Философия и культура - рубрика Актуальный вопрос
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Актуальный вопрос"
Актуальный вопрос
Бейшенова А.Т. - Восток и Запад: соотношение взглядов в конкретном историческом контексте c. 0-0

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.25384

Аннотация: В статье выясняются причины, в той или иной мере повлиявших на формирование традиционных парадигм Востока и Запада, раскрываются причины противопоставления и несовпадения данных понятий, выявляются корни разногласий противоположных понятий. На сегодняшний день общепризнанным фактом является разность общественно-экономических и культурных особенностей Востока и Запада, которые существует в постоянной борьбе, в тоже время подразумевая наличие друг друга.И дабы понять данный процесс, необходимо уметь дифференцировать понятия "Восток" и "Запад". В зависимости цели, методологического подхода и угла зрения Восток и Запад можно дифференцировать разным способом:это может быть и цивилизационный подход к истории развития общества, так и натуралистический подход. По итогам данной статьи для нас больший интерес представляет то обстоятельство, что оценка того или иного явления или огромной совокупности фактов и отношение к ним в значительной мере определяются множеством внешних обстоятельств, реальным положением вещей, соотношением сил противоборствующих сторон, целесообразностью, текущими и стратегическими целями и интересами народов и государств, и в ощутимо меньшей мере бескорыстным поиском научной истины. С другой стороны, истина часто необходима для того, чтобы повысить эффективность предпринимаемых действий, благодаря чему она может быть востребована, вопреки текущим целям и краткосрочным интересам, сквозь которые часто пробивается научный анализ.
Володин Э.И. - Рецепция гражданственности в европейской философии Нового времени c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.5.26077

Аннотация: Объектом исследования является проблема формирования гражданственности и понимание гражданственности в XVII-XIX веках. Новое время представляется наиболее важным, переломным периодом в понимании гражданственности и ее основных элементов. Предметом исследования являются основные составляющие качества гражданственности и субъекты их формирования. Особое внимание в статье уделяется взаимоотношениям государства и общества в процессе воспитания граждан, смене ролей этих субъектов в формировании гражданственности. Производится анализ причин увеличения влияния государства на формирование гражданственности. В работе используется исторический метод анализа проблемы гражданственности. Раскрываются качества, которыми должен обладать гражданин, а также условия для их формирования. Основными выводами проведенного исследования являются стратегии формирования гражданственности. Изначально, формирование гражданственности должно было происходит только под влиянием общества, это качество считалось самовоспроизводимым внутри общества. Однако, с начала-середины XIX века основную деятельность в процессе формирования гражданственности стало осуществлять государство, правительство, став ключевым субъектом формирования гражданственности. Особым вкладом автора в исследование темы является пересмотр понимания гражданственности, и акцент на гражданах как основных субъектов воспроизведения гражданственности в будущем. Новизна исследования заключается в обосновании необходимости понимать гражданственность в дискурсе взглядов философов Нового времени для воспитания нового поколения граждан.
Денисова З.М. - Художественный феномен монтажа в отечественном научном контексте c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.1.28089

Аннотация: Объектом настоящего исследования является монтаж как художественный феномен в отечественном научном контексте. Предмет исследования — научная литература о монтаже в системе художественной культуры. Тема статьи представляется актуальной, позволяет оценить степень научной разработанности данного вопроса и обозначить еще не затронутые исследователями его аспекты. Автор подробно рассматривает изучение феномена монтажа в музыковедении. Особое внимание уделяется анализу исследований отечественной музыки XX столетия — творчества Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского и других композиторов. С целью систематизации материала автором статьи был избран путь анализа существующей литературы по отраслям: киноведению, искусствоведению, музыковедению, иным гуманитарным наукам. Выбранная методология позволила выделить смысловые грани, интересные той или иной отрасли, и определить, чем обусловлен этот интерес. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что монтаж как художественное явление широко представлен в трудах ученых. Все авторы стремятся раскрыть монтаж с позиций философских, культурологических, технических систем XX века. Впервые на основании последовательного анализа автором прослеживается постепенный процесс освоения данного художественного феномена научной мыслью, его «вхождение» в поле зрения исследователей. Новизна исследования также заключается в постановке автором статьи актуальных вопросов, нуждающихся в научном осмыслении и новой исследовательской интерпретации.
Кормин Н.А. - Эстетика и современные дискуссии о смысле искусства c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.2.28922

Аннотация: В статье анализируются результаты дискуссии о современном искусстве, выявляется место эстетической науки в изучении специфики художественных процессов, протекающих в наше время, определяется различие в подходах к эстетическому исследованию высокого искусства и так называемого актуального искусства, прослеживаются истоки представлений, формировавших идею мнимого противостояния искусства эстетике. Показано, что ответы на вопросы, поставленные исследователями так называемого современного искусства, возможно, и имеют какое-то значение для антропологии или психологии, но с точки зрения эстетики, философии искусства они малосодержательны. Отсюда понятно, почему аналитики так называемого современного изобразительного искусства подвергают критическим нападкам именно эстетику. Методология историко-философского и эстетического исследования, анализа искусства в системе культуры, междисциплинарная методология гуманитарных наук для описания художественной действительности. Основными выводами являются положения о возможностях эстетической аналитики так называемого современного изобразительного искусства, отрицаемых теоретиками актуального искусства. Выявлен эстетический инструментарий, с помощью которого могут быть изучены различные структуры поля современной художественной и творческой реальности. Особое внимание уделяется критике попыток изобрести новый аналитический язык для описания актуального искусства, отличный от языка эстетического. Обосновано новое понимание предмета эстетики, трактовка некоторых направлений актуального искусства (акционизм).
Степанова П.М. - Влияние специфики драматургической структуры юаньской драмы на сценарные построения в китайском кинематографе на примере фильма «Весна в маленьком городке» / «Весна в городке» (1948) режиссер Фей Му, сценарий Тяньцзи Ли c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.7.30533

Аннотация: Современные методы анализа и создания сценарных структур в теории и практике европейского, американского и российского кинематографа в первую очередь обращены к аристотелевской схеме развития драматического действия, переосмысленной преподавателями сценарного мастерства Л. Сегер, С. Филдом и др. Страны восточного региона имеют собственные теории развития драматического действия, построения характеров и символику визуальных и словесных партитур, которые оказывают мощное влияние на создание, а также на восприятие фильмов этих культур. В статье использован метод культурной антропологии, автор опирается на работы ведущих китаеведов В. Сорокина, С. Серовой. Анализ китайского классического фильма середины ХХ века, «Весна в маленьком городке» (1948) режиссера Фея Му, доказывает, что структура развития действия в сценарии данного фильма подчиняется законам драматургического строения классической юаньской драмы XIII-XIV веков. Структура сценарного построения соответствует четырехактному канону, разработка характера главной героини базируется на принципе ведущих вокальных арий, которые в ткани фильма трансформируются в прием закадрового голоса. Все действующие лица кинокартины имеют традиционный «выходной монолог» обязательный для юаньской драмы. Базовые визуальные и аудиальные образы тесно связаны с национальной китайской культурой. Четкое понимание взаимопроникновения классических образцов драматургического строения драматического действия на киноматериале открывает потенциально новый подход к анализу фильмов, созданных в Китае, и может быть использовано в создании и разработке совместных кинопроектов в современном производстве.
Богданова М.В. - Концепция культурных систем: проблемы и перспективы c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.8.30898

Аннотация: Предметом исследования в настоящей работе является круг кросс-дисциплинарных проблем, связанных с понятием «культурная система». Автор подробно рассматривает сложившиеся в культурологии подходы к определению культурных систем и ставит вопрос о правомерности употребления этого понятия для анализа областей человеческой деятельности, традиционно не ассоциирующихся с понятием «культура». В качестве примеров автор останавливается на математике, медицине и религии, доказывая продуктивность культурологического изучения этих сфер жизнедеятельности как культурных систем. В качестве теоретической и методологической основы исследования автор исходит из концепции системности культуры. В настоящей работе используются аналитический, компаративный, семиотический методы. Основные выводы проведенного исследования сводятся к следующим положениям: 1) любая культурная система помимо специфических компонентов включает в себя общекультурные компоненты, обнаруживаемые во всех культурных системах, входящих в единый комплекс «культура», и не являющиеся специфичными для её отдельных культурных систем; 2) число культурных систем, выделяемых внутри культуры, во многом зависит от исследовательской перспективы и по сути является неограниченным. Особым вкладом автора в исследование темы, определяющим его новизну, является предложенная им модель взаимодействия различных культурных систем внутри единой культуры.
Попова О.В. - Новые генетические технологии и проблема антропологических границ: от этики индивида к этике вида c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.10.32916

