоренное, невообразимо быстрое опережение будущим как других темпомиров, так и, возможно, пространственного расширения
П. Сержантов - Сознание времени в антропологии Антония Блума c. 0-0
Аннотация:
Урсул А.Д. - Информационный контекст инфляционной футуризации c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.7.26867

Аннотация: Автор продолжает исследование феномена ускоренного течения времени на инфляционной стадии Большого взрыва, именуемое инфляционной футуризацией. Эта форма футуризации представляет собой самый первый процесс «опережающей футуризации», развернувшийся в нашей Вселенной, который имеет информационную составляющую. Информационный аспект инфляционной футуризации раскрывается в ракурсе атрибутивной концепции информации. Инфляционная стадия Большого взрыва на информационном уровне как бы «моделировала» в ускоренном темпе и опережающим образом «прогнозировала» то, что потом стало происходить во Вселенной в существенно более замедленном темпе на супермагистрали универсальной эволюции. Для обоснования феномена инфляционной футуризации автор использовал прежде всего гuпотетuко-дедуктuвный метод исследования, информационный подход, концептуальное моделирование, историко-хронологический подход, общие методологические принципы квантовой механики, частной и общей теории относительности, а также специально введённый здесь инверсионно-редукционный подход. Показано, что эволюция и информация имманентно взаимосвязаны между собой и это даёт возможность формировать информационный (и даже цифровой) образ Вселенной, в том числе в качестве гигантского квантового суперкомпьютера. Предполагается, что Большой взрыв в определённом смысле можно трактовать и как информационный «взрыв», поскольку накопление информации возможно только в расширяющемся в трёх измерениях пространстве и формировании направленной в сторону будущего стрелы времени. Время выступает как измерение, имеющее дискретную природу в форме минимально различимого кванта длительности, течение которого может быть исследовано информационными методами. Тем самым темпоральные изменения (в том числе и «опережающую футуризацию») можно будет моделировать и программировать как особый «цифровой» процесс.
Королев С.А. - Фундаментальные исторические процессы в России: ретро- и перспектива

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.7.8790

Аннотация: В статье рассматриваются особенности протекания в российском пространстве власти фундаментальных исторических процессов, к которым автор относит колонизацию, модернизацию, глобализацию. Дается определение указанных процессов, раскрывается их сущность. Автор анализирует данные процессы в системе координат «пространство – время», «центр – периферия», «экстенсивное – интенсивное», «вертикаль – горизонталь» и т. д. Особое внимание уделяется специфике российского пространства и времени и воздействию российского пространственно-временного континуума на ход фундаментальных исторических трансформаций. Констатируется, что существуют определенные российские исторические (а не только географические) условия, обстоятельства и механизмы развития этих процессов. И одним из определяющих моментов здесь является псевдоморфность, постоянное воспроизведение в пространстве российской истории феномена псевдоморфозы, что делает ее – в России и для России – способом и типом развития. Помимо этого в статье анализируется влияние активного исторического субъекта на протекание трех вышеназванных фундаментальных процессов, а также роль насилия в реализации колонизационных и модернизационных проектов и формы сопротивления, выступающего как реакция на эманацию насилия.
Зима В.Н. - Парменид и статическая концепция времени

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.8058

Аннотация: Проанализировано содержание статической концепции времени и тех основных ее форм, в виде которых она существует в современной философии. Исследован вопрос о связи статической концепции времени и взглядов античного философа Парменида Элейского. Проанализированы взгляды ряда современных исследователей, которые допускают существование подобной связи. Сделан вывод о невозможности рассматривать взгляды Парменида как любую из форм статической концепции времени. Показано значение анализа парменидовского подхода к пониманию бытия для постановки проблемы времени в философии и решения вопроса об онтологических условиях объективации времени. Проанализирован вопрос о связи времени и множественности. Сделан вывод о том, что множественность не является достаточным условием объективации времени. Прослежена тенденция, связанная с решением вопроса о соотношении времени, вечности и множественности в позднем неоплатонизме, и сделан вывод о том, что она состоит в преобладании этернальной, а не темпоральной, интерпретации данного соотношения, что нашло свое выражение в понимании вечности как способа координации множественности. Сделан вывод о том, что способ представления времени в виде В-серий в современной философии (статическая концепция времени) допускает не только темпоральную, но также и атемпоральную, и даже этернальную интерпретацию. Указано, что основное значение альтернативных интерпретаций в том, что они с новой силой поднимают вопрос о том, чем онтология времени в действительности отличается от онтологии вечности.
Спектор Д.М. - Игры времени и время игры c. 11-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.9.27193

Аннотация: Предметом исследования выступает категория целого; на первый взгляд, она утратила популярность, представляя наследие «старой метафизики» наряду с иными ее категориями: субстанции, субъекта, духа и пр. Вместе с тем, будучи транспонирована в регистр процедуры, структур и системности, она не исчезла с методологического горизонта; одним из ее современных реинкарнаций выступает время, прежде всего, в редакции Хайдеггера. Многообразные критики универсалий миновали тотальность временного, и, продвигаясь по ним несколько далее, тотальность времени-формы, исключившей универсалию «содержания». Наряду с тем «игра», представляя актуальный горизонт онтологии, существует в ней наряду и параллельно «временности»; начав обзаводится собственной историей, игра не имеет онтологии и никак (продуктивно) не соотнесена с «временем». Исследование ориентировано целью заполнения данной лакуны; его методы вытекают из данной цели и ею обусловленных задач и по преимуществу опираются на реконструкцию вопроса и воссоздание генеалогии времени-игры и соотнесения формы и содержания временности в такой связи. Научная новизна исследования заключается в первом обозначении контуров диалектики, в основание которой положена игра переходов (обращение) формы и содержания времени (категория времени как обращения формы и содержания). Устанавливается, что форма времени и выступала преимущественным предметом прежних аналитик, в то время как содержание в его универсальности (афористично выражаемое переходом вызовов в ответы) полностью выпало из поля аналитики; аналогична судьба обращения — теперь восстанавливаемого в качестве центральной категории целого-времени.
Смирнова Е.В. - Дискретность и континуальность времени в рамках современных парадигм c. 12-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.22427

