Философия и культура - рубрика Судьбы и контуры цивилизаций
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Судьбы и контуры цивилизаций"
Судьбы и контуры цивилизаций
Бузина Т.В. - Смена культурной парадигмы: смерть человека героического
Аннотация: В статье рассматриваются ключевой процесс современной культуры – слияние двух типов самосознания (героического и негероического) и трансформация традиционной телеологии. Если традиционным телосом европейской героической культуры было обретение божественной природы, то новая телеология, будучи принципиально аметафизической, вынуждена искать новые формы целеполагания. В духе мифологических исканий, ставших популярными в европейской культуре в XIX в., новый телос обретается в мифологических существах (вампирах и оборотнях). Пределом человеческого развития становится не божественность или сверхчеловечность, но фактическая анимальность или не-жизнь.
Клягин Н.В. - Инфантильная наука
Аннотация: Статья посвящена эпохальным сдвигам от неотеничного состояния людей к акселерированному. Неотеники взвешены и традиционны. Акселераты инфантильны и революционны. Некоторые научные достижения акселератов наивны, чему приведены примеры, связанные с пространственными измерениями, магнитным монополем, «темной энергией», всемирными оледенениями, фаунистическими вымираниями, яркими историческими событиями, глобальным потеплением и детьми индиго.
Клягин Н.В. - Страшный суд
Аннотация: Обновленная теория суперструн дает теоретическую возможность путешествия по времени.
Шабанов Д.А. - Церемониальное и фактическое первенство в византийской полемике о римском примате
Аннотация: Проблема церемониальных прерогатив и фактического первенства является одной из главных тем поздневизантийской полемики с латинским западом. Несмотря на то, что идея примата папы встретила серьезный отпор среди византийских авторов, многие полемисты основывали свои аргументы на специфических взглядах Варлаама Калабрийского, рассматривающего иерархическое устройство епископата как церемониальную формальность, и фактически тем самым приходили к отрицанию идеи фактического первенства. Ранневизантийский взгляд на предмет первенства предлагает более широкое решение проблемы, где первенство осмысливается как особое служение, а не просто как церемониальная функция.
Степанянц М.Т. - Возможна ли модернизация без вестернизации
Аннотация: Модернизация, без утраты культурной идентичности, обычно именуемая как «глокализация», предполагает включенность в процессы глобализации с опорой на творчески переосмысленные собственные культурные традиции. Глокализм стремится преодолеть империалистический глобализм, игнорирующий историко-культурные измерения каждой локальности. Ошибочно полагать, что для получения материальных плодов модернизации следует принять западный набор этических убеждений и политических форм. Как показал опыт Японии и как начинают демонстрировать Индия, Китай, Бразилия не-западные общества могут перенимать западные средства для достижения процветания, не поступаясь своей культурной идентичностью. Устойчивое развитие возможно лишь при условии опоры на выработанные собственной культурой основания.
Маслов В.М. - Постчеловеческое в мифологии и искусстве: специфика и значение

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.7987

Аннотация: Аннотация: статья выступает формой развития системных, диалектических, синергетических представлений о постчеловеческом, о теории и практике радикальных, качественных трансформаций человека и общества. Высокие технологии (биотехнологии, киборгтехнологии, информационные технологии, виртуальная реальность, искусственный интеллект) предоставляют все больше возможностей для реализации постчеловеческих целей: «линия Прометея» (от мифологии к русскому космизму и трансгуманизму) находится в фокусе современных исследований постчеловеческого. Анализ постчеловеческого в мифологии и искусстве – «линии Орфея» – обогащает и уточняет общее понимание постчеловеческого. Сравнительная ценность постчеловеческих моментов мифологии может идентифицировать их исконными чаяниями людей. Постчеловеческое мифологии снимает искусство. Сегодня постчеловеческое в искусстве наиболее полно представлено в научной фантастике и фэнтези. Содержательная ценность научной фантастики соотносится с научным знанием о будущем. Мир фэнтези можно рассматривать как идеальную форму реализации постчеловеческой свободы и принципа удовольствия. Фиксируемый культурный дрейф от принципа реальности к принципу удовольствия – еще один существенный фактор проблематичности постчеловеческого будущего.
Горелова Т.А. - Модернизация или общественный прогресс?
Аннотация: Аннотация: в статье обсуждается соотношение понятий модернизация и общественный прогресс в контексте тенденций современного общества. Рассматривается историческая динамика данных понятий. Проводится анализ социокультурного и духовного состояния современного западного и российского обществ. Обосновывается утверждение о необходимости именно общественного прогресса как целостного развития различных составляющих – социальной, научно-технической, экологической, моральной, духовной и др.
А. Шашинбатын - Кризис современных концепций культурной идентичности c. 0-0
Аннотация: Господствовавшая в предшествовавшие столетия универсализирующая тенденция развития культуры в XX в. сменилась бурным ростом национального и расового самосознания. Не удивительно, что в начале века многим исследователям казалось, будто национальные различия стираются. Не только в России, но и в других странах вопрос об этнической тождественности оказался запутанным и мучительным. В связи с этой ситуацией рождается группа вопросов. Насколько сейчас возможна национальная идентификация и каковы границы? Каковы современные формы мессианизма? Что явится альтернативой современному национализму? Обсуждение этих вопросов стимулирует интерес к культурологии. Многие актуальные проблемы осмысливаются сегодня в специфических культурологических терминах…
Э. Левинас - Философское определение идеи культур (перевод Н.Г. Кротовской). c. 0-0
Аннотация:
М.В. Грановская - Космология досократиков в восприятии Платона c. 0-0
Аннотация:
А.С. Майданов - Искусство полемического диалога в чань (дзэн)-буддизме c. 0-0
Аннотация: Статья посвящена анализу искусства диалога, получившего высокое развитие в китайской буддийской школе чань. Выявляются способы, методы, приемы и правила его ведения. Раскрывается особая специфика чаньских диалогов, заключающаяся в опоре на принцип контрарности, в создании парадоксальных ситуаций. Характеризуется присущая этим диалогам логика мышления, оказывающаяся логикой нестандартного, конфронтационного мыслительного процесса. Диалог рассматривается как средство творческого мышления, методология которого может быть полезной для современного научного и социального поискового дискурса.
О.В. Долженко - Университет в условиях межцивилизационного зазора. Часть 1 c. 0-0
Аннотация: Автор размышляет о роли образования в период становления новой цивилизации. Он ставит вопрос об антропологическом повороте и выявляет резервы современного обучения. Подвергает критике бесконечные преобразования в столь устойчивой системе, как образование.
О.В. Долженко - Университет в условиях межцивилизационного зазора. Часть 2. Окончание c. 0-0
Аннотация: Автор стремится ввести в педагогику антропологическое знание. Одновременно размышляет о роли образования в условиях межцивилизационного зазора. По мнению автора, одной из важнейших задач современного университета становится создание гуманитарного задела, способного обеспечить условия для развития человека.
А.В. Смирнов - Специфика или инаковость? Проблема соотношения знания и веры и логико-смысловая архитектоника культуры c. 0-0
Аннотация: Вопрос о «культурной специфике » поднимается в самых разных контекстах. Такая специфика более чем охотно признается, к ней как будто уважительно и всерьез относятся и архитекторы глобального мироустройства, и идеологи политкорректности, и теоретики мультикультурности, и многие, многие другие. Вопрос, однако, не в том, чтобы утверждать наличие культурной специфики, которую практически никто и не отрицает; вопрос в том, чтобы понять, что означает такое признание.
М.А. Султанова - Контркультура — тип ценностного радикализма (Вудстоку 40 лет — каковы итоги?) c. 0-0
Аннотация: Аннотация: автор делает попытку осмыслить опыт существования контркультуры в последние десятилетия в Европе. Отмечаются ценностные ориентации и установки этой контркультуры, их воздействие на общественное сознание современного мира.
Ключевые слова: философия, культурология, ценности, радикализм, контркультура, молодежь, смысл жизни. Контактная информация автора: Султанова Мира Альтафовна Раб. тел. 8(495) 697-89-96.
Э. ЭРИКСОН - ПЕРВЫЙ ПСИХОАНАЛИТИК (ПЕРЕВОД Н.Г. КРОТОВСКОЙ) c. 0-0
Аннотация:
Перунова Н.В. - Истоки добродетели в культуре как детерминанты ценностного выбора человека: на материале античной и ближневосточных культур c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.5.19861

Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу на материале античной и ближневосточных культур сущности и истоков добродетели, как этического концепта, направляющего духовно-нравственную составляющую жизни человека и общества, регулирующего социально-политические и экономические отношения в обществе. Основой для сравнительного анализа является этическое учение Аристотеля, предложившего метод исследования анатомии морального поступка, связи ценностного выбора человека и его социальной деятельности. В своем этическом учении Аристотель предложил результирующее понятие добродетели как итога социально-этической мысли античности. Метод Аристотеля позволил нам выстроить и понимание добродетели, сложившееся в русле ближневосточных культур, опираясь на исследования С.С. Аверинцева и корпус текстов, посвященных культуре хеттов. Для анализа различия этических концепций мы опираемся на труды Аристотеля, корпус текстов, посвященных культуре хеттов (исследования Вяч. Вс. Иванова, В.Н. Топорова, В.Г. Ардзинбы, О.Р. Герни, Г.Г. Гютербока, И.М. Дьяконова и др.), труды по аксиологии Г.П. Выжлецова, В.Н. Сагатовского, Н.О. Лосского и др. Методологическим основанием статьи является наша концепция ценностно-архетипического комплекса, позволяющая выявлять ценностные детерминанты культуры: человек совершает ценностный выбор свободно, но в рамках существующего в данной культуре понимания добра и зла – ценностной системы координат, в которую встраивается его ценностное сознание. Ценностная система координат культуры имеет аксиологическую доминанту, образованную реальными для человека «фундаментальными ценностными содержаниями, воспринятыми им на уровне носителя культуры», которые являются для него неизменными и объективными. В свою очередь аксиологическая доминанта есть результат решения диалектики духовного и психофизического начал природы человека, выполненных на его основе первоначальных ценностных выборов народа в начале его исторического пути, выстроенных относительно абсолютных ценностей, [14, С. 69-70; С. 65]. В данной статье мы доказываем, что истоками добродетели выступают аксиологическая система координат и аксиологическая доминанта этнической культуры. Они выступают координаторами этического поступка человека, задавая ему возможные варианты ценностного выбора. Основными результатами сравнительного анализа истоков и содержания добродетели и ее роли в жизни общества являются следующие выводы: 1. этические концепции античной и ближневосточной культур имеют и общее, и разное. Общим является понимание добродетели как разумного сдерживания своих страстей и желаний ради общего блага членов общества. 2. но за пределами общего в понимании добродетели стоит коренное отличие: мы доказываем, что человек совершает ценностный выбор свободно, но в рамках существующего в данной культуре понимания добра и зла, которое задает человеку ценностную систему координат, в которую встраивается его ценностное сознание. Анализ показал, что ценностная система координат античности исключает страдающую, телесно-унижаемую сторону природы человека, тогда как ценностная система хеттско-византийской магистрали ближневосточных культур включает все стороны природы человека. Исключение или же приятие всей полноты природы человека соотносится с аксиологической доминантой ценностно-архетипического комплекса этнической культуры, которая также оказывает определяющее влияние на ценностный выбор человека. Так, для античной культуры характерно при отрицании страдающей стороны природы человека безличное, рационально-холодное начало в аксиологической вершине культуры. Хеттско-византийская магистраль напротив ориентируется на личное, интимное, расположенное к диалогу с тобой начало в вершине культуры. 3. Мы доказываем, что истоками добродетели выступают аксиологическая система координат и аксиологическая доминанта этнической культуры. Они выступают координаторами этического поступка человека, задавая ему возможные варианты ценностного выбора.
Бейшенова А.Т. - О концепциях О. Шпенглера и А. Тойнби о «закате Запада» c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.3.25569

Аннотация: Одними из первых значительных футуристических концепций, касающиеся дальнейшей судьбы западноевропейской цивилизации и ее взаимоотношений с другими культурами и цивилизациями и возникшие еще в начале XX века, являются известные концепции О. Шпенглера и А. Тойнби, которые были изложены ими в фундаментальных философски-теоретических трудах «Закат Европы» и «Постижение истории». Несмотря на теоретическую глубину и высокую степень оригинальности этих трудов, многие положения в них носят до сих пор дискуссионный характер. Характер современного взаимоотношения между Западом и Востоком во многих отношениях определяется процессом глобализации, который в соответствии с самой логикой развития человеческого вида ведет к созданию единой мировой хозяйственной и финансовой системы, что, однако, в силу ряда причин усиливает ранее существовавшие и порождает новые трудноразрешимые противоречия, часть из которых имеет цивилизационные корни или во всяком случае цивилизационную специфику. В данной связи возникли различные концепции, некоторые из которых имеют футуристический характер, или, другими словами, они выстраивают и обосновывают будущую картину мира, причем как в ближайшей обозримой исторической перспективе, так и относительно отдаленной. Подавляющее большинство современных народов испытывает в настоящее время значительные культурные трансформации, которые затрагивают его основы и в будущем будут только усиливаться, что, несомненно, требует научно-теоретического их осмысления и оценки.Данная статья является попыткой осмыслить исторические трансформации Запада, взяв на вооружение взгляды О. Шпенглера и А. Тойнби.
Урсул А.Д. - «Глобальность» как базовое понятие глобальных исследований c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.6.29279

Аннотация: Предметом исследования является феномен глобальности, являющийся одним из наименее разработанных и наиболее дискуссионных. Автор полагает, что феномен глобальности оказался тем основным предметом, а в глобалистике – даже объектом, который лежит в основе глобального направления науки. В статье показано, что это понятие, будучи многозначным, становится всё более актуальным в связи с тем, что наш мир стремительно превращается в мир глобальный, который формируется как под влиянием деятельности человека, так и природных факторов – глобальных процессов и ограничений. Исследуются основные смыслы понятия глобальности в современной науке и особенно начавшийся процесс трансформации «глобального» из свойства предмета в «глобальность» как объект исследования, а также выявляются основные формы понятия глобальности в глобальном кластере научных знаний. Автор использует интегративно-междисциплинарный, системный и глобальный подходы, исторический и эволюционный способы исследования, а также ряд других общенаучных методов, особенно прогнозирования науки и исследования будущего. Представлены основные формы глобальности - пространственно-географическая, пространственно-темпоральная и качественно-содержательная. Кроме того, к основным формам глобальности автор относит и анализирует экзистенциальное значение понятия глобальности, связанное с глобальным риском и глобальной безопасностью. Обсуждаются также особенные виды глобальности для глобальных феноменов, в основном на примерах глобализации и глобальных проблем. Предполагается, что глобальность выступает в качестве базового понятия глобальных исследований, ориентируя направление научного поиска.
Пушкарская Н.В. - Пять стихий в современной культуре Китая c. 10-29

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.1.33489

Аннотация: В данной статье рассматривается универсальная понятийная система Древнего Китая, неотъемлемой частью которой является так называемая пятеричная классификация или учение о пяти стихиях у син 五行, и ее влияние на современную культуру Китая (под современностью здесь понимается Новейшее время – период от начала XX в. по настоящее время). Учение о пяти стихиях, возникшее в период раннего категориального мышления (приблизительно 1045 – 221 гг. до н. э.) и составляющее основу традиционной китайской культуры инь-ян и у син (инь-ян у син вэньхуа 阴五行文化), продолжает оказывать активное воздействие на жизнь современного Китая, преодолев катастрофические последствия «Культурной революции» 1966-1976 гг. В рамках историко-философского исследования автор анализирует две традиционные сферы китайской культуры – боевое искусство тайцзицюань и музыку, выявляя в теоретической основе этих направлений значимые структурные компоненты, подтверждающие их глубокую понятийную укорененность в культуре инь-ян и у син.    В результате исследования оказывается, что концептуальный каркас тайцзицюань включает в себя не только базовые протокатегориальные понятийные конструкции инь-ян 阴阳, сань цай 三才 и у син 五行, но и тесно связанные с ними 8 триграмм ба гуа 八卦 и магический квадрат лошу 洛书. Пентатоника или пять тонов у шэн 五声 не случайно становится основной формой музыкального мышления в Китае. Наряду с музыкальной системой 12-ти люй (ши эр люй люй 十二律吕), пентатоника является продолжением древнего протокатегориального мышления, прочно вошедшего в китайскую ментальность.
Danilenko D.V. - Why Russians are so different? c. 14-27

