|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Культура и искусство"
> Содержание № 05, 2013
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-5.45454545455-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 05, 2013
Строев А.Ф. - Жанр поддельных политических завещаний: от Петра І до Сталина |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9635
Аннотация: на примере политических завещаний, написанных на французском языке и связанных с историей России в статье рассматриваются вопросы теории и практики изучения подделок и мистификаций. Дается описание основных черт жанра политических завещаний, его эволюции во французской культуре ХVIII – начала ХІХ в., его взаимодействия с другими псевдо-биографическими жанрами, литературными и историческими. Исследуется история рукописей и публикаций «завещаний» Петра І, Фридриха ІІ, Екатерины ІІ, политический контекст и создания и использования. В заключение кратко говорится о поддельных воспоминаниях Сталина. Доказывается, что апокрифические тексты – не курьезные исключения, а неотъемлемая часть литературы, истории идей, политики. Заполняя пробелы, они отвечают насущным требованиям культуры и обеспечивают ее развитие. Долгие годы эта тема оставалась на периферии научных исследований, тем не менее она принципиально важна для изучения истории, литературы и фольклора, политики, истории идей.
Строев А.Ф. - Жанр поддельных политических завещаний: от Петра І до Сталина |
|
c. 487-508
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63382
Аннотация: на примере политических завещаний, написанных на французском языке и связанных с историей России в статье рассматриваются вопросы теории и практики изучения подделок и мистификаций. Дается описание основных черт жанра политических завещаний, его эволюции во французской культуре ХVIII – начала ХІХ в., его взаимодействия с другими псевдо-биографическими жанрами, литературными и историческими. Исследуется история рукописей и публикаций «завещаний» Петра І, Фридриха ІІ, Екатерины ІІ, политический контекст и создания и использования. В заключение кратко говорится о поддельных воспоминаниях Сталина. Доказывается, что апокрифические тексты – не курьезные исключения, а неотъемлемая часть литературы, истории идей, политики. Заполняя пробелы, они отвечают насущным требованиям культуры и обеспечивают ее развитие. Долгие годы эта тема оставалась на периферии научных исследований, тем не менее она принципиально важна для изучения истории, литературы и фольклора, политики, истории идей.
Руднев В.П. - К проблеме семиотики «зеркала»:
(Воздействие и странные объекты в кинематографе)
|
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.8002
Аннотация: В статье исследуется феномен зеркала на примере одноименного фильма А. Тарковского. Кино обладает свойством странного объекта (концепт У. Биона) воздействовать на нас особым образом, а именно как система двух зеркал в модели индивидуального и коллективного бессознательного бессознательного. Происходит это при помощи механизма интимизиации (термин Б. Шифрина) путем комммуникции в режиме «Я – Я» (Ю. Лотман)
Культурология и cultural studies |
Бойко М.Е. - Типология антиутопических обществ и художественная футурология |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9200
Аннотация: Cтало общим местом подчеркивать, что утопии возникают из реального опыта жизни, ибо только реальность может служить опорой для воображения. Зато упускается из виду, что факты часто вовсе не открывают нам исторической реальности, поскольку, как правило, сначала подгоняются под идеологические клише и только потом анализируются. Как результат, художественный вымысел нередко оказывается достовернее самых скрупулезных научных реконструкций. Легко заметить, что оруэлловская формула может быть легко перевернута: «Кто контролирует будущее — контролирует прошлое, кто контролирует настоящее — контролирует будущее». Образ будущего имеет для нас гораздо большее значение, чем образ прошлого, поэтому вновь слышны апелляции к будущему как основе легитимности настоящего. В статье анализируются образы будущего, нарисованные в пяти парадигмальных романах-антиутопиях XX в. Предлагается деление антиутопических обществ на два типа: дивергентные и конвергентные. Проект постчеловеческого будущего Мишеля Уэльбека рассматривается как антиномический синтез полярных крайностей.