Аннотация: Предметом исследования являются особенности трансформации антропологических границ в контексте развития технологий редактирования генома человека. Автор рассматривает развитие генетических технологий и вопросы этики. Автор рассматривает современные технологии изменения генома человека и показывает, что появление метода CRISPR/Cas 9 усилило уже существующий и широко распространенный в трансгуманистических кругах запрос на биотехнологическое улучшение человека. В дальнейшем при ослаблении нормативных регулятивов он будет только углубляться. Усиленный появлением нового технологического инструмента, данный запрос спровоцировал появление перфекционистского горизонта ожиданий и расширение представлений о границах физических и психических возможностях человека.    В статье использован общетеоретический философский подход, а также методология фантастического моделирования и ситуативного анализа (кейс-стади). Автор делает вывод о том, что появление в контексте развития биологии объектов человеческого происхождения, полученных искусственным путем, которые могут стать материалом для неограниченного манипулятивного вмешательства, всегда сопряжено с расплывчатостью этических стандартов. Грани жизни и смерти, полнота и неполноценность существования в этом случае предстают зыбкими, сформированными исключительно под запрос конкретных медицинских и исследовательских задач. В начальной стадии человеческого существования существует онтологическая неопределенность и этическая амбивалентность, не гарантирующая защиту человеческого существа. По этой причине развитие технологий редактирования генома ставит человека перед проблемой ограничения манипулятивных процедур, созданием необходимого нормативного каркаса, обеспечивающего антропологическую безопасность.
Беденко В.Н. - Кинокомедия как современное воплощение смеховой культуры c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.8.33452

Аннотация: Объектом исследования в статье выступает комедийный кинематограф. Предметом исследования в данной статье выступает комедийный кинематограф как проявление смеховой культуры в текущие дни. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как смеховая культура и история ее осмысления в гуманитарном знании, исторические проявления смеховой культуры в разные эпохи. Особое внимание уделяется идеи о том, что в современном искусстве ее значимым воплощением является кинокомедия. Далее анализируется комедия как жанр кинематографа. После этого дается обоснование воздействия кинокомедии на общество через механизмы действия на сознания кинематографа как аудиовизуального искусства. Основными выводами проведенного исследования являются выделенные функции кинокомедии как проявления смеховой культуры в современном мире, суждение о том, что комедийный кинематограф, как и проявления смеховой культуры более ранних исторических эпох, формирует особый антикультурный мир, показывающий изнанку окружающего мира и в первую очередь, социума. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение комедийного жанра кинематографа в рамках концепции смеховой культуры, что позволило высветить новые грани данного феномена и обосновать его значение в духовной жизни современного общества. Новизна заключается в применении концептуальных рамок понятия смеховой культуры к анализу кинокомедии, в ходе чего интересующий автора феномен рассматривается с универсально-мировоззренческих позиций.
Якимов А.Е. - Постправда и повседневность. К проблеме определения понятия «постправда» c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.9.33801

Аннотация: Объектом исследования является популярное в современной академической среде, но гипотетическое и не имеющее пока четкого определения понятие «постправда». Предмет исследования – взаимосвязь повседневного мышления и постправды как режима функционирования смысла. Автор предпринимает попытку прояснить взаимозависимость «постправды» и повседневных фоновых практик. В основании понятия «постправда» лежит проблематизация достоверности в связи со стремительным развитием и расширением коммуникативной среды. Данное понятие относится не только к политической реальности, но и оказывает влияние на культурную, художественную и повседневную. В статье обозначаются некоторые основные характеристики постправды: плюрализм, фрагментарность, потребительский характер истины, инструментальность, ситуативность, постпубличность как среда, в которой люди осуществляют коммуникацию при помощи технических средств. В статье обосновывается гипотеза, согласно которой «фоновые ожидания» как важный составляющий элемент повседневной жизни являются одним из главных условий функционирования смысла в модусе постправды. Задача статьи – проблематизация понятия «постправда» через соотношение его характеристик с логикой повседневного мышления, и обозначение некоторых тенденций культуры постправды. Актуальность вызвана потребностью более подробно прояснить значение понятия «постправда» для современной культуры в целом. В качестве вывода автор отмечает, что культура постправды – явление более сложное и многогранное, которое не ограничивается только лишь манипуляциями общественным мнением и ложью в средствах массовой информации. Постправда выступает также условием преодоления дихотомии истина/ложь в повседневной жизни. В культуре постправды возникает тотальное недоверие к медиа (особенно к тем сообщениям, которые претендуют на достоверность, например, документальное кино). Это способствует возникновению «новой достоверности», реабилитирующей повседневный, субъективный опыт, художественный язык (постдокументальное кино). Происходит своеобразное разоблачение тотальной симуляции через конструирование в медиа реальности индивидуального, субъективного восприятия.
Павлова-Борисова Т.В., Кузьмина М.М. - Якутская национальная композиторская школа и творчество первого эвенского композитора П.М. Старостина: опыт обзора c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.12.34736

Аннотация: Статья посвящена жизни и творчеству первого эвенского композитора П.М. Старостина (1944-2013) в контексте развития национальных композиторских школ Востока. Целью исследования является обзор жизни и творчества эвенского композитора П.М. Старостина. Объектом исследования выступает профессиональное музыкальное искусство эвенского народа, предметом исследования – творческое наследие первого эвенского композитора. Исследование основано на сравнительно-сопоставительном и типологическом методах с учетом теоретических разработок отечественных музыковедов в области изучения закономерностей развития молодых национальных композиторских школ (М.Н. Дрожжиной, М.Ю. Дубровской, Л.Л. Пыльневой и др.). К основным относятся следующие выводы. Становление первого эвенского композитора П.М. Старостина происходило в рамках якутской национальной композиторской школы. Главным источником творчества П.М. Старостина стал богатый эвенский фольклор: эпические сказания, обрядовые жанры, песенная лирика. Творческое наследие П.М. Старостина отличается самобытностью и жанровым своеобразием: от крупных форм – оперы и кантаты до камерно-вокальных произведений и сочинений для детей. География распространения молодых национальных композиторских школ продвинулась на северо-восток России, где достаточно активно в настоящее время функционирует якутская национальная композиторская школа. Якутская национальная композиторская школа уже сама становится новым центром, на периферии которой складываются предпосылки для формирования национальных композиторских школ малочисленных народов Севера, проживающих в арктической зоне. Рассмотренный нами в статье опыт обзора творчества первого эвенского композитора П.М. Старостина маркирует данный процесс. Новизна исследования состоит в том, что впервые вводятся в научный оборот данные о жизни и творчестве эвенского композитора П.М. Старостина. До настоящего времени его имя оставалось практически неизвестным музыковедению. Подобное рассмотрение проводится впервые.
Серов Ю.Э. - Юношеская симфония Бориса Тищенко c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.1.34982

Аннотация: Предметом исследования является юношеское произведение выдающегося отечественного композитора второй половины XX века Бориса Тищенко. Симфония «Кренкебиль» сочинена в 1958 году по одноименному остросоциальному рассказу Анатоля Франса, повествующему о злоключениях парижского зеленщика, «маленького человека», попавшего в жернова правосудия. В 1993 году композитор сделал новую редакцию «Кренкебиля», теперь симфония стала называться «Французской». Особое внимание в статье уделяется симфонической драматургии, программности в музыке, проблеме взаимоотношений музыки и литературы. Тищенко выбирает игровое начало: он создает виртуозный концерт для оркестра в рамках вполне классического симфонического цикла, насыщает его свежими композиторскими приемами, экспериментирует с оркестровыми красками и тембрами, последовательно проводит основной тематизм через все произведение и он, это совершенно очевидно, увлечен речевой интонацией, словом, переданным через инструментальный мотив.   Основным выводом проведенного исследования является то, что Тищенко решил оставить свою раннюю симфоническую работу практически без изменений, а само качество материала, созданного во время учебы на втором курсе Ленинградской консерватории, способствовало появлению на свет яркого, свежего симфонического опуса, написанного современным, актуальным, по оркестровому насыщенным, разнообразным и ярким языком. Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном музыкознании «Французская» симфония Тищенко рассмотрена так полно и подробно – данная статья является единственным к ней обращением. В исследовании раскрыта содержательная часть произведения, проанализированы исполнительские сложности и его сквозная драматургия.
Сытых О.Л. - От логоса к образу: тенденции трансформации современной культуры c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.2.35209

Аннотация: Предметом данного исследования является трансформация современной культуры, связанная с визуальным поворотом. Опираясь на диалектический метод и метод системного анализа, автор выявляет тенденции транс-формации современной культуры. Показать сущность изменений в культуре, их направление и воздействие на общество и человека – цель данной статьи. В статье раскрываются причины трансформации, её проявления и последствия. Работы представителей разных наук (философов, культурологов, социологов, историков и др.) и направлений являются теоретической базой исследования. Эмпирическую базу составили результаты социологического опроса, проведённого на базе двух ВУЗов Алтайского края в 2020 г.. Новизна статьи состоит в определении тенденций трансформации культуры под влиянием визуального поворота, их последствий (как положительных, так и отрицательных) для общества и человека, в обобщении многочисленных проявлений этих тенденций. Основным выводом данного исследования является положение автора о серьёзных и противоречивых трансформациях в обществе под влиянием визуального поворота. Влияние визуального поворота имеет как положи-тельные, так и отрицательные тенденции развития и их последствия. Среди положительных моментов влияния визуального поворота обращается внимание на стимулирование развития образного мышления, основанного на работе правого полушария мозга. Автор выделяет и отрицательные последствия визуальной трансформации культуры. Восприятие через образы в современном варианте отучает людей думать. Получение информации через образы, а не через речь и слово, усиливает клиповость сознания. Из этого вытекает возможность формирования человека, подверженного манипулированию. Подача образов в интернете и выстраивание видеорядов формирует привычку ожидания «решения кем-то твоих проблем» в ситуации выбора. Ещё одно следствие перехода от логоса к образу – это формирование предпосылок для «лёгкого» ухода в виртуальные ситуации.
Хасиева М.А. - Социокультурные проблемы полицентрического развития городов в контексте урбанизации c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.35325