DOI:
10.7256/1339-3057.2015.4.17642

Abstract: The author attempts to answer the question “Why Russians are so different?” form the sociopolitical and economic points of view. He advances the idea that the major role in formation of peculiarities of Russians’ identity was played by some cultural aspects of the pre-Communist era, but also the political institutions influence of the Soviet Union. The author compares distinctive traits of Russians’ identity with those of the people of developed countries. The author considers such topics of Russians’ cultural identity as: destruction of social capital under the Soviet Union and its influence upon the current social conditions; causes of the problems with establishment of democratic institutions, as well as protection of human rights; historical background of the economic development and influence of the legacy of the Communist regime upon current economic conditions.
Д.А. Шабанов - Церемониальное и фактическое первенство в византийской полемике о римском примате c. 15-26
Аннотация: проблема церемониальных прерогатив и фактического первенства является одной из главных тем поздневизантийской полемики с латинским западом. Несмотря на то, что идея примата папы встретила серьезный отпор среди византийских авторов, многие полемисты основывали свои аргументы на специфических взглядах Варлаама Калабрийского, рассматривающего иерархическое устройство епископата как церемониальную формальность, и фактически тем самым приходили к отрицанию идеи фактического первенства. Ранневизантийский взгляд на предмет первенства предлагает более широкое решение проблемы, где первенство осмысливается как особое служение, а не просто как церемониальная функция.
Н.В. Клягин - Инфантильная наука c. 19-29
Аннотация: статья посвящена эпохальным сдвигам от неотеничного состояния людей к акселерированному. Неотеники взвешены и традиционны. Акселераты инфантильны и революционны. Некоторые научные достижения акселератов наивны, чему приведены примеры, связанные с пространственными измерениями, магнитным монополем, «темной энергией», всемирными оледенени- ями, фаунистическими вымираниями, яркими историческими событиями, глобальным потеплением и детьми индиго.
Яковлева Л.Ю., Соколов Б.Г. - Авангард глобализации: современный небоскреб c. 20-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.11.24514

Аннотация: В статье рассматривается феномен небоскреба как особого явления культуры XX и начала XXI века. Современный небоскреб представляет собой символическую конденсацию основных тенденций современной глобализационной культуры, выступая своеобразным авангардом культурных, политических и экономических процессов XX и начала XXI вв. Неограниченность пространственных размеров, высота небоскребов связана с мифологемой Вавилонской башни, символизирующей стремление к власти и нашедшей свое воплощение в высотных постройках ХХ века как в социалистических странах, так и в странах с капиталистическим устройством общества. Символизм архитектуры небоскреба подвергается авторами интерпретации с помощью герменевтического и структурного метода анализа, позволяющих выявить символическую значимость высоты как способа манифестации власти, а также эксплицировать «псевдосакральность» и особую визуальность современных высотных зданий. Гигантизм современных небоскребов, их визуальная «прозрачность» и относительная независимость от культурного ландшафта позволяют сделать вывод о том, что феномен небоскреба выступает культурным и технологическим авангардом глобализационных процессов разборки и трансформации современной культурной среды. Новизна исследования состоит в том, что показано, как эти процессы трансформации, которые протекают на протяжении последних нескольких десятилетий, позволяют перекодировать городской ландшафт современного мегаполиса по модели «тотальной амнезии».
Никонова С.Б. - Кризис цивилизации: оптимизм катастрофических трансформаций или пессимизм завершившегося прогресса? По материалам Международных Лихачевских Научных чтений 2017 года c. 24-39

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23807

Аннотация: В данной статье анализируются итоги и выводы дискуссии, состоявшейся в рамках ежегодных Международных Лихачевских научных чтений, которые прошли 18-20 мая 2017 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. Чтения были посвящены проблеме кризиса цивилизации. Предметом исследования является сравнение двух представленных в докладах подходов к проблеме кризиса. Проблематизируется также и сама концепция кризиса цивилизации, исследуются ее истоки в контексте специфики современного глобального мира, анализируются сложности, возникающие при рассмотрении путей преодоления кризиса. Вычленяются и противопоставляются два подхода к проблеме кризиса, озвученные в докладах участников дискуссии, производится сравнение их с некоторыми тенденциями философско-исторического описания и проблемами, характерными для концепций западной философии истории. Основные выводы произведенного исследования можно обобщить следующим образом: существует два противоположных понимания кризиса цивилизации – кризис как перелом и трансформация, кризис как застой и невозможность трансформации, – которые оказываются взаимосвязанными в своих истоках; как ощущение застоя, так и ощущение неизбежности слома вызываются осознанием безальтернативности выбранного пути развития, гомогенизации и унификации современного мира; стремление к преодолению кризиса на пути рационализации общества продолжает тот же путь развития, который ведет к кризису; следовательно, преодоление кризиса может быть связано лишь с катастрофическими событиями и допущением определенной иррациональности действия; эта иррациональность, ведущая к слому и трансформации, является следствием самой рационализации, оказывающейся саморазрушительной и вызывающей ощущения кризиса.
Д.С. Рязанов - Представление о сущности "исламского государства" в книге Сайида Кутба "Вехи на пути" c. 44-50
Аннотация: целью данной работы является анализ взглядов одного из крупнейших идеологов исламизма Сайида Кутба на «исламское государство», его свойства и методы построения. Основное внимание уделено анализу книги «Вехи на пути». Автор раскрывает содержание понятий основных категорий творчества Кутба: «джахилийа» и «хакимийа», устанавливает источники заимствований данных идей, линии творческих влияний. Демонстрируется наличие противоречий в представлениях Кутба о свободе и освобождении. В статье показывается неоднозначное отношение исламских ученых-богословов и общественных деятелей к идеям Кутба, что свидетельствует о том, что, первое, исламизм не представляет собой единого целого, но разделен множеством разломов, объективно обусловливаемых социальной аморфностью данного движения; второе, существуют различные пути интерпретации творческого наследия Кутба.
О.И. Курто - История формирования немецкой школы синологии c. 44-55
Аннотация: Статья посвящена зарождению и развитию китаеведения в Германии, имеющего по сравнению с другими синологическими школами весьма непродолжительную историю. Несмотря на огромный вклад немецких исследователей в мировую науку на русский язык в настоящий момент переведено лишь несколько работ. В итоге, представления российских учёных о достижениях немецких коллег весьма скудны. В статье анализируется научное наследие немецкой школы синологии, выявляются тенденции её развития, перечисляются наиболее крупные исследователи и анализируются их работы.
Р.Н. Палеев - Антропологический аспект эволюции социально-культурных норм c. 52-67
Аннотация: общинно-родовой строй не оставался неизменным. Постепенно накапливались перемены в его технических и экономических основах, в социальной организации и образе жизни наших предков. В эпоху неолита прочно утверждается приоритет производящего хозяйства. Констатируя это, археолог Г. Чайлд ввел в научный оборот термин «неолитическая революция», в содержание которого он вкладывал прежде всего факт развития аграрного производства – земледелия и животноводства. Эти отрасли потребовали совершенствования каменных орудий труда и стимулировали переход к более производительным металлическим орудиям – медным, бронзовым, а затем к железным. Возникают металлургия и другие виды ремесленного производства.
Турлей Е.В. - Идеи мыслителей-евразийцев сквозь призму наследия Рерихов c. 56-79

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.10.36566

Аннотация: В статье сопоставляются представления классиков евразийства и их современников, в первую очередь Н. К., Е. И. и Ю. Н. Рерихов, об особом срединном мире, который формирует собой и вокруг себя Россия. Показано, что понятие о взаимосвязи биогеосистем и населяющих их народов и цивилизаций, определяемое евразийским термином «месторазвитие», было знакомо также по более ранним натурфилософским концепциям. В эпоху развития идей ноосферизма оно получило естественнонаучное обоснование и новое прочтение не только в оригинальной теории этногенеза Л. Н. Гумилева, но и в представлениях русского космизма, с которым можно соотнести научно-философское и литературно-художественное наследие Рерихов. Их холистические воззрения позволили придать развиваемой ими исторической науке еще более синтетичный характер, чем это мыслилось в исследованиях геософии евразийцами. При этом Ю. Н. Рерихом особенно выделена геопсихология как исследовательский инструмент межцивилизационного диалога. В качестве одних из наиболее ярких эпизодов реализации Рерихами евразийского видения представлены их Центрально-Азиатская экспедиция и миротворческая деятельность, связанная в т.ч. с объединением народов Евразии на базисе широкого сотрудничества.   Продемонстрирована возможность синтеза евразийских теорий, духовно-этических учений и естественно-научных исследований в русле интегральной философии для выработки концепций устойчивого развития. Помимо необходимости международной кооперации в культурно-философском наследии Рерихов, включающем Учение Живой Этики, получает свое онтологическое обоснование также невозможность эволюции человечества в отрыве от планеты и Космоса. Подобное глубокое рассмотрение судеб Евразии Рерихами, связанное с цивилизационными устоями на средокрестии «Россия — Монголия — Китай — Индия» и ведущей ролью Сибири в будущем, позволяет восполнить пробелы в построениях классиков евразийства и задействовать в более полной мере социокультурный потенциал Евразии.
Ivonina O.I. - Pyotr Chaadayev about the religious vector of Russian history c. 57-68

