Статья 'Время м пространство в экранном музыкальном театре' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Время м пространство в экранном музыкальном театре

Севастьянова Светлана Степановна

Кандидат искусствоведения

преподаватель (колледж), доцент кафедры теории и и, кафедра теории и истории музыки, Астраханская государственная консерватория

Sevast'yanova Svetlana Stepanovna

svetlana-sev@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2012.4.5374

Дата направления статьи в редакцию:

17-03-2012


Дата публикации:

1-4-2012


Аннотация: Художественное пространство-время в экранных произведениях музыкального театра рассматривается как синтез, возникающий в результате взаимодействия вербального (либретто), музыкального и изобразительного пространства-времени. В экранном музыкальном театре время и пространство подчинены основным эстетическим законам. Эти категории выступают как условные, образуя неразрывную взаимосвязь. Пространственно-временной континуум часто имеет эмоциональную направленность, однако в зависимости от жанра или постановочных идей усиливаются реальность или метафоричность хронотопа. В новых условиях произведения музыкального театра переосмысливаются и структурируются соответственно новым кинематографическим принципам. Усиление той или иной координаты в одном ряду соотносится с ее особым решением в другом, то есть: остановка во времени (эмоциональное время в музыкальном плане) чаще всего соотносится с перемещениями в визуальном ряду, расширение при этом эмоционального пространства связано с сужением визуального пространства (переход в изображении на крупный план). Пространственно-временной континуум в произведениях экранного музыкального театра имеет мозаичный характер и реализуется разнообразными метроритмическими пропорциями. Пространственно-временные соотношения обуславливают аудиовизуальный контрапункт, определяющий собою эстетический феномен экранного музыкального театра.


Ключевые слова:

Философия, Время, Пространство, Экранный музыкальный театр, совмещение временных пластов, временной параллелизм, остановки времени, авторское и сюжетное пространство, реальное и условное пространство, внутренний монолог

Библиография
1. Балаш Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. – М.: Прогресс, 1968. – 328 с.

2. Бахтин М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М.: Худ. литература, 1975. – С. 6 – 71.

3. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. Литературно-критические статьи. – М.: Худ. литература, 1986. – С. 121 – 290.

4. Вернадский В. Время: Из летописного наследия В. Вернадского // Вопросы философии, 1966, № 12. – С. 101 – 113.

5. Громов Н. Основные модели сценического пространства спектакля: Лестница и арочные конструкции // Пространство и время в искусстве / Ред. Е. Хваленская. – Л.: ЛГИТМиК, 1988. – С. 151 – 168.

6. Зобов Р., Мостепаненко А. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 11 – 25.

7. Каган М. Пространство и время как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 26 – 38.

8. Казанцева Л. Основы теории музыкального содержания. – Астрахань: ИПЦ «Факел» ООО Астраханьгазпром, 2001. – 368 с.

9. Лисса З. Эстетика киномузыки. – М.: Музыка. 1970. – 495 с.

10. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы // Лихачев Д. Избр. работы: В 3-х т. – Л.: Худ. литература, 1987. Т. 1. – С. 261 – 654.

11. Мартынов В. Время и пространство как факторы музыкального формообразования // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 238 – 247.

12. Мотылева Т. О времени и пространстве в современном зарубежном романе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С.186 – 199.

13. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.

14. Орлов Г. Время и пространство музыки // Проблемы музыкальной науки / Ред. Г. Орлов, М. Тараканов и др. – М.: Сов. композитор, 1972. Вып. 2. – С. 258 – 394.

15. Покровский Б. Размышления об опере: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.

16. Полякова Л. «Евгений Онегин» на экране (о фильме-опере). – Сов. музыка, 1959, № 6. – С. 119.

17. Притыкина О. Музыкальное время. Его концептуальность, структура, методы исследования: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Л., 1986. – 19 с.

18. Рудь И., Цуккерман И. О пространственно-временных преобразованиях в искусстве // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 262 – 273.

19. Сапаров М. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 85 – 103.

20. Эдкинд М. О диапазоне пространственно-временных отношений в искусстве оформления сцены: Опыт анализа творческого наследия советской театральной декорации // Ритм, пространство и время / Отв. ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 209 – 219.

21. Эйнштейн А. Сущность теории относительности / Пер. с англ. Изд. 4-е – М.: Иностр. литература, 1955. – 160 с.


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.