Бойко М.Е. - Типология антиутопических обществ и художественная футурология |
|
c. 509-515
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63379
Аннотация: Cтало общим местом подчеркивать, что утопии возникают из реального опыта жизни, ибо только реальность может служить опорой для воображения. Зато упускается из виду, что факты часто вовсе не открывают нам исторической реальности, поскольку, как правило, сначала подгоняются под идеологические клише и только потом анализируются. Как результат, художественный вымысел нередко оказывается достовернее самых скрупулезных научных реконструкций. Легко заметить, что оруэлловская формула может быть легко перевернута: «Кто контролирует будущее — контролирует прошлое, кто контролирует настоящее — контролирует будущее». Образ будущего имеет для нас гораздо большее значение, чем образ прошлого, поэтому вновь слышны апелляции к будущему как основе легитимности настоящего. В статье анализируются образы будущего, нарисованные в пяти парадигмальных романах-антиутопиях XX в. Предлагается деление антиутопических обществ на два типа: дивергентные и конвергентные. Проект постчеловеческого будущего Мишеля Уэльбека рассматривается как антиномический синтез полярных крайностей.
Теоретическая культурология и теория культуры |
Кофман А.Ф. - Художественное пространство и время в драмах Чехова "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад". |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9350
Аннотация: Чехов замыкает действие своих драм в одном пространстве для того , чтобы создать не существующий на сцене, но существующий в помыслах и в душевных движениях персонажей образ некоего другого пространства, которое непременно становится активным «участником» сюжета, хотя всякий раз обретает особые функции и смыслы. Это иное, запредельное пространство всегда, так или иначе, противопоставлено «реальному» пространству, где происходит действие пьесы, и несет в себе особую смысловую нагрузку, в том числе сочетаясь с определенными моделями художественного времени. С полным на то основанием можно говорить о двусоставности художественного пространства как характерной черте зрелой драматургии Чехова. три рассмотренные пьесы в совокупности представляют собой единый художественный текст с неким общим метасюжетом, суть которого состоит в попытках персонажей выйти за пределы косной жизни. Как говорилось, все три пьесы имеют в качестве единой «точки отсчета», можно сказать и завязки, хронотоп «здесь и сейчас», представляющий недолжную жизнь, в которой за редкими исключениями все несчастны, все неудовлетворены. Пытаясь вырваться из тисков этой жизни, персонажи создают в воображении некое «там» - так формируется двусоставное художественное пространство пьес. Между этими пространствами и временами мечутся персонажи, пытаясь разрешить главную проблему своей жизни.
Кофман А.Ф. - Художественное пространство и время в драмах Чехова "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад". |
|
c. 516-524
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63380
Аннотация: Чехов замыкает действие своих драм в одном пространстве для того , чтобы создать не существующий на сцене, но существующий в помыслах и в душевных движениях персонажей образ некоего другого пространства, которое непременно становится активным «участником» сюжета, хотя всякий раз обретает особые функции и смыслы. Это иное, запредельное пространство всегда, так или иначе, противопоставлено «реальному» пространству, где происходит действие пьесы, и несет в себе особую смысловую нагрузку, в том числе сочетаясь с определенными моделями художественного времени. С полным на то основанием можно говорить о двусоставности художественного пространства как характерной черте зрелой драматургии Чехова. три рассмотренные пьесы в совокупности представляют собой единый художественный текст с неким общим метасюжетом, суть которого состоит в попытках персонажей выйти за пределы косной жизни. Как говорилось, все три пьесы имеют в качестве единой «точки отсчета», можно сказать и завязки, хронотоп «здесь и сейчас», представляющий недолжную жизнь, в которой за редкими исключениями все несчастны, все неудовлетворены. Пытаясь вырваться из тисков этой жизни, персонажи создают в воображении некое «там» - так формируется двусоставное художественное пространство пьес. Между этими пространствами и временами мечутся персонажи, пытаясь разрешить главную проблему своей жизни.
Этнология и культурная антропология |
Лапкина Н.А. - Негосударственные инициативы в отношении обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста: этнообразование. |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9551
Аннотация: Статья направлена на анализ происходящих изменений в системе негосударственных и альтернативных систем образования, включения научных проектов в проблематику не только исследования, но и создания инновационных форматов обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью формирования эффективных навыков межкультурного диалога, осознанию собственной культурно-национальной идентичности и естественной толерантности. В настоящее время все больше родителей в силу подрыва авторитета государственного дошкольного, и особенно школьного образования, включаются в образовательный процесс в отношении своих детей. Часть родителей выбирает частное образование, некоторые погружают ребенка в центры раннего развития, кто-то скептически настроен в отношении социальных институтов воспитания и образования и возвращается к идее домашнего образования, воплотившейся в новой модификационной теории ноускулинг. Родительские инициативы в отношении обучения детей приобретают систематизированный характер, что требует включения в данный процесс и научного сообщества. В статье представлен практический опыт реализации этнообразовательных проектов.