Аннотация: В статье рассматривается культурфилософское и социально-философское значение полицентричных стратегий градостроительства в рамках исторического процесса урбанизации. Сетевое и полицентричное градостроительство начало развиваться в 19 веке, было связано с новым курсом на осознанное и планомерное развитие городов и предполагало равномерное распределение общественных объектов и коммуникаций, объединение городского пространства с соединительными осями, интеграцию транспортной и инженерной инфраструктуры. Эти тенденции в градостроительстве были обусловлены взаимосвязанными технологическими, экономическими, социальными и политическими факторами, такими, как научно-технический прогресс, промышленная революция, быстрая урбанизация. Целью статьи является определение социального и культурного значения градостроительных стратегий, реализованных в некоторых европейских столицах XIX века в контексте общего процесса урбанизации. Научная новизна статьи определяется произведенным соотнесением рассматриваемой темы с проблемами современных городских структур. Статья основана на междисциплинарном, комплексном и системном теоретическом подходе. Проведен теоретический анализ градостроительных стратегий и освоения городского пространства с целью выявления наиболее перспективных и прогрессивных тенденций градостроительства, предвосхитивших современные принципы формирования городского пространства. Выводы статьи включают в себя характеристику влияния полицентрического городского развития на формирование психосоциальной среды и типичных характеристик духовной жизни горожан. Обзор исследований, посвященных социокультурным и философским проблемам урбанистики помогает выявить влияние полицентричного городского планирования в том числе и на современное общество, жителей современных городов.
Зайцева Н.В. - Рене Декарт и светские салоны XVII века c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.4.35905

Аннотация: Зачастую масштаб личности Декарта, заложившего основы нескольких направлений философской мысли, заслоняет собой эпоху, оставляя в тени интеллектуальную жизнь и ту среду, которая породила картезианство. Вместе с тем, мы имеем единственную в своем роде ситуацию, когда философское учение подхватывается не столько интеллектуальной элитой, сколько светской образованной публикой. Главным условиям подобного воздействия философской системы является то, что философия должна отвечать потребностям эпохи и той среды, в которой она получает распространение. Поэтому мы постараемся поставить Рене Декарта и некоторые аспекты его философии в конкретный исторический контекст, сопоставив с умонастроениями и идеями его современников. Этот метод позволяет увидеть, как философия Декарта завершает и структурирует те ментальные изменения, которые уже произошли или происходили в французском обществе. Ощущение Декартом своей миссии, его обращение в будущее к потомкам не должно нас обмануть и позволить забыть, что Декарт не только философ, с которым лучшие умы последующих столетий вступают в диалог и ведут спор, а еще человек и дворянин XVII века, который отвечал на запросы своего времени. Не сложные философские задачи, которые пытался он решать, а эти конкретные ответы повлияли на европейское сознание и сформировали менталитет нового времени без того, чтобы восприятие его философии современниками полностью соответствовало ее сути, а воздействие соответствовало букве. Под влиянием философии Декарта общество вырабатывает новые нормы поведения, которые ушли в подсознание современной культуры и из этого пространства неосознанного влияют на жизнь современного общества.
Серов Ю.Э. - Новаторские тенденции в симфоническом творчестве советских композиторов 1960-х годов и Третья симфония Б. Тищенко. Часть 1 c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.7.36478

Аннотация: Предметом исследования стал период отечественной симфонической музыки 1960-х годов. На сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими творческими достижениями, свежим и современным музыкальным языком. Автор работы подробно останавливается на нескольких ключевых симфонических произведениях Р. Щедрина, С. Слонимского, Э. Денисова, Ю. Фалика, А. Шнитке, Н. Каретникова, Л. Пригожина, внесших самый серьезный вклад в дело обновления отечественной музыкальной культуры. Особое внимание в исследовании уделяется Третьей симфонии Б. Тищенко, вобравшей в свою стилистическую орбиту основные тенденции современной музыки и открывшей новые музыкальные горизонты. Научная новизна работы состоит в том, что автор впервые рассматривает выдающуюся Третью симфонию Тищенко в контексте стилевых и языковых новаций 1960-х годов. В статье подробно анализируются роль и место в борьбе за «новую музыку» самого молодого из музыкантов «шестидесятников» — выдающегося отечественного симфониста ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). Основным выводом статьи становится мысль о том, что Тищенко стал одним из лидеров в деле обновления отечественного симфонизма второй половины ХХ века, а его Третья симфония в полной мере отобразила напряженные искания целого поколения советских композиторов.
Серов Ю.Э. - Новаторские тенденции в симфоническом творчестве советских композиторов 1960-х годов и Третья симфония Б. Тищенко. Часть 2 c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.10.36786

Аннотация: Предметом исследования является период отечественной симфонической музыки 1960-х годов. На сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими творческими достижениями, свежим и современным музыкальным языком. В первой части статьи автор подробно остановился на нескольких ключевых симфонических произведениях Р. Щедрина, С. Слонимского, Э. Денисова, Ю. Фалика, Н. Каретникова, на общей характеристике периода. Во второй части рассматриваются произведения А. Шнитке, Л. Пригожина. Особое внимание в исследовании уделяется Третьей симфонии Б. Тищенко, открывшей новые стилистические горизонты и вобравшей в свою стилистическую орбиту основные тенденции современной музыки, включая завоевания авангарда.   Научная новизна работы состоит в том, что автор впервые рассматривает выдающуюся Третью симфонию Тищенко в контексте стилевых и языковых новаций 1960-х годов. В статье подробно анализируются роль и место в борьбе за «новую музыку» самого молодого из поколения «шестидесятников» — выдающегося отечественного симфониста Б. Тищенко. Основным выводом статьи становится мысль о том, что Тищенко оказался одним из лидеров в деле обновления отечественной музыки второй половины ХХ века, а его Третья симфония в полной мере отобразила напряженные искания послевоенного поколения советских композиторов.
Давыдова О.С. - «Модернизм» в контексте реализма: Илья Репин на рубеже двух столетий c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.1.37191

Аннотация: Главным предметом исследования данной статьи стала специфика восприятия И. Е. Репиным подвижной динамики художественно-эстетических задач, формирующихся под влиянием меняющейся современности. В связи с этим, одним из композиционных центров исследования является история взаимоотношений, которые сложились между И. Е. Репиным и художниками «первой волны символизма» – членами группы «Мир искусства» (прежде всего, главным редактором одноименного журнала – С. П. Дягилевым, А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, Е. Е. Лансере). Отдельное внимание уделено вопросу восприятия самого И. Е. Репина некоторыми представителями авангарда на этапе 1910-х гг. Развиваясь в диапазоне «притяжение – отрицание», преисполненный драматических и комических моментов, диалог между Репиным и более молодым поколением показывает опрометчивость однозначных суждений о реализме и модернизме как противостоящих образных системах.   Впервые на современном уровне научного понимания эстетики символизма и неоромантизма в статье проанализировано отношение И. Е. Репина к вопросам новаторских образных поисков в искусстве художников эпохи модерна. При этом само понятие «модернизм» трактуется в его двух измерениях: как определенная временная веха в контексте развития истории искусства конца XIX – начала ХХ в.; и как внутренний динамический потенциал, заложенный в произведениях самого И. Е. Репина с начала его творческого пути. На основе систематизации художественных и документальных источников, используя метод комплексного воссоздания взглядов передвижников и художников-символистов на задачи и природу искусства, автор статьи приходит к выводу о том, что поэтика искусства И. Е. Репина, синтезируя идеи времени, тяготеет к отражению сложно-характерного творческого образа, сформированного как реалистическими, так и идеалистическими принципами.
Давыдова О.С. - Пластические рифмы модерна. К вопросу о визуальной поэтике символизма c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37229

Аннотация: В статье впервые в отечественном и западном искусствознании понятие визуальной поэтики модерна выдвинуто в качестве самостоятельного искусствоведческого предмета исследования. На основе анализа иконографических и теоретических поисков мастеров символизма, нашедших отражение исключительно в границах выразительных средств изобразительного искусства, автор приходит к выводу о поэтических принципах мышления художников-символистов как основополагающих источниках формирования стиля модерн – нового пластического языка конца XIX – начала XX века. Емкая характеристика философско-эстетического содержания, скрытого за видимыми формами визуального символистского образа, в своих научных истоках опирается как на возможности искусствоведческого сравнительно-формального анализа, так и на иконологический метод, адаптированный к исследуемому периоду. Новаторское значение реализованного в статье концептуального подхода к изучению искусства символизма заключается в том, что поэзия как понятие выводится автором за границы литературной сферы и рассматривается в качестве специфического типа художественного мировоззрения, повлиявшего на развитие визуального языка искусства в эпоху модерна. При этом сама визуальная поэтика уподобляется сложной системе внутренних образов, которые сопровождают творчество мастера на протяжении всего пути его самовыражения и оказываются напрямую связанными с глубиной поэтического начала души художника, с его лирико-метафорической интуицией. Данный подход позволяет не только расширить представление об эстетических ориентирах художников-символистов, но и обозначить новые методологические координаты в области исследования искусства символизма как в национальном, так и в интернациональном контексте.
Кормин Н.А. - Эстетический регистр способности суждения: метафизические ключи c. 7-49