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.2.21718

Abstract: The subject of this research  is the philosophy of history of  Pyotr Yakovlevich Chaadaev as the founder of “Russian idea”, the problematic of which was principal in reasoning of the representatives of the Russian sociopolitical thought regarding the place of Russia in world civilization, its sociocultural and national identity. Alongside the assessments of the vector of Russian history as a whole and its separate stages, the subject of the analysis is also the character of author’s discourse, which united the perception of history as the synthesis of historical narrative and philosophy of history, fine intuition, and rational analysis. Methodology of research of Chaadayev’s works as the most remarkable representative of Christian historicism suggest the application of interdisciplinary approach, principles of intellectual history, comparative culturology, and retrospective political science. The scientific novelty is defined by specification of the stages of creative evolution of P. Y. Chaadayev, conclusion on similarity of the worldview and theoretical-methodological basis of the delegates of two movements of the “Russian Europeanism” represented by the Westernizers and Slavophiles. Accent is made on the difference of the heuristic value of methodology of P. Y. Chaadayev’s history for the assessment of historical fates of the European and Russian people.
Каприн А.Д. - Педагогические пожелания профессора Э. К. Вирсаладзе в работе над произведением Р. Шумана «Симфонические этюды» op. 13 c. 57-69

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40450

EDN: OZBFWU

Аннотация: В данной статье впервые была рассмотрена работа профессора Э. К. Вирсаладзе в классе над «Симфоническими этюдами» op. 13 Р. Шумана и дан небольшой исполнительский анализ ее выступления в Большом зале Московской консерватории. Концерт состоялся 16 апреля 2010 года, к 200 летию со дня рождения Р. Шумана. Автор, будучи студентом ее класса и ассистентом стажером, сделал записи пожеланий учителя в работе над «Симфоническими этюдами» композитора романтика Р. Шумана. Пожелания рекомендации, высказанные Э. К. Вирсаладзе над «Симфоническими этюдами», представлены впервые и имеют большую практическую и художественную ценность.   В статье детально рассматривается работа над каждым этюдом. В работе профессор обращает внимание на все средства музыкальной выразительности: ритм, штрихи, динамика… Советует определенную аппликатуру, педаль… Такая работа педагога, несомненно, должна содействовать получению определенных исполнительских навыков у обучающихся для дальнейшего их развития. В качестве примера, в статье рассматривается исполнение Вирсаладзе «Симфонических этюдов» в Большом зале Московской Консерватории в концерте, посвященному 200 летию со дня рождения Р. Шумана. Статья рекомендуется для студентов музыкальных ВУЗов, училищ, колледжей, готовящих к концертному исполнению произведения Шумана, в частности, «Симфонические этюды» op. 13.
Р. Линтон - Понятие о культуре c. 68-76
Аннотация: In his article R. Linton discusses the concept of culture and shows culture relates to human behavior and personality. The author defines such terms as ‘culture construct’, ‘culture’, ‘outcome of behavior’ and some others.
Т.А. Горелова - Модернизация или общественный прогрес c. 69-78

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.1.62038

Аннотация: В статье обсуждается соотношение понятий модернизация и общественный прогресс в контексте тенденций современного общества. Рассматривается историческая динамика данных понятий. Проводится анализ социокультурного и духовного состояния современного западного и российского обществ. Обосновывается утверждение о необходимости именно общественного прогресса как целостного развития различных составляющих — социальной, научно-технической, экологической, моральной, духовной и др.
Гринина Е.А., Романова Г.С. - Андская цивилизация в Хронике Помы де Айяла c. 152-160

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.9.43781

EDN: ZYSRQB

Аннотация: Предметом анализа данной статьи является андская цивилизация в интерпретации перуанского автора XVI века Фелипе Гуамана Помы де Айяла, индейца кечуа по происхождению, ставшего католическим монахом, а также переводчиком и посредником между двумя цивилизациями: европейской в лице испанской администрации, осуществлявшей управление завоеванными землями, и андской, представленной местным населением, говорящим на родном кечуа и других индейских языках. Столкновение двух миров наглядно просматривается в принадлежащем перу этого автора произведении «Первая новая Хроника и Доброе Правление». Этот литературный памятник является бесценным документом, поскольку он описывает исчезающий мир, оставивший после себя, в силу отсутствия письменности, только артефакты материальной культуры и протоиероглифические инструменты записи. Основные методы данного исследования – анализ, синтез, обобщение – являются общенаучными. Новизной исследования можно считать совмещение лингвокультурологического и социолингвистического подходов при анализе материала. Анализируя высказывания автора Хроники, который пытается примирить два мира, можно воссоздать панораму жизни андского общества той эпохи и сложившуюся в нем социолингвистическую ситуацию. Вывод, к которому приходят авторы статьи, сводится к тому, что гибель андской цивилизации была неизбежной под натиском европейской. Но андский мир (индейские языки и культура) не исчез, и сегодня он возрождается, поскольку в перуанском обществе сформировался запрос на идентичное мировидение и восстановление функций индейских языков в полном объеме.
Сулакшин С.С. - Цивилизационный количественный российский профиль

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.13758

Аннотация: Статья посвящена определению критериев цивилизации. Таким критерием выступает набор ценностей-мотиваторов, присущих человеку. В зависимости от уровня приятия ценностей выстраивается определенный ценностный профиль цивилизаций. Исходные ценности для всех цивилизаций едины. Различается только степень их одобрения обществом. Полученный ценностный профиль российской цивилизации накладывается на кривую жизнеспособности страны. Сопоставление этих параметров доказывает, что в моменты наивысшего духовного подъема, приближения российского народа к человеку категориальному, максимизируется мощь и влияние российского государства. Количественный профиль цивилизации построен на основе социологических опросов и экспертного мнения. В статье применяется исторический и компаративистский подходы (сравнение ценностного пакета различных цивилизаций). В статье представлена система количественной оценки цивилизаций - это принципиально новый подход к исследованию цивилизаций, основанный на сопоставлении ценностного пакета, присущего народам каждых цивилизаций. На основе данного подхода выводится количественно обоснованное доказательство, что Россия не является Европой, а представляет собой качественно отличную от нее цивилизацию.
Сулакшин С.С. - Цивилизационный количественный российский профиль c. 201-211

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.66243

Аннотация: Статья посвящена определению критериев цивилизации. Таким критерием выступает набор ценностей-мотиваторов, присущих человеку. В зависимости от уровня приятия ценностей выстраивается определенный ценностный профиль цивилизаций. Исходные ценности для всех цивилизаций едины. Различается только степень их одобрения обществом. Полученный ценностный профиль российской цивилизации накладывается на кривую жизнеспособности страны. Сопоставление этих параметров доказывает, что в моменты наивысшего духовного подъема, приближения российского народа к человеку категориальному, максимизируется мощь и влияние российского государства. Количественный профиль цивилизации построен на основе социологических опросов и экспертного мнения. В статье применяется исторический и компаративистский подходы (сравнение ценностного пакета различных цивилизаций). В статье представлена система количественной оценки цивилизаций - это принципиально новый подход к исследованию цивилизаций, основанный на сопоставлении ценностного пакета, присущего народам каждых цивилизаций. На основе данного подхода выводится количественно обоснованное доказательство, что Россия не является Европой, а представляет собой качественно отличную от нее цивилизацию.
В.М. Маслов - Постчеловеческое в мифологии и искусстве: специфика и значение c. 610-617