Аннотация: Предметом исследования в данной работе являются современные представления о времени (ΧΙΧ-ΧΧ вв.). Рассматриваются философские, научные и религиозные подходы с позиции субъектного или объектного отношения к феномену времени, бесконечности и конечности, дискретности и континуальности. Цель статьи — новая классификация представлений об исследуемом феномене, анализ методологии говорения о времени в современной науке, исследование вопроса применимости языка математики для описания времени, выявление спорных и противоречивых аспектов данного вопроса. В качестве метода используется критический анализ существующих взглядов на природу и сущность времени. С разным позиций исследуется, каким может быть время, в рамках предложенной классификации. В качестве основного вывода можно назвать необходимость дискретности времени для развития, эволюции существующего мира. Эта позиция, тем не менее, не исключает возможности его континуальности, поскольку данные характеристики не противопоставляются, а дополняют друг друга. Ставится вопрос о возможности объективного критерия для для выбора окончательной позиции относительно основных свойств времени, о необходимости поиска нового языка для его описания
Волошинов А.В., Семухина Е.А., Шиндель С.В. - Культура и мораль в XIX веке: у истоков современной европейской толерантности c. 12-21

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.5.37666

Аннотация: Целью настоящей публикации является анализ экономико-социальных и культурных феноменов, впервые появившихся в «эпоху революций», пришедшейся на XIX – начало ХХ вв. Представляется, что современная европейская тенденция к проявлению толерантности, являющаяся базисом актуальных социальных и культурных изменений, в том числе и в нашей стране, имеет определенные интеллектуальные основания. Предметом исследования стала идеосфера XIX – начала ХХ в., включающая философские, экономические, психологические концепции, положившие начало современным течениям в указанных областях. Результатом настоящего исследования стало определение оснований, ставших причиной смены идеологической парадигмы в Европе. Новизна исследования заключается в том, что впервые подвергаются анализу интеллектуальные основания формирования толерантности как актуального социально-культурного явления. В статье последовательно доказывается, что среди первых таких оснований можно определить возникновение машинного производства и, как результат – появление массового человека с соответствующей ему культурой, выполняющей компенсаторно-развлекательную функцию. В качестве важнейшего культурного основания выступает в основном интеллектуальный «фон», создаваемый учениями Ф. Ницше, К. Маркса, З. Фрейда. Значительную роль в становлении новой морали сыграли идеи англо-американского прагматизма, которые включали в себя отрицание религии и ее ценностей, придание ей утилитарного характера. В течение последующего исторического периода и в настоящее время эти воззрения стали основой создания так называемой «индивидуальной веры», в которой религия перестает быть ориентиром человеческой жизни, а лишь обслуживает потребности индивидуума. Десакрализация религии приводит к изучению разных сторон сексуальности, что открывает возможность для современных «игр» с половой принадлежностью. К интеллектуальным факторам становления современной европейской толерантности следует отнести также концепцию «естественного права».
Князев В.Н., Кадеева О.Е. - Эпистемологическая природа концепта «пространство-время» c. 13-21

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.1.23915

Аннотация: В статье анализируется специфика использования термина «пространство-время» в физике ХХ века. Выявляются особенности понятия «пространство-время», связанные с необходимостью теоретического осмысления свойств взаимосвязи пространственно-временных отношений. Эпистемологически понятие «пространство-время» есть познавательный конструкт, помогающий выражать связь пространственно-временных характеристик как единого континуума в релятивистской физике. Критически анализируется понимание роли «пространства-времени Минковского» в релятивистской теории гравитации. Рассматривается статус концепта «пространство-время» в программе бинарной геометрофизики Ю. С. Владимирова. Основной метод исследования - онтогносеологический анализ содержательного смысла концепта "пространство-время", используемого в физике XX века. Основной вывод статьи: понятие «пространство-время» - это фундаментальная научная абстракция, разработка которой является необходимым звеном познания сущностных свойств пространства и времени и их взаимосвязи. Физико-теоретическое понятие «пространство-время» не может заменить философских категорий пространства и времени, в которых отражаются как общие свойства, так и особенности всеобщих форм бытия.
Попов Н.А. - Сущность времени и пространства в свете отражательной активности человеческого мозга c. 15-38

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.1.31713

Аннотация: Предметом подробного рассмотрения являются следующие вопросы: что позволяет человеку отличать временное явление от всех других?; достаточно ли для встречи с временным явлением одной лишь изменчивости материального мира?; каковы истоки неразрывной связи времени с движением и пространством?; что такое длительность и чем она отличается от времени?; что позволяет часам и календарям быть выразителями времени?; чем обусловлены все те свойства, которые принято приписывать времени?; какова природа тех свойств, которые приписываются пространству? Использованы методы логико-теоретического анализа. Автор предлагает свой собственный подход к решению проблемы времени. Он состоит в том, что, прежде чем говорить о той или природе времени, следует чётко осознать, о каком, собственно, явлении идёт речь: какова его отличительная черта, позволяющая его идентифицировать, и каковы форма, способ и условия его проявления. Выявлена неразрывная связь временного явления с той функцией, которой люди неосознанно наделяют в ходе своей практической деятельности отношения очерёдности появления, образуемые сменой текущих состояний вращения Земли. Обнаружена активная роль мозга субъекта в "организации" временного явления. Выявлена принадлежность понятия времени к разряду понятий-статусов и общая специфика объективного содержания таких понятий. Делается вывод о том, что было время, когда времени ещё не было. Даются определения основных временных понятий на основе выявленного объективного содержания этих понятий. Констатируется факт появления совершенно новой концепции времени, дающей ключ к разгадке всех его тайн.
Толстухин А.В. - Метод мозаик для логик времени c. 17-28