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.10.30831

Аннотация: В статье выявлены подходы к метафизическому обоснованию эстетического суждения, прежде всего те, которые разработаны в «Метафизике» и «Никомаховой этике» Аристотеля и «Критике чистого разума» Канта. Когда мы пытаемся подобрать метафизические ключи к эстетическому знанию, то сразу возникает вопрос: имеет ли оно какое-либо отношение к учению о первоначалах, можно ли говорить о чисто эстетическом как точке, в которой в свернутом виде существует эстетическая ткань мысли и художественной трансценденции. А если и существует, то в чем специфика того акта, который позволяет эстетической интуиции вынашивать идею первоначала, своего рода принцип парламентаризма для эстетических субъектов, и пройти через мучения, связанные с приближением к горизонту начала. Методология историко-философского и эстетического исследования, анализа искусства в системе культуры, междисциплинарная методология гуманитарных наук для описания художественной реальности. Основными выводами являются положения об эстетической способности суждения как высочайшем проявлении субъективности, о том, что метафизически понятое эстетическое par excellence имманентно мировоззрению (оно может быть принято и эстетизмом и его критикой, но это только его отдельные формы), создающему картину художественного смысла, великую картину человеческой красоты, а все эти произведения участвуют в творческом изменении мира. Впервые в отечественной литературе рассмотрены предпосылки для метафизического обоснования эстетического в «Критике чистого разума» Канта.
Кормин Н.А. - Цвет как проблема феноменологической эстетики c. 9-33

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.9.33776

Аннотация: Задача исследования – прояснить эстетическую концепцию восприятия цвета со стороны феноменологических рассуждений Эдмунда Гуссерля. Сегодня диаграмма направленности поля феноменологических исследований формируется в различных зонах: от теологической до натуралистической. В какой из этих зон располагаются структуры феноменологического анализа цвета – вопрос непростой. Колористический регион конституируется по мере сознания, включая и сознание эстетическое. Встретиться с феноменом цвета крайне сложно уже хотя бы потому, что его очевидность выполняется только пылкостью созерцающего сознания с его эстетическим пафосом, - сознания, проводящего различие между как бы данностью трансцендентного цвета и эстетическим «материком данностей». Речь идет, как сказал бы Гуссерль, об ореоле сознания, относящемся к сущности восприятия, совершаемого в модусе обращенности к красоте цвета. Впервые намечены подходы к исследованию такой сложной феноменологической темы, как описание колористической установки, эйдетика переживаний цвета в философии Гуссерля, раскрыто значение ее разработки для постижения эстетического и художественного сознания. Основные выводы проведенного исследования связаны с философской интерпретацией идеи цвета как включенной в феноменологии в опыт философского удивления, которое переходит в обретение сущности «феноменологический цвет» вообще, а в эстетике оно напрямую соотнесено с появлением ее структур на горизонте гармонического синтеза актов перцептивного исполнения в воображении, «первозданно дающего видения» цвета, с созданием картины колористических впечатлений как когнитивных эмоций, редуцированного чистого цветовосприятия, с пониманием того, как искусство делает очевидными сами условия видимости цвета, как производится его художественный синтез, в структуре которого корреляционный анализ может усмотреть аналог априористского эмпиризма – этой выявляемой в отечественных исследованиях фундаментальной характеристики чисто гуссерлевского синтеза и метода.
Юй Я. - Актер и чувство речевой «свободы» на сцене и на экране c. 10-20

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.7.33485

Аннотация: Предмет исследования статьи «Актер и чувство речевой «свободы» на сцене и на экране» - культура произнесения актером текста в кино и театре. В статье поднимается ряд интересных вопросов – амплуа артиста, развитие актерских данных в зависимости от типа кинематографа. Особенно содержательны наблюдения автора статьи по части различия речи в кино и на сцене. Автор рассматривает подробно различия использования речевых элементов в кино утверждая, что речевые «испульсивности» здесь должны воссоединиться с фиксированным кадром. Также рассматриваются вопросы использования тишины в кинематографе и театре, различия в их применении в этих видах искусства. По итогам исследования автор приходит к выводу, что разнообразие голосовых, дикционных, темпо-ритмических навыков актера игрового кино проявляется и действует по другим - в отличие от театра - законам внутреннего процесса. Утверждается что речевая партитура артистов в спектакле явление условно-фиксированное, так как спектакль живой организм, тогда как в кинематографе речь отличается большей статичностью, в частности за счет наличия дублей и подгонки режиссером к желаемому результату. Автор утверждает, что речь артиста на сцене подчинена строгой ритмической партитуре, которую задают текст автора, режиссер спектакля, даже сценические и биологические ритмы партнера. В отличие от кино речь на сцене не является фиксированной величиной.
Серов Ю.Э. - Симфоническое творчество Б. Тищенко и мировая музыкальная культура c. 10-17

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36162

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В симфоническом творчестве Тищенко естественно уживаются самые разные образы и идеи, жанры и формы. В статье рассматриваются различные стилевые и языковые влияния на его творчество, выявляются истоки его яркого, оригинального и свежего художественного мышления. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма 1960-х годов. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что Б. Тищенко — один из немногих в своем поколении остался верен жанру большой, «чистой» симфонии, явился наследником симфонической линии своего гениального учителя Д. Шостаковича. Новизна исследования заключается в том, что автор доказывает тезис о том, что симфонизм Тищенко — явление очень цельное, глубоко содержательное и подлинно современное. Тищенко с удовольствием окунался в новые возможности композиторских техник: отдал дань додекафонии, алеаторике, сонористике, пуантилизму, но не остался верен им до конца, все время «уточняя» свой музыкальный язык, вводя новое постольку, поскольку оно необходимо ему для создания художественного образа.
Давыдова О.С. - Символизм в русском изобразительном искусстве эпохи модерна. Аналитический обзор в свете последних исследований c. 10-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.12.37180

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является творчество русских художников второй половины XIX – первой половины XX века в контексте проблематики символизма и модерна, а также тот научный фундамент, который сложился к настоящему моменту в области изучения данного вопроса. Методология работы основана на концептуальном синтезе классических историко-искусствоведческих подходов в анализе художественного материала с теоретическими междисциплинарными методами гуманитарных исследований, таких как иконология и герменевтика, а также выработанный автором контекстуально-ассоциативный метод. Цель работы заключается в актуальной для современной искусствоведческой науки задаче выявления особенностей символизма в России ввиду изменившегося в наши дни отношения к духовной проблематике искусства рубежа XIX–XX веков. Впервые в отечественном искусствознании автором статьи сделан емкий аналитический обзор этапов развития символизма в русском изобразительном искусстве на основе долголетней работы с архивными материалами, научными трудами (более, чем за сто лет) и хранящимися в музейных фондах произведениями мастеров эпохи модерна, многие из которых после 1917 года оказались на периферии искусствоведческого внимания по идеологическим причинам. Индивидуально найденные характеристики символизма как цельного художественного феномена, созданные на уровне современного гуманитарного знания, обуславливают новизну работы и могут быть плодотворно применены для поиска новых аспектов в области изучения символизма и модерна. Расширение диапазона представлений о русском искусстве конца XIX – начала XX века, нашедшее лаконичное отражение в данной статье, позволяет вернуть в контекст искусствознания наследие художников-символистов, что имеет неоспоримое значение с точки зрения восстановления естественной логики развития истории искусства в России, делая данную публикацию востребованной в разных областях изучения искусства и культуры.
Климова О.М., Луценко В.Е. - Особенности предмета философии в трудах П.И. Линицкого c. 11-20

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.8.31486

Аннотация: Предметом исследования, проведенного в данной статье, выступает учение представителя Киевской духовной академии, крупнейшего «православного рационалиста» Петра Ивановича Линицкого о предмете философии. На основе анализа отдельных работ Линицкого делаются выводы о сущности философии, ее предмете, задачах и значении в жизни общества. Обращается внимание на определение русским ученым универсальности характера философии, ее особенное значение среди других наук. Основную цель науки философ видит в формирование общего мировоззрения, и в этом он считает, состоит ее существенная задача, вытекающая из природы разума человека, который стремится к единству в познании, а также к соединению частного с общим. При написании статьи использовался духовно-культурологический подход в сочетании с диалектическим, применялись методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Впервые осуществлено описание и анализ. философско-теистических взглядов профессора Киевской духовной академии Петра Ивановича Линицкого на предмет философии и специфики ее как науки. Выявлены попытки системного соединения философии и религии, тесный союз между которыми обеспечивает целостность и полноту человеческого познания.
Бондарева Н.И., Мамаева Ю.В. - Городские усадьбы Астрахани второй половины XVIII-начала ХХ в.в.: типологический аспект c. 11-25