Лапкина Н.А. - Негосударственные инициативы в отношении обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста: этнообразование. |
|
c. 525-532
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63381
Аннотация: Статья направлена на анализ происходящих изменений в системе негосударственных и альтернативных систем образования, включения научных проектов в проблематику не только исследования, но и создания инновационных форматов обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью формирования эффективных навыков межкультурного диалога, осознанию собственной культурно-национальной идентичности и естественной толерантности. В настоящее время все больше родителей в силу подрыва авторитета государственного дошкольного, и особенно школьного образования, включаются в образовательный процесс в отношении своих детей. Часть родителей выбирает частное образование, некоторые погружают ребенка в центры раннего развития, кто-то скептически настроен в отношении социальных институтов воспитания и образования и возвращается к идее домашнего образования, воплотившейся в новой модификационной теории ноускулинг. Родительские инициативы в отношении обучения детей приобретают систематизированный характер, что требует включения в данный процесс и научного сообщества. В статье представлен практический опыт реализации этнообразовательных проектов.
Шапинская Е.Н. - Бенджамин Бриттен в современном (меж)культурном пространстве: тексты композитора и контексты интерпретации. К юбилею композитора. |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9500
Аннотация: В статье рассмотрено оперное творчество Бенджамина Бриттена в связи с проблемами интерпретации и восприятия текста художественного произведения в различных культурных контекстах. Глобализационные процессы в культуре сделали доступными для широкой публики многие произведения искусства, ранее менее известные в силу социокультурных, лингвистических, коммуникативных факторов. Музыкальные произведения рассмативаются как культурный текст, который, попадая в инокультурный контекст неизбежно меняет свою семантику. Сохранение баланса между "аутентичными" смыслами текста и теми, которые являются контекстуально обусовленными, во многом зависит от позиции и стратегии интерпретатора. В статье рассмотрены три постановки опер Бриттена "Альберт Херринг", "Билли Бадд" и "Сон в летнюю ночь", осуществленные английскими режиссерами, но представленные в различных контекстах - в родной стране композитора, на международном оперном фестивале и в инокультурной среде (в данном случае, в России). Статья написана в связи со столетием Б.Бриттена, которое отмечается в 2013 г.
Шапинская Е.Н. - Бенджамин Бриттен в современном (меж)культурном пространстве: тексты композитора и контексты интерпретации. К юбилею композитора. |
|
c. 533-539
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63367
Аннотация: В статье рассмотрено оперное творчество Бенджамина Бриттена в связи с проблемами интерпретации и восприятия текста художественного произведения в различных культурных контекстах. Глобализационные процессы в культуре сделали доступными для широкой публики многие произведения искусства, ранее менее известные в силу социокультурных, лингвистических, коммуникативных факторов. Музыкальные произведения рассмативаются как культурный текст, который, попадая в инокультурный контекст неизбежно меняет свою семантику. Сохранение баланса между "аутентичными" смыслами текста и теми, которые являются контекстуально обусовленными, во многом зависит от позиции и стратегии интерпретатора. В статье рассмотрены три постановки опер Бриттена "Альберт Херринг", "Билли Бадд" и "Сон в летнюю ночь", осуществленные английскими режиссерами, но представленные в различных контекстах - в родной стране композитора, на международном оперном фестивале и в инокультурной среде (в данном случае, в России). Статья написана в связи со столетием Б.Бриттена, которое отмечается в 2013 г.
Историческая культурология и история культуры |
Арапов А.В. - Голем: история мифологического образа |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9682
Аннотация: Голем является одним из наиболее известных мифологических образов. В настоящей статье рассматривается история этого образа от древности до середины 19 века, до появления первых произведений художественной литературы, в которых он упоминается. В средневековый период книга Сефер Йецира рассматривалась как ключ к созданию и оживлению голема. Предполагалось, что голем может быть оживлен посредством использования различных букв еврейского алфавита. Процесс оживления голема связывался с мистическим опытом. Согласно ашкеназской традиции големы являются творением праведников, который ввиду своей близости к Богу обладают некоторой частью Его мудрости и силы. Одним из проявлений Божественной силы является способность творить живые существа. Однако, даже праведник может создать лишь бледные подобия Божественных творений. Одним из недостатков голема является его неспособность говорить.Самое раннее из известных письменных упоминаний о создании Голема историчсеким лицом относится к Рабби Элияху из Холма (1550–1583. Самый известной является история о пражском големе. Создателем пражского голема является Иуда Лёв бен Бецалель (Махараль). Согласно господствующему среди историков и филологов мнению, история пражского голема впервые была письменно зафиксирована в немецкоязычной еврейской литературе 19 века. В 1830-х – 1840-х годах вышел ряд сочинений, в которых излагалась эта история. Их появление связано с возникшим в этот период в еврейских литературных кругах фольклорным движением. Самым ранним источником содержащим эту легенду является изданная в 1834 г. книга Иосифа Зелигмана Кона «Еврейский Жиль Блаз». Кати Гелбин называет в качестве более раннего источника рассказ Густава Филиппсона «Голем и прелюбодейка», опубликованный в еврейском журнале «Суламифь» в 1834 г., однако эта датировка сомнительна. Сама легенда передавалась до этого устно и возможно она восходит к временам самого Махараля.
