Культура и искусство - рубрика Этнология и культурная антропология
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Этнология и культурная антропология"
Этнология и культурная антропология
Павлова О.С. - Обычай тугого пеленания детей на Северном Кавказе: история и современность
Аннотация: В статье рассматривается обычай тугого пеленания младенцев на Северном Кавказе, его значение с точки зрения культурантропологии и психологии. Описывается конструкция детской люльки, ее отличительные особенности у разных этносов Северного Кавказа,обряды, связанные с укладыванием ребенка в люльку. Анализируются языческие корни этих обрядов, и их трансформация в современной социокультурной практике под влиянием ислама.
Головнёв А.В. - Антропология + кино
Аннотация: Статья посвящена анализу феномена антропологического кинематографа. Дан краткий очерк его истории и современного состояния (в социокультурном контексте), представлены две школы российского антропологического кино - «московская» (во главе с Е. В. Александровым) и «уральская», представляемая автором статьи, а также фестивальное движение, обозначена перспектива дальнейшего развития.
Чистякова В.О. - Научное знание в фестивальном формате (об опыте проведения в Москве "Дней этнографического кино")
Аннотация: В статье освещены основные итоги недолгой пока истории кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» и решаемые им задачи. В мировой науке накоплен огромный аудиовизуальный методический и теоретический материал, активно используемый в исследовательских и в учебных целях. В российской академической среде визуальной антропологии отводится в лучшем случае вспомогательная функция. Это побудило Российский институт культурологии выступить в 2009 г. с инициативой организации ежегодного кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» для решения важнейших теоретических и прикладных задач.
Марушиакова Е.А., Попов В.З. - Цыганский суд. Функционирование и значeние.
Аннотация: В статьe освещены вопросы механизма функционирования цыганского суда, его состав, способ слушания дел, вознаграждение судей, класифицированны най-более типичные случаи. Специальное внимание обращено на инструмент ритуальной клятвы, который исспользуется для окончательного решения случаев, когда не возможно однозначно установить фактологическую основу рассматреванных дел. На основе представленного полевого материала делаются заключения о значении цыганского суда для сохранения этнической специфики и самого существования цыганского сообщества.
Марушиакова Е.А., Попов В.З. - Сущность и распространение цыганского суда
Аннотация: Тема о так называемых цыганских – судах одна из центральных и наиболее разработанных в исследованиях цыган. Этой теме был посвящен ряд работ, состоялись многочисленные дискуссии о природе этого явления, его содержании, функциях и происхождении. Настоящая статья представляет в первый раз на русском языке богатый сопоставительный материал, который авторы собирали в течении более 30-их лет путем эгнографических полевых исследований среди различных цыганских групп в регионе Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы. На этой основе представлено распространение и описана сущность цыганского суда и также опровергнуты некоторые научные мифы и связанные с ними ошибочные утверждения.
Лапкина Н.А. - Прогулки с книгой: как включать науку в образовательные программы и программы раннего развития детей

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.7046

Аннотация: В статье представлены разработки методики, направленной на формирование естественной толерантности и механизмов межкультурной адаптации посредством коммуникативного творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Новаторство разработки заключается в попытке использования научной литературы по культуре и искусству непосредственно в работе с детьми. Автор представляет свои практические наработки и теоретические исследования в данном направлении.
Марушиакова Е.А., Попов В.З. - Цыганский суд в Восточной Европе: основные характеристики и современное развитие