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62662

Аннотация: статья выступает формой развития системных, диалектических, синергетических представлений о постчеловеческом, о теории и практике радикальных, качественных трансформаций человека и общества. Высокие технологии (биотехнологии, киборгтехнологии, информационные технологии, виртуальная реальность, искусственный интеллект) предоставляют все больше возможностей для реализации постчеловеческих целей: «линия Прометея» (от мифологии к русскому космизму и трансгуманизму) находится в фокусе современных исследований постчеловеческого. Анализ постчеловеческого в мифологии и искусстве — «линии Орфея» — обогащает и уточняет общее понимание постчеловеческого. Сравнительная ценность постчеловеческих моментов мифологии может идентифицировать их исконными чаяниями людей. Постчеловеческое мифологии снимает искусство. Сегодня постчеловеческое в искусстве наиболее полно представлено в научной фантастике и фэнтези. Содержательная ценность научной фантастики соотносится с научным знанием о будущем. Мир фэнтези можно рассматривать как идеальную форму реализации постчеловеческой свободы и принципа удовольствия. Фиксируемый культурный дрейф от принципа реальности к принципу удовольствия — еще один существенный фактор проблематичности постчеловеческого будущего.
Зорина Е.В. - Философия собственности: традиции и современность

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.14042

Аннотация: Предметом исследования является рациональная реконструкция содержательных смыслов категории собственности в европейской социально-философской мысли. Особое внимание уделено уточнению объема понятий «философия экономики», «философия хозяйства», «собственность», «право собственности». Раскрывается логика формирования и социокультурный контекст философских проектов собственности, относящихся к различным историческим периодам. Дифференцированы сценарные и программные подходы к философскому осмыслению собственности, разница, между которыми показывает цели и специфику изменения категории собственности. Традиции и современные представления о собственности проанализированы в единстве и специфических особенностях. В статье использованы методы рациональной реконструкции, компаративистики, системного анализа. Рациональная реконструкция обеспечила понимание развития идей собственности в истории социально-философской мысли; компаративистика привела к сравнению классических и современных смыслов собственности; системность помогла обосновать единство онтологического и эпистемологического аспектов феномена собственности. Основные выводы в рамках рабочей гипотезы состоят в следующем: во-первых, философское осмысление собственности, предшествующее экономическому, имеет четко выраженные рациональные и ценностные признаки; во-вторых, тенденции изменения смыслов собственности обусловлены ролью глобальных и технологических факторов и, тем самым, включили в свою орбиту широкий внеэкономический контекст; в-третьих, собственность в качестве теоретического и цивилизационного феномена современности исчерпывает традиционные ресурсы развития и ставит проблему трансформации в постглобальном мире.
Зорина Е.В. - Философия собственности: традиции и современность c. 670-678

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.66515

Аннотация: Предметом исследования является рациональная реконструкция содержательных смыслов категории собственности в европейской социально-философской мысли. Особое внимание уделено уточнению объема понятий «философия экономики», «философия хозяйства», «собственность», «право собственности». Раскрывается логика формирования и социокультурный контекст философских проектов собственности, относящихся к различным историческим периодам. Дифференцированы сценарные и программные подходы к философскому осмыслению собственности, разница, между которыми показывает цели и специфику изменения категории собственности. Традиции и современные представления о собственности проанализированы в единстве и специфических особенностях. В статье использованы методы рациональной реконструкции, компаративистики, системного анализа. Рациональная реконструкция обеспечила понимание развития идей собственности в истории социально-философской мысли; компаративистика привела к сравнению классических и современных смыслов собственности; системность помогла обосновать единство онтологического и эпистемологического аспектов феномена собственности. Основные выводы в рамках рабочей гипотезы состоят в следующем: во-первых, философское осмысление собственности, предшествующее экономическому, имеет четко выраженные рациональные и ценностные признаки; во-вторых, тенденции изменения смыслов собственности обусловлены ролью глобальных и технологических факторов и, тем самым, включили в свою орбиту широкий внеэкономический контекст; в-третьих, собственность в качестве теоретического и цивилизационного феномена современности исчерпывает традиционные ресурсы развития и ставит проблему трансформации в постглобальном мире.
Маслов В.М. - Постчеловеческие тренды техногенной цивилизации

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.6.11953

Аннотация: В статье обосновывается, что становление философии техники, разработка теории техногенной цивилизации выступают определяющей формой выражения значимости и роста внимания к научно-технической, технической, технологической, техногенной составляющей современной культуры. Инновационная суть, экспоненциальная скорость научно-технических изменений техногенной цивилизации прямо указывает на скорую возможность воплощения в жизнь трансгуманистических, постчеловеческих идей (переход от человека к постчеловеку). Предметом/целью исследования является конкретизация и систематизация вопроса, о постчеловеческой направленности, трендах техногенной цивилизации. Общей методологической базой исследования выступает диалектика, обогащенная совре-менными достижениями в области системного подхода и синергетического видения мира. В начале исследования интенсивно используется метод единства исторического и логическо-го, в заключение – сценарный подход. Научная новизна работы связана с тем, что процесс постчеловеческих трансформаций конкретизируется специфическим и общим, системным развитием и взаимодействием высоких технологий: нанотехнологии, биотехнологии, киборгтехнологии, технологии искусственного интеллекта, информационно-виртуальные технологии. Выделена единая, связная линия постчеловеческого развития от биотехнологий, киборгтехнологий, технологий искусственного интеллекта к информационно-виртуальным технологиям. Также указывается на открывающуюся возможность появления сильного искусственного интеллекта, делающего проблематичным, как человеческое, так и прямо с ним связанное постчеловеческое разви-тие. Показана возможность других сценариев постчеловеческого будущего: конкурентной борьбы между вещно-предметным (биотехнологии, киборгтехнологии, технологии искусст-венного интеллекта) и информационно-виртуальным (информационно-виртуальные технологии) направлениями постчеловеческих трансформаций; относительно самостоятельного развития каждого постчеловеческого тренда как такового или в форме собирательного объединения родственных технологий. Исследована особая постчеловеческая роль нанотехнологий. Нанотехнологии выступают современной формой основополагающих, базисных технологий, позволяющих техногенной цивилизации иметь и контролировать всё нужное ей для своего собственного функционирования и развития. Техногенная цивилизация в форме высоких технологий все явственнее оформляет себя как таковую, как собственно искусственное, техногенное образование, вне или помимо исходного природного, естественного, био-социального, человеческого начала. Нарастающая постчеловеческая определенность техногенной цивилизации остро ставит вопрос, об осмысленности подобного постчеловеческого, трансгуманистического движения с человеческой точки зрения, с точки зрения сохранения, бытия, ценности человеческого, как такового.
Маслов В.М. - Постчеловеческие тренды техногенной цивилизации c. 804-813

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.6.65120

Аннотация: В статье обосновывается, что становление философии техники, разработка теории техногенной цивилизации выступают определяющей формой выражения значимости и роста внимания к научно-технической, технической, технологической, техногенной составляющей современной культуры. Инновационная суть, экспоненциальная скорость научно-технических изменений техногенной цивилизации прямо указывает на скорую возможность воплощения в жизнь трансгуманистических, постчеловеческих идей (переход от человека к постчеловеку). Предметом/целью исследования является конкретизация и систематизация вопроса, о постчеловеческой направленности, трендах техногенной цивилизации. Общей методологической базой исследования выступает диалектика, обогащенная совре-менными достижениями в области системного подхода и синергетического видения мира. В начале исследования интенсивно используется метод единства исторического и логическо-го, в заключение – сценарный подход. Научная новизна работы связана с тем, что процесс постчеловеческих трансформаций конкретизируется специфическим и общим, системным развитием и взаимодействием высоких технологий: нанотехнологии, биотехнологии, киборгтехнологии, технологии искусственного интеллекта, информационно-виртуальные технологии. Выделена единая, связная линия постчеловеческого развития от биотехнологий, киборгтехнологий, технологий искусственного интеллекта к информационно-виртуальным технологиям. Также указывается на открывающуюся возможность появления сильного искусственного интеллекта, делающего проблематичным, как человеческое, так и прямо с ним связанное постчеловеческое разви-тие. Показана возможность других сценариев постчеловеческого будущего: конкурентной борьбы между вещно-предметным (биотехнологии, киборгтехнологии, технологии искусст-венного интеллекта) и информационно-виртуальным (информационно-виртуальные технологии) направлениями постчеловеческих трансформаций; относительно самостоятельного развития каждого постчеловеческого тренда как такового или в форме собирательного объединения родственных технологий. Исследована особая постчеловеческая роль нанотехнологий. Нанотехнологии выступают современной формой основополагающих, базисных технологий, позволяющих техногенной цивилизации иметь и контролировать всё нужное ей для своего собственного функционирования и развития. Техногенная цивилизация в форме высоких технологий все явственнее оформляет себя как таковую, как собственно искусственное, техногенное образование, вне или помимо исходного природного, естественного, био-социального, человеческого начала. Нарастающая постчеловеческая определенность техногенной цивилизации остро ставит вопрос, об осмысленности подобного постчеловеческого, трансгуманистического движения с человеческой точки зрения, с точки зрения сохранения, бытия, ценности человеческого, как такового.
Ильин А.Н. - Индивидуализм и аполитичность в условиях культуры потребления