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.6.26428

Аннотация: Предметом исследования являются логики с линейным потоком времени. На данный момент данный системы представляют собой интерес не только с точки зрения философии, но также имеют практическое применение в области информатики. Для этих обеих областей знаний важным является вопрос о доказательстве формул в системе, то есть наличия разрешающей процедуры. С начала XXI века одним из подходов к проблеме разрешимости временной логики является процедура пошагового построения модели для формулы, которая осуществляется по принципу мозаик, маленьких фрагментов большой модели, которые выступают "строительными элементами" возможно бесконечной модели. В работе проводится анализ и подробный разбор последних исследований, посвященных данной проблематике и их систематизация. Особым вкладом автора можно считать тот факт, что до сих пор не проводилось подобного разбора на русском языке. В работе не только представлена идея метода мозаик, но также продемонстрированы ключевые леммы, доказывающие эффективность данного подхода. Следующим этапом можно считать построение исчисления, которое было бы основано на идее мозаик, доказательство его непротиворечивости и полноты.
М.С. Моркин - Метафизика времени в жизни сознания c. 30-37
Аннотация: на основе трудов ряда философов строится и развивается концепция двойственного понимания времени. Затрагивается проблема соотношения внутреннего (субъективного) и объективного (физического) времени. Исследуется взаимосвязь этих двух понятий. Рассматривается общее и различное в явлениях, ими обозначаемых. Предлагаются идеи к выбору определенной позиции человека по отношению к времени.
Р.С. Гранин - Проблема реконструкции эсхатологической парадигмы в метафизике пространства-времени П.А. Флоренского c. 31-38
Аннотация: в работе сформулирован метод структурной эсхатологии. Определен ее понятийный аппарат — эсхатологическая парадигма и эсхатологически-инициатическая гомологичность. Метафизика П.А. Флоренского концептуализирована как метафизика пространства-времени, структурно инвариантная эсхатологической парадигме.
А.Д. Урсул - Феномены футуризации и опережающего отражения c. 33-45
Аннотация: Автор рассматривает понятия темпомира и темпоральной целостности как системно-синергетическую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Исследуются процессы футуризации и ретроспекции и их ускоренные формы на примерах биологической и космологической эволюции. Предлагается процесс ускоренного течения времени в будущее на инфляционной стадии Большого взрыва считать процессом инфляционной футуризации. «Темпоральную инфляцию» можно мыслить как чрезвычайно ускоренное, невообразимо быстрое опережение будущим как других темпомиров, так и, возможно, пространственного расширения.
О. В. Малюкова - Эпистемология времени. c. 35-40
Аннотация: В настоящее время можно констатировать возникновение новой проблемной ситуации, связанной с попытками переосмыслить феномен времени с позиций философии науки. Успех подобных попыток может быть достигнут на основе широкого междисциплинарного синтеза, поскольку разные науки дают лишь частичный образ объективного времени. Исходя из этой гипотезы, можно предположить, что полноценные концепции времени должны формироваться не в рамках какой-либо отдельной научной дисциплины, а в многомерном междисциплинарном контексте. Именно поэтому основное внимание следует уделять как особенностям различных предметных областей во временном аспекте, так и методам изучения темпоральности в той или иной сфере научного знания.
В.М. Розин - Время и нетемпоральные категории («развитие» «становление» «преображение» и пр.) c. 41-51
Аннотация: Разводятся три типа категорий: темпоральные, нетемпоральные и катемпоральные. Первые используются для анализа движений. Вторые — эрайзфеноменов, которые задаются с помощью категорий «развитие», «становление», «преображение» и др. Третьи позволяют совмещать временные и невременные способы описания изучаемых явлений. Анализируется генезис этих категорий.
А..П. Щеглов - Древнерусское философское понимание абсолютного движения в относительном пространственно-временном континууме c. 50-57
Аннотация: Центральная тема статьи подразумевает выявление онтологических, метафизических философских типов древнерусского философского знания через исследование абсолютного действия и движения в конечном и вечно меняющемся универсуме. Для раскрытия данной онтологической проблематики необходимо изучить взаимодействие относительных различных типов вещей (категорий), наличествующих в мире, а также абсолютных и относительных типов отношений между вещами. Мы попытаемся объяснить понятия, используемые в средневековых русских представлениях для понимания связи двух онтологических полюсов абсолютного действия в изменчивом и конечном относительном множественном мире.
В.Н. Зима - Проблема онтологического статуса времени в философии науки: анализ основных трудностей c. 50-59

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.1.62036

Аннотация: Проанализированы основные трудности, которые возникают перед исследователями при обсуждении проблемы онтологического статуса времени. Дана сравнительная характеристика основных подходов к ее решению в российской и зарубежной философии науки. Показана зависимость способов решения данной проблемы от выбранного исследователем способа понимания реальности. Исследованы аргументы в пользу объективации таких аспектов времени как течение, трёхмодусность (прошлое, настоящее, будущее), связь с изменениями в работах ряда российских авторов. Выявлены основные тенденции в решении вопроса о статусе времени у зарубежных исследователей: отрицание объективности течения времени, интерес к концепции блочного времени, отрицание фундаментального характера времени. Проанализирована философская аргументация в пользу концепции блочного времени. Изучены аргументы, направленные против тенденции, связанной с отрицанием реальности времени. Предложены методологические принципы, призванные обосновать релевантность использования концептуального аппарата метафизики для решения вопроса о статусе времени в философии науки. Выявлены трудности, связанные с реализацией программы создания вневременной метафизики, предложенной Х. Прайсом и указаны возможные пути их преодоления.
Н.В. Клягин - Страшный суд c. 51-60
Аннотация: обновленная теория суперструн дает теоретическую возможность путешествия по времени.
Т.Н. Березина - О вероятностном аспекте явлений прошлого и будущего. c. 71-80
Аннотация: в статье предлагается вероятностная модель времени. Рассматривается вероятностная природа явлений прошлого, настоящего и будущего, утверждается, что только события настоящего достоверны, имеют вероятность равную 1, а события прошлого и будущего вероятностны, то есть, в настоящем существует несколько вариантов явления прошлого и будущего с различной вероятностью. В дополнение к понятию «вероятность» вводится категория «энергия», предполагается, что вероятность может быть связана с энергией прямой связью, и увеличение энергии события может привести к росту его вероятности.
Юрасов А.А. - О противоречивости течения времени