Арапов А.В. - Голем: история мифологического образа |
|
c. 540-543
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63368
Аннотация: Голем является одним из наиболее известных мифологических образов. В настоящей статье рассматривается история этого образа от древности до середины 19 века, до появления первых произведений художественной литературы, в которых он упоминается. В средневековый период книга Сефер Йецира рассматривалась как ключ к созданию и оживлению голема. Предполагалось, что голем может быть оживлен посредством использования различных букв еврейского алфавита. Процесс оживления голема связывался с мистическим опытом. Согласно ашкеназской традиции големы являются творением праведников, который ввиду своей близости к Богу обладают некоторой частью Его мудрости и силы. Одним из проявлений Божественной силы является способность творить живые существа. Однако, даже праведник может создать лишь бледные подобия Божественных творений. Одним из недостатков голема является его неспособность говорить.Самое раннее из известных письменных упоминаний о создании Голема историчсеким лицом относится к Рабби Элияху из Холма (1550–1583. Самый известной является история о пражском големе. Создателем пражского голема является Иуда Лёв бен Бецалель (Махараль). Согласно господствующему среди историков и филологов мнению, история пражского голема впервые была письменно зафиксирована в немецкоязычной еврейской литературе 19 века. В 1830-х – 1840-х годах вышел ряд сочинений, в которых излагалась эта история. Их появление связано с возникшим в этот период в еврейских литературных кругах фольклорным движением. Самым ранним источником содержащим эту легенду является изданная в 1834 г. книга Иосифа Зелигмана Кона «Еврейский Жиль Блаз». Кати Гелбин называет в качестве более раннего источника рассказ Густава Филиппсона «Голем и прелюбодейка», опубликованный в еврейском журнале «Суламифь» в 1834 г., однако эта датировка сомнительна. Сама легенда передавалась до этого устно и возможно она восходит к временам самого Махараля.
Культурное наследие, традиции и инновации |
Хренов Н.А. - Модернизационные процессы на рубеже XX–XXI веков и судьба традиционных ценностей |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9570
Аннотация: : в статье предпринята попытка осознать судьбу традиционной культуры в ситуации глобализации и развертывающейся сегодня в России очередной волны модернизации. Чтобы прояснить этот вопрос, автор ставит в статье акцент на историческом аспекте проблемы. Модернизация уже имеет длительную историю. Она развертывалась на протяжении всего ХХ века, в том числе, в границах реализации социалистической утопии. Однако и эта утопия оказалась лишь одним из вариантов реализации того, что в современной философии обозначают как «проект модерна». История возникновения и реализации этого проекта оказалась для традиционных ценностей весьма неблагоприятной. В границах мировосприятии модерна развертывалась в истории и модернизация. Однако возникающая время от времени в истории реабилитация традиционной культуры всегда основывалась на традиции, возникшей в романтизме. Эта традиция по-прежнему продолжает быть актуальной. Она позволяет смягчить те негативные процессы, которые, несомненно, будут спровоцированы модернизацией.