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.16367

Аннотация: Культура потребления в последнее время стала доминирующим типом культуры в России и в странах Запада. Соответственно, она является предметом изучения социологов, философов. Культурологов, психологов. Однако до сих пор не создано единой теории консюмеризма и не осмыслен тот широкий массив рисков и угроз для человека и общества, которые выступают результатом распространения культуры потребления. Проблема статьи связана с осмыслением влияния ценностей консюмеризма на рост индивидуализма и ослабление политической активности. Это влияние выступает предметом исследования. В качестве теоретико-методологической базы исследования использованы теории социологии потребления, философии культуры и социальной философии современных российских и зарубежных авторов. Научная новизна выражается в следующих положениях. Социальная атомизация и деполитизация связаны с ростом потребительских ценностей. Потребитель ограничивается интересами, которые касаются его личной жизни. Происходит отказ от членства в объединяющем политическом целом. Место моральных обязательств, социальных отношений занимает автономия. Культура потребления осуществляет призыв к индивидуальной активности, но к социальному бездействию. Деконсолидация и индивидуализация сопряжены с утратой идеологических, политических и гражданских установок. Перманентная революция индивидуализма, выраженная в соответствующих изменениях культуры и ценностных ориентаций, устраняет политический активизм, вытесняет политический дискурс из сознания. Глобальным социальным проектам и метанарративам предпочитаются микронарративы и микропроекты личной судьбы. «Человек социальный» уступает место «человеку индивидуальному», политически активный гражданин капитулирует перед потребителем, гражданское общество – перед потребительским. Когда деконсолидация приобретает массовый характер, возникает парадоксальное явление «социального исключения большинства».
Ильин А.Н. - Индивидуализм и аполитичность в условиях культуры потребления c. 805-814

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.67930

Аннотация: Культура потребления в последнее время стала доминирующим типом культуры в России и в странах Запада. Соответственно, она является предметом изучения социологов, философов. Культурологов, психологов. Однако до сих пор не создано единой теории консюмеризма и не осмыслен тот широкий массив рисков и угроз для человека и общества, которые выступают результатом распространения культуры потребления. Проблема статьи связана с осмыслением влияния ценностей консюмеризма на рост индивидуализма и ослабление политической активности. Это влияние выступает предметом исследования. В качестве теоретико-методологической базы исследования использованы теории социологии потребления, философии культуры и социальной философии современных российских и зарубежных авторов. Научная новизна выражается в следующих положениях. Социальная атомизация и деполитизация связаны с ростом потребительских ценностей. Потребитель ограничивается интересами, которые касаются его личной жизни. Происходит отказ от членства в объединяющем политическом целом. Место моральных обязательств, социальных отношений занимает автономия. Культура потребления осуществляет призыв к индивидуальной активности, но к социальному бездействию. Деконсолидация и индивидуализация сопряжены с утратой идеологических, политических и гражданских установок. Перманентная революция индивидуализма, выраженная в соответствующих изменениях культуры и ценностных ориентаций, устраняет политический активизм, вытесняет политический дискурс из сознания. Глобальным социальным проектам и метанарративам предпочитаются микронарративы и микропроекты личной судьбы. «Человек социальный» уступает место «человеку индивидуальному», политически активный гражданин капитулирует перед потребителем, гражданское общество – перед потребительским. Когда деконсолидация приобретает массовый характер, возникает парадоксальное явление «социального исключения большинства».
гайкин в.а. - Восток и Запад: истоки различия, итоги развития

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.8.4830

Аннотация: Аннотация: глобализация, превращая мировое сообщество в единый миро-хозяйственный комплекс, не сможет нивелировать культурно-философские различия между Западом и Востоком уходящие в глубь тысячелетий, закреплённые на генетическом уровне, своего рода «матрицы» двух этносоциальных систем (монголоиды, европеоиды), конфронтация между которыми может закончиться расовой войной.
В.А. Гайкин - Восток и Запад: истоки различия, итоги развития c. 1065-1068

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.8.63097

Аннотация: глобализация, превращая мировое сообщество в единый миро-хозяйственный комплекс, не сможет нивелировать культурно-философские различия между Западом и Востоком уходящие в глубь тысячелетий, закреплённые на генетическом уровне, своего рода «матрицы» двух этносоциальных систем (монголоиды, европеоиды), конфронтация между которыми может закончиться расовой войной.
Терещенко Т.С. - Образы скифов в древнегреческом искусстве: культурно-исторический контекст и проблемы интерпретации

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.19689

Аннотация: Предметом исследования является семиотика изображений, традиционно идентифицируемых как скифы (существовавших в греческой (преимущественно аттической) вазописи между 570-470 гг. до н.э. и являвшихся наиболее многочисленными среди присутствовавших в греческом искусстве Других), характерные особенности их внешнего облика (высокая шапка, штаны, лук, горит), сюжеты, в которых они репрезентированы (связанные с войной или подготовкой к ней, а также с мифологией: Троянской войной и рядом мифологических героев) и связь с историческими событиями и феноменами культуры. В статье делается попытка комплексного историко-культурологического, иконологического и семиотического анализа изображений греческой (главным образом аттической) вазописи, традиционно идентифицируемых как «скифы», существовавших между 570-470 гг. до н.э.: анализируются характерные особенности их внешности, сюжеты, в которых они репрезентируются, а также-культурно-исторический контекст. Это дополняется обзором основных подходов к идентификации их национальной принадлежности и их связи с конкретными историческими персонажами и/или событиями. Новизной исследования является анализ изображений скифов в широком культурно-историческом контексте в связи со спецификой изобразительного искусства в целом и греческого искусства, в частности, как специфической семиотической среды и средства осмысления феноменов реальности. Основным выводом статьи является наличие в изображениях условных "скифов" следующих черт: 1. синкретизм: тесная связь с мифологией; 2. неточность и условность; 3. полисемантизм и многослойность.
Терещенко Т.С. - Образы скифов в древнегреческом искусстве: культурно-исторический контекст и проблемы интерпретации c. 1119-1130

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.68132

Аннотация: Предметом исследования является семиотика изображений, традиционно идентифицируемых как скифы (существовавших в греческой (преимущественно аттической) вазописи между 570-470 гг. до н.э. и являвшихся наиболее многочисленными среди присутствовавших в греческом искусстве Других), характерные особенности их внешнего облика (высокая шапка, штаны, лук, горит), сюжеты, в которых они репрезентированы (связанные с войной или подготовкой к ней, а также с мифологией: Троянской войной и рядом мифологических героев) и связь с историческими событиями и феноменами культуры. В статье делается попытка комплексного историко-культурологического, иконологического и семиотического анализа изображений греческой (главным образом аттической) вазописи, традиционно идентифицируемых как «скифы», существовавших между 570-470 гг. до н.э.: анализируются характерные особенности их внешности, сюжеты, в которых они репрезентируются, а также-культурно-исторический контекст. Это дополняется обзором основных подходов к идентификации их национальной принадлежности и их связи с конкретными историческими персонажами и/или событиями. Новизной исследования является анализ изображений скифов в широком культурно-историческом контексте в связи со спецификой изобразительного искусства в целом и греческого искусства, в частности, как специфической семиотической среды и средства осмысления феноменов реальности. Основным выводом статьи является наличие в изображениях условных "скифов" следующих черт: 1. синкретизм: тесная связь с мифологией; 2. неточность и условность; 3. полисемантизм и многослойность.
Наумова Н.В., Глушак А.С. - Славянская духовность в контексте восточных и западных мировоззренческих парадигм