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.7166

Аннотация: Статья продолжает тему этнического цыганского суда – основного элемента традиционной соционормативной культуры цыган, которая продолжает функционировать среди определенных цыганских групп в регионах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы. В этой статье мы знакомим читателей с основными характеристиками цыганского суда как институциональное разрешение внунтри обностных конфликтов. Вместе с тем мыобращаем внимание на современные трансформации в цыганском суде.
Хренов Н.А. - Л. Н. Гумилев и противоречия в культурной идентичности
Аннотация: статья посвящена вкладу известного этнолога, историка и географа Л. Н. Гумилева, столетие со дня рождения которого отмечается в 2012 году, в отечественную и мировую науку и культуру. В наследии ученого выделяется то, что связано с разрушением имевшего место в западной гуманитарной науке так называемого ориенталистского дискурса. Под таким дискурсом следует понимать созданный в Новое время в западной науке образ Востока, который не был адекватен реальному Востоку. В создании этого образа получил выражение имперский комплекс романо-германских народов, находящихся, если использовать терминологию Л. Н. Гумилева, на акматической фазе развития. Этот комплекс, возникший в сознании правящей элиты западных государств, со временем перекочевал в сферу гуманитарных наук. Под воздействием ориенталистского дискурса оказалась и российская наука. Вот почему идея Л. Н. Гумилева о том, что татаро-монгольского ига в российской истории не было, вызывает такое неприятие. В статье предпринята попытка ориенталистский дискурс соотнести с возникшим в западной философии эпохи Просвещения проектом модерна и доказать, что в истории гуманитарных наук существовал альтернативный модерну проект, связанный с романтизмом. Романтики выступали против разделения Запада и Востока, представляя эти две суперкультуры единым целым. Попытка выявить и аргументировать наличие альтернативного проекта, связанного в России с романтиками, известными как славянофилы, позволяет уяснить ту парадигму в гуманитарной науке, которая является контекстом развития мысли Л. Н. Гумилева. Прослеживаемая в статье парадигма позволяет по-настоящему оценить вклад ученого в мировую науку.
Усов А.А. - Крестьянский дом как фактор формирования культурного ландшафта Русского Севера и Арктики (на примере с. Пурнема) c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35018

Аннотация: Предметом исследования является традиционное жилище в природном и культурном пространстве Русского Севера и Арктики. Цель работы — изучить особенности крестьянского дома с. Пурнема как фактор формирования культурного ландшафта Онежского Поморья. Жилище изучается не в качестве обособленной конструкции, но как неотъемлемая часть северорусского культурного ландшафта, один из ключевых элементов традиционной поморской культуры — русского варианта морской культуры в Арктике. Исследование опирается на эмпирические данные, полученные в ходе экспедиционных работ 2020 г. на территории Онежского Поморья в с. Пурнема, Онежский район, Архангельская область. Были привлечены архивные источники Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева (г. Москва), памятники деревянной архитектуры музея под открытым небом «Малые Корелы» (Архангельская область). Полученные результаты основываются на применении комплекса методов: системного, культурно-исторического, искусствоведческого, этнокультурологического. Эмпирические данные получены путем фотофиксации памятников архитектуры, выполнения схематических обмеров, проведения этнографического анкетирования местных жителей методом интервью. Также, исследование опирается на применение авторской методики д-ра культурологии А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества. Сделан вывод о том, что архитектурно-конструктивные особенности дома, тип усадьбы и поселения в целом демонстрируют особый образ жизни русского человека в суровой лесной зоне и специфику его приспособления к местному климату. В условиях Севера и Арктики, крестьянский дом выступает в качестве стабилизирующего фактора адаптации, обеспечивающего устойчивое сосуществование населения и сформировавшегося здесь культурного ландшафта, и, следовательно – эффективность этно-социального и экологического развития северных и арктических территорий РФ.
Гордиенко Е.В. - Вьетнамский культ духов-покровителей местности (тханьхоанг) и его место во вьетнамской народной религии c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.10.38939