Хренов Н.А. - Модернизационные процессы на рубеже XX–XXI веков и судьба традиционных ценностей |
|
c. 544-555
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63369
Аннотация: в статье предпринята попытка осознать судьбу традиционной культуры в ситуации глобализации и развертывающейся сегодня в России очередной волны модернизации. Чтобы прояснить этот вопрос, автор ставит в статье акцент на историческом аспекте проблемы. Модернизация уже имеет длительную историю. Она развертывалась на протяжении всего ХХ века, в том числе, в границах реализации социалистической утопии. Однако и эта утопия оказалась лишь одним из вариантов реализации того, что в современной философии обозначают как «проект модерна». История возникновения и реализации этого проекта оказалась для традиционных ценностей весьма неблагоприятной. В границах мировосприятии модерна развертывалась в истории и модернизация. Однако возникающая время от времени в истории реабилитация традиционной культуры всегда основывалась на традиции, возникшей в романтизме. Эта традиция по-прежнему продолжает быть актуальной. Она позволяет смягчить те негативные процессы, которые, несомненно, будут спровоцированы модернизацией.
Художественная культура и творчество |
Рашковский Е.Б. - Лирическая поэзия как познание, или К вопросу о «внезапном» в творчестве и культуре |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9560
Аннотация: Аннотация: феномен лирической поэзии описывается в статье как особая, внутренне необходимая форма самоосуществления человека в культуре и, более того, как особая форма самоосуществления культуры как таковой. В основе этого феномена лежат принципы спонтанного самонахождения человеческой личности в ритмическом речевом потоке и одновременно – спонтанного приобщения личности к стихиям и смыслам языка и культуры. Оба эти принципа предполагают, во-первых, расширение поискового поля человеческой памяти и ассоциаций, а, во-вторых, поискового поля общения между людьми. Таким образом, лирическая поэзия оказывается необходимым ингредиентом исторического развития человеческой культуры. Исторически поддерживая в нас потребность неявного, но глубокого и задушевного собеседования с другими, не похожими на нас людьми, лирическая поэзия оказывается и существенным ингредиентом социальности и гражданских отношений, приучая нас к самопознанию и к стремлению найти контакты с другим человеком и, следовательно, к мудрости и толерантности.
Рашковский Е.Б. - Лирическая поэзия как познание, или К вопросу о «внезапном» в творчестве и культуре |
|
c. 556-561
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63370
Аннотация: феномен лирической поэзии описывается в статье как особая, внутренне необходимая форма самоосуществления человека в культуре и, более того, как особая форма самоосуществления культуры как таковой. В основе этого феномена лежат принципы спонтанного самонахождения человеческой личности в ритмическом речевом потоке и одновременно – спонтанного приобщения личности к стихиям и смыслам языка и культуры. Оба эти принципа предполагают, во-первых, расширение поискового поля человеческой памяти и ассоциаций, а, во-вторых, поискового поля общения между людьми. Таким образом, лирическая поэзия оказывается необходимым ингредиентом исторического развития человеческой культуры. Исторически поддерживая в нас потребность неявного, но глубокого и задушевного собеседования с другими, не похожими на нас людьми, лирическая поэзия оказывается и существенным ингредиентом социальности и гражданских отношений, приучая нас к самопознанию и к стремлению найти контакты с другим человеком и, следовательно, к мудрости и толерантности.
Искусство и искусствознание |
Петров В.О. - Новаторские образы искусства ХХ века: в ракурсе эпатажа |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9151
Аннотация: Известно, что в образной системе искусства ХХ столетия наблюдается тотализация проблем современного мира. В статье рассмотрены принципиально новые образы искусства ХХ века, возникшие в результате стремления многих художников, музыкантов, литераторов к эпатажу, оригинальности своих идей. Среди таковых – образ Ничто (тишина в музыке, одноцветные полотна без образной конкретики в живописи, нуля в литературе), гиперболизация неэстетичных на первый взгляд бытовых предметов и аксессуаров, господствующая в веризме, натурализме, дадаизме, реди-мейде, повышенная экспрессивность, спонтанность, возведенная в статус образа в таком знаковом жанре, как хэппенинг и т.д. Отмечается обязательное наличие художественного концепта в подобных произведениях, несмотря на факт их неоднозначной эстетической значимости и ценности. Рассмотрены примеры из наследия М. Дюшана, К. Малевича, А. Капроу, Р. Раушенберга, Э. Уорхолла, Д. Поллока, Д. Кейджа.