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.17081

Аннотация: Анализируя специфику мировосприятия славянского мира, в статье показывается, что после принятия христианства наша культура на долгие века как бы застыла в религиозном плену. Все развитие происходило в рамках религиозной, а именно христианской, православной традиции. В статье рассматривается смена духовных доминант при переходе от язычества к христианству. Показывается, что язычество учило человека жить в гармонии с природой, христианство же учит жить человека в обществе. Христианство приходит тогда, когда индивид вырывается из пут коллектива. Вместе с тем христианство на Руси имеет свои особенности, оно никогда не было абстрактно-теоретично, оно было практично и нравственно-поучительно. В статье также рассматривается отношение человека к природе и социуму в контексте восточных и западных мировоззренческих парадигм. Если для Востока присуще прислушивание к голосу природы, то на Западе доминирует борьба с природой, ощущение себя надприродным существом. Восток не поет того гимна разуму, который поет Запад. На Западе доминирует ¬ рационализм, на Востоке превалирует иррационализм. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. Проанализировав отличия духовных, мировоззренческих доминант Востока и Запада, делается попытка определить к какому же способу миро- и жизневосприятия можно отнести восточно-славянское сообщество. Опираясь на К. Юнга и А. Швейцера делается вывод, что западная культура более экстравертна, а восточная интровертна, что православию более присуще миро- и жизнеотрицание. Восток консервативен, а Запад же прогрессивен Идея миро- и жизнеотрицания имеет в нашем сообществе более крепкие и глубокие корни. Для нас понятнее и ценностно важнее вопрос не о том как устроен мир, а о том как прожить правильно жизнь, вопрос о смысле и цели жизни всегда более волновал наших сограждан. Анализируя спор западников и славянофилов, надо сказать, что они в основном рассматривали дилемму Восток – Запад в контексте отличия католицизма и православия, а не в более широком плане отличия восточных и западных мировоззренческих парадигм.
Наумова Н.В., Глушак А.С. - Славянская духовность в контексте восточных и западных мировоззренческих парадигм c. 1245-1252

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.68200

Аннотация: Анализируя специфику мировосприятия славянского мира, в статье показывается, что после принятия христианства наша культура на долгие века как бы застыла в религиозном плену. Все развитие происходило в рамках религиозной, а именно христианской, православной традиции. В статье рассматривается смена духовных доминант при переходе от язычества к христианству. Показывается, что язычество учило человека жить в гармонии с природой, христианство же учит жить человека в обществе. Христианство приходит тогда, когда индивид вырывается из пут коллектива. Вместе с тем христианство на Руси имеет свои особенности, оно никогда не было абстрактно-теоретично, оно было практично и нравственно-поучительно. В статье также рассматривается отношение человека к природе и социуму в контексте восточных и западных мировоззренческих парадигм. Если для Востока присуще прислушивание к голосу природы, то на Западе доминирует борьба с природой, ощущение себя надприродным существом. Восток не поет того гимна разуму, который поет Запад. На Западе доминирует ¬ рационализм, на Востоке превалирует иррационализм. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. Проанализировав отличия духовных, мировоззренческих доминант Востока и Запада, делается попытка определить к какому же способу миро- и жизневосприятия можно отнести восточно-славянское сообщество. Опираясь на К. Юнга и А. Швейцера делается вывод, что западная культура более экстравертна, а восточная интровертна, что православию более присуще миро- и жизнеотрицание. Восток консервативен, а Запад же прогрессивен Идея миро- и жизнеотрицания имеет в нашем сообществе более крепкие и глубокие корни. Для нас понятнее и ценностно важнее вопрос не о том как устроен мир, а о том как прожить правильно жизнь, вопрос о смысле и цели жизни всегда более волновал наших сограждан. Анализируя спор западников и славянофилов, надо сказать, что они в основном рассматривали дилемму Восток – Запад в контексте отличия католицизма и православия, а не в более широком плане отличия восточных и западных мировоззренческих парадигм.
Клягин Н.В., Рябушкина И.Б. - Что мы знаем о будущем?

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.9575

Аннотация: Футурологи рассматривают будущее как результат логичного развития прошлого и настоящего, что лишает их видения качественных перемен в будущем. Как отечественные, так и зарубежные футурологи возлагают традиционные надежды на термоядерный синтез в духе стеллараторов и токамаков. Между тем, существуют опасения, что названные устройства принципиально не осуществимы. Имеются и другие романтические надежды в футурологии (постиндустриальное общество услуг, глобальное потепление вплоть до расплавления легкоплавких металлов и т.п.). Между тем, нам было бы интересно увидеть будущее в качественно новом свете. Например, большие надежды возлагаются на композиционные материалы. Однако их возможности ограничены свойствами составных частей. Уже сейчас можно предложить «волшебную» технологию получения материалов и энергоносителей с заранее заданными свойствами на основе теории так называемой «матрицы суперструны», развивающей классическую теорию суперструн. Касательно глобального потепления футурологам следовало бы посоветовать государствам низменных регионов перенести свою промышленность и сельское хозяйство в возвышенные регионы, чего, конечно, никто делать не будет.
Клягин Н.В., Рябушкина И.Б. - Что мы знаем о будущем? c. 1379-1392

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.63412

Аннотация: Футурологи рассматривают будущее как результат логичного развития прошлого и настоящего, что лишает их видения качественных перемен в будущем. Как отечественные, так и зарубежные футурологи возлагают традиционные надежды на термоядерный синтез в духе стеллараторов и токамаков. Между тем, существуют опасения, что названные устройства принципиально не осуществимы. Имеются и другие романтические надежды в футурологии (постиндустриальное общество услуг, глобальное потепление вплоть до расплавления легкоплавких металлов и т.п.). Между тем, нам было бы интересно увидеть будущее в качественно новом свете. Например, большие надежды возлагаются на композиционные материалы. Однако их возможности ограничены свойствами составных частей. Уже сейчас можно предложить «волшебную» технологию получения материалов и энергоносителей с заранее заданными свойствами на основе теории так называемой «матрицы суперструны», развивающей классическую теорию суперструн. Касательно глобального потепления футурологам следовало бы посоветовать государствам низменных регионов перенести свою промышленность и сельское хозяйство в возвышенные регионы, чего, конечно, никто делать не будет.
Напсо М.Д. - Космополитическое мировоззрение в трактовке У. Бека

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.10.20581

Аннотация: Объектом анализа настоящей статьи является феномен космополитизма, а предметом – космополитическое мировоззрение в интерпретации У. Бека. Автор рассматривает содержание явлений и разновидностей космополитизма и национализма, взаимосвязь процессов глобализации и космополитизации. Обращается внимание на процесс формирования космополитического мировоззрения, его соответствие современным императивам. Анализируются социальные условия и объективные факторы, способствующие процессу институционализации космополитизма. Прослеживается влияние космополитизма на область этнического, реакции национальной идентичности и национальной традиции на вызовы космополитизма Методологическую основу статьи составили диалектические принципы объективности, системности исследования, предполагающие анализ основных черт космополитического мировоззрения. Научная новизна состоит в обосновании ряда положений, придающих анализируемой проблематике особую актуальность: 1) в условиях глобализирующегося мира космополитизм и сопряженные с ним явления являются идеологически и практически востребованными; 2) существуя в пространстве национального, космополитизм выступает во множестве этнических ипостасей, способствуя его превращению в космополитизмы.
Напсо М.Д. - Космополитическое мировоззрение в трактовке У. Бека c. 1383-1387

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.10.68281

Аннотация: Объектом анализа настоящей статьи является феномен космополитизма, а предметом – космополитическое мировоззрение в интерпретации У. Бека. Автор рассматривает содержание явлений и разновидностей космополитизма и национализма, взаимосвязь процессов глобализации и космополитизации. Обращается внимание на процесс формирования космополитического мировоззрения, его соответствие современным императивам. Анализируются социальные условия и объективные факторы, способствующие процессу институционализации космополитизма. Прослеживается влияние космополитизма на область этнического, реакции национальной идентичности и национальной традиции на вызовы космополитизма Методологическую основу статьи составили диалектические принципы объективности, системности исследования, предполагающие анализ основных черт космополитического мировоззрения. Научная новизна состоит в обосновании ряда положений, придающих анализируемой проблематике особую актуальность: 1) в условиях глобализирующегося мира космополитизм и сопряженные с ним явления являются идеологически и практически востребованными; 2) существуя в пространстве национального, космополитизм выступает во множестве этнических ипостасей, способствуя его превращению в космополитизмы.
Матвеев С.Р. - Франсуа Гизо как политический философ