EDN: HJGWYS

Аннотация: В данной статье рассматривается культ духов-покровителей местности тханьхоанг (thành hoàng) во Вьетнаме. Это духи, почитаемые в качестве покровителей деревень, деревенских общин и городских кварталов Вьетнама, защищают от бедствий, эпидемий, войн и т. п. Это мифические, исторические и псевдоисторические персонажи, имеющие заслуги перед местностью и ее жителями. Почитание тханьхоангов коренится в традиционной культуре вьетнамцев и веками выступает неотъемлемой частью т. н. вьетнамской народной религии (tín ngưỡng dân gian Việt Nam). Духи местности входят в пантеон многочисленных божеств и духов (thần), почитаемых вьетнамцами поныне, несмотря на антирелигиозную политику коммунистической партии Вьетнама во второй половине XX в.    В статье описаны основные особенности вьетнамской народной религии - контекста, в котором поныне существует культ тханьхоангов. Определение места культа в религиозной системе позволяет составить представление о роли культа в религиозных практиках вьетнамцев и его связях с другими явлениями вьетнамской народной религии. Проведенное нами сопоставление культа тханьхоангов с аналогичными культами соседних народов позволяет выявить наслоения, связанные с влиянием пришлых религиозно-философских систем – даосизма, конфуцианства, буддизма, христианства, идеологий ХХ в. Благодаря сопоставительному анализу нами предпринята попытка реконструкции истоков и вех развития культа тханьхоангов. Культ тханьхоангов ранее специально не исследовался отечественными востоковедами. Нами предложено первое системное описание культа, его места во вьетнамской религиозной системе и его истоков. Данная статья продолжает цикл наших работ, посвященных различным аспектам культа тханьхоангов.
О. С. Павлова - Обычай тугого пеленания детей на Северном Кавказе: история и современность c. 32-40
Аннотация: В статье рассматривается обычай тугого пеленания младенцев на Северном Кавказе, его значение с точки зрения культурантропологии и психологии. Описывается конструкция детской люльки, ее отличительные особенности у разных этносов Северного Кавказа, обряды, связанные с укладыванием ребенка в люльку. Анализируются языческие корни этих обрядов, и их трансформация в современной социокультурной практике под влиянием ислама.
Пермиловская А.Б. - Декоративное убранство как часть конструкции жилища и «конструкции» крестьянского мировоззрения c. 33-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.25584

Аннотация: Предметом исследования являются конструктивные и декоративные особенности традиционного жилища Русского (Европейского) Севера и Арктики. Объект исследования - знаковая система декоративного убранства как отражение крестьянского мировоззрения. Эмпирической базой работы послужил материал 34 архитектурно-этнографических экспедиций, в которых были обследованы 368 поселений Архангельской, Вологодской областей, Карелии. В качестве источника исследований использованы архивные материалы и памятники деревянной архитектуры в музеях деревянного зодчества: «Малые Корелы» (Архангельская область), «Кижи» (Республика Карелия), коллекции из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева и др. Статья основывается на использовании комплекса методов: системного, культурно-исторического, этнокультурологического, семиотического, искусствоведческого. Исследование опирается на применение авторской методики А.Б. Пермиловской с использованием архитектурно-этнографического обследования объектов деревянного зодчества. Методика апробирована и опубликована в монографиях, научном пособии, архитектурной энциклопедии (Великобритания, 2017) и др. Исследование посвящено декору кровли народного жилища, его завершению – коньку-охлупню, который часто имел зооморфную символику и скульптурно изображался в форме коня, птицы или к его концу крепились настоящие оленьи/лосиные рога. Автор высказывает новое научное предположение: в орнаменте резьбы, в скульптурных фигурах, украшающих дом, отразилась традиционная архаичная картина мира его строителей. Результат и вывод данной статьи позволяет утверждать, что типология декоративных украшений народного зодчества укладывается в триаду: «функция – канон – украшение». Область применения результатов - в научной, научно-преподавательской деятельности, формировании музеев под открытым небом, реставрации памятников деревянного зодчества.
Е. А. Марушиакова, В. З. Попов - Цыганский суд в Восточной Европе: концепция, виды и современные трансформации c. 41-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62083

Аннотация: статья продолжает тему этнического цыганского суда — одного из основных институтов контроля нормативности поведения, который продолжает функционировать у определенных цыганских групп в регионах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы. В этой статье мы знакомим читателей с основными характеристиками цыганского суда как способа институционального разрешения внутробщинных конфликтов, а также с происходящими в нем на современном этапе трансформациями.
Дашибалова И.Н. - Проблематизация этнической маскулинности в визуальном тексте (на примере фильма "Булаг. Святой источник") c. 42-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.5.19571

