|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Севастьянова С.С.
Время м пространство в экранном музыкальном театре
// Философия и культура.
2012. № 4.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.4.5374 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=5374
Время м пространство в экранном музыкальном театре
Севастьянова Светлана Степановна
Кандидат искусствоведения
преподаватель (колледж), доцент кафедры теории и и, кафедра теории и истории музыки, Астраханская государственная консерватория
Sevast'yanova Svetlana Stepanovna
|
svetlana-sev@list.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.4.5374
Дата направления статьи в редакцию:
17-03-2012
Дата публикации:
1-4-2012
Аннотация:
Художественное пространство-время в экранных произведениях музыкального театра рассматривается как синтез, возникающий в результате взаимодействия вербального (либретто), музыкального и изобразительного пространства-времени.
В экранном музыкальном театре время и пространство подчинены основным эстетическим законам. Эти категории выступают как условные, образуя неразрывную взаимосвязь. Пространственно-временной континуум часто имеет эмоциональную направленность, однако в зависимости от жанра или постановочных идей усиливаются реальность или метафоричность хронотопа. В новых условиях произведения музыкального театра переосмысливаются и структурируются соответственно новым кинематографическим принципам. Усиление той или иной координаты в одном ряду соотносится с ее особым решением в другом, то есть: остановка во времени (эмоциональное время в музыкальном плане) чаще всего соотносится с перемещениями в визуальном ряду, расширение при этом эмоционального пространства связано с сужением визуального пространства (переход в изображении на крупный план). Пространственно-временной континуум в произведениях экранного музыкального театра имеет мозаичный характер и реализуется разнообразными метроритмическими пропорциями. Пространственно-временные соотношения обуславливают аудиовизуальный контрапункт, определяющий собою эстетический феномен экранного музыкального театра.
Ключевые слова:
Философия, Время, Пространство, Экранный музыкальный театр, совмещение временных пластов, временной параллелизм, остановки времени, авторское и сюжетное пространство, реальное и условное пространство, внутренний монолог
Библиография
1. Балаш Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. – М.: Прогресс, 1968. – 328 с.
2. Бахтин М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М.: Худ. литература, 1975. – С. 6 – 71.
3. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. Литературно-критические статьи. – М.: Худ. литература, 1986. – С. 121 – 290.
4. Вернадский В. Время: Из летописного наследия В. Вернадского // Вопросы философии, 1966, № 12. – С. 101 – 113.
5. Громов Н. Основные модели сценического пространства спектакля: Лестница и арочные конструкции // Пространство и время в искусстве / Ред. Е. Хваленская. – Л.: ЛГИТМиК, 1988. – С. 151 – 168.
6. Зобов Р., Мостепаненко А. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 11 – 25.
7. Каган М. Пространство и время как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 26 – 38.
8. Казанцева Л. Основы теории музыкального содержания. – Астрахань: ИПЦ «Факел» ООО Астраханьгазпром, 2001. – 368 с.
9. Лисса З. Эстетика киномузыки. – М.: Музыка. 1970. – 495 с.
10. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы // Лихачев Д. Избр. работы: В 3-х т. – Л.: Худ. литература, 1987. Т. 1. – С. 261 – 654.
11. Мартынов В. Время и пространство как факторы музыкального формообразования // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 238 – 247.
12. Мотылева Т. О времени и пространстве в современном зарубежном романе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С.186 – 199.
13. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.
14. Орлов Г. Время и пространство музыки // Проблемы музыкальной науки / Ред. Г. Орлов, М. Тараканов и др. – М.: Сов. композитор, 1972. Вып. 2. – С. 258 – 394.
15. Покровский Б. Размышления об опере: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.
16. Полякова Л. «Евгений Онегин» на экране (о фильме-опере). – Сов. музыка, 1959, № 6. – С. 119.
17. Притыкина О. Музыкальное время. Его концептуальность, структура, методы исследования: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Л., 1986. – 19 с.
18. Рудь И., Цуккерман И. О пространственно-временных преобразованиях в искусстве // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 262 – 273.
19. Сапаров М. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 85 – 103.
20. Эдкинд М. О диапазоне пространственно-временных отношений в искусстве оформления сцены: Опыт анализа творческого наследия советской театральной декорации // Ритм, пространство и время / Отв. ред. Б. Егоров. – Л.: Наука, 1974. – С. 209 – 219.
21. Эйнштейн А. Сущность теории относительности / Пер. с англ. Изд. 4-е – М.: Иностр. литература, 1955. – 160 с.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|