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.10707

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является течение времени как переход событий из будущего в прошлое через настоящее. Время обладает как статическими, так и динамическими аспектами. Течение времени представляет собой динамическую сторону времени. Метафорически течение времени может быть представлено как смена событий в настоящем и их постепенное движение в прошлое. Философское исследование этого феномена не должно ограничиваться метафорическим уровнем описания. Необходимо выявить сущность течения времени и предложить подход к его формализованному описанию. В статье представлен подход к исследованию течения времени, основанный на рассмотрении этого феномена как противоречивого. Показано, что многие философы считали противоречивость течения времени его ключевой характеристикой. Обоснована необходимость изучения динамических аспектов субъективного времени для выявления сущности течения времени, а также для решения проблемы объективности течения времени. Выявлены основные свойства настоящего («теперь»). Сделан вывод о том, что сущность течения времени определяется противоречием между двумя свойствами настоящего – синхронностью и продолжительностью. Сформулирован аргумент продолжительности настоящего в пользу того, что течение времени имеет субъективный характер (оно существует только в сознании и не является аспектом объективного времени).
Юрасов А.А. - О противоречивости течения времени c. 173-179

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.63919

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является течение времени как переход событий из будущего в прошлое через настоящее. Время обладает как статическими, так и динамическими аспектами. Течение времени представляет собой динамическую сторону времени. Метафорически течение времени может быть представлено как смена событий в настоящем и их постепенное движение в прошлое. Философское исследование этого феномена не должно ограничиваться метафорическим уровнем описания. Необходимо выявить сущность течения времени и предложить подход к его формализованному описанию. В статье представлен подход к исследованию течения времени, основанный на рассмотрении этого феномена как противоречивого. Показано, что многие философы считали противоречивость течения времени его ключевой характеристикой. Обоснована необходимость изучения динамических аспектов субъективного времени для выявления сущности течения времени, а также для решения проблемы объективности течения времени. Выявлены основные свойства настоящего («теперь»). Сделан вывод о том, что сущность течения времени определяется противоречием между двумя свойствами настоящего – синхронностью и продолжительностью. Сформулирован аргумент продолжительности настоящего в пользу того, что течение времени имеет субъективный характер (оно существует только в сознании и не является аспектом объективного времени).
Мапельман В.М. - Космос и космонавтика как объекты философских и социо-гуманитарных исследований

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.13450

Аннотация: В статье рассматриваются состояние, возможные перспективы и проблемные ситуации в отношении философских аспектов, социальных и гуманитарных составляющих научных исследований космоса и космической деятельности (космонавтики). Анализируется динамика взглядов на космос и космонавтику в истории философии и истории науки. Предлагаются оценки современных исследований философских проблем космоса и космонавтики. Дается характеристика философских проблем космонавтики, разрабатываемая в рамках Чтений, посвященных исследованию научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Для решения поставленных задач используются методы систематизации, критического анализа, сравнения, текстологической реконструкции, исторического объяснения, вживания во внутренний духовный мир, Выделяется философская проблематика, впервые определившаяся в ходе Научных чтений: возможность существования «космической философии; «русский космизм», его течения и представители; совершенствование современной картины мира с учетом ее космических масштабов; антропный принцип, его место и роль в космической философии; глобальные проблемы человечества в свете космической перспективы развития социума; космическая цивилизация, ее признаки и возможности существования; проблема бессмертия, жизни и смерти во Вселенной; космическая этика и морально-нравственные принципы космонавтики; аксиологическая составляющая космической деятельности и преобразований в космосе; неизбежность и необходимость освоения космического пространства; учет влияния политических, военных, социально-экономических и мировоззренческих факторов при разработке национальных космических программ; исследование социально-философских проблем внеземных цивилизаций и прогнозирование перспектив нашей собственной цивилизации.
Мапельман В.М. - Космос и космонавтика как объекты философских и социо-гуманитарных исследований c. 183-190

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.66241

Аннотация: В статье рассматриваются состояние, возможные перспективы и проблемные ситуации в отношении философских аспектов, социальных и гуманитарных составляющих научных исследований космоса и космической деятельности (космонавтики). Анализируется динамика взглядов на космос и космонавтику в истории философии и истории науки. Предлагаются оценки современных исследований философских проблем космоса и космонавтики. Дается характеристика философских проблем космонавтики, разрабатываемая в рамках Чтений, посвященных исследованию научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Для решения поставленных задач используются методы систематизации, критического анализа, сравнения, текстологической реконструкции, исторического объяснения, вживания во внутренний духовный мир, Выделяется философская проблематика, впервые определившаяся в ходе Научных чтений: возможность существования «космической философии; «русский космизм», его течения и представители; совершенствование современной картины мира с учетом ее космических масштабов; антропный принцип, его место и роль в космической философии; глобальные проблемы человечества в свете космической перспективы развития социума; космическая цивилизация, ее признаки и возможности существования; проблема бессмертия, жизни и смерти во Вселенной; космическая этика и морально-нравственные принципы космонавтики; аксиологическая составляющая космической деятельности и преобразований в космосе; неизбежность и необходимость освоения космического пространства; учет влияния политических, военных, социально-экономических и мировоззренческих факторов при разработке национальных космических программ; исследование социально-философских проблем внеземных цивилизаций и прогнозирование перспектив нашей собственной цивилизации.
С.С. Севастьянова - Время и пространство в экраном музыкальном театре c. 197-209

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62330

Аннотация: Художественное пространство-время в экранных произведениях музыкального театра рассматривается как синтез, возникающий в результате взаимодействия вербального (либретто), музыкального и изобразительного пространства-времени. В экранном музыкальном театре время и пространство подчинены основным эстетическим законам. Эти категории выступают как условные, образуя неразрывную взаимосвязь. Пространственно-временной континуум часто имеет эмоциональную направленность, однако в зависимости от жанра или постановочных идей усиливаются реальность или метафоричность хронотопа. В новых условиях произведения музыкального театра переосмысливаются и структурируются соответственно новым кинематографическим принципам. Усиление той или иной координаты в одном ряду соотносится с ее особым решением в другом, то есть: остановка во времени (эмоциональное время в музыкальном плане) чаще всего соотносится с перемещениями в визуальном ряду, расширение при этом эмоционального пространства связано с сужением визуального пространства (переход в изображении на крупный план). Пространственно-временной континуум в произведениях экранного музыкального театра имеет мозаичный характер и реализуется разнообразными метроритмическими пропорциями. Пространственно-временные соотношения обуславливают аудиовизуальный контрапункт, определяющий собою эстетический феномен экранного музыкального театра.
В.Н. Зима - Парменид и статическая концепция времени c. 756-765