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является визуальная репрезентация этнической (бурятской) маскулинности на основе анализа художественного фильма С.Лыгденова "Булаг. Святой источник". В ходе описания были обнаружены визуальные маркеры кризиса маскулинности в современном обществе и конструирование различных кодов бурятской этничности. Описание мужского сообщества сельских бурят осуществляется на основе формирующих и деконструирующих характеристик идентичности: институт мальчишества, внутренние правила и автономия мужского союза, моральный кодекс маскулинного поведения, военная служба, родо-земляческие объединения, шаблоны речевого обращения, физический габитус, отцовство, распад семьи. В анализе фильма «Булаг» раскрыты также параметры бурятской этничности через родовые паттерны, жестовую символику, языковое пространство фильма, аудиоряд, этнические анекдоты, религиозные культы, физический габитус и телесные практики. В социологическом анализе фильма используется сочетание структурного и нарративного подходов. Реконструкция сюжетных линий, описание кадрового пространства, описание сегментов фильма опирается на подход Бордуэлла Д. Определение социальных характеристик персонажей и современных реалий российского села основано на актуальных концепциях теоретической социологии. Основными выводами проведённого исследования являются следующие: 1)Выделение бинарных оппозиций мужских сценариев в современном бурятском обществе, транслируемых в фильме "Булаг", представляет полярные линии социального поведения. На одном полюсе находится нормируемый образец маскулинности как отсыл к кодексу настоящего мужчины. На другом полюсе современной маскулинности фиксируется репрезентация депривационного состояния. 2) Обнаруживается запрос на феномен этнической маскулинности, конструируемый в художественных произведениях и кинотекстах. 3) Киноисточник предлагает зрителю «возвращение к истокам», и в этом смысле, он формирует этномобилизационную риторику. Вклад автора в исследование связан с раскрытием феномена этнической маскулинности, её амбивалентности в современном обществе. Новизна исследования заключается в выявлении параметров этнической (бурятской) маскулинности, демонстрируемых возможностями кинематографа.
В. О. Чистякова - Научное знание в фестивальном формате: об опыте проведения в Москве «Дней этнографического кино» c. 43-52
Аннотация: в статье освещены основные итоги недолгой пока истории кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» и решаемые им задачи. В мировой науке накоплен огромный аудиовизуальный методический и теоретический материал, активно используемый в исследовательских и в учебных целях. В российской академической среде визуальной антропологии отводится в лучшем случае вспомогательная функция. Это побудило Российский институт культурологии выступить в 2009 г. с инициативой организации ежегодного кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» для решения важнейших теоретических и прикладных задач.
Е. А. Марушиакова, В. З. Попов - Цыганский суд в Восточной Европе: исследования, мистификации, дискуссии c. 43-51
Аннотация: тема этнического цыганского суда — одна из центральных и наиболее разработанных в исследованиях цыган. Ей был посвящен ряд дискуссий в научной литературе, однако до сих пор нет единого мнения о природе этого явления, его содержании, функциях и происхождении. В статье мы опровергаем некоторые научные мифы и представляем взгляд этнологов на этнический суд, опираясь на наши полевые материалы, собранные за 30-летний период в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе. Мы рассматриваем распространение института этнического суда среди различных этнических и территориальных цыганских групп указанных регионов, а также обозначения суда, его участников и судебных решений.
Спектор Д.М. - Третий путь. Между инстинктом и осознанием

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.1.13538

Аннотация: Антропология, при всем многообразии представляющих ее концепций и школ, ориентирована парадигмой разумности человека. Пробуждающийся разум, неокрепший, неуверенно познающий мир, и продуцирует сонм странных и весьма экзотических практик, которым предки человека уделяют неоправданное внимание. Или инстинкт, или разум – таковы рамки дихотомии, в которые зажаты антропологические экскурсы; на расшатывание их фактически не обоснованного авторитета и направлено исследование, во главу ставящее нечто третье (между инстинктом и разумом), странный инстинкт, не включающий в себя (рефлекторных) алгоритмов осуществления. Развязывание гордиева узла дихотомии производится путем реконструкции и сопоставления ряда фактов, которые при именно их непредвзятом соотнесении рождают вполне органичную картину альтернативы логики и смысла человеческой эволюции. Итогом произведенной редукции выступает новое видение исхода истории, заключенного в рамки видовой конкуренции, преобразованной во внутренние условие родового бытия, и в обстоятельствах конкуренции, основанных инициацией оборонительного инстинкта, особь впервые вырывающего из непреодолимых обстоятельств ее обособленности и ее самоотверженность утверждающего в культе как исторически первом инструменте удержания человечности.
Спектор Д.М. - Третий путь. Между инстинктом и осознанием c. 50-59