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.11.37089

Аннотация: Предметом исследования в статье являются типологические группы городских усадеб Астрахани второй половины XVIII-начала ХХ в.в. Объектом исследования выступает вопрос об особенностях городских усадеб России XVIII-начала ХХ в.в. Цель исследования – изучить городские усадьбы Астрахани второй половины XVIII-начала ХХ в.в. с позиции их типологизации. В статье затрагивается вопрос о феноменологии русской усадьбы, изучаются некоторые исследования, рассматривающие архитектуру и типологию городских усадеб русской провинции, кратко освещается архитектура городских усадеб Астрахани. В статье применяются такие методы исследования, как общенаучный метод (анализ исторического и логического), историко-архитектуроведческий подход в исследованиях, искусствоведческие методики, связанные с изучением усадеб как в пространстве городской среды, так и на фотофиксациях. Также проводилась работа с историческими справками, архивными и другими документами. Теоретической базой исследования служат труды М. Б. Михайловой и Е. И. Кириченко об усадебном строительстве в русских городах; Т. В. Вавилонской и Г. Г. Нугмановой о типологизации городских усадеб. Научная новизна исследования заключается в выявлении типологических групп астраханских городских усадеб с точки зрения их архитектурно-художественных качеств и социального ранга владельцев усадеб. В результате определено, что городские усадьбы Астрахани подразделяются на богатые усадьбы купцов-промышленников, выступающие в качестве художественного явления в архитектурном облике города; зажиточные и средние усадьбы купцов и чиновников, ориентированные на классицистические образцовые проекты; зажиточные и средние усадьбы купцов чиновников и служащих, ориентированные на архитектуру эклектики; средние деревянные городские усадьбы небогатых купцов и мещан, обладающие определённой художественной ценностью. Практическая значимость исследования состоит в определённом вкладе в создание общей картины развития архитектуры Астрахани.
Суслов А.В. - Цифровое общество в этико-аксиологическом контексте: от постмодерна к обществу высоких технологий c. 12-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.10.33079

Аннотация: Объектом исследования является современное цифровое общество как новая цивилизационная ступень в развитии человечества. Предмет исследования - эволюция нравственных ценностей и норм при переходе от постиндустриального этапа к информационному обществу, а также этические аспекты внедрения электронных технологий и систем искусственного интеллекта в пространство социального управления. Статья знакомит читателей с китайской системой социального кредита - самым масштабным социальным экспериментом на основе электронных технологий, а также с тенденциями и перспективами процесса цифровизации в современной России. Анализируя отечественный и зарубежный опыт, автор показывает опасность поспешного внедрения цифровых решений на основе искусственного интеллекта без глубокой этической экспертизы, указывает на противоречие, существующее между научно-технологической и экономической свободой и необходимостью ограничения этих свобод во-имя благополучия человека.    Автор делает вывод о том, что несмотря на все свои преимущества, цифровые технологии несут риски неэтичного использования персональных данных и нарушения приватности. Превращение данных в товар как средство получения прибыли, трудности правового регулирования и надзора за их оборотом делают человека очень уязвимым в новом цифровом мире. Поэтому в процессе сбора и обработки данных, а также при создании робототехнических систем на основе искусственного интеллекта следует адекватно оценить риски и сформулировать этические ограничения, которые должны быть учтены при их проектировании и эксплуатации.
Петрухина О.В. - Графический дизайн и виртуальная среда: реальность и перспективы c. 13-19

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.1.28736

Аннотация: Объектом исследования является современный графический дизайн. В статье автор рассматривает потенциал графического дизайна на стыке информационных технологий сегодняшнего дня и привычного контекста методов, средств и возможностей дизайнера-графика. Предметом исследования выступает влияние интерактивных медиа-технологий и прикладной анимации на современный облик графического дизайна, в контексте формирование актуальной модели графического дизайна. Приводятся примеры внедрения возможностей дополненной и виртуальной реальности в различные сферы деятельности человека. Как наиболее относящиеся к предмету исследования рассматриваются возможности виртуальных сред, в таких сферах как гейм-индустрия, музейная деятельность, сфера туризма и рекламы, визуальные коммуникации и интерактивные медиа. В работе использованы общенаучные методы исследования в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. Также работа опирается на аналитический и экспериментальный методы и носит системный междисциплинарный характер. Основными выводами проведенного исследования является определение факторов массовой культуры и современных технологий, влияющих на трансформацию графического дизайна. Проведенный анализ взаимодействия виртуальных сред и «новых электронных медиа» со сферой графического дизайна в контексте гейм-дизайна, музейной практики, сфер туризма и рекламы, позволяет сделать прогноз на перспективы дальнейшего развития и формирования облика графического дизайна.
Серов Ю.Э. - Первая симфония Бориса Тищенко: на пути к «новым берегам» (к вопросу об обновлении отечественного симфонизма в 1960-е годы) c. 13-25

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37517

Аннотация: Предметом исследования является период советской музыки 1960-х годов. На сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими художественными достижениями, свежим и современным музыкальным языком. Статья посвящена симфоническому творчеству выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко. Особое внимание в исследовании уделяется его Первой симфонии. Она появилась на свет, когда ее автору было всего двадцать два года. С пылкостью и творческим жаром Тищенко ворвался в советское музыкальное пространство, заявив о себе как о большом и самобытном таланте. Его, во многом стихийное, звукотворчество шло в ногу со временем, в унисон с глобальными переменами, случившимися в отечественном симфонизме. Научная новизна работы состоит в том, что автор впервые рассматривает Первую симфонию композитора в контексте стилевых и языковых новаций 1960-х годов. В статье подробно анализируются роль и место Тищенко — самого молодого из поколения «шестидесятников» — в борьбе за «новую музыку». Основным выводом статьи становится мысль о том, что Тищенко оказался одним из лидеров в деле обновления отечественной музыки второй половины ХХ века, а его ранняя Первая симфония в полной мере отобразила напряженные искания послевоенного поколения советских композиторов и открыла путь к «новым берегам» в симфонической музыке того времени.
Павлова-Борисова Т.В. - О первой части сборника «100 якутских песен» (песни для голоса с фортепиано в обработке М.Н. Жиркова и Г.Г. Лобачева, песенные фрагменты из опер М.Н. Жиркова, Г.И. Литинского) c. 15-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.11.32939

Аннотация: Объектом исследования являются обработки якутских народных песен, хранящихся в фонде первого якутского композитора М.Н. Жиркова (1892-1951) в Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). Предметом исследования является рукопись «100 якутских песен». Часть из них была опубликована в сборниках «Саха ырыалара» (1948) и «Якутские народные песни» (1958). Особое внимание в сравнительном аспекте уделено уже опубликованным образцам, в частности, в нотных сборниках А.В. Скрябина и Ф.Г. Корнилова. В статье разбирается внутреннее содержание обработок песен, вошедших в рукопись "100 якутских песен", отзывы специалистов, свидетельства современников. В статье впервые поднимается проблема соавторства напевов и выполненных обработок, некоторые из которых являются народными напевами. Образцы, характеризующиеся развитой мелодической структурой, рассматриваются как результат мелодического творчества самодеятельных авторов, а также воздействия музыкального профессионализма европейского типа. В результате анализа рукописного наследия М.Н. Жиркова установлено, что многие обработки якутских народных песен выполнены им в сотрудничестве с московскими композиторами Г.И. Литинским и Г.Г. Лобачевым. Так же впервые проведен сравнительный анализ корпуса песенных обработок из рукописи М.Н. Жиркова «100 якутских песен», который хранится в фондах Национальной библиотеки РС (Я).
Баринов Н.Н. - Марксизм-ленинизм и христианство: продолжение исследования И. Восторгова c. 15-43

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38417

EDN: KIPUMV

Аннотация: Настоящая статья представляет собой исследование совместимости теории и практики марксизма-ленинизма и православного христианства. Большое значение данной темы обусловлено непосредственной ее связью с благоустройством общества и ведущейся полемикой по данной проблеме с попытками интеграции коммунизма с христианством. В работе даётся историко-богословский анализ на основе критического исследования работ основоположников марксизма-ленинизма, их сподвижников, историко-богословских трудов, а также исторических документов по данному вопросу. В статье исследуются подходы учения православного христианства, а также марксизма-ленинизма к атеизму, материализму, религии и Церкви. Для этого изучаются соответствующие тексты Священного Писания, мнения отцов Церкви и взгляды основателей и последователей марксизма-ленинизма. Новизна данного исследования состоит в том, что некоторые документы впервые рассматриваются в контексте изучаемой проблемы. Кроме того, более развернуто и систематично, по сравнению с имеющимися трудами выполняется историко-богословский анализ сравнения учений марксизма-ленинизма и православного христианства по данной теме. Целью работы является изучение историко-богословских трудов, а также исторических документов, касающихся исследуемой проблемы. В статье делается вывод, что марксизм-ленинизм в данном вопросе не совместим с христианством и прямо ему противоположен. Начиная с ВОВ в СССР отношения государства и Церкви временами улучшались, но официальный государственный курс на марксизм-ленинизм не оставлял возможности их примирения. В настоящее время существуют попытки произвести симбиоз этих двух учений. Многие коммунисты положительно относятся к Церкви, поэтому диалог между ними возможен и необходим. Но пока идеологией коммунистов остаётся марксизм-ленинизм, антагонистичный христианству и любой религии вообще, в их рядах всегда будут оставаться враждебно действующие по отношению к религии. Поэтому синтез этих учений невозможен.
Попов Е.А. - Искусство как элемент ценностно-нормативной системы общества c. 17-22

