Статья 'Славянская духовность в контексте восточных и западных мировоззренческих парадигм' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Славянская духовность в контексте восточных и западных мировоззренческих парадигм

Наумова Надежда Васильевна

кандидат философских наук

доцент, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал), ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского"

299038, Россия, г. Севастополь, ул. Астана Кесаева, 14

Naumova Nadezhda

PhD in Philosophy

associate professor of the Department of Socio-Humanitarian Disciplines at Sevastopol Economics and Humanities Institute, branch of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University

299038, Russia, g. Sevastopol', ul. Astana Kesaeva, 14

g_as@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Глушак Анатолий Степанович

доктор философских наук

профессор

299038, Россия, г. Севастополь, пр. Октябрьской революции, 22/10

Glushak Anatolii

Doctor of Philosophy

not provided

299038, Russia, Sevastopol, pr. Oktyabr'skoi revolyutsii, 22/10

g_as@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.9.17081

Дата направления статьи в редакцию:

24-11-2015


Дата публикации:

24-10-2016


Аннотация: Анализируя специфику мировосприятия славянского мира, в статье показывается, что после принятия христианства наша культура на долгие века как бы застыла в религиозном плену. Все развитие происходило в рамках религиозной, а именно христианской, православной традиции. В статье рассматривается смена духовных доминант при переходе от язычества к христианству. Показывается, что язычество учило человека жить в гармонии с природой, христианство же учит жить человека в обществе. Христианство приходит тогда, когда индивид вырывается из пут коллектива. Вместе с тем христианство на Руси имеет свои особенности, оно никогда не было абстрактно-теоретично, оно было практично и нравственно-поучительно. В статье также рассматривается отношение человека к природе и социуму в контексте восточных и западных мировоззренческих парадигм. Если для Востока присуще прислушивание к голосу природы, то на Западе доминирует борьба с природой, ощущение себя надприродным существом. Восток не поет того гимна разуму, который поет Запад. На Западе доминирует ¬ рационализм, на Востоке превалирует иррационализм. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. Проанализировав отличия духовных, мировоззренческих доминант Востока и Запада, делается попытка определить к какому же способу миро- и жизневосприятия можно отнести восточно-славянское сообщество. Опираясь на К. Юнга и А. Швейцера делается вывод, что западная культура более экстравертна, а восточная интровертна, что православию более присуще миро- и жизнеотрицание. Восток консервативен, а Запад же прогрессивен Идея миро- и жизнеотрицания имеет в нашем сообществе более крепкие и глубокие корни. Для нас понятнее и ценностно важнее вопрос не о том как устроен мир, а о том как прожить правильно жизнь, вопрос о смысле и цели жизни всегда более волновал наших сограждан. Анализируя спор западников и славянофилов, надо сказать, что они в основном рассматривали дилемму Восток – Запад в контексте отличия католицизма и православия, а не в более широком плане отличия восточных и западных мировоззренческих парадигм.


Ключевые слова:

апофатическое богословие, катафотическое богословие, язычество, христианство, мировоззрение, духовная жизнь, интровертность, экстравертность, рационализм, иррационализм

Abstract: Analyzing the specificity of perception of the Slavic world, this article demonstrates that after accepting Christianity, the Russian culture as if froze in the religious captivity. All the development was taking place within the framework of the religious, namely Christian Orthodox tradition. The authors examine the shift of the spiritual dominants in transition from Paganism to Christianity. If Paganism taught a man to live in harmony with nature, Christianity teaches how to live in society. Christianity has its own peculiarities; it was never abstract or theoretical, but practical, ethical, and educational. The work also reviews the human relation to nature and society in the context of Eastern and Western worldview paradigms. For East it is characteristic to be in accordance with the voice of nature, while the West struggles against the nature, and imposes a feeling of a supernatural being. Rationalism dominates in the West, and irrationalism – in the East. The authors attempt to determine to which type of world and life perception the Eastern Slavic community can be referred to. Based on the views of C. Jung and A. Schweitzer, the conclusion is made that the Western culture is more extravert, while the Eastern culture is introvert. The West is progressive, and the East is conservative. For Orthodoxy, it is more characteristic to deny the world and life; it is more valuable to realize how to live a life properly, understanding the meaning and goal of life, rather than study the question of how this world is structured. Analyzing the dispute between the Westerners and Slavophiles, we should note that the viewed the dilemma of East and West in the context of differences between Catholicism and Orthodoxy, and not in a broader sense as the differences between the Eastern and Western worldview paradigms.