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.1.65880

Аннотация: Антропология, при всем многообразии представляющих ее концепций и школ, ориентирована парадигмой разумности человека. Пробуждающийся разум, неокрепший, неуверенно познающий мир, и продуцирует сонм странных и весьма экзотических практик, которым предки человека уделяют неоправданное внимание. Или инстинкт, или разум – таковы рамки дихотомии, в которые зажаты антропологические экскурсы; на расшатывание их фактически не обоснованного авторитета и направлено исследование, во главу ставящее нечто третье (между инстинктом и разумом), странный инстинкт, не включающий в себя (рефлекторных) алгоритмов осуществления. Развязывание гордиева узла дихотомии производится путем реконструкции и сопоставления ряда фактов, которые при именно их непредвзятом соотнесении рождают вполне органичную картину альтернативы логики и смысла человеческой эволюции. Итогом произведенной редукции выступает новое видение исхода истории, заключенного в рамки видовой конкуренции, преобразованной во внутренние условие родового бытия, и в обстоятельствах конкуренции, основанных инициацией оборонительного инстинкта, особь впервые вырывающего из непреодолимых обстоятельств ее обособленности и ее самоотверженность утверждающего в культе как исторически первом инструменте удержания человечности.
Якушенкова О.С., Павленко Н.В. - Встреча с Чужим: японские модели культурного диалога c. 59-69

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30711

Аннотация: В статье проводится семиотический анализ японских моделей коммуникации с Чужим. Авторы анализируют как синтаксис системы отношений с Чужим/Другим, так и семантику некоторых образов Чужого. Определенная гомогенность японского общества делает встречу с Чужим/Другим исключительным явлением, в котором проявляются как поведенческие паттерны японской культурной традиции, так и особенности инаковости Чужого, с которым и происходит культурный контакт. Все это превращает анализ данного феномена культурной встречи в особую эвристическую проблему, которую приходится решать в рамках разных дисциплин и разных методологических подходов. Специфика японских представлений в отношении инаковости анализируется с помощью семиотических методов, и прежде всего структурного метода, позволившего выявить основные оппозиции, с помощью которых выстраивается коммуникативная парадигма отношений с Чужим: центр/ периферия, японцы/варвары, открытость/закрытость, обыденность/ сакральность. Кроме структурного метода активно использовались исторические методы, позволившие взглянуть на данный феномен в диахроничеком и синхроническом аспектах. Особое внимание уделялось компаративистскому подходу, позволившему соотнести образы Чужого с некоторыми образами Другого (иного), функционирующими на современном этапе в Японии в рамках молодежной моды. Были выявлены общие моменты, характерные для представлений о лиминальности Чужого/ Другого, которые переводят его из области повседневного в область сверхъестественного. Анализ показал, что японская модель коммуникация с Чужим представляется сложным многослойным явлением, основанным как на статичном традиционном подходе, так и на прагматичном динамичном подходе. Все это приводит к сложной типологизации Чужого/Иного, в которой учитываются мельчайшие детали, способные помочь субъекту выстраивать эту коммуникацию.
Чжан С. - Исследование художественных изделий из бересты народа орочон в Китае c. 69-76