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.12.31897

Аннотация: Предметом исследования является феномен искусства как неотъемлемый элемент ценностно-нормативной системы общества. Акцент сделан на выявлении роли искусства в символической борьбе поколений за абсолютное понимание мира, за интерпретации человеческого коллективного и индивидуального бытия, а также в обеспечении духовной безопасности человека и общества. Отмечается, что если в различных эпохах отношение к искусству со стороны носителей культуры может значительно изменяться под воздействием различных объективных и субъективных факторов, то статус искусства как элемента ценностно-нормативной системы остается неизменным. Приоритетным направлением исследования является междисциплинарный подход, основу которого в свою очередь составляет аксиологическая методология, направленная на выявление ценностных приоритетов в обществе. К основным выводам исследования можно отнести следующие положения: 1) искусство в современных условиях развития общества меняет свои формы, становится более непонятным, сложно интерпретируемым, возможно, в чем-то искажает реальность, но тем не менее продолжает именоваться искусством; 2) искусство несмотря на смещение акцентов в интерпретации его видов и форм остается мощным фактором консолидации общества, сохраняя в себе мировоззренческий опыт многих и многих поколений носителей культуры.
Попов Е.А. - Как найти оппонента для диссертации по философии c. 18-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.2.27108

Аннотация: В статье анализируется проблема, которую можно считать и научной, и социокультурной, и институциональной. Речь идет о поиске оппонента для диссертационных работ по философским наукам. Такая работа позволяет увидеть развитие философского мира и установить круг вопросов, которые волнуют современных исследователей. Как известно, сегодня философы редко интересуются трудами своих коллег, а потому образ царицы наук может измениться. В конечном итоге философия становится мозаичной, однако поиск оппонента позволяет увидеть то, чем живет отечественная философия и философы. Установление некоторых тенденций развития философии имеет важное значение для консолидации философского сообщества, усиления влияния философской науки на другие области знаний. Поиск оппонента превращается в страноведение и в анализ многих и многих работ соотечественников. В целом статья соотносит такой поиск с положительным моментом – изучением наработок философов и познанием самой философии, ее научных резервов и потенциала. Для решения задач, поставленных в работе, используется системная методология, позволяющая представить мир современной философии во взаимосвязи определенных тенденций и закономерностей. Основными положениями, раскрытыми в статье, являются следующие моменты: 1) показаны сложности поиска оппонента для диссертаций по философским наукам, связанные с экстранаучными и интранаучными проблемами; 2) проанализировано состояние современной философии, сосредоточенной, как правило, в вузах; 3) установлены особенности развития философии и дана характеристика положения философа в современном мире
Трухачева Е.А. - Французский мюзикл: история и специфика жанра c. 21-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.8.36651

Аннотация: Французский мюзикл «моложе» бродвейского, популярен, но еще не имеет серьезного научного подхода. Поэтому предметом анализа в статье определена национализация французского мюзикла в историческом и жанровом контекстах. Цель исследования заключается в необходимости на теоретическом уровне раскрыть роль французского мюзикла как относительно молодого жанра. Методологию работы составляют подходы: междисциплинарный - привлекает научные теории и концепции из других областей познания; историко-культурологический - помогает выявлять факторы, которые способствуют сближению французской культуры с традициями других культур; системный подход, направленный на рассмотрение профессионального исполнительства во французском мюзикле как результат развития жанра во второй половине XХ – начала ХХІ столетий.   Научной новизной является дополнение статьи ранее отсутствующими биографическими материалами, новой информацией о становлении и развитии жанра французского мюзикла, представленного национальной спецификой. Теоретическая значимость подтверждается тем, что охарактеризованы понятия «французский мюзикл», «массовая культура», «интерпретация классики», «музыкальный спектакль» в контексте искусствоведческого знания, а также - методологии науки. Практическая значимость доказана тем, что полученные результаты позволяют более широко понимать роль становления и распространения французского мюзикла, сопоставить применение шансона и джаза в мюзиклах Франции и Америки. Результатом работы стала констатация того, что во французском мюзикле содержится ключ к понимаю французов, их образу мыслей и вкусам. Этот жанр для них сегодня является возможностью остро и красиво высказаться в защиту своих ценностей и самобытности.
Кормин Н.А. - И. Кант: совершенство в структуре эстетического поля метафизики c. 22-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.3.35612

Аннотация: Предмет исследования – отношение между эстетикой и метафизикой, как оно прорисовывается в кантовском трансцендентализме. В «Критике способности суждения» Кант вообще полагает, что представление о совершенстве не коррелирует с представлением о чувстве удовольствия, а в первом введении в «Критику способности суждения» он далек от того, чтобы считать способы разрешения проблематики соотношения совершенства и эстетического чувства удовольствия убедительными. Но отношение к совершенству меняется в более поздних работах Канта, анализ которых показывает, что идея совершенства, по сути, мыслится в качестве способа основания всей эстетики, ее исходной категории – прекрасного, значение которой совпадает с выражением эстетического совершенства в случае, если это подлинная красота. Метафизика совершенства, содержащаяся в анализируемых работах Канта, побуждает по-новому взглянуть на категориальный аппарат кантовской эстетики, сформировавшийся в «Критике способности суждения», расширить представление о кантовской эстетике как части трансцендентальной метафизики. Понятие совершенства выражает различные моменты метафизического исследования, сохраняя свои имманентные качества и в эстетике. В предикации как акте современного эстетического высказывания трудно выделить какие-то этапы и структуры, которые могут специфически связываться с перфекционизмом. Вопрос о поле таких связей является достаточно дискуссионным, в том числе и в современной отечественной философии.
Стригин М.Б. - Мышление как функция и её разложение в ряд Тейлора c. 22-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.5.37810

Аннотация: В работе выдвинута гипотеза о возможности применения математической конструкции ряда Тейлора в семантическом пространстве. Тогда символические формы, как некоторые духовные функции, отображающие имманентное в семантическое пространство и эксплицирующиеся в виде словесных конструкций, можно попытаться разложить в ряд Тейлора. Первые члены ряда Тейлора функции мышления несут базовые смыслы, которые домысливаются вторичными формами, третичными и т.д., как в случае обычного ряда Тейлора, где первый член ряда – это константа, второй член – линейный, определяемый первой производной функции, третий – квадратичный, иначе ускорение. В работе показано, что всё вышеперечисленное можно обнаружить в парадигмах мышления, названных Фуко эпистемами. Мир в античной философии представлялся неизменным или цикличным, что относит нас к понятию о константе или о первом члене ряда Тейлора функции мышления. С приходом христианства круг времени превратился в прямую, появилось понятие об эволюции. Этот этап закончил Галилей, введший в парадигму мышления представление о скорости, чем завершил формирование второго, линейного члена ряда Тейлора функции мышления. Третий член ряда появился в теории Ньютона и вошёл в следующую эпистему представлением об ускорении. Дедуктивно можно продолжить разложение функции мышления в ряд Тейлора и представить появление члена ряда, отвечающего за третью производную.
Полякова И.П. - Повседневность как объект научного познания c. 24-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.2.29185

Аннотация: Современный интерес социальной философии к проблемам повседневности вызван тем, что на фоне глобальных изменений, затрагивающих все сферы жизни личности и общества, повседневная жизнь остается наиболее устойчивым социальным образованием. Однако скорость изменений в различных социальных сферах в настоящее время, а также глобализационные процессы, приводящие к бурным межнациональным культурным заимствованиям, затронули и способы повседневного существования человека. Изменения в сферах труда, быта, досуга современного человека вызвали бурный научный интерес к области, которая ранее считалась профанной и не заслуживающей отдельных научных исследований, выступая лишь фоном для каких-либо значимых исторических событий, а не предметом самостоятельного научного изучения. Междисциплинарный характер исследований в области изучения сферы повседневного требует, тем не менее, выработки методологических оснований, прежде всего, поиска легитимного научного метода, позволяющего построить научное знание о социокультурной реальности, в частности, о формах повседневного существования. Исследование повседневности носит комплексный междисциплинарный характер в виду сложности, многоуровневости и многоаспектности изучаемой проблемы, что обуславливает использование различных методов, составляющих методологический арсенал современной социальной философии. Автором показано, как аспекты повседневности рассматривались в рамках исторической, социологической, психологической науки, культурологии. Рассматриваются особенности повседневности как объекта научного познания. Повседневность представляется как атрибут социального бытия, область непосредственного присутствия субъекта повседневности. Делается вывод, что для получения целостного представления о повседневности необходимо использование методов исследования повседневной жизни личности и общества. Научное познание повседневности позволяет понять социальную реальность во всей ее полноте.
Вань Ц. - Исследование локализации орнаментов лотоса с точки зрения философии дизайна c. 26-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.1.37299