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62761

Аннотация: Проанализировано содержание статической концепции времени и тех основных ее форм, в виде которых она существует в современной философии. Исследован вопрос о связи статической концепции времени и взглядов античного философа Парменида Элейского. Проанализированы взгляды ряда современных исследователей, которые допускают существование подобной связи. Сделан вывод о невозможности рассматривать взгляды Парменида как любую из форм статической концепции времени. Показано значение анализа парменидовского подхода к пониманию бытия для постановки проблемы времени в философии и решения вопроса об онтологических условиях объективации времени. Проанализирован вопрос о связи времени и множественности. Сделан вывод о том, что множественность не является достаточным условием объективации времени. Прослежена тенденция, связанная с решением вопроса о соотношении времени, вечности и множественности в позднем неоплатонизме, и сделан вывод о том, что она состоит в преобладании этернальной, а не темпоральной, интерпретации данного соотношения, что нашло свое выражение в понимании вечности как способа координации множественности. Сделан вывод о том, что способ представления времени в виде В-серий в современной философии (статическая концепция времени) допускает не только темпоральную, но также и атемпоральную, и даже этернальную интерпретацию. Указано, что основное значение альтернативных интерпретаций в том, что они с новой силой поднимают вопрос о том, чем онтология времени в действительности отличается от онтологии вечности.
Зима В.Н. - Метафизика объективного времени в современном философском познании: проблемы и перспективы

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.19346

Аннотация: Предметом исследования является объективное время в качестве одного из возможных подходов к пониманию времени в философии и в качестве категории метафизики, а также особенности категории объективного времени в качестве предмета познания. Проведена экспликация и предложен комплексный анализ основных трудностей, с которыми сталкивается стратегия познания категории объективного времени в современной аналитической метафизике. Предложена альтернативная стратегия познания объективного времени в метафизике и сформулирован ряд основных ее положений. Использованы методы логико-теоретического анализа, категория объективного времени рассмотрена в контексте моделей рациональности, используемых в современной метафизике и философии науки. Новизна исследования заключается в комплексном анализе категории объективного времени в качестве предмета метафизики. В числе трудностей, с которыми в познании объективного времени сталкивается аналитическая метафизика, отмечены следующие: невозможность последовательно обосновать объектный характер знания в рамках используемой в аналитической метафизике модели рациональности; достаточно произвольный и ограниченный выбор категориального аппарата для создания онтологий времени, а также их внутренняя непоследовательность; отсутствие удовлетворительного решения проблемы критериев для определения и выбора истинной онтологической теории объективного времени. Ключевые положения альтернативной стратегии: установление корреляции между идеей объективности времени и смысложизненными вопросами, что позволяет предложить альтернативный взгляд на представления о «полезной» и «бесполезной» метафизике, использование представлений о метафизических референтах времени, рассмотрение логико-теоретический моделей времени в единстве с метафизическими моделями объективной реальности. Автор выдвигает предположение, согласно которому именно категория объективного времени может стать основополагающей для возрождения и успешного развития реалистической метафизики в современной философии.
Зима В.Н. - Метафизика объективного времени в современном философском познании: проблемы и перспективы c. 797-804

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.67929

Аннотация: Предметом исследования является объективное время в качестве одного из возможных подходов к пониманию времени в философии и в качестве категории метафизики, а также особенности категории объективного времени в качестве предмета познания. Проведена экспликация и предложен комплексный анализ основных трудностей, с которыми сталкивается стратегия познания категории объективного времени в современной аналитической метафизике. Предложена альтернативная стратегия познания объективного времени в метафизике и сформулирован ряд основных ее положений. Использованы методы логико-теоретического анализа, категория объективного времени рассмотрена в контексте моделей рациональности, используемых в современной метафизике и философии науки. Новизна исследования заключается в комплексном анализе категории объективного времени в качестве предмета метафизики. В числе трудностей, с которыми в познании объективного времени сталкивается аналитическая метафизика, отмечены следующие: невозможность последовательно обосновать объектный характер знания в рамках используемой в аналитической метафизике модели рациональности; достаточно произвольный и ограниченный выбор категориального аппарата для создания онтологий времени, а также их внутренняя непоследовательность; отсутствие удовлетворительного решения проблемы критериев для определения и выбора истинной онтологической теории объективного времени. Ключевые положения альтернативной стратегии: установление корреляции между идеей объективности времени и смысложизненными вопросами, что позволяет предложить альтернативный взгляд на представления о «полезной» и «бесполезной» метафизике, использование представлений о метафизических референтах времени, рассмотрение логико-теоретический моделей времени в единстве с метафизическими моделями объективной реальности. Автор выдвигает предположение, согласно которому именно категория объективного времени может стать основополагающей для возрождения и успешного развития реалистической метафизики в современной философии.
С.А. Королёв - Фундаментальные исторические процессы в России: ретро- и перспектива c. 907-925

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.7.62939

Аннотация: В статье рассматриваются особенности протекания в российском пространстве власти фундаментальных исторических процессов, к которым автор относит колонизацию, модернизацию, глобализацию. Дается определение указанных процессов, раскрывается их сущность. Автор анализирует данные процессы в системе координат «пространство — время», «центр — периферия», «экстенсивное — интенсивное», «вертикаль — горизонталь» и т.д. Особое внимание уделяется специфике российского пространства и времени и воздействию российского пространственно-временного континуума на ход фундаментальных исторических трансформаций. Констатируется, что существуют определенные российские исторические (а не только географические) условия, обстоятельства и механизмы развития этих процессов. И одним из определяющих моментов здесь является псевдоморфность, постоянное воспроизведение в пространстве российской истории феномена псевдоморфозы, что делает ее — в России и для России — способом и типом развития. Помимо этого в статье анализируется влияние активного исторического субъекта на протекание трех вышеназванных фундаментальных процессов, а также роль насилия в реализации колонизационных и модернизационных проектов и формы сопротивления, выступающего как реакция на эманацию насилия.
Спектор Д.М. - Время и пространство sub specie aeternitatis.