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.9.40957

EDN: ZJAMES

Аннотация: Целью данной работы является характеристика особенностей берестяного ремесла одного из группы этнических меньшинств – народа орочон, который проживает на северо-востоке Китая. В процессе работы были использованы следующие методы исследования: описание, синтез и классификация. В работе рассматриваются особенности ремесленных изделий народа орочон, а именно: формы, узоры и культурные коннотации этнического берестяного искусства, включая культурную составляющую, историческую эволюцию искусства и его распространение. Задачи исследования: изучение характерных особенностей традиционного изобразительного искусства национальных меньшинств орочонов, классификация традиционного искусства, анализ технологии изготовления изделий, анализ общих характеристик традиционного искусства. Научная новизна исследования: искусство этнических меньшинств Северо-Восточного Китая имеет длинную историю и многообразие видов, обладает глубоким культурным подтекстом, в то время как народ орочон имеет разнообразное наследие народных ремесел, а берестяное ремесло является одним из самых важных элементов. Данный факт и определяет научную новизну настоящего исследования. Выводы: в работе приводится вывод о том, что на этническое берестяное искусство народа орочон оказали влияние следующие факторы: образ жизни народа, его религия и культурное наследие. Искусство народа определяется их стилем и уровнем жизни, религией и культурным наследием.
Розин В.М. - Можно ли считать домашними животными пуму Месси, гепарда Герду, пантеру Луну, волчицу Киру? (человек в культуре и мир животных) c. 76-88

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.69503

EDN: RQSSKU

Аннотация: В статье обсуждается новая тенденция заводить в некоторых домах диких животных (больших кошек, лисиц, хорьков и др.), причем оказывается, что поскольку их воспитывают с детства, любят и заботятся о них, они ведут себя как домашние животные (собаки и кошки). Ставится вопрос, можно ли этих животных все же считать домашними или нет. Для решения задаются характеристики, позволяющие различить диких и домашних животных, и ставится вопрос, можно ли их применить к данному случаю. Для осмысления этого нового класса животных вводится понятие «антропожив» и показывается, что их психика отличается от психики диких животных, она ближе к домашним. Предлагается объяснение экспериментов генетика Дмитрия Беляева по одомашниванию серебристых лисиц.   Автор утверждает, что эволюция лис шла под влиянием двух факторов ‒ не только генетического отбора, как считал Беляев, но и воздействия среды, создаваемой человеком, среды, способствующей формированию антропоживов. Обращается внимание на то, что что человек продолжает теснить крупных диких животных. Ему все больше нужно земли под коз, коров, лошадей, свиней, домашних птиц, под сельскохозяйственные угодья. Парадокс ‒ наших больших кошек антропоживов кормят мясом этих домашних животных. В конце статьи гипотеза Беляева, по которой мы являемся «самоодомашнившимися» обезьянами, чьи врожденные психологические склонности, поведение и социальное устройство радикально изменились под действием отбора на пониженную агрессивность, сравнивается с гипотезой автора о роли знаков в происхождении человека. Он показывает, что одомашнивание происходило в результате перехода гоминид к «парадоксальному поведению», потребовавшему на основе сигнальной системы создать знаковую. Последняя позволила гоминидам по команде вожака действовать вопреки биологической очевидности. Необходимым условием этого выступало обусловленное знаками воображение, которое помогло изобрести и первые орудия.
В. А. Суковатая, Е. Г. Фисун - Восток и женственность в работах русских и французских ориенталистов: инверсии взгляда c. 153-160

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62489

Аннотация: в статье на материале живописи европейского и русского ориентализма XIX в. исследуется семантика Востока, которая тесно коррелируется с семантикой женского образа. Авторы стремятся проанализировать эволюцию репрезентаций образа восточной женщины в западноевропейском и русском ориентализме в контексте эволюции диалога Восток – Запад. Новизна работы обусловлена развитием постмодернистской концепции «зрительского взгляда» (gaze) применительно к классической живописи, а также определением особенностей восприятия диалога Восток – Запад в Западной Европе и в России в XIX в.
Лестев А.Е. - Морально-нравственные императивы рыцарей Суверенного Военного Мальтийского Ордена