Аннотация: Аннотация: Художественный дизайн - это визуальная форма и духовный носитель культуры, обеспечивающий универсальный язык для общения между цивилизациями всего мира. Конкурентоспособность нации - это не только отражение ее экономической мощи, но и, что более важно, признание ее культуры. Китайские орнаменты использовались на протяжении всего развития китайской нации и наделялись духовными коннотациями, формируя уникальную китайскую "культуру орнаментов", которая также является художественной сублимацией китайской национальной культуры. орнамент лотоса - один из самых ранних традиционных орнаментов, появившихся в Китае. На протяжении всей своей истории он превратился в визуальный символ, представляющий память и эстетический масштаб традиционной китайской культуры, имеющий уникальную форму и значение. В данной статье проводится исследование особенностей локализации древнекитайского орнамента лотоса, а также рассматривается вопрос «народной эстетики» как основной движущей силы непрерывного развития средств создания подобных изображений. Автор исследует основные детерминанты китайской философии дизайна, где ключевыми факторами являются такие, как художественное сознание китайцев, «ботаническое начало» в изобразительном искусстве, эстетическое восприятие симметрии и баланса в изображении, а также особенности ключевых исторических этапов развития китайского растительного орнамента. В конце статьи автор делает обобщение рассмотренных особенностей и рассматривает вопрос интеграции традиционного и современного дизайна.
Кошкарева Н.В. - Семантика литературно-текстовых источников в полифонических произведениях для хора a cappella отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI веков c. 26-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37510

Аннотация: Целью настоящей статьи является выявление тесной, «полифонической» связи слова и музыки в хоровой музыке. Предметом исследования выступает синергизм литературно-текстовых источников и полифонической формы. Объектом исследования является рассмотрение полифонических произведений для хора a cappella современных отечественных композиторов. Посредством синтеза методов исследования, включающего музыковедение, поэтику и хороведение, выявлены параметры музыкальной композиции: литературно-текстовый источник и музыкальная форма. Автор подробно рассматривает такой аспект темы как диалектическое взаимодействие конструктивных и деструктивных формант архитектоники музыкальной формы полифонических сочинений для хора. Особое внимание уделяется дифференцированию структуры литературно-текстового источника и атрибуции полифонических форм мотета, мадригала, фуги, фугато.   Основным выводом проведенного исследования становится парадигма художественных связей литературного и нотного текста как паралингвистических средств, являющихся носителями разнородной информации и вносящих дополнительные оттенки в содержание произведения. Акцентируется внимание на необходимость изучения проблематики, связанной с архитектоникой современной хоровой композиции, обусловленной не только общим художественно-историческим потенциалом хоровой культуры в целом, но и особенно его большим значением в современном музыкальном искусстве. Новизна исследования заключается в том, что впервые полифонические формы хоровых произведений a cappella анализируются как мультимодальные тексты, синтезируя научные достижения лингвистики и музыковедения. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающих объектом специального исследования сочинений для хора a cappella А. Королёва и Ю. Евграфова и введение их в современный научный обиход.
Ветлужская Л.Л. - Природа Будды и концепция Срединного пути в учении школы китайского буддизма Саньлунь c. 28-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36209

Аннотация: В статье рассматривается философская система школы китайского буддизма Саньлунь, а также преемственность традиции индийской школы Мадхъямики (одной из двух школ Махаяны наряду с Йогачарой) в Китае. Учение Саньлунь базируется на доктринах шуньявады и провозглашении принципа срединности. Основоположник школы Саньлунь в Китае патриарх Цзи Цзан не только развил концепцию двух истин, но, развивая эту теорию, выдвинул теории трёх и четырех видов двух истин. Объектом исследования выступает сотериологическая концепция срединного пути через призму природы Будды, что представляет особенность философской системы Саньлунь в контексте китайского буддизма. Саньлунь представляет собой китайский вариант школы Мадхъямики индийского буддизма. В истории становления направления Махаяны – Мадхьямики – в Китае крайне важным было решение проблемы переводов текстов с санскрита на китайский язык, ключевую роль в этом процессе сыграл великий переводчик Кумараджива. Именно он перевел сочинения, ставшие основными для этой школы и тем самым была создана теоретическая база, на которой китайскими последователями развивалось учение Мадхъямики. Рассмотрены основополагающие философские концепции Саньлунь: учение о двух истинах и концепция «Восьми не». В статье проанализировано понятие природы Будды в учении Саньлунь в качестве квинтэссенции понимания теории и практики спасения в учении школы, это положение как раз демонстрирует внесение Саньлунь нового понимания Мадхъямики, и определяет степень научной новизны. Установлено, что через концепцию природы Будды в Саньлунь уравнивается целый ряд фундаментальных понятий, а именно срединный путь, дхармакая, нирвана и т.д., что ставит постижение природы Будды в один ряд с достижением высшей сотериологической цели буддизма. В представленной работе автор использовал системный и комплексный подходы, структурно-аналитический, контекстуальный и сравнительно-исторический методы исследования.
Глазов Е.А. - Компетентностный подход в профессиональном образовании режиссеров при создании зрительного образа в театральных и концертных постановках в условиях инновационных решений c. 33-44

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.6.33167

Аннотация: В статье поднимается вопрос о сущности, видах и роли компетентностного подхода в профессиональной подготовке режиссеров. Предметом исследования является компетентностный подход в профессиональном образовании режиссеров при создании зрительного образа в театральных и концертных постановках в условиях инновационных решений. Целью статьи выступает обоснование значения компетентностного подхода в подготовке студентов-режиссеров к профессиональной самореализации, выявлению профессиональных актерских и музыкальных компетенций, которые могут и должны стать основными результатами профессионального образования. Методология работы предопределена целью исследования, а также самобытностью исследуемого материала. Ее основой стал метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и содержание понятия «компетентностный подход в профессиональном образовании режиссеров»; методы сравнительного анализа для определения качества художественного образования, его функций.   Научная новизна статьи заключается в том, что впервые в рамках профессионального образования режиссеров учитывается комплексный подход в осуществлении современных замыслов режиссуры. Основным параметром является умение использования современного инновационного оснащения зрительных залов. Примером развития использования современных технических возможностей являются мероприятия, проводимые в Государственном Кремлевском дворце. Результат работы. Исследование любого педагогического явления требует выяснения его составляющих. На определение сущности компетенций, выделения составляющих, необходимости их структурирования обращают внимание многие исследователи. Вопросы компетентностного подхода в области художественного образования, его функций в подготовке будущих режиссеров также неоднократно становились предметом исследования. Анализ научной литературы дает основания утверждать, что профессиональные компетенции студентов-режиссеров в вузе определены недостаточно. Художественное образование сегодня переживает сложный период современных преобразований, где на фоне традиционной классической методологии развивается практика внедрения инновационных технологий обучения.
Литвих Е.В. - Интермеццо И. Брамса op. 119 № 3: неклассические тенденции в музыке позднего романтизма c. 33-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.12.37234

Аннотация: Предмет исследования. В статье проведен анализ ряда аспектов интермеццо Брамса op. 119 № 3 с целью обнаружения неклассических тенденций, проявляющихся в структуре музыкальной ткани и принципах формообразования в данном произведении. Методология исследования. В ходе исследования использовалась методика целостного анализа, включающая в себя рассмотрение особенностей гармонии, фактурного своеобразия, тематических процессов и формообразующих закономерностей в интермеццо Брамса op. 119 № 3. Были применены также элементы сравнительного анализа (сопоставление принципов формообразования в исследуемом сочинении и классических произведениях, а также сравнение трактовки репризы трехчастной формы в интермеццо Брамса op. 119 № 3 и ноктюрне Шопена op. 48 № 1). Научная новизна работы состоит в том, что в результате исследования удалось выявить ряд неклассических качеств музыки Брамса, а именно: гомогенность звуковой ткани, слабую степень дифференциации рельефа и фона в фактуре, отсутствие общих форм звучания и пассивных фрагментов в музыкальной форме. Было обнаружено также концептуальное родство брамсовских принципов работы с музыкальным материалом с приемом взаимопроникновения предмета и пространства, получившим распространение в живописи начала XX века. Выводы, полученные результаты позволяют прийти к выводу, что в интермеццо Брамса op. 119 № 3 реализован ряд неклассических принципов работы с музыкальным материалом, которые предвосхищают открытия композиторов нововенской школы (в частности, Веберна). Результаты исследования могут найти применение в процессе дальнейшего изучения творчества Брамса и различных теоретических аспектов музыки рубежа XIX–XX веков, а также в исполнительской и педагогической практике.
Ким В.Г. - Музыкальный театр в годы правления Анны Иоанновны (1730-1740): воплощение честолюбивых замыслов и эстетические предпочтения императрицы c. 35-46