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.16681

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые понятия времени и пространства. Показывается, что если время в ХХ столетии обретает характер предельного онтологического основания, обуславливая соответствующие интерпретации, то пространство, в рамках физических теорий с временем сближаемое, в философских поисках, напротив, все более времени противопоставляется. Пространству вменяется роль «вместилища», сближенная с ролью «пребывания имманентного». В статье на примере преимущественно философии М. Хайдеггера показана неверность такого подхода и обоснована необходимость новой онтологии, трактующей само пространства как онтологическое условие осуществления (сбывания). Метод исследования связан с последовательно осуществленной реставрацией «изначального», проведенной в направлении «временности и пространственности» в архаическом облике «сакрального» и «окружения». Научная новизна исследования заключается в придании «пространственности» онтологической значимости. Впервые обозначена специфика изначальной гомогенности пространства и времени, роднящая их амбивалентность «движения к целому» (однородному), в пространстве означенное эстетизмом, во времени - «становлением», и «агонального противостояния» (разнородного), в пространстве проявляемого как экспансия и присвоение-освоение, во времени — как темп и скорость (органического) взаимодействия.
Спектор Д.М. - Время и пространство sub specie aeternitatis. c. 1107-1118

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.68131

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые понятия времени и пространства. Показывается, что если время в ХХ столетии обретает характер предельного онтологического основания, обуславливая соответствующие интерпретации, то пространство, в рамках физических теорий с временем сближаемое, в философских поисках, напротив, все более времени противопоставляется. Пространству вменяется роль «вместилища», сближенная с ролью «пребывания имманентного». В статье на примере преимущественно философии М. Хайдеггера показана неверность такого подхода и обоснована необходимость новой онтологии, трактующей само пространства как онтологическое условие осуществления (сбывания). Метод исследования связан с последовательно осуществленной реставрацией «изначального», проведенной в направлении «временности и пространственности» в архаическом облике «сакрального» и «окружения». Научная новизна исследования заключается в придании «пространственности» онтологической значимости. Впервые обозначена специфика изначальной гомогенности пространства и времени, роднящая их амбивалентность «движения к целому» (однородному), в пространстве означенное эстетизмом, во времени - «становлением», и «агонального противостояния» (разнородного), в пространстве проявляемого как экспансия и присвоение-освоение, во времени — как темп и скорость (органического) взаимодействия.
Жолков С.Ю. - Математические антиномии Канта – не антиномии

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.7064

Аннотация: Статья посвящена проблемам, поставленных Кантом в «математических антиномиях». Анализ ведется в оригинальной постановке в терминах самого Канта и в контексте его собственной аргументации. Эти проблемы рассмат-риваются также безотносительно философских построений Канта. Основательность и доказательность, делающие возможным выстраивание анализа в форме строгой теории в понимании современной математики, позволяют категорично утверждать, что Кантовская квалификация безосновательна, а его рассуждения в «математических антиномиях» нельзя считать доказательством. Напротив, и тезисы, и антитезисы неопровержимы. Существо проблем не в неизбежных противоречиях разума или процесса познания трансцендентального мира в ходе кантианского спора разума с самим собой, а в неединственности концептуальных представлений. Что же касается пределов, положенных познающему разуму, то заключаются они, прежде всего, в законах, определяющих архитектонику истинных теорий
Жолков С.Ю. - Математические антиномии Канта – не антиномии c. 1368-1378

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.63411

Аннотация: Статья посвящена проблемам, поставленных Кантом в «математических антиномиях». Анализ ведется в оригинальной постановке в терминах самого Канта и в контексте его собственной аргументации. Эти проблемы рассмат-риваются также безотносительно философских построений Канта. Основательность и доказательность, делающие возможным выстраивание анализа в форме строгой теории в понимании современной математики, позволяют категорично утверждать, что Кантовская квалификация безосновательна, а его рассуждения в «математических антиномиях» нельзя считать доказательством. Напротив, и тезисы, и антитезисы неопровержимы. Существо проблем не в неизбежных противоречиях разума или процесса познания трансцендентального мира в ходе кантианского спора разума с самим собой, а в неединственности концептуальных представлений. Что же касается пределов, положенных познающему разуму, то заключаются они, прежде всего, в законах, определяющих архитектонику истинных теорий
Мариевская Н.Е. - Циклическое время в структуре кинематографического произведения

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.11308

Аннотация: Предметом исследования является временная форма кинематографического произведения. Художественное время рассматривается как предмет синтеза, как рабочий материл создания фильма. В статье делается вывод о необходимом включении циклического времени в структуру сюжетного произведения, источником своего внутреннего движения имеющим конфликт, проходящий три фазы: завязку, развитие (вплоть до кульминации) и развязку. Показано, что при доминировании в сюжете циклического времени возникает обобщение близкое к тому, с которым имеет дело мифологическое сознание: чувственно конкретное превращается в знак. Для формирования концепции художественного времени наиболее плодотворными оказались идеи Августина Аврелия и П. А. Флоренского. Впервые в теории кино художественное время рассматривается как предмет синтеза, как рабочий материл создания кинематографического произведения. В статье показано сюжетообразующее значение циклической формы времени, задающей общий контур произведения. Сама цикличность рассматривается как результат разрешения в сознании человека глубинных противоречий бытия. Понимание роли циклическокго времени в структуре фильма позволили иначе взглянуть на понятие перипетии и сюжетной схемы.
Мариевская Н.Е. - Циклическое время в структуре кинематографического произведения c. 1393-1404