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.15204

Аннотация: Объектом исследования являются морально-нравственные императивы рыцарей Мальтийского Ордена. Подробно рассмотрены основные для самоидентификации рыцаря понятия: честь, преданность, справедливость, милость и послушание в контексте формирования особой системы военно-религиозных Орденов. Несмотря на универсальность этих понятий, в различных воинских сообществах и культурах их смысловая наполненность, а также локализация различны, что предопределяет важность изучения вопроса о душевных устремлениях, духовном поиске человека, о его морально-нравственных императивах при изучении особенности той или иной культуры. Помимо общеисторических методов исследования, стоит выделить социально-психологический и компаративный (сравнительно-культурологический) методы, использованные для описания формирования системы морально-нравственных императивов рыцарей духовного Ордена и их сравнения с аналогичными понятиями у мирских рыцарей. В качестве основного вывода данного исследования показан переход совершенный членами Мальтийского Ордена от узкофеодального мышления к мышлению общего христианского мира, обще-христианского блага, являющийся предтечей современных гуманистических идей и международных организаций, оказывающих гуманитарную помощь во всех уголках планеты. Именно рыцари духовных Орденов впервые смогли противопоставить и воплотить в жизнь идею общего блага идее наживы и личной выгоды.
Лестев А.Е. - Морально-нравственные императивы рыцарей Суверенного Военного Мальтийского Ордена c. 407-412

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.66544

Аннотация: Объектом исследования являются морально-нравственные императивы рыцарей Мальтийского Ордена. Подробно рассмотрены основные для самоидентификации рыцаря понятия: честь, преданность, справедливость, милость и послушание в контексте формирования особой системы военно-религиозных Орденов. Несмотря на универсальность этих понятий, в различных воинских сообществах и культурах их смысловая наполненность, а также локализация различны, что предопределяет важность изучения вопроса о душевных устремлениях, духовном поиске человека, о его морально-нравственных императивах при изучении особенности той или иной культуры. Помимо общеисторических методов исследования, стоит выделить социально-психологический и компаративный (сравнительно-культурологический) методы, использованные для описания формирования системы морально-нравственных императивов рыцарей духовного Ордена и их сравнения с аналогичными понятиями у мирских рыцарей. В качестве основного вывода данного исследования показан переход совершенный членами Мальтийского Ордена от узкофеодального мышления к мышлению общего христианского мира, обще-христианского блага, являющийся предтечей современных гуманистических идей и международных организаций, оказывающих гуманитарную помощь во всех уголках планеты. Именно рыцари духовных Орденов впервые смогли противопоставить и воплотить в жизнь идею общего блага идее наживы и личной выгоды.
Лапкина Н.А. - Негосударственные инициативы в отношении обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста: этнообразование

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.9551

Аннотация: Статья направлена на анализ происходящих изменений в системе негосударственных и альтернативных систем образования, включения научных проектов в проблематику не только исследования, но и создания инновационных форматов обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью формирования эффективных навыков межкультурного диалога, осознанию собственной культурно-национальной идентичности и естественной толерантности. В настоящее время все больше родителей в силу подрыва авторитета государственного дошкольного, и особенно школьного образования, включаются в образовательный процесс в отношении своих детей. Часть родителей выбирает частное образование, некоторые погружают ребенка в центры раннего развития, кто-то скептически настроен в отношении социальных институтов воспитания и образования и возвращается к идее домашнего образования, воплотившейся в новой модификационной теории ноускулинг. Родительские инициативы в отношении обучения детей приобретают систематизированный характер, что требует включения в данный процесс и научного сообщества. В статье представлен практический опыт реализации этнообразовательных проектов.
Лапкина Н.А. - Негосударственные инициативы в отношении обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста: этнообразование c. 525-532

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.63381

Аннотация: Статья направлена на анализ происходящих изменений в системе негосударственных и альтернативных систем образования, включения научных проектов в проблематику не только исследования, но и создания инновационных форматов обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью формирования эффективных навыков межкультурного диалога, осознанию собственной культурно-национальной идентичности и естественной толерантности. В настоящее время все больше родителей в силу подрыва авторитета государственного дошкольного, и особенно школьного образования, включаются в образовательный процесс в отношении своих детей. Часть родителей выбирает частное образование, некоторые погружают ребенка в центры раннего развития, кто-то скептически настроен в отношении социальных институтов воспитания и образования и возвращается к идее домашнего образования, воплотившейся в новой модификационной теории ноускулинг. Родительские инициативы в отношении обучения детей приобретают систематизированный характер, что требует включения в данный процесс и научного сообщества. В статье представлен практический опыт реализации этнообразовательных проектов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.