Keywords:

Irrationalism, Rationalism, Extraversion, Introversion, Spiritual life, Worldview, Christianity, Paganism, Cataphatic theology , Apophatic theology

Библиография
1. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. – 601 с.
2. Лихачев Д. Великий путь: становление русской литературы XI-XVII веков.-М.: Современник, 1987. – 301 с.
3. Глушак А.С., Наумова Н.В. Славянский пир как слагаемое духовной культуры// Культура народов Причерноморья. — 2013. – № 260. – С.29-31.
4. Жиртуева Н. С. Модификации византийского исихазма в культуре Киевской Руси, Московской Руси и Крыма // Философия и культура. — 2015.-№ 6. – С.843-852. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.6.14070
5. Иларион. Слово о законе и благодати// Памятники дре⬬-нерусской церковно–учительной литературы. – СПб.,1894.– Вып.1. – С. 59–78.
6. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. —1989. – № 2. – С. 147-162.
7. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философии.– М.: Медиум, 1994. – 255 с.
8. Гессе Г. К моим японским читателям //Восток-Запад: Иссл嬬¬дования. Переводы. Публикации. – М.: Прогресс, 1982. – С.214-223.
9. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации.-М.: Наука, 1988. – С.209-233.
10. Бердяев Н.А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы.-Берлин, 1924. – 421 c.
11. Поучение Владимира Мономаха// // Памятники литературы Древней Руси. XI-начало XII века. – М.: Худ.лит., 1978. – С.393-413.
12. П.С. Гуревич Арианизм как мифология // Психология и Психотехника. - 2013. - 6. - C. 525 - 528. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.6.8909.
13. Е. В. Павлова Понимание нравственной ответственности власти в трудах древнерусских мыслителей // Право и политика. - 2012. - 4. - C. 767 - 772.
References
1. Florovskii G. V. Puti russkogo bogosloviya. Vil'nyus, 1991. – 601 s.
2. Likhachev D. Velikii put': stanovlenie russkoi literatury XI-XVII vekov.-M.: Sovremennik, 1987. – 301 s.
3. Glushak A.S., Naumova N.V. Slavyanskii pir kak slagaemoe dukhovnoi kul'tury// Kul'tura narodov Prichernomor'ya. — 2013. – № 260. – S.29-31.
4. Zhirtueva N. S. Modifikatsii vizantiiskogo isikhazma v kul'ture Kievskoi Rusi, Moskovskoi Rusi i Kryma // Filosofiya i kul'tura. — 2015.-№ 6. – S.843-852. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.6.14070
5. Ilarion. Slovo o zakone i blagodati// Pamyatniki drev¬¬-nerusskoi tserkovno–uchitel'noi literatury. – SPb.,1894.– Vyp.1. – S. 59–78.
6. Berdyaev N.A. Chelovek i mashina // Voprosy filosofii. —1989. – № 2. – S. 147-162.
7. Yung K.G. O psikhologii vostochnykh religii i filosofii.– M.: Medium, 1994. – 255 s.
8. Gesse G. K moim yaponskim chitatelyam //Vostok-Zapad: Issle¬¬¬dovaniya. Perevody. Publikatsii. – M.: Progress, 1982. – S.214-223.
9. Shveitser A. Mirovozzrenie indiiskikh myslitelei. Mistika i etika // Vostok-Zapad. Issledovaniya. Perevody. Publikatsii.-M.: Nauka, 1988. – S.209-233.
10. Berdyaev N.A. Novoe srednevekov'e. Razmyshlenie o sud'be Rossii i Evropy.-Berlin, 1924. – 421 c.
11. Pouchenie Vladimira Monomakha// // Pamyatniki literatury Drevnei Rusi. XI-nachalo XII veka. – M.: Khud.lit., 1978. – S.393-413.
12. P.S. Gurevich Arianizm kak mifologiya // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2013. - 6. - C. 525 - 528. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.6.8909.
13. E. V. Pavlova Ponimanie nravstvennoi otvetstvennosti
vlasti v trudakh drevnerusskikh myslitelei // Pravo i politika. - 2012. - 4. - C. 767 - 772.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.