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37508

Аннотация: В статье затрагивается проблема влияния личностных качеств Анны Иоанновны на становление российского музыкального театра. Несмотря на то что историки в целом критически оценивают итоги правления этой царицы, ее вклад в развитие русского музыкального театра был значителен и, по мнению автора, до конца не оценен. Как отмечают исследователи, именно благодаря инициативам племянницы Петра Великого, в Россию пришла и воцарилась на долгие года опера seria. Однако вопрос «была ли заслуга Анны Иоанновны в том, что после ее правления, в последней четверти XVIII века оперное искусство в России переживало подъем?» поставлен не был. Научная новизна исследования состоит в установлении причинно-следственной связи между эстетическими предпочтениями императрицы и музыкально-историческими процессами, которые за несколько десятилетий привели к рождению русской оперы. В работе использованы методы анализа и синтеза найденных исторических свидетельств с учетом трудов отечественных и зарубежных ученых. Основными выводами проведенного исследования является переоценка исторической роли Анны Иоанновны как инициатора развития отечественного музыкального театра. В действительности императрица сыграла одну из ключевых ролей в подготовке Русского Просвещения. Информация, приведенная в статье, имеет практическую значимость и может быть рекомендована для использования в учебном процессе в качестве дополнения к лекционным материалам.
Гудилина Е.Н., Порошков М.М. - К проблеме структурообразующих элементов утопического дискурса и его специфики c. 38-54

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.37704

Аннотация: Предметом исследования является утопический дискурс, объединяющий все многообразие понятий, так или иначе относящихся к утопии, утопическому измерению действительности и осмыслению Будущего (утопический элемент , утопический импульс, утопическая оптика, утопизм, утопическое сознание, утопическое мышление, антиутопия и т.д.). Особое внимание уделяется исследованию объяснительного и прогностического потенциала утопического дискурса, выявлению его границ и анализу соотношения с идеологическим дискурсом. Концептуализация утопического дискурса основана на инструментальном подходе к утопии, который дополняется коммуникативным подходом и интерпретативной концепцией культуры К. Гирца, что обосновывает возможность рассмотрения утопического дискурса в качетсве смысловой и символической матрицы.   Новизна проведенного исследования заключается в выявлении и обосновании утрированной дихотомичности мышления и инаковости в качестве структурообразующих элементов утопического дискурса. Это способствовало оценке утопического дискурса как своеобразной, но жизнеспособной формы отражения политической действительности и конструирования, закрепления и осмысления ценностей. Предложенный алгоритм мышления дихотомиями позволил проследить процесс конструирования утопического дискурса на основе пирамиды дихотомий, складывающейся из системообразующей, ключевых и периферийных дихотомий. В статье уточняется, что инаковость утопического дискурса проявляется в историчности, радикальности и неразрывной связи утопического дискурса с Настоящим. Обозначенная специфика утопического дискурса привела к уяснению причин негативного и/или скептического отношения к утопии и к утопическому дискурсу, а также к определению его сильных и слабых сторон. Авторы делают вывод, что несмотря на выявленные недостатки, зачастую приводящие утопии к периодическому вытеснению за рамки актуальной политической жизни, утопический дискурс способен оказывать существенное влияние на изменение и развитие общества.
Алиев Р.Т., Авторханова Д.М. - Эволюция подходов к проблеме Другого/Чужого: от философского осмысления к феномену Другого/Чужого как объекту историко-культурологического дискурса. Часть 2 c. 48-57

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.6.26571

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию эволюции теоретико-методологических подходов к осмыслению феномена Другого/Чужого как объекта историко-культурологического дискурса. Авторы стоят на позиции, что изначально феномен инаковости был предметом философского осмысления, но с развитием научной мысли, технологий и медиатизацией современного общества, проблема Другого/Чужого приобретает качественно новую характеристику. Интерес к феномену Другого/Чужого сегодня не случаен, и определяется он, прежде всего, повышенным вниманием к последнему со стороны СМИ, публицистики, литературы, политики и других сфер жизни общества. И всё же на данном уровне основной проблемой является способ маркирования Другого/Чужого. Данная статья является продолжением исследования по эволюции теоретико-методологических подходов к проблеме Другого/Чужого. В предыдущей работе авторы уже коснулись интереса к проблеме Другого/Чужого со стороны античных авторов, средневековых богословов, мыслителей эпохи Просвещения Нового времени, а так же философов таких направлений, как феноменология (Э. Гуссерль), этическая философия (Э. Левинас), экзистенциализм (Ж.-П. Сартр). В этой же статье авторы раскрывают подходы к проблеме Другого/Чужого в творчестве М.М. Бахтина, Б. Вальденфельса, П. Рикёра, постмодернистов Ж. Дерриды, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, структурного психоаналитика Ж. Лакана, теоретика ориентализма Э. Саида и других постколониалистов, сторонников теории малых групп (SubAltern Studies) и российских культурологов и историков.
Серов Ю.Э. - Борис Тищенко и новое поколение советских композиторов 1960-х годов: политический и экономический контекст c. 56-72

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.3.35744

Аннотация: Предметом исследования стал период отечественной симфонической музыки первой половины 1960-х годов. На сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими творческими достижениями, свежим и современным музыкальным языком. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как система музыкального образования, сложившая в СССР к середине ХХ века, на устойчивом положении советских композиторов в материальном плане и идеологическом давлении государства в обмен на заботу о создателях музыкальных произведений. Особое внимание в исследовании уделяется возникшим в результате политической «оттепели» новым творческим возможностям для молодых отечественных композиторов. Научная новизна работы состоит в том, что автор вводит в оборот большой пласт мемуарной литературы и критических статей самих участников движения «новой волны», приближаясь, таким образом, к более всестороннему осмыслению и пониманию сложных процессов, проявившихся в советской академической музыке. В статье подробно анализируются роль и место в борьбе за «новую музыку» самого молодого из музыкантов «шестидесятников» — выдающегося отечественного симфониста ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). Основным выводом статьи становится мысль о том, что мы можем говорить об определенном триумфе советской композиторской школы и системы музыкального образования, наиболее ярко обрисованном именно тремя последними десятилетиями существования Советского союза.
Цяньпин Г. - М.А. Балакирев: путь к созданию новой композиторской школы c. 56-65

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38451

EDN: DSXTHL

Аннотация: Предметом статьи является роль М.А. Балакирева в развитии русской музыкальной культуры. Цель статьи заключается в анализе многогранной деятельности М.А. Балакирева, которого сама история выдвинула на свершение великих дел во благо музыкальной культуры и музыкального образования в России. В соответствии с темой и целью, использовались методы: ретроспективного анализа музыкальной жизни России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.; анализ мемуарных источников современников М.А. Балакирева; обобщение современных научных исследований по заявленной в статье теме. Методологию исследования составляют труды: воспоминания учеников и соратников М.А. Балакирева – Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков, В.В. Стасов российских исследователей – П.Д. Бобрыкин, Ю.В. Васильев, Е.М. Гордеева, Ю.В. Келдыш, И.Ф. Кунин. Новизна исследования заключается в выявлении эстетических противоречий между сложившимся подходом не только в творческом объединении композиторов, но и в музыкальном искусстве той эпохи. Материалы статьи могут быть включены в курс лекций и семинарских занятий по истории русской музыки, курсы повышения квалификации учителей музыки, преподавателей средних специальных и высших учебных заведений. Выводы проведенного исследования заключаются в следующем: охарактеризована цель и творческая деятельность композиторов «Могучей кучки» под руководством М.А. Балакирева как отражение русской демократической культуры эпохи революционного народничества; деятельность творческого содружества «Могучая кучка» представлена как олицетворяющая собой идейную платформу нового русского направления в музыке XIX века; охарактеризованы основные методы «композиторского» обучения и воспитания, применяемые М.А. Балакиревым.
Рыбалкина П.В. - "Государство" Платона: образец протопроектной мыследеятельности и первичный опыт проектирования новых социальных форм. c. 58-66

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.7.27062

Аннотация: Статья посвящена аналитике работы «Государство» Платона в контексте генезиса проектного мышления и проектной деятельности как антропологического результата, восходящего к ранним стадиям культуры и первичным личностно ориентированным античным практикам. С этой целью автором осуществляется переход в плоскость историко-культурной ретроспективы зарождения феномена проектного мышления с объективными перипетиями его генезиса; предпринимается попытка отрефлектировать данный процесс, изучить и прояснить для себя ряд моментов, связанных с прелюдией и динамикой развития проектного подхода к организации современной действительности. Одновременно по тексту обосновывается авторская позиция относительно трактовки «Государства» Платона как раннего типического образца протопроектного мышления, формирующегося в недрах античных культурных практик. Проектное мышление является перспективным проектом бытия культуры, своего рода матрицей самореализации значительной части наших современников. Основными выводами проведенного исследования является возможность признать работу Платона «Государство» одним из первейших образцов протопроектирования на основании наличия в ней большего количества типологических признаков проектирования и отсутствия меньшего количества таковых.Мы считаем, что работа Платона «Государство» по большинству параметров подпадает под понятие «проектная деятельность», поскольку в ней нам удалось выявить большинство составляющих социокультурного проектирования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.