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.65531

Аннотация: Предметом исследования является временная форма кинематографического произведения. Художественное время рассматривается как предмет синтеза, как рабочий материл создания фильма. В статье делается вывод о необходимом включении циклического времени в структуру сюжетного произведения, источником своего внутреннего движения имеющим конфликт, проходящий три фазы: завязку, развитие (вплоть до кульминации) и развязку. Показано, что при доминировании в сюжете циклического времени возникает обобщение близкое к тому, с которым имеет дело мифологическое сознание: чувственно конкретное превращается в знак. Для формирования концепции художественного времени наиболее плодотворными оказались идеи Августина Аврелия и П. А. Флоренского. Впервые в теории кино художественное время рассматривается как предмет синтеза, как рабочий материл создания кинематографического произведения. В статье показано сюжетообразующее значение циклической формы времени, задающей общий контур произведения. Сама цикличность рассматривается как результат разрешения в сознании человека глубинных противоречий бытия. Понимание роли циклическокго времени в структуре фильма позволили иначе взглянуть на понятие перипетии и сюжетной схемы.
Зима В.Н. - К вопросу об онтологическом содержании категории «тварная вечность» (в контексте проблемы интерпретации решения вопросов о темпоральном статусе «начала» и номологического уровня тварного бытия в Восточной Патристике)

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.11.20926

Аннотация: Объектом исследования является категория тварной вечности, которая рассматривается в трех основных аспектах: во-первых, в качестве категории онтологии, посредством которой выражается метафизическое своеобразие сотворенного бытия в рамках христианского креационизма и выявляются оригинальные интуиции в рамках традиционной для философии темпоральной проблематики, во-вторых, в качестве предмета рефлексии в богословско-философской традиции Восточной Патристики, в-третьих, в качестве предмета рефлексии в современных исследованиях по истории философии и философии науки. Предметом исследования является вопрос об онтологическом и референтном содержании данной категории. Данный вопрос предложено рассматривать в контексте проблемы интерпретации современными исследователями тех способов решения вопросов о темпоральном статусе «начала» и номологического уровня тварного бытия, которые были предложены в Восточной патристике. Категория тварной вечности рассматривается одновременно в двух планах: в качестве предмета историко-философского исследования и в плане истории идей. Используются методы логико-теоретического анализа. Понятие «тварной вечности» рассматривается в единстве этимологического, логического и исторического подходов. Используются методы сравнительно-исторического анализа и историко-философской реконструкции, включая метод имманентного интерпретирующего анализа, и метод синтеза, как соединения интерпретированного материала в новом качестве. Категория «тварной вечности» впервые стала предметом систематического анализа. Выявлена и проанализирована тенденция так называемого расширительного понимания онтологического содержания тварной вечности, которая имеет место в современных исследованиях проблемы и связана с рассмотрением категории тварной вечности преимущественно в плане философии идей. В контексте решения вопроса о темпоральном статусе начала и номологическом уровне тварного бытия впервые была проанализирована точка зрения русского философа и патролога В.И. Несмелова, связанная с интерпретацией предложенного свт. Григорием Нисским решения проблемы временной последовательности шести дней творения. На примере анализа взглядов свт. Григория Нисского показано, что данная точка зрения не может считаться корректной. В результате анализа вопроса о темпоральном статусе «начала» и номологического в тварном, сделан вывод о том, что расширительная интерпретация онтологического содержания категории тварной вечности, не находит своего фундамента в аутентичной традиции Восточной Патристики.
Зима В.Н. - К вопросу об онтологическом содержании категории «тварная вечность» (в контексте проблемы интерпретации решения вопросов о темпоральном статусе «начала» и номологического уровня тварного бытия в Восточной Патристике) c. 1487-1497

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.11.68272

Аннотация: Объектом исследования является категория тварной вечности, которая рассматривается в трех основных аспектах: во-первых, в качестве категории онтологии, посредством которой выражается метафизическое своеобразие сотворенного бытия в рамках христианского креационизма и выявляются оригинальные интуиции в рамках традиционной для философии темпоральной проблематики, во-вторых, в качестве предмета рефлексии в богословско-философской традиции Восточной Патристики, в-третьих, в качестве предмета рефлексии в современных исследованиях по истории философии и философии науки. Предметом исследования является вопрос об онтологическом и референтном содержании данной категории. Данный вопрос предложено рассматривать в контексте проблемы интерпретации современными исследователями тех способов решения вопросов о темпоральном статусе «начала» и номологического уровня тварного бытия, которые были предложены в Восточной патристике. Категория тварной вечности рассматривается одновременно в двух планах: в качестве предмета историко-философского исследования и в плане истории идей. Используются методы логико-теоретического анализа. Понятие «тварной вечности» рассматривается в единстве этимологического, логического и исторического подходов. Используются методы сравнительно-исторического анализа и историко-философской реконструкции, включая метод имманентного интерпретирующего анализа, и метод синтеза, как соединения интерпретированного материала в новом качестве. Категория «тварной вечности» впервые стала предметом систематического анализа. Выявлена и проанализирована тенденция так называемого расширительного понимания онтологического содержания тварной вечности, которая имеет место в современных исследованиях проблемы и связана с рассмотрением категории тварной вечности преимущественно в плане философии идей. В контексте решения вопроса о темпоральном статусе начала и номологическом уровне тварного бытия впервые была проанализирована точка зрения русского философа и патролога В.И. Несмелова, связанная с интерпретацией предложенного свт. Григорием Нисским решения проблемы временной последовательности шести дней творения. На примере анализа взглядов свт. Григория Нисского показано, что данная точка зрения не может считаться корректной. В результате анализа вопроса о темпоральном статусе «начала» и номологического в тварном, сделан вывод о том, что расширительная интерпретация онтологического содержания категории тварной вечности, не находит своего фундамента в аутентичной традиции Восточной Патристики.
Спектор Д.М. - Вечность пространства и времени и их обращение