Петров В.О. - Новаторские образы искусства ХХ века: в ракурсе эпатажа |
|
c. 562-569
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63371
Аннотация: Известно, что в образной системе искусства ХХ столетия наблюдается тотализация проблем современного мира. В статье рассмотрены принципиально новые образы искусства ХХ века, возникшие в результате стремления многих художников, музыкантов, литераторов к эпатажу, оригинальности своих идей. Среди таковых – образ Ничто (тишина в музыке, одноцветные полотна без образной конкретики в живописи, нуля в литературе), гиперболизация неэстетичных на первый взгляд бытовых предметов и аксессуаров, господствующая в веризме, натурализме, дадаизме, реди-мейде, повышенная экспрессивность, спонтанность, возведенная в статус образа в таком знаковом жанре, как хэппенинг и т.д. Отмечается обязательное наличие художественного концепта в подобных произведениях, несмотря на факт их неоднозначной эстетической значимости и ценности. Рассмотрены примеры из наследия М. Дюшана, К. Малевича, А. Капроу, Р. Раушенберга, Э. Уорхолла, Д. Поллока, Д. Кейджа.
Попов Е.А. - Роль русского художественного авангарда в культуротворчестве начала ХХ века |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9467
Аннотация: В работах, посвященных русскому художественному авангарду рубежа ХХ - ХХI столетий, выделяются две основные тенденции: 1) разрыв с культурно-исторической традицией и построение новой системы ценностей; 2) идейно-художественная связь авангарда и модернизма. Так или иначе эти работы раскрывают особенности "производства" различных авангардистских художественных форм - новый язык, новый стиль искусства и т.д. В настоящей статье основной акцент делается на характеристике русского художественного авангарда с точки зрения его культуротворческого потенциала. В качестве главного вывода приводится мысль о том, что "производство" форм для русского авангарда - это лишь необходимая эмпирическая модель, но онтологическая сущность состоит в созидании совершенно особенной уникальной культурной системы, в которой имеются свои ценности и нормы и складывается своя модель "управления" ими. Такие выводы подкреплены цитатами из работ самих деятелей русского авангарда, а также идеологов культуры и искусства указанного периода.
Попов Е.А. - Роль русского художественного авангарда в культуротворчестве начала ХХ века |
|
c. 570-578
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63372
Аннотация: В работах, посвященных русскому художественному авангарду рубежа ХХ - ХХI столетий, выделяются две основные тенденции: 1) разрыв с культурно-исторической традицией и построение новой системы ценностей; 2) идейно-художественная связь авангарда и модернизма. Так или иначе эти работы раскрывают особенности "производства" различных авангардистских художественных форм - новый язык, новый стиль искусства и т.д. В настоящей статье основной акцент делается на характеристике русского художественного авангарда с точки зрения его культуротворческого потенциала. В качестве главного вывода приводится мысль о том, что "производство" форм для русского авангарда - это лишь необходимая эмпирическая модель, но онтологическая сущность состоит в созидании совершенно особенной уникальной культурной системы, в которой имеются свои ценности и нормы и складывается своя модель "управления" ими. Такие выводы подкреплены цитатами из работ самих деятелей русского авангарда, а также идеологов культуры и искусства указанного периода.
Музыка и музыкальная культура |
Мёдова А.А. - Аналитическое мышление как отношения во времени: на примере этюда О. Мессиана «Лад длительностей и интенсивностей» |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9724
Аннотация: Статья посвящена обнаружению временного модуса аналитического мышления, что означает описание логических отношений в форме отношений во времени. Под временем подразумевается внутреннее сознание времени, опыт его субъективного переживания. В качестве эмпирического материала, в равной мере основанного на временных отношениях и на аналитическом мышлении, выбрана современная музыка в серийной (сериальной) технике. Методология исследования – феноменологический анализ сознания времени, структурно-гармонический и ритмический анализ нотного текста. В статье описаны временные аспекты предпосылок аналитических операций: разделения, различения, предметности (тематизации); показана роль сознания времени в образовании категорий качества и количества. Дифференцирующий потенциал временных отношений продемонстрирован в анализе этюда № 2 из цикла «Четыре ритмических этюда для фортепиано» Оливье Мессиана (1908–1992). Музыкальный текст анализируется с точки зрения смыслообразующей и дифференцирующей роли времени. Этюд представлен как художественная целостность, в которой время является источником и условием различений, разграничений, построения логической системы, узнаваемости и определенности тонов, тематизации звуков серий.