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.13016

Аннотация: В данной статье проведен анализ политической философии французского интеллектуала и государственного деятеля Франсуа Гизо (1787–1874), ее истоков, методологических основ, ключевых принципов и центральных проблем в контексте социально-политической реальности посленаполеоновской Франции. Автор рассматривает подходы мыслителя к ключевым проблемам философского дискурса эпохи Реставрации (1814–1830): вопрос суверенитета, баланс между свободой и порядком, отношение к наследию Революции и его месту в политической системе Франции, противоречие между свободой и равенством. Ведущей методологией работы выступает история идей, принципы которой позволяют реконструировать интеллектуальную сеть Гизо, а также определить влияние его идей на последующих мыслителей. Обращение к теоретическому наследию Гизо позволит реинтегрировать философскую концепцию интеллектуала в современный политико-философский дискурс, поможет пролить свет на философские истоки французского либерализма, продемонстрировать соотношение этой идеологии с демократической традицией, а также даст возможность увидеть сложную рефлексию относительно статуса философских проблем в политической практике.
Матвеев С.Р. - Франсуа Гизо как политический философ c. 1405-1415

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.65532

Аннотация: В данной статье проведен анализ политической философии французского интеллектуала и государственного деятеля Франсуа Гизо (1787–1874), ее истоков, методологических основ, ключевых принципов и центральных проблем в контексте социально-политической реальности посленаполеоновской Франции. Автор рассматривает подходы мыслителя к ключевым проблемам философского дискурса эпохи Реставрации (1814–1830): вопрос суверенитета, баланс между свободой и порядком, отношение к наследию Революции и его месту в политической системе Франции, противоречие между свободой и равенством. Ведущей методологией работы выступает история идей, принципы которой позволяют реконструировать интеллектуальную сеть Гизо, а также определить влияние его идей на последующих мыслителей. Обращение к теоретическому наследию Гизо позволит реинтегрировать философскую концепцию интеллектуала в современный политико-философский дискурс, поможет пролить свет на философские истоки французского либерализма, продемонстрировать соотношение этой идеологии с демократической традицией, а также даст возможность увидеть сложную рефлексию относительно статуса философских проблем в политической практике.
Маслов В.М. - Постчеловеческое как парадигма современной культуры

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.10005

Аннотация: В статье рассматривается вопрос, о месте трансгуманистических, постче-ловеческих представлений в культуре техногенной цивилизации. Методологи-ческой основой исследования выступают современные трактовки «парадигмы», расширяющие ее содержание до охвата любых проявлений и форм культурных феноменов. Постчеловеческое тестирование культуры по-казывает, как много объектов духовной, ментальной культуры требуют нового осмысления (узкая трактовка личности, социобиология) и начинают прямо трактоваться в постчеловеческом ключе (гуманизм, постмодернизм, сверхчеловек Ф. Ницше). Концепция универсального эволюционизма выступает формой сбора всех явных и неявных постчеловеческих стремлений и возможностей современной техногенной цивилизации. В некоторых случаях связь между теорией универсального эволюционизма и постчеловеческими задачами обусловлена простым ходом дальнейшего научно-технического развития. Современные количественные улучшения в сфере высоких технологий прямо ведут к реализации постчеловеческой нацеленности на преодоление известных ограничений человека, как представителя земного, биологического вида homo sapiens. Все это позволяет говорить о высокой степени готовности постчеловеческих взглядов трансформироваться в форму господствующей парадигмы, философии, идеологии человечества.
Маслов В.М. - Постчеловеческое как парадигма современной культуры c. 1523-1531

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63545

Аннотация: В статье рассматривается вопрос, о месте трансгуманистических, постче-ловеческих представлений в культуре техногенной цивилизации. Методологи-ческой основой исследования выступают современные трактовки «парадигмы», расширяющие ее содержание до охвата любых проявлений и форм культурных феноменов. Постчеловеческое тестирование культуры по-казывает, как много объектов духовной, ментальной культуры требуют нового осмысления (узкая трактовка личности, социобиология) и начинают прямо трактоваться в постчеловеческом ключе (гуманизм, постмодернизм, сверхчеловек Ф. Ницше). Концепция универсального эволюционизма выступает формой сбора всех явных и неявных постчеловеческих стремлений и возможностей современной техногенной цивилизации. В некоторых случаях связь между теорией универсального эволюционизма и постчеловеческими задачами обусловлена простым ходом дальнейшего научно-технического развития. Современные количественные улучшения в сфере высоких технологий прямо ведут к реализации постчеловеческой нацеленности на преодоление известных ограничений человека, как представителя земного, биологического вида homo sapiens. Все это позволяет говорить о высокой степени готовности постчеловеческих взглядов трансформироваться в форму господствующей парадигмы, философии, идеологии человечества.
Головушкин Д.А. - Теократический проект русского старообрядчества средины XVII века и православного обновленчества начала XX века: социальная утопия или цивилизационная альтернатива?

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.12.13949

Аннотация: В статье раскрывается смысл и историческое значение социально-политических проектов двух наиболее ярких форм русского православного реформаторства – старообрядчества середины XVII века и обновленчества начала XX века. В исследовательской литературе эти феномены традиционно рассматриваются как вектрально противоположные: обновленчество обычно ассоциируется с новацией и модернизацией, а старообрядчество – с фундаментализмом и верностью дониконовскому русскому православию. Однако вопреки этим представлениям, их исторический путь, проекты религиозных реформ и наконец, социально-политические концепции, имеют много общего, что указывает на некоторые важные узловые точки и закономерности российской церковной и социально-политической истории. Исследование базируется на методологии исторической феноменологии религии, которая рассматривает историю религий (дескриптивную дисциплину) и феноменологию религии (сравнительную и интерпретативную дисциплину) как два взаимосвязанных аспекта единой науки о религии, сочетающую в себе методы эмпирического исследования и теоретической обработки собранного эмпирического материала. Данный подход, позволил показать, что старообрядчество средины XVII века и православное обновленчество начала XX века, явились выражением не только нового типа религиозности, религиозной этики и морали, но и трансформации политической культуры российского общества, кризиса теократически-патерналистской модели российской власти. Развивая концепт государства «свободной теократии», в котором церковь, власть и общество, будучи единым организмом, участвуют в создании царства Божия на земле, старообрядцы и обновленцы пытались одновременно найти гражданский способ легитимации власти, а также алгоритм построения в России «подлинно» православной цивилизации. Двойное поражение этого социально-политического проекта существенно повлияло на дальнейший ход цивилизационного развития российского общества. Оно обернулось судьбоносными, по своим последствиям, церковными расколами и укреплением вертикали патерналистской светской власти, т.к. церковные расколы не только инициируют изменения, но представляя собой травматический опыт, формируют общий страх перемен, способствуют обоснованию политической и религиозной установки на консерватизм и анти-динамизм.
Головушкин Д.А. - Теократический проект русского старообрядчества средины XVII века и православного обновленчества начала XX века: социальная утопия или цивилизационная альтернатива? c. 1777-1782

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.12.67257

Аннотация: В статье раскрывается смысл и историческое значение социально-политических проектов двух наиболее ярких форм русского православного реформаторства – старообрядчества середины XVII века и обновленчества начала XX века. В исследовательской литературе эти феномены традиционно рассматриваются как вектрально противоположные: обновленчество обычно ассоциируется с новацией и модернизацией, а старообрядчество – с фундаментализмом и верностью дониконовскому русскому православию. Однако вопреки этим представлениям, их исторический путь, проекты религиозных реформ и наконец, социально-политические концепции, имеют много общего, что указывает на некоторые важные узловые точки и закономерности российской церковной и социально-политической истории. Исследование базируется на методологии исторической феноменологии религии, которая рассматривает историю религий (дескриптивную дисциплину) и феноменологию религии (сравнительную и интерпретативную дисциплину) как два взаимосвязанных аспекта единой науки о религии, сочетающую в себе методы эмпирического исследования и теоретической обработки собранного эмпирического материала. Данный подход, позволил показать, что старообрядчество средины XVII века и православное обновленчество начала XX века, явились выражением не только нового типа религиозности, религиозной этики и морали, но и трансформации политической культуры российского общества, кризиса теократически-патерналистской модели российской власти. Развивая концепт государства «свободной теократии», в котором церковь, власть и общество, будучи единым организмом, участвуют в создании царства Божия на земле, старообрядцы и обновленцы пытались одновременно найти гражданский способ легитимации власти, а также алгоритм построения в России «подлинно» православной цивилизации. Двойное поражение этого социально-политического проекта существенно повлияло на дальнейший ход цивилизационного развития российского общества. Оно обернулось судьбоносными, по своим последствиям, церковными расколами и укреплением вертикали патерналистской светской власти, т.к. церковные расколы не только инициируют изменения, но представляя собой травматический опыт, формируют общий страх перемен, способствуют обоснованию политической и религиозной установки на консерватизм и анти-динамизм.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.