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.12.20484

Аннотация: Предметом исследования выступает обращение времени и пространства (обращение времени в-пространство). Обоснованием в данном случае служит редукция к основаниям, позволяющая восстановить контуры феноменов, пространству-времени в их определенности и различии предшествующим. В качестве (историко-логического) «основания» устанавливается специфическое состояние, сближаемое с «вечностью» и вместе с тем с (родовым) целым (сакральным). Показывается, что его наиболее существенной стороной выступает обращение «внутреннего» и «внешнего», причем таковые как состояния отвечают из них развившемуся «пространству» (внешнего) и «времени» (внутреннего). Метод исследования основан анализом и реконструкцией понятий «время» и «пространство» в их обращении; наиболее существенной его (метода) чертой выступает последовательное сближение антропологических и логических форм (категория своего-иного и своего-Другого, связанных логически-трансгрессивным переходом). Научная новизна исследования заключается в разработке категории «обращения», исторически предшествующей атрибуции пар реципрокных внутреннего/внешнего и времени/пространства. Впервые пространство и время рассмотрено sub specie aeternitatis прагматического исхода и трансцендентальной чувственности. Последняя в своих безусловности (трансцендентальной антиномии) полагает возможность соотнесения пар в форме внешне-пространственной (антагонизма сил) и внутри-временной (драматизма чувств).
Спектор Д.М. - Вечность пространства и времени и их обращение c. 1631-1638

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.12.68510

Аннотация: Предметом исследования выступает обращение времени и пространства (обращение времени в-пространство). Обоснованием в данном случае служит редукция к основаниям, позволяющая восстановить контуры феноменов, пространству-времени в их определенности и различии предшествующим. В качестве (историко-логического) «основания» устанавливается специфическое состояние, сближаемое с «вечностью» и вместе с тем с (родовым) целым (сакральным). Показывается, что его наиболее существенной стороной выступает обращение «внутреннего» и «внешнего», причем таковые как состояния отвечают из них развившемуся «пространству» (внешнего) и «времени» (внутреннего). Метод исследования основан анализом и реконструкцией понятий «время» и «пространство» в их обращении; наиболее существенной его (метода) чертой выступает последовательное сближение антропологических и логических форм (категория своего-иного и своего-Другого, связанных логически-трансгрессивным переходом). Научная новизна исследования заключается в разработке категории «обращения», исторически предшествующей атрибуции пар реципрокных внутреннего/внешнего и времени/пространства. Впервые пространство и время рассмотрено sub specie aeternitatis прагматического исхода и трансцендентальной чувственности. Последняя в своих безусловности (трансцендентальной антиномии) полагает возможность соотнесения пар в форме внешне-пространственной (антагонизма сил) и внутри-временной (драматизма чувств).
Урсул А.Д. - Вектор футуризации: поворот к исследованию будущего

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.12.15703

Аннотация: В статье раскрываются особенности будущего и высказываются суждения о возможностях исследования этого пока ещё не существующего объекта. Поворот к будущему в различных сферах деятельности автор считает процессом футуризации. Обсуждается также принцип темпоральной целостности, выступающий как своего рода «закон сохранения времени» и отражающий необходимость учета взаимосвязи и количественных параметров трех темпомиров (прошлого, настоящего и будущего). С позиций принципа темпоральной целостности процесс футуризации человеческой деятельности означает оптимизацию временной стратегии этой деятельности. Феномен опережения связан с процессами ускоренной футуризации, в том числе и с опережающим отражением и развитием. Подчёркивается, что глобальные катастрофы возможно только предотвращать в результате опережающих решений и действий, что существенно усиливает внимание к исследованию будущего. В основном используются футуролого-прогностический, ноосферный и другие методологические подходы исследования будущего, а также синергетический, вероятностный, эволюционно-исторический и междисциплинарно-общенаучный подходы, принципы темпоральной целостности, глобализма и космоглобализма. Автор полагает, что следует различать стихийную и сознательную футуризацию, причем эта последняя связана с осознанием футуризации как целенаправленной деятельностной характеристики, что раскрывается на процессах перехода к устойчивому развитию и ноосферогенезу. Особое внимание уделено таким типам футуризации как опережающие формы деятельности и опережающее развитие, что обуславливает повышение интереса к футурологии, проблеме прогнозирования, форсайту и другим формам исследования будущего. Показано, что движение времени от прошлого через настоящее к будущему, именуемое «стрелой времени», обусловлено инфляционной фазой Большого Взрыва, рождением Вселенной и последующим её расширением. Отмечается, что в инфляционный период происходила сверхбыстрая и в этом смысле опережающая футуризация, причём приводятся новые аргументы в подтверждение этой, ранее высказанной автором, гипотезы.
Урсул А.Д. - Вектор футуризации: поворот к исследованию будущего c. 1767-1776

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.12.67256

Аннотация: В статье раскрываются особенности будущего и высказываются суждения о возможностях исследования этого пока ещё не существующего объекта. Поворот к будущему в различных сферах деятельности автор считает процессом футуризации. Обсуждается также принцип темпоральной целостности, выступающий как своего рода «закон сохранения времени» и отражающий необходимость учета взаимосвязи и количественных параметров трех темпомиров (прошлого, настоящего и будущего). С позиций принципа темпоральной целостности процесс футуризации человеческой деятельности означает оптимизацию временной стратегии этой деятельности. Феномен опережения связан с процессами ускоренной футуризации, в том числе и с опережающим отражением и развитием. Подчёркивается, что глобальные катастрофы возможно только предотвращать в результате опережающих решений и действий, что существенно усиливает внимание к исследованию будущего. В основном используются футуролого-прогностический, ноосферный и другие методологические подходы исследования будущего, а также синергетический, вероятностный, эволюционно-исторический и междисциплинарно-общенаучный подходы, принципы темпоральной целостности, глобализма и космоглобализма. Автор полагает, что следует различать стихийную и сознательную футуризацию, причем эта последняя связана с осознанием футуризации как целенаправленной деятельностной характеристики, что раскрывается на процессах перехода к устойчивому развитию и ноосферогенезу. Особое внимание уделено таким типам футуризации как опережающие формы деятельности и опережающее развитие, что обуславливает повышение интереса к футурологии, проблеме прогнозирования, форсайту и другим формам исследования будущего. Показано, что движение времени от прошлого через настоящее к будущему, именуемое «стрелой времени», обусловлено инфляционной фазой Большого Взрыва, рождением Вселенной и последующим её расширением. Отмечается, что в инфляционный период происходила сверхбыстрая и в этом смысле опережающая футуризация, причём приводятся новые аргументы в подтверждение этой, ранее высказанной автором, гипотезы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.