Мёдова А.А. - Аналитическое мышление как отношения во времени: на примере этюда О. Мессиана «Лад длительностей и интенсивностей» |
|
c. 579-588
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63373
Аннотация: Статья посвящена обнаружению временного модуса аналитического мышления, что означает описание логических отношений в форме отношений во времени. Под временем подразумевается внутреннее сознание времени, опыт его субъективного переживания. В качестве эмпирического материала, в равной мере основанного на временных отношениях и на аналитическом мышлении, выбрана современная музыка в серийной (сериальной) технике. Методология исследования – феноменологический анализ сознания времени, структурно-гармонический и ритмический анализ нотного текста. В статье описаны временные аспекты предпосылок аналитических операций: разделения, различения, предметности (тематизации); показана роль сознания времени в образовании категорий качества и количества. Дифференцирующий потенциал временных отношений продемонстрирован в анализе этюда № 2 из цикла «Четыре ритмических этюда для фортепиано» Оливье Мессиана (1908–1992). Музыкальный текст анализируется с точки зрения смыслообразующей и дифференцирующей роли времени. Этюд представлен как художественная целостность, в которой время является источником и условием различений, разграничений, построения логической системы, узнаваемости и определенности тонов, тематизации звуков серий.
Рылева А.Н. - Восемнадцать шагов |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9769
Аннотация: Вадим Львович Рабинович (1935, Киев – 2013, Москва) – советский и российский философ, культуролог, поэт и прозаик, литературовед, переводчик. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2006). Медаль Галилея Международной академии наук в Париже (1979), Синяя лента Софийского университета им. Св. Климента Охридского (1988). Окончил Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева (1959) и Литературный институт им. А.М. Горького (1967). Член Союза писателей СССР (1979). Кандидат химических наук («Исследование некоторых окислительных превращений пропана на смешанных полифункциональных катализаторах», 1967), доктор философских наук («Проблема исторической реконструкции донаучных форм знания», 1986), профессор. Член Исполкома Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-центра. Автор книг «Алхимия как феномен средневековой культуры» (1979), «Образ мира в зеркале алхимии: от стихий и атомов древних до элементов Бойля» (1981), «Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух» (1991), «Человек в культуре. Введение в метафорическую антропологию» (2008), «Имитафоры Рабиновича, или Небесный закройщик» (2010), «Поэтологические штудии» (2012), «Алхимия» (2012), «Полдень Средневековья» (2013), поэтических сборников «В каждом дереве скрипка» (1978), «Фиолетовый грач» (1988), «Двадцать один сюжет для жалейки, эха и бубенца» (1995), «Синица ока» (2008), «Сто стихотворений» (2013). Главный редактор и один из составителей сборников руководимого им сектора «Языки культур» Российского института культурологии под общим названием «Языки культур», всего их вышло три с подзаголовками: «Взаимодействия» (2002), «Образ—понятие—образ» (2009), «В домике НАИва» (2012); председатель редакционного совета задуманных и только частично осуществленных «Берсеневских коллекций» (2012).
Рылева А.Н. - Восемнадцать шагов |
|
c. 589-597
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.63374
Аннотация: Вадим Львович Рабинович (1935, Киев – 2013, Москва) – советский и российский философ, культуролог, поэт и прозаик, литературовед, переводчик. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2006). Медаль Галилея Международной академии наук в Париже (1979), Синяя лента Софийского университета им. Св. Климента Охридского (1988). Окончил Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева (1959) и Литературный институт им. А.М. Горького (1967). Член Союза писателей СССР (1979). Кандидат химических наук («Исследование некоторых окислительных превращений пропана на смешанных полифункциональных катализаторах», 1967), доктор философских наук («Проблема исторической реконструкции донаучных форм знания», 1986), профессор. Член Исполкома Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-центра. Автор книг «Алхимия как феномен средневековой культуры» (1979), «Образ мира в зеркале алхимии: от стихий и атомов древних до элементов Бойля» (1981), «Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух» (1991), «Человек в культуре. Введение в метафорическую антропологию» (2008), «Имитафоры Рабиновича, или Небесный закройщик» (2010), «Поэтологические штудии» (2012), «Алхимия» (2012), «Полдень Средневековья» (2013), поэтических сборников «В каждом дереве скрипка» (1978), «Фиолетовый грач» (1988), «Двадцать один сюжет для жалейки, эха и бубенца» (1995), «Синица ока» (2008), «Сто стихотворений» (2013). Главный редактор и один из составителей сборников руководимого им сектора «Языки культур» Российского института культурологии под общим названием «Языки культур», всего их вышло три с подзаголовками: «Взаимодействия» (2002), «Образ—понятие—образ» (2009), «В домике НАИва» (2012); председатель редакционного совета задуманных и только частично осуществленных «Берсеневских коллекций» (2012).
|
|